Банковскаядеятельность и государственный банковский надзор
Введение
Финансовая система странс развитой рыночной экономикой включает различные типы институтов, составляющихее организационную структуру. Ключевым элементом данной структуры, несомненно,выступают банки, выполняющие функцию посредника на рынке финансовых услуг,которая выражается в аккумулировании временно свободных денежных ресурсов и размещенииих от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности.
В странах с переходнойэкономикой, к числу которых относится и Россия, развитие рыночных отношенийпорождает серьезные структурные изменения финансовых систем (в том числебанковских) как главного механизма финансово-кредитных отношений в государстве.Это выражается в возникновении новых, ранее не существовавших кредитныхинститутов, в модификации взаимоотношений кредитных институтов разного уровня,в изменении пропорций, специализации и динамики развития различных видов финансово-кредитныхинститутов. Специфика вышеобозначенных процессов определяется тем, чтогосударства с переходной экономикой, с одной стороны, стараются учитыватьнациональные и исторические особенности формирования внутренней экономическойсистемы, а с другой — пытаются ориентироваться на имеющийся опыт и примерымеждународного сотрудничества.
Банки играютисключительно важную роль в экономической жизни, и повышение эффективности истабильности банковской системы представляет значительный интерес для общества.В этом смысле важными являются отдельные функции органов банковского надзора.
1. Законодательство России закрепляет уже сложившуюся в государстведвухуровневую банковскую систему, в которой первый представлен ЦентральнымБанком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из многочисленныхнегосударственных (чаще всего коммерческих) банков, находящихся в частной,корпоративной и муниципальной собственности.
Банковская системаотражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий междуее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за ЦентральнымБанком права проведения всех видов банковских операций, его главной функциейвыступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности инадежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объемпроводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих и иныхнегосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг.Формальный признак наличия двухуровневой банковской системы подтверждают двасамостоятельных нормативных акта, отдельно регулирующих правовое положение ЦентральногоБанка и коммерческих банков: Федеральный Закон «О Центральном Банке РоссийскойФедерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. в редакции от 19 июня 2001 г. и ФедеральныйЗакон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. в редакции от 7 августа 2001 г.
В российскомбанковском праве получил закрепление принцип осуществления Центральным Банкомфункции пруденциального регулирования и надзора за деятельностью коммерческих ииных негосударственных банков. При этом целью такого регулирования и надзоравыступает поддержание стабильного функционирования банковской системы в целом.Так, в ст.3 Закона о Центробанке указано, что основной целью деятельности БанкаРоссии является развитие и укрепление банковской системы РФ.
Оба закона содержатотдельную главу, подробно раскрывающую средства, пути реализации и целиподдержания стабильности и надежности банковской системы. Глава X«Банковское регулирование и надзор» Закона о Центробанке определяет,что Банк России является органом банковского регулирования и надзора задеятельностью кредитных организаций.
Надзорные и регулятивныефункции Банка России выражаются в государственной регистрации кредитныхорганизаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитныхорганизаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведениябанковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистическойотчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительныхорганов и главному бухгалтеру кредитной организации. Банк России имеет право запрашиватьи получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности,требовать разъяснений по полученной информации. В случае нарушения кредитнойорганизацией законов и иных нормативных актов, непредставления илипредставления неполной, искаженной информации он имеет право требовать откредитной организации устранения выявленных нарушений1.
При проведении анализароссийского банковского права необходимо обратить внимание на определение тогокруга субъектов, на который распространяется банковский надзор со стороныгосударства в лице Банка России. Российское законодательство употребляет тритермина — «банк», «кредитная организация» и«небанковская кредитная организация».
Основная обязанностьоргана надзора часто зафиксирована в законодательных актах, заключается взащите интересов вкладчиков банка. Однако на практике данная обязанностьзначительно расширена и включает контроль за надежностью и стабильностьюбанковской системы. В ряде стран надзор может быть нацелен на обеспечениесоблюдения кредитно-денежной политики или политики в отношении обменного курса.
Высшим правом, на которомоснованы полномочия большей части органов надзора, является право выдаватьюридическому лицу разрешение или лицензию на осуществление банковскойдеятельности, а также аннулировать разрешение или лицензию. Для того чтобыудовлетворять требованиям на получение банковской лицензии и получить ее,юридические лица обязаны следовать принципам осмотрительности. В разных странахэти принципы могут различаться в деталях; они могут быть в подробностяхрасписаны в законодательных актах, а могут быть даны в широком толковании, чтопозволяет органам надзора при рассмотрении конкретной ситуации действовать посвоему усмотрению. Однако следующие основные требования в отношении выдачиразрешения соблюдаются в большинстве систем надзора:
— лица, осуществляющиеконтроль и управление банком, должны быть честны и заслуживать доверия, иметьопределенные знания и опыт;
— банк должен располагатьдостаточными средствами, чтобы иметь возможность противостоять риску, присущемухарактеру и объемам его деятельности;
— банк должен иметьдостаточный уровень ликвидности для восполнения оттока денежных средств.
Несоблюдение банкомразличных условий и требований для получения разрешения может стать причинойотзыва лицензии контролером. Однако отзыв лицензии, по сути, являющийсяостановкой деятельности, может ускорить неплатежеспособность и, таким образом,как правило, является самой последней санкцией и применяется только когда становитсяочевидно, что исправительные меры невозможны. В качестве менее радикальной мерыи в целях исправления незначительных недостатков органы надзора обычно располагаютправом издания официальных распоряжений в адрес банка с требованиямипредпринять меры по усилению отдельных направлений деятельности, например,путем привлечения дополнительного капитала или усовершенствования системывнутреннего контроля. Однако применение такого рода полномочий довольно редко,и обычно надзор осуществляется в виде неофициального руководства и убеждения.
Одним из основополагающихнаправлений при осуществлении совещательного надзора является контроль задостаточностью капитала. В большинстве стран требования в отношенииминимального размера капитала при учреждении новых банков и проверкедостаточности капитала являются составной частью постоянного надзора.
Банки подверженыразличным рискам. Наиболее значительный из них в смысле накопленногопредыдущего опыта понесения убытков — это кредитный риск, риск непогашениязаемщиком взятого кредита. В обязанности органа надзора не входит руководствокредитной политикой банков, однако он заинтересован убедиться, что банкипоследовательно применяют эффективные процедуры анализа кредитов. Он такжестремится обеспечить адекватное распределение риска путем исполнения правил,направленных на ограничение рисков при займах физическими лицами, кредитахпромышленности или коммерческим структурам или конкретным странам. Органынадзора также стремятся контролировать и ограничивать диапазон прочихбанковских рисков, таких, как риск ликвидности и финансирования, риск процентнойставки и инвестиционный риск, валютный риск и забалансовый риск. Все чаще контролерыпытаются разработать системы мер, позволяющие оценить вероятность подвергнутьсяконкретному риску. Часто данные системы служат основой для конкретных мерконтроля или ограничения по различным категориям риска.
Одним из наиболее важныхпоказателей стабильности банка, хотя наиболее трудным для оценки, являетсякачество активов. Следовательно, исключительно важной для органа надзораявляется уверенность в том, что были созданы достаточные резервы, например, вотношении безнадежной и сомнительной задолженности. В то время как правильнаяоценка активов входит в обязанности руководства, часто решение этого вопросазависит от определенной точки зрения, и орган надзора стремится убедиться втом, насколько правильна данная точка зрения. Например, орган надзора можетстремиться получить гарантию того, что банки правильно оценивают риск,возникающий при кредитовании стран с высоким показателем задолженности,например, путем разработки условий и требований по созданию достаточного уровнярезервов.
Точность иосмотрительность при оценке активов являются исключительно важными для органанадзора, поскольку они непосредственно влияют на определение размера чистыхактивов банка и размеров собственных средств (капитал плюс нераспределеннаяприбыль). Как уже указывалось, капитал широко используется в качестве стандартадля сравнения или минимизации рисков. В общем, до проведения своей собственнойнезависимой проверки орган надзора в вопросе правильной оценки активов вбольшой степени полагается на суждения руководства и на аудиторскую проверкуданной оценки.
Органы надзора придаютогромное значение наличию у банков хорошо спланированной организационнойструктуры, а также эффективной информационной системы и системы контроля дляцелей управления рисками. Органы надзора также следят за должным ведениембухгалтерских записей и применением стандартных учетных процедур для того,чтобы:
— вся банковскаядеятельность осуществлялась эффективно и рационально;
— руководство имелопрочную базу для осуществления контроля и планирования различных взятых на себярисков;
— снизить вероятностьмошенничества со стороны сотрудников, руководства или клиентов1.
Органы надзора озабоченытем, чтобы качество руководства соответствовало характеру и объемудеятельности. В странах, где инспекции на местах проводятся регулярно,проверяющие имеют возможность заметить первые признаки, указывающие на проблемыв руководстве. В других странах контролер регулярно проводит с руководствомбеседы и использует прочие возникающие возможности для контактов. Каков бы нибыл характер нормативной базы, контролер должен использовать все возможностидля того, чтобы составить свое мнение по вопросу компетентности руководства иубедиться, что он правильно понимает стратегию руководства. Он также должен выяснить,насколько хорошо банк оснащен для выполнения своей роли в плане опыта икомпетентности сотрудников, а также оборудования и средств, находящихся в егораспоряжении.
В зависимости от правилосуществления надзора способы, гарантирующие их соблюдение, отличаются в разныхстранах. По сути, существуют два основных подхода:
- проверка на местах;
— сбор и интерпретациярегулярной отчетности и прочей статистической информации.
Системы надзора применяютоба подхода, хотя степень предпочтения, которая отдается одному или другомуподходу, в разных странах различна.
Проверки на местахтребуют привлечения значительных ресурсов органов надзора и могут, заисключением очень небольших банков, регулярно проверять лишь небольшую частьдеятельности организации. В ряде стран процедуры проверки концентрируются накачестве кредитных активов и подтверждающей их документации, а также адекватностисистемы внутреннего контроля, созданной руководством. Если используются системыклассификации кредитов, то обычно инспектора будут проверять на выборочной основекредиты с целью определения правильности их классификации. Также инспекторадолжны уделять внимание политике в отношении резервов по безнадежной и сомнительнойзадолженности и делать заключение относительно достаточности резервов в светесостава кредитного журнала. В случае банков с широким спектром деятельности илисложной структурной сетью следует уделить внимание тому, наскольковсеобъемлющими являются контроль и управление рисками в целом. В особыхслучаях, когда органы надзора уже знают о наличии конкретных проблем, проверкабудет узконаправленной.
2. Статья 56 Федерального закона от 10июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» (с изм. и доп. от 10 января, 23 декабря 2003 г.) гласит, что Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора.Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязанобеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересоввкладчиков и кредиторов. Предметом банковского надзора является соблюдениекредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства,нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. В случае нарушения федеральныхзаконов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательныхнормативов, непредставления информации, представления неполной илинедостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальнуюугрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядкенадзора применять к кредитной организации меры, установленные ст. 74 Федеральногозакона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», аименно:
1) взыскать с кредитнойорганизации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставногокапитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;
2) потребовать откредитной организации:
— осуществлениямероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числеизменения структуры ее активов;
— замены руководителейкредитной организации;
— осуществленияреорганизации кредитной организации;
3) изменить на срок дошести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
4) ввести запрет наосуществление кредитной организацией отдельных банковских операций,предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, насрок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
5) назначить временнуюадминистрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев.Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливаетсяфедеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актамиБанка России;
6) ввести запрет наосуществление реорганизации кредитной организации, если в результате еепроведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротствакредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
7) предложить учредителям(участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силусуществующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либоиных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказыватьвлияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринятьдействия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитнойорганизации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.
Банк России можетобратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иныхсанкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со днясоставления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в частяхпервой и второй настоящей статьи. Для осуществления надзорных функций БанкаРоссии в его структуре должен быть создан Комитет банковского надзора — специальный, действующий на постоянной основе орган Банка России, объединяющийструктурные его подразделения, которые обеспечивают выполнение надзорныхфункций Банка России1.
Комитет банковскогонадзора является частью единой централизованной системы Банка России, имеющейвертикальную структуру управления. В связи с этим руководитель Комитетабанковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членовСовета директоров, а структура Комитета утверждается Советом директоров БанкаРоссии.
Для осуществления функций банковского надзора БанкРоссии имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию обих деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации.Поступившая от кредитных организаций информация по их конкретным операциям неподлежит разглашению без согласия соответствующей кредитной организации. Данноеправило распространяются и на информацию, собираемую Банком России ипередаваемую им по поручению Правительства РФ международным организациям.
Банк России не вправетребовать от кредитных организаций предоставления не предусмотреннойфедеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иныхтретьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.
Банк России публикуетсводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ. Длясоставления банковской и денежной статистики, платежного баланса РФ, а такжедля анализа экономической ситуации в стране Банк России имеет право запрашиватьи получать необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти,их территориальных подразделений и юридических лиц.
По результатам проверкикаждой кредитной организации (филиала) составляется акт проверки. В этом актеотражаются все основные выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки.
Указанный акт проверкипередается вместе с докладной запиской, в которой кратко характеризуетсясостояние дел в проверенной кредитной организации (филиале), сообщается офактах, имеющих значение для целей надзора, но не отмеченных в акте проверки, атакже приводятся данные о мерах, принятых кредитной организацией (филиалом) поустранению выявленных нарушений и недостатков. В случае если ситуация впроверенной кредитной организации (филиале) требует применения к нейустановленных мер воздействия, то руководитель рабочей группы может внестипредложения о применении таких мер.
Руководитель Банка Россииили его территориального учреждения, назначивший данную проверку, обязан непозднее чем в 2-недельный срок, а при комплексной (консолидированной) проверке- в месячный срок после подписания акта проверки рассмотреть этот акт и принятьпо нему решение.
Указанное решениепринимается на основании заключения соответствующего подразделения банковскогонадзора и с учетом мнения подразделения, проводившего данную проверку.
По результатамрассмотрения материалов проверки в адрес кредитной организации (филиала) должнобыть направлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержатьсянеобходимые рекомендации, а в установленных случаях — предписания по устранениювыявленных недостатков. Контроль за выполнением предписаний и рекомендаций,направленных кредитной организации (филиалу), осуществляется подразделениямибанковского надзора. При необходимости может быть назначена повторная проверкаэтой кредитной организации (филиала), которая проводится соответствующим уполномоченнымструктурным подразделением Банка России или его территориального учреждения.
Служащие центральногоаппарата Банка России и его территориальных учреждений, принимавшие участие впроверках кредитных организаций (филиалов), а также ознакомленные с материаламипроверок, несут установленную законодательством ответственность за нарушениязаконных прав кредитных организаций и их клиентов.
Надзорные органы применяютк кредитным организациям меры воздействия двух типов:
— предупредительные;
— принудительные.
Конкретный составприменяемых мер воздействия может как включать меры воздействия только одноготипа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействияразных типов.
Выбор мервоздействия, если это специально не оговорено Инструкцией Банка России № 59,производится надзорными органами самостоятельно исходя из положений Федеральныхзаконов «О банках и банковской деятельности», «О Центральномбанке Российской Федерации (Банке России)», «О несостоятельности(банкротстве) кредитных организаций», нормативных актов Банка России сучетом:
— характера допущенныхкредитной организацией нарушений;
— причин, обусловившихвозникновение выявленных нарушений;
— общего финансовогосостояния кредитной организации;
— положения кредитнойорганизации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.
К кредитным организациям,находящимся под управлением Государственной корпорации «Агентство пореструктуризации кредитных организаций» (далее — Агентство), неприменяются принудительные меры воздействия за нарушение требований банковскогонадзора.
Кредитная организациясчитается переданной под управление Агентства с момента приобретения Агентствомакций (внесения вклада в уставный капитал) кредитной организации в соответствиисо ст. 12 Федерального закона «О реструктуризации кредитныхорганизаций» в порядке, установленном Банком России.
Предупредительные мерывоздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки вдеятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересамкредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условииответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующихслучаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушенийв ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитнойорганизации и ее учредителей (участников) с надзорными органами. Взаимодействиес надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а внеобходимых случаях и ее учредителями (участниками) соответствующихобязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации.
Целесообразностьприменения предупредительных мер воздействия к кредитной организацииопределяется надзорным органом самостоятельно. Предупредительные мерывоздействия могут применяться главным образом на ранних стадиях возникновениянедостатков.
В частности,предупредительные меры воздействия могут применяться:
— при ухудшениипоказателей деятельности кредитной организации, если установленные БанкомРоссии обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющиепредельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются либоимеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие оразвитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации,интересам ее кредиторов и вкладчиков;
— если по даннымотчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеютсяпризнаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояниякредитной организации (например, текущие убытки от банковских операций исделок, тенденция к снижению собственных средств (капитала), привлечениесредств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов (вкладчиков), средствакоторых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания вкредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций идолговых обязательств кредитной организации и другие аналогичные факты);
— при несоблюдениитребований федеральных законов и нормативных актов Банка России в частирегистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности,в частности:
а) при нарушенииустановленных федеральными законами и нормативными актами Банка России сроковпредставления в Банк России документов, необходимых для согласования измененийи дополнений в учредительные документы кредитной организации;
б) при нарушении порядкаоткрытия (закрытия) представительств, филиалов, внутренних структурныхподразделений кредитной организации;
в) при нарушении порядкапредставления документов для согласования изменений, вносимых в положение офилиале кредитной организации;
— при несоблюдениикредитной организацией требований Банка России:
а) по разработке Правилпостроения расчетной системы кредитной организации в условиях отсутствия на последнююотчетную дату у филиалов неоплаченных расчетных документов клиентов или при ихналичии длительностью не более трех дней;
б) по своевременному проведениюфилиалами платежей с корреспондентских субсчетов, открытых им в Банке России, вслучае наличия у филиалов на отчетную дату неоплаченных расчетных документовдлительностью не более трех дней.
Применениепредупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях вдеятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансовогосостояния. В этом случае применение предупредительных мер должно сочетаться спринудительными мерами воздействия1.
Содержаниепредупредительных мер воздействия включает:
— доведение до органовуправления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности иоб обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
— изложение рекомендацийнадзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
— предложения представитьв надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранениенедостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себякредитной организацией, ее учредителями (участниками);
— установлениедополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и завыполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.
Информация руководящиморганам кредитной организации о наличии в ее деятельности недостатков и/илинарушений и необходимости их устранения может быть доведена в следующих формах:
— письменной;
— в ходе деловой встречи(совещания).
Письменная формаинформации представляет собой официальный документ (письмо, телеграмма, телекс,факсимильное сообщение с подтверждением), направляемый надзорным органомкредитной организации и содержащий информацию и требования.
Деловая встречапроводится в виде совещания уполномоченных представителей надзорных органов спредставителями органов управления кредитной организации в следующих целях:
— обсуждения ситуации,сложившейся в кредитной организации;
— анализа предложенныхкредитной организацией, учредителями (участниками) кредитной организации,потенциальными инвесторами или кредиторами путей преодоления финансовых и/илиорганизационных трудностей в ее деятельности.
Результаты совещанияоформляются протоколом, который должен содержать:
— констатацию основныхзамечаний (недостатков) к деятельности кредитной организации;
— перечень основныхмероприятий по нормализации положения в кредитной организации с указаниемсроков их реализации (мероприятия разрабатываются кредитной организацией исогласуются с уполномоченным представителем надзорного органа);
— механизм контроля завыполнением согласованных мероприятий, в том числе со стороны надзорногооргана.
По результатам совещаниянадзорным органом может быть принято решение о целесообразности принятиякредитной организацией письменных обязательств об устранении допущенныхнарушений.
Протокол подписываетсялицом, проводившим совещание.
Экземпляр протоколанаправляется кредитной организации (правлению и совету).
При выполнении кредитнойорганизацией, ее учредителями (участниками), другими лицами (потенциальнымиинвесторами) принятых обязательств и наличии реальных признаков устранениядопущенных недостатков в деятельности кредитной организации надзорный органвправе:
— отменить наопределенный срок, в том числе частично, ранее примененные к кредитнойорганизации надзорным органом принудительные меры воздействия;
— увеличить установленныйнастоящей Инструкцией срок доформирования резервов на возможные потери поссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги до величины, требуемой БанкомРоссии.
Основаниями дляприменения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение)кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскуюдеятельность нормативных актов и предписаний Банка России, непредставлениеинформации, представление неполной или недостоверной информации, а также вслучае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальнуюугрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).
К принудительным мерамвоздействия относятся:
— штрафы;
— требование обосуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовомуоздоровлению, в том числе требование о предоставлении и выполнении плана мер пофинансовому оздоровлению;
— требование оприведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размерауставного капитала кредитной организации в соответствие с п. 3 ст. 12Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций»;
— требование ореорганизации кредитной организации, в том числе требование о предоставлении ивыполнении плана мероприятий по реорганизации;
— ограничение проведениякредитными организациями отдельных операций на срок до 6 месяцев;
— запрет на осуществлениекредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданнойлицензией, на срок до одного года;
— запрет на открытиефилиалов на срок до одного года;
— требование о заменеруководителей кредитной организации;
— назначение Временнойадминистрации по управлению кредитной организацией;
— отзыв лицензии на осуществлениебанковских операций.
Применяемые к кредитнойорганизации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в видепредписания.
Информацию о направлениипредписаний с приложением копий направленных предписаний территориальноеучреждение Банка России по местонахождению головного офиса кредитнойорганизации представляет территориальным учреждениям Банка России поместонахождению филиалов кредитной организации, которой направлено предписание.
Информация, содержащаясяв предписании, относится к сведениям ограниченного распространения в системеБанка России.
Контроль за выполнениемкредитной организацией требований предписания осуществляется надзорным органом,направившим его. В необходимых случаях территориальные учреждения Банка Россиипо местонахождению головных кредитных организаций обращаются в территориальныеучреждения Банка России, осуществляющие надзор за деятельностью иногороднихфилиалов, с просьбой о проведении проверок выполнения требований, указанных впредписании, с указанием срока их проведения и сообщения результатов.Результаты проверок оформляются справками (актами), с которыми должна бытьознакомлена кредитная организация, получившая предписание.
Надзорный орган в случаяхсистематического (более трех раз за последние 12 месяцев) невыполнениякредитной организацией в установленный надзорным органом срок требованийпредписания об устранении нарушений, приведших к ухудшению ее финансовогоположения и созданию реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков),выявления при проверках серьезных нарушений в организации бухгалтерского учетакредитной организации, несоблюдения федеральных законов при выполнениибанковских операций, а также операций на рынке ценных бумаг может предъявитьтребование о замене руководителей кредитной организации (единоличного исполнительногооргана и коллегиального исполнительного органа).
Отзыв лицензии насовершение банковских операций у кредитных организаций осуществляется вслучаях, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковскойдеятельности».
Следует отметить, что сцелью усиления государственного банковского надзора периодически готовятсянормативно-правовые и ведомственные акты. Так, в письме ЦБР от 28 февраля 1997 г. № 419 «О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций» (сизменениями от 25 сентября 1997 г., 22 января, 5 июля 1999 г., 29 ноября 2000 г., 15 февраля, 23 апреля 2001 г., 16 января 2004 г.) говорится, что в целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций РоссийскойФедерации и их филиалов, создания необходимых условий для соблюдения кредитнымиорганизациями требований действующего законодательства и нормативных актовБанка России в сфере учета, отчетности, осуществления платежей и проведениярасчетов, а также повышения стабильности банковской системы Центральный банкРоссийской Федерации устанавливает следующее:
1. Территориальнымучреждениям Банка России вменяется в обязанность обеспечить более действенныйконтроль за соблюдением кредитными организациями, филиалами кредитныхорганизаций правил ведения бухгалтерского учета, осуществления расчетов,достоверностью отчетности, представляемой ими в учреждения Банка России,систематически анализировать ее, оперативно рассматривать и реагировать налюбые негативные явления в деятельности кредитных организаций и филиаловкредитных организаций (наличие фактов задержек платежей, несвоевременногоисполнения обязательств, поступление жалоб и иных фактов, свидетельствующих обухудшении финансового состояния кредитной организации), включая проведениецелевых проверок подразделениями территориального учреждения Банка России, накоторые возложено исполнение этих обязанностей на основании соответствующегоприказа (распоряжения) по территориальному учреждению Банка России.
2. Территориальнымучреждениям Банка России предоставляется право требовать от кредитныхорганизаций и филиалов кредитных организаций, расположенных в данном регионе,представления в оперативном порядке бухгалтерских балансов с периодичностью,установленной территориальным учреждением Банка России. О предъявлении ккредитной организации данных требований (с указанием причин) территориальныеучреждения Банка России в течение 3 рабочих дней информируют Департаментпруденциального банковского надзора Банка России. Дополнительная отчетность,представляемая кредитными организациями в территориальные учреждения Банка России,направляется в Департамент пруденциального банковского надзора только поспециальному запросу.
Под юридическим фактомпонимаются конкретное жизненное обстоятельство, с которым правовая нормасвязывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. В этомсостоит главная функция юридических фактов — обозначение правореализационногооснования. В банковском праве юридические факты выполняют функцию очень важногоэлемента метода банковско-правового регулирования, проявляющегося в том, что вбанковском праве высока степень регулирования по юридическим фактам.
В ходе осуществлениястадий процедуры государственного банковского надзора Банком России возникают,изменяются и прекращаются правоотношения, свойственные данным стадиям. При этомрезультаты деятельности надзирающего органа на предыдущей стадии являютсяюридическим фактом, с которым связываются возникновение или прекращениеправоотношений последующей стадии. Так, обнаружение в ходе информационнойстадии признаков состава правонарушения является основанием для правовой квалификациии принятии решения о применении принудительных мер. В то же время отсутствиесостава правонарушения влечет прекращение надзорной процедуры без осуществленияпоследующих двух стадий процедуры надзора.
Основания началаосуществления процедуры надзора совпадают с основаниями возникновенияинформационной стадии этой процедуры, так как без осуществления информационнойстадии невозможно осуществить процедуру надзора.
Основаниявозникновения права на получение информации классифицируются в зависимости отрежима ее предоставления надзирающему органу. Так, согласно положениям Закона оБанке России кредитные организации обязаны систематически представлятьсоответствующую отчетность, составляемую самостоятельно поднадзорными субъектами.Основанием возникновения субъективных прав и субъективных обязанностей поповоду предоставления и получения информации о значениях конкретных показателейдеятельности кредитной организации является наступление сроков представленияотчетности. Примечательно, что к данной форме информационной стадии процедурынадзора предъявляются требования о составе и содержании представляемойинформации, одинаковые для всех кредитных организаций. Режим информационнойстадии процедуры надзора является общим режимом государственного банковскогонадзора.
Данные полномочия БанкаРоссии по осуществлению специальных режимов информационной стадии процедурынадзора являются абстрактно-общими правовыми предписаниями или абстрактнымисубъективными правами. Общим правовым основанием, признаком и критерием всехвидов правореализующих действий и актов всех субъектов права является обусловленностьи обоснованность реализации соответствующего, закрепленного в диспозицииправовой нормы, их права или обязанности реальным наличием всех конкретныхусловий (надлежащих юридических фактов), которые предусмотрены в гипотезеданной нормы. Правореализация без соответствующего правореализационногооснования и условия — это правонарушение" Исходя из этого следует пониматьуказанное право Банка России как абстрактно-правовую возможность, котораяреализуется в виде субъективного права Банка России только при наличиисоответствующего юридического факта, являющегося основанием для возникновенияконкретных субъективных прав Банка России и конкретных субъективныхобязанностей конкретной кредитной организации.
В качестве основанийвозникновения права на осуществление информационной стадии специальнойпроцедуры государственного надзора должны выступать значения относительныхпоказателей деятельности кредитной организации. Наряду с этими основаниямивозникновения правоотношений информационной стадии существует также специальнаяразновидность оснований возникновения указанных правоотношений на основерешений надзирающего органа о проведении плановых проверок. В действующем законодательствене проведено никакого различия между режимами процедур надзора Банка России взависимости от оснований возникновения правоотношений информационной стадии.Правовой целью осуществления плановых проверок является обеспечение«государственного присутствия», в то время как при осуществленииспециальной процедуры надзора на основании признаков правонарушения — выявлениеобстоятельств совершенного правонарушения и привлечение к ответственностиправонарушителя. Отсюда следует, что необходимо ввести различные режимыпроведения специальных надзорных процедур. Данное предложение вполнесоответствует предложению о введении различных правовых режимов специальныхпроцедур надзора в зависимости от степени отклонения показателей деятельностикредитной организации по сравнению с предельно допустимыми значениями,установленными законодательством.
В государственномбанковском надзоре в качестве юридических фактов выступают факты нахождениязначений показателей деятельности кредитной организации в допустимых пределахзначений показателей деятельности кредитной организации как экономическойсистемы. Для определения значений показателей используются специальные методырасчетов значений конкретных показателей, при достижении определенных значенийкоторых возникают, изменяются и прекращаются субъективные права Банка России поотношению к кредитной организации. Допустимые пределы изменения конкретныхпоказателей устанавливаются как максимальная величина, интервал допустимыхзначений и минимальная величина показателя деятельности кредитной организации.
Следовательно, значенияпоказателей состояния кредитной организации как экономической системы являютсяюридически значимыми фактами, с которыми банковское право связываетвозникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, т.е. юридическимифактами банковского права.
Надзор же за состояниембанковской системы проводится на основе совокупности представленных всемикредитными организациями отчетов и сведений, полученных в ходе провероксодержащих соответствующие значения показателей деятельности кредитныхорганизаций.
Заключение
Банки играют ключевуюроль в экономике. Они хранят сбережения граждан, обеспечивают средства оплатытоваров и услуг и финансируют развитие предпринимательства и торговли. Длянадежного и эффективного выполнения данных функций отдельные банки должнырасполагать доверием общества и партнеров по бизнесу. Таким образом,стабильность банковской системы как национальной, так и международной должнабыть признана предметом общественного интереса. Такого рода общественныйинтерес к банкам во всех странах, в отличие от большинства коммерческихкомпаний, проявляется путем осуществления надзора за их финансовым положением со стороны центральных банков и прочих финансовых агентств.
В настоящее времяпостоянно в банковское законодательство вносятся изменения и дополнения. Вчастности огромное значение представляет специальный режим банковского надзора. В соответствии со ст.13 Закона о реструктуризации Банк России не применяет к кредитной организации,находящейся под управлением Агентства, мер ответственности за нарушение требованийбанковского надзора, контроля за деятельностью кредитной организации в качествепрофессионального участника рынка ценных бумаг, а также не взыскивает в бесспорномпорядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств в обязательныерезервы, депонируемые в Банке России, и не налагает штрафы за нарушениенорматива обязательных резервов. Обязательные резервы депонируются в соответствиисо специальным порядком, который предполагает отсрочку недовзноса пообязательным резервам.
Список используемойлитературы
1. Федеральный законот 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ЗаконРСФСР „О банках и банковской деятельности в РСФСР“ (с изм. и доп. от31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г.).
2. Федеральный законот 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ „О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)“ (с изм. и доп. от 10 января, 23 декабря 2003 г.)
3. Банковское правоРоссийской Федерации. Особенная часть: В 2 т., Учеб. / Отв. ред. Г.А. Толсунян.М.: Юристъ, 2001.
4. Гузнов А.Г.Правовые основы реструктуризации банковской системы Российской Федерации //Законодательство, № 3, 2000 г.
5. Гузнов А.Г. Новыеочертания российского банковского законодательства // Законодательство, № 11,2001.
6. Ерицян А.В.Юридические факты в пруденциальном банковском надзоре // Законодательство иэкономика, № 8, 2002.
7. Ерпылева Н.Ю.Банковское право России: современные проблемы // Гражданин и право, № 1, 2,2002.
8. Комментарий кЗакону „О банках и банковской деятельности“ / Под ред Фоминой О.Е. — СПС „Гарант“, 2001.
9. Основыбанковского права Российской Федерации: Учеб. Пособие. Воронеж, 1996.
10. Постатейный комментарий кФедеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ „О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)“ (Г.А.Тосунян, А.Ю. Викулин) — М.:Издательство „Дело“, 2003.
11. Финансовое право: Учебник / Отв. ред.Н.И.Химичева. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2001.
12. Эриашвили Н.Д. Банковское право:Учеб. Для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.