--PAGE_BREAK--
11. Расчеты и характеристика стоимостных показателей облигаций.
Номинальная цена (цена эмиссии) — напечатана на облигации, служит базой для начисления %, равна отношению ∑займа к количеству эмитируемых облигаций.
Выкупная цена — цена, по которой эмитент выкупает облигации. Цена первичного размещения облигаций иногда не совпадает с номинальной ценой, могут возникнуть 2 варианта: эмиссионная цена меньше номинальной – это дисконтная цена (цена со скидкой); эмиссионная цена больше номинальной – цб. размещена с премией. При продаже облигаций на вторичном РЦБ возникает рыночная цена — отношение цены рынка к номинальной цене облигаций. Разница между ценой погашения и ценой приобретения цб. характеризует величину прироста/убытка капитала за весь срок займа. Если погашение облигаций производится по номиналу, а куплена она с дисконтом следует прирост капитала. Доходность облигаций выше той, что обозначена на купоне. Если облигация куплена по цене с премией, то при погашении этой облигации ее владелец терпит убыток. Облигация может быть приобретена и по номинальной цене — доходность облигаций равна купонной. Абсолютная величина прироста/убытка капитала за год — отношение абсолютной величины прироста капитала/убытка за весь срок займа к числу лет займа. Годовая дополнительная доходность — отношение абсолютных величины прироста/убытка капитала за год к цене приобретения облигации. Доходность облигаций определяется 2-мя величинами: купонными выплатами (вознаграждением за предоставле-ния эмитентом заем) и разницей между ценой погашения и ценой приобретения. Купонные выплаты производятся ежегодно, выражается в % или в абсолютных величинах.
Абсолютная величина годовой доходности — годовая купонная ставка * номинальную стоимость облигаций/100.
Купонная текущая доходность – отношение абсолют-ной величины годовой доходности к номинальной стоимости облигаций. Размер годовой совокупности дохода равен ∑купонных выплат и годового прироста/убытка капитала. Годовая совокупная доходность (ставка совокупного дохода) — отношение размера годового совокупного дохода к цене приобретения облигаций. Совокупный доход за весь срок займа – произведение годовой совокупности дохода на число лет займа. Важ. покупателем при работе с цб. является величина наращенной стоимости. Ее можно определить, если к цене погашения добавить выплаты по купонам в течение всего срока займа.
12. Рынок облигаций (западная и российская модель)
Облигация – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Классификация. В зависимости от эмитента можно выделить следующие виды:
правительство выпускает государственные;
местные органы власти выпускают муниципальные;
акционерные общества выпускают корпоративные;
иностранные заемщики выпускают иностранные.
В зависимости от цели выпуска, облигации выпускаются на:
— финансирование новых инвестиционных проектов,
— рефинансирование задолженности эмитента,
— финансирование непроизводственной деятельности.
В зависимости от срока облигации подразделяются:
государственные: до 1 года, от 1 года до 10 лет, свыше 10 лет;
корпоративные: краткосрочные (от 1 до 5 лет), среднесрочные (от 5 до 10 лет), долгосрочные (от 10 до 30 лет), бессрочные (свыше 30 лет). По способу регистрации облигации делятся:
с указанием владельца – именные;
без указания владельца – на предъявителя.
По форме выплаты купонного дохода можно выделить следующие виды облигаций:
— с фиксированной ставкой,
— с плавающей ставкой,
— с дисконтом (нулевой ставкой),
— выигрышные займы.
Облигация обладает следующими видами стоимости:
номинальной – печатается на самой облигации, служит базой при дальнейших перерасчетах и начислении процентов;
выкупной – цена, по которой эмитент выкупает облигацию по истечении срока займа, может не совпадать с номинальной и зависит от условий займа;
рыночной (курсовой) – складывается под влиянием условий эмиссии и, соответственно, ее привлекательности, а также зависит от спроса и предложения на РЦБ.
Курс облигации – отношение ее рыночной цены к номинальной цене, выраженное в процентах. Для оценки надежности облигаций используется система буквенного обозначения, по шкале убывающего качества на основе первых четырех букв латинского алфавита в комбинации по три буквы: ААА, АА, А; ВВВ, ВВ, ВВ и т.д. до D включительно. Самый высокий рейтинг имеют облигации, обозначенные тремя А. Это облигации высшего инвестиционного уровня, обладающие максимальной надежностью. Однако доходность их невысока. Облигации группы В привлекают инвесторов, которые готовы пойти на определенный риск в надежде на получение более высокой доходности. Для таких облигаций характерна некоторая неопределенность в возврате основного долга, выплаты причитающихся процентов, стабильности курса. Группы С и D объединяют облигации с очень большой неопределенностью в отношении основной суммы долга (ее возврата) и процентных выплат. Индекс D присваивается облигациям с низким рейтингом, которые получили название «бросовых». Однако доходность по ним высока, что компенсирует инвесторам высокий уровень риска.
13. Корпоративные ценные бумаги в РФ.
В настоящее время на рынке корпоративных ценных бумаг обращаются следующие виды бумаг:
1. Акции компаний и предприятий, кредитно-финансовых институтов.
2. Облигации компаний и предприятий, банков, которые рассчитаны на заимствование дополнительных денежных средств для финансирования целевых проектов.
3. Векселя организаций и кредитно-финансовых институтов.
4. Сберегательные сертификаты; депозитные сертификаты.
Акции и облигации могут выпускаться в документарной и бездокументарной форме. Виды акций: именные, на предъявителя, обыкновенные, привилегированные.
В соответствии с Законом “О рынке ценных бумаг” № 39-ФЗ от 22.04.96 г.
Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Акции и облигации могут выпускаться в документарной и бездокументарной форме. Виды акций: именные, на предъявителя, обыкновенные, привилегированные.
Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлению предусмотренного векселем срока определенную сумму векселедержателю. Вексель может выпускаться только в документарной форме.
Депозитными и сберегательными сертификатами признаются ценные бумаги, представляющие собой письменные свидетельства банка о вкладе денежных средств, удостоверяющие право владельца на получение в установленный срок суммы вклада и процентов по ней в любом учреждении данного банка.
Сберегательные сертификаты выдаются вкладчикам — гражданам, а депозитные – юридическим лицам.
В настоящее время из всех инструментов рынка корпоративных ценных бумаг наиболее развит рынок акций. Акции в зависимости от их эмитента подразделяются на акции “первого эшелона” и акции “второго эшелона”.
14. Виды ценных бумаг в РФ
Виды
1) Классические – а) долевые — акции, б) долговые – частные облигации + государственные облигации
2) Производные – опционы, фьючерсы, варранты, складские расписки
3) Фин. инструменты – вексель, чек, депозитный и сберегательные сертификат
Статья 143 ГК РФ относит к цб. следующие документы:
— государственная облигация;
— облигация;
— чек;
— вексель;
— депозитный и сберегательный сертификаты;
— коносамент;
— акция;
— банковская сберегательная книжка на предъявителя;
— приватизированные цб.;
— другие документы, которые законами о ЦБ или в установленном ими порядке отнесены к числу цб.
Статья 815. Вексель
В случаях, когда в соответствии с соглашением сторон заемщиком выдан вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы, отношения сторон по векселю регулируются законом о переводном и простом векселе.
Статья 816. Облигация
В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.
Облигацией признается цб., удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.
15. Финансовые инструменты на РЦБ: виды, особенности, операции
Финансовые инструменты – кредитные орудия обращения и один из способов мобилизации определенной суммы денежных средств, способных трансформироваться в реальные инвестиции. Наиболее значимые из них – депозитные и сберегательные сертификаты и векселя.
Депозитные сертификаты – обращающиеся инструмен-ты, выпускаемые коммерческими банками под срочные депозиты с номиналом 100.000 $ и более. Они имеют определенный срок погашения и могут служить самостоятельным объектом торговли.
По срокам займа сертификаты бывают:
— до востребования, которые дают право на изъятие определенной суммы по предъявлению сертификата;
— срочные, на которых указан срок изъятия вклада и размер причитающихся %. В отличие от обычных сберегательных счетов клиенту выдается не книжка, а удостоверение (сертификат), своего рода долговая расписка банка. Средства с такого вклада могут быть изъяты до истечения оговоренного срока. Депозитные сертификаты в зависимости от способа регистрации делятся на именные и на предъявителя. Такого рода сертификаты выпускаются на срок от 30 дней до 6 месяцев и реализуются с дисконтом (ниже номинала).
Инвестиционные сертификаты – по стоимости еще больше, чем депозитные, их покупка под силу только круп-ным юр. лицам.
Цель депозитных и инвестиционных сертификатов – накопление средств на определенное время с последующим целевым использованием (вложение в производство, инвестирование в цб.). Другие распространения финансовым инструментом является вексель, который считается инструментом коммерческого кредита.
Вексель бывает:
— коммерческий (обеспечен товарным покрытием и учитывается КБ);
— банковский;
— финансовый — краткосрочный, не имеющий специально обеспеченное обязательство, выпускается крупными компаниями. Имеют определенный срок погашения. Используется на РЦБ для продажи и перепродажи. Последний вариант: реализация долгов, прежде всего внутренних. Долги оформляются в специальных цб. и реализуются на РЦБ. Это долги по потребительским кредитам, государственные долги, долги корпораций.
16. Вексель: экономическая сущность, виды и особенности
Вексель – это письменное обяз-во должника (простой вексель) или приказ кредитора должнику (переводящий вексель) об уплате обозначенной суммы в устан-ый срок. Вексель должен иметь обяз-ые реквизиты: слово вексель; сумма платежа; юр-ие адреса и т. д. Сов-ть надлежащим образом оформленных реквизитов сост-т форму векселя. Неверное оформление векселя ведет за собой дефект формы векселя (ДФВ). ДФВ – не соотв-е док-та форм-ым треб-ям векс-го права ведущие к утрате вексельной силы. Особенности вексель: 1. Абстрактность; 2. Бесспорность; 3. Право протеста (при не выполнении должником обяз-в векселедержатель имеет право совершить протест. ПРОТЕСТ – это нотариально удостоверенный факт отказа от платы векселя кот-ый обяз-но д.б. совершен в установленные законом сроки и по месту нахожд-я плат-ка. 4. СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТ-ТЬ – полная ответ-ть каждого обяз-го по векселю лица перед его влад-м. ВИДЫ векселей: 1). По кол-ву участников сделки: -простой (2 лица); -переводной (3 лица); 2). По способу выплаты дохода: -процентные (на векс-ю сумму начисл-ся %); -дисконтные; 3). По эк-ой сущности векс-ой опер-ии: а).коммерч-е (товарные) – в основе тов-я сделка, комм-ий кредит предост-ий поставщ-м покуп-лю в виде отсрочки платежа; б).финансовые – в основе финн-я операция (казначейский, мун-ый, банк-ий); в).фиктивные – выпис-ся с целью изыскания ДС, созд-т основу для фальцификации платеж-го оборота.: — «Встречные» – выставл-ся 2-мя лицами др.др. на одинаковую сумму и одинаковые сроки; — «Дружеские» — выдается по дружбе платежеспособным предприятием др. предприятию испыт-му трудности; — «Бронзовые» — выдаются от имени вымышленных или не кредитоспособных лиц.
Осн-е понятия векс-го обращ-я: СОЛО ВЕКСЕЛЬ (простой)-этот В эмитируется заемщиком и устан-т отнош-е займа и безусловной оплаты м/у 2-мя сторонами должникои и кредитором (1-ым владельцем). ТРАТТА (переводной)-выпис-ся кредитором (трассантом) и содержит приказ должнику (трассату) уплатить в указ-ый срок обознач-ю в В сумму 3-му лицу, кот-е явл-ся 1-ым держателем В (ремитентом). АКЦЕПТ ВЕКСЕЛЬНЫЙ – это согласие оплатить В. АВАЛЬ – это вексельное поручительство по кот-му лицо его совершившее (авалист) принимает на себя ответ-ть перед влад-м В за выполнение обяз-в по В. ИНДОССАМЕНТ – это передаточная надпись на векселе удостов-я переход право требовать уплаты по В др-му лицу (ставится обычно на оборотной стороне В или на доп-ом листе – АЛЛОНЖ). ИНДОССАНТ – лицо передающее В по индоссаменту, а лицо кот-ое принимает этот В называется ИНДОССАТ. ДОМИЦИЛЯЦИЯ – назначение плательщиком по В какого-либо лица (обычно банком). Банк домицилянт выполн-т поруч-е своего плат-ка по соверш-ю платежа.
17. Расчеты и характеристика стоимостных показателей векселей
Исчисление дисконтированного дохода по векселям осуществляется по следующим формулам:
D=N*t/365*id/100 – формула определения величины дисконтированного дохода по векселю.
Cp=N-D – расчет цены реализации векселя.
N – номинальная стоимость векселя
t- срок обращения векселя
id – ставка дисконтированного дохода
Cp цена реализации.
Конечный результат от использования векселей выражается в общих результатах хозяйственной деятельности: в увеличении объемов сбыта продукции, увеличении прибыли, повышении платежеспособности и устойчивости финансового состояния. Вместе с тем этот результат можно определить сугубо специфическими показателями, в числе которых могут быть:
1) показатель доходности (Д) векселя, рассчитываемый по формуле
где П – общая балансовая прибыль, В – общая сумма векселей полученных;
2) коэффициент оборачиваемости векселя (Об), рассчитываемый по формуле
где Р – выручка от реализации продукции (объем реализации), S В – сумма векселей полученных.
Формулу показателя доходности можно преобразовать, умножив ее числитель и знаменатель на одну и ту же величину – на объем реализации (Р): Полученная таким образом модель позволяет выделить воздействие на доходность векселей двух факторов: изменения рентабельности продаж и изменения скорости оборота векселей полученных . Основным признаком эффективности управления динамикой вексельного обращения является превышение темпа роста выручки от реализации продукции или прибыли над темпом роста объема вексельного обращения. Оценку и анализ этих показателей следует проводить на основе их динамики.
18. Производные цб.: виды и характеристика
Производные цб. – это цб., базирующиеся на основных цб. Обычно это контракт на сделку с основными цб. в будущем. К ним относятся:
1. Форварды, или форвардные контракты – внебиржевые соглашения о поставе базисных активов (акций, облигаций, валюты), а оговоренные сроки по фиксированной цене;
2. Фьючерсы, или фьючерсные контракты – стандартные биржевые контрактные обязательства о поставке в будущем оговоренных базисных активов;
3. Опционы, или опционные контракты – стандартные биржевые или внебиржевые контракты, удостоверяющие право выбора одной из сторон исполнить сделку с цб. или отказаться от нее, срок действия опциона – несколько месяцев;
4. Своп – контракт по обмену одной цб. на другую с целью продления срока погашения (например среднесрочной облигации на долгосрочную);
5. Варрант – сертификат, дающий его держателю право купить пакет цб. (акций) по фиксированной цене в установленный срок до их выпуска в обращение. Варранты похожи на опцион, однако срок их действия длительный (как правило, равен сроку жизни базовой акции);
6. Опцион эмитента – эмиссионная цб., закрепляющая право владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента.
7. Депозитарные расписки – это расписки крупного и авторитетного банка по поводу размещения на его депозите пакета акций иностранного эмитента.
8. Инвестиционный сертификат – свидетельство о доле в специальном фонде цб., которое дает право ее владельцу на получение определенного дохода. Его цена изменяется с изменением курсов акций и облигаций, включенных в инвестиционный фонд
19. Международные цб. (МЦБ): виды и особенности их обращения
Глобализация мировой экономики привела к появлению МЦБ Самые распространенные МЦБ — евробумаги и АДР, включающие еврооблигации, евроноты, евровекселя и евроакции.
Еврооблигации — международные долгосрочные цб., выпускаемые заемщиками (международные организации, правительства, ТНК) для получения долгосрочного займа на мировом финансовом рынке. Имеют купоны, дающие право на получение процентов в обусловленные сроки. Выпускаются, как правило, на сроки 2—15 лет. Но могут выпускаться и на срок до 40 лет.
Еврооблигации:• являются предъявительскими, могут размещаться на рынках нескольких стран; • валюта займа является для эмитента и инвестора иностранной; • размещение и обеспечение осуществляется обычно эмиссионным синдикатом, в который входят банки, инвестиционные компании, брокерские компании несколь-ких стран; • номинальная стоимость имеет долларовый эквивалент; • проценты по купонам выплачиваются держателю без удержания налога (в отличие от обычных облигаций).
Евроноты — краткосрочные и среднесрочные именные облигации рынка еврооблигаций. Ноты — это долговые обязательства, имеющие, как правило, плавающую купонную ставку. Выпускаются на 1—3 года с банковской гарантией. Различия между еврооблигациями и евронотами постепенно стираются.
Коммерческие евровекселя — краткосрочные передаваемые долговые обязательства. Для их выпуска эмитенту необходимо согласовать программу действий с одним или несколькими дилерами. Для крупной программы фирма должна иметь трех авторитетных дилеров.
Преимущества коммерческих евровекселей — большая гибкость. Процентные ставки в большей степени определяются рынком. Фирма, выпускающая евровекселя, не обязана получать формальный рейтинг. Стоимость программ по евровекселям ниже, чем по другим евробумагам.
Евроакции — акции ТНК, крупных банков, инвестиционных компаний.
Евробонды — еврооблигации на предъявителя.
Американские долговые расписки (АДР) — свободно обращающиеся расписки на иностранные акции, депонируемые в банках США.
20. Развитие международного РЦБ
Процесс интеграции стран с рын. экономикой требует создания общего фин. рынка для проведения эффективной инвест. политики. Мировой фин. рынок имеет вид 2-уровневой системы, в которой верхний уровень – наднац. – представлен обращением ц/б ведущих ТНК, а нижний – нац. – обращением ц/б нац. компаний. М/н РЦБ состоит из первич. и вторич. рынков. На первич. р. эмитент одной страны размещает свои ц/б в др. стране, а на вторич. происходит перепродажа ц/б ч/з спец.фин. учреждения. Первич. р. сложился в рез-те отношений м/у ТНК и круп. кредитно-фин. инст-ми (страх.комп-ми, инвест. компаниями), а также посредниками (КБ и инвест. Банки). При этом на вторич. РЦБ осн. покупателями и продавцами явл-ся ЦБ и КБ, страх. комп. и др. небанковские институты. Вторич. рынок формировался на базе деят-ти НФБ, кот. находятся в м/н фин. центрах. Росту мирового РЦБ способствовало: усилившаяся деят-ть ТНК, хроническая несбалансированность платеж. балансов и развитие нац. РЦБ. Дальнейшая интеграция в рамках ЕС (переход на единую ден. ед.) позволила создать более эфф-й РЦБ, а также м/н ФБ в рамках европейской интеграции. С введением в 11 странах Европы ЕВРО возникло новое валютно-финансовое объединение – Еврозона, т.е. 11 рынков капиталов этих стран преобразовались в объединенный внутр. рынок капиталов ЕС. Создание Европ. Эконом. и валют. союза (ЕЭВС) способствует совершенствованию деят-ти фонд. рынка Зап. Европы. Ведущие зап. биржи стремятся расширить круг котируемых ц/б за счет привлечения предприятий стран Вост. Европы и СНГ, а также развивающихся стран.
21. Структура современного РЦБ (западная и российская модели)
В настоящее время в ведущих западных странах с развитой рыночной экономикой существуют 3 рынка цб. внебиржевой (первичный), вторичный (ФБ), уличный рынок.
1) Внебиржевой (первичный) рынок охватывает лишь новые выпуски цб. (облигаций и акций). Основные участники – эмитенты цб. (корпорация, федеральное правительство, местные органы власти и инвесторы, в основном коммерческие банки, ПФ, страховые компании, инвестиционные фонды). Особенность – размещение цб. через посредников (инвестиционные банки) на основе эмиссионного соглашения + различные методы размещения цб.
2) Вторичная (ФБ) – традиционно и постоянно действующий РЦБ с определенным местом и временем по продаже (покупке) старых выпусков цб. (главным образом акций торгово-промышленной корпорации). Особенности – торговля осуществляется только членами биржи; существует контроль качества цб.; наличие посредников (брокеры, дилеры, маклеры).
3) Уличный рынок охватывает операции с цб., совершенно вне фондовой биржи, служит спасительным средством как источник финансирования среди мелких потребителей (отсутствует ограничения по приему к котировке цб., комиссионные вознаграждения за услуги и монополизацию членства) и дополнительный источник получения средств для крупных компаний, которые не смогли перепродать цб. на ФБ. Уличный рынок не имеет определенного места и времени торгов, на нем отсутствует единый курс цб.
Российская модель. Структура РЦБ в РФ так же характеризуется наличием первичного и вторичного рынков. В настоящее время первичное размещение цб. (акций и корпоративных облигаций) осуществляется либо непосредственно эмитентом, либо с помощью фирмы-посредника (агента).
Возможно также образование эмиссионного синдиката (консорциума). Кроме того, организовано первичное биржевое размещение цб. (ГКО-ОФЗ и другой государственной облигации) на аукционах при посредничестве ММВБ. Вторичный биржевой оборот осуществляется на 10-ти фондовых биржах, в том числе ФБ РТС (российская торговая система), ММВБ, МФБ. Вторичный внебиржевой рынок-РТС, создан в 1995 г., который состоит из брокерско-дилерских компаний и проводит, автоматизированные торговые операции в режиме реального времени. Сегодня РТС получила статус фондовой биржи. продолжение
--PAGE_BREAK--
22. Современные тенденции развития РЦБ в РФ
В настоящее время в РФ происходит расширение банковских операций с цб. Однако стоимость всех видов бумаг, выпущенных банками несравнимо мала в сопоставлении с другими, в том числе развивающимися странами. Ограниченным остается инструментарий российского РЦБ. На отечественном биржевом рынке ликвидными могут считаться 5-7 компаний и менее 10 выпусков государственных и корпоративных облигаций, что намного ниже, чем в других странах. Одно из главных направлений развития российского РЦБ – существенное увеличение количества обращаю-щихся инструментов. Для этого необходимо:
— Расширение операций кредитования под залог государственных и корпоративных цб.;
— Развитие рынков биржевой торговли инвестиционными паями (ПИФ-ов), ипотечными облигациями, срочными производными инструментами;
— Организация в России международного сектора РЦБ, т.е. осуществление на российских биржах листинга и обращения акций и долговых бумаг.
Следует также преодолеть синдром недоверия инвесторов, особенно граждан к РЦБ, законодательно закрепить возможность обращения иностранных цб. на российском рынке, значительно расширить развитие систем фондовой торговли с использованием Интернета.
23. Реализация долгов на РЦБ
Особенностью современного РЦБ является появление на нем новых финансовых инструментов — секьюритизация долгов, т.е. продажа долгов, прежде всего в корпоративном и государственном секторах (долги оформляются в специальные цб. и реализуются на РЦБ), которые переплетаются с финансовыми компаниями, КФИ и нас-ем. Это долги по потребительским, кредитам, госдолг, долги корпораций.
Цель продажи долгов – стремление получить дополнительные крупные денежные средства. В США с середины 80-х гг. начался процесс секьюритизации долгов по потребительскому кредиту. Под эти долги выписывались цб., облигационного характера (бумаги обратных активов). В структуру таких цб. (долгов) включаются ссуды под дома, кредитные карточки, ссуды на автомобили. Оформляются долги в виде цб. и продают их ниже номинала:
— по ипотечному кредиту;
— по потребительскому кредиту.
В начале 80-х гг. появилась проблема погашения долгов для стран Латинской Америки. Стали искать пути. МВФ и американская администрация предложили схему реструктуризации долгов. Если долги не могут быть возвращены, т.е. существует задолженность, для этого долги продают ниже номинала на РЦБ. На долги получают навар, и прибыль. Прецедентом стала м/н задолженность развивающихся стран (т.е. реструктуризация долгов).
1. Увеличение валютной выручки от экспорта этими странами.
2. Предоставление новых кредитов (отказались от этого, так как это ведет к новой задолженности).
3. Списание долга.
4. Оформление долгов через новые цб.
В настоящий момент используют 1, 3 и 4 пункты. Потом к этой системе присоединилась Польша и тропическая Африка.
Реализацией долгов занимаются банки, международные валютно-финансовой организации (Лондонский, Парижс-кий фонд). Доход в виде курсовой разницы или дисконта.
24. Залоговые аукционы в РФ в 90-е годы
Залоговые аукционы впервые появились на территории Российской Федерации в 1995 году. Правительство Российской Федерации было заинтересовано в дополнительном притоке денежных средств для воплощения намеченных реформ. С этой целью ведущим коммерсантам страны была предложена следующая схема: коммерсанты, выступая в качестве кредиторов, передают Правительству в собственность денежные средства, а Правительство, в свою очередь, для обеспечения исполнения своих обязательств предоставляет им в залог акции ведущих государственных предприятий. Таким образом, в случае не возврата кредита кредиторы могли свободно распорядиться акциями этих предприятий.
В итоге подобной операции деньги так и не были возвращены, а акции были проданы по цене, в сотни раз меньше их рыночной стоимости. Например, такой крупный гигант как «Норильский никель» был продан по цене 170 миллионов долларов, в то время как его годовой доход составлял свыше одного миллиарда долларов.
Таким образом, все крупные предприятия самой доходной промышленности не только в России, но и во всех странах, были переданы в частные руки.
В силу абзаца первого пункта 2 статьи 335 Гражданского кодекса Российской Федерации проведение подобных залоговых аукционов было незаконным. Особенно с учётом проведённой ранее приватизации Правительство de facto не подпадало под круг субъектов, поименованных в вышеназванной норме. Однако все иски о признании результатов данных залоговых аукционов недействительными были отклонены.
25. РЦБ РФ после дефолта в 1998г.
Внутри гос-ый долг в виде цб. в мае 1998 г. составил свыше 700 млрд.руб. В последний год этот рынок все более напоминал фин-ую пирамиду. Спад произв-ва, кот-ый так и не прекратился в России, привел к тому, что единственным способом покрытия внутри гос-го долга, сформировался за счет заимствований посредством ГКО и ОФЗ, по-прежнему остались лишь новые займы.
Кроме того, рез-ом высокой доход-ти гос-ых цб (напр-р, в августе 1998 года она достигала почти 300 % год-х) стало вымывание ДС из реального сектора, где доход-ть была несравнимо ниже, а риски выше. Долг по ГКО и ОФЗ достиг таких размеров, что фин-ых рес-ов, получ-х в рез-те продажи новых выпусков облигаций, не хватало на выполнение обяз-в перед владельцами уже наход-ся в обращении выпусков.Эти цб. тоже стали источ-ом дефицита бюджета. Из-за отсутствия пополнения бюджета за счет налог-х платежей, а также из-за необход-ти обслуживать значит-ый внешний долг гос-ву необх-мо реструктурировать свой внутренний долг. Покрытие его за счет новых эмиссий было неприемлемым. Т.о., прекращение Россией обращения ГКО и ОФЗ стало единственным вариантом действий в сложившейся тупиковой ситуации. 17.08.1998г.-заявление правительства о новой экон-ой политике, кот-ая предусматривала расширение границ “валютного коридора”, объявление моратория на погашение внешних долгов и замораживание рынка ГКО.26 августа стала известна схема реструктуризации ГКО/ОФЗ. Принципиально важным в предложенной схеме явл-ся тот факт, что банки получают ДС в объеме лишь 5 % от суммы вложений в ГКО/ОФЗ. Оставшиеся же 95 % долга будут в обязательном порядке конвертированы в новые выпуски облигаций. При проведении реструктуризации рынка ГКО/ОФЗ инвесторы смогут обменять 20 % облигаций на цб., номинированные в долларах США с 5 % — ным годовым купоном и сроком погашения в 2006 г. Оставшаяся часть долга в равных долях будет переоформлена в рублевые облигации со сроком обращения 3, 4 и 5 лет и купонным доходом в 20-30 % год-х. Объявленный обмен госбумаг не распространяется на облигации, принадлежащие ФЛ, — все обяз-ва перед ними будут исполнены точно в срок В феврале и марте 1999 г. происходил процесс обмена выпусков ГКО и ОФЗ на новые цб. в рамках новации. Купонные выплаты позволили создать приток рублевых средств в банковскую систему. Это увеличение предложения рублей имело целый ряд важных последствий для финн-ых рынков.
Состояние РЦБ РФ после дефолта 1998 г.
После августа 1998 года рынок гос-ых цб. оказался в сложном положении и развивался очень медленно. Фондовый рынок не отражал реального сектора экономики. Однако постепенно капитализация фонд-го рынка России росла. В 2003 году она составила 165 млрд. долл. Россия по осн-му показателю (отношение капитализации рынка акций к ВВП) обошла большинство развивающихся стран мира и почти сравнялась с Германией. Это отношение составило в 2003 году около 33 %. Снижается и доля добывающего сектора и энергетики в рыночной капитализации: — в 2001 году — 90 %;- в 2002 — 75 %; — в 2003 — 67- 68 %; — в 2005 году — 64 %.В то же время из этих данных следует, что голубые фишки нефтяных компаний и «Газпрома» на РЦБ составляли осн-ю долю рынка.Постепенно восстан-ся рынок гос-ых цб. На конец 2000 года номин-ый объем всех выпусков ГКО-ОФЗ составил 9 млрд. долл. На 14.08.03 номин-ый объем рынка ГКО-ОФЗ составлял 300,3 млрд. руб., а его капитализация составила 321,68 млрд. руб. Начал выпускать свои цб. Банк России (ОБР — облигации Банка России). На 26.06.2006 объем рынка «К0-0ФЗ-0БР по номиналу составил 803,46 млрд. руб. (30 млрд. долл.), а его капитализация—791,52 млрд. руб. Для инвестирования эк-ки необходим выпуск долгосрочных гос-ых цб.В России пока понижена мотивация для инвестиционной деят-ти. Этому мешают высокие риски. В рез-те — ФЛ пока недостаточно активно участвуют в процессах инвестирования через РЦБ. Но постепенно ситуация изменяется. Непрерывно растут портфельные инвестиции населения, его интерес к РЦБ. Инициируют этот интерес инвестиц-ые компании, фонды и банки. Растет спрос на корпоративные цб.
26. Особенности развития РЦБ РФ в 90-е гг.
РЦБ начал складываться после выхода постановления Совета Министров СССР 1195 г. от 15 октября 1988 года «О выпуске предприятиями и организациями цб.», в котором были определены процедуры, связанные с изготовлением, реализацией и приобретением акций работниками предприятий. В 1990 г. — положение об АО и ООО. Были созданы Московская международная фондовая биржа, Московская центральная фондовая биржа. В 1991 г. было введено лицензирование деятельности юр. и физ. лиц на РЦБ. Начался процесс выпуска банковских акций, векселей и др. Создавались инвестированные фонды. В 1993 г. начался выпуск ГКО.
Формирование РЦБ в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников.
Приватизация означает преобразование государствен-ной собственности в собственность граждан или юр. лиц. В нашей стране основным документом, определяющим практические вопросы приватизации является Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ.
В самом начале проведения приватизации в стране не было устойчивой нормативной базы для проведения сделок с цб., поэтому стало возможным возникновение финансо-вых пирамид, а затем и крах таких финансовых компаний как МММ, Русский Дом Селенга и других, в результате деятельности которых были обмануты миллионы вкладчиков, и подорвано доверие к фондовому рынку со стороны населения. Как мы уже видели, такая ситуация уже складывалась на РЦБ еще в середине XX века. Тогда прошло немало времени для того, чтобы вкладчики вновь поверили в цб., поэтому можно ожидать, что пока в нашей стране не сформируется стабильная нормативная база на РЦБ, бурного развития фондового рынка не произойдет, а без этого невозможно привлечение инвестиций для развития производства и, следовательно, невозможна стабилизация экономики страны.
В 1995 г. цб. стали выходить на внешний рынок. В 1996 г. сформирован первичный рынок
С принятием Положения о Федеральной комиссии по цб. и фондовому рынку, ФЗ от 22.04.96г. N 39 “О РЦБ” и введением с 01.01.95 года запрета на работу без лицензии на РЦБ, формирующийся фондовый рынок должен приобрести более цивилизованные черты, что позволит инвесторам избежать финансовых потерь от поведения недобросовестных эмитентов, и в конечном итоге стабилизировать экономическую ситуацию в стране.
В 1997г.-1998г. правительство продолжало наращивать и увеличивать объемы ГКО для покрытия дефицита.В 1998 г. – дефолт – отказ государства от своих обязательств.
27. Кризис фондовых рынков 2007-2008 гг.
В начале 2008 года аналитики росс-го фонд-го рынка прогнозир-ли дальнейший рост рынка, а индекс РТС виделся многим в районе 3000 пунктов. Жизнь растоптала тогдашние прогнозы, и сделала это весьма жестоко. Первая неприятность случилась вскоре после наступления Нового года, когда росс-ий фонд-ый рынок значительно просел. Тезис об относит-ой независ-ти росс-го фонд-го рынка от мировой конъюнктуры оказался несостоятельными. Падение было просто обвальным, и по всему миру, и по всему спектру. Из росс-их голубых фишек не поддалось общему порыву лишь «Полюс Золото», а Норникель, Ростелеком, МТС и Газпромнефть делали попытки не провалиться так же глубоко, как их большинство менее удачливых коллег. В течение зимы-весны индекс ММВБ неск-ко раз касался уровня 1500 пунктов, кот-ый стал тогда знаковым уровнем поддержки.И действит-но в начале мая рынок взвился вверх, ведомый вздорожавшей нефтью, и установил истхаи по обоим ведущим росс-им индексам (ММВБ вплотную подобрался к 2000 пунктов). Но уже с конца мая началось планомерное сползание рынка вниз, следом за начавшей падать нефтью и разразившимся фин-ым кризисом. В начале августа война с Грузией стала доп-ым, относит-но других фонд-ых площадок, фактором снижения, когда инвесторы с удвоенной энергией бросились уводить денежки с росс-го фонд-го рынка. Власти создали своими руками ситуацию последоват-го, устойч-го нарастания напряженности в отношениях с Западом, кот-ый приступил к активному поиску альтернат-х источников энергии. Так фин-ый кризис наложился на геополитический фактор, и росс-ий фонд-й рынок понес существенные потери, гораздо большие, чем другие мировые площадки. Потери относит-но максимумов мая в конце лета составили-30%. Летний обвал осенью только усилился. Большинство продаж в дни кульминации кризиса 15–16 сентября были вынужденным или принудительным закрытием позиций. С середины мая по середину июня росс-ие индексы снизились на 3–5%, с середины июня по середину июля — примерно на 10%, с середины июля по середину августа — на 12–16%, с середины августа по 16 сентября — на 35–40%, из которых 33–35% пришлось на сентябрь. В последние дни острой фазы кризиса индексы падали практически отвесно. Фаза кризиса с начала сентября представляла собой сваливание в штопор цепных неплатежей. Сами неплатежи начались уже 15–16 сентября, но развитие кризиса в предыдущие две недели сделало их неизбежными. В памятные октябрьские «черные» дни индекс ММВБ вплотную подбирался к 500 пунктам, то есть падал более чем в три раза относит-но начала года. Потери по основным фишкам составили разы: Лук и Роснефть упали в два раза, Газпром — в три, Гомик — в три с четвертью, ВТБ — в три с половиной, Сбер — в четыре с половиной и так далее. По сути рынок вернулся ко временам 3-4 летней давности, и коту под хвост были отправлены достижения минувших лет. Росс-ий рынок превратился в тяжело больное существо, дневные колебания вверх-вниз порядка 10% стали нормальным явлением, в ход были запущены ограничительные процедуры ФСФР: остановки торгов, запреты на маржинальную и «короткую» торговлю. В последние недели 2008 года рынок относительно стабилизировался недалеко от своих многолетних лоу, пошли разговоры о достижении «дна». Все громче стал звучать сводный хор гуру, призывающий потенциальных инвесторов набраться смелости и закупиться, наконец, товаром (то есть акциями) по бросовым ценам. Можно сказать, что прошедший год стал для инвестирующего сообщества годом «ушата холодной воды», когда были разрушены многие, казалось бы устойчивые, стереотипы. Прежде всего стереотип «растущего росс-го фонд-го рынка», кот-ый наши гуру успешно культивировали все последние годы, призывая новые когорты Буратин вкладывать в акции свои заветные пять сольдо. Теперь, похоже, таких Буратин осталось совсем немного. Так что Новый год для любителей и профессионалов фонд-го рынка выдался совершенно особый. То, что случилось, еще раз говорит о том, как хрупко все в этом мире, и с какой осторожностью следует относиться к «незыблемым» постулатам. Это урок на будущее, и то, что этот урок пришлось учить нынешнему поколению инвесторов, д. сослужить хорошую службу всем, кто по простоте душевной поверил в тезис «Заработай быстро свой миллион на фонд-ом рынке».
28. Первичный (внебиржевой) РЦБ и его характеристи-ка (западная и российская модели)
Первичный рынок — это рынок, где происходит размещение вновь выпущенных цб. Основная функция первичного РЦБ — направление инвестиц-ых потоков в наиболее перспективные, динамично развивающиеся сферы производства. Особенность внебиржевого рынка – он пропускает новые выпуски цб., которые затем уходят на фондовую биржу. Субъекты первичного РЦБ:
1) физ. лица;2) юр. лица — промышленные компании, фирмы, коммер-ческие банки, страховые общества, ПФ, паевые инвестиционные фонды;3) государство, органы регионального и муниц-го управления.
На первичном рынке размешаются в основном акции и облигации. Исключение – фин-ые векселя, размещае-мые коммерч-ми банками, государством, регионами и органами муниц-го управления; эти векселя представляют собой, по сути, бескупонные облигации. Основная роль внебиржевого рынка связана с торговлей облигациями. На нем осущ-ся и продажа акций. Степень развитости первич-го РЦБ зависит от развития экономики в целом, кредитно-фин-ой системы, традиций РЦБ и накопления денежного капитала. Наиболее развиты первичные рынки в США, Японии, Канаде и Западной Европе.
Первичный рынок распадается на рынок частных корпоративных облигаций (от 70 — 90 %) и рынок акций (от 10 — 30 %). Около 80 — 90 % финансирования корпо-раций осуществляется за счет первичного рынка. Особенность первичного рынка США, Канады – размещение цб. через посредников — инвестиционные банки. Взаимоотношения между компанией-эмитентом и инвестиционным банком строятся на основе эмиссионного соглашения. Обычно он закупает весь выпуск, т.е. принимает на себя фин-ую ответ-ть за весь выпуск (андеррай-тинг). Обязательным условием эмисс-го соглашения явл-ся «оговорка о выходе с рынка», кот-ая позволяет аннулировать соглашение.
29. Профессиональная деятельность на российском РЦБ
Профессиональная деятельность на РЦБ – это оказание услуг участникам данного рынка на компетентной и коммерческой основе.
Виды профессиональной деятельности:
1. Брокерская (размер уставного капитала – 5млн. р.);
2. Дилерская (500 т. р.);
3. Деятельность по управлению цб. (трастовая) (5 млн. р.);
4. Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринговая) (15 млн. р.);
5. Депозитарная деятельность (20 млн. р.);
6. Деятельность по ведению реестра владельцев цб. (30 млн. р.);
7. Деятельность по организации торговли на рынке цб. (30 млн. р.);
Основными принципами организации профессиональной деятельности является:
— Добросовестность и честность по отношению к клиенту;
— Отделение собственной коммерческой деятельности от коммерческой деятельности в пользу клиентов;
— Приоритетность интересов клиента над собственными интересами в случае возникновения конфликта;
— Обязательное уведомление клиента о возможных рисках;
— Выплата клиенту части выгоды от хранения его активов у профессиональных участников;
— Возмещение клиенту убытка, причиненного действиями профессионального участника.
Профессиональными участниками могут стать только юридические лица.
Брокерская деятельность – деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с цб. от имени и за счет клиента в том числе от эмитента цб. при их размещении, либо от своего и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
Дилерская деятельность – совершение сделок купли-продажи цб. от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки/продажи определенных цб. с обязательством покупки/продажи цб. по объявленным ценам.
Трастовая деятельность – осуществление юр. лицами от своего имени за вознаграждение в течении определенного срока доверительного управления цб. и денежными средствами, принадлежащими другому лицу.
Клиринговая деятельность – деятельность по определению взаимных обязательств и их зачету по ставкам цб., а также расчетам по ним.
Депозитарная деятельность – оказание услуг по хранению сертификатов, цб., а также учет перехода прав по ним.
Деятельность по ведению реестра владельцев цб. – сбор, фиксация, обработка, хранение данных о владельцах цб., а также предоставление информации заинтересован-ным лицам.
Деятельность по организации торговли – предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с цб. между участниками РЦБ.
30. Роль первичного РЦБ в экономике развитых стран
Первичный рынок – рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущeнных цб. Основные его участники – эмитенты цб. и инвесторы. Эмитенты, нуждающиеся в денежных средствах для инвестиций в основном и оборотном капитале, определяют предложение цб. на фондовом рынке. Инвесторы – ищущие выгодную сферу для применения своего капитала, формируют спрос на цб. В отличие от биржи не имеет собственного места торговли. В количестве выражении внебиржевой рынок больше, чем биржевой, т.к. на первый поступает ежегодно большое кол-во выпусков цб. Наиболее развиты первичный рынок в США, Японии, Канаде и Западной Европе, именно в этих странах наиболее активно осуществляется мобилизация денежного капитала через цб. Основная часть источников, привлеченных на обновление основного капитала и внедрение новых технологий, в корпоративном секторе приходится на эмиссии облигаций и акций, а не на банковские кредиты. В этом специфика развития первичного РЦБ.
По существу, первичный рынок распадается на рынок частных корпоративных облигаций (от 70-90%) и рынок акций (от 10-30%). Особенность первичного рынка состоит в размещении цб через посредников – инвестиционные банки. Взаимоотношения между компанией-эмитентом и инвестиционным банком строятся на основе эмиссионного соглашения. Инвестиционные банки совместно с компанией-эмитентом определяют условия эмиссии (сумму капитала, сроки и способы размещения цб. и т.д.) и осуществляют их непосредственное размещение. Согласно эмиссионному соглашению инвестиций банк размещает цб. либо в качестве покупателя, либо в качестве агента. Обычно он принимает на себя финансовую ответственность за выпуск (андеррайтинга). Реже инвестиционные банки действуют в качестве агента.
31. Эмитенты РЦБ и их характеристика
Эмитенты РЦБ – основные участники РЦБ наряду с инвесторами и посредниками. Эмитенты нуждаются в финансовых ресурсах для инвестиций в основном и оборотном капитале и определяют предложение цб. на рынке. Эмитентом цб. могут быть юр. лица (АО, предприниматели и организации других организационно-правовых форм собственности), органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами цб. по осуществлению прав, закрепленных ими. Кроме того эмитентами цб. (акций) могут быть инвестиционные компании, банки и биржи – структуры создаваемые как АО. АО выпускают корпоративные цб. при учреждении АО и размещении акций среди учредителей; увеличении размеров у/к АО; привлечении заемного капитала путем выпуска облигаций. Центральное производство и местные органы власти с целью мобилизации денежных средств выпускают государственные цб. С помощью государственных цб. осуществляются: финансирование текущего дефицита бюджета; рефинансирования государственного долга финансирование государственных проектов и программ. продолжение
--PAGE_BREAK--
32. Порядок эмиссии цб. в РФ
Процедура эмиссии эмиссионных цб. включает этапы:
— принятие решения о размещении эмиссионных цб.;
— утверждение решения о выпуске;
— государственную регистрацию выпуска;
—размещение эмиссионных цб.;
— государственную регистрацию отчета об итогах выпуска.
Эмиссионные цб., выпуск которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями законодательства, размещению не подлежат.
При учреждении акционерного общества или реорганизации юр. лиц, осуществляемых в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных цб. осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных цб. осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных цб.
Государственная регистрация выпуска сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных цб. путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.
Если государственная регистрация выпуска эмиссион-ных цб. сопровождается регистрацией проспекта цб., каждый этап процедуры эмиссии цб. сопровождается раскрытием информации.
Особенности процедуры эмиссии облигаций Банка России определяются Правительством РФ в соответствии с законодательством.
Процедура эмиссии государственных и муниципальных цб., а также условия их размещения регулируются ФЗ или в порядке, установленном ФЗ.
33. Методы размещения цб. на первичном рынке (западная модель)
Обычно используются следующие формы размещения на условиях аукциона:
— открытое (публичное);
— закрытое (индивидуальное) размещение.
В случае закрытого размещения новые цб. продаются заранее определенному количеству покупа¬телей (обычно крупным фондам, страховым компаниям и т.п.). Процедура закрытого размещения включает сле¬дующие этапы:
— принятие эмитентом решения о выпуске цб.;
— регистрацию выпуска цб.;
— для документарной формы — изготовление серти¬фикатов цб.;
— размещение цб.;
— регистрацию отчета об итогах выпуска цб.
Публичное размещение цб. — размеще¬ние цб. путем открытой подписки, в том числе размещение цб. на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на РЦБ.
Публичное размещение эмиссионных цб. проводится среди неограниченного круга владельцев. При публичном размещении цб., а также при зак¬рытом размещении, если число владельцев превышает 500 человек или общий объем эмиссии превышает 50 тыс. МРОТ, процедура эмис¬сии предполагает регистрацию проспекта эмиссии цб.
При регистрации проспекта эмиссии цб. процедура эмиссии дополняется следующими этапами:
— подготовкой проспекта эмиссии цб;
— регистрацией проспекта эмиссии;
— раскрытием всей информации, содержащейся в от¬чете об итогах выпуска.
Проспект эмиссии содержит данные о самом эмитен¬те, его финансовом положении, предполагаемых к прода¬же цб., общем объеме выпуска, количестве цб. в выпуске, процедуре и порядке их выпус¬ка и другую информацию, которая может повлиять на решение о покупке цб. или об отказе от такой покупки (раздел).
Инвестиционные компании играют важную роль в размещении цб. нового выпуска. Выделяют сле¬дующие функции инвестиционных компаний на первич¬ном РЦБ.
— формирование выпуска цб.;
— андеррайтинг;
— создание синдиката;
— распространение цб.;
— стабилизация цен;
— подготовка условий для последующих операций с распространяемыми цб. на вторич¬ном рынке.
34. Сущность и развитие IPO в РФ
IPO (Initial Public Offering) – это первичное размещение акций какой-либо компании на рынке. Само сокращение заимствовано с западных рынков ценных бумаг. На биржу одна за другой выходят новые компании, которые выпускают акции с целью привлечения средств на развитие своего бизнеса. Акции этих компаний могут быть очень привлекательны для вложения средств: все зависит от потенциала компании. Нередко акции компаний после IPO вырастают в цене очень быстро за короткий срок.
В ближайшие годы на биржу могут выйти десятки компаний. Есть категория инвесторов, работающих на фондовом рынке, что называется, с прицелом на будущее: они преобретают новые акции, которые потенциально через год-другой могут вырасти в цене.
Новые акции можно купить у организаций-агентов, которые проводят IPO. Они называются андеррайтеры. Обычно это крупные банки или инвестиционные компании, имеющие широкую сеть филиалов и мощный финансовый потенциал. IPO может проводиться и по предварительной подписке. Сначала акции предприятия, как правило, покупают крупными пакетами, однако впоследствии они дробятся на меньшие.
IPO позволяет привлекать на почти безвозвратной основе крупные объемы финансовых ресурсов, которые в перспективе могут быть использованы для развития бизнеса. Но в случае участия в первичном размещении акций на бирже, инвестор несет дополнительный риск. Покупая любые акции, инвестор сразу начинает нести риск падения их цены. Если размещение произойдет ниже рыночной цены, то можно продать полученные акции на открытом рынке дороже, чем купили при размещении или же наоборот. Но можно представить, ради чего инвесторы осознанно идут на риск. Например, за прошлый год индекс РТС вырос на 65%, то есть, грубо говоря, столько в среднем принесли вложения в российские акции, в то время средняя доходность банковских депозитов составляла 8,5%.
Первыми вышли на публичный рынок ценных бумаг США через механизм IPO российские «голубые фишки»: Вымпелком, Татнефть, Ростелеком, Голден Телеком, Мобильные Телесистемы. Их дебют на фондовом рынке был довольно успешен, особенно IPO компания МТС. Листинг её акций в форме ADR 3-го уровня был организован на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Подписка на IPO компании в июне 2000 г. в 6,5 раз превысила количество выпускаемых акций. В результате, было привлечено $353 млн., которые были направлены на дальнейшее развитие компании и расширение её регионального присутствия. Цена акции в момент выпуска составляла $21,5. В сентябре 2003 г. она достигла $34,1. Капитализация компании поднялась до $3,38 млрд.
35. Национальные особенности первичных РЦБ развитых стран (США, Западная Европа, Япония)
Общим для промышленно развитых стран является то, что государственные цб. являются главным источником привлечения средств на внутреннем РЦБ.
По странам различается структура государственных долговых обязательств с различными сроками погашения. Если в США преобладают среднесрочные ноты (более 60 %), то в Японии и Германии долгосрочные облигации. В США высока доля не рыночных ценных бумаг (порядка 1/3 от всех государственных долговых обязательств). К не рыночным относятся сберегательные облигации; облигации пенсионных фондов; индивидуальные пенсионные облигации и т.д.
Одним из крупнейших рынков государственных цб. является рынок Германии. Он значительно превышает рынок акций.
Японский рынок имеет свою специфику: практика широкомасштабного выпуска долговых обязательств привела к повышению не погашенного внутреннего долга, в результате чего свыше 20 % расходной части бюджета идет на выплату % и погашения облигаций.
36. Вторичный РЦБ (ФБ) – структура и операции (западная модель).
Вторичный рынок (ФБ) – это организованный рынок цб. ФБ является некоммерческой организацией. Сами биржи не торгуют цб. Основная функция биржи – создавать благоприятные условия для проведения торгов. Принципы деятельности биржи регулируется законом «О рынке цб.» ФБ – это рынок, на котором происходит неоднократная перепродажа цб., публичное обращение цб. В ряде западных стран на ФБ частично поступает первичная эмиссия цб. ФБ в основном перерабатывает акции и в меньшей степени частные и государственные облигации. Она больше связана с распределением собственности капиталов. ФБ – это РЦБ с определенным местом и временем купли-продажи цб.
Основные операции на ФБ:
1) торги с цб.
2) котировка цб.;
3) установление курса и учет цб.;
4) проведение валютных аукционов;
5) организация оформления соглашений на куплю-продажу цб.;
6) выполнение централизованных взаиморасчетов внутри рынка цб.
Можно выделить также следующие операции:
1) кассовые – происходит непосредственно после заключения сделки;
2) срочные операции – договора по цб. на определенный срок (месяц, несколько месяцев). Срочные сделки имеют спекулятивный характер. Медведи играют на понижение курса, быки на повышение.
На ФБ контролируются следующие цб.: акции АО, облигации внутренних займов, казначейские обязательства, сберегательные сертификаты, векселя, кредитные обязате-льства банков.
Биржевой курс устанавливается следующими факторами:
1) доходность (дивидендами, %) текущей и ожидаемой;
2) размерами банковской % — ной ставки, ценой на золото, на недвижимость;
3) биржевой спекуляцией.
37. Организация контроля за деятельностью ФБ
Внутренний контроль за деятельностью ФБ осуществляет ревизионный комитет. Также контролируют деятельность:
1) Правительство РФ — общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность;
2) ФКЦБ – федеральная комиссия по РЦБ, осуществляет контроль за деятельность профессионального участника РЦБ, обеспечение прав инвесторов, акционер и вкладчик, издает распорядок по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральной лицензии на осуществление лицензирования профессионального участника РЦБ, лицензии на осуществлении профессиональной деятельности на РЦБ;
3) МинФин – устанавливает правила совершения операций на РЦБ, аттестует специалистов на право ведения операции с цб., регулируют совместно с ЦБ РФ выпуск и обращение государственных цб., ведет государственный реестр АО;
4) ЦБ РФ – регулирует и контролирует операции банков с цб., регистрации выпусков цб. банков, аттестации специалистов банков на право ведения операции с цб., ведение реестра цб. банков:
5) Аудиторские проверки.
38. Биржевые фондовые индексы: виды, характеристика и методология расчетов
Фондовые индексы – являются одним из источников информации на РЦБ. Они позволяют оценивать общее состояние определенных сегментов РЦБ, фиксируют изменения котировок на РЦБ. Первый индекс был разработан и применен в конце 19в.
Индекс Доу-Джонса (4 вида):
1. Промышленный индекс – это средний показатель движения курсов акций 30 крупных промышленных предприятий США. Рассчитывается путем сложения цен, включенных в него акций на момент закрытия биржи и деления полученной суммы на определенный деноминатор, который корректируется на величину дробления акций и дивидендов.
2. Транспорт. индекс – средний показатель курсов акций 20 транспорт. компаний.
3. Коммунальный индекс - рассчитывается по 15 компаниям, занимающимся газо- и электроснабжением.
4. Составной индекс (индекс 65) – показатель, составленный на базе 3 предыдущих индексов.
Еще в США существуют: индекс Нью-Йоркской фонд.
Ббиржи NISEI – устанавливается как средневзвешенная рыночной стоимости движения курсов акций всех американских корпораций, зарегистрировавших свои цб. на этой бирже. Первый Европейский индекс появился в Англии в 1935 г., включал 30 составляющих, причем структура составляющих отражала соотношение отраслей национальной экономики. С 1984 г. он назывался индексом обыкновенных акций Financial Times. Наиболее популяр-ным является совместный индекс газеты FT и Лондонской фондовой биржи – FTSE – 100, рассчитывается по акциям 100 крупнейших предприятий. В Германии насчитывается 4 индекса, которые называются DAX. Их основное различие в количестве рассчитываемых акций. В Японии – НИККЕЙ, во Франции – «Канкоран». Все эти индексы определяются как средневзвешенная рыночная стоимость акций различного количества компаний в той или иной стране.
Россия:
1. Скити – пресс – относится к индексам консультации агентства Пресс.
2. Индексы Интерфакса – индексы для оценки внебиржевого рынка.
Три этапа расчетов:
1 — устанавливается средневзвешенные цены покупки акций эмитентов, входящих в листинг.
2 — находятся средние цены акций всех компаний, входящих в листинг.
3 — стоится индивидов отраслевой индекс.
3. АК&М – разрабатывается на основе изменения средней цены определенного набора компаний, котирующихся на вторичном рынке в текущий период по сравнению с базисным. 3 отраслевых индекса: банковский, нефтегазовой отрасли, цветной металлургии.
4. РТС — на основе акций, котирующихся на этой бирже.
5. Фондовый индекс Коммерсант – на основе 17 российских компаний.
6. Индекс Прайм-Тасс.
39.Фондовая биржа в РФ.
В настоящее время в РФ насчитывается 10 фондовых бирж, включая фондовую биржу РТС. Российским законодательством предусмотрена лишь одна организационно-правовая форма фондовой биржи – некоммерческое партнерство.
Подавляющая часть сделок в России совершается на фондовой бирже РТС (ФБ РТС), Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и Московской фондовой бирже (МФБ). Размер годового торгового оборота акций на российских биржах уступает другим странам. Особенностью российского РЦБ по-прежнему является существенный объем внебиржевого вторичного оборота акций. Размер биржевого оборота облигаций примерно в 10 раз превосходит соответствующий показатель по акциям. Подавляющая его часть приходится на государственный сектор. Корпоративные облигации, как и акции, перепродаются преимущественно на внебиржевом рынке.
МФБ учреждена в 1997г. в качестве некоммерческого партнерства, сегодня одна из ведущих в стране. В 2001 г. насчитывала 367 членов из различных регионов. МФБ осуществляет проведение аукционов по первичному размещению цб.; специализированных аукционов, организует и проводит вторичные торги цб. и срочными контрактами на цб. Сегодня в биржевые листы включены более 60 видов фондовых инструментов. Средний ежемесячный объем биржевого оборота в 2001 г. составлял 4 млрд. руб.
Участники биржевых операций с 2000 г. могут пользоваться программой «удаленного торгового терминала МФБ» через выделенные телекоммуникационные каналы связи, а также через Интернет. На бирже выполняется программа «коллективного партнерства МФБ», направленная на развитие региональных РЦБ страны.
40. Листинг: сущность и порядок проведения (западная и российская модель)
Листинг – процедура допуска цб. к котировке на бирже. Акции нового выпуска обычно проходят подписку у посредников инвестиционных банков, брокеров, дилеров и первоначально реализуются либо через первичный, либо через уличный рынки. Только после того как акции были распроданы посредниками и получены доказательства их удовлетворительного размещения, они попадают в котиро-вочный список («лист») одной или нескольких бирж. Процедура включения акций в этот «лист» называется листингом. Листинг дает компании определенные преимущества: повышает престиж и расположение инвесторов к компании, выпустившей акции; компания, прошедшая листинг, получает лучшие условия кредитова-ния; акционеры при листинге могут легко следить за сделками и котировками; облегчается облигационное финансирование, так как в дальнейшем листинг позволяет компании осуществлять выпуск, как новых конвертируе-мых облигаций, так и других облигаций, которые будет легче продать; отличается оценка акций с целью н/о. Процедура листинга выглядит следующим образом: компания заполняет бланк заявки на листинг. Это, по существу, анкета, с помощью которой биржа получает детальную информацию о заявителе и его операциях. Заявитель должен огласить все факты материального характера его бизнеса. К заявлению прилагаются копии устава, последнего проспекта эмиссии, финансовых сводок, включая сводку прибылей и убытков за последние годы, образцов акционерных сертификатов, годовых отчетов и заключения юрисконсульта фирмы по всем вопросам организации фирмы и выпуска ее акций. Предоставив эти документы, компания подписывает официальное соглаше-ние о листинге и тем самым берет на себя обязательство поддерживать листинг в хорошем состоянии, т.е. выпол-нять указанные в соглашении инструкции по передаче бирже: сведений о полиграфическом исполнении акционер-ных сертификатов; годовых и промежуточных отчетов; сведений о трансфер-агенте и регистре компании; заполненной анкеты для биржи с общей информацией о компании; сведений о предстоящих изменениях в ордерах и правах компании; сведений о дивидендах и иных распределяемых доходах; планов андеррайтинга, выпуска опционов, продажи и выпуска акций; сведений о предстоящих изменениях в делах компании. Одновременно компания уплачивает бирже единовременный сбор за листинг, размеры которого зависит от числа акций, включенных в биржевой список. Кроме того, ей предстоит ежегодно вносить определенную сумму за поддержание листинга в хорошем состоянии. Комитет биржи по листингу, рассмотрев заявление и прочие документы, выносит решение и устанавливает дату включения акций в торговлю на бирже.
41. Брокерские компании. Особенности брокерской и дилерской деятельности
Для БФ необходимо четко понимать цели клиента, вместе с клиентом определить риск, хорошо знать доходность различных видов операций, проинформировать клиента, правильно сочетать потребности клиента и допустимый риск, консультировать клиента по текущим ситуации на рынке и по ближайшим прогнозам.
Преимущества работы с БФ:
1. значительно увеличивается объем торговых операций без роста собственных затрат на эти цели;
2. покупаются услуги высококлассного специалиста;
3. можно регулировать затраты на операции.
Отношение между БФ и клиентом конфиденциальны. Клиент сообщает сведения о доходах, сбережениях. Брокер должен разъяснить клиенту все биржевые термины, порядок реализации заказов, свои интересы. Клиент открывает счет, вносит депозит (что служит гарантией платежеспособности). Отношения оформляются письмен-ным соглашением. Заказы в виде бирж приказов — содержит наименование актива, количество лота ЦБ, вид сделки, биржа, на которая котируется актив, цена по которой необходимо закрыть сделку, имя клиента и № счета, дата приказа.
Типы приказов:
1. Рыночный — Клиент указывает количество и вид сделки. Цена не оговаривается должны быть наименьшей, важна скорость. Действует в день выдачи.
2. Лимитный. Покупка/продажа по установленной цене ниже/выше рыночной. Приказ заносится в книгу специалиста и будет выполнен в порядке очереди.
3. Стоп приказ. Приказ на покупку/продажу по рыночной цене. В отличие от лимитного цена выше рыночной для покупки, ниже для продажи. После подачи приказа на сделку 1-2 мин.
Приказы с оговорками:
1. брокер действует по своему усмотрению и имеет право исполнять или отменять сделку;
2. Приказ исполнить немедленно;
3. Приказ исполнить в момент начала или конца биржевой сессии;
4. Сделка должна быть свершена крупным лотом в полном объеме.
42. Виды брокерских документов
Основные виды брокерских документов
1) Договор с клиентом о покупке-продаже цб.;
2) заявка-приказ клиента о выполнении определенных действий, содержит 5 групп указаний:
а) вид (покупка, продажа) и № договора, код брокера, вид цб. и наименование;
б) количество цб. – лот, полный лот, партия;
в) срок исполнения – распоряжение, заявка на неделю, по открытию/закрытию;
г) уровень цены – рыночный приказ, приказ ограничения услугами, стоп — приказ (остановить все данные ему поручен);
д) конкретное распоряжение – по собственному выбору, по возможности, и/или, все или ничего
Клиент заключает с брокерской фирмой договор, в котором оговариваются все виды поручений, в т.ч. и то, где купить цб. (на ФБ или на внебиржевом рынке). Может использоваться и договор поручения, и договор комиссии. Если заключен договор поручения, то это означает, что брокер будет выступать от имени и за счет клиента, т.е. стороной по заключенным сделкам является клиент, и он несет ответственность за исполнение сделки. Если предпочтение отдано договору комиссии, то при заключении сделки брокер выступает от своего имени, но действует в интересах клиента и за его счет. Исполнителем договора комиссии или поручения считается передача клиенту официального извещения брокера о заключении сделки. При заключении договора клиент предоставляет брокеру заявку, которая содержит 5 групп. указаний:
1. Вид заявки (покупка/продажа цб., № договора, код брокера, вид цб., наименование цб.);
2. Количество цб. (лот – торговая мера), можно купит не полный лот;
3. Срок исполнения (- распоряжение – 1 день, — заявка на неделю, — приказ до истечения срока по открытию или закрытию):
4. Уровень цен (- рыночный приказ – цена должна быть рыночной, — приказ, ограниченный условиями, — стоп — заказ);
5. По конкретному распоряжению или реквизитам (- приказ на собственный выбор, — связанный заказ, — лучший приказ, — по возможности, — приказ не понижать или не повышать, — приказ или-или, — «все или ничего». По совершении сделки брокер уведомляет клиента по телефону и высылает документы: — счет на оплату услуг и приобр-х цб.; — отчет по вырученным от продажи средствам; — выписка из Книги о регистрации сделки. БФ нуждается в определенных гарантиях, в качестве которых выступают: векселя, залог, текущий счет, страховой полис, аккредитив, банковская гарантия продолжение
--PAGE_BREAK--