Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Банковское дело"


Характеристика личного страхования. Перспективы страхования гражданской ответственности

--PAGE_BREAK--2. Оценить итоги и перспективы становления в РФ обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (акроним от обязательное страхование автогражданской ответственности) — это вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года с вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». ОСАГО вводилось как социальная мера, направленная на создание определённых финансовых гарантий в отношениях по поводу возмещения между участниками автомобильных аварий. Идея подобного вида страхования не нова: оно действует во многих странах мира — например, «зелёная карта» в Европе и ряде других стран. Особенностями «автогражданки» в России являются её привязка к автомобилю (в противоположность водителю), государственное установление правил страхования и государственное регулирование тарифов.

Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца автотранспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автотранспортного средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по ОСАГО относится наступление гражданской ответственности при ДТП.

По оценкам аналитиков «Эксперта РА», в случае если новые поправки, касающиеся упрощенной процедуры оформления ДТП и системы прямого возмещения убытков, вступят в силу без адекватного увеличения тарифов, годовой коэффициент убыточности в целом по рынку ОСАГО на 1 января 2010 года составит 97,7%, на 1 января 2011 года – 107,9%, что неминуемо приведет к масштабному кризису рынка ОСАГО [3].

Система прямого возмещения убытков будет стимулировать страховщиков выплачивать своим клиентам максимально возможную компенсацию по возмещению вреда, причиненного как имуществу, так и жизни, и здоровью. В свою очередь, упрощенная процедура оформления ДТП приведет к резкому росту числа заявленных мелких ДТП и случаев страхового мошенничества. Все это будет сопровождаться ростом расходов на ведение дела страховых компаний.

Повышение убыточности грозит разорением уже не только небольшим страховщикам, работающим в наиболее убыточных регионах, но и крупным участникам рынка, продающим полисы ОСАГО на всей территории России.

В 2008 году объем рынка ОСАГО составил 82,5 млрд. руб., в 2009 году составит – 91,9 млрд. руб., в 2010 году – 101,4 млрд. руб. Совокупный объем выплат (без учета вступления в силу упрощенной процедуры оформления и системы прямого урегулирования убытков) по итогам 2008 года составит 47,5 млрд. руб., по итогам 2009 года – 54,7 млрд. руб., по итогам 2010 года – 61,9 млрд. руб. В случае вступления в силу системы прямого возмещения убытков и упрощенной процедуры оформления ДТП с 1 марта 2009 года «Эксперт РА» прогнозирует объем выплат, равный 60,1 млрд. руб. в 2009 году, 74,3 млрд. руб. – в 2010 году [2].

С июля 2003 года по март 2008 года было заявлено 6,0 млн. страховых случаев, из них урегулировано 5,6 млн. случаев (в т. ч. за первый квартал 2008 года – соответственно 462 и 449 тыс. случаев). Сумма выплат по страховым случаям за весь анализируемый период достигла 127,9 млрд. рублей (в т. ч. за первый квартал 2008 года – 10,8 млрд. рублей). Средняя премия по заключенному договору за анализируемый период составила 1 997 руб., а средняя выплата по страховому случаю – 22 688 руб. [2].

Единственный выход из сложившей ситуации – повышение тарифов на ОСАГО. Кроме того, необходимо скорректировать территориальные поправочные коэффициенты и базовые страховые тарифы по категориям транспортных средств, которые в настоящее время не выполняют свою функцию по выравниванию убыточности.

В связи с высоким уровнем инфляции в России имеет смысл ввести новый поправочный коэффициент, который позволит ежегодно корректировать тарифы на ОСАГО с учетом инфляции на автозапчасти и услуги автомастерских. Утверждение индексации данного поправочного коэффициента правительством РФ целесообразно осуществлять ежегодно на основе соответствующих данных Федеральной службы государственной статистики.

Объем рынка ОСАГО с июля 2003 года по март 2008 года достиг 282,0 млрд. руб. премии (с января по март 2008 года совокупная страховая премия по заключенным договорам составила 16,9 млрд.руб.).

В течение анализируемого периода было заключено 141,2 млн. договоров страхования (из них 7,8 млн. договоров в первом квартале 2008 года).

Таблица 1 — Основные показатели деятельности по ОСАГО [2]

Отчетный период

Заключено договоров, тыс. ед.

Страховая премия по заключенным договорам, млн. руб.

Количество страховых случаев, тыс. ед.

Страховые выплаты, млн. руб.

Средняя стоимость полиса, руб.

Средняя выплата, руб.

заявлен-ных

урегули-рован-ных

2003 год (второе полугодие)

12973

25343

95

57

1192

1953

20806

2004 год

26243

49399

1025

891

18521

1882

20792

2005 год

28739

54085

1205

1141

26408

1882

23153

2006 год

31191

63886

1483

1415

31706

2048

22408

2007 год

34289

72388

1742

1685

39319

2111

23340

2008 год (первый квартал)

7776

16850

462

449

10756

2167

23942

ИТОГО

141212

281952

6012

5637

127901

1997

22688



С июля 2003 года по март 2008 года было заявлено 6,0 млн. страховых случаев, из них урегулировано 5,6 млн. случаев (в т. ч. за первый квартал 2008 года – соответственно 462 и 449 тыс. случаев).

Сумма выплат по страховым случаям за весь анализируемый период достигла 127,9 млрд. руб. (в т. ч. за первый квартал 2008 года – 10,8 млрд. руб.).

Средняя премия по заключенному договору за анализируемый период составила 1 997 руб., а средняя выплата по страховому случаю – 22 688 руб.

За четыре с половиной года действия ОСАГО объем страховой премии по легковым автомобилям составил 222,4 млрд. руб. (83,6% от совокупной страховой премии), объем страховой премии по грузовым автомобилям составил 29,9 млрд. руб. (11,2%), на автобусы, троллейбусы и трамваи пришлось 5,2 млрд. руб. (1,9%), на прицепы – 3,5 млрд. руб. (1,3%).



Рисунок 1 -  Динамика взносов по страхованию ОСАГО [2]
С июля 2003 года по декабрь 2007 года объем страховой премии по городам с Кт=1,3 составил 72,2 млрд. руб. (27,2% от совокупной страховой премии), по Москве – 53,2 млрд. руб. (20,0%), на города с Кт=1 – 49,2 млрд. руб. (18,5%).

Прогноз страховых взносов выполнен на основе линейного тренда, построенного без учета взносов за второе полугодие 2003 года и 2004 год.

Темп прироста страховых взносов по ОСАГО постепенно снижается.



Рисунок 2 – Динамика страховых взносов[3]

Прогноз страховых выплат выполнен на основе линейного тренда, построенного без учета выплат за второе полугодие 2003 года.



Рисунок 3 — Динамика страховых выплат (без учета вступления в силу упрощенной процедуры оформления и системы прямого урегиулирования убытков) [3]

Динамика изменения уровня выплат в субъектах РФ демонстрирует существенное повышение убыточности ОСАГО за время его действия в регионах России. Так, по итогам 2007 года в 64 субъектах РФ уровень выплат по ОСАГО превысил 50% (по итогам 2004 года насчитывалось всего 12 регионов с таким уровнем выплат). В 7 субъектах РФ уровень выплат в 2007 году превысил 77% (в 2004 году регионов с таким высоким уровнем выплат не было).

Динамика страховых выплат показывает выдающуюся стабильность.



Рисунок 4 — Динамика годового коэффициента убыточности [3]

Годовые коэффициенты убыточности при проведении исследования были рассчитаны как отношение суммы выплат, изменения резервов заявленных, но не урегулированных убытков (РЗНУ) и изменения резервов произошедших, но не заявленных убытков (РПНУ) к заработанной премии.

Годовой коэффициент убыточности на определенную дату оценивается на основе данных за предшествующий указанной дате период длительностью один год.

Расчет РПНУ производился двумя способами. Первый вариант расчета предполагает оценку РПНУ как 10% от заработанной премии и представляет собой нижнюю границу годового коэффициента убыточности.

Второй вариант предусматривает оценку РПНУ с учетом величины, необходимой для покрытия возможных отложенных убытков, связанных с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью, согласно статистике ГИБДД по погибшим и раненым в результате ДТП по итогам 4,5 лет действия системы ОСАГО. Второй вариант расчета соответствует верхней границе годового коэффициента убыточности.
Согласно прогнозу «Эксперта РА», уже на 1 января 2009 года нижняя граница годового коэффициент убыточности в целом по России превысит критический уровень, соответствующий нетто-ставке, предназначенной для обеспечения текущих страховых выплат по договорам ОСАГО (77%), и составит от 77,5% (данный прогноз не учитывает возможных изменений законодательства, которые могут существенно повлиять на убыточность рынка ОСАГО), а с учетом разных методов оценки РПНУ годовой коэффициент убыточности будет еще выше.

При этом после вступления в силу упрощенной процедуры оформления ДТП и системы прямого возмещения убытков объемы выплат по ОСАГО существенно возрастут, т. к. после принятия данных поправок однозначно можно ожидать увеличения числа заявленных мелких убытков и всплеска страхового мошенничества. Вступление в силу системы прямого возмещения убытков будет также стимулировать страховщиков увеличивать выплаты теперь уже «своим» клиентам.

После вступления в силу упрощенной процедуры оформления ДТП и системы прямого возмещения убытков, по мнению аналитиков «Эксперта РА», значительно возрастет число заявленных мелких ДТП, объемы страхового мошенничества и выплаты по отдельным страховым случаям (введение системы прямого возмещения убытков будет стимулировать страховщиков увеличивать выплаты теперь уже «своим» клиентам). Все это приведет к резкому росту выплат и убыточности в ОСАГО.

Поэтому особый интерес представляет прогноз аналитиков «Эксперта РА», касающийся показателей рынка ОСАГО с учетом вступления в силу системы прямого возмещения убытков и упрощенной процедуры оформления ДТП с 1 марта 2009 года.

При прогнозировании годового коэффициента убыточности РПНУ определялся по общепринятой формуле (как 0,1 доля заработанной премии).

Согласно прогнозу аналитиков «Эксперта РА», в случае если тарифы по ОСАГО в ближайшее время не будут скорректированы, а вступление в силу упрощенной процедуры оформления ДТП и системы прямого возмещения убытков состоится соответственно 1 декабря 2008 года и 1 января 2009 года, годовой коэффициент убыточности в целом по рынку ОСАГО на 1 января 2010 года составит 97,7%, а на 1 января 2011 года – 107,9%.

Введение упрощенной процедуры оформления ДТП и системы прямого возмещения убытков без изменения тарифов приведет к тому, что участники рынка ОСАГО разделятся на три группы. Первая группа – 5-6 страховщиков федерального уровня – будет работать на рынке ОСАГО еще несколько лет, компенсируя убытки в данном виде страхования прибылью по иным видам. При этом они будут отдавать себе отчет в том, что ОСАГО – неприбыльный бизнес. Вторая группа – наиболее многочисленная, включающая в основном компании среднего уровня, – сразу или спустя 1-1,5 года откажется от лицензий на ОСАГО. И третья группа – в основном небольшие региональные компании – будет генерировать убытки по ОСАГО. Это в конечном счете закончится их разорением, сопровождающимся задержкой выплат, ухудшением качества обслуживания и, как следствие, недовольством страхователей и дискредитацией страхового рынка. Подобный сценарий крайне негативно скажется на темпах роста всего страхового рынка, которые будут иметь затухающий характер. Кризис данной системы ОСАГО может сильно затруднить дальнейшее развитие розницы, неосвоенных сегментов, таких как страхование имущества физических лиц и личное страхование.

Таким образом, с 1 июля 2009 года рынок ОСАГО будет работать в минус. Комбинированная убыточность с учетом расходов на ведение дела (РВД) и отчислений в фонд Российского союза автостраховщиков (РСА), не принимая во внимание введение упрощенной процедуры оформления ДТП и системы прямого возмещения убытков, составит минимум 100,5%. Такое значение убыточности грозит разорением даже крупным участникам рынка.

Введение указанных выше поправок при неизмененных тарифах вызовет рост убыточности до 98,9% на 1 июля 2010 года и до 109% на 1 июля 2011 года. По оценкам «Эксперт РА», рост выплат за счет вступления в силу поправок в 2009 году составит 11,5%, в 2010-м — 21,8%. Упрощенная процедура оформления ДТП приведет к резкому увеличению числа заявленных мелких ДТП и случаев страхового мошенничества. Все это будет сопровождаться ростом РВД.

Таким образом, в 2009 году следует ожидать целую серию банкротств страховщиков, специализирующихся на автостраховании. Если в 2007—2008 годах автостраховщики имели возможность выравнивать свою убыточность за счет автокаско, то в 2009 году взносы по этому виду страхования резко сократятся, а доля ОСАГО в страховых портфелях увеличится.

В


Список литературы
1.       Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств: Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ

2.       Григорьева Е. Апокалипсис ОСАГО // РБК Daily. – 2008. – 27 ноября

3.       Рынок автострахования: ДЕМПИНГУЮЩИЕ КАМИКАДЗЕ // www.raexpert.ru/researches/insurance/dumping/

4.       Саркисов С.Э. Личное страхование. – М.: Инфра-М, 2005. -178с.

5.       Социальное и личное страхование. – М.: Перспектива,  2006.  – 321с.

6.       Сплетухов А.Е., Дюжев В.Г.  Страхование. –СПб.: Феникс, 2006. – 387с.

7.       Шахов В.В. Страхование. – М.: ПРИОР, 2007. – 412с.

8.       www.gazeta.spb.ru

9.       www.insur-info.ru/news/
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.