--PAGE_BREAK--Применяя те или иные методы и инструменты, кредитный риск управляется на всех определяющих стадиях жизненного цикла кредитного продукта: разработка основных положений банковской политики, начальные стадии (знакомство) работы с потенциальным клиентом, координация целей банка и интересов клиента, оценка кредитоспособности заемщика, структурирование качественных характеристик кредита, кредитный мониторинг, работа с проблемными кредитами, применение санкций и т.д. Анализ рынка и стратегия проведения кредитных операций предполагают формулировку и реализацию целей, условий и принципов выдачи кредитов различным типам заемщиков, сферам предпринимательской деятельности. На этом же этапе определяются полномочия по выдаче ссуд, предельный размер кредита одному заемщику, требования к погашению и обеспечению соответствующего качества кредитного портфеля и т.д. Оценка кредитных рисков начинается уже на начальной стадии жизненного цикла кредитного продукта — знакомства с потенциальным заемщиком (оценка кредитного предложения), когда решаются исходные вопросы: насколько хорошо известна или может быть определена моральная и этическая репутация заемщика, также как и его предпринимательская репутация, его возможности и способности в сферах производства, маркетинга и финансового управления; насколько хорошо подготовлено и обосновано кредитное предложение, насколько оно реалистично с экономической, деловой, социальной, экологической точки зрения; насколько цель займа и его базовые характеристики приемлемы для банка с точки зрения диверсификации риска кредитного портфеля или, наоборот, его концентрации по заемщикам, отраслям, территориям, социальным слоям и т.д. Положительная предварительная оценка открывает следующий, важнейший этап жизненного цикла кредитного продукта, который с позиций управления кредитным риском носит название кредитоспособности клиента, а также проекта кредита. Зарубежная, а теперь и отечественная экономическая наука располагает значительным числом разнообразных схем и сценариев оценки кредитоспособности, в большей или меньшей степени формализуемых, с большим или меньшим числом критериев оценки. Например, американская система применяет правило пяти «Си», где кредитоспособность оценивается по критериям: — характер, репутация; — финансовые возможности; — капитал, имущество, личное состояние; — условия, состояния окружающей среды; — обеспечение, возможность создания и качество альтернативных денежных потоков. Положительное заключение о кредитоспособности позволяет перейти к следующему этапу — структурированию ссуды, где среди прочих, определяется позиция банка по параметрам обеспечения суды, условия погашения и т.д. Далее наступает очередь кредитного договора, где основные пункты защиты от кредитного риска документируются и приобретают правовую основу. · В ходе реализации кредитного банковского продукта осуществляется архивный и оперативный кредитный мониторинг — контроль за выполнением, соблюдением условий договора. Архивный включает контроль за ходом погашения ссуды через сбор и группировку документов (кредитное досье ), содержащих в том числе и материалы о динамике кредитоспособности клиента, состоянии окружающей среды, обеспечении ссуды и т.д. Целью оперативного кредитного мониторинга является обнаружение, возможно более раннее, и идентификация проблемных кредитов.
1.2. РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С КРЕДИТНЫМ РИСКОМ. ВАЛЮТНЫЙ РИСК. Риск обмена валюты — это риск несения убытков вследствие обмена ценности, выраженной в иностранной валюте, на условиях ценности национальной валюты банка. Опасность потери возникает из-за процесса переоценки позиции в иностранной валюте в национальную валюту в стоимостном выражении.[1]Когда банки имеют открытую позицию в иностранной валюте ( при которой активы в валюте не равны обязательствам в этой же валюте), процесс переоценки обычно создает либо прибыль, либо потери. Прибыль или потери- это разница между обобщенными изменениями выражения в национальной валюте ценностей активов, обязательств и капитала, выраженных в иностранной валюте. Несет ли банк потери или получает прибыль — зависит от направления изменения курса обмена и от того, находится ли банк в нетто-длинной или в нетто-короткой позиции по иностранной валюте. Когда банк имеет нетто-длинную позицию по валюте, переоценка вызовет прибыль, если ценность возрастает, и потери, если ценность валюты падает. И наоборот, нетто-короткая позиция вызовет потери, если ценность иностранной валюты увеличивается, и убытки — если ценность иностранной валюты уменьшается. Процентный риск и ликвидность.Позиции по иностранной валюте почти всегда вызывают риск процентной ставки. Даже там, где банк придерживается политики не держать открытых позиций по иностранной валюте, он часто может подвергнуться риску процентной ставки в валюте. Поскольку риск процентной ставки возникает из-за несовпадения сроков изменения процентной ставки по активам и обязательствам, риска процентной ставки можно избежать только когда все активы и обязательства в иностранной валюте точно противопоставлены и уравновешивают друг друга и по объему и по дате изменения процентной ставки. Обычно это имеет место только тогда, когда банк проводит ограниченные сделки в иностранной валюте и обязан, в соответствии со своей собственной политикой хеджировать каждую новую сделку очень точно, часто через корреспондентский банк. продолжение
--PAGE_BREAK--Точно также позиции по иностранной валюте способствуют возникновению дисбаланса в движении денежных средств по счетам, требуя управления ликвидностью в иностранной валюте. Управление ликвидностью может быть значительно осложнено, когда национальная валюта не является свободно конвертируемой, что потенциально препятствует в ходе управления возможности использовать сделки-спот и форвардные сделки в иностранной валюте для целей ликвидности. В таких случаях необходимо минимизировать дисбаланс движения средств по счетам. ПРОЦЕНТНЫЙ РИСК. Процентный риск — это риск для прибыли возникающий из-за неблагоприятных колебаний процентной ставки, которые приводят к повышению затрат на выплату процентов или снижению дохода от вложений и поступлений от предоставленных кредитов. Фирма, идущая на поглощение другой фирмы, через некоторое время окажется в зоне процентного риска, если это приобретение финансируется за счет заемных средств, а не путем выпуска акций. Банки и другие финансовые учреждения, которые обладают значительными средствами, приносящими процентный доход, обычно в большей мере подвержены процентному риску. Если фирма взяла значительные кредиты, то неэффективное управление процентными рисками может привести фирму на грань банкротства. Изменения процентных ставок влекут за собой несколько разновидностей риска. 1. Риск увеличения расходов по уплате процентов или снижения дохода от инвестиций до уровня ниже ожидаемого из-за колебаний общего уровня процентных ставок. 2. Риск, связанный с таким изменением процентных ставок после принятия решения о взятии кредита, которое не обеспечивает наиболее низких расходов по уплате процентов. 3. Риск принятия такого решения о предоставлении кредита или осуществлении вложений, которое в результате не приведет к получению наибольшего дохода из-за изменений процентных ставок, произошедших после принятия решения. 4. Риск того, что сумма расходов по уплате процентов по кредиту, взятому под фиксированный процент, окажется более высокой, чем в случае кредита под плавающий процент, или наоборот. Чем больше подвижность ставки (регулярность ее изменений, их характер и размеры), тем больше процентный риск. РИСК ЛИКВИДНОСТИ. Ликвидность — это способность удовлетворить предполагаемую и внезапно создающуюся ситуацию потребности в наличных средствах в компании. Потребность в наличных средствах возникает вследствие изъятия вкладов, наступления срока погашения (срока зрелости) обязательств, предоставления средств по займам, как по новым, так и продолжение выдачи средств по старым займам. Потребность в наличности удовлетворяется за счет увеличения объема депозитов и заемных средств, погашения долговых обязательств перед данной компанией, инвестирования в ценные бумаги с фиксированным сроком погашения и продажи активов. Недостаточная ликвидность может вызвать неожиданный дефицит платежных средств, который должен быть покрыт путем необычных повышенных затрат, вызывая тем самым уменьшение прибыльности учреждения. В худшем случае, неадекватная ликвидность может привести к неплатежеспособности данного учреждения, с точки зрения краткосрочных обязательств. С другой стороны, чрезмерная ликвидность может вести к низкому уровню доходов на активы и тем самым неблагоприятно повлиять на показатели доходности учреждения. Поддержание адекватной ликвидности часто зависит от того, как рынок воспринимает финансовую силу банка. Если его состояние кажется ухудшающимся, обычно вследствие значительных убытков, понесенных в связи с кредитами, возникает потребность в чрезвычайной ликвидности. Вкладчики снимают свои вклады или не возобновляют их, когда истекает срок депозитов, банк начинает приобретать депозиты по более высокой цене, выпускает долговые денежные обязательства, создающие серьезные проблемы для общей прибыльности. Способность банка любой ценой найти источники финансирования на рынках денег в конечном итоге падает, поскольку потенциальные инвесторы сокращают или закрывают свои кредитные линии, которыми пользовался банк. При этом банки, способности которых мобилизовать средства становятся и более ограниченными и более дорогостоящими, часто испытывают на себе эффект массовой выплаты средств вследствие необходимости покрыть свои обязательства по непогашенным долгам. Заемщики реагируют на потенциальный крах банках использованием средств по открытым для них кредитным линиям, стараясь обеспечить себе наличие средств, когда в них возникнет нужда. Это явление частично объясняется и тем, что они хотят получить побольше от банка, как бы страхуя имеющиеся там свои депозиты, которые не могут быть быстро изъяты из банка. Таким образом, осознание рынком ухудшения состояния банка может иметь реальные последствия для его ликвидности. продолжение
--PAGE_BREAK--
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ.
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОГО МЕНЕЖДМЕНТА.
Банковский менеджмент рассматривает проблемы организации и управления банком и персоналом, обеспечивает эффективную работу банка наиболее рациональными путями. Прежде всего менеджмент связан с субъектом управления – банком. Банковский менеджмент имеет свои особенности. Они во многом определяются тем, что банк, используя заемные ресурсы других хозяйствующих субъектов, должен ими распорядиться так, чтобы они приносили доход как самому банку, так и его клиентам. Направления банковского менеджмента определяются с учетом основных задач, стоящих пред банком и определяемых его стратегией. Для этого важно правильно спланировать работу учреждения банка во всех областях – кредитной, депозитной, инвестиционной. Необходима четкая постановка аналитической работы, позволяющая выявить спрос и предложение на банковские услуги, оценить значение кредита в развитии экономики. Банковский менеджмент – система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающих непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения как микро-, так и макроэкономических приоритетов. К микроэкономическим целям могут относиться устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические лежат в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. В соответствии с формируемыми целями в банковском менеджменте определяется ряд сфер:
- банковская политика;
- финансовые сферы – управление пассивами, управления активами, управление активами против пассивов ( ликвидностью), управление прибылью;
- риск-менеджмент;
- правовые сферы – управление налогами, управление юридическими обязательсвами;
- организационные сферы – организационные структуры, надзор и регулирование.
Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент способен не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, которые скорее всего приведут к банкротству, краху банк с некачественным менеджментом, не только их нейтрализовать, но и часто даже использовать в своих целях. Поэтому наличие в банке такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы. В связи с чем возникает вопрос оценки менеджмента, наличия соответствующей системы показателей. Показатели, по которым оценивается банковский менеджмент разделяется на ряд групп:
- количественные и качественны;
- объективные и субъективные;
- формализуемые и не формализуемые.
Количественные показатели оценки банковского менеджмента могут применяться только соотносительно размерам банка, его политике и специализации. К ним относятся:
- размер капитала банка;
- количество учредителей;
- объемы активных и пассивных операций;
- количество клиентов;
- количество сфер экономики и отраслей работы;
- география работы;
- наличие и разветвленность филиальной сети;
- корреспондентские отношения;
- количество банковских продуктов в портфеле.
В числе качественных показателей банковского менеджмента выделяют ряд групп:
1. Качественные показатели (состояния и работы) оценивают менеджмент банка с позиций профессиональных требований кредитного предпринимательства:
- достаточность капитала, качество активов, прибыльность, ликвидность (в рамках безопасности и устойчивости);
- скорость совершения операций, обработки документов;
- комплексность предоставляемых банковских продуктов;
- степень удовлетворения запросов клиентов по видам, характеристикам, объемам и качеству предлагаемых банковских продуктов;
- адекватность принимаемых рисков и степень их управляемости.
2. Качественные показатели менеджмента (персонала) характеризуют его соответствие нормативным требованиям экономики к предпринимательским структурам:
- состав и компетентность администрации (квалификация, опыт работы, наличие и качество надзора);
- характер, адекватность и соблюдение внутренней политики (соответствие базовым положениям и направлениям банковской политики, кадровая политика, внутренний контроль и аудит);
- выполнение регулятивных норм и соблюдение законов, инструкций и иных подзаконных актов по банковской деятельности;
- способность администрации и персонала планировать и реагировать на изменение окружающей среды и обстановки (воздействие спадов, инфляции, умение признавать и исправлять ошибки).
3. Качественные показатели (социальные) их применение связано с особым социальным, общественным статусом кредитного предпринимательства:
- отношение персонала к труду;
- соотношение квалификации, ответственности и вознаграждений;
- степень и адекватность решения социальных проблем.
В противоположность качественному менеджменту некачественный менеджмент банков — мисменеджмент – играет роль главного элемента банковских кризисов и инициатора убытков банка и клиентов. Мисменеджмент приводит к углублению кризисов через умножение убытков, неправильное размещение ресурсов, повышенный риск операций и усиление инфляции за счет сверхвысоких процентных ставок. Мисменеджмент формирует 4 категории поэтапно характеризующие углубление кризиса банка:
- технический мисменеджмент;
- косметический мисменеджмент;
- авантюрный мисменеджмент;
- мошенничество.
Однако несмотря на определенную последовательность часто встречаются сочетания категорий.
На практике мисменеджмент и его стадии достаточно сложно структурируются, взаимопереплетены и часто завуалированы, и это при его достаточно серьезной опасности и для клиентов банка и для банковской системы. Это делает особо важным проблему и также работу по обнаружению, идентификации, финансированию и дальнейшему использованию характерных черт, а точнее индикаторов падения культуры менеджмента банка, процесса ухудшения его положения.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ.
Основной задачей регулирования рисков является поддержание приемлемых соотношений прибыльности с показателями безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка, то есть минимизация банковских потерь.
Кредитные операции — самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка. Банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Средства банка формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем выпуска ценных долговых бумаг и т. д. Управление кредитными рисками является основным в банковском деле. Ключевыми элементами эффективного управления кредитами являются хорошо развитые кредитная политика и процедуры, хорошее управление портфелем, эффективный контроль за кредитами. Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами. Она определяет объективные стандарты, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития дела. Разработка кредитной политики представляется особенно важной, когда банку предстоит адаптироваться к сложным и постоянно меняющимся условиям экономики и когда перед ним стоит задача, ранее никогда не возникавшая или возникавшая, но не получавшая должного внимания. Кредитный риск — непогашение заемщиком основного долга и процентов по кредиту, риск процентных ставок и т. д. Избежать кредитный риск позволяет тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика, его способностью (и готовностью) погасить кредит. Выполнение всех этих условий гарантирует успешное проведение важнейшей банковской операции — предоставление кредитов. Управление кредитным риском — это и процесс и сложная система. Процесс начинается с определения рынков кредитования, которые часто называются « целевыми рынками». Он продолжается в форме последовательности стадий погашения долгового обязательства.
Кредитная политика. Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами. Разработанная и письменно зафиксированная кредитная политика является краеугольным камнем разумного управления кредитами. Политика определяет объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление займов и управление ими. Политика определяет основу действий Совета Директоров, законодателей и лиц, принимающих стратегические решения, а также предоставляет возможность внешним и внутренним аудиторам оценить степень и качество управления кредитами в банке. Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития дела. Кредитная политика как бы создает единый кредитный язык банка в целом и этот язык очень важен для поддержания преемственности по мере роста банка, диверсификации его деятельности и делегирования кредитных полномочий и обязанностей в банке. Кредитный язык, разработанный в результате появления четкой политики, представляет основу развития общей кредитной культуры банка. Обзор управления кредитным риском Управление кредитным риском- это и процесс и сложная система. Процесс начинается с определения рынков кредитования, которые часто называются « целевыми рынками». Он продолжается в форме последовательности стадий погашения долгового обязательства. Начало процесса предоставления кредита Как описывалось выше, кредитная политика банка определяет кредитную деятельность банка, его «целевые рынки» и клиентуру, а также приемлемые и неприемлемые риски. Сотрудники кредитного отдела должны сыграть двойную роль-роль продавца и эксперта в процессе предоставления кредита. После идентификации потенциального заемщика, сотрудник кредитного отдела начинает процесс принятия решения посредством получения информации у этого заемщика с тем, чтобы решить, совместима ли его просьба о предоставлении кредита с текущей политикой банка. Далее сотрудник должен определить, для чего заемщику нужны дополнительные средства. Настоящая причина может не всегда совпадать с названной заемщиком. Узнав настоящую причину, сотрудник банка сможет определить соответствующую структуру кредита по срокам, составить график его погашения и найти подходящий для этого вид кредита( например, инвестиционный кредит, кредитование оборотного капитала и ипотечный). Анализ источников погашения кредита После того, как сотрудник банка понял сущность заявки клиента, установил, разумна ли она и соответствует ли реалиям деятельности банка, он должен провести анализ источников погашения кредита. Этот анализ, выявляющий первичные и вторичные источники погашения, поможет сотруднику определить, следует ли принять или отклонить заявку клиента на получение кредита. Для того, чтобы определить вероятность погашения кредита, сотрудник банка должен исследовать слабые и сильные стороны клиента, оценить заявку клиента с точки зрения его финансовой отчетности, движения наличности, деловой стратегии клиента, рынка его деятельности, квалификации руководства, информации о нем и опыта работы. Очень важно, чтобы кредит был разработан специально для указанной клиентом цели. Цель кредита и его погашение взаимно переплетаются; знание сущности кредита позволяет и банкиру, и заемщику привязать условия погашения кредита к его цели. продолжение
--PAGE_BREAK--При тщательном его проведении, анализ источников погашения кредита различен для различных видов кредита. Это различие особенно велико для долгосрочных и краткосрочных кредитов. Долгосрочная прибыльность компании более важна для долгосрочных кредитов, потому что источником погашения здесь служат поступления от инвестиций. В случае же с краткосрочными кредитами, необходимо провести детальный анализ торгового цикла, или цикла оборота активов- товарных запасов в дебиторскую задолженность и наличность- с тем, чтобы определить, какие статьи баланса могут быть превращены в наличность для погашения кредита. Структура кредита Сотрудник банка должен определить условия кредита: процентную ставку, обеспечение, гарантии и особые статьи, которые будут отражать присущий кредиту риск. Структура кредита должна быть тесно связана с ожидаемыми источниками и сроками погашения кредита. Заключительными этапами процесса структурирования кредита являются его одобрение, подготовка документации и составление отчета о нем. Все эти этапы должны быть четко определены в кредитной политике и процедурах банка. Одобрение кредита Одобрение кредитов в коммерческих банках обычно происходит либо в рамках кредитного комитета, либо в рамках процесса последовательного одобрения кредитов. Размер банка и масштаб его операций определяют степень централизации процесса принятия решений. Как правило, чем меньше банк, тем больше степень централизации, чем больше банк ( а следовательно, и масштаб его операций, особенно географический), тем больше степень децентрализации. Некоторые сделки могут быть потеряны из-за бюрократических проволочек в процессе одобрения кредита банком. Обеспечение и гарантии Обеспечение — это материальный актив, на который банк имеет право залога. Использование залога в поддержку кредита дает банку возможность контролировать активы в случае нарушения заемщиком условий кредита. Обеспечение становится потенциальным вторичным источником погашения кредита. Наблюдение за кредитом После того, как кредит выдан, банк должен предпринять меры для обеспечения его возврата. Наблюдение за кредитом необходимо для того, чтобы выявить на ранней стадии признаки того, что у заемщика могут появиться затруднения с погашение кредита. Это необходимо делать на ранней стадии для того, чтобы максимально увеличить эффект от корректирующих действий банка и снизить его убытки. Наблюдение за кредитами особенно важно на этапе их погашения или когда они становятся просроченными, или же в случае нарушения установленных кредитным договором условий минимальной суммы залога или величины финансовых коэффициентов. Проблемные кредиты и работа с ними Проблемные кредиты являются результатом денежного кризиса клиента. Кризис с денежными средствами может наступить внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления. Сотрудники кредитного отдела банка являются его первой линией обороны против возможных убытков; они должны быть в состоянии распознать и проанализировать первые признаки наступающего кризиса. Системы раннего выявления проблемных кредитов очень сложно разработать и человеческий фактор является одной из самых серьезных помех. В процессе эффективного управления кредитными рисками, первым выявителем проблемных кредитов является система внутреннего контроля банка. Первая реакция на потенциально проблемные кредиты Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми, они должны насторожить сотрудников кредитного отдела банка. Раннее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку стратегии. Обычно банки стараются помогать заемщикам в решении их финансовых проблем, но это нужно делать очень осторожно. С одной стороны, банки стараются защитить свои активы и в процессе этого могут повлиять на решения руководства заемщика или даже заставить его принять то или иное решение. Клиенты же, с другой стороны, могут либо потребовать невмешательства в их дела, либо же приветствовать конструктивный совет. С юридической точки зрения, совет- это рекомендация, предоставляемая банком клиенту. При этом банк не должен вмешиваться в процесс принятия решений последним.
Стратегия “спасения” кредита Здесь не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие подходы: — разработка программы изменения структуры задолженности; — получение дополнительной документации и гарантий; — удержание дополнительного обеспечения; — вложение дополнительных средств; — продажа прочих активов; — обращение к гарантам; — разработка программ сокращения расходов и т.д.
Глава 3. СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНОГО РИСКА.
3.1. РИСК КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА Платежеспособность – эта способность и возможность юридического или физического лица своевременно погасить все виды задолженности. В отличие от этого Кредитоспособность – это возможность погашения ссудной задолженности. С этой стороны кредитоспособность — понятие более узкое, чем платежеспособность. Следовательно, банку, чтобы решиться выдать кредит данному заемщику, достаточно убедиться в его кредитоспособности, не обязательно рассматривая вопрос в более широком аспекте (хотя из соотношения понятий ясно, что если заемщик платежеспособен, то это включает в себя и его кредитоспособность). Между платежеспособностью и кредитоспособностью имеется еще одно различие. Предприятие обычную свою задолженность (кроме ссудной) должно погашать, как правило, за счет выручки от реализации своей продукции (работ, услуг). Что же касается ссудной задолженности, то она, помимо названного, имеет еще три источника погашения (не всегда, правда, надежных): продолжение
--PAGE_BREAK--— выручка от реализации имущества, принятого банком в залог по ссуде; — гарантия другого банка или другого предприятия; — страховые возмещения. СЛОЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ Кредитоспособность зависит от многих факторов. Уже это само по себе означает трудность, поскольку каждый фактор (для банка – факторы риска) должен быть оценен и рассчитан. Дополнительные сложности в определении кредитоспособности возникают в связи с существованием таких ее факторов, измерить и оценить значение которых в цифрах невозможно. Это касается в первую очередь морального облика, репутации заемщика, хотя не только их. Соответствующие выводы не могут быть признаны неопровержимыми. В мировой банковской практике применяется пять групп финансовых коэффициентов: Коэффициенты ликвидности Существует два их варианта: ТЕКУЩЕЙ ЛИКВИДНОСТИ (КТЛ) и БЫСТРОЙ (ОПЕРАТИВНОЙ) ЛИКВИДНОСТИ (КБЛ). Коэффициент текущей ликвидности известен ещё под названием КОЭФИЦЕНТА ПОКРЫТИЯ. Он показывает, располагает ли клиент банка достаточными средствами для погашения краткосрочных долговых обязательств. Эти средства либо уже имеются в наличии, либо скоро поступят на счета клиента, либо могут быть выручены им от реализации товарно-материальных ценностей и ценных бумаг. Поэтому при уровне коэффициента ниже 1 клиент обычно считается некредитоспособным. Исключение допускается в отношении заемщиков, имеющих очень быструю оборачиваемость текущих активов (оборотного капитала). КОЭФФИЦИЕНТ БЫСТРОЙ ЛИКВИДНОСТИ(или просто коэффициент ликвидности), показывает, может ли заемщик вовремя высвободить из своего оборота денежные средства для погашения долга. Он ориентирован на способность клиента заработать (и высвободить из оборота) средства в ходе текущей деятельности. Его нормативный уровень для клиентов I класса по мировым стандартам в среднем должен быть более 0,6. КОЭФФИЦИЕНТЫ ФИНАНСОВОГО ЛЕВЕРАЖА Они позволяют оценить степень обеспеченности клиента собственным капиталом и общую относительную его зависимость от привлеченных источников. Используется несколько их разновидностей.
Задолженность, всего (1) Активы При расчете этого и следующих коэффициентов берется общая сумма долга (кратко- и долгосрочного) банкам, поставщикам, бюджету.
Задолженность, всего (2) Капитал Применяется и другой вариант этого коэффициента:Задолженность, всего Акционерный капитал (3) Нормативные уровни: I кл. – 0,66; II кл. – 1,00; III кл. – 1,00; IV кл. – 1,25; V кл. – 1,75; VI кл. – 2,00. Задолженность, всего Собственные материальные средства Собственные материальные средства представляют собой разницу между акционерным капиталом и нематериальными активами. Значительной составной частью нематериальных активов является разница между балансовой и рыночной стоимостью приобретенных фирм, недвижимости («good will»). Поэтому третий вариант данного коэффициента будет иметь значение с развитием в стране рынка недвижимости и предприятий. Долгосрочные долговые обязательства Основные активы (4) Нормативные уровни: I кл. – 0,5; II кл. – 0,7; III кл. – 0,8; IV кл. – 1,0; V кл. – 1,5; VI кл. – 1,5. Чем большую зависимость заемщика от привлеченных источников показывают данные коэффициенты, тем ниже уровень его кредитоспособности.Однако окончательный вывод зависит от эффективности использования привлеченных средств. Для оценки этого используется четвертая группа показателей. КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРИБЫЛЬНОСТИ Они характеризуют уровень доходности и рентабельности, включая прибыльность капитала и норму прибыли на акцию. А) КОЭФФИЦИЕНТЫ ДОХОДНОСТИ (соотношения между различными вариантами прибыли и выручкой от реализации) Валовая прибыль (5)
Чистые продажи Чистая прибыль (6) Чистые продажи
Чистая операционная прибыль (7) Чистые продажи Б) КОЭФФИЦИЕНТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ (прибыльность активов и капитала) продолжение
--PAGE_BREAK--