Реферат по предмету "Биографии"


Александр Васильевич Александров

Реферат по музыкальной литературе выполнилученик  Чалтырской музыкальной школы Хатламаджияна Арташеса
2001г.
Большинствоначинающих музыкантов не знают Александра Васильевича. А ведь был одним излучших… Старшее поколение несомненно помнит его мелодии завораживающие дух, иособенно Гимн СССР. Но, обо всём по порядку.
РодилсяАлександр Васильевич в Рязанской губернии в селе Плахино 1 апреля 1883 года (поновому стилю) в обычной крестьянской семье.
Отецего — Василий Александрович — был подлинным самородком: он самоучкой постигграмоту, жадно стремился овладеть разносторонними знаниями. Любил читать, пениетоже в семье занимало особое место. Всё это, естественно, прививал он и своемусыну с первых минут его жизни на земле.
Ужев раннем возрасте, у Александра Васильевича пробудилась любовь к пению. Онподолгу мог слушать песни, которые пела его тётка Анастасия Никитична,признанная мастерица в меле. И конечно, это не должно было оставить юногоАлександрова равнодушным к музыке.
Ещёне понимая о смысле песен, он уже бурчал под нос запомнившиеся ему мелодии,пытался изменить их на свой вкус, а также пробовал сочинять частушки, песенки…
Немалыйслед в жизни мальчика оставил и певец Шагов. Рассказывая Александру, русскиебылины и песни, он научил мальчика ценить русскую мелодию: её мерный, спокойныйтемп, величавый ритм, сочные народные интонации.
Двагода Александр учился в начальной земской школе. Хор стоял на первом месте вего учебных буднях. Его учителем был. И. М. Терентьев, который закрепил ужеимевшиеся певческие навыки в юном певце.
Конечно,Александров мог заниматься и дальше в школе, но судьба уготовила ему другуюжизнь. По традиции, все бедные крестьяне должны были отправляться на заработкив Петербург, иначе им попросту, нечего было бы есть. Однако Александровазаметил кто-то из родственников, служивший солистом в петербургском церковномхоре, — певчий Пётр Алексеевич Заливухин. Считая, что у мальчика не плохопоставлен слух, и красивый голос, он договаривается с его родителями (родители,конечно, не были против этого) и везёт его в Петербург.
ВПетербурге, в 1891 году, Александр попал в Хор Казанского собора, в котором пели Пётр Алексеевич. Руководил им опытный музыкант-профессионал ВасилийАлександрович Фатеев. Он обратил внимание на даровитого мальчика и принял его всвой хор. Александр проходил под руководством Фатеева элементарную теорию исольфеджио. Позже Фатеев посчитал нужным выдвинуть мальчика в солисты хора, ине прогадал. Хор Казанского собора, который и до этого пользовался успехом втогдашней столице, увеличил свою аудиторию во много раз, и стал считаться чутьли не лучшим хором в городе.
Поучившисьнекоторое время в хоре, Александров, по совету Фатеева, решил поступить вПетербургскую императорскую капеллу (в Придворную капеллу). Отбор туда был непростым, но блестяще сдав экзамены, Александр добивается своего. В капелле онусвоил тонкости вокального искусства и регентское дело, чему способствовалотворческое общение с выдающимися композиторами той эпохи: Архангельским,Азеевым…, углублённо изучал образцы церковного пения и классические хоровыепартитуры. Время учёбы в капелле было самым ценным в жизни композитора. Помимопосещений занятий, у Александрова появилась возможность посещать театры,балеты, оперные спектакли, куда он ходил на сэкономленные деньги. Всё большеего интересовала литература, особенно ценил Белинского. По окончании капеллы онполучил звание регента и учителя пения.
В1900 году Александр Васильевич успешно выдерживает трудные испытания вПетербургскую консерваторию. Его экзаменаторами были Александр КонстантиновичЛядов, Николай Андреевич Римский-Корсаков, и А. К. Глазунов. Каждый экзаменаторимел своё представление о музыке, но, прослушав юношу, они пришли к единомумнению: «Такой талант, нельзя загубить!». Известный итальянский певец УмбертоМаззети был его учителем по вокалу.
Вконсерватории Александр понял, что детская жизнь прошла, и что уже он вступаетво взрослую жизнь. Ни дня не отдыхал Александров, трудился так, что на каждойлекции Александр Константинович Лядов с удовольствием выслушивал его мнение насчёт пройденной темы.
Особоуважал Александр Николая Андреевича. На его лекциях Александров сиделсосредоточенно, пытаясь запомнить как можно больше информации, ловил дажеслучайно выброшенное слово. Николай Андреевич не стеснялся делиться своимивпечатлениями со студентами. Высказывания любимого профессора запоминалисьребятам, и делались предметом споров, оживлённых обсуждений. Как после упоминалАлександр Васильевич, Римский-Корсаков и впоследствии проявлял интерес к еготворчеству, и пристально наблюдал за его сочинениями.
Ноучился Александров в консерватории недолго. Проблемы со здоровьем и постояннаяматериальная нужда заставили бросить учёбу и перебраться на некоторое время (смарта 1902 до лета 1906 года) в небольшой городок Бологое, где ему былаобеспеченна заманчивая работа. Он начал руководить хоровыми классами вжелезнодорожном и техническом училищах и одновременно служил регентом в местномсоборе. Сам Александров считает, что это время не было потерянно, наоборот, унего появилось довольно таки много свободного времени, и он мог занятьсямузыкой.
Номысль о продолжении занятий в консерватории не оставляла его ни на минуту. Припервой же возможности он возобновил занятия, не бросая работу в училищах,которые давали ему право на бесплатный проездной билет. Александров продолжалжить в Бологого и два раза в неделю ездил в Петербург и обратно. На второмкурсе его учителем был Николай Феопемтович Соловьев.
Новновь Александру не удалось завершить учёбу. В 1905 году нагрянули первыереволюционные страсти. Как известно революция особо задела Петербург, и в знакпротеста за смерть невинных людей, студенты консерватории решаются на бунт, ипрекращают занятия. Присоединился к ним и Римский-Корсаков. Боясьправительственных волнений, руководство консерватории решает закрыть учреждениеи уволить Римского-Корсакова. Александров в знак солидарности со своимитоварищами тоже принимал в этом участие, хотя ему не очень-то и хотелось опятьбросать учёбу. Но перерыв в учебной жизни Александрова был неизбежен.
В1906 году Александров со своей семьёй переезжает в город Тверь. По конкурсу онстановится регентом архиерейского хора, через некоторое время, он начинаетслужит в Казанском храме; начинает руководить хорами в семинарии, женскомкоммерческом училище, на земских курсах и в педагогическом институте, иногдаобъединяя любителей песен в большой сводный хор. И в Твери Александров сталодним из лидеров среди музыкантов. Спустя некоторое время, тверские жителиоценили его дело. Он начал ставить оперные спектакли в Твери, собирал хор,искал солистов в Москве и в Петербурге. Впервые в Твери были поставлены такиеоперы как «Пиковая дама», сцены из опер «Иван Сусанин», «Русалка» и другие.Почти все эти оперы Александров ставил один со своим хором.
В1909 году, после первых революционных волнений, Александров решает продолжитьучёбу, но уже в Московской консерватории. Он заканчивает свою учёбу в 1913 поклассу композиции, а в 1916 — по классу пения. После окончания консерватории онбыл награждён большой серебряной медалью. Экзаменаторы в лице известныхкомпозиторов, таких как С. И. Танеев, М. М. Ипполитов-Иванов, Н. Д. Кашкинвысоко оценили его деятельность. Одновременно в эти годы он работает регентом вхраме Христа Спасителя, но опять же не долго, после того как в революциипобедили красные, храм был разрушен, и опять Александров остался без работы.
Годы,проведённые в разных учебных заведениях, не прошли для Александрова даром. Заэто время он написал много произведений. Особенно известна симфоническая поэма«Смерть и жизнь». Многие признают, что его стиль во многом похож на стильРимского-Корсакова. Не зря Николай Андреевич тратил своё время на Александрова,он фактически стал его преемником, продолжив его дело.
Вовремя учёбы в Москве, Александров женится на Ксении Павловне. Чуть позже, семяАлександра Васильевича увеличилась в численности. Сначала родился Борис(который после смерти отца продолжил его дело), после Владимир и Александр. Вэто время Александров вновь перебирается в Тверь, и продолжил свои дела. В этовремя он пишет огромное количество церковной музыки, которая как ни страннодошла и до наших дней (как известно, после революции, большая часть музыки нацерковную тему была сожжена).
В1918 году Александрова вновь приглашают в Московскую консерваторию, на сей разв качестве преподавателя по музыкально-теоретическим дисциплинам. Четырёхлетняяпедагогическая деятельность не прошла даром для Александра Васильевича. Порекомендации профессоров консерватории, Александрова утверждают в званиипрофессора Московской консерватории. В эти годы Александров начал разнообразитьсвою профессию. Помимо музыкально-теоретической дисциплине, он начинаетпреподавать дирижёрское мастерство, и ведёт специальный хоровой класс, которомууделяет особое внимание. Параллельно он работал хормейстером в ряде московскихтеатров.
Конечно,не мог забыть Александров и композиторскую деятельность. В начале 20-ых годовпопулярностью начали пользоваться его песни: “Вниз по матушке по Волге”, “Горывы мои”, “Утушка луговая”, “Ах, не одна во поле дороженька”, “Волынка”, “Ехалпан” и другие не менее прекрасные произведения.
Незабывал он и об оперных постановках, занимался музыкальным оформлениемспектаклей.
Особуюстраницу в биографии Александрова составляют годы, когда он руководилМосковской государственной академической капеллой (1926-1930). Этот хор приАлександрове достиг значительных успехов. Не трудно догадаться, что капеллалучше всего исполняла русские народные песни. Хор исполнял эти песни в подлиннонародном стиле. Александров руководил хором не долго.
В1928 году из членов красноармейской самодеятельности организовал Ансамбль песнии пляски Советской армии. Александров решает оставить академию и организоватьсвой хор. Но эта идея не пришла ему сразу. Началось с того, что 8 певцов, 2танцора, баянист и чтец под руководством Александра Васильевича подготовилисвоеобразное песенно-танцевальное представление. 10 октября 1928 года онивыступили в Центральном Доме Красной Армии перед военными начальниками страны.После этого Александров задумался о сохранении группы, более того, начал искатькадры по стране.
Дляансамбля писали музыку все известные современные композиторы и в том числеучастники ансамбля. С первых дней существования коллектив ансамбля поставилперед собой цель воспитать в красноармейской молодёжи глубочайшее уважение кславному прошлому нашей армии, желания развивать её боевые традиции. Ансамбльсразу стал широко известен, прежде всего благодаря музыкальным композициям,прославлявшим героев Гражданской войны (в т.ч. о 1-й Конной армии,Дальневосточной армии, обороне Царицына, о Щорсе и т.д.). Обработал “народную”песню “По долинам и по взгорьям”. Большую известность получили его произведения«Кантата о Сталине», «Песня о Сталине», “Песня о военномкомиссаре”, “Гимн партии большевиков”. «Его талантливому руководству, — писал К.Е. Ворошилов, — Краснознаменный ансамбль песни и пляски СССР обязантем, что он стал первоклассным музыкальным коллективом». АнсамблемАлександров руководил 18 лет до своей смерти, после смерти ансамбль принимаетсын Александрова Борис, и называется именем Александрова.
АнсамбльАлександрова приглашали в разные концы страны, ведь жизнь в стране не былалёгкой, а песни исполняемые ансамблем заставляли забывать людей о своихпроблемах. Каждой части страны, куда выезжал ансамбль, писались песни. В 1929году ансамбль выехал во Владивосток, где пел буквально под шквал огня. “Послекаждой песни, солдаты заряжённые эмоциональным всплеском шли вперёд!” писалкто-то из офицеров Советской армии. “Снаряды рвались уже рядом, но мы и ненамеревались останавливать концерт” вспоминает о тех годах АлександрВасильевич.
Поистинезолотые годы Александрова прошли в ансамбле. Он стал знаменитым поскольку писалпатриотические песни, помогающие народу выжить; партизанские песни. Особоизвестна его песня “Гимн пятилетке”, “Вспомним-ка товарищи”…
Александровпосле этого стал приближённым к Сталину лицом. Иосиф Виссарионович судовольствием слушал произведения композитора, и приглашал АлександраВасильевича для разговоров. Вот что пишет о своём деде внук Александрова:“Александр Васильевич напрямую общался со Сталиным. Даже когда у ИосифаВиссарионовича сидели в кабинете генералы, Александров запросто входил бездоклада. Он был один из немногих, имевших такое право. Сталин очень хорошоотносился к нему...”. Не удивительно, что в 1937 году, Александрову присвоенозвание народного артиста СССР.
Ивсё вроде бы пошло-поехало в жизни композитора. Но, не тут-то было. НагрянулаВеликая Отечественная война. По состоянию здоровья Александрова не принимают вармию. Но Александр Васильевич и тут не растерялся. Поняв, чем он может помочьстране, он немедленно взялся за дело. Кстати, Сталин приказал не распускатьАнсамбль песни и пляски Красной Армии под предводительством АлександраВасильевича.
Вгоды войны не маловажную роль сыграл ансамбль Александрова. Создав такиешедевры как “В поход! В поход!” и особенно известную песню “Священная война”(на стихи Лебедева-Кумача). Ноты были написаны один день, и в тот же деньансамбль разучил песню, а на следующее утро она исполнялась на Белорусскомвокзале для отъезжающих на фронт. Как вспоминают ветераны, на вокзале где шлипоезда на фронт, после первого исполнения песни “Священная война”, народтребовал ещё и ещё, и с каждым разом всё больше людей кидались в вагоныуходящего поезда с целью убить захватчиков! Вот какой заряд носила музыка! Этамузыка поистине стала символом борьбы СССР против фашистских захватчиков. Вотвоспоминания сына Александрова Бориса Александровича о первом исполнении песни.«Все, кто в эту минуту находились там, заслышав первые звуки, поднялиськак один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, акогда она окончилась, на какие-то мгновения замерли, завороженные звуками, азатем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить… Онитребовали и требовали повторения, и только после того, как добрая половинаприсутствующих уже подпевала ансамблю, запомнив мотив и слова, „Священнаявойна“ уступила место другим произведениям».
Ввоенные годы Сталин решил, что страна должна иметь свой государственный гимн,мелодию, которая бы соединила страну в единый мощный кулак. Фаворитом в этомспоре по праву считался Александров. Помимо того, что он был любимчикомСталина, он ещё был и народным артистом СССР, и кому после этого отдастпредпочтение Сталин? Кроме того, до этого (в 1942 году) он стал лауреатомСталинской премии. Гимн действительно вышел хорошим. Слова гимна были написаныСергеем Михалковым и Г. Г. Эль-Регистаном. Но в военные годы о гимне никто незнал. Гимн утвердили (мелодия гимн утверждена как гимн Российской Федерации сначала 2001 года). Настолько он понравился Сталину, что он и не сталвыслушивать варианты остальных композиторов! В те же годы Александров пишетпесню о советской армии «Несокрушимая и легендарная».
ПослеВеликой Отечественной Александров вместе со своим Ансамблем отправляется уже вза рубеж, в только что образованные социалистические страны, и исполняет все тепесни, которые он с таким трудом «собирал» все эти 18 лет со своим ансамблем.Врачи были против его поездки, поскольку все эти «гастроли» в военное времяплохо отразились на его здоровье. Но Александров не был бы Александровым еслибы оставил свой ансамбль без предводителя. Он едет… едет в Чехословакию, вПольшу, в ГДР, в Югославию… Естественно случилось то, о чём и предупреждаливрачи, он не выдержал нагрузки. Умер Александр Васильевич, когда они с Чехословакииотправлялись в Берлин 8 июля 1946 года. Но существует ещё одна версия, что онумер уже по прибытию в Берлин, и это официальная версия его смерти. После егосмерти, его ещё раз наградили Сталинской премией, таким образом он удостоилсяей два раза. В течении своей жизни получил звание генерал-майора (1943), идоктора искусствоведения (1940). Являлся членом КПСС с 1939.
Послесмерти Александрова, как уже было сказано выше, его дело продолжил сын — БорисАлександрович. Ансамбль также не был распущен, и его под своё крыло взял Борис.
Околодома где жил Александров была установлена мемориальная доска с надписью:
«Вэтом доме с 1937 года по 1946 год жил и работал народный артист СССР,композитор Александр Васильевич Александров».
Подобнаядоска была установлена и после смерти сына Бориса, который был не менее хорошимкомпозитором чем свой отец, но прожил, пожалуй, чуть лучшую жизнь…
Осочинениях.
Вмолодости он писал Оперы, сочинял музыку для постановки в театрах. Послереволюции, и особенно после того, как он создал ансамбль, на его счетупрактически нет оперных произведений (те которые есть, либо не окончены, либобыли утеряны), он начал писать песни патриотического жанра. В каждой мелодииАлександрова отчётливо слышны звуки Родины! Его величавая музыка, не можетостаться незамеченной в любом месте, где бы она не исполнялась. Чуть вышерассмотрены примеры, о том, например, как на вокзале его песня “Священнаявойна” в буквальном смысле собрала аншлаг. Или музыку гимна, которая душувырывает, заставляет лить слёзы за своё Отечество!
Наиболееизвестные произведения (в промежуток с 1929 года по 1946).
Гимнпятилетке, Бронепоезд, Забайкальская, Бейте с неба самолёты, Гимн партиибольшевиков, Песня о Ленине, Кантата о Сталине, В поход! В поход!, Маршартиллеристов, Священная война, Ударом на удар, За великую землю Советскую,Песня о Советском Союзе, Святое Ленинское знамя, Слава Советскому Союзу, 25 летКрасной Армии, Песня о Родине, Славься Советская наша страна, Цвети Советскаястрана, Наша гвардия, Песня победы, Поэма об Украине, Сторонка родная, Песня омаршале Рокоссовском, Торжественная победная кантата.
Оперыи инструментальные сочинения.
“Смертьи жизнь”, симфоническая поэма (1911).
“Симфонияfis-moll” в 3частях (1912).
“СмертьИвана Грозного”, опера в трёх действиях, либретто А. К. Толстого (1913, неокончена).
“Сонатадля скрипки и фортепиано” (1-ая редакция — 1913, 2-ая редакция — 1924).
Этодалеко не всё, что было в биографии Александрова, но наиболее важные факты изего жизни, изложены в данном реферате.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ef.wwww4.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.