Реферат по предмету "Банковское дело"


Становление и развитие имущественного страхования

--PAGE_BREAK--
2.2 Современное состояние страхового рынка России
В настоящее время, в условиях развертывания рыночных отношений в нашей стране, роль и значение страхования для национальной экономики значительно повышаются. Сегодня наряду с традиционным назначением страхования – обеспечением экономической защиты страхователей от стихийных природных явлений, случайных событий технологического и экологического характера объектами страхования все чаще становятся имущественные интересы, связанные с жизнью и здоровьем граждан, а также с возмещением причиненного страхователем вреда личности или имуществу третьих лиц. Таким образом, в условиях становления и стабилизации рыночных отношений существенно вырастает число страховых услуг. [10]
Таблица1

Показатели убыточности в динамике


2001 год



2000 год



1999 год

1998год

Всего



62,11%



70,03%



64,49%



76,93%



1. По добровольным видам

 страхования



56,96%



65,40%



57.53%



69.24%



в том числе







по страхованию жизни



79,96%



93,45%



89,01%

100,66%

по страхованию иному, чем жизнь



23,71%



28,61%



29,29%

43,09%

в том числе








личное страхование



45.73%



53.66%



50,22%



63.36%



по страхованию имущества



14.80%



21.59%



25,21%



35.37%



по страхованию ответственности



9.78%



8.50%



11,12%



20,34%



2. По обязательному страхованию



92.31%



91.47%



88.73%



91.19%



[9, с14]
При небольшой доле рынка страхование имущества лишь незна­чительно теряет в удельном весе (за счет более стремительного роста страхования жизни и личного) — 27% в 1999 году, 22% в 2000 году, 21% в 2001 году. Вместе с этим сохраняется постоянная тенденция снижения пока­зателей убыточности (см. табл. 1).

Кроме этого, немаловажным явля­ется тот факт, что отношение премий и выплат в имущественном страховании тоже стабильно сокращается и составляет в 2001году 14%; при этом оно значительно ниже, чем в страхо­вании жизни и личном страховании. Этот факт еще раз подтверждает вер­сий о том, что страхование имуще­ства является более перспективным видом страхования(диаграмма 1).

                 Диаграмма1

Отношение выплат к премиям по видам страхования


[9, с16]
Последние исследования страхового рынка показывают, что страхование имущества на сегод­ня является для населения одной из наиболее актуальных страховых услуг (страхование имущества (недви­жимости) — на 2 месте; страхование автотранспорта – на 4 месте и т.д.).                                                                                                                                                                                                                                             

По страхованию имущества на открытом рынке 20 страховщиков обеспечили поступление 70% сборов, из которых 40% приходится на компании «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», «Согласие», «Росгосстрах». Объём премий по страхованию имущества на открытом рынке составила 1,2 млрд. $.

Средняя страховая премия, приходящаяся на каждого жителя России и на один договор страхования в 2000-2003 годах увеличивалась, причём темпами, даже опережающими инфляцию. При этом в 2003 году средняя премия, приходящаяся на одного россиянина, превысила 100$, а без учёта ОМС и страхования жизни достигла почти 50$.

Наиболее полные данные о вкладе наиболее крупных предприятий в имущественное страхование: объем начисленной премии по страхованию имущества юридических лиц компаний «Интерфакс-100» в минувшем году составил почти 70 млрд. рублей. Лидерами в данном секторе страхового рынка стали «РЕСО-Гарантия» (5,7 млрд. рублей), «Ингосстрах» (5,6 млрд. рублей), «КапиталЪ Страхование» (5,1 млрд. рублей), «Согласие» (4,7 млрд. рублей), «НСГ» (4,5 млрд. рублей).

Объем начисленной в минувшем году премии по страхованию имущества граждан исследуемых ЦЭА «Интерфакса» компаний составил 23,3 млрд. рублей. В пятерке лидеров оказались СГ «Росгосстрах» (5,3 млрд. рублей), «РЕСО-Гарантия» (3,1 млрд. рублей), «Ингосстрах» (2,8 млрд. рублей), «РК-гарант» (1,3 млрд. рублей), «ССО» (0,9 млрд. рублей).

Между тем, по данным Минфина РФ, сборы всех российских страховщиков по имущественному страхованию (за исключением страхования ответственности) в 2003 году достигли 125,7 млрд. рублей, увеличившись на 39,5% по сравнению с 2002 годом, а выплаты по имущественному страхованию составили 23,5 млрд. рублей, что на 60,1% больше уровня 2002 года. [11, с 43]

Для прогнозирования спроса на страхование имущества можно опереться на оценочные перспективы изменения уровня доходов населения, которые в последнее время растут: по данным Госкомстата, реальные денежные доходы населения в 2000 г. выросли более чем на 9%, а реальная заработная плата — на 22,5%. В 2001 г. рост продолжился — реальные денежные доходы населения выросли в 1 квартале на 3,2% по сравнению с I кварталом 2000 г., реальная зарплата выросла на 18,8%. По данным исследовательского центра «КОМКОН-2», доля лиц, не делающих сбережений, сократилась в Москве с 92% в 1999 г. до 88% в 2000 г. В регионах доля тех, кто сберегает более 10% своего дохода, выросла по этим же данным за год с 4 до 4,8%, а в Москве — с 3,2 до 5,8%. Опора прогноза развития рынка имущественного страхования на уровень жизни населения объясняется тем, что наличие объектов страхования — различного дорогого имущества — привязано к уровню доходов, равно как и способность выплачивать страховую премию.

По утверждениям экспертов Минфина и Минэкономики, в настоящее время в России сложились предпосылки для устойчивого роста реального размера денежных доходов населения на 4-7% в год в течение, по крайней мере, ближайших трех лет. С учетом инфляции в 15-20% этот рост выразится в увеличении номинальных денежных доходов населения на 20-30% в год. Расчеты, выполненные на основании математического моделирования этого сегмента рынка, позволяют предположить, что в 2001 г. расходы граждан на страхование имущества составят примерно 6,6 млрд руб., а в 2002 г. - 8,5 млрд рублей.

Можно ожидать, что реальный прирост рынка страхования имущества населения в ближайшие годы составит не менее 10-20% в год. Несмотря на это, суммарный объем рынка имущественного страхования населения в ближайшие годы останется незначительным, а сам сегмент — малопривлекательным для прямых иностранных страховщиков в краткосрочной перспективе (3-5 лет).

Причин здесь несколько:

1.                Высокий разброс рисков по территории страны.

2.                Низкая премия на один договор — в 1999 г. премия на один договор страхования имущества составила 214 руб.

3.                Высокая конкуренция со стороны региональных компаний и компаний системы Росгосстраха, широко представленных в регионах. Для эффективной работы на этих рынках нужны объемные капиталовложения в региональную инфраструктуру, которые не дадут отдачи на протяжении длительного периода. Договоры страхования имущества являются краткосрочными, и при выборе фирмы ее надежность не играет первостепенного значения. Значительная часть российского населения не слишком чувствительна к качеству сервиса, поэтому основные конкурентные преимущества иностранных страховщиков на этом рынке не будут иметь решающего значения. [8, с 43]

По итогам 2006 года объем премий по страхованию имущества составил 227,9 млрд. рублей или на 22,8% больше 2005 года. Объем выплат увеличился на 40,8% и достиг 64,6 млрд. рублей.

Рынок страхования имущества уже на протяжении нескольких лет демонстрирует стабильный темп роста на уровне 22%. В то время как прирост объема выплат колеблется в пределах 38 – 41%. Оценка поквартального развития рынка страхования имущества в 2006 году показывает, что рынок сохраняет сезонную составляющую и демонстрирует различную динамику роста в зависимости от времени года. Характерным для рынка страхования имущества является достижение пика сборов в третьем квартале и снижение темпов роста премии в четвертом квартале.

Стабильное увеличение сбора премии по страхованию имущества в течение ряда лет свидетельствует о том, что:

— сформировался устойчивый круг клиентов с тенденцией небольшого его расширения за счет новых потребителей данного вида страхования;

— определился состав основных страховщиков, занимающихся классическим страхованием имущества;

— обостряется конкуренция среди ведущих страховщиков;

— начинает действовать система конкурсного отбора страховщиков крупными клиентами.

Кроме того, устойчивый темп роста сборов по страхованию имущества обусловлен равномерным ростом стоимости страхуемого имущества, в частности, автотранспорта (по группе сопоставимых компаний стоимость страхования единицы автотранспорта граждан, в среднем, в 2003 году составляла 21 тыс. руб., в 2004 году 25,5 тыс. руб., в 2005 году — 35 тыс. руб., в 2006 году — 38,4 тыс. руб.), а также удорожанием полиса по страхованию зданий и сооружений юридических лиц (в 2004 году средняя стоимость полиса составляла 100,7 тыс. руб., а на 1 октября 2006 она равнялась 140,7 тыс. руб.). Рост премии по страхованию имущества обусловлен так же развитием таких видов страхования, как комплексное ипотечное страхование, страхование сельскохозяйственных рисков, страхование залогового имущества и т.д.

Удельный вес первого квартала в годовой премии по страхованию имущества в 2005 и 2006 гг. составлял 23%. На третий квартал в 2005 и 2006 годах соответственно приходилось по 28% всех годовых сборов премии по страхованию имущества. На протяжении ряда лет рост доли третьего квартала был обусловлен высокими показателями премии некоторых компаний, по-видимому, в связи с перезаключением ими договоров с группой крупными клиентами.

Несмотря на то, что отчетность по страхованию имущества сдали в 2006 году 633 страховщика, реальным страхованием из них занимались около 200 игроков, собравших 95% премии. Эта группа обеспечила прирост премии по страхованию имущества по сравнению с 2005 годом на 31%. В период с 2004 по 2006 год страхованием имущества занимались от 568 до 633 компаний. Из этого числа более трети компаний отображали в ежегодной отчетности менее 10 млн. руб. собранной премии. В целом на эту группу в 2006 году пришлось 710 млн. руб. или 0,3% от всей премии по страхованию имущества. Данная категория компаний не относится к рыночной, так как страхует имущественные интересы владельцев. Часть компаний из этой группы, судя по завышенным выплатам, можно отнести к схемам. В группу компаний, сбор премии по имуществу которых превышал 1 млрд. руб., в 2006 году входили 46 страховщиков. Их суммарный сбор премии в этом виде страхования составил 168 млрд. руб. или 74% сборов по страхованию имущества. В 2006 году первая десятка страховщиков, как представляется, «укомплектовалась» беспроблемными компаниями, которые на долгие годы будут составлять костяк рынка страхования имущества. [12]
Глава 3. Проблемы и перспективы страхования имущества

3.1 Возможные проблемы на рынке имущественного страхования

Страхование имущества – одно из важнейших условий правильного ведения бизнеса. В целом уровень развития сектора страхования юридических лиц еще очень далек от полного охвата. Со временем руководители предприятий оценят его значимость и постепенно перейдут от простейших программ к комплексной страховой защите бизнеса. Страхование является мощным финансовым инструментом, способным не только быстро восполнить внеплановые убытки без отвлечения средств из оборота, но и придать бизнесу столь необходимую сегодня стабильность.

Рынок страхования имущества компаний пока еще окончательно не сформировался. Интерес к покрытию такого рода рисков со стороны организаций только начинает появляться. Доля страхования имущества юридических лиц в общем количестве заключенных договоров составляет 50%. При этом основные объемы приходятся на страхование объектов, выступающих предметом залога при кредитовании в банках (около 40% от всех договоров).

Можно назвать несколько причин, по которым руководители неохотно идут на страхование имущества. Социально-политические причины обусловлены тем, что в России хозяева собственности появились лишь 15 лет назад. Нужно время, чтобы люди стали заботиться о своем имуществе, о его сохранности и приумножении. Тем не менее постепенно к руководителям и собственникам фирм приходит понимание необходимости имущественного страхования, особенно после чрезвычайных ситуаций.

Также можно назвать и экономическую причину. Она заключается в том, что менеджменту компании достаточно сложно выделить из своего бюджета средства на страхование имущества.

Не добавляют хорошей репутации страховщикам и так называемые серые схемы. Речь идет, в частности, о случаях, когда некая компания и заинтересованный страховщик заключают договор страхования от несуществующих рисков. Потом фирма производит выплаты, а дальше идет цепочка обналичивания денег. По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), на долю таких схем в России приходится 62% рынка страхования. По мнению экспертов, эту проблему можно решить путем перевода страховых компаний на международный стандарт финансовой отчетности (МСФО). [15]
3.2 Состояние и перспективы пользования услугами страхования имущества

В настоящее время на рынке наи­более популярными страховыми услу­гами из тех, что оплачиваются сами­ми потребителями, являются автомо­бильное страхование, страхование недвижимости.

Для потребителей набольший ин­терес представляет страхование авто­мобилей, имущества пожаров, а так­же медицинское страхование. О сохра­нении уровня жизни в старости или в случае потери кормильца, о защите материального благополучия детей печется значительно меньше россиян.

При этом спрос на страхование от по­жара, ущерба в результате ДТП и из-за профессиональных ошибок растет с уровнем дохода, а на защиту от про­чих опасностей либо остается на пре­жнем уровне, либо падает.

Очевидно, что рост спроса на ав­тострахование с повышением уровня доходов связан с расширением пользования собственными машина­ми. Интерес к защите от пожара оп­ределяется количеством недвижимо­сти, в том числе загородной, находя­щейся в распоряжении потребителей. С другой стороны, снижение спроса на защиту семьи и детей от бедности связан с тем, что для предотвраще­ния этой опасности население зани­мается накоплением, а страхование не воспринимается как эффективный ин­струмент борьбы с ней.
Таблица 2                        

Намерение населения пользоваться страховыми услугами



Средний месячный доход на члена семьи, долл.

до 100

    долл.

100-200

долл.

200-300

 долл.

300-500

 долл.

Более 500

  долл.

В сред-

 нем

Намерение пользоваться страховыми услугами, %

Страхование

 автомобиля



4,3



7,8



33,9



44,2



41,4



11,4

Страхование

недвижимого

 имущества вне

муниципальной

программы



2,0



3,7



20,2



26,9



23,9



6,7

Страхование

квартиры в рамках

муниципальной

 программы



1,0



1,4



13,2



15,9



15,5



3,8

[7, с. 47]
Соответственно, если говорить о намерении пользоваться страховыми услугами, то наибольший спрос в ближайшее время будет наблюдаться на страхование каско автотранспорта, страхование недвижимости. Именно на эти сегмен­ты рынка должна ориентироваться компания, желающая увеличить объем продаж страховых услуг.
Таблица 3

Пользование страховыми услугами по имущественным группам



Средний месячный доход на члена семьи, долл.

до 100

    долл.

100-200

долл.

200-300

 долл.

300-500

долл.

Более 500 

 долл.

В сред-

нем

Пользование страховыми услугами по имущественным группам, %

Страхование

 автомобиля



6,2



10,9



14,3



23,1



29,9



10,3

Страхование

недвижимого

 имущества вне

 муниципальной

программы


7,9


7,6




11,6


14,3


16,5




9,3



Страхование

квартиры в рамках

 муниципальной

 программы



3,0





3,7



7,3



11,1



13,0



4,6

[7, с. 45]
Как видно из таблиц, наиболее быстрый рост числа полисов придется в ближайшее время на высокодоход­ные группы потребителей. С другой стороны, они достаточно немногочис­ленны и сконцентрированы в крупней­ших городах страны, в основном — в Москве, где имеется жесткая конкурен­ция между страховщиками. В связи с этим позиционирование компании от­носительно потребительских групп представляет самостоятельную задачу.

Наибольшие имущественные раз­личия в спросе на страховые услуги наблюдаются в страховании  недвижимости за счет средств потребителя. Соответственно, в нём необходимо более детально подходить к позиционированию страховых услуг – для его продвижения необходимо использовать рекламные и иные коммуникационные инструменты, нацеленные на высокодоходные группы. [7, с. 46]    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономико-географическая характеристика Венесуэлы
Реферат Иванов, Иван Дмитриевич генерал
Реферат Статус беженцев по современному международному праву
Реферат Орфоэпические ошибки в речи телеведущих
Реферат Революція 1905-07 року
Реферат Судопроизводство по делам об оспаривании решений действий бездействия органов государственной
Реферат Принципы управления социальной работой и их содержание
Реферат Психологические концепции культуры
Реферат Аннотированное содержание курса
Реферат Прогулка по лесу
Реферат Сравнение качественных показателей радиоприемных устройств супергетеродинного типа и радиоприемных
Реферат Исторические этапы познания природы. Особенности современного естествознания
Реферат Масс спектрометрическая оценка уровня включения дейтерия и углерод
Реферат Sexuality In The Tempest Essay Research Paper
Реферат International university of fundamental studies международный университет фундаментального обучения