Реферат по предмету "Социология"


Принципы управления социальной работой и их содержание

Введение
В окружающем нас миреможно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи:неживую природу, живую природу и человеческое общество.
В каждой из этихсоставляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействиемопределенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматриватькак управление в неживой природе, или технических системах, управление в живойприроде, или биологических системах, управление в человеческом обществе, илисоциальных системах.
Управление техническимисистемами (производственно-техническими процессами, механизмами, системамимашин) изучается в основном техническими науками.
Управление в живойприроде, то есть управление биологическими системами, является объектомизучения естественных наук.
Управление каквоздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальномууправлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.
Сегодня существуетмножество авторских подходов к пониманию сущности социального управления, еговнутренней структуры, что плодотворно в исследовательском плане, но явно недостаточно,ибо они должны быть представлены в единой логике (от целеполагания до оценкиэффективности принятых решений).
Раскрываясоциальный феномен управления, важно отличить его не сколько от управленияестественно-природного (биологического) и технического, сколько определить егообъем, масштабы, содержание. Если в первом случае понятно, что социальноеуправление вытекает из необходимости общения людей в процессе социальнойдеятельности, определяет отношения между людьми по поводу каких-либо общественныхпроцессов (обмена продуктами, производства, культуры, искусства, природы,техники, быта и т.п.), то рассмотрение содержания социального управления внаучной литературе не всегда однозначно.
Например, в западной иотечественной литературе по менеджменту последний отождествляется однозначно суправлением, хотя, возможно, менеджмент нужно рассматривать какорганизационно-экономическое поведение по управлению.
В книге «Советскаясоциология» понятия «управление» и «руководство» рассматриваются как самостоятельные,однопорядковые. Правда, тут же их различие сводят к функциям, неубедительноповторяя в обоих случаях одни и те же составляющие. В этой же работе«управление» отличают от «организации» и «планирования».
Цель данной работы– систематизация, накопление и закрепление знаний об основных законах ипринципах социального управления
Задачамикурсовой работы являются:
·         изучениеосновных законов социального управления;
·         исследованиеосновных принципов социального управления;
·         изучениесущности и содержания принципов социального управления
Вданной курсовой работе рассмотрены основные компоненты социального управления,его функции, а также исследованы общиеметодологические и специфические методологические принципы социальногоуправления, организационные и частные принципы социального управления.
Взаключении подведены основные итоги курсовой работы.

1.Основные компоненты социального управления
Социологическийподход к управлению предполагает выделение трех важнейших его элементов:
1)        ядро механизма управления составляетцеленаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание ицелеосуществление.
2)        другим компонентом социального управления являетсясоциальная самоорганизация, т.е. спонтанные процессы внутриорганизационного,внутригруппового, внутриколлективного регулирования.
3)        оба названных компонента образуют третий –организационный порядок, включающий в себя как продукт «прошлого»управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностнойструктуре, административном распорядке, требованиях, режиме), так и стихийносложившиеся правила и нормы отношений в организации.
 
1.1Законысоциального управления
Кзаконам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи,изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренниеустойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективныйхарактер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание инамерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельностьлюдей в соответствие с объективными требованиями жизни.
К законам управленияотносятся:
Закон необходимогоразнообразия, по которому разнообразие управляющейсистемы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнееобъект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.
Следовательно, сутьэтого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладатьдостаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью дляпереработки информации и выдачи управляющих решений, с тем, чтобы успешносправиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитиев соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должнасодержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющихвоздействий соответственно разнообразию объекта управления.
Закон специализацииуправления предполагает, что управление современнымиобщественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому ихпроявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различныхнаправлениях. Поэтому управление требует высокого профессионализма в различныхсферах: экономической, социальной, политической, психологической,организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т. п.Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний иопираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятыхуправленческих решениях, проектах, программах и концепциях.
Закон интеграцииуправления означает объединение в управлении различныхспециализированных действий на разных уровнях и направлениях управления вединый управленческий процесс в рамках единого социального организма – системы.В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества,которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложнойсоциальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней ивнешней среды.
К числуосновополагающих законов социального управления относятся также:
Закон приоритетностисоциальных целей, определяющих при целеполагании. Непроизводство, не политика, не экономика являются целью развития общества иусловием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение качестважизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывноесовершенствование образа жизни.
Осознание этойзакономерности привело цивилизованные страны к построению социальногогосударства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнёрству. Болеетого, выявление этой закономерной связи обусловило установление не толькокачественных, но и количественных характеристик в достижении социальнойсправедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу вдоходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 %населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка длябольшинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация,нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе и экономическое.
Закон возрастающейсубъективности и интеллектуальности в управлении упреждаетхарактер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношенийявляется то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися впроцессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознаниелюдей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости отобъективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческихотношений двойственная – объективно-субъективная.
В целом в теорииуправления понятие закономерность обычно рассматривается как первоначальнаястадия формулирования закона в начале его теоретического исследования. Следуетподчеркнуть, что именно эта часть общей теории управления представляется наименееисследованной. Необходимо более обстоятельное изучение законов общественногоразвития и управления сложными системами, социального и биологического мира, социальногои технического, информационного, стихийных и сознательных процессов. Интегральноеисследование этих закономерностей – во многом дело будущего, но уже сегодняможно сказать, что обеспечение сбалансированного развития социального ибиологического, достижение гармонического развития социальной и природнойсреды, предотвращение экологической катастрофы – одна из важнейших закономерностейсоциального управления.
 
1.2Функциисоциального управления
Функция(в переводе с латинского означает «деятельность») управления — это виддеятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда ихарактеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностьювоздействия на объект и субъект управления.
Управлениеи установление объема работ по каждой функции являются основой для формированияструктуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Влитературе и практике существуют различные подходы к классификации функцийуправления. Наиболее общими являются три классификационных признака выделенияфункций:
1)этапы (стадии) процесса управления;
2)сфера (вид) деятельности;
3)вид объекта управления.
Повиду объекта управления функции могут быть подразделены по уровню производства(участок, цех, корпус, предприятие и т.д.) и элементам процесса производства(труд, орудия, предметы и продукты труда).
Функциипо уровню производства, в свою очередь, могут классифицироваться: по видампроцессов (основные, вспомогательные, обслуживающие), по типу и масштабупроизводства, по виду специализации (предметная, подетальная, технологическая);фазам производственного процесса (заготовительная, обработочная, сборочная ит.д.).

2. Принципы социальногоуправления, их содержание
Под принципамисоциального управления следует понимать правила, основные положения и нормыповедения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях,сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре,процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляютсобой результат обобщения людьми объективно действующих законов изакономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков,которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципысоциального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающиезаконы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов изакономерностей можно представить в такой последовательности: законысоциального развития социальные законы соответствующего периода (этапа)социального развития законы и закономерности социального управления принципысоциального управления. При этом важное различие между принципами и методамисоциального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают – имследуют.
Принципы управления –это наиболее важные закономерности, фундаментальные правила, на которыхоснованы организация, функционирование или развитие систем управления.
Принципы составляютосновополагающее начало управления. Они отражают сущность реальных процессовуправления, подчиняющихся определенным законам. Они так же объективны, как изаконы, которые в них отражаются.
Принципы управленияотличаются высокой стабильностью во времени. Однако это не исключает гибкостиих применения в различных конкретных условиях.
К основным принципамсоциального управления относят принципы:
·         единоначалияв принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
·         единствавоздействия всех методов управления для поддержания целостности социальнойсистемы;
·         сочетанияотраслевого и территориального управления;
·         приоритетностив достижении стратегических целей;
·         научностисоциального управления;
·         прогнозированиясоциального управления;
·         мотивации(стимулирования) труда;
·         ответственностиза результаты социального управления;
·         рациональногоподбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
·         экономичностии эффективности управления;
·         системности(рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей изразличных звеньев);
·         иерархичности(рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуютделения на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью иодновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
·         необходимогоразнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью иразнообразием, чем управляемая система);
·         обязательностиобратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющейсистемы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния сзаданным);
·         сочетанияединоначалия и коллегиальности;
·         ситуационногоуправления по прогнозированию возмущений;
·         программно-целевогообеспечения;
·         делегированияполномочий;
·         гуманизмаи нравственности в управлении;
·         гласностив принятии решения.
Принципы управленияпозволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности;однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципыуправления.
Таким образом, принципысоциального управления должны:
-         основыватьсяна законах развития общества, на законах управления;
-         соответствоватьцелям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношенияуправления;
-         учитыватьвременные и территориальные аспекты процессов социального управления;
-         внеобходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различныхнормативных документах.
Системы принциповуправления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее,основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражаютобщие требования к системе социального управления. Формы же и методыиспользования этих принципов на различных этапах социального развития могут идолжны быть различными.
Принципыуправления – наиболее сознательная форма использования объективных законовобщества в практике управления. Поскольку управление складывается из двухосновных факторов – стихийного и сознательного управления – научный уровеньуправления достигается за счет сокращения действий стихийного фактора.Сократить действие стихийного фактора можно путем постоянного социологическогоизучения тенденций и закономерностей прохождения общественных процессов и ихвлияния на социальное управление. Владение информацией о действии внешнихсоциальных условий и факторов на систему управления позволит выработать научныйподход к управлению, основанный на объективных закономерностях.
Социологическийподход к принципам управления предполагает выделение среди них четырех основныхтипов принципов:
1)        общиеметодологические принципы управления социальными процессами;
2)        специфическиеметодологические принципы управления, выведенные из социологии;
3)        организационныепринципы социального управления;
4)        частныепринципы управления.
Рассмотримотдельно каждый из выделенных типов принципов управления. 2.1 Общиеметодологические принципы научного управления социальными процессами
Общимиметодологическими принципами научного управления мы называем принципы, всоответствии с которыми можно рассматривать все социальные процессы управлениявне зависимости от общественного строя, социальной системы.
Кобщим методологическим принципам мы отнесли:
Ø   конкретно-историческийподход;
Ø   системность;
Ø   комплексность;
Ø   сочетаниеобщечеловеческих ценностей, потребностей и интересов с государственными игрупповыми;
Ø   социальныйдетерминизм;
Ø   взаимосвязьи взаимообусловленность управленческого воздействия и управляемых процессов;
Ø   самодвижение,саморазвитие, саморегулирование управляющей и управляемых систем;
Ø   ориентацияна прогрессивную перспективу.
Принципысистемности и комплексности требуют тесной увязки решения экономических,социально-политических и духовных проблем в управлении.
Конкретно-историческийподход требует реализации тех принципов, которые отвечают требованиямисторического периода развития общества.
Принципсоциального детерминизма определяет первичность решения задач, связанных с социальнымположением, социальной защищенностью и т.п. людей в управлении процессами.
Управленческаясистема, если в ней не действует принцип саморазвития и саморегулирования,обречена, т. к. в нем не работают источники и движущие силы.
Успешнофункционирующей может быть лишь самосовершенствующаяся система, ориентированнаяна социальный прогресс. 2.2 Специфическиеметодологические принципы социального управления
Еслиобщие методологические принципы научного управления социальными процессамиотражают больше междисциплинарный подход, то специфические методологическиепринципы связаны с социологическим аспектом выделения принципов. К ним можноотнести:
ü   объективность;
ü   адресностьи конкретность;
ü   преемственность;
ü   единствосоциальных целей, задач и средств;
ü   научность.
Принципынаучности, объективности и конкретности требуют учета в управлении объективныхзакономерностей и их специфического проявления в конкретных условиях.
Безпринципа преемственности пришлось бы при любом отклонении, перестройке,коррекции работы системы каждый раз формировать новое системообразующееинтегральное звено системы, восстанавливать взаимосвязь с ним всех другихзвеньев, а так же связи с внешней социальной средой и т.п.
Каждаяцель в системах управления очерчена своим кругом задач, для решения которыхтребуются вполне определенные средства. Любое несоответствие и этой цепочкеприведет к отклонению от запрограммированного результата, неэффективности иненадежности работы системы.
 2.3 Организационные принципысоциального управления
Организационнымимы назвали принципы потому, что они определяют организационный аспектуправления, управленческой деятельности субъекта. В литературе по управлениючаще всего именно организационные принципы считают основными:
·         принципдемократического централизма, позволяющий сочетать плановое централизованноеначало в управлении с широкой демократией, использованием инициативы масс,передовых коллективов;
·         принципосновного звена, отыскание из множества задач основной задачи, решение которойпозволяет решить весь комплекс вопросов управления;
·         территориально-отраслевойпринцип, согласно которому в управлении необходимо сочетатьадминистративно-территориальный подход с отраслевым;
·         принципединства хозяйственного и политического руководства;
·         принципплановости;
·         принципобеспечения единства материального и морального стимулирования труда;
·         принципэкономичности и эффективности управления;
·         принципединоначалия и коллегиальности, сочетающий строгое подчинение трудовой группыраспоряжениям руководителя, всю полноту ответственности руководителя зарезультаты работы доверенного ему участка, когда каждый работник отвечает засвой участок работы с широким привлечением членов трудового коллектива кобсуждению проблем организации.
Единоначалиепредполагает также установление и поддержание строгой дисциплины в организации.Коллегиальность проявляется не только в принятии решений с участием широкихмасс трудящихся в управлении организацией, но и в четком их исполнении.Коллегиальность должна сопровождаться установлением личной ответственностикаждого за порученное дело;
·         принципединства требований (по горизонтали и вертикали; к себе, коллегам, подчиненными руководителям; к действию всех элементов системы);
·         принципоптимальности (оптимальное сочетание централизации и децентрализации;оптимальное сочетание различных стилей управления — демократического,либерального и авторитарного; оптимальное сочетание формальных и неформальныхфункций и т.п.);
·         принципреальной эффективности и доминирования социального эффекта.
Важнейшаязадача любого управления – обеспечение, наиболее полное удовлетворениепотребностей, субъекта при наименьших затратах ресурсов: людских, материальных,энергетических, духовных. И тогда источник противоречия и развития системыуправления смещается в сторону оптимальности взаимодействия между субъектом иобъектом, либо в сторону преобладающего социального аффекта – сохранениячеловеческих ресурсов, их более полного воспроизводства, совершенствования,защищенности, оздоровления труда, отношений по поводу управления. Суть принципа– выбор наиболее эффективного и данных конкретных условиях управленческогорешения на основе всестороннего анализа и изучения информации, рассмотрениямножества вариантов решений и т.п.;
·         принципиерархичности и субординации. Иерархичность в системе управления определяетрасположение элементов, частей в порядке от высшего к низшему. Субординациярассматривается как подчинение нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим,использование правил служебной дисциплины. Соблюдение иерархичности исубординации означает в системе управления недопущение перескакивания черезиерархические ступени и нарушение взаимодействия между вышестоящими и нижестоящимиорганами и функциями. /> 2.4 Частные принципысоциального управления
Всеподсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют иразвиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными,но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются ввиде правил или требований. Назовем некоторые из них:
Ø   принципыхозяйственного расчета;
Ø   принципыформирования потоков информации;
Ø   принципыорганизации заработной платы;
Ø   принципысоздания производственных бригад (добровольности, компетентности,профессионализма, оперативности и т.д.);
Ø   принципыформирования управленческих штатов и др.
Средичастных принципов могут быть и принципы «неформального» управления, основанныена обычаях, традициях, неформальных отношениях. Это могут быть всевозможныеморально-трудовые кодексы, кодексы чести, правила поведения работников,требования к руководящим работникам, экономические, социальные, политические,правовые, бытовые и другие установки типа:
«Внашем отделе не принято опаздывать на работу»,
«Принимаясьза работу, проверь наличие статического электричества»,
«Неделай замечания подчиненному в присутствии третьего лица»,
«Заданияподчиненному выдавай только в письменном виде»,
«Уходя,не оставляй документы на столе» и т.д.

Заключение
Необходимостьсоциального управления, прежде всего, обусловлена разделением труда ипотребностью в его кооперации. Как совместный труд составляет основу всякогочеловеческого общества, так и управление является необходимым условиемсуществования и развития общества.
В процессеосуществления управленческой деятельности создаются особого рода управленческиеотношения. Они имеют свою сложную внутреннюю структуру. Система управления,которая складывается в процессе реализации управленческой деятельности ифункций управления, состоит из объекта и субъекта управления, системы прямых иобратных связей внутри системы, источников саморегуляции (интересов,потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разных органовуправления. Содержание системы управления и внутренние принципы ее организациии самоорганизации определяет целеполагание, связанное с прогнозированием имоделированием социальных систем. Конечным итогом функционирования и развитая системыуправления являются принятие и реализация управленческого решения.
Одной из главных задачсовременной системы управления является создание благоприятных условий дляреализации возможностей управляемой системы, которые появляются только срасширением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, болееширокого использования методов саморазвития и самоуправления.
Для достижения этихцелей необходимо более широкое применение научных методов управления(моделирования, программирования, эксперимента, информационных технологий и т.п.).
К законам управленияотносятся наиболее общие, существенные и необходимые связи, которые изучаютсянаукой управления. К ним относятся законы необходимого разнообразия, интеграциии специализации управления, приоритетности социальных целей, возрастаниясубъективности и интеллектуальности управления, доминирования глобальной целисистемы, доктринальности, развития самодеятельной активности каждой подструктуры.
На основе познания ииспользования законов управления формируются принципы управленческойдеятельности как руководящие идеи, исходные положения, позволяющие формироватьсистему управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достиженияпоставленных целей.
Являясь в определенноймере искусством, живым творчеством, эффективное рациональное управлениеневозможно без познания его основных законов и принципов, которые позволяютсократить социальное время для принятия и реализации управленческих решений.
Наука социальногоуправления представляется как единая отрасль научного знания, которая изучаетцелостное освоение окружающего мира под углом зрения системного воздействия навсе сферы общественной жизни во имя достижения цели общества – повышениякачества жизни его членов. Она исследует общие закономерности, принципысоциального воздействия независимо от того, к какой сфере они относятся, атакже закономерности и принципы создания самой системы социального управления.
Наука социальногоуправления опирается на фундаментальные положения разных отраслейобществоведения, ряд прикладных отраслей, но ее самостоятельным предметомявляется специфическая управленческая деятельность в единстве с управленческимиотношениями, которые складываются в процессе создания самой системы социальногоуправления, ее построения, функционирования и развития.
Новой парадигмойуправления является все более полное включение творческой личности,коллективного преобразующего интеллекта общества в содержание субъектауправления, что позволяет формировать управленческую элиту профессионалов,которая способна выполнить главную миссию общества, — создать условия для егосаморазвития и повышения качества жизни своих членов. Поэтому управление нетолько сводится к достижению целей, но и является средством поддержанияцелостности любой сложной системы и стимулирования ее саморазвития…
 

 
Список используемойлитературы
 
1.        Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций.М., 1997.
2.        Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.
3.        Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.,1981.
4.        Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
5.        Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихомиров Ю.В. Теория управления:Учебный курс. М., 1997.
6.        Государственное и муниципальное управление. Справочник /отв. ред.Н.И. Глазунова. М., 1993.
7.        Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.
8.        Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.
9.        Маркс К. Капитал. Т. 1 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.
10.     Маслова Н.В. Ноосферное образование. М., 1999.
11.     Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1982.
12.     Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев,В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова.- М.: Высш. шк., 2001.
13.     Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления:системный подход. Ростов-на-Дону, 1997.
14.     Системные проблемы России. Путь в XXI век /Рук. авт. коллективаД.С. Львов. М., 1999.
15.     Слепенков ИМ., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления.М., 1991.
16.     Социальные технологии. Толковый словарь /отв. ред. В.Н. Иванов.М.- Белгород, 1995.
17.     Социальный менеджмент /отв. ред. В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. М.,1998.
18.     Франчук В.И. Общая теория управления. М., 1994.
19.     Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.