планINECDamir242002-06-03T17:15:00Z2010-05-14T14:05:00Z2010-05-14T14:05:00Z319285109925p.person91625712895314.006 пт6 пт03falsefalsefalsefalseRUX-NONEX-NONE--PAGE_BREAK-- АРМ-1 — программно-технический комплекс ЦРП (Центральная расчётная палата), предназначенный для управления работой расчётных палат и обеспечения синхронизации работы СЭП в целом.
АРМ-2 — программно-технический комплекс РРП (Региональная расчётная палата), предназначенный для обслуживания межбанковских расчётов банковского (виртуального банковского) региона и организации взаимодействия с другими РП.
АРМ-НБУ — программно-технический комплекс банковского учреждения — участника СЭП, предназначенный для обмена файлами СЭП между участником расчётов и РП, а также для обмена информацией с другими программно-техническими комплексами информационно-вычислительной границы Национального банка Украины.
АРМ-2 работает в циклическом режиме. Цикл обработки информации (сеанс) состоит из двух частей (режимов):
§ приём информации от участников расчётов;
§ передача информации участникам расчётов.
Во время режима приёма АРМ-2 получает и проверяет на соответствие требованиям СЭП файлы.
В конце банковского дня АРМ-2 передаёт в территориального управления Национального банка информацию о расчётах, которые осуществлены через СЭП, для отображения их на корреспондентских счетах банков – участников СЭП и других счетах территориального управления Национального банка согласно приложения 12 Инструкции.
Суммы расчётных документов в электронном виде, которые были иниционированы участником расчётов, но не завершённые в течение одного банковского дня, отображаются на транзитных счетах в соответствующих РП.
Эмиссия банками-резидентами платёжных карточек внутренних и международных одно или/и многоэмитентных платёжных систем и эквайринг по ним могут осуществляться при условии получения лицензии Национального банка Украины на осуществление таких операций. Областная дирекция коммерческого банка имеет консолидированный корреспондентский счёт в территориальном управлении Национального банка. Её филиалы не имеют корреспондентских счетов в территориальном управлении Национального банка. Областная дирекция и филиалы имеют программно-технические комплексы АРМ-НБУ, средства защиты информации СЭП, электронные идентификаторы и коды банков, обмениваются расчётными документами в электронном виде из СЭП независимо один от другого и эти расчёты отображаются на технических счетах филиалов в той РП, где открыт технический счёт.
В случае нарушения коммерческим банком (учреждением банка) Положения о порядке эмиссии платёжных карточек и осуществления операций с их использованием и других нормативно-правовых актов Национального банка Украины, которые регулируют осуществление расчётов с использованием платёжных карточек, используются адекватные допущенному нарушению способы влияния, предусмотренные действующим законодательством Украины.
В случае просрочки оплаты предоставленных услуг заказчик платит исполнителю сумму долга с учётом установленного индекса инфляции за всё время просрочки и трёх процентные годовые с просроченной суммы. За задержку оплаты предоставленных услуг заказчик платит исполнителю пеню в размере процентов от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, но не больше двойной учётной ставки НБУ, которая действовала на период, за который платится пеня. Плата за услуги и пеня начисляются, если временная остановка исполнителем работы заказчика в СЭП длится более месяца. Поводом для перевода коммерческого банка на обслуживание корреспондентского счета в другое территориальное управление Национального банка может быть:
§ регистрация Национальным банком Украины изменений и дополнений в устав коммерческого банка, связанных с изменением его местонахождения (перемещение банка);
§ изменение обслуживающего территориального управления Национального банка в соответствии с нормативно – правовыми актами Национального банка Украины.
Национальный банк согласовывает с коммерческим банком день перевода и через СЭП информирует об этом ЦРП, территориальное управление Национального банка, где закрывается счёт этого банка.
1.1.3. Другие операционные доходы. Это в первую очередь доходы от деятельности службы инкассации Национального банка Украины, которая осуществляет инкассацию денежной выручки, перевозку банкнот и монет и других ценностей (драгоценных металлов, камней и другое). Причём необходимо заметить, что доходы от инкассаторских служб занимают наибольший удельный вес среди доходов НБУ.
Услуги, предоставляемые инкассаторскими службами НБУ подразделяются на:
- сопровождение кассира;
- сопровождение ценностей на основании заявки;
- непосредственно сама инкассация с кассиром от НБУ.
Для получения этой услуги КБ заключает 3-х сторонний договор с НБУ, организацией и коммерческим банком (КБ), в котором она обслуживается. Перевозка ценностей осуществляется на основании заявки. Причём подкрепление для банков и вывоз средств сверх суммы, оговоренной в договоре, осуществляется бесплатно.
Оплата за предоставленные услуги осуществляется в конце месяца.
Доходы от регистрации и выдачи лицензии. Лицензирование банковской деятельности заключается в предоставлении банкам официального разрешения на осуществление определённых банковских операций. Национальный банк Украины определяет порядок выдачи банкам лицензии согласно статьи 17 Закона Украины “ О банках и банковской деятельности”, “Положения о порядке выдачи банкам лицензии на осуществление банковских операций” утверждённого постановлением Правления НБУ от 6 мая 1998 года. Лицензирование банковской деятельности осуществляется с целью допустить на рынок банковских услуг Украины коммерческих банков и банковских учреждений, условия деятельности которых соответствуют установленным Национальным банком Украины обязательным требованиям и не угрожают интересам их клиентов. Операциями банков, которые подлежат лицензированию, считаются банковские операции, перечисленные в статье 3 Закона Украины “О банках и банковскую деятельность”, и другие операции с разрешения Национального банка Украины. Закон запрещает осуществление банковских операций теми экономическими субъектами, которые не имеют банковской лицензии, а также предусматривать полномочия органов надзора насчёт проведения расследования относительно субъектов, которые подозреваются в том, что они осуществляют операции, не имея на это права.
1.1.4.Другие доходы. Эти доходы формируются от продажи юбилейных монет, выпущенных НБУ в оборот как средство платежа, от продажи другой банковской продукции; акцизных марок, сертификатов, ценных бумаг, визовых этикеток, чековых книжек, расчётных чеков и банкнотной бумаги, а также от реализации основных фондов (средств, строений, компьютерной и вычислительной техники, мебели, транспортных средств, инструментов, инвентаря и другое), которые использовались в операционной и неоперационной деятельности банка и освободились вследствие их морального износа, модернизации и других факторов.
Доходы от продажи памятных и юбилейных монет, др. банковской продукции
Внедрение программы развития нумизматики в Украине, начерченной Национальным банком, требует не только выполнение планов относительно выпуска и реализации новых коллекционных монет, но и значительного повышения эффективности маркетинговой составной этой программы. В Украине следует усовершенствовать механизм мелкооптовой продажи монет почтой. На нынешнем этапе освоения рынка необходимо определить приоритеты маркетинговой работы. Среди них, очевидно, должна быть активная выставочная деятельность, создание гибкой системы цен и благоприятных условий для работающих с оптовыми и мелкооптовыми дилерами и потенциальными заказчиками, поиск новых рынков сбыта.
Независимо от того, определяет ли правительство целью создание Национальным банком Украины монет и должен осуществлять ряд способов для дальнейшего развития рынка банковских металлов как относительно самостоятельного сегмента финансового рынка. На первом этапе необходимо внести изменения в Положение “О торговле банковскими металлами”, а именно: разрешить осуществить операции с ними на внебиржевом межбанковском рынке; отменить раздел клиентских операций с банковскими металлами на розничные и оптовые и установить предельный размер розничных операций; закрыть требования относительно расчётов по обязательствам по операциям с банковскими металлами на внутреннем рынке исключительно в национальной валюте. Для нормативного обеспечения операций банков с необособленным металлом необходимо разрешить Порядок осуществления операций и ведения учёта банковских металлов на металлических счетах клиентов.
На следующих этапах НБУ следует решать вопрос о выполнении функций депозитария банковских металлов и разработать нормативную базу расчётов по операциям с ними на межбанковском внебиржевом рынке. Нормативная база ликвидного и конкурентного рынка должна иметь положения о банки — маркмейкеры рынка банковских металлов и порядок осуществления операций НБУ относительно поддержания их ликвидности.
Ныне не достаточной является предложение отечественных коллекционных монет в регионах с многочисленной украинской диаспорой – в Канаде, Австралии. Перспективным рынком могут быть страны бывшего Советского Союза. Об этом свидетельствует выставка – продажа памятных и юбилейных монет, организованная в рамках “Дней Украины” в Эстонии, успешно проведённых в сентябре 2000 года при поддержке торгово-экономической миссии Украины в этой стране. Стабильность стратегии НБУ и далее будет базироваться на долгосрочных программах выпуска монет, разработке новых концепций.
Доходы от продажи основных средств. Уставом Национального банка Украины, который утверждён постановлением Президиума Верховной Рады Украины от 7 октября 1991 г., определено, что имущество Национального банка состоит из фондов, а также других ценностей, стоимость которых отображается в самостоятельном балансе Национального банка Украины (раздел VI, СТ.27).
Источником формирования имущества Национального банка является уставный фонд на момент создания банка, доходы, полученные от банковской деятельности согласно Закона Украины “О банках и банковской деятельности”, а также другие источники, не запрещенные законодательными актами Украины.
1.1.5. Внереализационные доходы.Национального банка включают штрафы, пени, неустойки, полученные от хозяйственных операций на основе заключённых с хозяйственными органами, субъектами предпринимательской деятельности контрактов, соглашений, договоров, и другие внереализационные доходы.
1.2 Расходы учреждений Национального банка Украины.
Расходы Национального банка Украины – это уменьшение экономической выгоды в отчётном периоде в форме отлива или использования активов или выполнение задолженности, что приводит к уменьшению собственного капитала.
Расходы Национального банка Украины подразделяются по таким признакам:
1.2.1 Процентные расходы. Они включают расходы, полученные Национальным банком Украины кредитами, по срочным депозитам коммерческих банков, кредитами, привлечёнными от международных организаций, и другие процентные расходы. В плане счетов находятся в 70 разделе, группы 702 “Процентные расходы по привлечённым средствам”, 704 “Процентные расходы по полученным кредитам”, 709 “Другие процентные расходы”.
1.2.2 Комиссионные расходы. Это расходы по операциям с банками, по операциям с ценными бумагами и на валютном рынке, другие комиссионные расходы. Определенны эти расходы в 71 разделе “Комиссионные расходы” плана счетов Национального банка. Группы счетов определенны как 710 “Комиссионные расходы по операциям с банками”, 712 “Комиссионные расходы по операциям с ценными бумагами”, 713 “Комиссионные расходы по операциям на валютном рынке”, 719 “Другие комиссионные расходы”.
1.2.3 Административные расходы. В их состав входят расходы на содержание персонала (фонд основной и дополнительной заработной платы, взносы в государственное социальное страхование, другие обязательные начисления на заработную плату, материальная помощь и другие социальные выплаты, другие расходы на содержание персонала), расходы на подготовку кадров и повышение квалификации. Раздел 73 “Административные расходы” плана счетов Национального банка Украины. К ним относятся группы счетов 730 “Расходы на содержание персонала”, 731 “Расходы на содержание основных средств и нематериальных активов”, 732 “Эксплуатационные и хозяйственные расходы”, 733 “Расходы на обслуживание телекоммуникаций”, 735 “Амортизационные отчисления”.
Расходы на содержание основных средств и нематериальных активов. Они связаны с проведением всех видов ремонта и обслуживания, содержание автотранспорта, с арендной платой, лизингом и другое. Определенны группой счетов №731.
Эксплутационные и хозяйственные расходы –включают расходы за отопление, освещение и водоснабжение, на охрану, приобретение спецодежды, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, канцелярские расходы, почтово – телеграфные, расходы на связь, телефонную сеть и защиту информации и другое. Их определяет 732 группа счетов.
Расходы на обслуживание платёжной системы НБУ, а именно: расходы на SWIFT и на REUTER, на обслуживание телекоммуникаций и электронной почты, на мобильную связь, на реализацию Государственной программы электронных денег и другое. Группа 733 плана счетов Национального банка Украины.
1.2.4. Другие расходы. К ним относятся расходы на аудит, и содержание службы инкассации, представительские расходы, расходы на маркетинг и рекламу, на спонсорство и благотворительную деятельность, специальные расходы, паевое участие в строительстве жилья, арендные платежи и другое. Раздел 76 “Другие расходы” плана счетов Национального банка Украины, включая в свою очередь группы 760 “Внереализационные расходы” и 761 “Оплата не основных налогов”.
1.2.5 Внереализационные расходы. Это штрафы, пени, неустойки, оплаченные за хозяйственные операции, другие штрафы, пени, неустойки, которые оплачены, и другие внереализационные расходы, определенны группой 760 плана счетов Национального банка.
1.2.6 Оплата не основных налогов, в частности налог на землю, акцизный сбор, НДС, в Фонд Украины социальной защиты инвалидов, за не созданные рабочие места и другое. К ним относятся расходы 761 группы “Оплата не основных налогов”.
1.3 Обеспечение банковской безопасности
Одним из приоритетных направлений в решении задачи PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»обеспеченияPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» надежности и PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»безопасностиPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»банковскойPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» системы Украины является определение и реализация четкой стратегии по борьбе с финансовой преступностью.
Необходимость комплексного, стратегического подхода к защите кредитных организаций (банков), а следовательно, и их клиентов, от криминального воздействия приобретает все большее практическое значение. В условиях полного реформирования экономических отношений, несовершенства и даже разбалансированности правового регулирования многих сторон жизни нашего общества, возрастает угроза криминального вмешательства в наиболее важные сферы экономики, прежде всего в негосударственный PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»банковскийPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» сектор.
Общепризнано, что из всех сфер экономики Украины именно в PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»банковскойPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» системе произошли наиболее глубокие структурные преобразования, именно она потенциально является наиболее работоспособной, сконцентрировав у себя весьма значительные финансовые ресурсы.
Вместе с тем следует отметить, что украинская PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»банковскаяPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» система функционирует еще недостаточно эффективно. Это обусловлено не только состоянием самой PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»банковскойPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» системы и PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»банковскогоPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» законодательства, но и более общими причинами, корни которых уходят в экономический и финансовый кризис, порождающий в свою очередь кризис правопорядка и PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»безопасностиPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» в стране, способствующий криминализации все новых сфер экономики, и прежде всего в сфере денежного обращения.
Растущая экспансия со стороны криминального мира представляет серьезную угрозу экономической PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»безопасностиPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» банков. В связи с этим решительное, адекватное противодействие преступным посягательствам является одной из приоритетных задач PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»банковскогоPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» сообщества.
Фактически PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»банковскаяPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» деятельность страны оказалась зоной повышенного риска, наиболее уязвимой перед преступной экспансией.
Огромны объемы нецелевого использования государственных и иных инвестиционных средств, направляемых на развитие производства. Нередко эти средства не доходят до производителей, используются для закупки различных потребительских товаров, «прокручиваются» в коммерческих структурах, отвлекаются в виде доли уставного капитала вновь создаваемых предприятий и организаций.
Значительный урон кредитно — денежным отношениям наносит незаконная PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»банковскаяPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» деятельность, а также легализация денежных средств, приобретенных преступным путем.
Особую обеспокоенность украинских предпринимателей вызывает мощный и постоянно усиливающийся прессинг на сферу частного бизнеса со стороны преступных группировок. Примерами могут служить факты создания и использования баз данных (досье) на предпринимателей профессиональными вымогателями и мошенниками, случаи хищения «чувствительной» для финансово — хозяйственной деятельности информации (в том числе данных о PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»банковскихPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» счетах и доходах), прослушивания линий связи и установки в офисах специальных подслушивающих устройств, подделки документов в электронной форме и т. п.
Непоследовательна, к сожалению, позиция государства. Пока кризисные явления в стране сохраняют достаточно острый характер, государство пытается дистанцироваться от проблем коммерческих банков с целью уменьшения ответственности перед обществом и населением за их деятельность. Вместе с тем очевидно, что социальная напряженность, связанная с крахом большого числа банков, невыполнением ими взятых обязательств, неминуемо вынудит власти перейти к обычной (для стран с развитой экономикой) практике и принять на себя значительную часть ответственности за деятельность коммерческого PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»банковскогоPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» сектора, PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»обеспечениеPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» ему цивилизованных условий для нормального функционирования. Безусловно, значительная роль в решении проблем PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»безопасностиPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» в финансово — кредитной сфере принадлежит PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»банковскомуPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» сообществу. Многое уже сделано в практическом плане. Ряд банков создали свою службу PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»безопасностиPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=», информационно — аналитические подразделения, охрану, инкассацию, оснащаются необходимыми техническими средствами и автоматизированными системами. Но также и очевидно, что принимаемые меры не дают должного результата, поскольку сфера PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»банковскойPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» и иной финансовой деятельности не стала менее опасной.
В числе причин, обусловивших крайне низкую эффективность предпринятых мер, можно бы выделить:
- нескоординированность принимаемых мер. По существу, каждый банк, каждая кредитно – финансовая
- структура реализуют те меры, которые соответствуют их возможностям, личному восприятию руководителей и к которым готов персонал;
— неполнота учета факторов, определяющих PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»банковскуюPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»безопасностьPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» и, следовательно, игнорирование их в практической деятельности. Как правило, проблемы PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»безопасностиPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» кредитно — финансовой структуры многие ограничивают лишь внутренними а