Реферат по предмету "Банковское дело"


Организация страхования в России

--PAGE_BREAK--
Самострахование
Альтернативой покупке страхового полиса на рынке или как  дополнение к нему, когда определенная часть риска не застрахована на рынке, некоторые государственные органы и промышленные концерны формируют фонды для возмещения убытков по страхуемым рискам. Так как риск страхуется внутри организации, то рыночные операции купли — продажи не совершаются. Но такие меры воздействуют на движение страховых фондов на рынке в общем и на уровень взносов организации,  которая несет ответственность за возмещение ущерба по первому требованию (это называется излишком или франшизой. По отношению к очень большой сумме обычно используется термин «франшиза»).

Организации приняли решение самостраховаться, потому что они понимают, что владеют большими финансовыми средствами и не хотят потерять их, а также потому, что размер взносов в резервный фонд ниже чем уровень коммерческих взносов, так как они экономят на административных расходах и прибыли страховщика.



Пример

Владельцы государственного парка грузовых автомобилей, формирующие значительные финансовые ресурсы для содержания и ремонта транспортных средств в оперативно размещенных мастерских могут решить, что для них более рентабельно прибегнуть к  самострахованию риска нанесения ущерба транспортным средствам и разместить на страховом рынке только риски по отношению к третьей стороне, от огня и кражи.

Между самострахованием и отказом от страхования имеются четкие различия. В случае отказа от страхования организация, независимо от присутствия или отсутствия риска, не принимает никаких мер, чтобы защитить себя от возможного ущерба. Может так  случиться, что  в очень большом концерне (например, национализированном предприятии или местном органе управления) возмещение многих ущербов может быть включено в общие эксплуатационные расходы.
Преимущества самострахования следующие:

а) размеры взносов должны быть ниже, так  как отсутствуют затраты на выплату комиссионных брокерам, на содержание администрации страховщиков и не предусматривается их валовая прибыль;

б) доход от инвестирования средств фонда принадлежит страхователям. Он может быть использован на увеличение фонда или уменьшение поступлений от взносов в будущем;

в) размер взносов страхователей не увеличивается благодаря отсутствию требований о возмещении убытков других фирм;

г) существует прямой стимул уменьшать и контролировать риск убытков;

д) не возникает споров со страховщиками по вопросу требований о возмещении убытков;

е) поскольку решение о самостраховании ограничивается крупными организациями, то у них будет квалифицированный штат страховых работников, который будет распоряжаться этим фондом;

ж) прибыль от функционирования фонда увеличивается в пользу страхователя.
Недостатки самострахования следующие:

а) катастрофические убытки, какими бы отдаленными они ни были, все же могут иметь место, что повлечет за собой ликвидацию страхового фонда и даже вынудит организацию прекратить свою деятельность;

б) хотя организация в состоянии оплатить любой отдельный ущерб, совокупный эффект нескольких ущербов, нанесенных в течение одного года может иметь такие же последствия как один катастрофический ущерб, особенно в первые годы после образования фонда;

в) капитал следует вложить как можно быстрее, однако, и реализованные инвестиции могут не обеспечить такую же высокую прибыль, как это было бы возможно при лучшем размещении инвестиций, имеющихся в распоряжении страховой компании;

г) возможно возникнет необходимость увеличить штат страховых работников за дополнительную плату;

д) утрачена возможность привлекать технических специалистов для консультаций по вопросам избежания рисков. Эксперты страховщиков будут иметь большой опыт по сравнению со многими фирмами, и эти знания могут приносить пользу страхователям;

е) статистика обращений за возмещением убытков этой организации будет основываться на ограниченной базе данных, что затруднит прогнозирование будущих расходов по возмещению убытков;

ж) может иметь место критика со стороны акционеров и других структурных подразделений:

*по поводу перевода крупных сумм капитала для создания фонда и по поводу размера дивидендов за год;

*по поводу низкой прибыли от инвестирования средств по сравнению с прибылью, которую можно получить при вложении того же объема капитала в производственную сферу организации;

з) в период финансовых затруднений может возникнуть соблазн взять займ из этого фонда, тем самым подрывая уверенность, которую он обеспечивал.

*эти трудности могут быть переложены на руководителей фонда для возмещения ущербов, которые находятся вне страхования, что приведет к уменьшению фонда, созданного для финансирования определенных целей и тем самым затруднит анализ движения страхового фонда;

и) основной принцип страхования, то есть рассеивание риска не будет реализован;

к) взносы, вносимые в фонд не облагаются корпорационным налогом, в то время как премиальные выплаты облагаются.
Страховщик, окончательно решив, что он готов понести убытки в случае крупного ущерба оказывается перед выбором. Он может отказаться от страхования риска, согласиться принять часть его (сострахование) или принять его с целью перестрахования. Важно знать, что страховщик сталкивается с той же проблемой, что и страхователь — разделить свой риск так, чтобы не пострадать от ущерба, который может быть катастрофическим. При  состраховании страховщики разделяют риски (таким же образом как это делают андеррайтеры ассоциации Ллойда). В таких «лидер» оформляет полис, рассматривает изменения в условиях страхования, возобновления его, а также занимается решением выдвигаемых требований возмещения ущерба. Сострахование отличается от перестрахования лишь тем, что страхователь вступает в отношения, с каждым страховщиком, чье имя отражено в полисом документа. В перестраховании страховщик сам полностью несет ответственность перед страхователем, потому что он (страховщик) организовал перестраховку, и банкротство перестраховщика не может поэтому затронуть интересы страхователя.
Перестрахование
Перестрахование — это вторичное распре­деление риска, система экономических отно­шений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответ­ственности по ним исходя из своих финансо­вых возможностей передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью соз­дания по возможности сбалансированного портфеля договоров страхований, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.

Практически в настоящее время любая страховая компания может принять на страхо­вание риск с учетом постоянно возрастающих страховых сумм, имея твердое перестраховоч­ное обеспечение.

Перестрахованием достигается не только защита страхового портфеля от влияния на него серии крупных страховых случаев или даже одного катастрофического случая, но и то, что оплата сумм страхового возмещения по таким случаям не ложится тя­желым бременем на одно страховое общество, а осуществляется коллективно всеми участниками.

Страховщик, принявший на страхование риск и передавший его полностью или частично в перестрахование другому стра­ховщику, именуется перестрахователем или цедентом. Страхов­щик, принявший в перестрахование риски, именуется перестраховщиком. Содействие в передаче риска в перестрахование часто оказывает перестраховочный брокер. Приняв в перестрахование риск, перестраховщик может частично передать его третьему страховщику. Такую операцию принято именовать ретроцессией, а перестраховщика, передающего риск в ретроцессию, — ретроцессионером

При рассмотрении вопроса о перестраховании каждая стра­ховая компания исходит из того, что оно должно быть экономи­чески эффективным с точки, зрения достижения цели, а также учитывать стоимость перестрахования.

Под стоимостью перестрахования следует понимать не толь­ко причитающуюся перестраховщику по его доле премию, но и те расходы, которые компания будет нести по ведению дела в связи с передачей рисков в перестрахование (оформление пере­страховочных договоров, ведение карточек, учет и т. д).

Правильное определение размера перестрахования имеет важное значение для каждой страховой компании. В связи с этим определяющим фак­тором является так называемое собственное удержание цедента, представляющее собой экономически обоснованный уровень суммы, в пределах которой страховая компания оставляет (удер­живает) на своей ответственности определенную долю страхуемых рисков и передавая в перестрахование суммы, превышающие этот уровень. В данном случае речь идет о наиболее распространенной форме перестраховочного договора, так называемой эксцедентной форме.

Рассмотрим ряд факторов, которые при правильном их соче­тании должны служить основой определения лимитов собствен­ного удержания.

• Средняя убыточность по страхуемым рискам или видам страхования, по которым устанавливаются лимиты собственного удержания. При этом принимается во внимание не только коли­чество и частота страховых случаев, но и возможный размер ущерба, который может быть причинен застрахованному объекту в результате одного страхового случая, т.е. определяется, может ли при наступлении такого случая объект страхования быть полностью уничтожен или при любых обстоятельствах ущерб не превысит определенного размера, скажем, не более 50 или 75% страховой суммы объекта, что именуется опустошительностью, а в практике иностранного страхования — максимально возмож­ным убытком.

• Объем премии. Чем больше объем премии при незначи­тельном отклонении от общего количества рисков, тем выше может быть лимит собственного удержания.

• Средняя доходность, или прибыльность, операций по соот­ветствующему виду страхования. Чем прибыльнее операции, тем выше устанавливается лимит собственного удержания.

• Территориальное распределение застрахованных объектов. Чем больше застрахованных объектов сосредоточено в одной зо­не, тем ниже устанавливается лимит собственного удержания.

• Размер расходов по ведению дела. Если расходы по веде­нию дела по определенному виду страхования являются слиш­ком высокими, страховая компания стремится к установлению лимитов собственного удержания на таком уровне, чтобы часть этих расходов была переложена на перестраховщиков или по­крыта за счет комиссионного вознаграждения, удерживаемого передающей компанией в свою пользу по рискам, переданным в перестрахование сверхсобственного удержания.
Виды договоров перестрахования

В процессе длительного развития перестраховочных отно­шений сформировались определенные типы перестрахо­вочных договоров, которые применяются на националь­ном (внутри страны) и международном уровнях.

По форме взаимно взятых обязательств цедента и перестра­ховщика договоры перестрахования подразделяются на договоры: факультативного перестрахования; облигаторного перестрахова­ния; факультативно-облигаторного перестрахования. Сам процесс перестрахования по перечисленным договорам называется фа­культативным, облигаторным и факультативно-облигаторным.

Исторически наиболее ранней формой договоров, получивших дальнейшее развитие, были договоры факультативного перестрахо­вания. Данный договор представляет собой индивидуальную сдел­ку, касающуюся в принципе одного риска. Договор факультатив­ного перестрахования предоставляет полную свободу участвую­щим в нем сторонам: цеденту — в решении вопроса, сколько сле­дует оставить на собственном риске (собственное удержание), пе­рестраховщику — в решении вопросов принятия риска в том или ином объеме. С учетом предоставленной свободы принятия реше­ний при заключении каждого договора перестрахования перестра­ховочные платежи взимаются индивидуально, независимо от сум­мы страховых платежей, полученных цедентом.

Обычно размер платежей за предоставленные гарантии в по­рядке факультативного перестрахования предоставляется с уче­том ситуации, складывающейся на перестраховочном рынке. Например, если предоставленный в перестрахование риск оце­нивается выше средней степени риска или спрос на данный тип риска на перестраховочном рынке является незначительным, то предложенный перестраховщиком уровень перестраховочных платежей, безусловно, будет выше, чем уровень первичных стра­ховых платежей, полученных цедентом при заключении перво­начального договора страхования. Напротив, уровень перестра­ховочных платежей может быть ниже уровня первичных страхо­вых платежей, если предлагаемый риск относится к группе рис­ков, охотно принимаемых на перестраховочном рынке, т. е. пользующихся большим спросом. Принципы определения пере­страховочных платежей часто совершенно иные, чем принципы, используемые при исчислении (калькулировании) первоначаль­ных страховых платежей.

Отличительная черта факультативного перестрахования со­стоит в том, что как цеденту, так и перестраховщику предостав­лена возможность индивидуальной оценки риска и в зависимо­сти от этого принятие определенного решения: цеденту — о пе­редаче риска, перестраховщику — о принятии риска. Отрица­тельная сторона факультативного перестрахования заключается в том, что цедент должен передать часть риска до начала ответст­венности за этот риск. Перестраховщик обычно располагает не­большим промежутком времени для подробного анализа полу­чаемого в перестрахование риска.

В настоящее время договоры факультативного перестрахова­ния играют, как правило, вспомогательную роль и используются обычно в отношении рисков, величина которых превышает соб­ственное участие цедента вместе с перестраховочным избытком в соответствии с договором облигаторного перестрахования.

Договор облигаторного перестрахованияобязывает цедента в передаче определенных долей во всех рисках, принятых на стра­хование. Передача этих долей рисков перестраховщику происхо­дит только в том случае, если их страховая сумма превышает оп­ределенное заранее собственное участие страховщика. С другой стороны, договор облигаторного перестрахования накладывает обязательство на перестраховщика принять предложенные ему в перестрахование доли этих рисков.

Перестраховочные платежи по договору облигаторного пере­страхования всегда определяются в проценте от суммы страхо­вых платежей, полученных страховщиком при заключении пер­вичного договора страхования.

Договор облигаторного перестрахования, как правило, за­ключается на неопределенный срок с правом взаимного растор­жения путем соответствующего уведомления сторон заранее о принятом решении. Договор облигаторного страхования наибо­лее выгоден для цедента, поскольку все заранее определенные риски автоматически получают покрытие у перестраховщика. В отличие от факультативного перестрахования, где предметом договора является каждый обособленный риск с учетом условий, определяемых в индивидуальном порядке, облигаторное пере­страхование охватывает весь или значительную часть страхового портфеля страховщика. Обслуживание договора облигаторного страхования дешевле для обеих сторон по сравнению с догово­ром факультативного перестрахования. В этой связи в практике международного перестраховочного рынка наиболее часто встречается форма договора облигаторного перестрахования.

На практике также встречается смешанная (переходная) фор­ма договора перестрахования — факультативно-облигаторная, называемая договором «открытого покрытия». Она дает цеденту свободу принятия решений: в отношении каких рисков и в каком размере следует их передать перестраховщику. В свою очередь пе­рестраховщик обязан принять цедированные доли рисков на за­ранее оговоренных условиях.

Перестраховочные платежи по договорам открытого покры­тия определяются на индивидуальной основе по соглашению сторон или пропорционально страховым платежам, полученным при заключении первичного договора страхования.

Договор открытого покрытия может быть невыгодным и не­безопасным для перестраховщика, поскольку цедент, произведя анализ рисков в страховом портфеле, передаст в перестрахова­ние только самые небезопасные риски. Поэтому договоры от­крытого покрытия заключаются перестраховщиками только с такими цедентами, которые пользуются полным доверием, на основании многолетней практики их взаимного сотрудничества.
Пропорциональное перестрахование

Пропорциональное перестрахование —исторически наибо­лее древняя и по существу до конца XIX в. единствен­ная всеобщая форма перераспределения риска. С этой точки зрения пропорциональное перестрахование носит еще на­звание традиционного перестрахования. Договор пропорцио­нального перестрахования предусматривает, что доля перестра­ховщика в каждом переданном ему для покрытия риске опреде­ляется по заранее оговоренному соотношению собственного участия цедента. Участие перестраховщика в платежах и возме­щении ущерба происходит по такому же соотношению, что и его участие в покрытии риска. В обобщенной форме пропорциональ­ное перестрахование действует по принципу «перестраховщик разделяет риск цедента». Этот принцип, как будет видно далее, не используется в договорах непропорционального страхования.

В практике страховой работы сформировались следующие формы договоров пропорционального перестрахования: квот­ный, эксцедентный; квотно-эксцедентный, или смешанный.

В договоре квотного перестрахования цедент обязуется передать перестраховщику долю во всех рисках данного вида, а перестра­ховщик обязуется принять эти доли. Обычно доля участия в пере­страховании выражается в проценте от страховой суммы. Иногда участие перестраховщика может быть оговорено конкретной сум­мой (квотой). Кроме того, в договорах этого типа по желанию пе­рестраховщика устанавливаются для разных классов риска верх­ние границы (лимиты) ответственности перестраховщика.

Договор эксцедентного перестрахованияимеет ряд отличий от договора квотного перестрахования. Эксцедентное перестрахова­ние может привести к полному выравниванию той части страхо­вого портфеля, которая осталась в качестве собственного участия цедента в покрытии риска. Приступая к заключению договора эксцедентного перестрахования, стороны определяют размер мак­симального собственного участия страховщика в покрытии опре­деленных групп риска. Для этого прибегают к анализу статистиче­ских данных и проведению актуарных расчетов. Максимум собст­венного участия страховщика называется эксцедентом.

Превышение страховых сумм за установленный уровень (линию) собственного участия страховщика в покрытии риска передается в перестрахование одному или нескольким перестра­ховщикам. Данное превышение страховых сумм риска, передан­ных в перестрахование, называется достоянием эксцедента.

Договор эксцедентного перестрахования определяет макси­мальный уровень в каждой группе рисков, который перестра­ховщик обязан принять в покрытие. Максимум участия пере­страховщика в покрытии риска называется кратностью собст­венного участия цедента. Если, например, максимум участия пе­рестраховщика равен 9 долям собственного участия цедента, то, выражаясь языком страховой терминологии, договор перестра­хования предусматривает покрытие 9 долей (линий), или 9 перестраховочных максимумов.

При заключении договора эксцедентного перестрахования ис­ключаются любые риски, страховая сумма которых меньше или равна установленному для данного портфеля количеству долей собственного участия страховщика. И наоборот, риски, страховая сумма которых превышает собственное участие страховщика, счи­таются перестрахованными. Процент перестраховки будет тем больше, чем выше страховая сумма для данного риска.

Договор смешанного перестрахования — квотно-эксцедентный — применяется на практике относительно редко. Он представ­ляет собой сочетание двух перечисленных выше видов перестра­ховочных договоров. Портфель данного вида страхования пере­страховывается квотно, а превышение сумм страхования рисков сверх установленной квоты (нормы) в свою очередь подлежит перестрахованию на принципах эксцедентного договора.
Непропорциональное перестрахование

Непропорциональное перестрахованиеизвестно с Х1Хв. Од­нако в широких масштабах стало применяться после окончания Второй мировой войны. Используется в раз­личных видах страхования, но чаще всего применяется по дого­ворам страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за ущерб, причиненный третьим лицам в результате ДТП. Непропорциональное перестрахование приме­няется также во всех видах страхования, где нет верхней грани­цы (предела) ответственности страховщика.

В практике непропорционального перестрахования не при­меняется принцип участия перестраховщика в платежах и вы­платах страхового возмещения исходя из процента перестрахо­вания. При пропорциональном перестраховании интересы це­дента и перестраховщика в целом совпадают. Напротив, при не­пропорциональном перестраховании интересы сторон могут приобрести противоречивый характер. Смысл противоречия за­ключается в том, что достижение дополнительных финансовых результатов цедентом не сопровождается аналогичными резуль­татами, достигнутыми перестраховщиком. Напротив, перестра­ховщик может понести убытки.

Побудительным мотивом к развитию непропорционального перестрахования со стороны цедента было стремление дать оп­ределенные гарантии всем имеющимся финансовым интересам, которые подвержены малому количеству исключительно круп­ных убытков или большому количеству исключительно мелких убытков. С учетом этих потребностей получили развитие два ти­па непропорционального перестрахования — перестрахование превышения убытков и перестрахование превышения убыточно­го по рискам определенного вида. Определенные трудности в практике непропорционального перестрахования были связаны с исчислением перестраховочных платежей, которые были бы адекватны принятым обязательствам перестраховщика на усло­виях заключенного перестраховочного договора. Только разви­тие современных методик актуарных расчетов позволило решить эти проблемы. Статистический анализ крупных убытков позво­лил составить таблицы распределения их вероятностей, оценить их вероятный размер и вероятность отклонения действительного ущерба от ожидаемого. С учетом накопленных статистических данных убыточности по всему страховому портфелю цедента практика актуарных расчетов позволила исчислить ожидаемую величину убыточности (прогноз) и вероятность будущих откло­нений этой убыточности.

Обслуживание договоров непропорционального перестрахо­вания достаточно просто и не трудоемко, дешевле, чем обслужи­вание договоров пропорционального перестрахования.

Расчеты между сторонами договора охватывают окончатель­ные финансовые результаты цедента (или только возмещение ущерба по исключительно крупным убыткам), а не отдельные договоры страхования и убытки, как это имеет место при за­ключении договоров пропорционального перестрахования. Это одна из причин растущей популярности непропорционального перестрахования и возникновения его новых вариантов и моди­фикаций.

Перестрахование превышения убытковиспользуется тогда. когда страховщик стремится не к выравниванию отдельных рис­ков данного вида, а непосредственно к обеспечению финансо­вого равновесия страховых операций в целом, которое может быть нарушено причинением ущерба в особо крупных размерах по некоторым рискам страхового портфеля.

Договоры данного типа перестрахования обычно заключаются в облигаторной форме. В условиях перестраховочного договора последовательно перечислены риски, подлежащие перестрахова­нию, а также те из них, которые не входят в этот договор.

Исходя из подписанных условий договора, перестраховщик принимает обязательство покрытия той части убытка, которая превышает установленную сумму собственного участия цедента, но ниже установленной в договоре суммы, составляющей верх­нюю границу ответственности перестраховщика. Определенные таким образом обязательства относятся ко всем ущербам, кото­рые были вызваны одним стихийным бедствием, составляющим страховой риск. Если в результате данного страхового случая причинен ущерб многим страхователям, то этот ущерб рассмат­ривается исключительно как групповой ущерб. Обязательства страховщика устанавливаются в соотношении к групповому ущербу.

Собственное участие цедента в покрытии ущерба называется приоритетом, или франшизой, а верхняя максимальная граница ответственности перестраховщика за последствия одного сти­хийного бедствия, причинившего ущерб, — лимитом перестрахо­вочного покрытия.

Договор перестрахования превышения ущерба в настоящее время широко применяется в следующих видах страхования: гра­жданской ответственности, от несчастных случаев, от огня, транс­портном (карго и каско), авиационном, т. е. там, где практически возможен групповой ущерб катастрофического характера.

Другим видом непропорционального перестрахования явля­ется перестрахование превышения убыточности. Это перестрахо­вание касается всего страхового портфеля и ставит целью защи­тить финансовые интересы страховщика перед последствиями чрезвычайно крупной убыточности (которая определяется как процентное отношение выплаченного страхового возмещения к сумме собранных страховых платежей). Причиной чрезвычайно крупной убыточности может быть возникновение малого числа весьма крупных убытков или возникновение значительного чис­ла мелких убытков.

Договоры перестрахования превышения убыточности могут быть самостоятельно обособленными контрактами или высту­пать в качестве дополнения к эксцедентному перестрахованию. И в том, и в другом случае действие договора перестрахования ог­раничивается исключительно частью портфеля цедента, имею­щего превышение убыточности.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Ретроцессия. Перестраховочный договор

В зависимости от роли, которую играют цедент и перестра­ховщик в заключенном между ними договоре, перестра­хование подразделяется на активное и пассивное. Актив­ное перестрахование заключается в передаче риска, пассивное перестрахование — в приеме риска. Последующая передача рис­ка от перестраховщика третьей стороне носит название ретро-цессии.

Переданный перестраховочный интерес носит название али­мента, а полученный перестраховочный интерес — контрали­мента. Принцип взаимного обмена интересами в перестрахо­вочных отношениях означает, что алимент, переданный данным перестраховщиком другим контрагентам, должен быть прибли­зительно равен полученному контралименту.

Текстовая часть некоторых договоров перестрахования со­держит исчерпывающую информацию об условиях, относящихся к формальной стороне заключенных сделок, и примененной в них системе перестрахования. На практике встречаются также стандартизованные договоры перестрахования, содержащие наи­более общие условия сделки. Типовые условия и оговорки, ха­рактерные для данного вида страхования и системы перестрахо­вания, включаются в заключаемый договор перестрахования и составляют его интегральную часть.

Стандартизованный договор перестрахованиясодержит в тек­стовой части определение сторон договора (цедента и перестра­ховщика), обязательства сторон, вытекающие из цедирования и принятия риска (излагаются в приложении к договору), объем долевого участия перестраховщика в покрытии ущербов цедента, разрешение цеденту о возможности использования услуги других перестраховщиков для выполнения взятых обязательств перед страхователями. Кроме того, стандартизованный договор уста­навливает ряд формально-правовых норм относительно порядка взаиморасчетов в ходе перестраховочной сделки, право пере­страховщика осуществлять возможный контроль документов це­дента по вопросам, связанным с реализацией договора перестра­хования, порядок разрешения споров между цедентом и пере­страховщиком, срок действия договора и т.п.

Приложение к стандартизованному договору содержит пре­жде всего перечень видов страхования и рисков, охваченных данным договором, методы их перестрахования, способы рас­пределения рисков. В приложении оговариваются максималь­ная ответственность перестраховщика в абсолютной сумме или в проценте, величина и способ подсчета комиссионного воз­награждения перестраховщика, доля участия цедента в прибы­лях перестраховщика, сумма депозита (остается у цедента до окончательного расчета с перестраховщиком), лимит убыточ­ности, который перестраховщик обязан регулировать безотла­гательно наличными.

Процедура заключения договора перестрахования и связанных с этим взаиморасчетов зависит от того, относится ли данный до­говор к активному или пассивному перестрахованию. Заключение договоров пассивного перестрахования в целом выглядит более простым по сравнению с заключением договоров активного пере­страхования. Следует, однако, учитывать, что страховщики, отда­вая часть рисков из своего портфеля в перестрахование, стремятся получить контралимент или связать заключение договора пассив­ного перестрахования с заключением договора активного пере­страхования. Кроме того, цедент стремится получить выгодные для себя условия договора пассивного перестрахования, т. е. по­лучить максимально возможное комиссионное вознаграждение и участие в прибылях перестраховщиков.

Одним из разделов пассивного перестрахования является ретроцессия. Цель ретроцессии — дальнейшее перераспределе­ние риска, а также частичное удовлетворение требований парт­нера в получении контралимента. Перераспределение риска в форме ретроцессии происходит тем же путем, что и ранее при перестраховании, т.е. ретроцедент получает комиссионное воз­награждение и право на участие в прибылях.

Основной принцип, используемый в пассивном перестрахо­вании, — передача относительно мелких долей риска большому числу перестраховщиков в разных странах. Тем самым достига­ется большая стабильность перестраховочных оборотов и уста­навливаются широкие контакты на рынке перестрахований.

Активное перестрахование, как известно, заключается в при­нятии на перестрахование договоров, заключенных прямыми страховщиками, или передаваемых долей от иных перестрахов­щиков.

Проведение активного перестрахования требует широких знаний в области международного страхового рынка, имеющего­ся спроса на услуги страхования и перестрахования, анализа це­нового фактора этих услуг и тенденций их развития. Рассматри­вая поступившие предложения (оферты) относительно актив­ного перестрахования, перестраховщик применяет тщательную селекцию (отбор) рисков. Основанием для селекции служат ин­формация, поступившая в распоряжение перестраховщика отно­сительно позиций цедента, занимаемых на страховом рынке, а также репутации брокера, через которого поступило предложе­ние заключить договор перестрахования. Акцепт оферты и опре­деление условий перестрахования зависят от избранной системы перераспределения риска (квотная или эксцедентная), объема покрытия и уровня максимальной ответственности перестра­ховщика по данному страховому случаю. Одновременно огова­риваются комиссионное вознаграждение для цедента и брокера и система участия в прибылях.

В целях адекватного определения перестраховочных плате­жей необходимым условием является анализ динамики убыточ­ности в страховом портфеле цедента за несколько лет. Анализи­руются также текущие и перспективные изменения в структуре страхового портфеля.

Формально процедура заключения договора активного пере­страхования аналогична процедуре заключения договора пас­сивного перестрахования с той только разницей, что большин­ство договоров активного перестрахования заключается при по­средничестве маклеров (брокеров). В настоящее время возраста­ет роль брокеров на рынке перестрахований. В качестве броке­ров могут выступать физические и юридические (акционерные общества) лица. действующие в определенных регионах мира.

Перестраховщик, акцептуя оферту, предложенную ему непо­средственно цедентом или через доверенного маклера, заключа­ет договор перестрахования и одновременно определяет процент своего участия в перестраховании рисков. Первоначальный ак­цепт перестраховщика в отношении принимаемых рисков может измениться в зависимости от долей, которые декларируют другие перестраховщики. Цедент (или от его имени перестраховочный брокер) по получении известия об акцепте оферты подготавливает окончательный текст договора перестрахования, подписывает его и пересылает для подписи перестраховщику.

Развитие активного перестрахования идет в направлении максимально возможного числа партнеров во многих странах. Это дает гарантию получения положительных результатов пере­страховщику.

Взаиморасчеты по заключенным договорам перестрахования, касающиеся платежей комиссионного вознаграждения, участия в прибылях и т.п., довольно сложны, и в связи с этим цедент должен заранее в точно оговоренные сроки подготовить доку­менты к расчетам. Документы, служащие для текущего подтвер­ждения перестраховочных рисков и являющиеся основой для расчетов по перестраховочной премии, называются «бордеро от­правителя». Документы, содержащие реестр текущей регистра­ции стихийных бедствий, имевших место в период действия за­ключенных договоров перестрахования и соответствующих им долей участия перестраховщика в покрытии ущерба, называются «бордеро убытков».

Перестраховочный бордерослужит источником статистиче­ского учета, с помощью которого имеется возможность всесто­ронней оценки результатов по заключенным договорам. Обра­ботка данных источников статистического учета позволяет не только определить общие позитивные или негативные финансо­вые результаты сделок, но и установить причины, которые ока­зали влияние на полученные результаты. На практике часто бы­вает, что даже небольшие изменения в условиях договора или имеющейся системе перестрахования, отказ от принятия долей по некоторым группам риска или соответствующее повышение перестраховочных платежей могут существенным образом по­править финансовые результаты, полученные перестраховщи­ком. Недооценка аналитических методов статистического анали­за динамики развития договоров перестрахования всегда отрица­тельно сказывается на интересах перестраховщика.
Транспортное страхование грузов

Наиболее распространены четыре основных типа торговых сделок, обозначаемых аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.

• Сделка СИФ получила свое название от начальных букв английских слов: стоимость товара, страхование и фрахт (cost, insurance, freight). Это особый вид контракта, в котором на спе­циальных основаниях решаются основные вопросы купли — продажи: момент перехода на покупателя риска случайной гибе­ли, повреждения или передачи товара, добросовестного действия продавца; порядок расчетов и другие вопросы.

При продаже товара на условиях СИФ продавец обязан дос­тавить груз в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, заф­рахтовать тоннаж и оплатить фрахт, застраховать груз от мор­ских рисков на все время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю и выслать покупателю все необходимые документы об отправке.

По сделке СИФ от продавца не требуется физической пере­дачи товара покупателю, достаточно пересылки ему всех товаро­сопроводительных документов по этой сделке. Имея документы, покупатель может распоряжаться дальнейшей судьбой груза до его получения.

Широкое распространение сделок СИФ в международной торговле привело к необходимости выработки специальных ме­ждународных правил по их толкованию.

Такие правила, разработанные международной Ассоциацией международного права, первоначально были приняты на конфе­ренции в Варшаве в 1928 г., а затем в 1932 г. в Оксфорде (Великобритания) они были переработаны и окончательная редак­ция получила наименование Варшавско-Оксфордских правил.

Правила обязательной силы не имели и применялись лишь тогда, когда это согласовывалось между продавцом и покупате­лем при заключении торговой сделки.

Вместе с тем любое расширение условий могло производить­ся, но уже за счет покупателя.

В Англии, Германии, Франции и других странах в процессе применения правил были выработаны в виде дополнений соот­ветствующие рекомендации, которые учитывали обычаи этих стран, некоторые особые условия сделок исходя из специфиче­ских свойств тех или иных грузов (например, мука, растительное масло, зерно, хлопок и т. д.).

Эти рекомендации в ряде случаев оформлялись официаль­ными правительственными актами. Однако они носили в основ­ном рекомендательный диспозитивный характер, что сделало юридически возможным применение в международной торговле различных проформ сделок и типовых условий, в том числе и различных толкований условий сделки СИФ.

Так, ассоциация по торговле растительным маслом имела до 40 типовых проформ, Лондонская ассоциация торговли зерном — до 70 типов различных проформ типовых запродажных кон­трактов. Свои проформы были у ассоциации по торговле хлоп­ком и т. д.

В 1936 г., а затем в 1956, 1980 и 1990 гг. Международная торговая палата проделала большую работу по унификации, не­официальной кодификации и интерпретации условий междуна­родных торговых контрактов, сложившихся обычаев, общепри­нятых толкований, распространенных внешнеторговых терминов и коммерческих понятий. В результате этой работы вышел свод­ный справочный материал, именуемый «Инкотермс 1990» (документ международной торговой палаты № 350), который на­ходит широкое применение в практике международной торгов­ли, в том числе и при сделках на условиях СИФ. До 1980 г. «Инкотермс 1980» выходил в редакциях 1936, 1953, 1967, 1976 гг. За эти годы в правила вносились изменения и дополнения, учи­тывающие складывающуюся практику международной торговли.

«Инкотермс 1990»имеет целью установить единообразные международные правила по толкованию наиболее важных тер­минов и понятий, применяемых в договорах купли — продажи во внешней торговле. Как уже отмечалось выше, правила эти необязательны к применению, но к ним все чаще прибегают участники торговых сделок, предпочитающие ясные, единооб­разные международные правила тем различным неопределенным толкованиям одних и тех же терминов, существующих еще до настоящего времени в различных странах и могущих привести к недоразумениям и спорам, сопровождающимся потерей време­ни и денежных средств.

Правила «Инкотермс 1990» еще не смогли установить едино­образного толкования по некоторым понятиям и терминам, по­этому они в таких случаях рекомендуют пользоваться устано­вившимся обычаями портов погрузки и выгрузки.

Устанавливается, что особые условия договоров, заключен­ных сторонами в торговой сделке, превалируют над любыми положениями «Инкотермс» и что стороны, применяя правила «Инкотермс 1980», могут их дополнять или изменять по своему усмотрению. Во избежание недоразумений рекомендуется не включать в договор международной торговой сделки различных сокращений понятий, которые хорошо известны для одной сто­роны, поскольку применяются во внутренней торговле, но могут быть совершенно незнакомы другой стороне.

• Сделки КАФ получили свое название от начальных букв английских слов: стоимость и фрахт (costandfreight).

По сделке КАФ продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхо­вания лежит на покупателе.

• Сделки ФОБ получили свое название от английского выра­жения «свободно на борту» (freeonboard). По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, ко­торое должен зафрахтовать покупатель. Он же должен застрахо­вать товар на время перевозки, обычно от внутреннего пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения.

• Сделки ФАС — от английского выражения «свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна» (freealongsideship).

Содержание сделок на условиях ФАС аналогично условиям ФОБ, с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно и товар переходит на риск поку­пателя с момента пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна и дальнейшая ответственность за, груз с него снимается.

Договор морского страхования грузов заключается на осно­вании письменного заявления страхователя, в котором должны быть указаны: точное наименование груза, род упаковки, число мест, масса груза, номера и даты коносаментов или других пере­возочных документов; наименование, год постройки, флаг и тоннаж судна; способ размещения груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпью, наливом); пункты отправления, перегрузки и назначения груза; дата отправки судна, страховая сумма груза, условия страхования. Все эти данные необходимы для определе­ния соответствия данной перевозки грузов, которые предусмат­ривают для различных грузов определенные требования к упаковке, ук­ладке на судне, к самому судну и т. п.

Эти группы в той или иной модификации соответствуют стандартным условиям Института лондонских страховщиков, которые именуются: с ответственностью за все риски, с ответст­венностью за частную аварию; без ответственности за поврежде­ния, кроме случаев крушения. Им соответствуют разработанные группы тарифных ставок.

• Условие с ответственностью за все риски является наиболее широким, но отнюдь не покрывает «все риски». Из этих условий исключаются повреждение и гибель груза от всякого рода воен­ных действий, орудий войны, пиратских действий, конфиска­ции, ареста или уничтожения по требованию властей (эти риски могут быть застрахованы за дополнительную плату); исключают­ся риски радиации, умысла и грубой неосторожности страхова­теля или его представителей, нарушения установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов, несоответствия упа­ковки; влияние трюмного воздуха или особых свойств груза; ог­ня или взрыва, если без ведома страховщика на судно одновре­менно были погружены вещества, опасные в отношении взрыва и самовозгорания; недостачи груза при целости наружной упа­ковки (недовложения); повреждения груза грызунами, червями, насекомыми; замедления в доставке груза и падения цен.

• Условие страхования с ответственностью за частную ава­рию в отличие от первого имеет твердый перечень рисков, по которым страховщик несет ответственность. Естественно, объем ответственности страховщика здесь меньше. Из ответственности по этому условию точно также исключаются риски, которые не покрываются условием «Все риски».

• Условие страхования без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения — по перечню страховых случаев, при которых подлежат оплате убытки, и по совокупности исключе­ний из страхового покрытия в целом совпадают с условиями с ответственностью за частную аварию. Разница состоит в том, что по последнему условию страховщик в обычных условиях несет ответственность только за случаи полной гибели всего или части груза, а за повреждение груза отвечает лишь в случае какого-либо происшествия (в целом именуемыми крушением) с транс­портным средством (судном).

При всех трех условиях страховщик возмещает убытки и рас­ходы по общей аварии, необходимые и целесообразно произве­денные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка.

Здесь необходимо дать разъяснение терминам «частная» и «общая» аварии.

Под аварией обычно принято понимать любые поломки, ко­торые могут произойти с оборудованием и сооружениями на суше; с транспортными средствами на море: поломки, взрывы, •пожары, столкновения судов, посадка на мель и т. п.

В морском праве слово «авария» получило иное толкование: под аварией понимается не само происшествие, а убытки и рас­ходы, причиненные этим происшествием морскому предпри­ятию. Эти убытки делятся на убытки общей аварии, которые распределяются между всеми участниками морского предпри­ятия, и частной аварии, которые падают на владельца повреж­денного имущества.

Убытком по общей аварии признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно, разумно и чрезвычайных расходов, взносов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимых на судне грузов от общей для них опас­ности (ст. 232 КТМ).

Таким образом, для того чтобы убыток был признан общей аварией, необходимы четыре условия: преднамеренность, разум­ность, чрезвычайность и цель действий — спасение груза, судна и фрахта от общей опасности. Если не окажется хотя бы одного из этих условий, убыток будет признан частной аварией. Наиболее характерные случаи общей аварии: а) убытки, вызванные выбрасыванием груза за борт (судно в шторм село на мель, ему грозит гибель, для снятия с мели необ­ходимо облегчить судно).

Ст. 234 КТМ устанавливает, что к общей аварии будут отне­сены убытки, «вызванные выбрасыванием за борт груза и при­надлежностей судна, а также убытки от повреждений судна и груза при принятии мер для общего спасения, в частности, вследствие проникновения воды в трюм через люки, открытые для выбрасывания груза, или через другие сделанные для этого отверстия»;

б) убытки, вызванные тушением возникшего на судне пожа­ра, но к ним не будут отнесены убытки от сгоревших грузов, ко­торые являются частной аварией их владельца;

в) убытки, связанные со снятием судна с мели. Если судно в целях спасения выбросилось на мель, то все расходы будут отне­сены к убыткам общей аварии; если случайно — к убыткам об­щей аварии будут отнесены только те убытки, которые были вы­званы мерами по снятию судна с мели;

г) расходы и убытки, связанные с вынужденным заходом судна в порт-убежище.

Убытки общей аварии распределяются между судном, грузом и фрахтом пропорционально их стоимости. Каждый из страхов­щиков груза, судна или фрахта соответственно безоговорочно возмещает падающую на него долю убытков.

Институт общей аварии является одним из наиболее сложных в морском страховом праве.

Наличие общей аварии определяется диспашерами, которые также распределяют связанные с ней расходы. Расчет по распре­делению общей аварии называется диспашей и составляется дис­пашерами по заявлению заинтересованных сторон.

Общая стоимость имущества, участвующего в покрытии убыт­ка по общей аварии, называется контрибуционным капиталом.

При составлении диспаш при неполноте требований закона диспашеры руководствуются международными обычаями торго­вого мореплавания. Сводом таких обычаев в определении общей аварии являются Йорк-Антверпенские правила 1974 г.

Все убытки, не подпадающие под определение общей ава­рии, относятся к убыткам по частной аварии. Эти убытки несет владелец того имущества, на которое они пришлись, или тот, кто ответствен за их причинение.

Страховщик, как правило, несет ответственность за убытки только в пределах страховой суммы. Однако убытки общей ава­рии возмещаются даже в тех случаях, когда общая сумма выплат может превысить страховую сумму.

Грузополучатель при приеме груза обязан возместить пере­возчику все необходимые расходы, произведенные им за счет грузотправителя, а в случае общей аварии внести аварийный взнос или представить надежное обеспечение (на основании за­логового права перевозчик до уплаты соответствующей суммы может задержать выдачу груза). При определении общей аварии учитываются следующие документы.
Страхование грузов

Ответственность за сохранность перевозимого груза. Клуб страхует ответственность судовладельцев за гибель, повреждение и недостачу груза или иного имущества, перевозимого страхуе­мым судном. При этом правила страхования клубов предусмат­ривают возможность выбора страхового покрытия:

а) ответственность за гибель и недостачу груза;

б) ответственность за повреждение груза. На практике обычно судовладельцы страхуют риск не сохранности груза в полном объеме на условиях обоих частей.

Судовладелец при страховании ответственности за повреж­дение груза имеет право на возмещение дополнительных расхо­дов по выгрузке, реализации поврежденных грузов и сбыту обесцененных товаров сверх расходов, которые судовладелец производит обычно по договору перевозки. Произведенные су­довладельцем дополнительные расходы возмещаются клубом в размере 50% при условии, что судовладелец не может их взы­скать с кого-либо еще.

Клубом возмещаются расходы по повреждению груза или иного имущества, а также в связи с этим грузом или имущест­вом, перевозимым на других средствах транспорта, но за кото­рые судовладелец несет ответственность по условиям сквозного коносамента или соответствующего договора перевозки.

Потеря фрахта подлежит возмещению только в том случае, ес­ли фрахт входит в размер претензии, оплаченной судовладельцем.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.