Реферат по предмету "Банковское дело"


Негосударственные пенсионные фонды

--PAGE_BREAK--На конец марта 2006г. в качестве страховщиков, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, было зарегистрировано и осуществляло деятельность 74 негосударственных пенсионных фонда. В 2004г. на пенсионном счете более 236 тыс. застрахованных лиц, выбравших негосударственные пенсионные фонды, переведено из Пенсионного фонда Российской Федерации около 2 млрд. руб.

Глава 2 Негосударственные пенсионные фонды в России: особенности создания и функционирования
2.1 Сущность и функции состояния негосударственных пенсионных фондов
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.
Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:
1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;
2) иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы, являться солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа;
3) финансироваться как за счет взносов работодателя, так с участием работников;
4) иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов — актуарный баланс.
Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
НПФ — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
— деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
— деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
— деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем[8].
Для обеспечения надежности негосударственных пенсионных фондов законодательством определен ряд требований к их деятельности:
Особый статус НПФ
НПФ — некоммерческая организация социального обеспечения. Деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию уполномоченным федеральным органом. Фонд несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Структура имущества НПФ
Имущество НПФ подразделяется на имущество для обеспечения уставной деятельности, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.
Пенсионные резервы фонда формируются исключительно для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Пенсионные накопления фонд формирует для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.
На средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей,
управляющей компании, специализированного депозитария и иных третьих лиц. В целях обеспечения защиты прав вкладчиков и участников законодательством установлен минимальный размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности и минимальный размер совокупного вклада учредителей (30 миллионов рублей).
Меры по обеспечению открытости и прозрачности НПФ
Фонд не реже, чем 1 раз в год информирует вкладчиков и участников о состоянии их пенсионных счетов и публикует отчет о своей деятельности в периодической печати. Информация, относящаяся к конфиденциальным сведениям Фонда, четко определена.
Специальные меры по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений
Фонд осуществляет раздельный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Обеспечена прозрачность процесса размещение средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений для органов государственного, вневедомственного надзора и контроля, специализированного депозитария. Обеспечено профессиональное управление инвестиционным процессом. Законодательством установлены принципы распределения дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений: не более 15% дохода направляется на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ.
Страхование рисков
Для обеспечения устойчивости исполнения НПФ обязательств по выплате негосударственных пенсий формируется страховой резерв фонда, нормативный размер которого определяется уполномоченным Федеральным органом.
НПФ выполняет следующие функции:
• разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;
• заключает пенсионные договоры;
• аккумулирует пенсионные взносы;
• ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о их состоянии;
• заключает договоры с управляющим фонда;
• формирует и размещает самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;
• ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;
• производит выплаты негосударственных пенсий;
• осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
• предоставляет информацию о своей деятельности.
 Вкладчики НПФ имеют право:
1) требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;
2) представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда;
3) требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.
Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.
НПФ обязан:
1) осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов;
2) выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;
3) переводить по поручению вкладчика или участника выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;
4) не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков или участников.
 НПФ осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и другим договорам в соответствии с законодательством, кроме случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты и др.
В целях соблюдения требований законодательства сформирована система внутреннего, государственного и вневедомственного контроля.
Система внутреннего контроля
Совет Фонда
Высший орган управления НПФ. Устанавливает принципы и порядок деятельности НПФ, утверждает внутренние нормативные документы, бюджет и т.д.
Попечительский совет
Осуществляет контроль за соблюдением интересов и прав вкладчиков и участников НПФ. В Попечительский совет включаются представители вкладчиков и участников.
Ревизионная комиссия
Осуществляет ревизию финансовой деятельности НПФ, проверяет учет поступления пенсионных взносов, использования полученных средств и правильности выплат негосударственных пенсий.
Система государственного контроля
Федеральная служба по финансовым рынкам
Лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а также уведомительная регистрация фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
Регистрация пенсионных правил фонда и всех изменений к ним в соответствии с установленным уполномоченным федеральным органом порядком.
Обязательная отчетность фонда перед уполномоченным федеральным органом в соответствии с установленным им порядком.
Обязательное представление в уполномоченный федеральный орган аудиторского заключения и результатов актуарного оценивания.
Проведение проверок фондов комиссиями уполномоченного федерального органа.
Участие представителей уполномоченного федерального органа в работе ликвидационной комиссии фон.
Уполномоченный федеральный орган — осуществляет государственное регулирование в области негосударственного пенсионного обеспечения и контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.Система вневедомственного контроля
•Специализированный депозитарий
Осуществляет ежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов НПФ.
•Независимый аудитор
Осуществляет аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности НПФ.
•Независимый актуарий
Проводит актуарное оценивание деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению.

2.2 Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации
На конец 1998г. (эту дату мы рассматриваем как своеобразную точку отсчета для оценки современного уровня развития негосударственного пенсионного обеспечения), пенсионные резервы составляли всего 4,25 млрд. руб., а система обязательного пенсионного страхования существовала только в проекте. На сегодняшний день размер пенсионных резервов увеличился почти в 67 раз, численность участников – в 33 раза и составила более 6,1 млн. человек. Услугами фондов охвачено приблизительно 6% экономически активного населения Российской Федерации[9].
\s
Диаграмма 1 Численность НПФ
Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время, представлена 296 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России.
Негосударственные пенсионные фонды расположены в 54 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве — 113 фондов, в Санкт-Петербурге — 19, Нижегородской и Самарской областях — по 9. Участники фондов проживают в 80 субъектах Российской Федерации.
По данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) России, по состоянию на 01.01.2006 г. в систему негосударственного пенсионного обеспечения входят 294 фонда (291), 100 из которых зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика. Собственное имущество фондов составляет 344,3 (345,3) млрд. рублей, в том числе пенсионные резервы — 277,4 (285,3) млрд. рублей, пенсионные накопления — 2,2 млрд. рублей. (По сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации, ПФР направил Реестр от 27 марта 2006 года № 2/2006 НПФ, осуществляющих деятельность по ОПС, которым переданы средства пенсионных накоплений на общую сумму 4,61 млрд. рублей.)
\s
Диаграмма 2 Величина пенсионных взносов (млн. руб.) для различных групп фондов по величине пенсионных резервов
Действующие пенсионные фонды организованы в наиболее успешно развивающихся секторах экономики. Из 66 фондов, имеющих размер пенсионных резервов, превышающий 30 млн. руб., 24 (36,3%) действуют на предприятиях промышленности, 13 (20%) – на предприятиях топливно-энергетического комплекса, 8 (12,1%) – на предприятиях транспорта.
\s
Диаграмма 3 Структура участников НПФ по отраслям хозяйства (в процентах от общего числа участников)[10]
\s
Диаграмма 4 Структура пенсионных резервов НПФ по отраслям хозяйства (в процентах от суммы по фондам)[11]
За последние шесть лет размер средств пенсионных резервов вырос почти в 65 раз (для сравнения, на конец 1998 г. размер указанных средств составлял 4,25 млрд. рублей), численность участников фондов по сравнению с концом 1998 г. выросла в 32 раза и составила более 6 миллионов человек — в настоящее время услугами фондов охвачено приблизительно 6% экономически активного населения России.
\s
Диаграмма 5 Количество участников НПФ
За указанный период количество получателей негосударственных пенсий увеличилось в 2,5 раза и достигло 703,3 (707,1) тыс. человек.
На 01.01.2006г. средний размер негосударственной пенсии, выплачиваемой фондами, составил 895 рублей (1109).
За 1998-2005 гг. вкладчиками перечислено в фонды около 100 млрд. рублей.
Фонды не только сохранили пенсионные взносы, выплатив за шесть лет негосударственных пенсий на общую сумму более чем 12 млрд. рублей (из них в 2005 году — 7,56 млрд. рублей), они сумели и существенно прирастить объем средств для пенсий будущим пенсионерам. Чистый инвестиционный доход от размещения средств пенсионных резервов за эти годы составил, по нашей оценке, суммарно около 200 млрд. рублей.
Из 294 НПФ, имеющих действующую лицензию на 01.01.2006 года (291), у 35 фондов собственное имущество превышает 500 млн. рублей, что суммарно составляет 325,5 (326,7) млрд. рублей, это в свою очередь — 94,5% от собственного имущества всех фондов; у 25 (26) фондов в числе вышеназванных 35-ти собственное имущество превышает 1 млрд. рублей и в общей сумме составляет 317,5 млрд. рублей, или 92,2% (92,5) от собственного имущества всех фондов. Совокупность средств пенсионных резервов этих 25 (26) крупнейших фондов в сумме составляет 258,9 (267,3) млрд. рублей, или 93,3% (93,7) от суммы пенсионных резервов всех НПФ.
Количество участников 25 (26) крупнейших фондов составляет 65,5% (66) от общего числа участников, количество участников, получающих пенсию у этих фондов, — 70.8% (72,6). Сумма пенсионных выплат у 25 (26) крупнейших фондов за 2005 год составила более 6 млрд. рублей, или 79,8% от всех пенсионных выплат за 2005 год.
На 157 (154) фондов, имеющих собственное имущество до 100 млн. рублей, приходится 13,01% (12,82) участников, а их суммарное собственное имущество составляет 1,5% от собственного имущества всех фондов.
Здесь необходимо отметить, что по итогам 2005 года отчетность представили 258 (255) НПФ из 294 (291), имеющих лицензию, т.е. 36 НПФ систематически не представляют отчетность. ФСФР России из квартала в квартал направляла этим фондам предписания, требовала незамедлительного представления отчетности. У 14 НПФ действие лицензии приостановлено, в отношении остальных фондов принято решение провести проверки и по их результатам принять решение о дальнейшей судьбе этих НПФ. Таким образом, нас не может не настораживать судьба 193 фондов, имеющих собственное имущество до 100 млн. рублей. Анализируя деятельность этих НПФ, было обращено внимание, что 22 фонда инвестируют средств пенсионных резервов меньше, чем они их имеют, это позволяет предположить о расходовании части средств ПР в качестве имущества для осуществления уставной деятельности, что недопустимо. Только 11 НПФ из числа фондов, имеющих собственное имущество менее 100 млн. рублей, смогли выйти за пределы этой цифры. Рассматривая экономическую составляющую деятельности этих фондов, очевидно, что в силу отсутствия денежных средств они ограничены в возможности получения высокого инвестиционного дохода и полноценного развития в условиях существующей конкуренции. В рамках существующего законодательства даже самый маленький НПФ может функционировать только в том случае, если у него есть средства. НПФ — самостоятельное юридическое лицо и должен жить на те средства, которые у него есть, нет средств — нет фонда.
Не на много лучше обстоят дела, с точки зрения развития фондов, увеличения собственного имущества, пенсионных резервов и числа участников, у НПФ, имеющих собственное имущество от 100 до 500 млн. рублей, только 16 НПФ смогли существенно улучшить свое финансовое положение.
Важно отметить, что только учредители и вкладчики фондов могут и должны принять правильное решение о дальнейшей судьбе того или иного НПФ, а это, в свою очередь, послужит в целом укреплению системы негосударственного пенсионного обеспечения[12].
На 01.01.2007 г. в РФ существует 13 фондов сумма собственных средств которых свыше 30 млн. руб. и ведение пенсионных счетов более 5000 чел.): НПФ «Газфонд» (Москва), НПФ «Благосостояние» (Москва), НПФ электроэнергетики (Москва), Национальный НПФ (Москва), НПФ «Сургутнефтегаз», (г. Сургут Ханты-Мансийского а.о.), НПФ «Телеком-Союз» (Санкт-Петербург), НПФ «Алмазная осень» (Республика Саха (Якутия), НПФ «Уголь» (Москва), НПФ ГАЗ (Нижний Новгород), НПФ «Мосэнерго» (Москва), Первый национальный НПФ (Москва), НПФ «Железнодорожный» (Нижний Новгород) и Всерегиональный НПФ «Северный» (Ленинградская область).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психологическое принятие отцовства в период ожидания ребенка
Реферат Действия руководителя при разрешении конфликтов
Реферат Державно-правовий розвиток Німеччини другої половини XIX століття
Реферат Деловая этика и этика руководителя. Типология руководителей
Реферат Деятельность органов внутренних дел по пресечению и предупреждению правонарушений в сфере потребительского
Реферат Деятельность Министерства сельского хозяйства Республики Татарстан
Реферат Facts About Smoking Essay Research Paper FACTS
Реферат Функциональное подразделение для описания - производство (телевидение, реклама). Функциональное подразделение для аудита - производство АВК (дизайн и упаковка)
Реферат Доходность финансовых активов Кругооборот оборотных средств
Реферат «Великая дидактика» Я.А.Каменского
Реферат «ЛР, лрс, содержащие эфирные масла»
Реферат Электрическая часть ТЭЦ180МВТ
Реферат Подбор кадров: психологические аспекты
Реферат Голос как средство эмоциональной коммуникации
Реферат Боротьба шкіл Стародавнього Китаю