Реферат по предмету "Финансы и кредит"


Основы и сущность финансов предприятия

Реферат По дисциплине: «Финансы» На тему: «Основы и сущность финансов пред-приятия» Содержание: Введение 3 Глава 1. Сущность и принципы организации финансов предприятий 1. Сущность финансов предприятия 2. Функции финансов предприятия 3. Принципы организации финансов предприятия 8 Глава 2. Система контроля над финансовыми потоками 15 Заключение 22

Список литературы 25 Введение По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают: “этот термин возник в XIII – XV ве-ках в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой де-нежных отношений между населением и государством.”. Другие авторы ут-верждают, что: “это понятие было введено в обиход французским ученым

Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».” В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы предприятий занимают исходное, определяющее положение, так как обслу-живают основное звено общественного производства, где создаются матери-альные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финан-совых ресурсов страны. Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы

для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществ-ляется этот процесс. Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денеж-ном выражении. В зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы поделим национальный

доход. Финансы, являясь инструмент второй стадии общественного воспро-изводства, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами: 1. Финансы функционируют во всех сферах общественного производ-ства (производстве, обращении, потреблении) 2. Финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции). Глава 1. Сущность и принципы организации финансов предприятий 1.1.

Сущность финансов предприятия Финансы предприятий (организаций) — это относительно самостоя-тельная сфера системы финансов, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, дохо-дов, денежных фондов предприятий в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков. В процессе формирования и использования всех денежных источников, вовлекаемых в оборот средств предприятий и находящих отражение в его де-нежных потоках, возникает широкий спектр

денежных отношений, которые выражают экономическое содержание финансов предприятий и одновремен-но являются объектом непосредственного финансового управления. В сфере финансовых отношений в настоящее время произошли значи-тельные изменения. Так, введение нового гражданского законодательства существенно расширило круг этих отношений. Эти отношения возникают между: • предприятием и его инвесторами (акционерами, участниками, собственниками)

по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов; • предприятием, поставщиками и покупателями по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обя-зательств (уплата неустойки, передача залога); • предприятием-инвестором и другими предприятиями и организа-циями по поводу его краткосрочных и долгосрочных финансовых инвести-ций и выплаты по ним дивидендов и процентов; • предприятиями и учредителями доверительного управления

имуществом, а также выгода приобретателями по поводу имущества, полу-ченного в доверительное управление, и передачи прибыли от такого управ-ления; • предприятиями и другими товарищами по поводу вкладов в соот-ветствии с договорами простого товарищества и распределения прибыли, по-лученной товарищами в результате их совместной деятельности; • предприятиями и правообладателями по поводу выплаты возна-граждения по договору коммерческой концессии; • предприятием и его наемным работником по поводу оплаты тру-да и выплат

из фонда потребления; • предприятием и государством по поводу формирования налого-облагаемой базы для начисления налогов, сборов и осуществления этих пла-тежей; • предприятием и его работниками при удержании налога на доход и уплаты социального налога (взноса), а также других удержаний и вычетов; Нетрудно заметить, что все эти отношения в той или иной степени рег-ламентированы государством и охватывают процесс распределения и пере-распределения ВВП. При этом последние две группы отношений выражают перераспределительные

отношения и входят как в сферу финансов предпри-ятий, так и в сферу государственных финансов. В условиях рынка появляются и принципиально новые группы финан-совых отношений: — отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) пред-приятия, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей. Эта специфическая сфера отношений жестко регламентируется государством и требует специфических форм антикризисного управления финансами предприятий; — отношения, возникающие при слиянии, поглощении

и разделении предприятий (корпораций). Все вышеперечисленные финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использо-вания) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств предприятия, т.е. его финансовых ресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосред-ственными объектами управления финансами предприятия. Финансовые ресурсы предприятия — это все источники денежных средств, аккумулируемых предприятием

для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет соб-ственных доходов и накоплений, так и за счет различного вида поступлений. Здесь следует отметить еще один важный момент с позиции управле-ния финансами предприятий. Финансовые отношения, возникающие в про-цессе образования и использования финансовых ресурсов предприятия, фор-мируются в процессе кругооборота его средств, что, в свою очередь, опо-средствуется соответствующими

денежными потоками. Совокупность финансовых отношений предприятий может быть сгруп-пирована по трем основным денежным потокам и иметь четкие стоимостные характеристики. Движение средств этих денежных потоков влияет на всю структуру бухгалтерского баланса предприятия, его активы и пассивы, изме-нение величины всех денежных фондов. Отток части денежного потока предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает без

эквивалентное изъятие этих средств из его индивидуального кругооборо-та. Эти средства проходят фазу перераспределения и принимают форму не денежного, а финансового потока. Финансовый поток — это перераспределенная часть денежных пото-ков (первичных доходов предприятий и домохозяйств), аккумулированных в бюджете или во внебюджетных (централизованных) фондах, т.е. в сфере го-сударственных финансов. Синонимом понятию финансовый поток является понятие финансовые средства –

это часть денежных потоков, прошедших процесс аккумуляции в различных централизованных фондах государства (в бюджетной системе и во внебюджетных фондах) и направляемых на целевое финансирование. Финансовые средства — это перераспределенные средства. Изложенное позволяет сделать несколько важных для определения содержа-ния финансов предприятий выводов: • финансы предприятия всегда связаны с реальным оборотом его де-нежных средств, денежными потоками,

возникающими при осуществлении хозяйственной деятельности и хозяйственных операций; • порядок ведения этих операций в той или иной степени регламенти-рован государством; • в результате движения денежных и финансовых потоков формируют-ся и используются различные денежные фонды (доходы) предприятия (ус-тавный и рабочий капитал, фонды специального назначения, прочие денеж-ные фонды), которые принимают форму финансовых ресурсов и могут вкла-дываться (высвобождаться) в оборотные и внеоборотные активы предпри-ятия.

Отсюда следует и общее определение экономического содержания фи-нансов предприятий как системы денежных отношений, регламентированных государством, связанных с реальным денежным оборотом средств предпри-ятия, его денежными потоками, формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов. 1.2. Функции финансов предприятия Финансы предприятий выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция проявляется в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального

дохода. Этот процесс происходит путем получения предприятиями денежной выручки за реализо-ванную продукцию и использования ее на возмещение израсходованных средств производства, образование валового дохода. Финансовые ресурсы предприятия также подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Результатом распре-деления является формирование и использование целевых фондов денежных средств (фонда возмещения, оплаты труда и др.), поддержание эффективной структуры

капитала. Основным объектом реализации распределительной функции выступает прибыль предприятия. Под контрольной функцией финансов предприятий следует понимать внутренне присущую им способность объективно отражать и тем самым кон-тролировать финансовое состояние предприятия, отрасли и всей националь-ной экономики с помощью таких финансовых категорий как прибыль, рента-бельность, себестоимость, цена, выручка, амортизация, основные и оборот-ные средства. Контрольная функция финансов предприятий способствует

выбору наиболее рационального режима производства и распределения обществен-ного продукта и национального дохода на предприятии и в национальной экономике. Контрольная функция финансов реализуется по следующим ос-новным направлениям: - контроль за правильностью и своевременностью перечисления средств в фонды денежных средств по всем установленным источникам фи-нансирования; - контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального характера; -

контроль за целенаправленным и эффективным использованием фи-нансовых ресурсов. Для реализации контрольной функции предприятия разрабатывают нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования. Функции финансов предприятий взаимосвязаны и явля-ются сторонами одного и того же процесса. 1.3. Принципы организации финансов предприятия Принципы организации финансов предприятий в условиях командно-административной системы управления экономикой

сформировались и дей-ствовали следующие принципы управления финансами предприятия: 1) плановости, который подразумевал директивность и обязательность выполнения планов, утверждаемых сверху каждому предприятию, по всем важнейшим показателям; 2) демократического централизма, который носил скорее идеологиче-ский оттенок, но тем не менее позволял предприятиям проявлять определен-ную инициативу, например выдвигать повышенные встречные планы, само-

стоятельно разрабатывать проекты финансовых планов; 3) строгого разделения средств основной деятельности от капитальных вложений, т.е. амортизационные отчисления и другие источники, направляе-мые на финансирование капитальных вложений, обособлялись на отдельном счете в Промстройбанке СССР и их использование жестко контролировалось последним; 4) сохранности собственных оборотных средств и недопущения их им-мобилизации в другие активы, кроме

оборотных. В середине 1980-х годов к этим принципам добавились еще два, час-тично заимствованные из арсенала рыночной экономики, — самофинансиро-вания и самоокупаемости. Все эти принципы реализовались в различных формах хозрасчетной деятельности предприятий и отвечали основным целям управления финанса-ми в условиях экономики СССР. Однако они в значительной степени сковы-вали инициативу предприятий и практически не соответствовали

новым тре-бованиям, предъявляемым к организации финансов предприятий в условиях рынка. Рыночные отношения, развивающиеся в России, существенным обра-зом повлияли на организацию финансовых отношений предприятий. Теперь им разрешено самостоятельно выбирать форму предпринимательства, видов деятельности с учетом лишь ограничений, предусмотренных гражданским законодательством. Исходя из условий производства и сбыта, собственники предприятий могут принимать и реализовывать решения

по поводу слияния, поглощения, преобразования предприятий в различные организационно-правовые формы. В настоящее время предприятия: • самостоятельно развивают внутрифирменное финансовое плани-рование (бюджетирование), основанное на изучении спроса на их продукцию и возможностей ее реальных продаж; • применяют свободные рыночные цены как на продукцию своего производства, так и на потребляемое сырье, материалы и полуфабрикаты (за исключением продукции (услуг) предприятий естественных монополий); •

самостоятельно устанавливают различные формы оплаты труда с единственным ограничением — минимальным уровнем оплаты труда, уста-навливаемым законом. После уплаты налогов предприятия полностью распоряжаются остаю-щейся у них нераспределенной прибылью, самостоятельно выбирают наибо-лее эффективные объекты инвестирования, вложений в оборотные, внеобо-ротные и нематериальные активы, самостоятельно разрабатывают учетную политику, влияющую на формирование финансовых показателей. Предпри-ятия самостоятельно выбирают и коммерческие

банки для открытия счетов — расчетных, валютных и др имеют возможность кредитоваться и вести расчетные операции в нескольких коммерческих банках (раньше они обязаны были обслуживаться в районном государственном банке по месту своей ре-гистрации и имели право открывать только один расчетный счет). Любое предприятие может стать участником внешнеэкономической деятельности. Таким образом, сегодня предприятия обладают подлинной финансовой неза-висимостью, но вместе с тем существенно

возрастает их экономическая от-ветственность. Так, возникновение систематических неплатежей может при-вести к их банкротству, ошибки в управлении акционерным капиталом — к потере части собственности, снижению стоимости фирмы (капитала). Любые нарушения в области бухгалтерского учета могут повлечь штрафные санкции со стороны налоговых органов. Естественно, что в условиях перехода к ры-ночным отношениям, получения предприятиями (кроме унитарных и казен-ных) полной самостоятельности практически во всех областях предпринима-

тельства (ведения бизнеса) перечисленные ранее принципы перестали слу-жить основой для принятия как стратегических, так и тактических финансо-вых решений. На их основе нельзя разработать современную финансовую политику предприятия. До последнего времени для многих предприятий еще характерна реак-тивная форма управления финансами. Она базируется на принятии управлен-ческих решений как реакции на текущие проблемы, т.е. сводится,

как прави-ло, к обеспечению любой ценой наиболее срочных текущих платежей и вле-чет существенные нарушения интересов собственников и менеджеров, инте-ресов коллективов предприятий и фискальных интересов государства. Реко-мендуется решение следующих стратегических задач финансовой политики предприятия, адекватных рыночным условиям: • максимизация прибыли предприятия; • оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости; • достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия

для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кре-диторов; • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; • создание эффективного механизма управления предприятием; • использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов. Реализация финансовой политики предприятия должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике. Обобщение за-рубежного опыта организации корпоративных финансов, опыта отечествен-

ных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансо-вой деятельности своих клиентов позволяет выделить следующие основные принципы современной организации финансов предприятий России: 1) плановости, который обеспечивает соответствие объема продаж — издержкам, инвестиций — потребностям рынка и платежеспособного спроса. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных ме-тодов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования) и контроля;

2) финансового соотношения сроков. Этот принцип обеспечивает ми-нимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимаются возможности их сохра-нения от обесценения при размещении в легкореализуемые активы (ценные бумаги, депозиты и т.п.); 3) взаимозависимости финансовых показателей — позволяет учитывать изменения в действующем законодательстве,

регулирующем предпринима-тельскую деятельность, налогообложение, учетный процесс и бухгалтерскую отчетность; 4) гибкости (маневрирования) — обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых за-трат в текущей и инвестиционной деятельности; 5) минимизации финансовых издержек — финансирование любых ин-вестиций и других затрат должно обеспечиваться самым дешевым способом; 6) рациональности — вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую

эффективность по сравнению с достигнутым уровнем и обес-печивать минимальные риски; 7) финансовой устойчивости — обеспечение финансовой независимо-сти, т.е. соблюдения критической точки удельного веса собственного капита-ла в общей его величине (0,5) и платежеспособности предприятия, т.е. его способности к погашению своих краткосрочных обязательств. Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы

управления финансами кон-кретного предприятия. При этом необходимо учитывать сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера); отраслевую при-надлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйст-во, торговля и т.д.); виды (направления) деятельности (экспорт, импорт); ор-ганизационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Перечисленные выше принципы организации финансов наиболее пол-но реализуются на предприятиях сферы материального производства.

Для них характерно функционирование на основе коммерческого расчета, само-финансирования и самоокупаемости. Каждое предприятие сферы материаль-ного производства функционирует относительно замкнуто со своим индиви-дуальным кругооборотом средств. В результате его хозяйственной деятель-ности генерируются денежные потоки от текущей, инвестиционной и финан-совой деятельности как разность между поступлениями средств («приток») по всем перечисленным видам деятельности и «оттоком» денежных средств в виде оплаты за различные ресурсы,

необходимые для осуществления всех хо-зяйственных операций предприятия. Конкретные особенности финансов предприятий сферы материального производства определяются организационно-правовой формой их предпри-нимательской деятельности, технологическими и отраслевыми особенностя-ми. Например, для строительства характерны взаимоотношения заказчиков (инвесторов) и подрядчиков, осуществление работ в строгом соответствии с проектно-сметной документацией; длительный цикл строительства требует

больших вложений средств в незавершенное строительство; порядок расче-тов за законченные объекты определяет особенности формирования прибы-ли, уплаты и возмещения НДС; в составе основных средств значителен удельный вес арендованного оборудования, а в составе оборотных активов отсутствуют средства, вложенные в готовую продукцию, но более значите-лен удельный вес средств в расчетах. Для торговли характерен быстрый обо-рот средств, выручка (в розничном звене) поступает в

налично-денежной форме; в структуре основных средств велика доля арендованных помещений и оборудования, поэтому особое внимание финансистов должно быть обра-щено на правильность заключения договоров аренды, затраты на которую составляют значительную часть издержек. В оборотных средствах значи-тельная часть вложена (до 90%) в товарные запасы. Имеются также сущест-венные особенности в формировании валового дохода — основного показа-теля деятельности

в зависимости от формы реализации товаров, применения торговых надбавок. Прибыль торговых организаций определяется как раз-ность между валовым доходом и издержками обращения. Таким образом, конкретная реализация принципов организации финан-сов зависит от отраслевой специфики. При этом надо учитывать, что в со-временных условиях России многие предприятия существенным образом ди-версифицируют свою деятельность, занимаясь одновременно

и промышлен-ным производством, и строительством, и торговлей. Глава 2. Система контроля над финансовыми потоками Многие российские компании не понаслышке знают, что такое бюдже-тирование. Однако когда дело доходит до контроля исполнения бюджета и его анализа, большинство фирм сталкивается со множеством вопросов: ка-ким образом осуществлять контроль, кто это должен делать, как оценивать возникшие

отклонения. В основе концепции бюджетного контроля лежат два понятия: план и факт. Цель контроля и анализа исполнения плановых бюджетных показате-лей - управление отклонениями, влияющими на финансовые результаты. В процессе контроля бюджетный контролер, во-первых, собирает, обрабатыва-ет и анализирует информацию о фактических результатах финансово-хозяйственной деятельности. Во-вторых, выявляет отклонения от плановых значений и анализирует их причины.

В-третьих, принимает управленческие решения по корректировке планов и бюджетов в допустимых случаях. Чтобы осуществить эти функции, важно наладить эффективную систе-му контроля. Проверенные методы В компании может быть реализовано множество различных методов контроля бюджета. Многие из них являются узкоспециализированными и достаточно сложны (например, метод "освоенного объема" для оценки ис-полнения бюджета проекта).

Мы остановимся на двух общепринятых спосо-бах: - контроль бюджетов по отклонениям; - оперативный контроль платежей (казначейский контроль). Бюджет компании представляет собой финансовый план действий по достижению уровня прибыльности. Поэтому основой системы контроля должен быть контроль затрат. Для его реализации используется расчет от-клонений, в ходе которого: - выявляют отклонения на основе данных управленческого учета (если обеспечена однородность плановых и фактических данных); - оценивают

отклонения с точки зрения влияния на запланированный результат; - определяют характер отклонений (например, регулярное или случай-ное) и их причины, которые могут быть как внутренними, так и связанными с непредвиденными изменениями внешних условий; - подготавливают рекомендации и возможные управленческие решения на основе анализа отклонений. Эти функции, как правило, выполняют финансово-экономические службы: планово-экономический отдел, либо отдел бюджетного планирова-ния (в зависимости от организационной структуры предприятия).

Чтобы выявить отклонения, специалисты финансово-экономической службы постатейно сравнивают фактические и плановые данные. А для того чтобы оценить влияние отклонений на запланированный результат, они ис-пользуют расчет удельного веса отдельных статей. На примере (см. таблицу) представлен расчет отклонений фактических величин от плановых: по до-ходным статьям (реализация по товарам) используется формула "факт" - "план", по расходным статьям - формула "план" - "факт".

Мы видим, что компания получила на 50 000 рублей меньше прибыли, чем было запланировано. Чтобы определить влияние на это отклонение до-ходных и расходных статей, нужно рассчитать удельный вес по формуле: ("отклонение по статье"/ "отклонение по прибыли") х 100% В столбце "Отклонение" мы получили данные, которые говорят о том, что полученная фактическая прибыль на 25 процентов ниже запланирован-ной. Это, в свою очередь, на 60 процентов обусловлено тем

(столбец "Удель-ный вес"), что увеличились постоянные затраты. И, соответственно, на 40 процентов - тем, что уменьшилась реализация. На основе данных расчетов специалист финансово-экономической службы подготавливает аналитическую записку о рекомендациях по исправ-лению текущей ситуации в следующем отчетном периоде. Например, соглас-но данным расчетам, предприятию необходимо увеличить продажи на 20 000 рублей и снизить

расходы по статье "Охрана" на 10 000 рублей, а по статье "Заработная плата" - на 30 000 рублей. При этом у предприятия есть резерв 10 000 рублей на дополнительные расходы по аренде. Контроль отклонений по своей природе является "контролем по факту свершившейся операции". Он не способен предотвратить единичного факта финансово-хозяйственной деятельности, который приводит к неблагоприят-ному изменению. Но он эффективен на длительных бюджетных периодах, если

проводится на регулярной основе. То есть, контролируя отклонения, возникающие в месячных бюджетах, можно успеть принять управленческое решение и выравнить показатели по году. Например, компания по итогам де-вяти месяцев получает данные о перерасходе денежных средств по статьям "Расходные материалы" и "Реклама". Соответственно, необходимо внести корректировки в бюджет 4 квартала: сократить расходы по соответствующим

статьям, установив жесткие лимиты или контроль казначейского исполнения бюджета. В итоге это позволит устранить возникшее превышение. Таблица: Расчет отклонений фактических величин от плановых Статья План, руб. Факт, руб. Отклонение, руб. Отклонение, % Удельный вес, % Наценка (реализация минус себе-стоимость реализации) 30 280000 -20000 -6,67% 40%

Товар А 50000 40000 -10000 -20% -20% Товар B 10 80000 -20000 -20% -40% Товар C 150000 160000 +10000 +6,67% 20% Постоянные затраты 10 130000 -30000 -30 60% Аренда 30000 20000 +10000 +33,33 -20% Зарплата 20000 30000 -10000 -50 20% Охрана 50000 80000 -30000 -60 60% Прибыль 20 150000 -50000 -25% - Оценка отклонений и анализ Перед тем как провести анализ отклонений бюджетных статей или по-казателей,

необходимо определить, какие отклонения, прежде всего, важны. Например, для компании нет надобности производить анализ отклонения та-кого показателя, как курс валют - это внешняя среда, которая не управляема предприятием. И, напротив, показателями "производственная себестоимость" или "себестоимость реализации продукции" можно управлять. Для этого дос-таточно определить структуру себестоимости.

Далее нужно определить пре-дел допустимых отклонений. Как правило, его устанавливают в процентном отношении к запланированной величине. Величина данных отклонений мо-жет достигать 10 процентов, но в среднем варьируется на уровне трех-пяти процентов. Определение предела - это достаточно субъективная оценка. Как правило, компании руководствуются удельным весом данной статьи.

Если удельный вес статьи "Заработная плата" составляет 30 процентов от всех за-трат, то планирование будет более точное и предел допустимых отклонений будет составлять 0,5-1 процента. При планировании, например, канцелярских расходов, составляющих 0,05-0,1 процента от общей величины затрат, предел отклонений может быть установлен на уровне 5-10 процентов. Контроль исполнения бюджетов и анализ обычно осуществляют пла-ново-экономические службы.

Для анализа исполнения бюджета используют такие виды анализа, как ранжирование, факторный анализ, "план-факт" ана-лиз и прочие. Ранжирование применяется в том случае, когда необходимо провести сравнительный анализ функциональных центров ответственности, бизнес-единиц, филиалов и т. п. по статьям бюджета. При этом выявляются наиболее доходные и/или наиболее убыточные подразделения или направлений дея-тельности. Например, ранжирование эффективно применяется, когда сравни-ваются бюджеты продаж по филиалам.

Факторный анализ предназначен для того, чтобы выявить факторы, по-влиявшие на изменение значений анализируемых бюджетных статей или по-казателей. При этом виде анализа можно, например, определить влияние ка-ждого из филиалов на общую сумму реализации товаров и услуг. Суть фак-торного анализа сводится к тому, чтобы определить причину отклонений по-казателей и выработать рекомендации по их устранению. Выше мы рассмот-рели пример выявления отклонений от запланированного

результата. Был определен удельный вес каждой статьи в общем изменении финансового ре-зультата. Тем самым мы провели факторный анализ. План-факт анализ может проводиться как для всех основных, так и для отдельных операционных бюджетов. Его основная цель - выявить причины отклонений, а именно - какие из показателей, бюджетных статей, сценарных условий повлияли на исполнение бюджета компании. Приведенные методы просты и эффективны при оценке отклонений, поэтому их применяет большинство российских

компаний. Казначейский контроль Существенная составляющая системы контроля - контроль казначей-ского исполнения бюджета. То есть контроль поступления и расходования денежных средств, которые запланированы в бюджете движения денежных средств. Оперативный контроль бюджета движения денежных средств, как пра-вило, осуществляет бюджетный контролер. Он, руководствуясь утвержден-ными лимитами денежных средств, определяет статьи бюджета для финанси-рования сверхплановых расходов.

Финансовый контролер оценивает каждую поступающую заявку на осуществление расчетов и выясняет, не превышает ли она лимит по соответствующей статье бюджета. Превышение лимитов в бюджетном периоде может допускаться только по специальному распоряже-нию уполномоченного должностного лица. Обычно им является финансовый или генеральный директор. Но когда речь идет о перераспределении расхо-дов между различными бюджетными статьями, эти полномочия,

как правило, закрепляются за самими финансовыми контролерами. Казначейский контроль очень часто применяется в холдингах, где управляющая компания распоряжается денежными средствами филиалов. Сами филиалы лишь инициируют платеж, а финансовое управление голов-ной компаний сравнивает его сумму с данными, заложенными в бюджете. И после этого принимает решение об оплате. Пример 1

Филиалы одной золотодобывающей компании, расположенные в раз-личных регионах, не распоряжаются денежными средствами, за исключени-ем выплаты заработной платы персоналу. Все остальные расходы оплачивает головная компания, находившаяся в Москве. Существующая система казна-чейского контроля регламентирует все операции по движению денежных средств. Но при этом обладает достаточной гибкостью и предусматривает возможность перераспределять при

необходимости денежные потоки между различными филиалами или бюджетными статьями расходов. Система по-зволяет повысить эффективность использования денежных средств компа-нии. Например, когда на одном из филиалов возникает необходимость опла-тить незапланированные работы по ремонту оборудования, компании не приходится привлекать дополнительные кредиты. Однако стоит отметить, что не всегда эта методика является действенной.

Типичная ошибка при та-ком виде контроля - жесткое закрепление лимитов по всем статьям и неотла-женная система корректировки бюджета. В таких случаях предприятие ли-шено гибкости и не способно быстро реагировать на изменения. Предпри-ятиям стоит это учитывать. Пример 2 Так, бюджет одного металлургического завода строго регламентировал расходы по списанию технологических материалов на производство продук-ции. Закупка данных материалов рассчитывалась исходя из планируемой

ве-личины списания. Затем технология производства изменилась. В связи с этим появилась необходимость увеличить нормы расхода и приобрести более до-рогие технологические материалы. При этом объем производства должен был оставаться на том же уровне. Сумма, указанная в заявке на приобретение материалов, была значительно выше установленной. Поэтому финансовый контролер, руководствуясь плановыми данными, ее сократил.

Ведь коррек-тировка расходов на закупку была разрешена только в случае увеличения объема производства. В итоге это привело к тому, что в следующем отчетном периоде снизились объемы производства. Заключение Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что финансы предпри-ятий (организаций) — это относительно самостоятельная сфера системы фи-нансов, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов предприятий в процессе

кругооборота их средств и выраженных в виде раз-личных денежных потоков. Общее определение экономического содержания финансов предпри-ятий, звучит следующим образом, как системы денежных отношений, регла-ментированных государством, связанных с реальным денежным оборотом средств предприятия, его денежными потоками, формированием и использо-ванием капитала, доходов и денежных фондов. В процессе формирования и использования всех денежных источников, вовлекаемых в оборот средств предприятий

и находящих отражение в его де-нежных потоках, возникает широкий спектр денежных отношений, которые выражают экономическое содержание финансов предприятий и одновремен-но являются объектом непосредственного финансового управления. Финансы предприятий выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция проявляется в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Основным объ-ектом реализации распределительной функции выступает прибыль предпри-ятия.

Под контрольной функцией финансов предприятий следует понимать внутренне присущую им способность объективно отражать и тем самым кон-тролировать финансовое состояние предприятия, отрасли и всей националь-ной экономики с помощью таких финансовых категорий как прибыль, рента-бельность, себестоимость, цена, выручка, амортизация, основные и оборот-ные средства. Рекомендуется решение следующих стратегических задач финансовой политики предприятия, адекватных рыночным условиям: максимизация при-были предприятия; оптимизация структуры

капитала предприятия и обеспе-чение его финансовой устойчивости; достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников (участников, уч-редителей), инвесторов, кредиторов; обеспечение инвестиционной привлека-тельности предприятия; создание эффективного механизма управления пред-приятием; использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов. Реализация финансовой политики предприятия долж-на базироваться на определенных принципах, адекватных

рыночной эконо-мике. Обобщение зарубежного опыта организации корпоративных финансов, опыта отечественных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет выделить сле-дующие основные принципы современной организации финансов предпри-ятий России: плановости, финансового соотношения сроков, взаимозависи-мости финансовых показателей, гибкости, минимизации финансовых издер-жек, рациональности финансовой устойчивости.

Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. В практической части было дано объяснение такому понятию, как бюджетирование. В основе концепции бюджетного контроля лежат два поня-тия: план и факт. Цель контроля и анализа исполнения плановых бюджетных показателей - управление отклонениями, влияющими на финансовые резуль-таты. В процессе контроля бюджетный контролер, во-первых, собирает, об-рабатывает

и анализирует информацию о фактических результатах финансо-во-хозяйственной деятельности. Во-вторых, выявляет отклонения от плано-вых значений и анализирует их причины. В-третьих, принимает управленче-ские решения по корректировке планов и бюджетов в допустимых случаях. Чтобы осуществить эти функции, важно наладить эффективную систе-му контроля. В компании может быть реализовано множество различных методов контроля бюджета.

Мы остановились на двух общепринятых: - контроль бюджетов по отклонениям; - оперативный контроль платежей (казначейский контроль). Так же мы конкретно разобрали это на конкретном примере. И рас-смотрели несколько ситуаций, которые могут сложиться в этом процессе. Список литературы 1. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского,

О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2006 543 с. 2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б. Поляка М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2002, -512 с. 3. Николаева Т.П. Финансы предприятий / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права,

М 2003 - 158 с. 4. Журнал «Консультант», 2008. 5. Блуцевская Ю.А. «Финансовые потоки между основными секторами экономики». // Вопросы экономики. №6, 2003 год 6. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М 2002 год 7. Гринкевич Л.С. «Основы финансов предприятий», Томск 2000г 8. Казак А.Ю. Сергеев Л.И. «Финансы». (Учебник),

С-Пб: 2000г 9. Ковалев В.В. «Финансы», М . 2003 год



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оценка эколого-экономического ущерба окружающей природной среде в результате аварийных разливов
Реферат Классификация товаров на примере торгового предприятия ООО АШАН
Реферат Nature V Nurture 2 Essay Research Paper
Реферат Краткое содержание Коломба Проспер Мериме
Реферат Визначення енергетичних параметрів газотурбінної установки
Реферат Hamlet 17 Essay Research Paper HAMLET 1
Реферат Основные социально-экономические направления развития Саратовского края в XVIII веке
Реферат Гальванотехника
Реферат Прямые инвестиции зарубежных стран в отечественную экономику
Реферат Духовные наследники святой Елизаветы Федоровны
Реферат Third Party Intervention In Civil Conflict Essay
Реферат Прессование на безвакуумных ленточных прессах и кирпичеделательном агрегате. Прессование кирпича на ленточных вакуумных прессах
Реферат Новогодний мерчандайзинг это просто
Реферат Администрация алтайского края постановление от 10 ноября 2008 г. N 474 Об энергетической стратегии Алтайского края на период до 2020 года
Реферат «Статистические методы изучения взаимо­связей финансовых показателей дея­тельности банка»