Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«
Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
»
Кафедра «Финансовый менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России»
Выполнила студентка группы №0613-ФМ
Завражнова Е.В.
Научный руководитель
Доц. Цали С. А.
Оренбург 2009 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие и сущность иностранных инвестиций в международной практике…………………………………………… 5
2. Характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих иностранные инвестиции в РФ
2.1 Основные положения ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях»… 8
2.2 Законодательные основы регулирования деятельности иностранных инвесторов в РФ…………………………………………..........…. 13
2.3 Новое в законодательстве России в части регулирования иностранных инвестиций………………………………………………. ………………18
3. Анализ основных проблем законодательства в области регулирования иностранных инвестиций………………………… .23
Заключение……………………………………………………… ……… 28
Список используемой литературы ……………………………… .29
Введение
Развитие экономики невозможно представить без участия инвесторов в современных экономических условиях. Наряду с отечественными инвесторами участие в инвестиционном процессе принимают и зарубежные предприятия, банки, государства. Насколько необходимо их участие в управлении российской экономикой? Не возникнет ли ситуация финансовой и экономической зависимости российской экономики от зарубежного капитала? Эти вопросы в первую очередь волнуют экономические власти страны.
Но современная экономическая ситуация вносит свои коррективы – отток большого объема иностранного капитала в конце 2008 г. привел к ухудшению состояния экономики России. Этот факт доказал справедливость утверждения о необходимости привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику.
Но привлечение иностранных инвесторов определяется, прежде всего, основами законодательства, регулирующими инвестиционный процесс. В отличие от развитых стран, где законодательство в области иностранного инвестирования формировалось не один десяток лет, в Российской Федерации это законодательство еще несовершенно, требует доработки и коррекции.
Все это подтверждает актуальность темы исследования.
Цель исследования – определить основы законодательства в части регулирования иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации.
Цель исследования определяет следующие задачи:
1) определение сущности и видов иностранных инвестиций;
2) изучение зарубежного опыта установления законодательства в части регулирования иностранных инвестиций;
3) выявление правовых основ осуществления иностранных инвестиций в российской экономике;
4) выявление основных проблем законодательства иностранного инвестирования и методов стимулирования иностранных инвестиций.
Теоретической и методологической основой исследования являются нормативные акты; исследования зарубежных и отечественных экономистов. В работе также использованы данные научных изданий периодической печати, Интернет-ресурсы.
В процессе исследовательской работы были использованы общие и частные методы исследования, в том числе анализ, синтез, системный анализ изучаемых процессов и результатов и другие.
Структура работы – введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1 Понятие и сущность иностранных инвестиций в международной практике.
В эпоху глобализации мировой экономики сложно представить государство, экономика которого является замкнутой. Взаимовыгодное сотрудничество межу странами обусловило такие формы партнерства между ними как международная торговля, приобретение иностранных ценных бумаг, международное движение капитала, инвестиции в существующие или новые производственные объекты за границей и многие другие. Операции инвестирования сегодня играют значительную роль в развитии экономики.
Регулирование инвестиций осуществляется как на уровне законодательства страны, так и на уровне международного законодательства.
Главной регулирующей структурой мирового хозяйства в целом и иностранного инвестирования в частности является так называемая «Группа 7» (G7) с обслуживающими ее структурами (МВФ, ГАТТ ВТО, ВП, ЕБРР и другие международные финансовые организации).
Межстрановое регулирование иностранных инвестиций (ИИ) осуществляется соглашениями и договорами, которые заключаются между двумя странами (например, Договор об избежание двойного налогообложения), группой стран (Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер – ТРИМС ВТО) и отраслей экономики (Договор к энергетической хартии – ДЭХ; распространяется на ТЭК).
Чаще международные экономические организации оперируют понятием «международные инвестиции», включающие деятельность крупнейших межстрановых участников – ТНК, многонациональных предприятий. Но нормы права по отношению к ИИ также применяются.
Автор рассмотрит деятельность трех организаций по регулированию ИИ – ОЭСР, Всемирного банка и МАГИ.
21 июня 1976 г. в ОЭСР были подписаны акты, включающие декларацию о международных инвестициях и многонациональных предприятиях, а также три взаимосвязанных документа:
— «Руководящие принципы для многонациональных предприятий»;
— «Национальный режим»,
— «Стимулы и препятствия для международных инвестиций».
Исследователи в области международного права Карро Д., Жюйар П1. утверждают, что указанные три резолюции ОЭСР представляют собой взаимосвязанною совокупность актов так как процесс регулирования требует взвешенного применения всех их, вместе взятых. Первый документ («Руководящие принципы для многонациональных предприятий») определяет обязанности многонациональных предприятий по отношению к принимающему государству, или, другими словами, права принимающего государства в отношении многонациональных предприятии. Второй документ («Национальный режим») определяет права многонациональных предприятий в отношении принимающего государства, или же обязанности принимающего государства по отношению к многонациональным предприятиям. Третий документ («Стимулы и препятствия для международных инвестиций») предусматривает устранение препятствий и применение стимулов в целях содействия международным инвестициям.
Всемирный банк разработал Руководящие принципы, посвященные доступу ИИ. Их смысл заключается в следующем:
— Интересы каждого государства предписывают ему проведение политики поощрения инвестиций. Это выражается в упрощении доступа инвестиций на его территорию и, особенно в смягчении связанных с их осуществлением формальностей;
— Тем не менее, каждое государство сохраняет за собой право регламентации доступа иностранных инвестиций на свою территорию
— Рекомендуется делать выбор в пользу проведения политики открытых дверей, то есть политики свободного доступ а иностранных инвестиций, разумеется, при резервировании каждым государством за своими гражданами возможности осуществления некоторых видов экономической деятельности, запрещенных для иностранных инвесторов и инвестиций.
Особую роль в процессе международного инвестирования играет МАГИ – Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Оно было создано международной Конвенцией 12 апреля 1988 г. членами Всемирного банка. Это самостоятельная организация, пользующаяся финансовой независимостью с уставным капиталом 1 млрд. СДР.
Операции по предоставлению инвестиционных гарантий осуществляются по двум направлениям, согласно которым речь идет о страховании, не связанно с капиталом, или о страховании, связанном с капиталом, либо, иначе говоря, о том, что гарантированные суммарные кредиты не связаны с установлением потолка или ниже установленного потолка.
Деятельность МАГИ по предоставлению основана на международном документе – Сеульской конвенции.
Перечисленные документы регулируют деятельность ИИ на международном уровне, однако, каждое государство, в том числе и Россия, опираясь на международные документы, придерживается внутренних норм права, о которых речь пойдет в следующей главе.
Глава 2 Характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих иностранные инвестиции в РФ
2.1 Основные положения ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях»
Понятие иностранных инвестиций представлено в нормативных актах, монографиях. Сам термин «инвестиции» определен в Федеральном Законе РФ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта», а инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта2.
В Федеральном Законе РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» понятие иностранной инвестиции трактуется как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации3.
По международной практике все ИИ делятся на прямые, портфельные и прочие. Согласно классификации ЮНКТАД (Комиссии ООН по торговле и развитию) к прямым иностранным инвестициям относятся те зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагают постоянное вовлечение в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор или материнская фирма) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, не являющейся местом пребывания инвестора.
Портфельные инвестиции – вложения капитала в акции заграничных предприятий (без приобретения пакета акций), облигации и другие ценные бумаги иностранных государств, международных валютно-кредитных учреждений, а также еврооблигации.
Прочие инвестиции – торговые кредиты, а также кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств под гарантию правительства страны-реципиента, банковские вклады, финансовый лизинг и пр. Прочие инвестиции занимают основную долю – примерно 57% общего объема инвестиций4.
Основой регулирования деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации является ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160 – ФЗ от 09.07.1999.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранными инвесторами в России могут быть:
— иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
— иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;
— иностранные государства;
— международные организации.
Иностранным инвесторам ст. 3 Закона предоставлено право осуществлять инвестирование на территории России путем:
— долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ;
— создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
— приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества;
— приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
— приобретения иных имущественных прав;
— иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной на территории РФ законодательством.
Валюта Российской Федерации используется иностранными инвесторами для осуществления инвестиций в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории РФ законодательством.
Важный вопрос в законодательстве – гарантии защиты иностранных инвестиций.
Согласно Закону, иностранные инвестиции на территории РФ пользуются полной и безусловной правовой защитой. Российское государство гарантирует иностранных инвесторов от принудительных изъятий их имущества.
Также иностранные инвестиции в России не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация (она должна соответствовать реальной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций; должна выплачиваться в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в любой другой иностранной валюте, приемлемой для инвестора).
Решение о национализации принимается верховной законодательной властью РФ. Решения о реквизиции и конфискации принимаются в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством.
Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории РФ законодательству указаний государственных органов РФ либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностранными инвестициями.
Инвестиционные споры разрешаются в Верховном Суде РФ или Высшем Арбитражном Суде РФ, если иной порядок не предусмотрен международным договором, действующим на территории РФ.
Государство предоставляет иностранным инвесторам гарантии перевода платежей с иностранными инвестициями. Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте, и в частности:
— доходов от инвестиций, полученных в том числе и в виде прибыли, доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и комиссионных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание и других вознаграждений;
— сумм, выплачиваемых на основании прав денежных требований и требований по исполнению договорных обязательств, имеющих экономическую ценность;
— сумм, полученных инвесторами в связи с частичной или полной ликвидацией или продажей инвестиций;
— компенсации, предусмотренные в ст. 8 Закона.
Для хранения денежных средств иностранные инвесторы могут иметь текущие и расчетные счета в банках на территории РФ без права перевода сумм с указанных счетов за границу.
Важное значение имеет порядок создания предприятий с иностранными инвестициями. Такое предприятие может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.
При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, предварительно проводится соответствующая экспертиза. В необходимых случаях создание предприятий с иностранными инвестициями требует получения соответствующего заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведения экологической экспертизы. Все виды экспертиз и выдача разрешений осуществляются в общем порядке в соответствии с действующим законодательством.
В Законе также установлены сроки регистрации предприятия с иностранным участием. Министерство финансов или иной уполномоченный орган обязан в течение 21 дня с момента подачи заявления зарегистрировать предприятие с иностранными инвестициями или сообщить заявителю о причинах отказа.
Отказ в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями возможен только в случае нарушения действующего законодательства о порядке образования такого предприятия.
Для ведения страховой деятельности и посреднической деятельности, связанной с движением ценных бумаг, предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицензию Министерства финансов РФ. Для ведения банковской деятельности требуется лицензия Центрального Банка России.
2.2 Законодательные основы регулирования деятельности иностранных инвесторов в РФ
Внутрироссийская правовая база осуществления иностранных инвестиций – это ряд законов, указов Президента и конкретных ведомственных инструкций.
Отдельно можно выделить ряд нормативных актов, регулирующих иностранное инвестирование косвенно. К ним, прежде всего, относятся Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс (в трех частях), Налоговый Кодекс.
К нормативным актам прямого регулирования иностранного инвестирования относятся:
Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 09.07.1999 г. (с редакциями)
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г. (с редакциями)
Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальный вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. (с редакциями №122-ФЗ)
Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30.12.1995 г. (в редакциями)
Закон РФ «О концессионных соглашениях» № 115 – ФЗ от 21.07.2005
В целом, правовое регулирование ИИ в РФ основано на действии закона «Об иностранных инвестициях» — он наиболее полно регулирует разнообразные аспекты деятельности ИИ.
Рассмотрим другие нормативно-правовые документы, которые регулируют ИИ в той или иной степени, косвенно.
Гражданский Кодекс (часть третья) регулирует отношения инвестирования с участием иностранных инвесторов в общем порядке, в главе 6 «Международное частное право». Так, в статье 1186 утверждается общее правило определения правовой базы регулирования отношений, связанных с участием иностранных лиц: право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации5.
Важное значение имеет пункт ГК РФ о правовых основах регулирования деятельности юридического лица с иностранным участием: к договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо6.
В целом в области отношений между отечественными и иностранными субъектами ГК РФ регулирует отношения, связанные с определением правового положения лиц, с имущественными и личными неимущественными отношениями.
Налоговый Кодекс регулирует деятельность иностранных инвесторов в части уплаты налогов и некоторые формы функционирования иностранных компаний в России.
Так, исследователи Е. Н. Пономарева и Е. В. Голубцова7, согласно действующему законодательству, определяют три основных формы организации коммерческой деятельности ИИ: создание отдельного юридического лица с полным или частичным участием иностранного капитала (дочерней компании), действие через постоянное представительство (филиал), ограниченное присутствие без образования постоянного представительства.
Налоговый Кодекс определяет понятие постоянного представительства (филиала). Под постоянным представительством иностранного юридического лица в соответствии с пунктом 2 статьи 306 НК РФ для целей налогообложения понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:
— с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
— с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
— с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащей этой организации или арендуемых ею складов;
— с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением подготовительной и вспомогательной деятельности, традиционно не образующей постоянное представительство8.
В основном в НК РФ содержатся некоторые налоговые нормы для иностранных инвесторов, но они могу корректироваться с учетом межстрановых соглашений.
В 2005 году вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №115 – ФЗ «О концессионных соглашениях». Этот закон закрепляет гарантии равноправия концессионеров, и, в частности, указано, что концессионерам, в том числе концессионерам – иностранным юридическим лицам, гарантируются равные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, правовой режим деятельности, исключающий применение мер дискриминационного характера и иных мер, препятствующих концессионерам свободно распоряжаться инвестициями и полученными в результате осуществления предусмотренной концессионным соглашением деятельности продукцией и доходами.
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г. регулирует действия юридических и физических лиц РФ, а также иностранных в отношении совершения ими валютных операций.
В соответствии со ст. 2 настоящего закона, устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля9.
Этот закон не регулирует деятельность иностранных инвесторов прямо, но так как иностранный инвестор является нерезидентом и осуществляет в большинстве случаев инвестирование в иностранной валюте, его валютные операции подвергаются регулированию со стороны соответствующих экономических органов валютного регулирования (Центробанк) в соответствии положениями закона.
Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30.12.1995 г., принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.
В соответствии со ст. 2, соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона10.
Все эти нормативно – правовые акты регулируют деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации и являются основой для их деятельности.
2.3 Новое в законодательстве России в части регулирования иностранных инвестиций
Особый интерес вызывает ФЗ РФ №57 – ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Этот нормативный документ является особо актуальным для регулирования деятельности инвесторов, вкладывающих капитал в отрасли, имеющие стратегическое значение для страны. Этот закон ограничивает прежде всего деятельность иностранных стратегических инвесторов.
Закон установил перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и без опасности государства (подп. 1-42 ч. 1 ст. 6).
В него входит деятельность, связанная с оружием, радиоактивными материалами, отходами, шифрованием и криптографией, авиационной техникой. Также к деятельности, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны страны и без опасности государства закон относит осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в области производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, используемых при производстве вооружения и военной техники; оказание услуг хозяйствующим субъектом, включенным в реестр субъектов естественных монополий (кроме субъектов естественных монополий в сферах услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, услуг по передаче тепловой энергии и передаче электрической энергии по распределительным сетям); осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, включенным в предусмотренный статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции» реестр и занимающим доминирующее положение:
а) в географических границах Российской Федерации на рынке услуг связи (за исключением услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет»);
б) на территориях пяти и более субъектов Российской Федерации на рынке услуг фиксированной телефонной связи;
в) в географических границах городов федерального значения на рынке услуг фиксированной телефонной связи.
Следует отдельно обратить внимание, что оказание услуг хозяйствующим субъектом, включенным в реестр субъектов естественных монополий, в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», за исключением субъектов естественных монополий в сферах услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, услуг по передаче тепловой энергии и передаче электрической энергии по распределительным сетям, включает в себя деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки и т.д.
Закон указывает сделки, которые должны быть предварительно согласованы. Закон предусматривает различные требования к сделкам в зависимости от деятельности общества, а также возможности оказывать влияние на управление, а также принятие решений обществом.
«1. К сделкам, подлежащим предварительному согласованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, относятся следующие виды сделок:
1) сделки (за исключением сделок в отношении акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения), в результате совершения которых иностранный инвестор или группа лиц приобретает:
а) право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;
б) право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем пятьдесят процентов состава коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, и (или) безусловную возможность избирать более чем пятьдесят процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества;
2) сделки в отношении акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения, если в результате совершения этих сделок иностранный инвестор или группа лиц приобретает:
а) право прямо или косвенно распоряжаться десятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества;
б) право назначать единоличный исполнительный орган и (или) десять и более процентов состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества и (или) безусловную возможность избирать десять и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества;
3) сделки, направленные на приобретение иностранным инвестором или группой лиц акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения, если этот иностранный инвестор или эта группа лиц имеет право прямо или косвенно распоряжаться десятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества;
4) договоры об осуществлении иностранным инвестором либо входящими в группу лиц коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем функций управляющего (управляющей организации) в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;
5) сделки, направленные на приобретение иностранным государством, международной организацией или находящейся под их контролем организацией права прямо или косвенно распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, или иной возможности блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества либо права прямо или косвенно распоряжаться более чем пятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения;
6) иные сделки, направленные на передачу иностранному инвестору или группе лиц права определять решения органов управления хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности»11.
Совершение указанных сделок возможно в случае получения предварительного согласования таких сделок, которое оформляется федеральным органом исполнительной сласти. Процедура получения согласования регламентируется законом. Действие данного согласия имеет определенный срок действия и в течение которого лица вправе совершить сделку. Ст. 11 закона указывает, что срок действия решения о предварительном согласовании сделки определяется Комиссией на основании предложения заявителя и указывается в этом решении.
Следует обратить внимание на правовые последствия несоблюдения требований закона: сделки ничтожны. Суд применяет последствия недействительности ничтожной сделки в соответствии с гражданским законодательством. Если невозможно применить последствия недействительности ничтожной сделки, а также в случае, если иностранный инвестор в установленный срок не представил в уполномоченный орган ходатайство о согласовании установления контроля в соответствии с частью 5 статьи 7 настоящего Федерального закона, суд по иску уполномоченного органа принимает решение о лишении иностранного инвестора или группы лиц права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.
Согласно ст. 166 НК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
У иностранных инвесторов, приобретающих акции российских АО, возникает вопрос, подпадают ли такие сделки под действие Закона? В материале С. Зубаревой12 (газета «Экономика и жизнь») дан комментарий некоторых аспектов применения данного закона.
Так, получить информацию об АО инвестор может в соответствующем министерстве, курирующем деятельность общества, либо обратиться за разъяснениями в антимонопольный орган. Второй способ потребует больше времени на получение ответа, так как антимонопольный орган будет осуществлять запрос в министерстве.
Эти меры усложняют процесс инвестирования со стороны иностранных инвесторов, но в то же время защищают интересы Российской Федерации.
3. Анализ основных проблем законодательства в области регулирования иностранных инвестиций
Законодательство в области ИИ в России не лишено недостатков. Учитывая, что основа ИИ – это Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 09.07.1999 г., автор начнет рассмотрение проблем законодательства в области иностранного инвестирования с анализа отрицательных сторон данного закона.
Исследователь Трапезников В. А13. отмечает, что в Законе не упоминается о портфельных инвестициях, о свободных экономических зонах, он регулирует в основном лишь прямые инвестиции (точнее, один их подвид – приоритетные инвестиционные проекты).
Также положения Закона, касающиеся защиты прав страховщиков иностранных инвесторов (признания права суброгации) и льгот по уплате таможенных платежей, которые предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта, не распространяется на отношения, связанные с осуществлением промышленно-производственной ли технико-внедренческой деятельности резидентами особой экономической зоны.
Согласно п. 2 ст. 1, Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации. К ним применяется законодательство о банках и банковской деятельности, а также о страховании.
Автор считает также, что важной проблемой является отсутствие в законодательстве положений о стратегических инвесторах, разрабатывающих инвестиционные стратегии для долгосрочного инвестирования в российские предприятия. Как правило, стратегическими инвесторами в большинстве случаев являются иностранные предприятия, заинтересованные в развитии сотрудничества и контроле над российскими предприятиями.
Безусловно, важным шагом экономической власти явилось создание закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года. Он защищает интересы страны в области ИИ в отраслях, имеющих стратегическое значение. Но не будет ли этот закон дополнительным препятствием для стратегических и иных иностранных инвесторов, пытающихся вкладывать в развитие экономики и вовсе не в стратегические отрасли? Ведь теперь иностранному инвестору необходимо проводить специальные запросы в Министерства или антимонопольный орган с целью уточнения своих возможностей.
Очень актуальным для иностранных инвесторов является вопрос о налогообложении. Учитывая, что налоговая ответственность для иностранного инвестора существует в двух странах, то внутреннее налоговое законодательство Российской Федерации должно быть ориентировано на сближение порядка налогообложения иностранных организаций и российских юридических лиц, включая их права и обязанности.
В этом же поле находится проблема, связанная со стандартами финансовой отчетности российских организаций. Иностранному инвестору сложно учитывать результаты экономической деятельности по РСБУ. Только немногие предприятия в России перешли к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Автор считает, что для предприятий, взаимодействующих с иностранными инвесторами, проблему перехода на МСФО необходимо решить на законодательном уровне.
Важным условием успешного инвестирования является предоставление иностранным инвесторам гарантий и защиты их прав. В условиях нестабильной экономической ситуации эта проблема является очень актуальной, поэтому необходимо доработать законодательство по этому вопросу, а также улучшить ситуацию, связанную со страхованием предпринимательских рисков иностранных инвесторов.
В публикации журнала «Бизнес и закон»14 авторы классифицируют гарантии прав иностранных инвесторов следующим образом:
– Гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ (ст. 5 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.).
– Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.) Данная гарантия дает право иностранным инвесторам осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
– Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
– Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.).
– Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Данная гарантия, закрепленная ст. 9 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г., защищает права иностранных инвесторов от изменений в законодательстве РФ, ухудшающих их положение.
– Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.).
– Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.).
– Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.).
– Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
– Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.).
– Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.).
Исследователи считают, что важно пересмотреть систему государственных гарантий иностранным инвесторам, включая предоставление полноценной гарантии от изменения условий хозяйственной деятельности на протяжении периода реализации инвестиционного проекта; также должно быть проведено четкое разграничение критериев, пределов и размеров государственных гарантий и льгот для частных инвестиций между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, разделение обязательств и ответственности по таким гарантиям и льготам между органами государственной власти разных уровней, а также органами местного самоуправления.
Тем не менее, можно сказать, что российские законодатели делают всевозможное уравнивание в правах с российскими инвесторами для иностранных инвесторов, лишь бы они были заинтересованы во вложении инвестиций в российскую экономику. И для этого необходимо постоянное совершенствование налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства.
Заключение
Проблемы законодательства в области иностранного инвестирования являются ключевыми для осуществления иностранных инвестиций на территории любого государства, в том числе и России.
Те экономические и правовые условия, в которых действуют иностранные инвесторы (национальный режим) должны быть радикально улучшены, в первую очередь путем оптимизации налогового, корпоративного и инвестиционного законодательства.
Экономической власти необходимо опираться на опыт развитых стран, предоставляющих иностранным инвесторам «режим наибольшего благоприятствования» (но с учетом строгого контроля деятельности иностранных инвесторов для соблюдения государственной экономической безопасности).
Российская Федерация заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в виде материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта. В связи с этим российское законодательство призвано обеспечить стабильность условий деятельности иностранных инвесторов в целях соблюдения норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.
И хотя в последнее время российское законодательство в области иностранного инвестирования претерпело ряд положительных изменений, все же необходимо продолжать работу в области его совершенствования и оптимизации.
Список используемой литературы:
Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 3) // Консультант – Плюс
Налоговый Кодекс Российской Федерации // Консультант – Плюс
Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 09.07.1999 г. (с редакциями) // Консультант — Плюс
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г. (с редакциями) // Консультант — Плюс
Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальный вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. (с редакциями №122-ФЗ) // Консультант — Плюс
Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30.12.1995 г. (в редакциями) // Консультант — Плюс
Закон РФ «О концессионных соглашениях» № 115 – ФЗ от 21.07.2005 // Консультант – Плюс
Закон РФ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года // Консультант — Плюс
Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. – М.: Международные отношения, 2002
Инвестиции: учебник /Под ред. Г. П. Подшиваленко. – М.: КНОРУС, 2009. – 496 с.
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации // Бизнес и закон, 2008, №5
Зубарева С. Иностранным инвесторам на заметку // Экономика и жизнь, 2009, №6, с. 11
Пономарева Н. В., Голубцова Е. В. Иностранный капитал в России: налоговые последствия // Финансы, 2008,№4, с. 36
Трапезников В. А. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // Закон, 2006, №3, с. 36