--PAGE_BREAK-- 2 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образовано Министерство образования и науки Российской Федерации (сокращенно — Минобрнауки России), ему передаются функции упраздняемых Министерства образования Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию. Министерство образования и науки Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями[4].
Так же к федеральным органам в сфере образования и науки относятся Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки(сокращенно — Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, служба находится в ведении Министерства образования и науки РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (сокращенно — Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, служба находится в ведении Министерства образования и науки РФ,Федеральное агентство по науке и инновациям (сокращенно — Роснаука) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, агентство находится в ведении Министерства образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию (сокращенно — Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов, агентство находится в ведении Министерства образования и науки РФ,Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию преобразован из Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям. Совет является консультативным органом при Президенте РФ, созданным для информирования главы государства о положении дел в сфере науки, технологий и образования[5].
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ НАУКИ
Правительство РФ утвердило основные направления государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий.
Правительство РФ распоряжением от 11 декабря N1764-р утвердило основные направления государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки и технологий.
«Основные направления…» определяют систему мер, обеспечивающих эффективное использование государственных и негосударственных инвестиционных ресурсов в целях реализации стратегических интересов РФ, и являются неотъемлемой частью общей инвестиционной политики России.
Главной целью государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий провозглашено создание финансово-экономических условий для реализации утвержденных президентом РФ Основ политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г и дальнейшую перспективу и приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ, а также для опережающего развития фундаментальной науки и осуществления важнейших инновационных проектов государственного значения.
Достижение поставленной цели осуществляется на основе интеграции усилий государства и предпринимательского сектора экономики, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в сферу науки и технологий.
Для этого требуется решить следующие основные задачи: повысить эффективность использования средств федерального бюджета, внебюджетных средств и иных инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие сферы науки и технологий; обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы в целях привлечения внебюджетных средств и иных инвестиционных ресурсов в сферу науки и технологий, а также повышения востребованности результатов научно-технических работ отечественным производством; обеспечить воспроизводство и развитие материально-технической базы организаций научно-технической сферы, которые осуществляют исследования по приоритетным направлениям и технологическое перевооружение наукоемких производств; реализовать важнейшие инновационные проекты государственного значения.
Главным механизмом повышения эффективности использования средств федерального бюджета при выполнении исследований и разработок по приоритетным направлениям является заказ государства на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку планов проведения научных исследований и разработок с программами социально-экономического развития страны. Основу заказа государства на научно-техническую продукцию составляют федеральные целевые программы в сфере науки и технологий, государственная программа вооружения на 2001-2010 гг и государственный оборонный заказ.
Формирование федеральных целевых программ в сфере науки и технологий осуществляется с учетом следующих особенностей: обеспечение непрерывности цикла «фундаментальные исследования — поисковые НИР — прикладные НИОКР — технологии — производство — рыночная реализация» и сбалансированности его этапов при общей ориентации на конечный результат — серийный выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции в экономически целесообразных объемах; обеспечение концентрации средств федерального бюджета и внебюджетных средств на реализации приоритетных направлений и адресности мер стимулирования научно-технической и инновационной деятельности; осуществление выбора объектов финансирования на основе их оценки по научно-техническим, экономическим, экологическим и другим критериям с учетом возможностей федерального бюджета.
Совершенствование программно-целевого метода планирования в сфере науки и технологий будет осуществляться на основе реализации механизмов консолидированного и многоканального финансирования программных мероприятий[6].
4 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СФЕРЕ НАУКИ
Интересно и полезно знать, какие именно направления науки, техники и технологии сейчас приоритетны, -это отражено в федеральных целевых программах:
Aедеральная целевая программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года. Ключевым условием устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения является стабильное и гарантированное обеспечение экономики страны энергоресурсами. Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 110,428 млрд рублей (в ценах соответствующих лет)[7].
Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Целью этой прграммы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.Объемы и источники финансирования прграммы: всего на 2009-2013 годы (в ценах соответствующих лет)- 90,454 млрд рублей [8].
Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы. Целью программы является расширение и углубление знаний о природе, человеке и обществе для повышения эффективности использования потенциала отечественной фундаментальной науки в интересах социально-экономического развития и укрепления безопасности Российской Федерации и повышение международного авторитета российской фундаментальной науки и развитие ее кадрового потенциала.
Ассигнования из федерального бюджета на реализацию программы выделяются государственным академиям наук в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
Таблица 1 -Ассигнования из федерального бюджета на реализацию Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы
(млн. рублей)
Выполнение Программы обеспечит сохранение и поддержку ведущих научных школ, а также воспроизводство и повышение качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации как основного конкурентного преимущества российской экономики[9].
Так же существует федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Этот закон регулирует отношения, возникающие при:
— осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
— применении информационных технологий;
— обеспечении защиты информации.
Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации[10].
Федеральный закон «О науке и государственной научно — технической политике» регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно — технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно — технической продукции (работ и услуг). Законодательство о науке и государственной научно — технической политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации[11].
5 ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ
Федеральный Закон Российской Федерации “О науке и государственной научно-технической политике” от 23 августа 1996 года (с посл. изм. от 27.07.2010 г.)
предусматривает выделение науке 4% из расходной части бюджета.
Если научно-технический комплекс страны поглощает менее 2% ВВП, то это позволяет отнести ее к странам экспортно-сырьевой ориентации. Затраты на приобретение исследовательской техники в академических институтах уже к 1993 году сократились в 10 раз – с 26% до 2% бюджетного ассигнования, а в отраслевой науке — с 20% до 1,5%. Вынужденная сдача помещений и исследовательской техники в аренду во имя выживания научного учреждения только способствовала дальнейшему ухудшению качества научной продукции и по существу является составной частью программывыживанияроссийской науки. Вместе с тем, удельный вес активной части основных средств – машин иоборудования сократился в 7 раз. По данным ОЭСР, удельные затраты на одного исследователя в России по паритету покупательной способности (ППС) составляют 23 тыс. долларов в год. Среди стран “большой семерки” минимальный показатель финансового обеспечения одного исследователя в Японии – 142 тыс. долларов, в США – 222 тыс. долларов[12]. При таких показателях нужно ставить вопрос о принципиальной возможности выполнения НИОКР, потому что невыполнение государством своих финансовых обязательств приводит к выполнению 60-80% НИОКР, что, по существу, обесцениваетвсю проделанную работу. Следует оговориться, что в начале 90-х годов стартовые условия в развитии науки в России и в других развитых странах были различными, потому что наша страна крайне медленно переводила научный потенциал страны на гражданские рельсы. Важным источником поддержки науки в современных российских условиях стало Постановление Правительства Российской Федерации “О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду” от 27 марта 1997 года № 342, которое предполагало, что 30% от дохода должно получать государство, 70% — научные организации. У научной общественности появилась надежда, что, возможно, появится новый механизм стимулирования научной деятельности схожий с тем, который применил во время великой экономической депрессии Президент США Ф. Рузвельт – ввиду отсутствия реальных денег он предоставил право американским университетам самим распоряжаться закрепленным за ними федеральным имуществом. Но и здесь Минфин оказался сильнее правительственного постановления: его инструктивное письмо “Об использовании доходов от сдачи в аренду имущества, относящегося к федеральной собственности” от 28 мая 1997 г. № 12-4/2 обязывало все полученные средства направлять в федеральный бюджет. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию на 2002 год отмечалось, что в нашей стране работает много зарубежных венчурных фондов, что целые научные направления и школы поддерживаются грандами мировых исследовательских центров и международных концернов. В тоже самое время в самой России богатый научно-технический потенциал должным образом не используется. Финансирование отечественной науки со стороны зарубежных научных центров, фондов и фирм с одной стороны оказывает необходимую поддержку для выживания нашей науки, а с другой, по демпинговым ценам, позволяет получать важнейшую информацию о научных разработках и новых технологиях. Чтобы получить зарубежный гранд, российские ученые и научные коллективы вынуждены выдерживать жесткую конкуренцию. продолжение
--PAGE_BREAK--