Андеррайтинг в страховой деятельности
В российской финансовой практике еще не сложилась общепринятая терминология андеррайтинга. Дословно underwriting переводится с английского как «подписание под» чем-либо, под какими-либо условиями, то есть принятие решения. Лицо, осуществляющее андеррайтинг, называют андеррайтером.
Андеррайтинг – бизнес-процесс страхования, заключающийся:
— в принятии на страхование (перестрахование) или отклонении заявленного объекта страхования на основе оценки присущих этому объекту индивидуальных рисков с целью формирования или корректировки условий договора страхования и определения страхового тарифа;
— в разработке мероприятий по защите всего или части страхового портфеля;
— в разработке и исполнении мероприятий по снижению принятых на страхование (перестрахование) рисков.
Андеррайтер – квалифицированный специалист либо специальная организация, действующие от имени страховщика в пределах имеющихся полномочий.
Впервые андеррайтеры появились на британском страховом рынке Ллойда, где они договаривались об условиях страхования со страхователями.
Цель андеррайтинга – отбор рисков для формирования сбалансированного и рентабельного страхового портфеля по виду страхования и в целом посредством приема на страхование объектов определенного рода и уклонения от приема на страхование других объектов. Андеррайтер (в пределах своих полномочий) или страховщик вправе отказать в приеме на страхование наиболее рискованных объектов, когда вероятность страховой выплаты и уровень убытка настолько велики, что уже не могут рассматриваться как случайное событие.
Цель андеррайтинга конкретизируется в андеррайтерской политике, которая должна учитывать:
— финансовые возможности страховщика платить по обязательствам;
— взаимосвязь с другими политиками страховщика – тарифной, бюджетной, финансовой, инвестиционной, выплатной, кадровой;
— величину прогнозируемого андеррайтерского дохода, устойчивость и управляемость портфеля рисков;
— политику перестрахования;
— объем полномочий андеррайтеров и их мотивацию;
— прогноз уровня убыточности, определяющего размер отчислений в фонд больших убытков и величину статистических индексов выплат, а также отклонения фактической суммы убытков от прогноза;
— рыночную конъюнктуру;
— допустимые нормы дебиторской задолженности;
— изменения в законодательстве и возможности их оперативного учета в политике страховщика;
— программы по развитию новых видов страхования.
Политика реализуется путем выполнения функций андеррайтинга.
Аналитическая функция:
— идентификация объекта страхования;
— определение перечня факторов, существенно влияющих на повышение вероятности наступления страхового случая в зависимости от видов страховых случаев и объектов страхования, а также возможности их учета при расчете страхового тарифа;
— проверка и подтверждение страхового интереса страхователя;
— оценка приемлемости заявляемых на страхование рисков;
— установление числовых значений поправочных коэффициентов, учитывающих факторы, существенно влияющих на вероятность наступления и тяжесть последствий страхового случая;
оценка (согласование со страхователем) страховой стоимости, страховой суммы;
— определение наиболее вероятных мест проявления рисков на объекте страхования и оценку среднего и максимального убытка;
— анализ убыточности страхового портфеля за определенный период времени для выдачи рекомендаций по изменению тарифов на очередной период;
— оценка рынка по объектам и видам страхования.
Практическая функция:
— принятие решения о приеме на страхование или отказе по заявляемым объектам страхования;
— определение перечня основных и дополнительных условий договора страхования;
— определение страхового тарифа для конкретного объекта страхования;
— согласование со страхователем страховой суммы;
— разработка и реализация плана мероприятий по снижению рисков;
— разработка перестраховочной защиты.
Методическая функция:
— разработка политики андеррайтинга, рабочих инструкции для андеррайтинга по виду страхования;
— обучение продавцов приемам и методике оценки риска по стандартным договорам страхования (стандартному андеррайтингу).
Контрольная функция:
— мониторинг объекта страхования и уровня рисков;
— контроль выполнения плана мероприятий по снижению рисков;
— контроль качества проведения стандартного андеррайтинга продавцами;
— мониторинг параметров страхового портфеля и коррекция продуктовой и тарифной политики.
Уровни андеррайтинга
Обычно продавец страховой компании осуществляет не только продажи, но и непосредственно связанные с этим процессом функции андеррайтинга. По мере усложнения рисков и объектов страхования противоречия между продающими подразделениями, ориентирующимися на валовую премию, и высшим менеджментом, заинтересованным в финансовом результате, обостряются. Для разрешения этого противоречия интересов андеррайтинг выделяется из продаж как самостоятельный бизнес-процесс.
Создаваемая в страховых компаниях система андеррайтинга обычно включает в себя два уровня: первичный и специализированный. Первичный андеррайтинг (иными словами, типовой, стандартный) осуществляется силами самих продавцов. В его рамках происходит оценка стандартного риска по типовым процедурам и правилам. Специализированный (индивидуальный) андеррайтинг осуществляется штатными андеррайтерами по нестандартным, индивидуальным рискам, исходя главным образом из финансовых результатов по страховому портфелю (см. схему двухступенчатого андеррайтинга). Условно критерии индивидуального андеррайтинга можно назвать критериями рентабельности.
Базой для андеррайтинга является изучение законодательства в выбранной области страхования, правил (условий) страхования, андеррайтерской политики, тарифного руководства.
Первичная информация об объекте и рисках берется из заявления на страхование и приложений к нему (анкеты, сведения о страхователе) и акта эксперта (сюрвейера), а также, при необходимости, непосредственного изучения объекта андеррайтером.
Предстраховая экспертиза является важнейшим звеном андеррайтинга. От ее качества зависит успех всех последующих этапов заключения и исполнения договора страхования. Практический андеррайтинг основан на грамотной экспертизе объекта и предмета страхования, проведенной, в зависимости от природы этого объекта (предмета), техническими, финансовыми, медицинскими, психологическими, криминалистическими и иными специальными методами.
В массовых видах страхования при страховании относительно простых, однотипных предметов и объектов предстраховая экспертиза в целях экономии времени и средств проводится продавцом (страховым агентом) и ограничивается анализом заявления на страхование и при необходимости анкеты. При страховании сложных объектов экспертиза проводится индивидуально, привлекаются эксперты-сюрвейеры (от англ. survey – обозрение, осмотр, съемка, межевание).
Существует по меньшей мере, три ситуации, в которых к оценке риска должен привлекаться сюрвейер. Первая – крупный риск. Вторая возникает, если сюрвейерское обследование целесообразно в маркетинговых целях, в целях позиционирования на рынке, когда страховщик должен продемонстрировать клиенту высокое качество своей работы. И, наконец, третья ситуация – это случай, когда страховщик впервые сталкивается с нехарактерным для себя риском, но по соображениям развития бизнеса хочет этот риск принять. В этом случае затраты на сюрвей могут существенно превышать те денежные средства, которые получит страховая компания в качестве премии по данному риску.
Предстраховое обследование и оценку риска для целей страхования может выполнить и сам страхователь непосредственно либо через страхового брокера, который ведет его дела со страховой компанией. Поэтому если страхователь или брокер предлагает провести такое обследование или оно уже проведено, страховщику целесообразно изучить его результаты для оценки риска.
Результатом проведения любого сюрвея является выдача сюрвейерского отчета (заключения, рапорта), который должен давать полное представление о проделанной работе, полученных данных и заканчиваться выдачей рекомендаций по устранению найденных недостатков и усовершенствованию системы контроля и риск-менеджмента компании. Отчет отсылается заказчику, оплачивающему работу сюрвейера.
Отношения между андеррайтерами и сюрвейерами основаны на доверии. Бизнес, который построен на обслуживании страхования как процесса – это преимущественно консалтинговый бизнес, это советы, рекомендации, оценки. Ответственность за последствия выполнения этих рекомендаций или отказа от них лежит исключительно на лице, принимающем решение. Общая практика такова: в любом сюрвейерском отчете обязательно присутствует фраза о том, что выводы, содержащиеся в данном отчете, не порождают никаких обязательств со стороны авторов или организаций, подготовивших отчет, по последствиям применения этих рекомендаций заказчиком.
Учет внешних и внутренних обстоятельств, взятых в их единстве и взаимодействии, позволяет сюрвейеру или иному эксперту оценить естественное состояние объекта страхования и обстановку, в которой объект находится, спрогнозировать благоприятный или неблагоприятный исход страхования риска для страховщика и соответственно предложить тариф.
Специалисты называют андеррайтинг квинтэссенцией страхования. Именно через андеррайтинг выражаются экономическая сущность и защитная функция страхования – передача и размещение страхового риска и соответствующее перераспределение страховой премии.