Реферат по предмету "Финансы и кредит"


Лекции. Управление финансовыми результатами компании

1. Финансовые показатели с ориентацией на прибыль При использовании финансовых показателей с ориентацией на прибыль следует помнить, что существуют различные виды показателя «прибыль» (маржинальная прибыль, прибыль от основной деятельности, балансовая, валовая, прибыль до уплаты налогов, налогооблагаемая, чистая и др.), неопределенность применения которых может быть устранена при реализации выбранной компанией финансовой стратегии с учетом выдвинутых целей.

В качестве меры степени достижения цели максимизации прибыли в финансовом менеджменте наиболее часто используют следующие показатели прибыли: EBIT, EBITDA, NOPAT (NOPLAT). 1. EBIT (Earning before interest and taxes) — прибыль до вычета налогов, процентов по заемным средствам, рассчитываемая как: EBIT = Выручка – себестоимость, включая амортизацию – коммерческие и управленческие расходы. 2. EBITDA (Earning before interest and taxes, deprecation and amortization) — при

быль до вычета налогов, процентов и неденежных расходов, определяемая как: EBITDA = Выручка – себестоимость – коммерческие и управленческие расходы + амортизация + прочие неденежные расходы + доходы будущих периодов – расходы будущих периодов или EBITDA = EBIT + амортизация + прочие неденежные расходы + доходы будущих периодов – расходы будущих периодов. 3. NOPAT (Net Operating Profits After Taxes) или NOPLAT (Net

Operating Profit Less Adjusted Taxes) — чистая операционная прибыль за вычетом скорректированных налогов, но до выплаты процентов, вычисляемая как: NOPAT (NOPLAT) = Выручка – Себестоимость, включая амортизацию – Коммерческие и управленческие расходы – Налог на прибыль или NOPAT (NOPLAT) = EBIT – Налог на прибыль. Существуют следующие базовые понятия финансового менеджмента: 1. добавленная стоимость (ДС), или стоимость, добавленная обработкой, 2. брутто-результат эксп

луатации инвестиций (БРЭИ), 3. нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), 4. экономическая рентабельность активов (ЭР). Они заимствованы из практики западных фирм, но вполне могут вписаться и вписываются в современную жизнь трансформирующейся российской экономики на уровне предприятия (фирмы). Добавленная стоимость С экономической точки зрения — это стоимость, созданная на предприятии за определенный период времени, это вклад каждого экономического субъекта в валовый внутренний продукт как результат обществен

ного производства за определенный период времени. С бухгалтерской точки зрения добавленная стоимость — это разница между произведенной (реализованной) продукцией и затратами (внешними издержками), которые несет фирма. В категориях марксистской интерпретации — это C (потр.) + V + M. БРЭИ + затраты по оплате труда = добавленной стоимости. Затраты по оплате труда можно взять из журнала-ордера 10, кроме того, необходимо использовать калькуляцию, смету затрат и соответствующие формы о

тчетности (например, форму 4 п по выплатам в Пенсионный фонд). Брутто-результат эксплуатации инвестиций. С экономической точки зрения — это та часть стоимости, созданной предприятием, которую по аналогии с марксистской интерпретацией можно назвать прибавочным продуктом (предприятия), правда, содержащим и стоимость потребленных средств труда. С бухгалтерской точки зрения — это добавленная стоимость за вычетом всех затрат (издержек) на труд: С (потр.) +M.

НРЭИ + затраты на восстановление средств производства = БРЭИ. Затраты на восстановление средств производства (средств труда) — износ, амортизация в общеэкономическом смысле — могут быть получены со счета 02. Важным здесь представляется, что мы не рассматриваем износ нематериальных активов. Нетто-результат эксплуатации инвестиций. С экономической точки зрения — это показатель, наиболее близкий к прибавочному продукту предприятия. Иногда говорят еще о НРЭИ как о прибыли до уплаты процентов за кредит и налогов на прибыл

ь. С бухгалтерской точки зрения — это БРЭИ за вычетом затрат на восстановление основных средств предприятия (средств труда). Нетто-результатом эксплуатации инвестиций можно считать балансовую прибыль, восстановленную до НРЭИ за счет прибавления процентов за кредит, относимых на себестоимость. В категориях марксистской интерпретации — М. Балансовая прибыль (БП) + проценты по кредитам, выплачиваемые из себестоимости = НРЭИ.

Первое слагаемое определяется непосредственно из баланса. Проценты же по кредитам, выплачиваемые из себестоимости, можно получить на основании журнала-ордера 4. К преимуществам данных показателей следует отнести наглядность и относительную простоту формирования финансового результата деятельности компании. Так, например, EBITDA, являясь наиболее общим показателем прибыли, характеризует результат до оценки операционной, инве

стиционной и финансовой сфер деятельности. Последовательное вычитание из этого показателя величины амортизации, неденежных расходов и налога на прибыль позволяет сформировать и оценить результат деятельности компании отдельно по ее основным функциональным сферам. Вместе с тем использование показателей прибыли в качестве критерия максимизации прибыли имеет и ряд недостатков: - показатели прибыли не учитывают «качество» доходов, а также неопределенность и риск, связанные с их получением; - использование показателя при

были не является лучшим с точки зрения оценки эффективности управления. Например, при определении прибыли доходы и затраты на капитал вычисляются и принимаются во внимание, но они не связаны жестко в рамках единого критерия; - величина прибыли, отражаемая в бухгалтерской отчетности, не позволяет оценить, был ли приумножен или растрачен капитал компании за отчетный период, так как в бухгалтерской отчетности не находят полного отражения все экономические затраты на привлечение долгосрочных ресурсов.

В отчетности непосредственно не находит отражения и тот факт, что использование долгосрочных ресурсов с экономической точки зрения обходится дороже, чем арифметическая сумма выплаченных процентов и дивидендов. В первую очередь это касается стоимости использования акционерного капитала, которая не ограничивается размером уплаченных дивидендов. Например, для привлечения капитала компания должна обеспечить доходность вложений, сопоставимую с той, которую инвестор мог бы получить по аналогичным вложениям с аналогич

ными рисками. Отмеченная минимальная доходность на вложенный капитал может рассматриваться как стоимость его привлечения; - показатели прибыли не могут быть использованы и в том случае, если альтернативные варианты при инвестиционном анализе различаются величиной прогнозируемых доходов и временем их поступления; - в силу допущения бухгалтерскими стандартами разных стран возможности использования различных подходов к определению величины доходов и расходов, рассчитанные показатели прибыли могут быть несопоставимы. В на

стоящее время как на Западе, так и в России в качестве одного из основных финансовых показателей компании признан CF (Cash Flow) — «поток платежей». Существует несколько способов исчисления показателя CF, из которых остановимся на двух. 1. прямой метод CF: CF = Поступления от всех видов деятельности – Выплаты предприятия по всем статьям расходов. 2. Косвенный метод CF: денежных средств (CF) = обязательств + собственного капитала – неденежных активов, где — прирост

соответствующих показателей за отчетный период Для того чтобы рассчитать CF по прямому методу, требуются значительные затраты времени на ведение учета состояния всех позиций, по которым наблюдаются поступления и выплаты денежных средств. Поэтому в практике финансового менеджмента часто используется косвенный метод. Сравнительный анализ влияния ряда факторов на порядок расчета показателей прибыли и денежного потока приведен в табл. Таблица Отличия показателя прибыли от показателя денежного потока Отличия

Прибыль Денежный поток Степень влияния методов учета Полностью отражаются методы учета, принятые организацией и регламентируемые государством Методы учета практически не отражаются Отражение операций по приобретению амортизируемого имуществаf Операции по приобретению амортизируемого имущества отражаются только в части вычета амортизации, на весь срок амортизации Операции по приобретению амортизируемого имущества отражаются в полной сумме платежа (вычета) в период платежа с последующим включением суммы амортизации, на весь срок

амортизации Отражение операций по формированию и обслуживанию собственного и заемного капитала Отражаются операции по обслуживанию капитала (проценты и дивиденды) Отражаются операции как по обслуживанию капитала, так и по формированию (выплата процентов и дивидендов, привлечение и выплата кредитов и займов, привлечение капитала за счет эмиссии акций и облигаций и т.п.) Влияние изменения основных элементов чистого оборотного капитал (запасов, дебиторской и кредиторской задолженности) Данные изменения непосредственно н

е отражаются на показателе прибыли При увеличении запасов и дебиторской задолженности денежный поток уменьшается, при увеличении кредиторской задолженности — увеличивается, и наоборот К преимуществам показателя CF можно отнести: - более информативен, чем прибыль; - показывает возможность самофинансирования (инвестиции, погашение кредитов, выплата процентов, выплата дивидендов и т.д.); - характеризует инвестиционную силу предприятия: чем больше инвестиции, тем больше амортизационные отчисления, которые снижают величину

налогооблагаемой прибыли; - рост показателя — хороший знак для кредиторов. Недостатки показателя CF: - сложность расчета; - абсолютные показатели недостаточно эффективны с точки зрения управления, поэтому следует использовать также и относительные показатели: а) эффективность собственного капитала ЭСК = CF / Собственный капитал; б) эффективность совокупного капитала ЭК = CF / Совокупный капитал. 4.2. Показатели отдачи с ориентацией на эффективность возврата вложенного капи

тала Общим недостатком рассмотренных абсолютных показателей прибыли является их изолированность, а следовательно, возможность неоднозначного толкования. В практике управления финансовыми результатами компании все большее предпочтение отдается не отдельным показателям, а их системам. Экономическая рентабельность активов. С экономической точки зрения — это показатель эффективности функционирования предприятия, позволяющий сопоставлять результат (эффект) с затратами. Понятно, что экономиче

скую рентабельность активов нельзя путать с рентабельностью производства и рентабельностью продукции. С бухгалтерской точки зрения — это соотношение НРЭИ и актива баланса предприятия или соотношение балансовой прибыли и процентов за кредит, относимых на себестоимость, и актива баланса предприятия. (1) В знаменателе величина актива баланса за период (необходимо вспомнить, что балансовые показатели — это только “фотографии” на определенную дату, поэтому вел

ичина актива за период определяется как среднее или среднехронологическое значение известных финансовому менеджеру балансовых значений данного параметра. То же самое относится и к необходимости вычета из величины актива размера кредиторской задолженности за период). В документах бухгалтерской отчетности не составляет труда найти и актив, и размер кредиторской задолженности (см. баланс предприятия). Здесь необходимо сделать одно принципиальное замечание. Оно связано со спецификой функционирования финансового механизма фирм

ы. Напомним, что речь идет о том, что фирма может использовать то, что ей не принадлежит, и не может использовать то, что ей принадлежит (кредиторская и дебиторская задолженности предприятия соответственно). Именно поэтому, когда речь идет об экономической рентабельности активов, мы должны вычесть из величины актива сумму кредиторской задолженности предприятия. Это правило относится практически ко всем категориям финансового менеджмента для краткосрочного време

нного интервала, так как кредиторская задолженность не выходит за рамки именно краткосрочного периода. Коммерческая маржа и коэффициент трансформации Очень полезным для принятия правильных финансовых решений является определение не только величины экономической рентабельности активов, но и расчет того, что называется коммерческой маржой (КМ) и коэффициентом трансформации (КТ). Названия этих терминов также представляют собой кальку с английского языка. Для нашей страны это еще не устоявшиеся понятия, впрочем, как и

БРЭИ, НРЭИ и многие другие. Экономический же смысл КМ и КТ достаточно легко определить: , (2) (3) Коммерческая маржа с экономической точки зрения показывает рентабельность оборота (выручки от реализации и внереализационных доходов. Выражается она в процентах. С бухгалтерской точки зрения КМ достаточно просто определяется на основании показателей приложения к балансу предприятия — “Отчет о финансовых результатах”. Коэффициент трансформации с экономической точки зрения показывает эф

фективность использования актива предприятия (сколько рублей выручки получается с одного рубля актива). Бухгалтерская отчетность предприятия дает возможность точно определить величину КТ (числитель берем из “Отчета о финансовых результатах”, знаменатель — из самого баланса предприятия). В конкретной работе полезными будут расчеты близких к КМ и КТ показателей, отличающихся от последних значением числителя (например, чистая прибыль вместо

НРЭИ). Теперь важно правильно экономически интерпретировать полученные данные по ЭР, КМ и КТ. Сам методологический подход к их определению показывает, что речь идет об обратной зависимости между КМ и КТ. То есть чем выше КМ, тем ниже КТ, и наоборот. Это означает на практике, что для достижения более высокого значения рентабельности мы не можем (без негативных последствий для предприятия) увеличивать коммерческую маржу (любой ценой увеличивать нетто-результат эксплуатации инвестиций на единицу выручки, что достигается за счет по

вышения интенсивности труда и интенсивности (сверх меры!) использования средств труда). Столь же небезопасно любой ценой увеличивать коэффициент трансформации (за счет сокращения актива, освобождения от всего, что непосредственно сейчас не работает на увеличение выручки). Автор согласен с Е. Стояновой, которая метко заметила: “актив должен вести здоровый образ жизни”. Понятно, что специфика отраслевого бизнеса оказывает влияние на величину КМ и

КТ (например, фондоемкий и нефондоемкий типы производства обуславливают разные значения КМ и КТ). Тем не менее необходимо сформулировать два правила: 1. При значительной величине актива на единицу оборота предприятию намного труднее перемещаться в другую сферу бизнеса и наоборот (следовательно, для предпринимателей, занятых в фондоемком типе бизнеса, гораздо сложнее перейти на выпуск другой продукции, перейти в другую отрасль, предприниматели же, занятые в нефондоемком типе бизнеса, например, в сфере у

слуг, могут без каких-либо серьезных потерь перейти к выпуску другой продукции, переместиться в другую отрасль бизнеса). Таким образом, если на Вашем предприятии низкое значение КМ (при рациональном ведении дела), закрепляйтесь на существующем рыночном сегменте! Это наиболее правильная стратегия фирмы. Если же величина КМ (при рациональном ведении дела) достаточно велика — Вы можете следовать стратегии максимизации прибыли и смело перемещаться в другие сферы бизнеса. 2.

Нельзя максимизировать КМ любой ценой. КТ сразу же напомнит Вам об этом. Последствия невнимания в коэффициенту трансформации могут быть катастрофическими для Вас. Регулировать коэффициент трансформации труднее, чем коммерческую маржу! Спокойствие персонала и сохранность в хорошем состоянии средств труда намного важнее! Теперь мы можем конкретизировать финансовый механизм функционирования фирмы с учетом введенных основных (базовых) понятий финансового менеджмента. Для этого необходимо рассмотреть эффект финансового и

операционного (производственного) рычагов. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (РСС) РСС представляет собой отношение НРЭИ к собственным активам. Экономически РСС — это эффективность использования фирмой собственных средств. Бухгалтерски эту величину высчитать несложно (НРЭИ нами уже получен, собственные же средства берем из баланса предприятия (не забываем, что речь идет о собственных средствах за определенный период!)). РСС=

НРЭИ/СС*100 РСС существенно более важный критерий деятельности предприятия с точки зрения его акционеров и потенциальных инвесторов. Система показателей представляет собой набор отдельных показателей, связанных между собой в логически-смысловую цепочку, когда каждый последующий показатель вытекает из предыдущих и обязательно должен нести определенную смысловую нагрузку в части формирования финансового результата. Полученные показатели выстраиваются в пирамиду, на вершине которой находится стратегически важны

й для компании показатель. Как правило, этот показатель выбран в качестве меры степени достижения поставленной главной цели. К наиболее широко используемым системам показателей относятся: - модель Du Pont; - Pyramid Structure of Rations; - ZVEI; - RL. В качестве меры степени достижения цели по максимизации отдачи на вложенный капитал используются различные показатели рентабельности: от рентабельности активов до рентабельности собственного (акционерного) капитала.

Система показателей оценки финансовых результатов должна выполнять следующие функции: 1) предоставлять количественную информацию о финансово-экономическом положении компании в целом; 2) обеспечивать уплотнение информации. Компактность показателей должна возрастать по мере продвижения от основания пирамиды к ее вершине. При этом каждая последующая ступенька пирамиды показателей должна быть источником информации для принятия решений на более высоком уровне пирамиды управления; 3) служить инструм

ентом контроля за достижением намеченных целей. Модель Du Pont Каждая компания разрабатывает и использует собственную систему показателей, которая в наибольшей степени соответствует ее профилю деятельности и целям функционирования. Тем не менее, большинство из этих систем опираются на определенную базовую модель. Одна из первых моделей взаимосвязи отдельных показателей, которая впоследствии стала базовой, была разработана в 30-е годы специалистами концерна Du Pont и получила название «модель» Du

Pont (рис. 2). Рис. 2. Порядок формирования показателя рентабельности собственного капитала ROE (Return On Equity) на основе модели Du Pont Метод Du Pont основан на анализе соотношений, образующих рентабельность собственного капитала ROE (Return On Equity), которая расщепляется на рентабельность оборота, оборачиваемость активов и финансовый рычаг (показатель, характеризующий финансовую структуру капитала), причем каждый из факторов сам является содержательным э

кономическим показателем. Этот же подход применим и к анализу других ключевых показателей финансово-экономического состояния компании. Рентабельность продаж ROS (Return On Sales) представляет собой способность генерировать прибыль от продаж. Средний уровень рентабельности продаж в разных отраслях разный, поэтому не существует какого-либо единого заданного уровня требований для данного показателя. Этот показатель является хорошим ориентиром для сравнения состояния предприятий в отрасли. В приведенной схеме используетс

я чистая прибыль, хотя можно использовать любые перечисленные в разделе 4.1. данной лекции показатели прибыли. Это ключевой управленческий показатель, который позволяет оценить способность каждого элемента данной блок-схемы (рис. 2) влиять на рентабельность продаж. Можно выделить роль маркетинговых служб, подразделений управления производством и т.д. Объединить показатели рентабельности продаж и оборачиваемости активов позволяет показатель рентабельности активов R

OA (Return on Assets) (рис. 3). Рис. 3. Порядок формирования показателя рентабельности активов ROA (Return On Assets) Чтобы оценить результаты деятельности компании и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать приведенные частные показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на его финансовое положение. Одним из синтетических показателей экономической деятельности предприятия в целом является рентабельность активов (показатель R

OA), который еще принято называть экономической рентабельностью. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли предприятие получает в расчете на рубль своего имущества. При этом четко видно, за счет какого фактора: или изменялись цены, тогда увеличивалась рентабельность продаж, или при снижении наценки увеличивался оборот. Центральным показателем в рассматриваемой системе (рис. 2) является рентабельность собственного капитала ROE (Return on Equity). Этот показатель отражает не только э

ффективность использования инвестированных средств, но и возможность оптимизации финансовой структуры капитала компании<*>. Оценка эффективности использования той или иной финансовой структуры капитала становится возможной, так как в систему включен показатель финансового рычага (NTA / EQ): соотношение всего капитала (или чистых активов) к собственному капиталу. 4.3. Показатели с ориентацией на стоимость Переориентация на максимизацию стоимости обусловила появление «стоимостных» технологий управ

ления (Value Based Management), которые в настоящее время трансформировались в интегрированную концепцию управления компанией по стоимости, основанную на фундаментальных результатах теории корпоративных финансов и методах стратегического менеджмента. Цель максимизации стоимости позволила компании превратить разрозненные направления бизнеса, разнородные процессы и разобщенных сотрудников в единое целое, направив каждое звено организационной цепочки к достижению поставленной цели — увеличению стоимости компании. Каркасо

м данной концепции является единство процессов целеполагания стратегического менеджмента с методами количественной оценки финансовых результатов. В процессе реализации данной концепции должно быть взаимоувязано все: анализ дост



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.