Реферат по предмету "Разное"


3. Проблема периодизации жизненного цикла человека

3. Проблема периодизации жизненного цикла человека Проблема периодизации жизненного цикла человека заключается в том, что единого мнения, какую периодизацию из всего многообразия существующих классификаций возрастов, следует принять за основную. Наличие множества классификаций связано с тем, что в их основе лежат различные критерии выделения, на основе которых и построены те или иные периодизации жизненного цикла человека.Периодизация П. П. Блонского. В основе классификации, предложенной Блонским, лежат критерии смены зубов, в связи с этим автор выделяет следующие периоды развития человека: от 8 месяцев до 2 лет – период прорезывания зубов или «беззубое детство»;от 2 до 6 лет – период молочных зубов;с 6 лет – период постоянных зубов.Периодизация В. В. Бунака и В. В. Гинзбурга. Данная периодизация построена на базе антропологических исследований, в основе ее лежат биологические критерии – анатомические особенности и метаболические процессы.Грудной возраст 0 – 1 годПервое детство 1 – 4 года; 4 – 7 лет Второе детство 7 – 12 лет мальчики 7 –11 лет девочкиПодростковый возраст 12 –17 лет мальчики 11 – 16 лет девочкиЮношеский возраст 17 – 24 года юноши 16 – 20 лет девушкиПериодизация Д. Б. Эльконина. В основу положил ведущий тип деятельности. 1. Младенческий возраст – до 1 года. Новообразование – формирование потребности в общении, эмоциональное отношение, в связи с этим ведущий тип деятельности – непосредственное эмоциональное общение. 2. Раннее детство (преддошкольный период) – 1 – 3 года. Развитие речи и наглядно-действенного мышления. В. т. д. – предметно-манипулятивная деятельность. 3. Дошкольный возраст – 3 – 7 лет. Стремление к общественно значимой деятельности, что лежит в основе готовности к школе. В. т. д. – ролевая игра. 4. Младший школьник – 7 – 11 лет. Произвольность психических явлений, внутренний план действия. В. т. д. – учебная деятельность. 5. Подросток – 11 – 15 лет. Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости и самостоятельности. Умение подчиняться нормам коллективной жизни. В. т. д. – уже не учебная деятельность, а интимно-личностное общение. 6. старший школьный возраст – 15 – 17 лет. Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы.^ Периодизация Л. С. Л. С. Выготского. В основе – внутренний фактор развития – сам процесс развития. Критерием назвал то новое, что появляется на каждой ступени развития. Периодизация представляет собой чередование стабильных и критических периодов. Сам по себе кризис необходим для развития человека, он знаменует переход на новый, качественный уровень. Следует отметить, что наличие кризисов в определенные периоды человеческой жизни необходимо учитывать и оказывать определенные воспитательные действия. Кризис новорожденности. Младенческий период (2 месяца – 1 год). Кризис 1 года. Период – раннее детство (1 год – 3 года). Кризис 3 лет («Я сам»). Дошкольный возраст (3 года – 7 лет). Кризис 7 лет. Школьный возраст (8 – 12 лет). Кризис 13 лет. Пубертатный период – период полового созревания (14 – 18 лет). Кризис 17 лет. Период взрослости.Периодизация Ж. Пиаже. В основе – развитие интеллекта в отрыве от личностного развития. От рождения до 18 мес. (1,5 года) – сенсомоторная стадия. От 1,5 лет до 7 лет – дооперациональная стадия. От 7 лет до 12 лет – стадия конкретных операций. От 12 лет до 17 лет – стадия формальных операций.Периодизация Тамковой – Ямпольской. В основе – критерий речевого развития.Периодизация Э. Эриксона. В основе – стадии психо-социального развития.Периодизация З. Фрейда. В основе – стадии психо-сексуального развития. Оральная фаза – первый год жизни (сосание, кусание). Анальная фаза – от 1 года до 3 лет (интерес к дефекации). Фаллическая фаза – от 3 лет до 5 лет (интерес к гениталиям). Латентная фаза – от 5 лет до начала полового созревания (ослабление сексуальных интересов). Генитальная фаза – с момента полового созревания (либидо ищет выхода в половой близости).Возрастная периодизация Института возрастной физиологии АПН. Новорожденный – 1 – 10 дней. Грудной возраст – 10 дней – 1 год. Раннее детство – 1 – 3 года. Первое детство – 4 года – 7 лет. Второе детство – 8 – 12 лет мальчики, 8 – 11 лет девочки. Подростковый возраст – 13 – 16 лет мальчики, 12 – 15 лет девочки. Юношеский возраст – 17 – 21 год юноши, 16 – 20 лет девушки. Зрелый возраст: 1-й период – 22 – 35 лет мужчины, 21 – 35 лет женщины. 2-й период – 36 – 60 лет мужчины, 36 – 55 лет женщины. Пожилой возраст – 61 – 74 года мужчины, 56 – 74 лет женщины. Старческий возраст – 75 – 90 лет. Долгожители – 90 лет и выше.^ 8. Онтологическая характеристика развития психики человекаВидовая специфика биологического в развитии человекаБиология человека представляет собой высший продукт биологической эволюции. Уступая в большинстве биологических функций животным, человек имеет преимущество в том, что его биологическая организация в целом характеризуется универсальной приспособленностью к многообразным и сложным формам жизнедеятельности в социальной среде. Человека как представителя биологического вида отличает неспециализированность, универсальность и высокая степень активности. Принципиальные изменения всего хода онтогенеза, где ведущими становятся не видовые проявления, а процесс индивидуального развития человека, обусловлены чрезвычайно сложной, динамической социальной средой его существования. Вопрос биологии в психологии связан с проблемами типов высшей нервной деят-ти и темперамента. Павлов, Теплов и Небылицын: Основные св-ва НС: - первичные (сила, лабильность, динамичность и подвижность) вторичные (уравновешенность по этим параметрам). Впервые целостный подход в понимании биологического в развитии человека был осуществлен Б.Г.Ананьевым при разработке концепции индивида (система природных свойств, как разноуровневое, структурное образование, включающее различного рода взаимодействия по «горизонтали» и по «вертикали», между первичными (конституциональные, нейродинамические, билатеральные-особенности симметрии человека) и вторичными (темперамент, структура органических потребностей…) характеристиками человека). Задатки Ананьев относил к психофизиологическому уровню индивидной организации. В современной психологии представлена определенная иерархия и структура природных свойств. В результате исследований зафиксирована сложность и противоречивость возрастной изменчивости показателей всех функций изученных периодов жизни. Развитие как первичных, так и вторичных свойств индивидной организации человека регулируется хронологическими и структурно-динамическими закономерностями, которые проявляются в зависимости от модальности свойства и от конкретного возрастного периода. Также важны исследования взаимоотношений и взаимосвязаннояти разного рода индивидных свойств человека. Понимание биологического в развитии человека усложняет формирование на базе естественных форм психики нового социализированного уровня психофизиологического уровня. Наряду с естественными структурами, связанными с генетической программой, возникают интеркорреляции в результате социализации и новообразований в самой индивидной организации. Кроме того, имеет место изучение связей первичных свойств индивида требует рассмотрения комплекса нейродинамических свойств. На каждой возрастной ступени (В.С. Мерлин) существуют специфические типы связей между свойствами, относящимися к одному и тому же иерархическому уровню. В онтогенезе не только происходит рост индивидных характеристик, но и складываются их структурные отношения, образуется целостность индивидной организации, которая носит динамический и внутренне нестабильный характер. Развитие видовых элементарных форм психики осуществляется, т.о., в структуре индивидных характеристик. Вместе с тем в процессе развития человека как индивида происходит социализация естественных форм психики и индивидной организации в целом, ее физических и нейродинамических характеристик. Процессы усложнения и преобразования психофизиологических функций приводят к возникновению новых качественных образований с новыми свойствами. Качественные изменения касаются также и структурных отношений в системе индивидных функций и свойств. На развитие человека и его подсистем влияют различные виды деят-ти. ! - Специфика соотношения биологического и социального в онтогенезе состоит в том, что природные возможности человека могут быть реализованы только в социальных условиях. - Единство биологического и социального носит многозначный и в то же время подвижный, динамичный характер, изменяясь с возрастом - в процессе социализации наиболее выраженными оказываются изменения в составе и механизмах психофизиологических функций В усилении социальной ориентации индивидной организации играют роль те качества, которые формируются в процессе становления человека как личности и как субъекта деят-ти. 3 аспекта: рассмотрение различного рода преобразований индивидных связей в процессе общения и деят-ти изучение влияния личностии и субъекта в качестве опосредствующих вторичных факторов социализации естественных форм психики исследование различных путей и способов социализации индивида. + выяснение роли индивидной организации в качестве основы формирования личности, субъекта деят-ти и индивидуальности.^ Генетические уровни психофизиологической организации и ее развитие С начала постнатального существования обнаруживается гентическая иерархия и старт различных линий психического развития в зависимости от степени специализированности механизмов естественных форм психики.Сенсорика.Специализация выражена максимально. С рождения-готовность разных анализаторов к функционированию. Высокая специализация и качественная стабильность сенсорики в онтогенезе человека свидетельствуют о ее фундаментальном значении для становления других психических функций на протяжении всей жизни человека. Механизм к рождению полностью специализирован.^ Моторика и перцепция. В первоначальных своих формах перцептивное и моторное развитие осуществляются как естественный процесс построения новых систем психической активности на основе природных задатков. Естественный путь развития моторики заключается в построении новых систем движений в результате взаимодействий филогенетически заданных специализированных моторных актов и недифференцированных движений. Наследственно заданные мех-мы не остаются неизменными, а перестраиваются в связи с задачами системы в целом (рефлекс сосанияакт питья). Моторная деят-ть ограничивается энергетическими возможностями организма. С момента рождения ЦНС обладает довольно широким набором элементов-анализаторов, способных реагировать на многие особенности зрительно воспринимаемого мира (дети способны различать яркость и величину объектов и т.д.). С момента рождения начинает функционировать общий механизм в виде многообразных движений глаз, кот. позволяют ребенку локализовывать объект в пространстве, осуществлять следящие движения за движущейся фигурой… Становление перцепции представляет собой формирование на основе генетически заданных мех-мов образа предмета в процессе практического взаимодействия с объектами окружающего мира. Перцептивные формы и моторная активность тесно взаимодействуют. Например, построение перцептивного образа на первом году жизни осущ. в процессе становления акта хватания. Механизмы моторики и перцепции частично специализированы.Мышление Механизм к моменту рождения не специализирован. Практическое мышление обнаруживается у детей в конце первого года жизни в форме решения им различных задач с использованием обходных путей и средств для достижения цели. Для этого периода характерно нагл.-действ. мышление. По Пиаже наглядно-действенное мышление - «третичный процесс, осуществляющийся на основе «вторичных» перцептивных и моторных образований с включением представлений. + Можно предположить и наличие природных задатков мыслительной способности. Для перцептивной и мыслительной деят-ти общим мех-ом является операция сличения.Речь Также имеет свой естественный путь развития. Природные задатки речи имеют характер общей основы. В качестве такой основы речевого развития выступают голосовые данные новорожденного (т. е. механизм к рождению не специализирован). С момента рождения у ребенка существует предрасположенность к социальному развитию, к усвоению многообразных влияний социальной среды. Естественный путь развития человек проходит в сравнительно короткий срок, в основном в период младенчества, когда образуются механизмы всех форм психики в их элементарном виде. Далее на протяжении всей жизни происходит социальное развитие психики.Социальное в развитии человека и его психикиСпецифика исложность психического развития человека как целостного, системного, динамического образования состоит в том, что оно представляет собой биосоциальный феномен. Социальное развитие включает процесс социализации индивидной подструктуры человекаи и формирование его как личности и субъекта деят-ти. Социальное развитие означает включение человека в различные системы социальных отношений, институтов и организаций. К наиболее сложным, целостным психологическим эффектам социального развития относятся характеристики личности, такие, как высшие формы мотивации, включая ценностные ориентации, интересы, целостные эффекты структуры личности, ее характер. В то же время соц. развитие выражено в становлении человека как субъекта деят-ти, общения, познания. Этим вопросом долгое время занимался Б.Г.Ананьев.Процесс соц. развития человека носит многоступенчатый характер и осуществляется на протяжении всей его жизни. Начинается в раннем детстве. Для того, чтобы социализация шла эффективно, необходимы предпосылки в виде естественных форм познавательной деят-ти, темпераментных особенностей, ориентировочно-познавательной деят-ти. Эти харктеристики окончательно развиваются в соц. среде. «Социальное наследование» - общественный процесс, связанный с передачей из поколения в поколение не биологического, а социального опыта. Фазы подготовительного периода:новорожденностьСодержит предпосылки социализации индивидных свойств и всех последующих форм социального развития.младенческий возрастФормирунтся психологическая готовность к социализации на основе развития разноуровневой структуры задатков. Происходит интенсивное формирование доречевой коммуникации и почти всех естественных форм психики, за исключением представлений. Появляется эмоциональная избирательность поведения. Главным на этой фазе является эмоциональное общение с взрослыми. преддошкольный возрастФормирунтся речевая деят-ть, которая создает инструментальную готовность к его последующему социальному развитию. Овладение речью, общение и т.д. способствуют образованию формы собственного «я». К концу преддошкольного возраста «я» ребенка представляет собой весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простейших индивидных и социальных характеристиках. Развитие речи осущ. путем преобразования лепетной структуры на основе усвоения социально значимых фонематических эталонов, путем социализации сенсорных систем. Формирование языковой системы в целом заканчивается к 3м годам. Речь служит средством выделения ребенка из социальной среды и является механизмом адаптации его к требованиям соц. среды путем самоограничения своих потребностей и желаний.В сенсорно-перцептивном развитии конвергенция социального и биологического выражена в феномене сензитивности. Процессы восприятия становятся направленными, сознательно регулируемыми и мотивируемыми актами. Возникает деятельностная структура процессов восприятия, и формируется субъект познавательной деят-ти. Также формируется способность к запоминанию словесного материала. Посредством речи происходит формирование нового типа регуляции психики и поведения, складываются произвольные формы перцепции, памяти, внимания…Социальное в психическом развитии характеризуется произвольностью, вербальностью, опосредованностью.Отражение человеком окружения включает различные физические, динамические и нравственные стороны облика и поведения человека. Физические проявляются в процессе непосредственного взаимоотношеня с детьми и взрослыми, нравственные опосредованы обязательно общением с взрослыми. Поведение ребенка регулируются взрослыми посредством нравственных критериев, оценок и т.д., и к концу дошкольного возраста ребенок сам начинает давать оценку. К 5-ти годам у ребенка определенная позиция в группе. Период до 6-7 лет можно считать первичным этапом соц. развития. К концу дошкольного возраста создается готовность к обучению, которая становится ведущим фактором развития.^ Школьный периодПредставляет собой этап становления не только субъекта деят-ти, но и личности. В школьные годы складываются характер, общие и специальные способности, мировоззрение, целеполагание и мотивационно-потребностная сфера, профессиональная направленность.^ Период взрослостиСмена соц. ролей в разных сферах общения, разных видах практики и поведения. Рещающая рол в формировании личности принадлежит трудовой деят-ти. У человека формируется сознательное отношение к различным сферам жизни, формируется определенная позиция. Степень зрелости личности оказывает воздействие на следущую ее адаптацию к новой социальной среде.В сферу субъективных отношений включаются отношение к себе как субъекту соц. отношений и как личности в целом. Они явл. базовой системой свойств для построения других основных подструктур личности и субъекта деят-ти, таких, как характер, высшие формы мотивационно-потребностной сферы. Период взрослости-наиболее широкий круг субъективных отношений (за счет работы, учебы, семьи…). Социальное в человеческом развитии выступает в многообразных проявлениях, представляя собой процесс социализации индывидных свойств и становление новообразований в виде таких сложнейших психологических подструктур человека, как личность и субъект профессиональных видов деят-ти , познания и общения.10. Хронологический аспект изучения объекта психологии развитияПсихическое развитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении жизненного цикла человека, имеет определенную временную структуру. Его рассмотрение имеет важное значение для понимания потенциальных возможностей развития. Хронологические характеристики: - темп - длительность - направленность Хронологический подход разделяется на микрохронологический (изучающий закономерности развития в рамках отдельного периода жизни) и макрохронологический (изучающий развитие на протяжении всей жизни в целом). МикроХП. Выявляется возрастная динамика отдельных психических функций и других психических образований на основе изучения микровозрастных сдвигов темпа, направленности и длительности. Одной из главных закономерностей микродинамики психофизиологических функций является их неравномерность. Динамика носит сложный характер. Возрастные изменения психических функций могут быть описаны уравнениями регрессии разного вида. Б. Г. Ананьев считал, что в период взрослости наблюдается нестабильность функций и своеобразие их развития. Это выражает закон гетерохронии в разновременности достижения оптимальных уровней в возрастной динамике различных психофизиологических функций, носящей колебательный характер. В фазе роста имеет место закономерная последовательность формирования различных функций, и интенсивный рост одних осуществляется за счет замедления развития других. В период старения действие закона гетерохронии выполняет компенсаторную функцию и способствует сохранности одних функций за счет других. Долговечность отдельных функциональных систем зависит от их роли в жизнедеятельности организма. БГ Ананьев утверждал, что решающее влияние на психику оказывает трудовая деятельность!!!11. Виды гетерохронностиГетерохронность (разновременность) - несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и структурных образований вследствие того, что темпы их роста и инволюции, длительность каждой фазы развития оказываются различными. Гетерохронность наблюдается на всех стадиях онтогенеза: обнаружена на стадии эмбриона и при старении. Развитие человека можно рассматривать на нескольких разных уровнях: биохимическом, поведенческом, рефлекторном. На всех этих уровнях существует гетерохрония. В раннем онтогенезе г. имеет важное биологическое общеприспособительное значение. П.К. Анохин выделяет два вида гетерохронии в развитии функциональных систем: Внутрисистемная г. – неодновременная закладка и различные темпы созревания отдельных фрагментов функциональных систем. Межсистемная г. - закладка и формирование таких структурных образований, которые будут необходимы организму в различные периоды его постнатального развития. В ВНД наблюдается разновременность инволюционных процессов. Ухудшается в первую очередь образование условного тормоза, выработка дифференцировок, в меньшей степени изменяется замыкательная функция коры. После 60 лет страдает ориентировочный рефлекс, а оборонительный рефлекс сохраняется лучше. И.В. Давыдовский: «В животном организме эволюционные и инволюционные процессы осуществляются во всех возрастах. В этих случаях гетерохрония характеризуется не только разными темпами, но и различной направленностью возрастной изменчивости функций». Было выявлено также разновременное развитие различных психических функций. Согласно точке зрения учёных начала XX века (Мейман, Штерн), быстрее развиваются те функции, необходимость в которых присутствует в данный момент.^ 12. Гетерохронность сенсорно-перцептивных функций По биофизику П.П Лазареву: - сенсорные функции изменяются непрерывно и с различной скоростью. До 6-7 лет – ускорение, после замедление темпа роста вплоть до 20 лет(оптимума развития функций). - от 20 до 50 происходит процесс ускоренного ухудшения функций. Затем процесс старения замедляется. По кому-то другому неизвестному: - острота зрения до 4.3 растет быстро, после – медленно. Поле зрения до 6.2 растет быстро, после растет медленно. - уменьшение остроты зрения происходит вплоть до 79 лет. К 152 годам скорость ухудшения зрения затухает до 0.0002 условных единиц. - ускоренный рост зрительно-пространственных функций и длительное старение свидетельствует об их ведущем значении по отношению к другим сенсорным функциям. - рост дифференциальных порогов происходит быстрее, чем рост абсолютных. Так же дифф. пороги более сохранны в период взрослости. Светочувствительность к различным длинам волн изменяется у человека по-разному. Чувствительность к желтому после 50 не снижается, к зеленому снижается не очень сильно. В то же время реакции на крайние участки спектра (красный и синий) неуклонно ухудшаются после 25. Темп старения громкостной чувствительности различен для разных частот. Высокие частоты воспринимаются хуже после 20, чем низкие. Кинестезия руки более сохранена, чем кинестезия нижних конечностей. Точность восприятия положения объекта в пространстве формируется раньше и сохраняется дольше, чем восприятие пространственных характеристик самого объекта. Развитие зрительных функций: глазомерная функция - к 4-5, к 6-7 годам формируется острота зрения, к подростковому возрасту поле зрения. Стареет к 50 годам острота, позже поле зрения, глазомер к 70. Развитие функций зрения пример действия межфункциональной гетерохронии. В микровозрастном рассмотрении гетерохрония наблюдается и в период взрослости. ^ 13. Гетерохрония познавательных функций Смещение во времени различных стадий развития отдельных подструктур интеллекта - горизонтальный декаляж (вероятно, это слово из личного словаря БГАнаньева, потому что ни в словаре Ожегова, ни в словаре иностранных слов его нет). Ребёнок раньше постигает неизменность массы тела, а затем, через 1-2 года, начинает правильно оценивать неизменность веса тела. В детском и школьном возрасте наблюдается относительно быстрый темп развития словесной памяти, по сравнению с образной. В период старения сохранность словесно- логической памяти выше. Зависимость между уровнями логического и мнемического развития существует, но не всегда одинакова. «Моменты понижения уровня логических и мнемических функций возникают, возможно, в критических пунктах развития мышления, когда избыточность обобщения и абстрагирования ограничивают накопление и сохранения вновь усваиваемой информации. Напротив, повышение логических функций при понижении мнемических возникает, вероятно, именно тогда, когда накопление избыточной и сохранение усваиваемой информации происходит при некотором снижении эффективности “фильтрации” вновь усваиваемых знаний» - писал БГАнаньев. И попадал, как всегда, в точку. Учет изменяющихся взаимоотношений памяти и мышления имеет важное значение в связи с регулированием процесса структурирования знаний на разных этапах образования. После 30-35 лет отмечается снижение развития невербальных функций интеллекта. Вербальные прогрессируют интенсивно и достигают максимума после 40-45. Вербально-логические функции являются существенным фактором, препятствующим старению. Личночностное развитие также гетерохронно.15. Соотношение биологического и социального (на примере развития способностей)Исследования Теплова выявили возрастно-половую особенность корреляции первичных (показателей теплообмена, нейродинамики, обмена веществ) и вторичных (психофизиологические, мнемические, аттенционные, психомоторные) свойств нервной системы. Бывают межфунциональные и внутрифункциональные корреляции показателей одного уровня, и разноуровневые корреляции между свойствами разных уровней. Типы корреляции изменяются по мере роста индивида. И для каждой возрастной ступени характерно преобладание определенного типа корреляции между характеристиками одного иерархического уровня. В процессе роста происходит увеличения числа связей между нейродинамическими и психодинамическими свойствами индивида. Развитие и усложнение нейродинамических и психодинамических связей за счет появления связей с новыми свойствами нервной системы, свидетельствуют о качественных преобразованиях вторичных свойств индивида. Можно выделить два типа связей между первичными и вторичными свойствами индивида. Генетический специфический тип – это биологически обусловленное развитие вторичных свойств на основе первичных. Неспецифический, энергетический тип – это изменение уровня функционирования вторичных свойств индивида под влиянием окружающей среды и социального развития человека. То есть окружающая среда (социальный аспект) влияет на усиление и ослабление различных свойств индивида, на характер его внутренних связей. Структурные преобразования являются адаптационным процессом, когда происходит приспособление индивидных качеств к условиям окружающей социальной среды. У ученика в математическом классе повышается способность к счету (невербальное мышление), что происходит по влиянием высоких требований предъявляемых ему процессом обучения (социальной средой). Под влиянием социализации преобразование свойств индивида происходит не только количественно, но и качественно. Кроме этого в процессе социализации формируются совершенно новые свойства индивида. Так, согласно Выготскому, преобразование натурального ряда функций в общение происходит посредством развития речи и другими средствами социального развития. Специфика отношений биологического и социального состоит в том, что он может реализовать некоторые свои биологические возможности только в процессе социального развития. Взаимодействие биологического и социального носят многозначный и динамический характер, изменясь с возрастом. Человек проходит через множество социальных ситуаций (учеба, труд, спорт, общение) и все они влияют на разные уровни индивидной организации в виде количественных (уровневых) и качественных (структурных) изменений. Например, в процессе обучения возрастает не только объем (количественное изменение) внимания, но также его устойчивость и избирательность (качественные изменения). Уровень способности человека зависит не только от возраста, но и того, как сильно она важна в конкретной социальной ситуации. Поэтому уровень развития и различных способностей будет колебаться на протяжении жизни в зависимости от того, в какой социальной ситуации находится индивид. Например, слуховая чувствительность может сенсибилизироваться у радиста в армии, а после демобилизации, когда он станет программистом, слуховая чувствительность может понизиться, так как эта способность человека перестает быть главной в его трудовой деятельности. Повышаются как абсолютные, так и различительные пороги слуховой чувствительности (количественные изменения). Человек так же перестает воспринимать важные сигналы среди шума (качественные изменения). Изменения под влиянием социализации выражают две противоположные тенденции: Специализация работы каждой функции в соответствии с социальной ситуацией. Усиление интеграции функции. Наряду с уровневыми изменениями психофизиологических функций, различающихся по комплексу признаков (вербальности, происходят структурно-динамические преобразования и, что особенно важно, новообразования в развитии в процессах общения, познания и деятельности, постольку на высшем уровне индивидной опосредствованности, произвольности). Поскольку социализация осуществляется наиболее интенсивно организации формируются такие новообразования, которые обращены к этим основным сферам человеческой жизнедеятельности. Элементы темпераментной структуры участвуют в развитии коммуникативного потенциала, а в сфере познавательных функций образуется социальная перцепция. Человек является, прежде всего, социальным существом, способности которого развиваются на основе биологических задатков под влиянием процесса социализации№16 Структурно-динамический аспект системного подходаСтруктурно-динамический аспект рассматривает психику как систему различных структур, которые находятся в постоянном взаимодействии между собой. То есть существуют корреляции между различными психическими свойствами и психическими процессами. С помощью-структурно динамического аспекта можно разложить, например, личность на ряд структур и исследовать их взаимодействие, и насколько определенная структура зависит от других структур. Можно также исследовать, какие факторы влияют на развитие той или иной структуры и как они при этом взаимодействуют. Так при развитии подструктур личности на них влияют биологический и социальный фактор. При этом каждая подструктура имеет разное соотношение влияния биологического и социального. Но в целом в развитии личности доминирует социальный фактор. Каждая система характеризуется степенью интегрированности своих структур и их автономностью. Чем развитее человек, тем больше интегрирована ее структура. Ананьев отмечал два типа построения структуры, которые действуют одновременно при построении структуры: Субординационный или иерархический, при котором общие свойства человека подчиняют себе более простые или психофизиологические свойства Координационный при котором взаимодействие структур осуществляется на паритетных началах. В процессе развития человека происходит изменение типа (субординационного, координационного) связей, их количества и степени качества. В процессе роста происходит увеличение количества и усложнению связей, что приводит к образованию более сложных структур человека : личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Процесс развития связей происходит под влиянием ведущих социальных факторов: воспитания, обучения, различных видов деятельности, познания, общения. Можно отследить динамику развития различных свойств человека и его структуры в целом, что дает возможность установить, какой фактор на определенном этапе развития каждой структуры является главным.^ Структурно-динамический подход позволяет с помощью установления корреляции между различными психическими свойствами, функциями и процессами в различных системах человека решить три основных задачи. Оценить степень целостности развития, то есть степень сопряженности всех структур человека. Описать многокачественность развития путем описания структурных новообразований. Определить возможные пути развития человека, что дает данные для построения учебного и воспитательного процесса. Структурно-динамический аспект имеет большое значение в процессе обучения. Так Ананьевым было обнаружены связи обучения и развития детей с физическим воспитанием, гигиенической организацией образа жизни, нравственным развитием. С помощью специальных экспериментов была показана корреляция между уровнем интеллекта и физическими достижениями. Так исследуя влияние различных факторов на процесс обучения, мы можем сделать сам процесс обучения более эффективным. P.S. Если хотите дополнить свой ответ подробным рассказом о корреляциях, внимательно прочитайте конспект ответа на вопрос №1717 Типы корреляции и их значение в психическом развитииЕсли рассматривать Психику как систему, то ей присуща многокомпонентность и структурность. Следовательно, развитие психики - это изменение ее структуры. Типы корреляции: Геномные - это зависимость формообразования частей организма от наследственных факторов через внутриклеточные биохимические процессы. Морфогенетические - это влияние развивающихся органов или зачатков органов друг на друга при их непосредственном контакте путем передачи веществ из одной части организма в другую. Эргонтические - это функциональная взаимозависимость между органами. Согласно Ананьеву, сначала начинают действовать генетические и морфогенетические. А затем начинают действовать эргонтические корреляции, которые имеют решающее значение для психики взрослого человека. (При структурном подходе развитие рассматривается как процесс образования и изменения различных психических структур, а также характера их взаимодействий между собой на протяжении жизни индивида.) Одним из ученых, изучавших корреляционные, системы был сов. ученый Шмальгузен. Он рассматривал значение корреляции в эволюции и биологическом развитии. Он считал, что развитие органов и систем невозможно без изменений в системах, с этим органом связанных. Он считал, что суть корреляции составляют механизмы интеграции и дифференциации. Он разработал принципы корреляции: Условие существования (для выживания организма необходима согласованность всех частей организма) Никакое изменение в одной части организма не может протекать без изменения в других частях того же организма Поэтому в организме не может быть локальных изменений по влиянием внешней среды каждое, измен


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.