Классификация банковских розничных услуг Рассмотрение рынка банковских услуг как совокупности взаимосвязанных элементов, позволяет сделать вывод о необходимости наличия всех элементов для развития рынка и определить факторы, оказывающие на него влияние, в числе которых – государственное регулирование банковской деятельности, состояние конкуренции, наличие необходимой инфраструктуры. На основании данного подхода возможно дальнейшее структурирование банковского рынка, исходя из объектов
и субъектов рынка. Рынок банковских услуг можно детализировать, используя в качестве критерия покупателей услуг и выделить следующие сегменты: - услуги корпоративным клиентам (юридическим лицам); - финансовым организациям; - физическим лицам. Частные лица являются активными участниками финансового рынка, выступая в качестве покупателей финансовых услуг. «Розничная» составляющая рынка финансовых услуг в странах с развитой рыночной экономикой достигает одной четвертой всего рынка, превращаясь, таким образом, в самостоятельный
рынок с масштабным оборотом [9, с.44] Рынок услуг физическим лицам также не является однородным и включает услуги физическим лицам – предпринимателям, персональные услуги частным лицам, розничные банковские услуги. Рынок розничных банковских услуг является сложной, изменяющейся и развивающейся системой. Ключевыми субъектами рынка выступают коммерческие банки. Значительная доля рынка принадлежит почте, осуществляющей коммунальные и другие платежи, переводы денежных
средств. Объектом купли-продажи на банковском рынке выступают банковские услуги. Многообразие и постоянное расширение предлагаемых услуг требуют их классификации. Банковские услуги можно подразделить на специфические и неспецифические. Специфическими услугами являются те, что вытекают из специфики деятельности банка как особого предприятия и выполнением особых функций по аккумуляции ресурсов, регулированию денежного обращения, посредничества.
К специфическим услугам традиционно относятся депозитные, кредитные и расчетные услуги. Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными услугами занимают дополнительные услуги. К их числу относят валютные, операции с ценными бумагами, драгоценными камнями и металлами. В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги: доверительные, предоставление гарантий, услуги по предоставлению сейфов и другие. По экономическому содержанию выделяют депозитные, кредитные,
расчетные, инвестиционные и прочие услуги. Депозитные услуги предоставляют клиенту возможность получения дополнительного дохода при помещении временно-свободных денежных средств во вклады. Кредитные услуги связаны с предоставлением банком клиенту денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, платности, срочности. Расчетно-кассовое обслуживание включает открытие и ведение счетов клиентов, а также осуществление расчетов наличными деньгами.
Таблица 1 – Классификация банковских услуг Критерии классификации Тип предоставляемых услуг В зависимости от соответствия специфике банковской деятельности Специфические (традиционные) Неспецифические (нетрадиционные) По экономическому содержанию Депозитные Кредитные Расчетно-кассовые Инвестиционные Прочие В зависимости от решаемых задач
Стратегические Текущие Оперативные Специальные В зависимоти от направленности на удовлетворение потребностей Прямые Косвенные или сопутствующие Услуги, приносящие доход или снижение издержек По степени сложности Простые Требующие определенных знаний и навыков В зависимоти от платы за предоставленные услуги Платные Бесплатные К инвестиционным услугам относятся услуги по купле-продаже ценных бумаг, драгоценных металлов
и камней, услуги на валютных рынках. Прочие услуги включают трастовые услуги, лизинг, факторинг, гарантийные, консультационные услуги. В зависимости от решаемых задач можно выделить: 1) стратегические услуги, позволяющие клиенту разработать и достичь существенных стратегических преобразований в характере, направлениях деятельности, либо образе жизни. К ним относятся услуги, предоставляемые на основе пластиковых карточек, кредиты на образование, ипотечные
кредиты, сберегательные счета; 2) текущие услуги, позволяющие клиенту оптимальным образом достичь краткосрочных целей – потребительский кредит, депозитные счета; 3) оперативные услуги, позволяющие клиенту быстро решить незапланированные проблемы – хранение ценностей, кредитование, перевод денежных средств; 4) специальные услуги, позволяющие клиенту получить специальную помощь в непредвиденных ситуациях – консультационные услуги, вторичные закладные. Исходя из направленности услуг на удовлетворение потребностей
клиентов, выделяют: - прямые услуги, удовлетворяющие непосредственные пожелания клиента (платежные, инвестиционные, депозитные); - сопутствующие услуги, облегчающие или делающие более удобным предоставление прямых услуг без получения клиентом дополнительной прибыли (клиринговые услуги, дистанционное управление счетом, консультационные услуги); - услуги, приносящие дополнительный доход или снижение издержек при использовании прямых услуг (инвестирование текущих остатков по счетам в однодневные депозиты или другие
инструменты денежного рынка) [10,с.18]. По степени сложности можно выделить простые услуги, которые могут быть востребованы массовым потребителем (депозитные, кредитные) и услуги, требующие определенных навыков – пользование пластиковыми картами, мобильный банкинг, Интернет-банкинг. Банковские услуги можно классифицировать на платные и бесплатные. Но это не означает, что какие-то виды услуг являются полностью платными либо бесплатными.
Банки самостоятельно определяют плату за услуги. По определенным соображениям (ценовая политика, маркетинговые мероприятия) отдельные расчетные, депозитные или другие услуги могут оказываться бесплатно. Классификация услуг по различным критериям позволяет, на мой взгляд, планировать соответствующие пакеты банковских услуг. Например, прямые услуги целесообразно дополнить сопутствующими услугами, при продаже стратегических услуг предложить текущие услуги. Далее необходимо отметить какие существуют основные
розничные банковские услуги: а) депозитные операции с физическими лицами; б) предоставление потребительских кредитов; в) предоставление сейфовых услуг физическим лицам; г) предоставление трастовых услуг; д) обслуживание электронных платежей (пластиковые карты); ж) HOME- banking (обслуживание на дому и рабочем месте). Согласно Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года 2444 "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" к банковским операциям относятся: прием
депозитов физических лиц [11]. Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Определение «депозит» означает (от латинского «depositum»- вещь, отданная на хранение.) Депозиты являются основой, осуществляемой банком депозитной политики, зарубежные и отечественные ученые по-разному трактуют сущность депозита. В мировой банковской практике под депозитом понимаются денежные средства или ценные бумаги, отданные на хранение в банковские учреждения.
В экономической литературе принято относить все денежные средства, собственниками которых являются клиенты банка. В экономической литературе принято понимать под депозитами все денежные средства, находящиеся на счетах, открытых на имя юридических и физических лиц. В нормативных документах понятия «депозит» и «вклад» отождествляются. Гражданский Кодекс РК определяет депозит через договор банковского вклада (депозита), где банк (заемщик),
принявший от вкладчика сумму, обязуется по договору возвратить сумму вклада и выплатить проценты заимодавцу (вкладчику) на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Депозитные операции - это операции банков по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования. В статье 757 пункт 1 Гражданского Кодекса Республики Казахстан дана следующая классификация депозитам:
В зависимости от условий возврата вкладов они подразделяются на следующие виды: 1) вклад до востребования; 2) срочный вклад; 3) условный вклад [12]. Некоторые ученые отражают, что депозиты в международной банковской практике подразделяются на три группы: срочные депозиты; депозиты до востребования; сберегательные вклады. Первая группа - депозиты до востребования, они также называются чековыми депозитами.
При привлечении средств в виде депозитов до востребования между банком и депозитором составляется договор. Одна из наиболее распространенных групп - срочные вклады, в нее входят срочные вклады и вклады с предварительным уведомлением об изъятии. Эти вклады вносятся на более длительные сроки, то есть на срок не менее одного месяца. Вкладчики получают более высокие проценты, чем по другим видам депозитов, и вклады возвращаются владельцу в заранее установленный день, оговоренный в договоре.
Банк имеет право полностью распоряжаться вкладами по своему усмотрению в течение оговоренного срока. На открытие этого типа депозита составляется договор о срочном депозите. Для изъятия средств со срочного вклада с предварительным уведомлением требуется поступление в банк специального заявления вкладчика, срок подачи которого заранее оговаривается договором. В соответствии с этим сроком устанавливаются процентные ставки.
Если клиент уведомляет банк об изъятии средств, банк, учитывая предстоящие изменения, рефинансирует свои активные операции из других источников, причем, так как изъятие средств связано с определенными расходами, банк имеет право уменьшить величину дохода клиента. Следующая группа депозитов - сберегательные вклады. Сберегательный депозит открывается на основании договора о сберегательном депозите.
В настоящее время главными типами сберегательных депозитов являются счета на сберегательных книжках, счета с выпиской состояния сберегательного вклада, а также депозитные счета денежного рынка. Счета на сберегательных книжках - это не чековые депозиты, приносящие процент, которые можно изымать немедленно. К их особенностям относятся: - отсутствие фиксированного срока на сберегательный вклад с книжкой; - банки имеют право требовать с вкладчиков предварительного уведомления о предстоящем изъятии
денежных средств с этих депозитов, они редко настаивают на этом; - возможность ограничения верхнего предела счета; - обязанность владельца вклада предоставлять сберегательную книжку, в которую должны быть занесены все детали произведенной операции для внесения или снятия денег со счета; - отсутствие требования о содержании обязательного минимального балансового остатка на счете. Счета с выпиской состояния сберегательного вклада - счета, аналогичные счетам на сберегательных книжках,
однако, для них периодические выписки о состоянии счета заменяют сберкнижку с точки зрения ведения записей. По ним выплачивается такой же процент и они выполняют такие же функции. Далее рассмотрим кредитование физических лиц. Потребительский кредит.Кредитные отношения существуют не только между банком и предприятиями, организациями. Они возникают также между кредитной системой, с одной стороны, и населением с другой.
Отношения, при которых население является кредитополучателем, кредитодателем – банки, составляют содержание потребительского кредита. В порядке исключения может существовать и третья сторона, посредствующее звено между банком и населением, например, торговая организация, которая продает товары в кредит, т.е. в рассрочку. Таким образом, потребительскими ссудами в нашей стране называют ссуды, предоставляемые населению, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды. Кредитование населения является важной частью кредитной политики государства,
направленной на повышение жизненного уровня населения. В промышленно развитых странах население тратит 10-20 % своих ежегодных доходов на покрытие потребительского кредита. А в Казахстане данная форма кредита была почти не развита. До сих пор население боится жить в долгах, к тому же процентные ставки на потребительский кредит достаточно высокий, 16-18 % в годовом исчислении в данный момент от 19 % годовых и выше.
По субъектам кредитной сделки различают: - банковские потребительские ссуды; - ссуды, предоставляемые населению торговыми организациями; - потребительские ссуды кредитных учреждений небанковского типа (ломбарды, кредитные товарищества, микрокредитные организации); потребительские ссуды, предоставляемые заемщикам непосредственно в организациях, в которых они работают. По срокам кредитования потребительские кредиты подразделяются на: - краткосрочные (сроком до одного
года); - среднесрочные (сроком от 1 до 3-5 лет); - долгосрочные (сроком свыше 5 лет). В данный момент банки делят ссуды на краткосрочные и долгосрочные. По методу погашения различают ссуды: - погашаемые единовременно; - ссуды с рассрочкой платежа. По методу взимания процентов ссуды классифицируются: - ссуды с удержанием процентов в момент ее предоставления; - ссуды с уплатой процентов в момент погашения кредита; - ссуды с уплатой процентов с равными взносами
на протяжении всего срока пользования (ежеквартально, раз в полугодие или по оговоренному графику). По объектам кредитования потребительский кредит в Казахстане делится на: - кредит на неотложные нужды, - кредит на строительство и приобретение жилья, - на покупку товаров длительного пользования, - на хозяйственное обзаведение; - ипотечный кредит [13, с.74]. Кредиты населению могут предоставляться как в товарной, так и в денежной форме.
Товарная форма применяется при продаже товаров населению с рассрочкой платежа, т.е. это коммерческий кредит. Денежная форма представляется как банковский кредит прямо населению или косвенно через торговую сеть. Потребительский кредит имеет двоякую функцию: с одной стороны, с увеличением товарооборота растет объем кредита, поскольку спрос на товары порождает спрос на кредиты, с другой стороны, рост кредитования населения усиливает платежеспособный спрос. Потребительский кредит в определенной мере способствует
относительному выравниванию уровней жизни лиц с неодинаковыми доходами, сокращает разрыв между уровнем и структурой потребления различных социальных слоев и групп населения. Он разрешает две группы противоречий: между сравнительно высокими ценами на товары длительного пользования и текущими доходами населения и между денежными накоплениями у одной группы населения и необходимостью их использования у другой. Для потребительского кредита весьма характерно его тесное переплетение с
банковскими операциями. Так, долгосрочные долговые обязательства покупателей используются торговыми организациями для получения ссуд от банков. Предоставление же кредита потребителям непосредственно банками практически устраняется личное звено кредитных отношений – между торговыми фирмами и банками. Купленные в кредит товары рассматриваются торговыми организациями как обеспечение их ссуд. Поэтому до момента выплаты – последнего взноса право собственности на товар остается за торговыми организациями.
В промышленно развитых странах используется несколько видов потребительского кредита. Однако наибольший удельный вес среди них занимает продажа товаров в рассрочку. Покупка товаров в кредит предусматривает, что покупатель оплачивает не только стоимость товара путем регулярных ежемесячных взносов, но и процент за пользование кредитом. Во многих случаях при продаже в рассрочку цена товара повышается сверх процента за кредит на размер
комиссионных торговым организациям. Потребительский кредит играет значительную роль в экономике многих стран. В связи с этим он подвергается государственному регулированию. На него распространяется порядок надзора и контроля за банковским и коммерческим кредитами. Потребительский кредит стимулирует спрос населения на товары и способствует увеличению их производства и реализации. В Казахстане создан специализированный государственный банк
ЖилСтройСберБанк для предоставления потребительского кредита населению долгосрочного характера на приобретение и строительства жилья. Организация потребительского кредитования населения. Кредитование потребительских ссуд осуществляются коммерческими банками на основе тех же принципов, которые относятся и к другим видам кредитования: - срочность; - платность; - возвратность; - обеспеченность. В качестве обеспечения банки принимают: - залог в виде недвижимости; - поручительства и граждан, имеющих
постоянный доход; - ликвидные ценные бумаги; - страхование. Этапы кредитования включают в себя: - подготовительный: определение кредитоспособности Заемщика, рассмотрение кредитного проекта, оформление кредитной документации; - этап реализации кредита и последующего контроля за его целевым использованием. Преимущества потребительского кредита состоят в возможности оперативного решения возникших проблем
(оплата медицинских услуг, оплата обучения), приобретение предметов домашнего обихода без длительного периода накопления средств [14, с.110]. Банковская ссуда, выдаваемая физическим лицам, под залог недвижимого имущества, называется ипотечным кредитом. Слово «ипотека» греческого происхождения, означает «деревянный кол», который вбивали для обозначения границ участка, который принимался в обеспечение ссуды. Условия и порядок кредитования клиентов под залог недвижимости различны в разных коммерческих банках,
но есть и общие черты: залог недвижимого имущества (ипотека) устанавливается на основании договора между залогодателем и залогодержателем. Договор об ипотеке заключается в виде закладной, которая должна быть нотариально заверена и подлежит государственной регистрации. Под ипотечным кредитом понимается ссуда под залог недвижимости. Она выдается на приобретение или строительство жилья, покупку земли и имеет долгосрочный характер.
Ипотека недвижимого имущества осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 23.12.1995 № 2723 «Об ипотеке недвижимого имущества» [15]. Ипотечное кредитование является неотъемлемым элементом рыночной экономики и имеет следующие особенности: Ипотека – один из способов обеспечения обязательства недвижимым имуществом, при котором залогодержатель имеет право в случае неисполнения залогодателем обязательства получить удовлетворение за счет заложенной
недвижимости. Поэтому ипотечный кредит считается одним из наиболее «надежных» для кредитора. Большинство ипотечных ссуд имеет строго целевое назначение, поскольку они используются для финансирования, приобретения постройки жилых и производственных помещений. Ипотечные кредиты предоставляются на длительный срок от 10-30 лет с постепенным погашением кредита согласно заранее составленному графику. Казахстаном была выбрана малазийская модель системы ипотечного
кредитования. В ее основе лежит западное ноу-хау – двухуровневая структура рынка, благодаря которой банки аккумулируют на рынке ценных бумаг «долгие» целевые деньги, предназначенные для ипотеки, и имеют возможность давать под невысокий процент жилищные кредиты. Первичный уровень – сами кредиты, а вторичный – специальные ипотечные ценные бумаги (облигации, закладные), с помощью которых происходит подпитка банков-кредиторов.
Ипотечный кредит предоставляется на приобретение жилья в рамках договора о сотрудничестве, заключенного между банком и застройщиком. Обеспечением кредита служит залог приобретаемого жилья. Банки второго уровня предоставляют розничные кредиты на следующие цели: а) для приобретения товаров народного потребления; б) приобретения автомобилей; в) неотложные нужды; г) приобретение жилой недвижимости; д) приобретение жилой недвижимости в рамках проекта
АО «Казахстанская ипотечная компания». Кредиты на приобретение товаров народного потребления. Для того чтобы купить товары в магазинах, сейчас не надо идти в банк с огромным количеством документов. Эти услуги можно получить у находящегося тут же работника банка. Выданные кредиты обеспечены приобретенными товарами. Торговая организация является при выдаче кредита посредником.
Кредитный договор заключается между клиентом и магазином, который в дальнейшем получает ссуду банка. Если этот вид кредитования был сильно развит за рубежом, то сейчас и казахстанцы пользуются этими услугами. Покупатели нередко приобретают дорогостоящие товары (автомобили, холодильники, стиральные машины, компьютеры и другие товары длительного пользования) с рассрочкой платежа. Преимущества в этом процессе кредитования получают все стороны.
Для клиента нет необходимости обращаться в банк и терять время для сбора необходимой документации. Для торговой организации – если клиент не в состоянии рассчитаться за дорогостоящую продукцию сразу, то банк это сделает за него. Для банка – расширение клиентской базы. Кредиты на неотложные нужды. Кредиты на неотложные нужды выдаются наличными деньгами на срок до 5 лет в сумме зависящей от заработной платы заемщика. Процент за пользование ссудой дифференцируется в зависимости
от срока кредитования. В настоящее время потребительские ссуды предоставляются заемщикам различными коммерческими банками. Вместе с тем существующая практика кредитования клиентов в целом имеет ряд общих особенностей, так к числу основных факторов влияющих на выбор формы кредита, договора и условий кредитования можно отнести макроэкономические факторы (общая экономическая и политическая ситуация, уровень официальной учетной ставки инфляции и прочее) и микроэкономические факторы (конкурентоспособность банка, испытываемые
им или его клиентом риски, платежеспособность клиента, является ли клиент постоянным клиентом банка и др.) действующие на уровне банка и его клиента. Эти и многие другие факторы принимаются во внимание банком при определение сроков кредитования и уровня взимаемых процентных ставок. Доля платежей по кредиту и расходов, связанных с иными долгосрочными обязательствами (потребительские кредиты, платежи за обучение, медицинское кредитование и др.), которая не должна превышать 55% в сумме
месячного совокупного дохода заемщика [16, с.74]. Трастовые услуги характеризуются как особая форма распоряжения собственностью, определяющая права на имущество, передаваемое в трастовое управление, на распределение прибыли, полученной в результате этого управления, и представляет собой отношения между учредителем траста, доверительным собственником (распорядителем) и бенефициаром. Траст в переводе с английского «trast» означает – доверие.
Потребность в трастовых операциях коммерческих банках, вызвано накоплением определенного богатства и состояний отдельными лицами. Вследствие чего возникла необходимость правильно и выгодно распоряжаться такими видами богатства, как денежные средства, акции, облигации, предметы искусства, драгоценные металлы и передавать их в руки тех учреждений, которые могут осуществлять управление ими. Вначале трастовыми операциями в ряде стран занимались отдельные лица, страховые компании, трастовые
компании. Однако приоритет отошел к банкам, т.к. такие функции, как учет операций, хранение ценностей выполняются коммерческими банками. Основой трастовых операций является сочетание доверия между сторонами четкой формации процедур оформления трастовых отношений. Участниками траста выступают: - учредитель траста, т.е. собственник имущества или имущественных прав, которые он передает в управление по доверенности доверительному собственнику; - доверительный собственник
– это юридическое лицо (банк), принимающий на себя функции управления имуществом на условиях, предусмотренных договором траста; - бенефицарий – это физическое лицо, в пользу которого им заключен договор об учреждении траста. Бенефициар вправе получать доходы, возникающие в силу владения имуществом, переданным в траст доверительному собственнику, в пределах и на условиях, установленных договором об учреждении траста. Учредитель также может быть бенефициарием траста.
Одной из функций банка в области трастовых операций является управление персональными трастами, т.е предоставление трастовых услуг физическим лицам. К числу трастовых услуг, предоставляемых физическим лицам относятся: - распоряжение наследством; - управление собственностью на доверительной основе; - выполнение роли опекуна и хранителя имущества; - выполнение агентских посреднических операций. Трасты могут быть завещательными, прижизненными и страховыми.
Прижизненный траст означает, что доверитель передает банку определенное имущество, которое он может хранить, инвестировать и распоряжаться на свое усмотрение. Во втором случае банк берет на себя обязательство и после смерти доверителя распоряжаться его имуществом и распределять доход с него между назначенными наследниками. Страховой траст возникает в случае, если физическое лицо назначает доверенным лицом по страховому полису
банк и поручает ему выплачивать страховую сумму после его смерти одному наследнику. Главная задача трастовых операций- сохранить и приумножить доверенный капитал [17, с.51]. Сейфовые услуги - это услуги банков по предоставлению сейфов под ответственное хранение ценностей. Банки в этих целях создают кладовые, предназначенных для хранения документов и ценностей клиентов. Они оборудуются сейфами и специальными блоками сейфовых ячеек.
Для удобства клиентов используются сейфовые ячейки различных размеров. Каждая ячейка снабжается кассетой (пеналом), в которую вкладываются документы и ценности клиента. Для обеспечен6ия надежности сохранности ценностей каждый сейф или ячейка имеют двойной механический ключевой замок. Он закрывается и открывается двумя различными ключами. Один ключ находится у работника банка, другой – у клиента.
Таким образом, сейф может быть открыт или закрыт только совместно работником банком и клиента. Все сейфы и ячейки пронумерованы. Для работы клиентов с документами до их вложения в сейф оборудуются кабины в помещении, непосредственно примыкающем или в самой кладовой [18, с. 70]. Арендовать сейф может любое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. К хранению в индивидуальных сейфах банка запрещаются: - огнестрельное, газовое, холодное оружие; -
взрывчатые вещества; - наркотические и психотропные вещества. Все это должно быть указано в тексте договора на аренду сейфа. Перед оформлением клиент - физическое лицо должен предъявить удостоверение личности. При оформлении договора на аренду сейфа должны быть оговорены взаимоотношения банка с клиентом в случае принудительного вскрытия сейфа. Договор аренды оформляется в двух экземплярах: один хранится в банке,
второй выдается клиенту, который совместно с банком определяет размер индивидуального сейфа. На основании оформленного договора банк оформляет карточку на право пользования индивидуальным сейфом. Клиенту выдаются – один экземпляр договора, копия квитанции приходного ордера за оплату аренды, пропуск, ключ от сейфа. В соответствии с действующим законодательством клиент - физическое лицо может сделать завещательное распоряжение на право получения имущества, содержащего в сейфе.
Оно должно быть составлено в письменной форме с указанием места и времени его составления, собственноручно подписано завещателем и нотариально заверено. Кроме того, право пользования сейфом клиент может предоставить доверенному лицу. В этом случае оформляется нотариально заверенная доверенность в 2-х экземплярах. Первый хранится вместе с договором в банке. Доверенное лицо имеет право от лица клиента делать вложение в сейф ценностей и документов, при этом договор и карточка оформляются на имя клиента, а документы подписываются
доверенным лицом с пометкой «по доверенности». Открытие, закрытие и опечатывание кладовой с индивидуальными сейфами возлагаются приказом по банку на руководителя, главного бухгалтера, заведующего кассой. В конце дня кладовая закрывается на ключи и опечатывается сургучными печатями трех должностных лиц. В случае неявки клиента по истечению 6 месяцев с момента окончания договора аренды, или при переходе права собственности на содержимое сейфа другому лицу по завещательному распоряжению или по свидетельству
о наследстве банк имеет право произвести принудительное вскрытие сейфа. Эта операция производится в присутствии трех должностных лиц с составлением акта вскрытия. Содержимое сейфа опечатывается и передается на хранение в кладовую до обращения клиента либо его наследника. В последние годы появился спрос на услуги банков по хранению документов и ценностей клиентов, и данный вид услуги приобретает все наибольшую актуальность.
Безналичные переводы денежных средств банками. Они предпо¬лагают открытие банковского счета, на котором учитываются остатки денежных средств клиента и через который проводятся его платежи. В традиционных платежных системах банковские счета необходимы для быстрого разнесения платежей по участникам расчетов, более удобного учета и визуального представления выплат для банков и их клиентов. В таких системах много клиентов, каждый из которых совершает множе¬ство платежей за короткий промежуток
времени, поэтому банковский счет является непременным условием их быстрой обработки. При массовых платежах банковский счет клиента позволяет быстрее и четче иденти¬фицировать плательщика и получателя, сводить для каждого из них все множество платежей в одном документе — выписке по счету. Издержки банка на открытие и ведение счета значительно меньше, чем выгода от быстрой обработки и лучшего проведения платежей. Банковский счет, открываемый физическому лицу в банке на основании соответствующего
договора, предусматривающего совершение расчетных операций, не связанных с осуществлением предпринимательской деятель¬ности, называется текущим счетом физического лица. При осуществлении безналичных расчетов по текущим счетам физическими лицами могут применяться установленные законодательством формы: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо. Списание денежных средств с текущего счета физического лица осуществля¬ется банком по распоряжению
его владельца либо без такового (в случаях, предусмотренных законодательством) на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств. Картотека неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица не ведется. В случае отсутствия денежных средств на текущем счете физического лица на момент списания средств, а также права на получение кредита (включая овердрафт), предусмотренного договором между банком и физическим
лицом, расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются плательщикам или взыскателям [19, с. 118]. Физическое лицо может предоставить другому физическому лицу (доверенному лицу) право распоряжения денежными средствами, находящимися на его текущем счете, на основании доверенности, составленной в соответствии с требованиями законодательства и удостоверенной банком либо в нотариальном порядке. Банки имеют право эмитировать банковские карты. Расчетная карта предназначена для совершения операций
ее держателем в пределах установленной банком-эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которым осуществляются за счет средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставля¬емого банком-эмитентом в соответствии с договором при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт). Кредитная карта предназначена для совершения ее держателем опе¬раций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных банком-эмитентом
клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора. По технологии обработки и передачи информации банковские карты делятся: 1) на карты с магнитной полосой; 2) карты со встроенной микросхемой (чиповые). Наиболее распространенными являются карты с магнитной полосой. Для записи и хранения информации они имеют три магнитные дорожки, одна из которых предназначена для
переписи данных во время каждой авторизации, а остальные две используются для идентификации владельца карты. Информация, содержащаяся на магнитной полосе, совпадает с записями на передней стороне карты: имя, номер счета владельца карты, дата окончания ее действия. При платежах по магнитным картам применяется режим on-line. Разрешение на платеж дает в этом случае компьютер банка или процессингового центра при связи с торговой
точкой с целью подтверждения платежеспособности владельца карты. Магнитные карты имеют существенные недостатки, к числу которых относятся плохие эксплуатационные характеристики (информацию на магнитном носителе можно легко разрушить), невозможность надежного, обновления информации, что не позволяет хранить на карточке информа¬цию о состоянии счета клиента, необходимость ее обслуживания в режиме on-line. Это означает, что для каждой трансакции необходимо обращаться через модемную связь
в центр авторизации, что дорого и недостаточно надежно. Кроме того, эти карты слабо защищены от мошенничества (их легко украсть, подделать путем копирования информации с магнитной полосы), а также от производства фальшивых карт. На картах со встроенной микросхемой носителем информации являет¬ся интегральная микросхема (микрочип), которая записывается заранее. Чиповые карты бывают различных видов:
1)карты памяти, микросхема которых содержит только запоминающее устройство. Объем памяти и уровень защиты этих карт не очень высок, поэтому они используются в прикладных системах, которые не требуют значительного уровня защиты информации, например для оплаты теле¬фонных разговоров. Карты памяти являются простейшими электронными картами; 2)смарт-карты — это карты, в интегральную микросхему которых включен микропроцессор, что делает их
«интеллектуальными». На¬звание «смарт-карта» (smart — интеллектуальный, разумный) связано с ее возможностью выполнять весьма сложные операции по обработке информации. Микросхемы смарт-карты по сути представляют собой микрокомпьютер, способный выполнять расчеты подобно персональному компьютеру, хранить в памяти информацию о состоянии карточного счета, предыдущих расчетных операциях. При платежах по смарт-картам применяется принципиально новый режим off-line — разрешение
на платеж дает сама карта (точнее, встроенная в нее микросхема) при общении с торговым терминалом непосредственное торговой точке. Накладные расходы по обеспечению платежей чрезвычай¬но малы, проблемы связи не играют той роли, как в технологиях on-line. Достоинства смарт-карт заключаются также в их надежности и безопас¬ности. Копирование данных, кроме как их производителями, невозможно благодаря внутреннему коду, записанному на каждой карте (ПИН-коду), известному только ее хозяину.
Пока этот код не будет представлен карте, последнюю использовать невозможно. При несанкционированной попытке исполъзования смарт-карта способна самостоятельно на время или навсегда прекратить свою работу. Для восстановления функционирования карты необходим ее возврат на место выдачи (в банк). Еще одним преимуществом смарт-карт над другими платежными карта¬ми является и их многофункциональность. Благодаря встроенным микро¬схемам, позволяющим осуществлять многие математические и логические операции,
и значительному по объему хранимой на них информации одни и те же смарт-карты могут использоваться в различного типа автомати¬ческих устройствах: - в автоматах по продаже сигарет, прохладительных напитков, телефонных автоматах, на автомобильных стоянках и мойках, в автосервисах. Банковские карты как разновидность платежных карт функциониру¬ют в рамках определенной платежной системы. Участниками платежной системы являются: - эмитент карт; - держатели карт; - торговые организации, обслуживающие
карты, т.е. принимающие по ним платежи или представляющие другие услуги; - кредитная организация — эквайрер; - процессинговый центр; - расчетный агент [20, с. 52]. Для расчетов с использованием расчетных и кредитных карт клиенту (физическому или юридическому лицу) открывается в банке счет, для чего с ним заключается договор банковского счета, предусматривающий совершение операций с использованием расчетных и кредитных карт.
На этот счет зачисляются денежные средства, предоставленные банком. Возврат этих средств и уплата по ним процентов осуществляются в без¬наличном порядке путем списания или перечисления соответствующих сумм с банковских счетов клиентов, открытых в банке-эмитенте или другой кредитной организации, а также наличными деньгами через кассу или банкомат (клиентами — физическими лицами). По одному счету клиента могут совершаться операции с использова¬нием нескольких расчетных и
кредитных карт, выданных банком-эми¬тентом. По нескольким счетам клиентов могут совершаться операции с использованием одной расчетной или кредитной карты, выданной бан¬ком-эмитентом. При совершении клиентом — физическим лицом операций с исполь¬зованием предоплаченной карты договор банковского счета (договор банковского вклада) с ним не заключается. Каждая карта должна содержать наименование и логотип эмитента, позволяющие его идентифицировать.
Кроме того, карте присваивается персональный идентификационный номер (ПИН-код). Клиент — физическое лицо осуществляет с использованием банковской карты следующие операции: - получает наличные денежные средства в валюте РК или иностранной; валюте на территории РК и за ее пределами; - оплачивает товары (работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности) в валюте РК на территории РК, а также в иностранной валюте за пределами территории
РК; - иные операции в валюте РК, в отношении которых законодательством РК не установлен запрет (ограничение) на их совершение, и в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства РК. Клиент — физическое лицо может осуществлять с использованием предоплаченных карт данные операции за счет средств в валюте РК и/или в иностранной валюте, внесенных для расчетов с использованием предоплаченной карты. Системы электронных денежных переводов.
В системах электронных денежных переводов платежи осуществляются без открытия банковских счетов. Такие системы, как правило, работают с разовыми платежами и непостоянными клиентами. Открытие счета для случайного клиента и разового платежа существенно увеличивает коли¬чество действий участников расчетов, требует больших затрат времени, хранения значительного числа документов. В отличие от традиционных платежных систем, где единицами учета и документооборота являются одновременно
и банковский счет, и пла¬тежный документ, в системах, где нет клиентского счета, такой единицей учета является только платежный документ. В последнем случае он со¬держит все необходимые реквизиты для однозначной идентификации получателя и плательщика, а также для удостоверения факта инициации и проведения платежа [21, с. 69]. Наиболее распространенными платежными карточками в Казахстане являются карточки международных систем, их доля составляет 97,9%, доля карточек локальных
систем – 2,1%. Банками второго уровня выпускаются платежные карточки локальных систем: Altyn Card – АО «Народный банк Казахстана», Smart Alem Card – АО «БТА Банк», локальная карточка Сити Банка Казахстана – АО «Сити Банк Казахстана». Кроме того, банками Казахстана выпускаются и распространяются платежные карточки международных систем:
VISA International, Europay International, American Express International, China Union Pay, Diners Club International. Ведение банковских операций на дому (home banking) или в офисе представляет собой самостоятельную форму банковских услуг физи¬ческим лицам, основанных на использовании электронной вычисли¬тельной техники и средств связи. Впервые подобные услуги были реа¬лизованы в 1983 г.
Банком Шотландии совместно с British Telecom. Услуги дистанционного банковского обслуживания простираются от простейших информационных сервисов типа получения информа¬ции об остатке на счете до таких сложных форм обслуживания, как получение кредита в режиме удаленного доступа или размещение зая¬вок брокеру на фондовом или валютном рынке. Каналы доступа, то есть средства коммуникации, которые использует клиент для управле¬ния счетами, могут быть самыми разными - банкомат, телефон, сото¬вый телефон,
Интернет, сервис-центр (Call-центр), электронная почта, факс. Банк, предоставляющий своим клиентам полный набор услуг дистанционного обслуживания, тем самым становится телекоммуни¬кационно-финансовым центром, в который по разным каналам стека¬ются распоряжения клиентов. Клиенты такого «телекоммуникационного» банка могут использо¬вать для проведения операций любой из поддерживаемых каналов дос¬тупа или пользоваться различными комбинациями каналов в зависи¬мости от ситуации.
Например, можно использовать компьютер на ра¬бочем месте при управлении счетами с работы, мобильный телефон - по дороге домой. В зависимости от типа запрошенной операции соответствующее дистанционное распоряжение может обрабатываться в режиме реаль¬ного времени (online) либо с определенной периодичностью (offline). Примером операций, проводимых в онлайновом режиме, может слу¬жить конвертации валюты, при которых проданная валюта списывает¬ся со счета, а купленная зачисляется на счет в течение нескольких
се¬кунд и может быть использована для проведения последующих опера¬ций. Напротив, оплату коммунальных платежей целесообразно прово¬дить в режиме offline [22, с. 107]. Часть банков развивает дистанционные услуги в виде дополнитель¬ного сервиса прежде всего потому, что клиенту это удобно, а для лю¬бого банка удобство клиента - инструмент борьбы за рынок. Развитие средств связи и одновременное увеличение числа людей, пользующих¬ся платными услугами связи,
способствовало развитию телебанкинга (от гр. tele - далекий). Сначала банки использовали телефонную сеть и операторские центры для обслуживания клиентов. Позже у клиен¬тов появилась возможность, минуя оператора, самостоятельно осуще¬ствлять необходимые действия с помощью прямого модемного соеди¬нения. Основным видом дистанционного банковского обслуживания в настоящее время становится интернет-банкинг. В развитых странах мно¬гие банки эффективно используют
возможности этой публичной гло¬бальной сети для предоставления различных услуг индивидуальным клиентам. Некоторые специалисты, однако, считают, что этот метод больше подходит для обслуживания крупных корпоративных клиен¬тов, а работа через Интернет с физическими лицами и мелкими компа¬ниями пока проблематична. В Казахстане телебанкинг развивается пока на основе частных компьютерных сетей, без использования интернет-соединений. Банк закупает такую систему, а затем продает доступ к ней своим клиентам.
Тем са¬мым автоматизируется осуществление платежей, банковских операций и обмен информацией; из технологической цепочки обработки доку¬мента исключается процедура передачи бумажного документа из рук клиента в руки операциониста и перевода его в электронную форму. Сопутствующие этому процессу операции идентификации и аутенти¬фикации клиента и документа тоже выполняются автоматически. Поначалу введение таких систем в банках было скорее рекламным ходом, но постепенно они превратились
в неотъемлемый элемент технической политики. Их использование позволяет сократить текущие расходы, разгрузить операционные залы, осуществлять круглосуточ¬ную работу с клиентами. Расчеты в системе «Банк - Клиент» осуществляются путем переда¬чи клиентом и приема банком электронных платежных документов и последующей передачи банком клиенту извещения об их приеме. Электронный документ представляет собой совокупность данных, ко¬торые создаются, обрабатываются и хранятся
в памяти компьютера и передаются по каналам связи. Для обеспечения безопасности и конфиденциальности расчетов используются следующие средства защиты: - шифрование электронных документов, исключающее возможность их несанкционированного чтения; - система паролей и электронная подпись, обеспечивающие защиту электронных документов от несанкционированной модификации или уничтожения. Таким образом, система «Банк - Клиент» выполняет следующие основные функции: - платежную
(передача в банк платежных поручений по списанию средств со счетов клиента); - справочно-информационную (получение выписок по счетам, получение из банка электронных копий документов по зачислению средств на счета клиента, получение текущего состояния счета клиента, ин¬формация о курсах валют); - почтовую и специализированную (прием-передача почтовых сообщений, прием-передача типизированных сообщений, требующих при¬нятия решений и ручной обработки со стороны банка, например, при¬ем валютных платежных поручений,
заказ на покупку-продажу валю¬ты на бирже). К недостаткам данной системы можно отнести: - обязательное наличие у клиента на рабочем месте компьютера, модема и телефонной линии (это вызывает проблемы у мелких фирм и частных предпринимателей); - сложность настройки программ при переходе на новые версии, изменении законодательства или форм платежных документов; многочисленные проблемы при переходе на обслуживание из одного банка в другой. В развитых странах под интернет-банкингом подразумевается пре¬жде всего обслуживание
физических лиц, причем предлагаемый спектр услуг должен быть достаточно широк. Первая из подобных систем в Казахстане - «Internet сервис банк» Автобанка - позволяет поль¬зователям покупать и продавать валюту и ценные бумаги, оплачивать коммунальные услуги и услуги операторов связи, совершать переводы, открывать валютные и тенговые депозиты, пополнять карточные сче¬та, получать выписки по счетам и т.д.
Тем не менее пока это в основ¬ном работа на перспективу. Идет накопление опыта, необходимого багажа знаний, который позволит в дальнейшем более эффективно использовать возможности. Причины низкого спроса на услуги удаленного доступа очевидны: с одной стороны - недостаточное доверие населения к банковской сис¬теме в целом, с другой - опасения многих банков, что высокотехноло¬гичные, нетрадиционные для казахстанского рынка услуги просто не найдут массового потребителя.
Тем не менее казахстанские банки довольно быстро осваивают отдельные элементы новейших технологий, позволяющих поднять каче¬ство обслуживания клиентов. Примером может служить так называе¬мый WAP-банкинг, т.е. проведение банковских операций при помощи мобильного телефона, имеющего функцию доступа в Интернет. Еще одна услуга, предоставляемая владельцам мобильных телефо¬нов
SMS-банкинг. Через службу коротких сообщений клиент может получать информацию о состоянии счетов, а также выписки по счету за требуемый период. Эта услуга имеет больше перспектив, чем WAP-банкинг из-за дешевизны и большей скорости передачи данных. Использование сети Интернет для клиентов дает банку сразу несколько преимуществ: - снижение расходов на обслуживание клиентов, обусловленное автоматизацией электронного документооборота; - улучшение качества
предлагаемых клиенту продуктов за счет индивидуальной настройки на его потребности; - возможность быстрого расширения масштаба деятельности, выхода на региональные и смежные финансовые рынки, создания более современного имиджа и др [23, с. 29]. Вместе с тем воспользоваться этими преимуществами непросто. Для снижения издержек необходимо реорганизовать бизнес-процессы, сократить масштабы ручного труда. Индивидуальная настройка бан¬ковских услуг под потребности клиента требует создания специальной системы
управления. Расширение масштаба деятельности невозможно без соответствующей технической инфраструктуры - мощных компь¬ютеров (серверов), сетевого оборудования, средств защиты, специали¬зированных программных продуктов. Таким образом, изучение теоретической части розничных услуг коммерческих банков позволило определить их необходимость и значение для Республики Казахстан на современном этапе.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |