Комплексная бизнес-модель коммерческого банка Консалтинговая компания «Бизнес-инжиниринговые технологии (БИТЕК)» Исаев Роман, Партнёр. Эксперт по бизнес-инжинирингу и управлению в банковской сфере Аннотация Данная статья посвящена комплексной бизнес-модели коммерческого банка. В статье рассмотрены основные понятия бизнес-моделирования, способы и программные продукты по разработке бизнес-моделей. Автором предложена и детально описана собственная разработка –
Комплексная типовая бизнес-модель коммерческого банка. Она содержит успешные практики и решения, модели, документы, регламенты по основным областям менеджмента и бизнес-инжиниринга в банке: стратегия и BSC, бизнес-процессы, организационная структура и персонал, методология и банковские продукты, качество и ISO 9000, регламентация и документооборот, системная архитектура, многое другое. Применение данной комплексной типовой бизнес-модели в банке может значительно
сократить временные и финансовые затраты на реализацию проектов организационного развития и решения актуальных банковских задач (реализация стратегии, разработка продуктов, открытие новых филиалов и др.), а также повысить их эффективность. В статье приводится большое количество примеров банковских бизнес-моделей. Бизнес-моделирование, основные понятия и определения Бизнес-моделирование представляет собой процесс разработки различных бизнес-моделей предприятия (стратегия,
процессы, оргструктура, ресурсы и т.п.) с целью формализации и оптимизации деятельности предприятия. Сразу напрашивается определение, что такое бизнес-модель. Бизнес-модель – это формализованное описание (графическое, табличное, в некоторых случаях текстовое, либо в нотации специализированного программного продукта) определенного аспекта или сферы деятельности предприятия. Например, модели стратегических целей и показателей, стратегические карты, модели бизнес-
процессов, модели оргструктуры, модели библиотек документов и т.п. Исходя из определения бизнес-модели, существует 4 основных способа разработки бизнес-моделей. Перечислим их в порядке убывания уровня эффективности построения и использования бизнес-моделей.  В нотации (правилах) специализированного программного продукта: комбинация графики, таблиц и текста.  Графический: дерево, блок-схема, технологическая карта и т.п. 
Табличный.  Текстовый. Один из самых распространенных способов построения бизнес-моделей – это дерево (или иерархический список), которое позволяет перечислить все элементы бизнес-модели, показать связи (подчинение, включение и т.п.) между ними и параметры каждого элемента. Таблица также является распространенным способом построения бизнес-моделей, который позволяет перечислить все элементы бизнес-модели (по строкам) и дать им подробные характеристики (по столбцам).
Самый известный пример – это матрица (таблица) распределения ответственности. Наименее эффективным способом построения бизнес-моделей является текстовое описание. В тексте очень проблематично формализовать сложные бизнес-модели, отследить взаимосвязи между их элементами. Самый оптимальный вариант – это комбинация 3-х способов разработки бизнес-моделей (графика, таблица, текст), который и реализован во всех профессиональных продуктах бизнес-моделирования.
Если совокупность бизнес-моделей охватывает большинство основных сфер деятельности и систем управления в банке, то такая совокупность называется Комплексной бизнес-моделью банка. Комплексная бизнес-модель банка, которая содержит типовые успешные практики и решения, типовые модели, документы, регламенты по основным областям менеджмента и бизнес-инжиниринга в банке, называется Комплексной типовой бизнес-моделью банка. Роль, значение и применение комплексной бизнес-модели коммерческого
банка Бизнес-моделирование в том или ином виде проводится во всех коммерческих банках, разница заключается лишь в уровне развития и глубине данной деятельности. Тем не менее, банки по мере своего роста осознают необходимость формализации своей деятельности и как следствие – построение комплексной бизнес-модели. Итак, перечислим выгоды и преимущества, которые получает банк при построении комплексной бизнес-модели. 1. Комплексная бизнес-модель имеет большое значение при
слиянии и поглощении банков. Как правило, у разных банков разные организационные структуры, разные бизнес-процессы, стратегии и другие элементы управления. При слиянии и поглощении банков возникает необходимость стыкования этих разных элементов, их реорганизации. И если элементы не формализованы в виде бизнес-моделей, то выполнение данной деятельности становится довольно проблематичным. 2. Комплексная бизнес-модель имеет большое значение при тиражировании бизнеса
банка на филиалы. Как правило, в современных успешных банках создается комплексная бизнес-модель типового филиала, включающая бизнес-процессы филиала, его оргструктуру, структуру информационных систем и операционных ресурсов, схемы взаимодействия филиала и головного офиса. Таким образом, комплексная бизнес-модель облегчает и ускоряет процесс открытия новых филиалов, повышает стабильность и качество их функционирования. 3. Комплексная бизнес-модель особенно эффективна, как инструмент
наведения порядка в банке и развития, повышения прозрачности деятельности и управляемости банка. Благодаря комплексной бизнес-модели можно быстро и качественно выполнять различные задачи по развитию банка: эффективная автоматизация, правильный подбор и мотивация персонала, разработка и запуск новых продуктов и услуг и многое другое. 4. Комплексная бизнес-модель – это весомый шаг к построению и сертификации системы менеджмента качества банка по стандартам серии
ISO 9000, повышению имиджа и рыночной стоимости банка. 5. Комплексная бизнес-модель – один из ключевых факторов успеха в реализации стратегии банка, так как она связывает стратегию со всеми элементами и системами управления в банке (бизнес-процессы, персонал, проекты, ИТ и т.д.). 6. Комплексная бизнес-модель благодаря наличию готовых актуальных бизнес-моделей, регламентов, правил позволяет высвободить время руководителей от выполнения рутинных функций, принимать
своевременные и правильные управленческие решения. Использование комплексной типовой бизнес-модели банка Как было отмечено ранее, построение комплексной бизнес-модели важно и выгодно для банка. Но если каждый банк будет с нуля строить комплексную бизнес-модель, то это будет не совсем целесообразно. Каждый банк уникален в своем роде и у каждого есть свои отличия и конкурентные преимущества, но у всех
коммерческих банков можно выделить общие элементы в управлении и функционировании, которые по сути схожи для всех банков. Во-первых, это диктуется едиными требованиями и нормативными документами Банка России. Во-вторых, во всей банковской отрасли и банковском деле есть единые общепринятые стандарты, принципы работы и успешные практические решения. Таким образом, можно говорить о необходимости использования комплексной типовой бизнес-модели коммерческого банка.
Разработкой и постоянной актуализацией данной бизнес-модели автор занимается с 2005 года с использованием профессионального программного продукта бизнес-моделирования «Business Studio». Комплексная типовая бизнес-модель коммерческого банка (далее Бизнес-модель банка) является эффективным инструментом и информационно-методическим пособием по формализации и совершенствованию деятельности банка. Она применима, как для банков, которые начинают с нуля описание
бизнес-процессов и формализацию деятельности, так и для банков, которые продолжают актуализировать и совершенствовать уже описанные бизнес-процессы и другие элементы банковской деятельности. Бизнес-модель банка содержит успешные практики и решения, модели, документы, регламенты по основным областям менеджмента и бизнес-инжиниринга в банке: стратегия и BSC, бизнес-процессы, организационная структура и персонал, методология и банковские продукты, качество
и ISO 9000, регламентация и документооборот, системная архитектура, многое другое. В основе Бизнес-модели банка лежит опыт автора и специалистов в банковской сфере по успешному выполнению консалтинговых проектов в течение многих лет в банках различного масштаба и профиля деятельности. Бизнес-модель банка регулярно пополняется новыми элементами и совершенствуется в соответствии с появлением новых решений и практик, изменением банковского законодательства, особенностей банковского рынка.
Использование Комплексной типовой бизнес-модели позволяет банку.  Значительно сократить временные и финансовые затраты на реализацию проекта формализации и оптимизации деятельности банка и других проектов организационного развития.  Быстро и качественно проектировать новые продукты/услуги и бизнес-процессы.  Внедрить в деятельность банка успешные практики из банковской отрасли. 
Повысить качество банковского сервиса и внутренней деятельности.  Повысить оперативность и качество принимаемых управленческих решений. Структура и детальное описание элементов Бизнес-модели банка Бизнес-модель банка включает 4 группы бизнес-моделей в соответствии с основными системами управления в банке: стратегическое управление, управление бизнес-процессами, управление персоналом и оргструктурой,
управление качеством. В каждой группе находятся различные бизнес-модели по конкретным аспектам, соответствующим группе – системе управления (см. Рис. 1). 5-я группа «Объекты деятельности и ресурсы» является составной из различных вспомогательных бизнес-моделей. Рис. 1. Структура комплексной типовой бизнес-модели банка Приведем детальное описание и состав каждой из пяти групп бизнес-моделей. 1. Стратегическое управление.
Бизнес-модели данной группы формализуют элементы стратегического управления банка. Примеры всех бизнес-моделей данной группы и правила их построения можно найти в соответствующих методиках и учебных материалах. Основные элементы бизнес-моделей данной группы:  Стратегия  Бизнес-направление  Стратегическая цель  Показатель 1.1. Модель стратегий.
Данная бизнес-модель описывает основные стратегии банка и их характеристики. Выделяют различные виды стратегий: продуктовые, клиентские, функциональные, финансовые и т.д. 1.2. Модель бизнес-направлений. Бизнес-направление – это стратегическое направление деятельности банка, которое выделено в соответствии типами клиентов, продуктов или рынков и приносит значительную прибыль. Пример бизнес-направлений, выделенных по типам Клиентов /
Рынков – см. на Рис. 2. Рис. 2. Бизнес-направления банка (верхний уровень) Бизнес-направления банка далее детализируются на продукты и услуги, что в результате дает модель продуктов и услуг банка (см. Рис. 3). Бизнес-модель Банка [1] включает расширенную модель бизнес-направлений, а также продуктов и услуг крупного универсального банка, который реализует все основные банковские продукты и услуги. Рис. 3. Модель (дерево) продуктов и услуг банка 1.3.
Модель стратегических целей. Данная бизнес-модель описывает структуру и характеристики стратегических целей банка. Цель – это желаемое будущее состояние банка, которое может быть достигнуто при выполнении выделенного состава бизнес-процессов и проектов с учетом критических факторов успеха. Стратегические цели рекомендуется группировать, например по перспективам системы сбалансированных показателей (BSC): Финансы, Клиенты, Процессы, Персонал, Развитие.
Если стратегические цели разрабатываются для всех уровней управления банка (бизнес-направление, департамент, отдел, должность), то они декомпозируются на каждом уровне и впоследствии опускаются до отделов и должностей. Бизнес-модель Банка [1] включает расширенное дерево стратегических целей, которые наиболее актуальны в различных коммерческих банках. Данное дерево декомпозировано до уровня бизнес-направлений. К каждой цели в параметрах привязаны Показатели и
Проекты. Пример модели стратегических целей представлен на Рис. 4. Рис. 4. Стратегические цели банка (фрагмент) 1.4. Модель показателей KPI. Данная бизнес-модель описывает структуру и характеристики показателей (KPI). Показатели могут разрабатываться, как в рамках системы сбалансированных показателей (BSC) – см. Рис. 5, так и в рамках других задач. Например, для оценки результативности отдельных бизнес-процессов
(операционные показатели), для оценки достижения отдельных стратегических целей. Бизнес-модель Банка [1] включает модель показателей KPI, которые разработаны и привязаны для всех стратегических целей. Рис. 5. Показатели KPI банка (фрагмент) 1.5. Модель проектов / стратегических инициатив. Модель проектов предназначена для систематизации управления проектами в банке.
Проект – это деятельность, выполняемая однократно и ограниченная во времени (в отличии от бизнес-процесса) и направленная на достижение определенного результата. Проекты могут способствовать достижению стратегических целей банка – в таких случаях между ними устанавливается и отслеживается связь (проекция). Все проекты рекомендуется группировать по перспективам BSC в соответствии с целями, либо по другим критериям.
Для каждого проекта могут задаваться различные параметры: владелец, ресурсы, сроки, ключевые этапы, контрольные точки и т.д. Бизнес-модель Банка [1] включает перечень банковских проектов для достижения ключевых стратегических целей. 1.6. Стратегическая / счетная карта BSC. Стратегическая карта предназначена для визуализации стратегических целей и причинно-следственные связей между ними, а также другой необходимой информации.
В соответствии с уровнями стратегических целей выделяют разные уровни стратегических карт. Стратегическую карту верхнего уровня принято называть Корпоративной. Бизнес-модель Банка [1] включает.  Стратегическая карта Банка (Корпоративная).  Стратегическая карта (Private Banking Банка). 
Стратегическая карта (Корпоративный бизнес Банка).  Стратегическая карта (Розничный бизнес Банка). Счетные карты показывают перечень целей и их основных атрибутов: показатели, владелец, проекты, единицы измерения и т.д. В счетные карты также могут заноситься планируемые и фактические значения показателей для отслеживания достижения целей и принятия оперативных корректирующих воздействий.
Если нет необходимости строить единую счетную карту для всех стратегических целей, можно построить отдельную счетную карту для одной или нескольких целей в виде модели окружения цели (см. Рис. 6). Рис. 6. Модель окружения стратегической цели банка (счетная карта) 2. Управление бизнес-процессами. Бизнес-модели данной группы формализуют бизнес-процессы банка, все, что в них циркулирует (документы, материальные потоки и т.д.) и все, что с ними связано (структурные звенья,
показатели и т.д.). Бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности (подпроцессов), преобразующих входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. Примеры всех бизнес-моделей данной группы и правила их построения можно найти в книге [2]. Формализация бизнес-процессов выполняется в двух видах:  Вертикальное описание бизнес-процессов, или просто выделение всех бизнес-процессов банка в виде иерархического
списка (дерева).  Горизонтальное описание бизнес-процессов, или детальное описание бизнес-процессов, указание взаимосвязей (бизнес-логики) между бизнес-процессами из дерева процессов. Основные элементы бизнес-моделей данной группы:  Процесс / функция  Событие  Связь (стрелка)  Операторы (условие, И,
ИЛИ, исключающее ИЛИ)  Потоки (входы-выходы)  Ссылки (внешние, междиаграммные)  Операционные ресурсы 2.1. Модель (дерево) бизнес-процессов. Бизнес-модель Банка [1] включает дерево всех бизнес-процессов банка до уровня функций (см. Рис. 7), выполняемых сотрудниками, схемы бизнес-процессов верхнего и среднего уровня в нотации IDEF0, нижнего уровня – в нотации
Cross Functional Flowchart. В Бизнес-модели Банка приняты следующие уровни бизнес-процессов.  1-й уровень. 3 группы бизнес-процессов: основные, обеспечивающие, управления. Критерий: предназначение бизнес-процесса.  2-й уровень. Для основных бизнес-процессов: обслуживание физических лиц, обслуживание юридических лиц, работа на финансовых и межбанковских рынках и др. Критерий: бизнес-направление.  3-й уровень.
Для основных бизнес-процессов - критерий: тип банковского продукта / услуги. Например, Кредитование ФЛ или Расчетно-кассовое обслуживание ЮЛ.  4-й уровень. Для основных бизнес-процессов - критерий: конкретный банковский продукт / услуга. Например, Потребительское кредитование или Банковские счета ЮЛ. Рис. 7. Дерево бизнес-процессов банка (фрагмент) 2.2.
Матрица (сеть) бизнес-процессов. Данная бизнес-модель представляет собой графический / табличный аналог дерева бизнес-процессов с указанием общих связей между процессами. 2.3. Модель окружения бизнес-процесса. Модель окружения бизнес-процесса создается перед его детальным описанием, для того чтобы показать границы процесса (входы-выходы, события начала-завершения) и атрибуты процесса (автоматизирующие его информационные системы, показатели, владелец, исполнители и многое другое).
Пример модели окружения бизнес-процесса «Изготовление банковской карты» показан на Рис. 8. Рис. 8. Модель окружения бизнес-процесса «Изготовление банковской карты» 2.4. Модель бизнес-процесса (технологическая карта). Модель бизнес-процесса представляет собой детальное описание бизнес-процесса, описание его бизнес-логики. Модель может быть выполнена в различных нотациях, которые рекомендуется использовать на разных уровнях
дерева бизнес-процессов.  На верхних и средних уровнях:, ARIS VAD, IDEF0, DFD.  На нижних уровнях: ARIS eEPC, IDEF3, DFD, Cross Functional Flowchart. Бизнес-модель Банка [1] включает детальные описания следующих бизнес-процессов в нотации Cross Functional Flowchart (Технологические карты).
Группа основных бизнес-процессов «Обслуживание физических лиц».  Кредит наличными  Ипотечное кредитование  Банковские карты ФЛ Группа основных бизнес-процессов «Обслуживание юридических лиц».  Банковские счета ЮЛ  Валютный контроль и валютные операции  Депозиты  Кредитование ЮЛ 
Банковские карты ЮЛ и зарплатные проекты  Индивидуальные банковские ячейки (сейфы)  Инкассация  Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) ЮЛ Обеспечивающие и управляющие бизнес-процессы  Управление ПОД / ФТ (финансовый мониторинг) 
Управление персоналом  Управление филиальной сетью банка Обязательные процедуры СМК (ISO 9000)  Управление документацией  Управление записями  Внутренние аудиты  Управление несоответствующей продукцией  Корректирующие действия  Предупреждающие действия 3.
Управление персоналом и оргструктурой. Бизнес-модели данной группы формализуют организационную структуру банка, правила подчинения подразделений и должностей, делегирование полномочий, распределение ответственности и функций структурных звеньев в бизнес-процессах, компетенции и характеристики структурных звеньев. Основные элементы бизнес-моделей данной группы:  Подразделение.  Должность. 
Бизнес-роль. Примеры всех бизнес-моделей данной группы и правила их построения можно найти в соответствующих методиках и учебных материалах, например в книге [2]. 3.1. Модель организационной структуры. Одна из важнейших бизнес-моделей. Организационная структура наиболее легко поддается моделированию, так как она в большинстве случаев четко определена в банке в виде штатного расписания и нормативных документов службы персонала.
Модель строится иерархически, от верхнего уровня к нижнему: топ-менеджмент, блоки (при наличии), департаменты, управления, отделы, должности. Существуют различные виды организационные структур: процессные, функциональные, линейные, матричные и др. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. При построении модели организационной структуры (см. Рис. 9) возможны два способа расположения руководителя подразделения относительно возглавляемого подразделения
в организационной иерархии:  Руководитель находится выше возглавляемого подразделения на один уровень по иерархии.  Руководитель находится на один уровень вниз по иерархии относительно возглавляемого подразделения. Данный способ является более предпочтительным. Рис. 9. Организационная структура банка (фрагмент) Бизнес-модель Банка [1] включает организационную структуру банка до уровня должностей, подразделения,
отделы и должности, имеющиеся в крупном универсальном коммерческом банке, предоставляющем основные банковские продукты и услуги. По каждой структурной единице сформированы организационные диаграммы. 3.2. Модель территориальной структуры Модель территориальной структуры имеет большое значение для банков с крупной филиальной сетью. Данная бизнес-модель строится по аналогии с организационной структурой и включает следующие элементы: представительство, филиал, дополнительный офис, операционная касса вне
кассового узла (ОКвКУ) и др. Позволяет визуализировать структуру и подчинение всех территориальных подразделений банка. При необходимости данная бизнес-модель проецируется на бизнес-процессы и другие элементы управления территориальных подразделений. 3.3. Модель бизнес-ролей. Бизнес-роли предназначены для случаев, когда организационной структуры не достаточно для решения задач бизнес-моделирования. Примеры таких случаев: 
Когда нельзя поставить для функции в соответствие одну конкретную должность в качестве исполнителя. Например, уполномоченный оформлять КОП (карточка образцов подписей), ответственный за проверку клиента, любой сотрудник банка и т.п.  Когда несколько структурных звеньев выполняют общие функции. Например, кредитный комитет, собрание по качеству и т.п. Данная бизнес-модель строится в виде дерева, либо простого списка.
В параметрах каждой бизнес-роли указываются структурные единицы из оргструктуры, которые входят в бизнес-роль. Бизнес-модель Банка [1] включает список типовых бизнес-ролей и комитетов банка. 3.4. Матрица распределения ответственности. Данная бизнес-модель (см. Рис. 10) представляет собой таблицу, где по строкам указаны бизнес-процессы, по столбцам структурные звенья, а на пересечении строк и столбцов стоят условные обозначения:
О – ответственный (владелец), И – исполнитель. Могут быть и другие обозначения. Матрица распределения ответственности имеет большое значение при анализе организационной структуры и бизнес-процессов банка, а также при формировании регламентирующей документации. Рис. 10. Матрица распределения ответственности (упрощенный пример) Бизнес-модель Банка [1] включает распределение владельцев для всех бизнес-процессов верхнего уровня
и распределение исполнителей для всех бизнес-процессов, имеющих детальное описание. 3.5. Модель компетенций и полномочий. Совокупность бизнес-моделей, которые задают описание знаний, прав и полномочий, требований и другой информации, которая в дальнейшем привязывается к должностям и процессам. Обычно в банке строятся следующие бизнес-модели:  Карты знаний (Knowledge map). Они содержат такие элементы, как: проводить финансово-экономический анализ
клиента, администрировать АБС, знать английский язык, знать положения Банка России № 28-И, № 54-П, и т.п.  Карты полномочий (Authority map). Они содержат такие элементы, как: подписывать договора, открывать расчетные счета, вести переговоры с VIP-Клиентами и т.п. 4. Управление качеством. Бизнес-модели данной группы формализуют стандарты, требования, показатели, записи, результаты аудитов и другие материалы, которые используются при управлении качеством
в банке. Основные элементы бизнес-моделей данной группы:  Стандарт / требование  Показатель качества  Фактор (проблема / отклонение / причина) Примеры всех бизнес-моделей данной группы и правила их построения можно найти в книге [2]. 4.1. Модель (дерево) стандартов и требований. Данная бизнес-модель содержит официальные тексты стандартов серии
ISO 9000 и других необходимых стандартов, сгруппированные по разделам в виде иерархического списка. Для каждого Раздела / требования стандарта ISO 9001 следует назначить ответственного среди должностных лиц банка, проект или программу, способствующий выполнению требования, нормативные документы банка, в которых фиксируются результаты выполнения требований, другие необходимые атрибуты. Бизнес-модель Банка [1] включает разделы и тексты стандарта
ISO 9001 с привязкой к ответственным должностным лицам банка. 4.2. Модель показателей качества (для ISO 9000). Показатели качества служат для привязки к бизнес-процессам и оценки их качества в рамках системы менеджмента качества. 4.3. Модель проблем / отклонений. Данная бизнес-модель выполняется в нотации «Cause and Effect diagram» (диаграмма причин-следствий). Она предназначена для выявления и анализа проблем / отклонений
/ причин и поиска путей решения в различных элементах управления и областях деятельности банка: бизнес-процессы, продукты и услуги, реализация стратегии и др. Для выявления и анализа проблем / отклонений / причин выбирается один проблемный показатель, либо проблемный аспект деятельности банка. Затем определяются основные группы факторов, влияющих на данный показатель. Далее по каждой группе факторов определяются конкретные факторы.
5. Объекты деятельности и ресурсы. Бизнес-модели данной группы формализуют объекты деятельности и ресурсы, которые используются в других группах бизнес-моделей и при решении различных задач банка (организация документооборота, автоматизация, инвентаризация и т.д.). Основные элементы бизнес-моделей данной группы:  Документ (или информационный поток)  Информационная система (программный продут, модуль)
 Материальный ресурс (или материальны поток)  Операционный ресурс. 5.1. Модель библиотеки документов. Данная бизнес-модель позволяет систематизировать все документы банка (нормативные документы, формы документов, тарифы, информационные письма др.), организовать к ним единый доступ сотрудников банка с разграничением прав. Привязка документов и информационно-материальных потоков к бизнес-процессам банка,
имеющим детальное описание, позволяет организовать (построить маршруты документов) и автоматизировать документооборот в банке. В дополнении к данной бизнес-модели строится модель статусов документов. Как известно, документ на протяжении своего существования в банке может иметь большое количество статусов. Примеры статусов документа: в разработке, на согласовании, утвержден, отменен, сдан в архив и т.д. Данные статусы ставятся в соответствие документам библиотеки для повышения удобства их использования
и избегания ошибок и недоразумений при работе. Бизнес-модель Банка [1] включает документы и потоки, которые разделены по папкам в соответствии с деревом процессов и имеют следующую структуру (см. Рис. 11).  Документы по бизнес-процессам (банковские формы). Формы банковских документов, циркулирующие во всех бизнес-процессах.  Информационные и материальные потоки по всем бизнес-процессам. 
Документы методические. Методики, порядки, правила, используемые в бизнес-процессах.  Документы по продуктам и услугам. Тарифы, программы, условия предоставления банковских продуктов.  Положения и инструкции ЦБ. Список нормативных документов Банка России, регламентирующих выполнение бизнес-процессов.  Документы СМК. Дерево документов, которые используются в обязательных процедурах
СМК и СМК в целом. Рис. 11. Модель библиотеки документов банка (фрагмент) 5.2. Модель информационных систем и баз данных. Данная бизнес-модель имеет большое значение для ИТ-департамента и разрабатывается в большинстве банков. Она позволяет структуризировать все информационные системы (программные продукты и приложения, операционные системы и др.) и базы данных, используемые в банке.
Модель банковских информационных систем может детализироваться до модулей, ИТ-функций с привязкой экранных форм, ссылок на базы данных. Семейство данных бизнес-моделей (и связанных с ними) в некоторых банках называется системной архитектурой. Модель банковских информационных систем служит и для проецирования ее на бизнес-процессы банка, с целью их автоматизации, разработки технических заданий. Бизнес-модель
Банка [1] включает дерево основных банковских информационных систем с детализацией до модулей и ИТ-функций (см. Рис. 12). Рис. 12. Модель информационных систем банка (фрагмент) 5.3. Модель материальных ресурсов. Материальные ресурсы циркулируют в бизнес-процессах в виде входов-выходов, поэтому целесообразно их систематизировать в виде отдельной бизнес-модели. При помощи данной бизнес-модели можно иерархически упорядочить ресурсы, присвоить им различные параметры
и классифицировать (например, по бизнес-процессам, по типам ресурсов и т.п.). Бизнес-модель Банка [1] включает модель материальных ресурсов (потоков) по всем бизнес-процессам, имеющим детальное описание. Примеры материальных ресурсов (потоков): банковская карта, сумка инкассатора, банковская сейфовая ячейка, денежная наличность, кассета банкомата и т.д. 5.4. Модель операционных ресурсов. Данная бизнес-модель объединяет в себя семейство следующих моделей:
 Модель аппаратных ресурсов (компьютер, сервер, принтер и т.д.)  Модель локальной вычислительной сети (ЛВС) и телекоммуникаций.  Модель хозяйственных ресурсов.  Модель транспортных ресурсов.  Карты помещений банка (схемы расположения мебели, бытовых объектов и т.д.)  Карты средств безопасности и технической защиты банка (количество, типы и расположение камер наблюдения,
средств контроля доступа СКД и т.д.)  Модель банковского оборудования.  И многое другое. Модель операционных ресурсов имеет большое значение при проведении функционально-стоимостного анализа (ФСА) бизнес-процессов. В данном случае на основе стоимости и количества используемых в бизнес-процессе ресурсов (например, бумага А4, компьютер, Интернет-трафик и др.) может рассчитываться стоимость всего
бизнес-процесса. Для этого необходимо спроецировать операционные ресурсы на бизнес-процессы и задать им количественные и стоимостные характеристики. Автоматизация разработки и внедрения Бизнес-модели банка Для работы с бизнес-моделями предназначены специальные программные продукты класса «Бизнес-моделирование». Перечислим основные функции по работе с бизнес-моделями, которые автоматизируют данные программные продукты.  Разработка бизнес-моделей с нуля. 
Актуализация существующих бизнес-моделей.  Анализ и оптимизация бизнес-моделей.  Интеграция (установление взаимосвязей) бизнес-моделей. Одна из важнейших функций, которая позволяет создать систему взаимосвязанных бизнес-моделей и автоматизированно синхронизировать их.  Формирование регламентирующих документов по бизнес-моделям.  Доведение бизнес-моделей и регламентирующих документов до сотрудников.
Например, автоматизированная публикация бизнес-моделей в веб-сайте, либо создание Бизнес-Навигатора. Во многих программных продуктах есть еще одна важная функция, которая относится к мета-уровню разработки бизнес-моделей, а именно функция разработки типов / шаблонов бизнес-моделей или конфигуратор бизнес-моделей. Данная функция полезна в случаях, когда необходимо:  создать новый тип бизнес-модели, которого нет в стандартной библиотеке бизнес-моделей.  изменить
фигуры объектов или набор параметров объектов существующих бизнес-моделей.  изменить типы связей между объектами. При разработке комплексной типовой бизнес-модели банка [1] автор использовал программный продукт «Business Studio». Задачи, решаемые «Business Studio», показаны на Рис. 13. Как видно из данного рисунка, данные задачи охватывают все основные области менеджмента и типы бизнес-моделей: стратегия, бизнес-процессы, организационная структура, качество,
информационные системы. Более того, данные задачи соответствуют этапам построения системы менеджмента качества, а их результаты требованиям стандартов серии ISO 9000. Подробное описание программного продукта «Business Studio» см. в [3]. Рис. 13. Задачи, решаемые ПП «Business Studio» На рынке программных продуктов бизнес-моделирования также есть и другие решения, среди них:
«ARIS», «Бизнес-Инженер», «AllFusion Process Modeler», «IBM WebSphere Business Modeler», «QPR Collaborative Suite» и др. Среди программных продуктов начального уровня для построения бизнес-моделей можно рекомендовать MS Visio и MS Word. Но как только сложность и количество бизнес-моделей становится значительным, необходимо использовать профессиональные продукты бизнес-моделирования.
Заключение Итак, еще раз подчеркнем, что разработка и активное использование в банке комплексной бизнес-модели является одним из ключевых факторов успеха, который способствует развитию банка, повышению эффективности работы сотрудников, функционирования бизнес-процессов и реализации стратегических целей. При разработке комплексной бизнес-модели рекомендуется использовать типовую Бизнес-модель банка [1], чтобы «не наступать на одни и те же грабли» и не повторять с нуля весь путь,
который уже проделали многие банки, внедрившие у себя комплексную Бизнес-модель. Источники информации [1] Комплексная типовая бизнес-модель коммерческого банка: http://www.businessstudio.ru/buy/modelsh op/nm_bank [2] Исаев Р.А. Бизнес-инжиниринг и управление в коммерческом банке – М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2009. – 318 с. Ил. [3] Информация о программном продукте «Business
Studio» на официальном сайте http://www.businessstudio.ru. Консалтинговая компания «Бизнес-инжиниринговые технологии (БИТЕК)» Исаев Роман, Партнёр. Эксперт п
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |