МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)
Кафедра «История архитектуры»
Реферат
«Творчество Ф.Л.Райта. Основные работы итворческие концепции»
Выполнила студентка 5 группы, IVкурса
Москва 2006
Райт — крупнейший архитектор в истории США. За болеечем семьдесят лет своего творческого пути он сделал для развития современнойархитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада. Райт выдвинулпринцип архитектуры органичной — то есть целостной, являющейся неотделимойчастью среды, окружающей человека. Им была сформулирована идея непрерывностиархитектурного пространства, противопоставляемая артикуляции, подчеркнутомувыделению частей в классической архитектуре. Основанный на этой идее прием такназываемого свободного плана вошел в число средств, используемых всемитечениями современного зодчества. Однако влияние Райта выходит далеко запределы основанного им течения, так называемой органичной архитектуры. ФрэнкЛлойд Райт родился 8 июня 1869 года в поселке Ригленд-Сентер, штат Висконсин.Его отец был священником и музыкантом, мать, дочь переселенцев из Уэллса, — сельской учительницей. Семья очень нуждалась, но все воспитание Райта былоподчинено мечте матери — сделать сына великим архитектором. Окружавшие его ссамых ранних лет гравюры и альбомы, игры, главной задачей которых было созданиеиз популярных тогда кубиков Фребеля фантастических сооружений, наконец, книгиРёскина и Виоле ле Дюка сделали для формирования будущего архитектора,вероятно, больше, чем два года, проведенные в инженерном колледжеВисконсинского университета, который он не смог закончить. В 1887 году Райтпереезжает в Чикаго и после недолгой работы в ателье архитектора Дж.Л. Силсби,приверженца модного тогда эклектизма, поступает на работу в ателье Адлера иСалливена. Луис Салливен стал для Райта «любимым мастером». Преподанные имуроки правдивости, естественности и целостности в решении архитектурных задачРайт усвоил навсегда. «Когда в 1893 году я начинал свою самостоятельную работу,- писал позднее в своей автобиографии архитектор, — в области архитектуры истроил свои первые дома, которые порой без всякого смысла называют «Новойшколой Среднего Запада» (все, что ни делается в этой суетливой стране,немедленно получает рекламный ярлык), единственный путь упрощения ужасающеймоды в строительстве заключался в том, чтобы создавать лучший замысел иосуществлять его… Приняв за масштаб человеческую фигуру, я уменьшил высотувсего дома, сделал ее соответствующей высоте человеческого роста; не веря вдругой масштаб, кроме человеческого, я, введя его в восприятиепространственности, распластал массу здания. Говорили, что если бы я былсантиметров на десять выше ростом, мои дома имели бы совсем другие пропорции.Может быть. Простота была основной проблемой в период тех ранних исканий, и явскоре убедился в том, что органичная простота обладает возможностями подлиннойвзаимосвязи, а красота, которую я почувствовал, соответствует выражению этойвзаимосвязи. Убожество — это еще не простота...» В его первых произведениях — собственный дом в Окпарке (1895), мельница в Спринг-Грин (1896) — очевидныследы многих влияний, среди которых влияние романтической архитектуры Г.Ричардсона было наиболее сильным. Творческая зрелость мастера приходит с наступлениемнового века. В 1900 году постройкой домов Брэдли и Хикока в Канаке (штатИллинойс) он начинает знаменитую серию так называемых домов прерий, наиболеезначительны среди которых дом Уиллитса в Хайленд-парке (1902), дом Мартин вБуффало (1904) и дом Роби в Чикаго (1909). Эти постройки невелики, ихкомпозиция основывается на своеобразном истолковании идеала бытового укладабуржуазной семьи. Но Райт стремился воплотить в их архитектуре идею, значениекоторой выходит за пределы конкретного типа постройки. «Пространство должнорассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры».Воплощение этой идеи было связано с изучением японской народной архитектуры,которой Райт увлекся в 1890-е годы. Японский дом послужил Райту высшим образцомтого, как следует при проектировании устранять не только не нужное, но в ещебольшей степени как исключать несущественное. В американском доме он исключилвсе тривиальное и вносящее путаницу. Он сделал даже больше. В чистофункциональных элементах, которые часто оставались незамеченными, он открылпрежде скрытую силу выразительности, так же как последующее поколениеархитекторов выявило скрытую силу выразительности в конструкции. Из всех вышеперечисленных работ Райта дом Роби оказал, по-видимому, наибольшее влияние наразвитие архитектуры. История Роби-хауза относится и к одной из самых печальныхглав непонимания архитектурной ценности здания. Дирекция университета в Чикаго,которая позже использовала здание для семинара по теологии, намеревалась егоразрушить, чтобы построить на его месте студенческое общежитие. Но как разперед непосредственной угрозой сноса этот дом приобрел известный строительныйподрядчик и этим спас здание. Идея единства внутреннего пространства былаиспользована Райтом и в здании конторы фирмы Ларкина в Буффало (1904),массивные объемы которого так же свободны от декоративных деталей, как и «домапрерий». В Ларкин-билдинг каркас отсутствовал. Райт так же, как и пристроительстве небольших жилых домов, применил только кирпич. Здание перекрываетплоская застекленная крыша. Сам мастер охарактеризовал это сооружение следующимобразом «Изолированное здание… стальная встроенная мебель и сейфы длядокументов… первое здание для контор, в котором применена установкакондиционированного воздуха, …впервые обвязка стеклянных дверей и оконвыполнена из металла...»
В егопервых произведениях — собственный дом в Ок-парке (1895), мельница вСпринг-Грин (1896) — очевидны следы многих влияний, среди которых влияниеромантической архитектуры Г. Ричардсона было наиболее сильным.
За первое десятилетие векаРайт построил более ста домов, но на развитие американской архитектуры они в товремя не оказали заметного влияния. А вот в Европе Райта скоро оценили, и онбыл признан поколением архитекторов, относящихся к современному направлению вархитектуре. В 1908 году его посетил Куно Франке, преподававший эстетику вГарвардском университете. Результатом этой встречи были появившиеся в 1910 и1911 годах две книги Райта, которые положили начало распространению его влиянияна архитектуру за пределами Америки. В 1909 году Райт едет в Европу. В Берлинев 1910 году устраивается выставка его работ, издается монография. Они оказываютбольшое влияние на рационалистическое направление, которое начинаетформироваться в те годы в Западной Европе. Творчество Гропиуса, Мис ван дерРоэ, Мендельсона, голландской группы «Стиль» в последующие полтора десятилетияобнаруживает очевидные следы этого влияния. С особенным энтузиазмом быливосприняты идеи Райта о целостности внутреннего пространства зданий, о ролиновой техники, машины для современной архитектуры. Следующее десятилетие,однако, не было для Райта столь же плодотворным. В течение нескольких лет онработает в Японии, где в Токио строит отель «Империал» (1916-1922).Использование идеи целостности конструктивной структуры обеспечило этому зданиюпрочность, позволившую устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года. Ксередине 1920-х годов творчество Райта казалось исчерпавшим себя. Он переживалполосу тяжелых испытаний в личной жизни, почти не имел заказов. У себя в странеРайт оставался в изоляции. Положение одинокого борца за новые принципы вархитектуре обострило его индивидуализм, в творчество проникают элементымрачной фантастичности. На тяжелых, почти гротескно монументальных формахпоявился геометрический орнамент, свидетельствующий о влиянии архитектурыдревней Америки. Испытывая кризис в своих художественных исканиях, Райтоставался новатором в использовании технических средств в архитектуре. Так, ковремени его возвращения в США в начале 1920-х годов относится серия домов вКалифорнии, построенных из бетонных блоков. Наиболее примечателен среди них домМилларда в Пасадене (1923), где повтор стандартных элементов образуетритмическое расчленение поверхностей. Непризнанный на родине, он, однако,по-прежнему остается популярным в Европе. И тем более непонятным казалсяевропейцам тот факт, что в Америке Райт был совершенно одинок. Больше того, какписал Бруно Таут в своей книге «Современная архитектура», изданной в 1929 году«Упоминание его (Райта) имени считается у нас неприличным». Усиление эклектизмав Америке обозначало не только конец Чикагской школы, но одновременно и конецвсех остальных современных течений. И лишь по мере возрастающего влияния новойевропейской архитектуры в Америке снова стали интересоваться произведениямиРайта. Популярность Райта росла вместе с разочарованием в функционализме. Всередине 1930-х годов начинается второй период расцвета его творчества,наиболее впечатляющими результатами которого стали так называемый дом-водопад,особняк Кауфмана в Пенсильвании-Вудс (1936) и административное здание фирмы«Джонсон и сыновья» в Расине (штат Висконсин, 1936-1939). Первый из них,системой смелых железобетонных консолей продолжающий уступы скал над лесным ручьем,поражает своей слитностью с романтичным пейзажем и виртуозным использованиемконтрастов широкой гаммы материалов — от грубой каменной кладки дополированного стекла. Во втором свободно стоящие грибообразные колонны образуюткак бы систему зонтов над внутренним пространством. Через остекленныепромежутки между ними пространство раскрывается не только по горизонтали, но ивверх, к небу. Обе постройки предельно остры, выразительны, но обе стоят награни гротеска. К концу 1930-х годов относится и серия так называемыхюсонианских, то есть специфически американских (от сокращенного Юнайтед Стейтс- Соединенные Штаты) домов. Эти дома имеют легкие конструкции, целостную,сливающуюся систему помещений, где даже обычную кухню заменило так называемоерабочее пространство, освещенное лентой окон под потолком и присоединяемое кжилой комнате — дом Винклера в Окемосе (1939). Для своей новой резиденцииТейлизин Воет, Райт строит дом около города Феникса в штате Аризона начиная с1938 года. Тейлизин расположен на холме, на вершине которого разбит сад снизкой оградой. Как и всегда, Райт в данном случае использовал естественнуюконфигурацию холма, природные условия местности. По его словам, он никогда нестроил дома не вершине холма, а близ нее, огибая вершину, «как бровь огибаетглаз». Он использует так называемый бетон пустыни, в котором крупные грубооколотые каменные блоки укладываются в опалубку с минимальным количествомцементного раствора. Живописные массивы этого бетона вливаются в общий колориткаменистой пустыни. Они резко контрастируют с легкими деревяннымиконструкциями. Никогда раньше у Райта не было столько заказов, как в последнийпериод жизни, и никогда ранее он не пользовался таким успехом. Американскиегазеты теперь превозносили Райта как гения и величайшего архитектора всехвремен. И все это после того, как на протяжении десятилетий он подвергалсяунижениям, которые сломили бы менее сильного человека. Райт всегда думал очеловеке, даже тогда, когда в конце жизни проектировал небоскреб высотой болеемили. На основе односемейного дома в течение чикагского периода деятельности онразработал начала современной архитектуры. Даже в самую тяжелую пору жизни, в1920-е годы, проблема человеческого жилища занимала его в первую очередь, онстроил немногие дома из армированных бетонных блоков. И в конце жизни Райтодним из первых отошел от прямоугольной формы жилого помещения. В последниедесять лет жизни Райт бессознательно приблизился к формам первобытных времен.Контуры его домов скруглены так же, как и жилые помещения. Райт первым сноваввел патио, который с тех пор все чаще становился частью жилого дома.Завершением этой серии экспериментов было здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке(проект 1943-1946 годов, строительство 1956-1959 годов). Главный объем зданияформируется громадным спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачнымкуполом световой дворик. Цельности, нерасчлененности внутреннего пространстваотвечает здесь непрерывность, однородность «текучей» формы его ограждения. Вжилом и административном здании «Башня Прайса» в Бартлесвилле (1955) оносуществляет идею «дома-дерева» с мощным бетонным сердечником, включающим лифтыи лестницы, от которого, как ветви от ствола, отходят консоли железобетонныхперекрытий. Серия проектов, полных фантастической романтики, для Багдада,Питсбурга, Чикаго также относится к последнему периоду его творчества. В этихпроизведениях Райт мастерски решает формальные задачи, которые сам же ставит.Но нарочитая остраненность их рождает впечатление курьеза, капризной и, бытьможет, бесцельной растраты сил большого таланта. Райт противоречив. Онсоздатель «стиля прерий» и дезурбанистических проектов «города широкихгоризонтов», пропагандировавший постройки, стелющиеся по земле, пространствокоторых развернуто по горизонтали, — но он же оставил и проект небоскреба«Иллинойс» (1957) высотой в милю. Последний романтик и первый функционалист — эти две стороны его индивидуальности часто вступали в конфликт и в творчестве итеоретическом осознании творчества. Райт — редкое исключение. В нем архитекторопередил художника в способности восприятия. Он работал один, сам делал чертежиокон с цветными стеклами, архитектурных деталей и т.д. Фреска в чикагскомресторане «Мидуэй Гарденс» представляла собой взаимно пересекающиеся, различныепо размеру и цвету круги. Идея этой фрески вызывает в памяти проекты английскойгруппы Макинтоша и новую пространственную трактовку в живописи ВасилияКандинского, которую последний предложил приблизительно в то же время. Райт небыл молчаливым художником. С 1894 года он опубликовал несколько книг имножество статей. В 1949 году наиболеезначительные статьи были объединены в книгу «Ф.Л. Райт об архитектуре». Средилучших книг Райта — «Автобиография» (1932), «Органичная архитектура архитектурадемократии» (1939). В его работах, однако, нет ни последовательной разработкиметода, ни целостной структуры. Он многократно возвращался к одним и тем жетемам, вновь и вновь развивая их. Райт был не только архитектором. Онпринадлежал к числу великих духовных лидеров своей страны, обладал достаточнойволей и мужеством, чтобы протестовать, бороться и выстоять. Райт продолжалпроводить в архитектуре традицию непреклонного индивидуализма, поборникамикоторого в литературе были Уолт Уитмен и Генри Торо. Как пророк антиурбанизма и«загородного индивидуализма», он проповедовал ненависть к городу и возвращениек природе.
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ АРХИТЕКТОРА РАЙТА.
С1934—1936гг., уже в преклонном возрасте, Райт снова ведет активную творческуюдеятельность. В эти годы он стремился решать насущные проблемы архитектуры.
Как неоднократно писал Райт, СоединенныеШтаты испытывают нужду в жилье. В связи с этим он отмечал: «Обеспечениенедорогой жилой площадью является сейчас кричащей необходимостью... Я чувствую, что это— наш самый важный участок, и он был преданзабвению нашими архитекторами.. .». «Недорогоежильекрупнейшая архитектурная проблемаАмерики. Что касается меня, то ради благополучия родины и собственногоудовлетворения я охотнее решал бы ее, чем строил что бы то ни было...».
По проектам Райта возведено множествосамых разнообразных построек. Но главная тема его творчества— жилье, а точнее, одноквартирные жилыедома-особняки.
Для Райта решение жилищной проблемы— часть и метод решения социальных проблем,как он их понимал. По его мнению, жилой дом должен быть не просто огражденнымот внешней среды и защищенным от непогоды местом, а жильем, кровом, домомчеловека в глубоком смысле этого слова. Он считал строительство жилья задачейболее чем строительной: она связана с решением вопроса «как жить» вообще: дом,по его мнению, должен быть необходимым материальным оформлением жизненныхпроцессов, должен «соответствовать жизни», а не быть «коробкой, в которуювтискивается жизнь».
С самого начала своей творческойдеятельности Райт усиленно разрабатывал новые принципы формированияодноквартирного жилого дома. Вначале он был одинок в своих исканиях, но впоследующем его творчество способствовало существенным изменениям этого типажилья вАмерике.Архитектурные произведения Райта1900—1909гг. оказали также влияниена деятелей «нового движения» в Европе. Когда Райт начинал свой творческийпуть, жилые дома были, по его выражению, «изукрашенными коробками, неподходящими для жилья». В противовес этому он выдвигал принципрациональности, практичности: «Назначение постройки— прежде всего всесторонне служить человеку, а не производить впечатление».
При разработке нового типа одноквартирногожилого дома для США Райт применял следующие практические приемы.
Фундаменты не устраивались. Действительно, если выполнить дренаж, грунт призамерзании не будет деформироваться (пучиниться). Вместофундамента проще сделать основание для стен в виде бетонной плиты по гравийномуподстилающему слою. В эту конструкцию включается и разводкасистемы отопления. Подвал также не устраивался, так как он усложняетконструкцию, удорожает строительство и охлаждает жилые помещения. Площадка длястроительства дренировалась посредством траншей, наполненных щебнем. По всейплощади застройки устраивалось щебеночное основание толщиной5—6 дюймов(12—15 см), в котором помещались змеевики отопления. Поверхукладывался бетонный подстилающий слой толщиной10см.На эту платформу устанавливались стены дома. Ядро дома образовывали кирпичныеили из естественного камня стены в зоне кухни и санузла и в некоторых другихместах. Эти массивы способствуют устойчивости сооружения— фактической и зрительной. Остальные стены были деревянными,состояли из трех слоев досок, проложенных пергамином. Тонкие деревянные стены,как утверждал Райт, обладают достаточной несущей способностью благодаряизломам их в плане. Слоистые деревянные стены, а также элементы остеклениязаготавливались в виде монтируемых на месте щитов и блоков.
Высота помещений обычно делаласьминимальной. Крыши, в традиционных постройках сложные по конфигурации, смногочисленными переломами кровель и пересечениями скатов, максимальноупрощались. В построенных по проектам Райта домах крыша двускатная или плоская,причем со свободным водосливом, без водосточных труб и желобов. И скатные, иплоские крыши имеют широкие свесы. Значительный вынос карнизов устроен вбольшинстве жилых домов Райта. По его выражению, крыша— это «символ дома». Свесы защищают стены от осадков и остеклениеот солнца. Нередко навес над остеклением делался не сплошным, а в виде решетки— консольной перголы,дополняемой вьющейся зеленью, что создаетзащиту от солнца летом, когда растения покрыты листвой, и позволяет достичьлучшей освещенности помещений зимой. При этом, если вьющиеся растения не предусмотрены,ширина и частота планок решетки рассчитываются так, чтобы создать преграду дляпрямых лучей солнца в жаркое время года.
Покрытие во всех случаях, в том числе искатное, устраивалось бесчердачным, а потолок подшивался отделочной фанеройили строгаными досками, причем подшивкапотолка не только не оштукатуривалась, но и не окрашивалась (она покрываласьпрозрачным лаком). Помимо упрощения и удешевления конструкции устройствобесчердачной скатной крыши создает интересные пространственные эффекты винтерьере.
Вообще в постройках Райта штукатурка ипокраска сведены к минимуму. Конструкционные строительные материалы— камень, кирпич, дерево, бетон—не маскируются другими, специально отделочнымиматериалами. Помимо того, что обнажение естественной фактуры материалаконструкций производит своеобразный декоративный эффект, этим приемомдостигается впечатление цельности и естественности архитектуры.
Идея цельности («интегральности»,как говорил Райт) имеет большое значение в концепции «органическойархитектуры». Он стремился к тому, чтобы сооружение производило впечатление какбы сделанного из одного куска, а не собранного из многочисленных частей идеталей. Так, подпольное отопление внедрялось им не только вследствие его экономичностии гигиеничности, но и потому, что оно позволяло сделать систему не дополнениемк зданию, не оборудованием в виде прикрепленных к стенам труб и радиаторов, а«интегральной частью» постройки. В доме не было люстр и подвесов: источникискусственного освещения делался встроенным (причем очень часто скрытым).Мебель была, насколько возможно (за исключением, наверное, только стульев),встроенной: столы, кровати, диваны, шкафы, книжные полки были элементамиархитектуры, предусматривались в чертежах и выполнялись в процессе строительствакак части здания.
Совершенно своеобразен подход Райта кустройству светопроёмов (если, конечно,сравнивать их не с тем, что стало обычным в архитектуре сегодня, а с тем, чтоделалось40—50 лет назад). Окно в видепрямоугольного выреза в стене можно встретить у Райта только как исключение.В его постройках остекление либо ленточное, либо во всю высоту помещения, либов потолке. В одноэтажных жилых домах помещения имеют разную высоту, и в местахперепада кровли (между разными ее уровнями) устраиваются проемы дляверхнебокового освещения и для проветривания (см. рис.15, 24). При этом кровля нижнего уровня может продолжаться внутрьв виде полки, за которой иногда помещаются источники искусственного освещения.В жаркое время верхние окна способствуют хорошей вентиляции.
Райт—один из первых, кто ввел в архитектуру обильное остекление. Он говорил: «Светпридает красоту зданиям». Ноэта тенденция совмещается у него с противоположной: уменьшать остекление дляпридания дому большего уюта, замкнутости, ощущения защиты, убежища. Вследствиеэтого в некоторых интерьерах «домов прерий» недостаточно естественногоосвещения. В 30-е годы Райт вводит следующее решение: стены, обращенные к улице и на север,— глухие, лишь с узкой полосой остекления подпотолком, а стены, обращенные к саду, к внутреннему двору, на юг,— сплошь стеклянные от пола до потолка.
Несмотря на большие световые проемы ицелые стеклянные стены, дома Райта внушают ощущение защиты, «крова»; интерьерыпостроенных им жилых домов по-домашнему уютны. Этому способствуют, в частности,широкое использование дерева в отделке помещений, обилие в них ковров и тканей(в том числе, например, для покрытия полов), общая мягкая, теплая тональностьинтерьера, наличие глухих стен, применение карнизов большого выноса.
Чувство крова, убежища, защиты Райтстремился выразить в своих домах и тем, что постройка имеет массивное ядрокаменной кладки, вокруг которого группируются помещения; ядро, видимоеснаружи, возвышающееся над другими частями здания и представляющее собой какбы символ покоя,— внешнее выражениедомашнего очага. Этот массив включает в себя дымовую трубу камина и объем кухнис верхнебоковым светом.
Жилые дома Райта планировочно разделены на три зоны:спальни и санузлы, кухня и место для приема пищи, общая комната. Двери междуними по возможности устранены, чтобы было больше свободы движению, а также длясоздания впечатления единства внутреннего пространства.
Центральная часть дома— общая комната с широкими видами наружу.Обычно она непосредственно сообщается с садом: ее пол продолжается наружу,переходя в террасу, которая таким образом принадлежит одновременно как бы исаду и дому, будучи отделенной от комнаты стеклянной стеной (а стена эта тожене сплошная, но состоит из дверей, которые, если они открыты одновременно,объединяют пространство помещений с внешним пространством).
Новшества Райта в свое времявоспринимались как эксцентричность, но теперь почти любой современный дом вАмерике что-то воспринял от них.
В 30-х годах Райт интенсивно занималсяпроектированием и строительством одноквартирных «домов умеренной стоимости»,стремясь в них решать во взаимосвязи функциональные, технико-экономические иэстетические задачи. Проектирование этих особняков началось с1934г. Он их построил множество, а также опубликовал ряд «образцовых» проектов.
Дом Уилли —первое из значительных произведений этого периода творчества Райта. Облик домасдержан и рационалистичен. Конфигурация объемов, по сравнению с композициеймногих других особняков, запроектированных Райтом, более простая. Болеезамкнуты интерьеры, потому что постройка находится в северной, с относительнохолодным климатом, зоне страны. Но и здесь значительную долю наружныхограждений занимает остекление, через которое открываются широкие виды наружу.Архитектор уделил также внимание проблеме единства внутреннего пространства. Сэтой целью связь между помещениями осуществляется не через двери, а посредствомсвободных переходов. а общую комнату и кухню разделяет остекленная перегородка.
Материалы—обычныедля Райта: кирпич и дерево. Кладка не оштукатурена, дерево не окрашено. Кровлядвускатная, но очень пологая. Над крыльцом консольная пергола.Здание установлено на бетонной платформе, мощенной кирпичом; бетон уложен поподстилающему слою из шлака с песком.
В1937г. была построена виллаЭ. Кауфмана «У водопада». Послегодов забвения, после того, как привыкли считать, что творчество Райта— в прошлом, это произведение архитектурыснова сделало его знаменитым. Оно привлекло внимание архитекторов всего мира.Теперь Райта «открыли» и в США. Ему было уже почти70 лет. Архитектор с мировымименем был, наконец, признан у себя на родине.
«У водопада»— загородная вилла, построенная в лесу, на берегу ручья. Основнойпринцип конструктивно-пространственной структуры сооружения состоит в том, чтоперекрытиями служат консольные железобетонные плиты, выступающие изцентрального массива в разных направлениях и на разных уровнях. Помещенияимеют с одной стороны каменные, а с другой, наружной, стороны— стеклянные стены. Общий вид зданияпредставляет собой живописную композицию массивов каменной кладки, стекла ибольших железобетонных балконов с глухими парапетами. Оперируя рваным камнем,железобетоном и стеклом, архитектор сумел достичь здесь значительнойхудожественной выразительности'.
Основную часть площади первого этажазанимает большая общая комната, к которой примыкают сообщающиеся с нейсвободно, по принципу «перетекающегопространства», столовая, кухня, прихожая и которая связана, благодаряобильному остеклению и множеству стеклянных дверей, с внешним пространствомтеррас, а также посредством лестницы с ручьем внизу. Во втором этаже—три спальни, имеющие каждая свой санузел исвой балкон, на третьем этаже— тожеспальня с санузлом и балконом; отсюда переходный мостик ведет к домику длягостей и прислуги и к гаражу.
Архитектор всемерно стремился сделать так,чтобы интерьер и внешняя среда не были резко разделены: помимо того, что длябеспрепятственной зрительной связи применены большие плоскости остекления.наружное пространство проникает внутрь между выступающими консолями плитперекрытий, а пространство помещений продолжается наружу, на террасы.
Как и в других домах Райта, фактура стенвнутри такая же, что и снаружи; штукатурка отсутствует. В интерьерах деревяннаяобшивка местами смягчает суровость камня и железобетона. Остекление неизменнозащищено от солнца. Над входами также установлены консольные козырьки,сплошные или решетчатые.
В процессе строительных работ были принятымеры, чтобы оставить нетронутыми естественные условия площадки: русло ручья,камни, растительность.
Райт строил не только богатые виллы, но и особняки длясреднего американца— главным образом длясостоятельной интеллигенции. Эти сравнительно простые по композиции иотносительно недорогие дома он называл «жильем для Америки».
Первый дом Джекобса может служить характерным примером «американскихжилищ» Райта. Он Г-образный в плане и поставленв северном углу участка так, что огибает сад с двух сторон. Фасады со стороныулицы замкнуты—допущена только узкаяполоса остекления под карнизом. Но со стороны сада, на солнечную сторону,сделано остекление во всю стену в виде сплошного ряда стеклянных дверей.
Дом состоит из двух частей—общей и интимной, примыкающих друг к другу подуглом. Объем, в котором размещены общая комната и кухня, выше спален. В местеперепада кровель установлено окно, освещающее кухню.
Планировочный модуль—прямоугольник60>120 см.Применен, по-видимому, только потому, что японские традиционные жилые домастроились на основе планировочного модуля1 :2. Но там он был оправдан, так какпрактически модулем плана японского дома служит стандартная циновка.
Конструкция покрытия представляет собойтрехслойную дерево-плиту с кровлей из рулонного материала. В этой постройкевпервые применено «гравитационное», как его называл Райт, подпольное отоплениежилого дома: разводка проложена в платформе, на которой стоит постройка. Стеныдома частично кирпичные, частично деревянные (сборные щитовые).
Вообще постройки Райта не отличаютсяэкономичностью. Но в данном случае он взял на себя задачу построить дом для«средней американской семьи» при ограниченных денежных средствах. По егословам, он с этой задачей справился. Райт утверждал, что при серийном производствестоимость таких домов была бы еще ниже.
С середины 30-х годов в США развиваетсязаводское домостроение. Налаживается производство одноэтажных сборных, а такжеобъемно-блочных домов, которые сходят с конвейера, как автомобили. Райт же,противодействуя всеохватывающейстандартизации, проектирует «непохожие» дома. Конечно, это можно расценить нетолько как соответствие творческой практики архитектора его программнойустановке на индивидуальность каждой постройки, но и как непрестанные исканияновых решений.
В поисках все новых форм и приемовпостроения объемно-планировочной структуры здания Райт нередкоэкспериментировал в вопросах формообразования, например, планировочным модулемдома Хэнна принят шестиугольник. В плане постройкинет прямых углов. Райт называл ее «дом-соты» Дом окружен террасами, которыеявляются продолжением выходящих на них комнат. Постройка размещена на участкетаким образом, чтобы сохранить находившиеся здесь деревья. Основными строительнымиматериалами, из которых она возведена, являются кирпич, бетон, дерево, стекло.Кровля медная. В покрытии проложена алюминиевая фольга для теплоизоляции. Полыиз цветного бетона, отопление подпольное.
В середине плана находится «лаборатория»(так Райт называл кухню), откуда через внутреннее остекление просматриваютсяобщая комната и детская. Наружная стена последней сплошь остеклена с тем, чтобыдети не чувствовали себя взаперти.
Проект дома Джестера представляет собой другой пример необычногорешения плана. Здесь в основу взят не шестиугольник, а круг. Райт обосновывалэто тем, что стены постройки должны быть сделаны из клееной древесины, которая,будучи изогнута, образует пространственные конструкции, обладающие большойжесткостью и прочностью. Однако, как нередко бывало у этого архитектора, экспериментируяс формой, он увлекается. Например, странное впечатление производит круглаяванна, круглая или изогнутая в плане кровать.
Не все, однако, формальные экспериментыРайта столь причудливы. Вполне практичен, хотя и необычен по виду, дом Дж. Старджеса . Он построен на склоне холма с главным видом всторону уклона. План компактный по конфигурации. Общая комната, две спальни,кухня и санузел размещены на платформе, консольно защемленной в массивекирпичной кладки. Балкон, являющийся продолжением и своего рода частью жилойплощади, а также ряд стеклянных дверей, отделяющих помещения от балкона,затенены консольной перголой,
Идея, которой вдохновился автор проектапри создании замысла этого дома,—беспрепятственная зрительная связь внутреннего пространства жилища с внешнейсредой.
Не всякая среда интересовала архитектора.Он хотел, чтобы из своего жилья человек видел не городскую застройку и несоседа, а природу. Если дом (или церковь, или музей) находится в городе (чтокстати, редко бывало у Райта, потому что для города он проектировал неохотно),то он замкнут, как бастион. Но «Тейлизин-Западный» (жилище самого Райта и зимняярезиденция «Тейлизинского товарищества»), расположенный в пустынной местности, весь раскрытвнешнему пространству . Для эстетическойсвязи постройки с окружением предусмотрен массивный цоколь в виде стилобата изместного рваного камня и бетона, в который вкраплены разноцветные камни. В тоже время стены и покрытие легкие, из брезента, натянутого по деревянным рамам;эта конструкция позволяет, при желании, полностью раскрыть ограждение скакой-либо стороны.
По проекту «Тейлизинского товарищества»был построен кооперативный поселок в Окемос,штат Мичиган. Примечательная особенность его планировки состоит в том, чтоформа земельного участка каждого одноквартирного дома круглая. Это сделано длятого, чтобы «не было заборов и соседей». Другая любопытная деталь, тожехарактеризующая стремление способствовать средствами архитектуры изоляции семьив ее жилище: в составе объектов поселка имеется построенный на средствакооператива дом для гостей.
Если перед жилищем име