Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Дмитрий Мережковский, как теоретик русского символизма

Дмитрий Мережковский, кактеоретик русского символизма

Введение
Первымитеоретиками и практиками символизма были Д. Мережковский, Н. Минский,3. Гиппиус, Ф. Сологуб и ряд других писателей, выступивших в конце 80-х – начале90-х годов со стихотворениями, рассказами, статьями. Они, собственно, изаложили основы нового течения. Да и само название «символизм» появилосьпозднее. Вначале же, как, впрочем, нередко и впоследствии, говорили вообще о«новом течении» в искусстве, «модернизме», «декадентстве». При этом самаясущность символизма не была в те годы вполне ясна даже пионерам новогодвижения, и они предлагали, поэтому разные его определения.
Неопределенностьвысказываний, разнобой мнений о сущности символизма (среди самих егосоздателей) усугублялись еще тем, что многое в зарождавшемся символизме было отстремления «эпатировать» публику, от искусственного преувеличения, «оргиазма»чувств в подражание западным «учителям» (Эдгару По, Бодлеру, Ницше и т.д.). Дляранних символистов чрезвычайно характерны, по свидетельству современников,«ломание в манерах, мыслях и словах», наигранная «театральность», наклонность кпозе». Однако при всем разнобое мнений и при всех крайностях эпатажа яснонамечалась единая, в конечном счете, суть нового литературного течения.
Первым повремени попытался теоретически выяснить его основы Д.С. Мережковский,который в 1892 году написал работу «О причинах упадка и о новых теченияхсовременной русской литературы». Символизм представлял собой известную реакциюна натуралистическое изображение жизни. Однако, нападая на плоскоеописательство, он пренебрегал реальностью как чем-то ничтожным и недостойнымвнимания поэта, устремлялся «вглубь», к метафизической сущности мира. Восстав«против удушающего мертвенного позитивизма», символисты провозгласили «…триглавных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширениехудожественной впечатлительности»; они порывали с демократам, и гражданственно-социальнымизаветами русской литературы («Русские критики» А. Волынского), впадали вкрайний индивидуализм, подменяли этические начала самодовлеющей эстетикой(стихотворение Брюсова «Юному поэту»).

1. Д.С. Мережковский.Краткая биография
ДмитрийСергеевич Мережковский (2 (14) августа 1865, Санкт-Петербург, Российскаяимперия – 9 декабря 1941, Париж, Франция) – русский писатель, поэт, критик,переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.
Д.С. Мережковский,яркий представитель Серебряного века, вошёл в историю как один из основателейрусского символизма, основоположник нового для русской литературы жанраисториософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода канализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик. Мережковский(начиная с 1914 года, когда его кандидатуру выдвинул академик Н.А. Котляревский)неоднократно претендовал на соискание Нобелевской премии; был близок к ней и в1933 году (когда лауреатом стал И.А. Бунин).
Спорныефилософские идеи и радикальные политические взгляды Д.С. Мережковскоговызывали резко неоднозначные отклики; тем не менее, даже оппоненты признавали внём выдающегося писателя, жанрового новатора и одного из самых оригинальныхмыслителей XX века.
Мережковский– поэт целиком принадлежит к поколению «старших символистов», начинавших сдекларативных подражаний Надсону и активно использовавших клише народническойпоэзии, а затем переживших определенный творческий кризис, закончившийсяобновлением поэтических мотивов и средств. Сознание безысходного одиночествачеловека в мире, роковой раздвоенности и бессилия личности, проповедь красоты, «спасающеймир», – развивая эти общие для «старших символистов» мотивы, Мережковскийне сумел преодолеть в стихах рассудочности и декларативности.
Писатьстихи Мережковский начал в 13 лет. В «Автобиографии» он упоминает о том, какего отец, столоначальник в придворной конторе, привёз пятнадцатилетнегогимназиста к Достоевскому, который нашёл ученические стихи Мережковскогоплохими и слабыми: «Чтоб хорошо писать, – страдать надо, страдать!» Тогда жеМережковский познакомился с Надсоном и через него вошёл в литературную среду,встречался с Плещеевым, Гончаровым, Майковым, Полонским. О Н. Михайловскоми Г. Успенском он всегда говорил как о своих учителях. Благодаря Якубовичув 16 лет опубликовал первое стихотворение, после чего стал печататься в«Отечественных записках». В 1888 женился на начинавшей тогда поэтессе 3.Гиппиус. К тому времени относится пережитый Мережковским религиозный переворот,давший новое направление его творчеству и литературно-общественнойдеятельности.
Брюсовсвязывал с именем Мережковского возникшее в русском общества начала 1900-хгодов движение, суть которого «состояла в призыве к религиозному возрождению ив проповеди неохристианства», способного объединить евангельский идеал сполножизненным «языческим» началом, утвердив «равносвятость» духа и плоти.Теоретические концепции Мережковский развивал в книге статей «Вечные спутники» (1897),двухтомном сочинении «Лев Толстой и Достоевский» (1901–1902), а также висторических романах и пьесах (трилогия «Христос и Антихрист», «Александр I», «ПавелI» и др.). Вместе с 3. Гиппиус Мережковский был инициатором и активнымучастником Религиозно-философских собраний в Петербурге (1901–1903 и 1907–1917),журнала «Новый путь» (1903–1904). По его признанию, решающее значение для негоимели события 1905 г., когда он безуспешно пытался заручиться поддержкойофициальной церкви в борьбе против черносотенных погромов, а затем противизмены царского правительства его собственному манифесту 17 октября. «Я понял… –писал он, – связь православия со старым порядком в России, понял также,что к новому пониманию христианства нельзя иначе подойти, как отрицая обаначала вместе» («Автобиография»). 1905–1907 годы провел в Париже, позднеевыступал по преимуществу как прозаик, публицист и критик.
Мережковскийбыл достаточно заметной фигурой и в общественной жизни, принимал участие вформировании идеологической платформы кадетов, контактировал с эсерами.
Мережковскиеприветствовали Февральскую революцию 1917 года: они полагали, что только«честная революция» может покончить с войной, а «установление демократии даствозможность расцвета идей свободы перед лицом закона». Уже после Октябрьскойреволюции, прожив два года в Советской России, он утвердился во мнении, чтобольшевизм – это нравственная болезнь, следствие кризиса европейской культуры.Мережковские надеялись на свержение большевистского режима, но, узнав опоражении Колчака в Сибири и Деникина на юге, решились бежать из Петрограда.
В 1919 годуМережковские уехали из России в эмиграцию – через Минск и Варшаву в Париж. ВМинске поэт читает лекции для русских эмигрантов. А в феврале Мережковскиепереезжают в Варшаву, где занимаются активной политической деятельностью. Послетого, как Польша подписала перемирие с Россией и, убедившись, что «русскомуделу» в Варшаве положен конец, Мережковские выехали в Париж. Сам Д.С. Мережковскийрассматривал эмиграцию, как своего рода мессианство, а себя считал пророком идуховным «водителем» русской эмиграции. Отойдя от художественной прозы, писалисторико-религиозные эссе.
В русскойсреде Мережковских не любили; неприязнь вызвала их поддержка Гитлера, чей режимим казался более приемлемым, чем сталинский. В июне 1940 г., за десятьдней до оккупации немцами Парижа, Мережковский и Гиппиус переехали в Биарриц наюге Франции.
мережковский символизм литератураэссесист
 

2. Д.С. Мережковский,как теоретик символизма
В 1890-егоды определяется как поэт-символист и теоретик символизма Д.С. Мережковский(1866–1941), начавший писать под влиянием позитивной философии, нозаинтересовавшийся затем поисками религиозного смысла жизни и «мистическимсимволизмом».
Мережковский,по праву считающийся ведущим теоретиком русского символизма, в литературно-критическихработах 90-х годов заложил и основы символистской интерпретации творчествабольшинства русских писателей Х I Х века.
Внешнимвыражением новых духовных ориентиров Мережковского и становится символизм. В1892 г. вышел сборник стихов Мережковского «Символы», в 1893 г. – книга«О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Тогда жеМережковский начал писать трилогию «Христос и Антихрист», в которой отчетливовыразились его философские концепции (ч. 1 – «Отверженный. Смерть богов» («Юлианотступник»), 1896; ч. 2 – «Воскресшие боги» («Леонардо да Винчи»), 1901;ч. 3 – «Антихрист» («Петр и Алексей»), 1905). Лирика Мережковского большогохудожественного значения не имеет. Созданные им образы однообразны, лишеныхудожественной эмоциональности.
Мережковскийизвестен, прежде всего, как прозаик, критик, автор работ о Пушкине, Толстом, Достоевском,Гоголе. И в собственном художественном творчестве, и в критических работах Мережковскийвсегда ограничен узкой философско-мистической схемой, доказательствами ее. Впредисловии к первому тому собрания сочинений он писал о мировоззренческой и психологическойцелостности своего творчества, которое, по его словам, состоит в поисках«выхода из подполья» и преодолении одиночества человека. В этом смысле,творчество писателя – явление достаточно целостное, последовательноутверждающее концепцию мистико-религиозного развития мира и человечества,которое якобы движется через противоречия небесного и земного к гармоническомусинтезу.
Основныефилософские искания и «нахождения» Мережковским путей развития человечества и мировойистории, представлявшейся писателю предчувствием некоего грядущего царства,которое объединит два начала мира – языческое и христианское, духа и плоти, – иотразились в трилогии.
В мировойжизни, по Мережковскому, всегда существовала и существует полярность, в нейборются две правды – небесная и земная, дух и плоть, Христос и Антихрист.Первая проявляется в стремлении духа к самоотречению, слиянию с богом, вторая –в стремлении человеческой личности к самоутверждению, обожествлению своего «Я»,владычеству индивидуальной воли.
В ходеистории эти два потока, в предвестии гармонии, разъединяются, но дух постоянноустремлен к тому высшему слиянию, которое, по мысли Мережковского, станетвенцом исторической завершенности. Эта довольно плоская философская схемаопределяет построение трилогии – и композицию романов, и их образную систему.Все строится на антитезах. Противостояние двух начал жизни выражается впараллелизме судеб людей, которые идут или к Христу – духовному началу, или кАнтихристу – началу земному.
В этойфилософской идее опосредованно, мистифицировались социальные противоречияэпохи, идеологической жизни. Реакционный социальный смысл ее окончательнопрояснился в эпоху первой революции, когда в общественных движениях времениМережковский стал усматривать взрыв этих абстрактных сил истории, а в борьбеклассов – выражение целей «грядущего хама». В трилогии Мережковский рассматриваетте поворотные моменты развития человеческой истории, когда столкновение двухначал жизни – «духовного» и «земного» – проявляется, с его точки зрения, с наибольшимнапряжением и силой. Это эпоха поздней античности, европейского Ренессанса и времярусского «возрождения» – эпоха Петра.
В первомромане трилогии – «Смерть богов» – изображается трагическое распадениеантичного мира: на одном полюсе – светлые облики разрушающейся Эллады, на которыхлежит печать роковой обреченности, на другом – торжествующая чернь, рабскаямасса, одержимая грубой и низменной жаждой разрушения. Император Юлиан, эстет иаристократ, герой ницшеанского типа, стремится остановить ход истории, борется сплебейской «моралью слабых», демократический дух раннего христианстванеприемлем для него. Он пытается восстановить проникнутую духом высокогоэстетизма языческую культуру. Юлиан пал, олимпийские боги умерли, а дух «черни»и пошлости торжествует. Погибла Эллада, разрушены статуи и храмы эллинских богов– свидетели былого творческого совершенства человеческого духа. Но противоречиюистории суждено новое возвращение. В конце романа вещая Арсиноя (она былаязычницей, потом христианкой; но, не найдя полной правды ни в одной из этихистин, вернулась в жизнь просветленная ожиданием грядущего синтеза их)пророчествует о возрождении свободного духа Эллады. В этом пророчестве идеявторого романа – Мережковского «Воскресшие боги».
Боги Элладывоскресают вновь, оживает дух античности, начинается утверждение духовногочеловеческого «Я». В трактовке эпохи Возрождения, ее героев Мережковский следуетза Ницше, проповедуя культ аристократизма, презрение к толпе. Но возрождение неудалось: «…черное воронье, хищная стая галилейская снова набросилась на белое теловозрожденной Эллады и вторично его расклевала». Сокровища духа гибнут на кострахинквизиции.
Возможностьюреализации синтеза предстает в романе Леонардо да Винчи, для которого нетполитики и партий, которому чужды обычные людские волнения. Он как бы вбирает всебя обе правды жизни. В этом смысле Леонардо вырастает в символ, в которомвоплощается идея синтеза Мережковского. Но этот синтез оказывается призрачным. Вконце романа Леонардо – слабый, одинокий, немощный старик, как и все,страшащийся смерти.
Антитезатрилогии приобретает новое, завершенное воплощение в последнем романе – «Антихрист»,где Петр и Алексей противопоставлены как носители двух начал жизни и истории. Петр– выразитель волевого индивидуалистического начала, Алексей – духа народа, которыйотождествляется Мережковским с церковью. Столкновение между отцом и сыномвоплощает столкновение Плоти и Духа. Петр сильнее – он побеждает. Но Алексейпредчувствует, что скоро начала жизни сольются в грядущем царстве Иоанна. Передсмертью ему является видение Иоанна в образе светлого старика. Разрешение мукираздвоения истории видится Мережковскому в царстве «третьего Завета». Этарелигия, исповедуемая в романе Алексеем, трактуется автором как выражение духанарода.
На таких жеантитезах построены и критические работы Мережковского; наиболее значительная изних – «Л. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество» (т. 1 – «Жизнь итворчество Л. Толстого и Достоевского»; т. 2 – «Религия Л. Толстого и Достоевского»,1901–1902). Книга строится на противопоставлении двух художников, двух «тайновидцев».Толстой для Мережковского – «провидец плоти», Достоевский – «провидец духа». Работа,интересная в некоторых формальных наблюдениях, несет все ту же идею, что итрилогия, но теперь писатель приходит к выводу, что развитие человечества небесконечно. Второе Пришествие, за которым последует царство Иоанна, кажетсяавтору близким, и великие художники, «чуткие из чутких», ощущают его «дыхание».Толстой и Достоевский, по Мережковскому, являются уже его предтечами, ибопервый до конца постиг «тайну плоти», второй – «тайну духа». В грядущемИоанновом царстве «плоть станет святой и духовной». Таким образом, здесь все таже философская схема, доказательству которой подчинены все доводы критика, анализдуховных и творческих исканий художников, возведенных в степень религиозной проблемы.В сопоставлении художников Мережковский отдает явное предпочтение Достоевскому,ибо, исследуя «дух», он якобы доходит до тех пределов, за которыми начинаетсяпостижение высших религиозно – мистических тайн бытия – последняя ступеньчеловеческого познания мира.
Эта концепциямирового развития распространялась Мережковским на историю и судьбыобщественности и русской революции. До революции 1905 г. своей идеейсинтеза Мережковский освящал русское самодержавие, усматривая в нем высшиерелигиозные ценности, после революции – революцию, но отнюдь несоциальную, амистическую «революцию в духе». Социальная революция виделась Мережковскому воблике «грядущего хама», серости, обывательщины, мещанства. Мережковский занял резкоотрицательную позицию по отношению к Октябрьской революции. В 1920 г. он эмигрировалза границу. В годы второй мировой войны, в период оккупации Парижа, в своейнеприязни к новой России Мережковский (так же, как и его жена Гиппиус) дошел допозорного сотрудничества с гитлеровцами. Такова была логика развития его социальныхвзглядов.

Заключение
Нетрадиционнаятрактовка важнейших вопросов бытия, разрабатывавшихся человечеством в областифилософии, истории, культуры, позволила Д. Мережковскому сформулироватьосновные положения эстетики символизма. Оценки исторического значения творчестваД.С. Мережковского в течение последних ста лет неоднократно менялись.Исследователи называли Мережковского в числе тех немногих классиков мировойлитературы, которые «…постигаются в процессе отторжения общественным мнением»,упоминая его в одном ряду с маркизом де Садом, Ф. Ницше и Генри Миллером.
Редкиеэрудиция, учёность, писательское дарование и оригинальный стиль признавалисьсовременниками безоговорочно. Мережковский был объективно одним из самыхобразованных людей в Петербурге первой четверти XX столетия, о чём, вчастности, говорил Н. Бердяев и субъективной критики, преследующей цельпостижения «тайны духа» писателя.
К.И. Чуковский,анализируя в одной из своих ранних критических работ плачевное состояниероссийской культуры, «зубрами» среди «духовных босяков» называл «несколькокультурных людей» в литературе, замечая: «мифическим существом, загадочным,непостижимым представляется нам культурнейший из них – Д.С. Мережковский».Мережковский («певец культуры и ее пленник»), согласно О. Михайлову,«…походил на сложившийся уже в Европе тип художника-эссеиста, который явили намАнатоль Франс, Андре Жид, Стефан Цвейг» и был, возможно, «первым у нас на Русикабинетным писателем-европейцем».
По словамсовременного исследователя творчества Мережковского И.В. Корецкой,его труды стали «своеобразной энциклопедией» для идеологии символизма: «…отсюдабрали начало многие идеалистические воззрения символистов в областиисториософии, социологии, эстетики, морали». Он же вошёл в историю какосновоположник нового для русской (и, как полагают некоторые, мировой)литературы, жанра: историософского романа. Классиков экспериментального романа(А. Белого, А. Ремизова, Т. Манна, Дж. Джойса) некоторыеисследователи относят к числу последователей Мережковского.
Мережковскийбыл выдающийся эссеист и «блестящий мастер цитаты». В истории русской критики(согласно о. А. Меню) «никто не мог в такой мере великолепно владетьцитатой: иногда кажется, что он жонглирует ими, как опытный циркач, всегданаходя под рукой необходимое место». Иногда Мережковского упрекали в склонностинепрерывно возвращаться к одним и тем же идеям и темам; другие отмечали, чтотаким был «стиль начала века»; состоявший в стремлении (свойственном, например,Андрею Белому), повторять «музыкальную настроенность, музыкальную фразу,начиная с одного и кончая этим же», возвращаясь постоянно к одним и тем жетемам.

Списоклитературы
1. Андрущенко Е.А., Фризман Л.Г. Критик,эстетик, художник // Д.С. Мережковский. Эстетика и критика. М.,Харьков. 2004.
2. Зобнин Ю.В. ДмитрийМережковский: жизнь и деяния. Москва. – Молодая гвардия. 2008.
3. Мережковский Д.С. Эстетикаи критика. М., Харьков, 2004.
4. Русская поэзиясеребряного века. 1890–1917. Антология. Ред. М. Гаспаров, И. Корецкаяи др. Москва: Наука, 2003.
5. Соколов А. «Историярусской литературы конца XIX начала XX века»;
6. Холиков А. ДмитрийМережковский: Из жизни до эмиграции: 1865–1919. СПб.: Алетейя, 2008.
7. Чураков Д.О. Эстетикарусского декаданса на рубеже XIX–XX вв. Ранний Мережковский и другие.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.