Л.В. Рубцова
Статья затрагивает проблемы регионального бытования русского фольклора на современном этапе. Предметом исследования стали жанры народной устной прозы: сказка, быличка, легенда. В своей работе мы опираемся на материалы фольклорно-диалектологических экспедиций, проводимых в период с 1991 по 1997 гг. в Калининградской области.
В условиях территориальной эксклавности возникает вопрос об особенностях развития культуры в Калининградской области. В современной фольклорной системе наблюдаются трансформационные процессы, связанные со структурно-семантическими изменениями исходных народных текстов. В этом аспекте особый интерес представляет изучение фольклора в нашем регионе. Помимо исследования народных текстов на современном этапе бытования, выявляется ряд научных проблем: рассматривается процесс этнической интеграции или дифференциации, проводится анализ фольклорной локальной реализации нового этнического образования, а также выделяются типы интерференций и инноваций на примере отдельных жанров русского фольклора.
Калининградская область – новое этническое образование, которое появилось в результате приехавших в регион и осевших на постоянное проживание в нем с 1946 года более 16 народностей, привезших с собой свою культуру, которая отразилась, в первую очередь, в языковых диалектах и устном народном творчестве. Под влиянием социальных, экономических, политических и иных факторов началось интенсивное развитие общерусской и других национальных традиций в послевоенные годы. При сопоставительном анализе традиционных межэтнических культур выявляются формы контактов: язык в его диалектных формах, топонимика, верования, народное творчество.
Материалом
для проведения исследования послужили записи текстов быличек, сделанные в
районах: Гусевском, Зеленоградском, Полесском, Краснознаменском, Нестеровском,
Неманском и частично Правдинском (п. Железнодорожный) в период с 1992 по
В традиции Калининградской области, которая имеет сравнительно небольшой срок образования, одним из продуктивных фольклорных жанров стала быличка. Этот жанр бытует во всех профессиональных, социальных, конфессиональных и половозрастных группах информантов. Анализ исследования жанра позволяет сделать следующие выводы.
Впервые рассмотрено бытование устной несказочной прозы в традиции Калининградской области на современном этапе. Носителями текстов быличек стали люди в основном славянской и литовской национальностей. К русским быличкам близки суеверные мемораты белорусов и литовцев. Описание пейзажа, обстановки, упоминание бытовых предметов придают быличке национальный колорит. Жанровые особенности быличек едины, несмотря на различие конкретных систем, и те языческие верования, которые лежат в их основе. Устные мифологические рассказы в большей степени интернациональны по своему характеру, чем сказки. Поэтому не удивительно встретить бытование рассказов о водяной и полевой русалках в рамках одной традиции. В наши дни происходит забвение некоторых мифологических персонажей, уходят в пассивный запас образы полевого, овинника, гуменника, не актуальны в наше время рассказы о кладах, а образ водяного укоренился в сказочных инвариантах.
Морфология демонических существ в традиции изучаемого региона достаточно архаична, в некоторых случаях упрощена. Традиционны модусы и предикаты нечистой силы, что образует архетипность мотивов повествования. Варьирование былички в Калининградской области осуществляется за счет изменений элементов сюжетного мотива. С этой главной функцией связано своеобразие всей поэтической системы изучаемого жанра: структура, содержание, стилевые средства, характер исполнения и восприятия. Для достижения аутентичности текста происходит контаминация отдельных жанров внутри мифологического рассказа: оберега, заговора, молитвы, поверий, обряда.
Изменение текста выходит за рамки традиции, что объясняется сосуществованием других традиций. В силу того, что приобретаются дополнительные «знания» и сведения о сверхъестественном и «жива» еще память о прошлых верованиях, происходит ассимиляция традиционного и современного мышления. В народном сознании соседствуют и даже дополняют друг друга научное и мифологическое, логическое и лирическое, рационально-тереотическое и предметно-практическое знание.
Для получения достоверных результатов нами были выработаны принципы определения локальной специфики, заключающиеся в необходимости сопоставления разных региональных традиций как схожих, так и различных с традициями Калининградской области. Любой фольклорный жанр в своей художественной форме консервативен, что свойственно и быличке. Прослеживая сюжетно-фабульную линию текстов современных записей и датированных началом XX веком, естественно прийти к выводу, о наличии в них элементов схожести. Это говорит о сохранении традиции текста, который передается через поколения, бытуя уже в своей инвариантности. Для сравнения и в качестве доказательства своих выводов мы приводим три текста, идентичных по своему сюжетному содержанию, но различных по времени их записи.
От
А.Е. Гурова,
Записано
В.П. Зиновьевым в
Записано
Д.К. Зелениным в
Приведенные
примеры убеждают нас в одноименности сюжета, образа нечистой силы, свидетеля,
ставшего фольклорным архетипом. Вариативность составляет незначительные детали:
атрибуты ведьмы (скляночка, горшок с волшебной жидкостью, банка с мазью),
локальная концентрация ведьм: загадочный остров, баня, небеса. «Канонический»
текст (запись
Региональные и этнические особенности бытования текстов оказали влияние на характер их вариантов. В основе лежит типология закономерностей фольклорного творчества, порождающая общность замыслов в фольклоре этносов, принадлежавшем к разным историческим эпохам. Подобный анализ вариантов текста является доказательством преемственности традиции бытования устной несказочной прозы на современном этапе.
На бытование былички в исследуемом регионе оказало влияние:
1) процесс сближения нескольких национальных традиций: литовская, белорусская и русская; это сказалось на характере народных суеверий, которые лежат в основе устной мифологической прозы;
2) сохранение традиционной жанровой формы при переходе от одного этноса к другому;
3) характер сбора материала и его обработки;
4) форма исполнения и особенности восприятия.
Комплексно-региональные
исследования в области фольклорных жанров проводятся сравнительно недавно.
Наряду с изучением жанра былички ведется анализ духовного стиха, заговора,
сказки и легенды. Долгое время фольклор Калининградской области не был
предметом изучения фольклористов, вследствие чего появилась масса нерешенных
научных проблем. Полевые экспедиционные работы, организованные с
Список литературы
1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1946. – С. 33.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://elib.albertina.ru
Дата добавления: 28.02.2009
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |