1. Задание. В словах раскладывать, россыпь, размазня, розданный одна приставка или разные? Если одна, то какая? Аргументируйте свой ответ.
Ответ. В этих словах представлены разные варианты одной и той же приставки роз- (рас-/ рос-/ раз-/ роз-). Чтобы доказать это, рассмотрим принципы русского правописания.
Большая часть правил русской орфографии основана на так называемом морфематическом принципе, который позволяет сохранять на письме одинаковое буквенное оформление одних и тех же морфем. Согласно этому принципу мы обычно не отражаем на письме изменения в произношении, связанные с изменением фонетических условий: влиянием соседних звуков (пишем подрисовать - подписать, хотя произносим на конце приставки в первом слове [д], а во втором - [т]), позицией конца слова (пишем грибы - гриб, хотя произносим перед гласным [б], а на конце слова [п]), перемещением ударения (пишем кот - коты, хотя произносим под ударением [о], а без ударения [а]). В правилах, основанных на морфематическом принципе, рекомендуется использовать проверочные слова, чтобы выяснить, какую именно букву следует писать. При этом гласные записываются так, как они произносятся под ударением, согласные - так, как они произносятся перед гласными. Таким образом, получается, что морфема записывается в своем «основном виде», а ее произносительные варианты на письме не фиксируются.
Однако в русской орфографии есть несколько правил, основанных на другом принципе. В частности, приставки, оканчивающиеся на з-/с-, пишутся по-разному в зависимости от того, что следует после приставки. Написание этих приставок (в том числе рассматриваемой в задании) основано на фонетическом принципе, согласно которому буквами передается изменение произношения, связанное с изменением фонетических условий (принцип «как слышим, так и пишем»). Перед глухими согласными все звонкие шумные (они же - парные по глухости / звонкости) оглушаются. Но, например, в приставке под- мы это не фиксируем на письме и не сомневаемся, что в словах подрисовать и подписать одна и та же приставка, потому что она пишется одинаково и имеет одно и то же значение, хотя и произносится по-разному. В приставках на з-/с- аналогичные различия в произношении фиксируются на письме (безграничный - бескрайний), но по сути этот случай не отличается от предыдущего. Следует признать, что это одна и та же приставка с одним и тем же значением. Причем основным видом этой приставки является без-, так как именно [з] произносится перед гласными (безоблачный). Основной вид приставки, о которой идет речь в задании, тоже заканчивается на з, так как именно [з] произносится перед гласными: розыгрыш, разыграть.
Однако в данном случае на фонетическом принципе основана орфографическая запись не только согласных, но и гласных приставки: под ударением мы пишем о, без ударения - а (роспись - распишется). Иногда такое чередование в приставке наблюдается в разных формах одного слова (раздать - розданный). Основным видом следует признать вариант с о, так как именно [о] произносится под ударением. (Сравним со случаем подпись - подпишется, где в приставке представлена такая же фонетическая мена гласных [ó] и [а], которая, однако, не зафиксирована на письме, и поэтому ни у кого не возникает сомнений, что в этих словах одна и та же приставка.)
Итак, в словах раскладывать, россыпь, размазня, розданный представлены разные варианты одной и той же приставки роз-. Значение приставки во всех ее вариантах одно и то же: «деление на части, распределение по частям, по местам, по поверхности»[i]. Различия в написании приставки связаны с фонетическим принципом, лежащим в основе соответствующих орфографических правил.
Комментарий.
Авторы большинства работ отметили, что в примерах представлена одна и та же приставка. К сожалению, чаще всего аргументация этого ответа была недостаточной (и обычно сводилась к изложению орфограммы) или вообще отсутствовала. Далеко не все школьники указали основной вид морфемы. Среди тех, кто попытался это сделать, не было единства во взглядах: чаще называли роз- (обычно с объяснением) и рас- (без объяснения такого выбора).
Авторы остальных работ, составляющих примерно четверть от общего количества, насчитали большее количество приставок. Некоторые утверждали, что «в примерах все приставки разные» (то есть их четыре), другие решили, что в примерах две разные приставки, обратив внимание на чередование только гласных или только согласных.
2. Задание. Объедините в группы словоформы с одинаковыми окончаниями. Сколько групп у Вас получилось? Остались ли словоформы вне групп? Объясните свое решение.
Кальций, море, синий, рабочий, бледнолицый, последние, сражение, стол, каша, синей, большая, семья, столовая, большой, нищий, революцией, синяя, борода, морей, заведующий, патриций, людей, красивые.
Ответ. Чтобы объединить в группы словоформы с одинаковыми окончаниями, сначала нужно определить, что считать одинаковыми окончаниями. Мы будем опираться на традиционный подход, при котором учитывается, что окончания, как и другие морфемы, являются двусторонними единицами, то есть имеют не только форму, но и значение. Окончания имеют грамматические значения, которые характеризуют словоформу как принадлежащую к определенному классу и обязательны для всех словоформ данного класса. Окончания с одним и тем же грамматическим значением считаются одинаковыми, даже если не полностью совпадают по звуко-буквенному оформлению. Так, традиционно считается, что в словоформах большой (книги) и синей (книги) одно и то же окончание, потому что оно выражает одно и то же грамматическое значение (ж.р., ед.ч., Р.п.) и при этом представлено в словах одного грамматического класса - прилагательных. Различия в произношении и в написании (-ой и - ей) связаны с тем, что во втором прилагательном основа заканчивается на мягкий согласный. При совпадающем произношении и написании окончания считаются разными, если выражают разные грамматические значения. Так, в словоформах большой (дом), большой (книги), (к) большой (книге), большой (книгой), (о) большой (книге) окончания разные - омонимичные, так как при внешнем совпадении они выражают разные грамматические значения: большой (дом) - м.р., ед.ч., И.п., большой (книги) - ж.р., ед.ч., Р.п., (к) большой (книге) - ж.р., ед.ч., Д.п., большой (книгой) - ж.р., ед.ч., Т.п., (о) большой (книге) - ж.р., ед.ч., П.п.
Важным является также то, что каждое окончание всегда является элементом какого-либо набора окончаний, которые именно в противопоставлении друг другу реализуют свое значение. Рассмотрим словосочетания большой победой и большой столовой. У прилагательного и существительного в словосочетании большой победой окончания разные, хотя внешне они совпадают и оба имеют значение ед.ч., Т.п. Дело в том, что каждое из этих окончаний противопоставлено разным единицам, является элементом разных наборов окончаний. Окончание - ой в большой противопоставлено другим окончаниям прилагательных, а - ой в победой противопоставлено другим окончаниям существительных первого склонения. Окончания прилагательного и существительного в словосочетании большой столовой считаются одинаковыми: хотя слово столовая является существительным, его окончания типичны для прилагательных[ii]. Оно сохранило часть набора окончаний прилагательного: имеет такие же окончания, как прилагательное в сочетании столовая комната.
С учетом сказанного выше можно выделить такие группы словоформ с одинаковыми окончаниями[iii]:
1. каша, семья, борода - окончания существительных 1 склонения в единственном числе, в И.п.;
2. кальций, стол, патриций - нулевые окончания существительных 2 склонения мужского рода в единственном числе, в И.п.;
3. море, сражение - окончания существительных 2 склонения среднего рода в единственном числе, в И.п.;
4. морей, людей - окончания существительных во множественном числе, в Р.п.;
5. синий, бледнолицый, большой, рабочий, нищий, заведующий - окончания прилагательных в мужском роде, в единственном числе, в И.п.;
6. большая, столовая, синяя - окончания прилагательных в женском роде, в единственном числе, в И.п.;
7. последние, красивые - окончания прилагательных во множественном числе, в И.п.
Приписав окончаниям указанные грамматические значения, мы получили 7 групп. Вне группы (если считать, что в группе должно быть больше одного элемента) оказались словоформы синей (окончание прилагательного в женском роде, в единственном числе, в Т. п.) и революцией (окончание существительного 1 склонения в единственном числе, в Т. п.).
Заметим, что при другом выборе значений из числа омонимичных можно получить другое разбиение на группы.
Комментарий.
Это задание, вероятно, показалось участникам олимпиады простым, так как его пытались выполнить все. Однако сделать это успешно не удалось практически никому. Ответы продемонстрировали отсутствие у школьников четких представлений о принципах выделения и отождествления морфем вообще и окончаний в частности, а также отсутствие умения выделять последние. Лишь в нескольких работах авторы сделали попытку объяснить, что такое «одинаковое окончание» и, соответственно, обосновать свое разбиение словоформ на группы.
Попробуем на основании ответов участников олимпиады реконструировать их представления об окончаниях.
Авторы нескольких работ проявили неумение выделять окончания, принимая за них одинаковые по написанию исходы слов: синей, революцией, морей, людей; последние, сражение. Некоторые участники олимпиады, более или менее успешно выделив окончания графически («квадратиками»), при разбиении словоформ на группы вообще не учитывали грамматическое значение: провели разбиение на основании только лишь буквенного тождества внутри «квадратиков». Многие школьники, однако, указывали на значимость частеречной принадлежности слов, некоторые сразу распределяли словоформы по группам «Существительные» и «Прилагательные». К сожалению, те, кто поставил во главу угла частеречную принадлежность слов, обычно включали в одну группу слова кальций, патриций и рабочий, нищий, заведующий. Некоторые совершали при этом сразу несколько ошибок: неверно выделяли окончания во всех или в некоторых из вышеуказанных слов, неверно характеризовали окончания в рабочий, нищий, заведующий как окончания существительных. (Отметим, что морфемное членение существительных типа кальций, семья, сражение и разграничение таких существительных с субстантированными традиционно представляют трудности для школьников.)
Итак, перечислим основные причины ошибок в ответах школьников: непонимание того, что задание предполагает некоторые рассуждения и объяснения, что необходимо определить термины («одинаковые окончания») и основания для разбиения на группы перед самим разбиением, а также недостаточный уровень теоретических знаний и практических навыков морфемного разбора.
3. Задание. Слова экспорт, экскаватор, экс-чемпион, экспонат, экспресс, экспроприация, эксплуатация, экстенсивный, экстерриториальный, экстрасенс начинаются на экс-. Разбейте эти слова на группы в зависимости от статуса компонента экс- в составе слова. Укажите, какой морфемой или частью какой морфемы является экс- в каждом случае. Обоснуйте своё решение.
Ответ.
1. Экс- является приставкой со значением ‘бывший’ в слове экс-чемпион. Ср. другие слова с той же приставкой: экс-министр, экс-президент.
2. Экс- является приставкой со значением ‘вне’ в словах экспорт, экстенсивный, экстерриториальный. К каждому их этих слов можно подобрать однокоренные слова: экспорт - импорт, экстенсивный - интенсивный, экстерриториальный - территориальный.
3. Экс- является частью приставки экстра- со значением ‘выходящий за пределы обычного’ в слове экстрасенс. Эта же приставка присутствует в слове экстраординарный, тот же корень - в слове сенсорный.
4. Экс- является частью корня в словах экскаватор, экспонат, экспресс, экспроприация, эксплуатация.
Комментарий.
Чтобы правильно выполнить задание, необходимо понимать, что такое морфема и каким образом слово членится на морфемы. Морфемы в производном слове легко вычленяются при сопоставлении с производящим словом: экс-чемпион - чемпион, экстерриториальный - территориальный. Все морфемы обладают значением. Так, мы считаем слова однокоренными не только на основании сходства звуко-буквенного состава, но и - прежде всего - на основании сходства значения. Так, если значения разные, то перед нами разные - омонимичные - корни, например: кос- в коса и кос- в коснуться. То же самое относится и к приставкам. В словах экс-чемпион и экстерриториальный разные приставки, так как они обладают разным значением: экс-чемпион - это ‘бывший чемпион’, а экстерриториальный - это вовсе не ‘относящийся к бывшим территориям’, как решили почти все школьники, а ‘относящийся к дипломатическому иммунитету представителя, находящегося вне территории своего государства’.
В задании есть еще два слова с приставкой экс- в значении ‘вне’ (экспорт и экстенсивный). Их морфемное членение вызвало у некоторых участников олимпиады затруднения, так как в них присутствуют так называемые связанные корни, которые не могут употребляться без приставок и / или суффиксов. Компонент экс- стоит в начале данных в задании слов, так что в нашем случае речь идет о корнях и приставках. Чтобы вычленить приставку в слове со связанным корнем, нужно, во-первых, подобрать однокоренное слово с какой-нибудь другой приставкой, во-вторых, слово с той же приставкой, но с другим корнем. Таким образом можно доказать, что корень и приставка, представленные в анализируемом слове, способны существовать друг без друга, что это разные морфемы. Рассмотрим, например, слово поднять. Мы легко можем подобрать однокоренное слово с другой приставкой - снять, а также слово с приставкой под- в том же значении ‘снизу вверх’ - подбросить. Итак, чтобы доказать, что экс- является в слове приставкой, нужно найти однокоренное слово с другой приставкой, а также слово с экс- в том же значении, но с другим корнем. Собственно, слова с приставкой экс- в значении ‘вне’ и разными корнями даны в задании, поэтому нужно было лишь подобрать однокоренные слова к словам экспорт и экстенсивный.
Аналогично следовало рассуждать и по поводу слова экстрасенсорный, где экс- является частью приставки экстра-.
Морфемное членение слов со связанными корнями вообще часто является трудным для школьников, в задании дело осложнялось еще и тем, что были даны заимствованные слова с не всем ясными лексическими значениями. Некоторые школьники, видимо, не сумели соотнести значения слов со значением приставки или вообще приписать ей какое-либо значение.
В оставшихся словах экс- является частью корня, так как их нельзя расчленить описанным выше способом. Некоторые школьники пытались увидеть приставку в слове экспресс, но ее там нет, так как слово экспресс не связано по смыслу со словом пресс и компонент экс- не имеет никакого морфемного значения.
В целом, участники олимпиады достаточно успешно справились с заданием, если не считать того, что слово экстерриториальный практически во всех работах попало в одну группу со словом экс-чемпион, слово экстрасенс обычно помещалось в группу, где экс- - часть корня, и что во многих работах не было аргументации.
4. Задание. Найдите «лишнее» слово в следующих списках, обоснуйте свой ответ:
а) подоконник, пододеяльник, подорожник, подосиновик;
б) пылинка, соломинка, снежинка, песчинка
в) перчик, ларчик, шкафчик, огурчик;
г) лампочка, шапочка, косточка, тумбочка;
д) настил, навет, налет, нарост.
Ответ. а) Лишнее слово - подорожник, так как в нем выделяется приставка по-, а во всех остальных словах - приставка под-. Допустим также вариант подосиновик, так как в нем два суффикса (-ов- и - ик-), а в остальных словах один.
б) Лишнее слово - соломинка, так как в нем выделяются два суффикса (-ин-, - к-, ср. солома - соломина - соломинка). Во всех остальных словах - один суффикс - инк-
в) Лишнее слово - шкафчик, потому что в нем выделяется суффикс -чик, а не -ик, как во всех остальных словах, в которых - ч- входит в корень с чередованиями е // # , ц // ч (огурец - огурч-ик);
г) Лишнее слово - шапочка, потому что в нем выделяется суффикс - к-, а не -очк-, как во всех остальных словах. Соответственно, корень в слове шапочка - шапоч- с чередованием # // o, к // ч (шапк- // шапоч-);
д) Лишнее слово - навет, так как в нем, в отличие от остальных слов, нет приставки на-[iv], к тому же остальные слова образованы от глаголов при помощи нулевого суффикса[v] (настил - от настилать, налет - от налетать, нарост - от нарастать), а слово навет не является отглагольным.
Комментарий. Сложность этого задания состояла в том, что в нем не было указано, на каком основании слова объединены в группы. Составители рассчитывали на то, что осмысление первого ряда слов (пункт а)) не представит особых сложностей для участников олимпиады, и они, таким образом, выяснят, что в задании предполагается морфемный разбор слов. Действительно, в подавляющем большинстве работ в пункте а) содержался правильный ответ, однако некоторая часть школьников, столкнувшись в следующих рядах слов с более сложными случаями, предпочла заниматься не морфемным разбором, а искать иные, иногда совершенно неожиданные решения (например: "лишнее слово снежинка, потому что она тает, а все остальное - нет", "лишнее слово огурчик, потому что все остальное - полое внутри" и т. д.). В том случае, когда эти иные решения были корректными и имели хоть какое-то отношение к предмету "русский язык", за ответ начислялось некоторое количество баллов (например: "в) лишнее слово - огурчик, так как здесь ударение падает на второй слог, а во всех остальных словах - на первый, это слово состоит из трех слогов, а остальные - из двух"). Многие их тех, кто остался верен морфемному разбору, допустили в нем большое количество ошибок, связанных, в частности, с тем, что школьники не видят чередований в корнях: в словах перчик, огурчик основная часть участников вычленила суффикс - чик (а не - ик), в слове шапочка - суффикс - очк (а не - к) по аналогии с содержащимися в том же задании словами лампочка, косточка, тумбочка.
5. Задание. Слово зонтик[vi] было заимствовано из голландского языка (голл. zonnedek) в 18 веке. Потом часть - ик этого исходно нечленимого слова стала осознаваться как суффикс со значением уменьшительности (по аналогии со словами столик, домик и подобными). В результате в русском языке появилось слово зонт (в 19 веке). Можно ли считать, что в современном русском языке слово зонтик является непроизводным и нечленимым, а слово зонт образовано от него (подобно, например, слову синь, которое образовано от слова синий). Обоснуйте свой ответ.
Ответ. Нельзя считать, что в современном русском языке слово зонт образовано от слова зонтик (в соответствии с историей появления этих слов в языке). В современном русском языке пара зонт - зонтик стоит в одном ряду со словами винт - винтик, столб - столбик, стол - столик, кот - котик, рот - ротик и т. д. Во втором слове каждой пары вычленяется суффикс - ик с уменьшительно-ласкательным значением. Такой же смысловой компонент ("приращенный" по сравнению со словом зонт) есть и в слове зонтик, средством его выражения является суффикс - ик. Таким образом, слово зонтик "сложнее" слова зонт по значению (значение слова зонтик мы истолкуем через зонт, а не наоборот) и по форме, именно зонтик является в современном русском языке производным и членимым.
Комментарий. Этот вопрос оказался сложным для большинства участников, которые не стали задумываться над тем, что без дополнительной информации об истории слов они бы однозначно (и совершенно правильно) охарактеризовали зонт как непроизводное, а зонтик - как производное и что в практике словообразовательного и морфемного разборов никто не консультируется с этимологическими словарями. Соответственно, мало кто рассуждал о том, правомерно ли привлекать неизвестную и труднодоступную для большинства носителей языка информацию об истории слов для характеристики современного соотношения между ними. Ответы в основном были краткими: раз все было именно так, как написано в задании, значит слово зонт - производное.
6. Задание. От каких слов и при помощи каких средств образованы слова лежание и лежанка, белизна и белок, зубной и зубастый? Сопоставьте однокоренные слова по значению. Разделите производные слова на группы в зависимости от соотношения их значений со значениями производящих слов. Объясните свое решение.
Ответ. Слова лежание и лежанка образованы от слова лежать при помощи суффиксов - (а)ниj- и - (а)нк-, белизна и белок - от слова белый при помощи суффиксов - изн- и - ок, зубной и зубастый - от слова зуб при помощи суффиксов - н- и - аст- соответственно.
Однокоренными, таким образом, являются следующие слова:
- лежать, лежание, лежанка;
- белый, белизна, белок;
- зуб, зубной, зубастый.
Сопоставим по значению каждое из производных слов с производящим. Лежание - это существительное, которое обозначает то же действие, что и глагол лежать, а лежанка - это 'длинный выступ (у печки, у стены) для лежания'. Белизна имеет значение 'яркий, чистый белый цвет' то есть существительное обозначает тот же признак, что и прилагательное белый, слово белок имеет два значения: 'прозрачная часть яйца, белеющая при варке' и 'непрозрачная белая оболочка глаза'. Зубной - 'относящийся к зубу', а зубастый - 'имеющий большие зубы', в переносном значении - 'язвительно-насмешливый, дерзкий, острый на язык'.
Итак, производные слова можно поделить на группы следующим образом:
1. лежание, белизна, зубной;
2. лежанка, белок, зубастый.
Слова группы (1) по значению не отличаются или незначительно отличаются от производящих. А вот значения слов группы (2) имеют большую "приращенную" часть по сравнению со значениями производящих.
Комментарий. К сожалению, в работах было много ошибок, связанных неумением делать словообразовательный разбор (неправильно определяли направление производности, словообразовательные средства и т.д.). Часть школьников привлекла к анализу слово-омоним белок ('высокомолекулярное органическое вещество...'), которое не связано отношениями производности с прилагательным белый.
7. Задание. В русском языке есть суффиксы, имеющие так называемое уменьшительно-ласкательное значение, например: - к- (-ек-, - ок-), - ышк-. Однако прибавление такого суффикса к исходному существительному иногда вызывает и более существенное изменение значения, так что производное слово приобретает способность называть какие-то объекты, которые не могли обозначаться исходным, или, напротив, утрачивает способность называть какие-то объекты из числа обозначавшихся исходным словом. Какие из приведенных ниже существительных имеют дополнительные значения по сравнению с теми словами, от которых они образованы, и какие именно это значения? Какие из них не имеют каких-либо значений исходных слов и какие именно значения у них отсутствуют? В каком из слов суффикс вообще не имеет уменьшительно-ласкательного значения?
Барашек, горка, гребешок, деревенька, донышко, дорожка, змейка, крышка, кусочек, лошадка, спинка, ушко.
Ответ. Рассмотрим последовательно все приведенные в задании слова в сравнении с теми существительными, от которых они образованы. Будем искать в каждой из пар соотносительные значения, различие между которыми сводится только к элементу, вносимому уменьшительно-ласкательным суффиксом, и несоотносительные значения, не имеющие соответствия во втором слове пары. Для ответа на поставленные в задании вопросы достаточно найти в каждой паре хотя бы одно соотносительное значение и по одному несоотносительному значению у каждого из слов или убедиться, что значения какого-либо из этих типов не представлены. При этом задача составить исчерпывающий перечень значений каждого из слов не ставится.
Прежде чем переходить к рассмотрению слов, уточним, что такое уменьшительно-ласкательное значение. Суффикс с таким значением указывает либо на небольшой размер того предмета или человека, который назван словом (например, камень - камешек), либо на особое - «ласкательное» - отношение говорящего к этому предмету или человеку (старуха - старушка), либо и на то, и на другое одновременно (рука взрослого - ручка ребенка).
Баран - барашек. Оба слова могут обозначать животное определенного вида: На лугу паслось стадо баранов и Маленькие барашки содержались отдельно от взрослых. Вместе с тем слово барашек (в форме множественного числа) может обозначать небольшую пенистую волну или небольшие облака: барашки волн (облаков), По морю (по небу) бегут барашки. Слово баран так не употребляется.
Гора - горка. Оба слова могут обозначать большое количество предметов: горы книг и горка книг, Вещи свалены горой (горкой). У основного значения слова гора - «значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью»[vii] - скорее всего нет аналогичного значения в слове горка из-за того, что смысл «уменьшительность», содержащийся в суффиксе - к-, входит в противоречие со смыслом «значительный», содержащемся в слове гора. Слово горка может обозначать определенный предмет мебели - «застекленный шкафчик для красивой посуды, фарфора» (поставить посуду в горку), а также «искусственное возвышение для катания, спуска сверху вниз» (детская горка, снежная (ледяная, водяная) горка); слово гора так не употребляется. Вместе с тем только гора, но не горка может быть использована для обозначения большого количества нематериальных объектов: горы (не *горки) проблем, переделать гору (не *горку) дел.
Гребень - гребешок. Оба слова могут обозначать, например, приспособление для расчесывания волос и украшения прически (расчесывать волосы гребнем и расчесывать волосы гребешком) или нарост на голове живого существа (петушиный гребень и петушиный гребешок). При этом только слово гребень может использоваться для указания на верхнюю вытянутую часть какого-либо объекта: гребень горы (волны, крыши) - и только слово гребешок - для обозначения морского моллюска, называемого также морским гребешком.
Деревня - деревенька. Оба слова обозначают небольшой населенный пункт, где живут люди, занимающиеся крестьянским трудом: Ближайшая деревня (деревенька) в двух километрах отсюда. Слово деревня, кроме того, может употребляться для обозначения сельского населения (материальные потребности деревни) и - в функции сказуемого или обращения - для обозначения малоразвитого, отсталого человека (Ну ты и деревня!).
Дно - донышко. Оба слова используются для указания на нижнюю часть сосуда: дно стакана (бутылки, банки) и донышко стакана (бутылки, банки). Однако нижнюю часть водоема можно назвать только дном: дно (не *донышко) моря (реки, лужи); только слово дно может быть использовано для обозначения «среды деклассированных, опустившихся людей».
Дорога - дорожка. Эти слова редко используются для обозначения одного и того же объекта, но тем не менее это все же возможно. Дорога - это прежде всего «полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения», причем предполагается, что по ней движется либо только транспорт, либо преимущественно транспорт: автомобильная (шоссейная, грунтовая, проселочная) дорога. В таких контекстах слово дорожка не используется. Кроме того, дорога - это путешествие, время пребывания в пути: Дорога до города занимает три часа. Слово дорожка в подобных случаях используется только в сочетаниях типа посидеть на дорожку. Дорожка обозначает разного рода специально оборудованные трассы для перемещения людей или даже некоторых видов транспорта: дорожка в парке, беговая дорожка, дорожки в бассейне, рулежная дорожка (на аэродроме), а также узкий длинный ковер или такую же по форме скатерть. Слово дорога так не употребляется.
Змея - змейка. Оба слова используются для обозначения пресмыкающегося: увидеть змею и увидеть змейку. Кроме того, змейка - это также изогнутая, волнистая линия или предмет такой формы: змейки дорог, но не змеи дорог.
Крыша - крышка. Эти два слова полностью разошлись по значению и не могут обозначать одинаковые объекты. Крыша - это часть дома, а также прикрытие (бандитская крыша). Крышка - часть сосуда или другого вместилища (крышка банки, крышка сундука); кроме того, в функции сказуемого это слово синонимично слову конец (Нам крышка!).
Кусок - кусочек. Эти два слова обозначают одни и те же объекты: в сочетаниях кусок сахара (мыла, хлеба, мяса) можно использовать и слово кусочек.
Лошадь - лошадка. И лошадь, и лошадка - это животное определенного вида. Лошадка, кроме того, детская игрушка, изображающая лошадь или ее голову.
Спина - спинка. Оба слова обозначают часть туловища человека или другого живого существа: спина взрослого и спинка младенца, спина верблюда и спинка верблюжонка, спина щуки и спинка вуалехвоста. Кроме того, спинка (но не спина) бывает у некоторых предметов мебели, в основном у тех, на которых человек сидит: спинка стула (дивана), а также спинка шкафа.
Ухо - ушко. Оба слова обозначают орган слуха у человека или животного. Ушко - это также отверстие в иголке для продевания нитки.
Сказанное можно представить в виде таблицы.
|
Наличие соотносительных значений |
Наличие несоотносительного значения у исходного слова |
Наличие несоотносительного значения у производного слова |
Баран - барашек |
+ |
- |
+ |
Гора - горка |
+ |
+ |
+ |
Гребень - гребешок |
+ |
+ |
+ |
Деревня - деревенька |
+ |
+ |
- |
Дно - донышко |
+ |
+ |
- |
Дорога - дорожка |
+ |
+ |
+ |
Змея - змейка |
+ |
- |
+ |
Кусок - кусочек |
+ |
- |
- |
Лошадь - лошадка |
+ |
- |
+ |
Спина - спинка |
+ |
- |
+ |
Ухо - ушко |
+ |
- |
+ |
Крыша - крышка |
- |
+ |
+ |
Глядя на эту таблицу, легко ответить на все поставленные в задании вопросы, причем некоторые слова могут попасть сразу в две группы.
Дополнительные значения по сравнению с теми словами, от которых они образованы, имеют существительные барашек, горка, гребешок, дорожка, змейка, лошадка, спинка, ушко. В последнем столбце таблицы у таких слов стоит знак «плюс». В этот перечень не попало только слово крышка, также имеющее «плюс» в последней графе, несоотносительные значения которого нельзя назвать дополнительными к соотносительным ввиду отсутствия последних.
Сохраняют не все значения исходных слов существительные горка, гребешок, деревенька, донышко, дорожка. Это слова, входящие в те пары, которые отмечены «плюсом» в среднем столбце, то есть такие, у непроизводных слов в которых есть несоотносительные значения. Несмотря на наличие в этой графе «плюса» у пары крыша - крышка, она в приводимом списке не упомянута, так как слово крышка не сохраняет никаких значении слова крыша.
Суффикс не имеет уменьшительно-ласкательного значения в слове крышка, поскольку это слово вообще не может обозначать тех же объектов, что и слово крыша.
Можно также отметить, что оставшееся слово кусочек отличается по своему значению от слова кусок только на элемент, вносимый суффиксом.
Комментарий.
Это задание в целом не вызвало особых затруднений у участников олимпиады, поскольку требовало только знания русских слов и их значений. Источником отдельных ошибок как раз и было неправильное представление о том, как могут использоваться слова в паре. Например, встречались утверждения, что у петуха может быть только гребешок, но не гребень (что, видимо, связано с названием петуха в сказках - Петя-петушок, золотой гребешок) или что горка не может обозначать большого количества (принимались во внимания только сочетания вида гора дел, но не Вещи свалены горкой).
Школьники продемонстрировали хорошее знание лексических значений, назвали не только основные, часто встречающиеся, но и более редкие (например, значение «предмет мебели» у слова горка и «моллюск» - у гребешок).
8. Задание.. В существительных мужского рода с основой на - ок гласный о обычно бывает беглым (затылок - затылка), но иногда сохраняется во всех формах слова (знаток - знатока, знатоку и т. д.). Проанализируйте приведенные ниже слова и попробуйте сформулировать закономерности, позволяющие по начальной форме слова узнать, является ли в нем гласный о беглым. Используйте обнаруженные закономерности, чтобы определить, беглое ли о в слове брелок.
Артишок, волок, восток, гудок, диплодок, дружок, едок, ездок, заголовок, игрок, обморок, одногодок, островок, поток, предок, пророк, рисунок, родничок, сверчок, слоненок, старичок, шлафрок, экивок.
Ответ. Разделим приведенные в задании слова на две группы в соответствии с тем, является ли гласный о в них беглым или нет, а затем проанализируем строение этих слов, обращая внимание на то, к какой части слова относится буквосочетание ок и какие особенности имеет эта часть слова и все слово в целом.
В приведенном списке одиннадцать существительных с беглым о: гудок (ср.: гудка), дружок (ср.: с дружком), заголовок (ср.: заголовки), одногодок (ср.: быть одногодками), островок (ср.: на островке), предок (ср.: предки), рисунок (ср.: много рисунков), родничок (ср.: из родничка), сверчок (ср.: сверчки), слоненок (ср.: со слоненком), старичок (ср.: старичками).
Во всех этих словах буквосочетание ок является либо суффиксом, либо его частью.
Существительные с суффиксом - ок- обозначают как людей (дружок, одногодок, предок, старичок), так и другие живые существа (сверчок), предметы (заголовок, островок, родничок, сюда же относится также приведенное в задании слово затылок) и отвлеченные действия (гудок). Обратим внимание на то, что все существительные - названия лиц образованы с помощью этого суффикса не от глаголов, а от слов других частей речи: дружок - от существительного друг, одногодок - от числительного один и существительного год, старичок - от существительного старик, предок - от предлога пред. Значения суффикса в разных словах неодинаковы: например, в словах дружок, старичок, островок, родничок у него так называемое уменьшительно-ласкательное значение, а в слове заголовок - значение ‘предмет, названный по другому предмету’. Суффикс - нок-, представленный в слове рисунок, является производным вариантом суффикса - ок- и служит для образования названий предметов по действию (ср.: моток, набросок). В слове слоненок выделяется суффикс - онок- (-ёнок-), имеющий значение ‘детеныш’ (ср.: бельчонок, котенок).
Остальные приведенные в задании двенадцать слов сохраняют гласный о во всех своих формах: артишок (ср.: артишоки), волок (ср.: волоком), восток (ср.: на востоке), диплодок (ср.: диплодоки), едок (ср.: несколько едоков), ездок (ср.: к ездокам), игрок (ср.: с игроками), обморок (ср.: в обмороке), поток (ср.: потоком), пророк (ср.: у пророка), шлафрок (ср.: в шлафроке), экивок (ср.: экивоками).
Среди этих существительных также есть слова, в которых буквосочетание ок является суффиксом: едок, ездок, игрок. Этот суффикс имеет значение ‘лицо по выполняемому им действию’ и служит для образования существительных от глаголов. Производный вариант этого же суффикса представлен в слове знаток, которое приведено в формулировке задания.
Во всех остальных случаях буквосочетание ок с «небеглым» о входит в корень. Часть этих слов относится к заимствованиям: это артишок (от нем. Artischocke, вид растений), диплодок (от гр. diploos двойной + dokos брус, луч, вид динозавров), шлафрок (от нем. Schlafrock, домашний халат), экивок (от фр. équivoque, двусмысленный намек). Остальные слова имеют славянские корни и являются либо исконно русскими (волок - корень - волок- с полногласным сочетанием - оло-, обморок - корень - морок- с полногласным сочетанием - оро-, поток - однокоренные слова течь, приток, пророк - однокоренные слова речь, изрекать), либо церковнославянскими заимствованиями (слово восток, где, как и в слове поток, выделяется корень - ток-).
Таким образом, на основании анализа приведенных слов можно сделать вывод, что корневой гласный о не является беглым, независимо от того представлен ли он в исконно русском корне или в заимствованных корнях. Суффиксальный о не является беглым, если он представлен в суффиксе - ок- со значением ‘лицо по выполняемому им действию’. В остальных случаях слова мужского рода с основой на - ок имеют беглый гласный.
Слово брелок является непроизводным, так как для него нельзя подобрать никакого мотивирующего слова; следовательно, буквосочетание ок входит в его корень. В соответствии с выявленными закономерностями гласный о должен сохраняться во всех формах этого слова, то есть нужно говорить брелóка, брелóку, брелóки, брелóков и т. д. Изолированность этого слова, почти полное отсутствие у него однокоренных слов (за исключением слова брелочек) подсказывает, что оно, скорее всего, заимствованное; словари указывают в качестве языка-источника французский, где есть слово breloque.
Комментарий. Для отвечавших на этот вопрос не составляло труда определить, в каких именно словах о является беглым, а в каких - нет (трудности иногда возникали только со словами артишок и экивок). Некоторые, впрочем, ограничились только разбиением слов на эти две группы, хотя в формулировке задания предлагалось именно выявить закономерности распределения анализируемых единиц по группам.
Описывая различия между словами с беглым и «небеглым» о, участники олимпиады часто обращали внимание на фонетические особенности, например: на количество слогов, место ударения, качество согласного перед сочетанием ок (глухой или звонкий), количество согласных перед этим сочетанием, качество начального звука корня (гласный или согласный). Например, вывод о «небеглости» о в слове брелок делался на том основании, что в этом слове, как и в слове волок, перед сочетанием ок представлена буква л (или звук [л]). Однако достаточно вспомнить слова обмылок, поселок, узелок и многие другие, чтобы убедиться, что такая зависимость в русском языке отсутствует.
Тем участникам олимпиады, кто анализировал состав слова, часто мешало неумение правильно выделять корни и суффиксы: кто-то считал, что в основах слов ездок, игрок и предок есть только корни, кто-то выделял суффикс в слове восток.
В задании приведены, разумеется, не все русские слова на - ок. Полный анализ всех таких слов может добавить новые закономерности и выявить исключения из них. Так, противоречат сформулированным в ответе на вопрос закономерностям слова рынок и челнок: в слове рынок сочетание ок входит в корень, но о беглый, а в слове челнок можно выделить суффикс - ок- со значением ‘предмет по предмету’ (как в слове заголовок), однако о сохраняется во всех формах. Слова выродок, переросток, подросток, как и слова игрок, ездок, обозначают лиц, образованы от глагола с помощью суффикса - ок-, но гласный о в них беглый. Очевидное различие между словами двух этих групп - место ударения: в словах с «небеглым» о оно падает на суффикс, а с беглым - на другую часть слова (корень или приставку). Можно обнаружить и различия в значении: если слова типа игрок обозначают лицо, производящее действие или склонное к действию, названному исходным глаголом, то слова типа выродок - лицо (или - реже - животное либо растение), приобретающее определенную характеристику в результате действия, названного этим глаголом.
9. Задание. Выпишите из приведенного списка а) слова, в которых представлена приставка не-; б) сочетания самостоятельного слова (или слов) с частицей не. Объясните, чем приставка не- отличается от частицы не. Чем является элемент не в оставшихся словах?
Невежливый, недоступный, недочитанная повесть, недруг, неон, неореализм, не очень вежливый, непрочитанный роман, не с кем, неслух, не с ним, отнюдь не самый важный.
Ответ. Большинство из приведенных в задании слов и сочетаний однозначно определяются как попадающие в группу а) или б) или остающиеся вне этих групп. Однако для некоторых их них можно предложить более одного решения.
Приставка не- выделяется в следующих из приведенных слов: невежливый, недоступный, недруг, не с кем, неуч. Во всех указанных случаях приставка не- служит для образования нового слова и представлена во всех его формах. В некоторых словах она, как и положено частям слова, пишется всегда слитно (невежливый, недоступный, недруг, неуч). Но в слове не с кем эта приставка может, подчиняясь соответствующему орфографическому правилу, писаться и слитно (некого, некому и т. д.), и раздельно (не с кем, не к кому и т. д.).
Частица не выделяется в сочетаниях недочитанная повесть, непрочитанный роман, не очень вежливый, не с ним. В первых двух сочетаниях мы имеем дело с причастиями, то есть особыми формами глаголов - глагола дочитать в первом случае и глагола прочитать - во втором. И в приведенной форме инфинитива, и во многих других формах этих глаголов компонент не отсутствует, в то время как приставка должна быть представлена во всех формах одного и того же слова. Следовательно, в формах недочитанный и непрочитанный компонент не является не приставкой, а частицей, то есть самостоятельным словом, свободно сочетающимся с указанными глаголами, хотя и пишущимся в данном случае с причастиями слитно, в соответствии с известным правилом. В сочетаниях не очень вежливый, не с ним также представлена частица, которая со словами очень и он никогда слитно не пишется.
В группу сочетаний с частицей не можно включить и отнюдь не самый важный. В словарях слово отнюдь дается как отдельное слово и характеризуется как наречие. Если принять эту точку зрения, то в данном сочетании представлена частица не, сочетающаяся с формой превосходной степени прилагательного важный, в котором нет приставки не-. Если бы мы имели дело с прилагательным неважный, в составе которого есть приставка, то форма его превосходной степени была бы самый неважный. Однако в школьном курсе русского языка, точнее в формулировке орфографического правила, сочетание отнюдь не (наряду с далеко не, вовсе не) фигурирует как нечто единое, вследствие чего допускалось и невключение этого сочетания в группу б). Но при таком решении придется признать, что отнюдь не - это единое слово, одной из частей которого является компонент не, сохраняющий значение частицы не, в которой он является корнем. Следовательно, отнюдь не - это сложное слово, а не является одной из частей этого слова.
Две интерпретации возможны и для слова недочитанный: в этом слове можно выделить как две приставки - не- и до-, каждую со своим значением, так и одну приставку недо-, указывающую на неполное совершение действия. В таком случае компонент не является фрагментом приставки.
Что касается оставшихся слов, то в них компонент не не обладает значением и поэтому не является ни приставкой, ни частицей. В слове неон этот компонент является фрагментом корня неон-, а в слове неореализм - фрагментом корня нео- (корня особого типа, который встречается только в составе сложных слов).
Самым сложным в этом задании является вопрос о том, чем отличается приставка не- он частицы не. Отвечая на него, можно было обратить внимание на два типа различий.
Во-первых, есть соответствие между написанием компонента не и его типом. Поскольку приставка - это часть слова, то она обычно пишется слитно, в то время как частица, будучи отдельным словом, должна писаться раздельно. Для многих приставок и частиц это правило не знает исключений (ср., например, приставку пере- и частицу ли).
Компонент не в этом отношении ведет себя «неправильно», как видно из приведенных выше рассуждений, но тем не менее можно предположить, что если это приставка, то она должна хотя бы в некоторых формах слова писаться слитно, а если частица, то хотя бы в некоторых случаях - раздельно. Если не в некотором сочетании всегда пишется раздельно, то это частица, если слитно, то приставка. Если же компонент не может быть написан и слитно, и раздельно в составе одного и того же сочетания, то следует обратить внимание на написание в начальной форме и распространить на него сформулированную выше закономерность. Так, например, с начальной формой глагола прочитать компонент не пишется раздельно, и это частица, а с начальной формой местоимения не с кем - это форма родительного падежа некого - слитно, значит не - это приставка.
Во-вторых, смысловое взаимодействие частей слова между собой и слов друг с другом происходит несколько по-разному. Чаще всего значение сочетания, состоящего из нескольких слов, является простой суммой значений этих слов, а при прибавлении приставки или иной части слова, наоборот, происходит не простое складывание смыслов, а еще и некоторое - обычно не предсказуемое заранее - приращение значения. Эти различия учитываются в правилах правописания не с существительными и прилагательными. Как известно, не со словами друг или вежливый нужно написать раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление, то есть если значение сочетания не друг или не вежливый складывается из смысла отрицания и смысла слова друг или вежливый. Возможно также слитное написание слов недруг и невежливый, если у них есть синонимы без не-, то есть если смысл этих слов более сложный, чем отрицание смыслов слов друг и вежливый. Действительно, не друг - это просто человек, не являющийся другом, он может быть приятелем, случайным знакомым, совсем незнакомым кому-либо человеком или даже врагом, в то время как недруг - это именно враг; не вежливый вполне может вести себя нейтрально, невежливый же скорее груб.
Комментарий.
Ошибки в выполнении этого задания были вызваны механическим применением принципа: раздельно пишется частица не, а слитно - приставка не-. Основной смысл задания заключался как раз в том, чтобы подтолкнуть участников олимпиады к выведению более сложных закономерностей, связывающих тип языковой единицы с ее написанием. Это не так просто сделать, поскольку орфографические правила не различают не-приставку и не-частицу: написание и той и другой традиционно излагается в разделе «Правописание частиц», а формулировки конкретных правил вообще избегают какой-либо квалификации не, говорится просто о существительных (прилагательных и т. д.), которые пишутся слитно (или раздельно) с не.
Список литературы
[i] Значение приводится по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, М., 1990. - С. 639.
[ii] Это слово образовано субстантивацией, то есть перешло из прилагательного в существительное, сократив количество форм.
[iii] Как было показано на примере прилагательного большой, некоторые окончания имеют омонимы. Текст задания не дает возможности «снять» омонимию словоформ (то есть определить, какое именно значение реализуется), но мы не будем перечислять все возможные значения, а допустим, что каждое окончание реализует только какое-то одно значение. Поэтому нам надо разбить на группы 23 словоформы, а не больше.
[iv] Возможно также выделение здесь приставки и связанного корня.
[v] В другой терминологии - бессуффиксным способом.
[vi] Пример взят из учебного пособия: Багрянцева В.А. и др. «Русский язык». М., МГУ, 2004. -С.205.
[vii] Здесь и далее формулировки значений, помещенные в кавычки, извлечены из словаря Н. Ю. Шведовой; см. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов (М., 2007).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru
Дата добавления: 07.03.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |