Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Проблемно-тематическое своеобразие древнерусской публицистики

С.М. Нарожняя


Белгородский государственный университет


В статье изложены результаты изучения ряда произведений древнерусской и старорусской публицистики (XII-XVI вв.), позволившие определить наличие общих проблем, тем, образов. Установлено, что отражение ключевых тем и образов древнерусской публицистики меняется в соответствии с изменениями исторической ситуации. Показано, что выявленный проблемно-тематический спектр обеспечивает преемственность русской публицистики «раннего» периода ее истории, что составляющие проблемнотематической и образной системы древне- и старорусской публицистики взаимосвязаны.


Введение


История социума, его культуры и общественных движений неразрывна с развитием литературы и публицистики - политической, философской, религиозной, морально-этической. Зарождение и становление русской публицистики связано с рядом древнерусских текстов - “Словом о Законе и Благодати” Илариона (XI в.), “Словами” Кирилла Туровского (XII в.), Серапиона Владимирского (XIII в.), повестями Куликовского цикла (2-я пол. XIV - нач. XV вв.) и др., а также с произведениями многочисленных авторов старорусского периода (XV-XVI вв.). Посвящая свои сочинения важнейшим вопросам современной им жизни, осмысливая опыт прошлого и пытаясь предсказать будущее своей страны, известные и неизвестные сегодня авторы обозначили в этих памятниках ряд ключевых тем и вопросов, которые составили своеобразие русской публицистики донационального периода.


В данной работе представлены результаты исследования проблемнотематического своеобразия текстов древнерусской и старорусской публицистики.


Важной особенностью «ранней» русской публицистики (древнерусский и старорусский период) является то, что, будучи формой политической борьбы своей эпохи, она отражает процесс осмысления политической идеи через обращение к религиозным проблемам, событиям, фактам.


Так, в «Слове о Законе и Благодати» митрополит Иларион, обращается к актуальнейшей идее политического и культурного равноправия Руси среди других христианских народов и впервые в отечественной письменности дает теоретически обобщенное осмысление истории человечества. «Вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла. И озеро закона высохло, евангельский же источник наводнился и, всю землю покрыв, простерся до нас. Вот уже и мы со всеми христианами славим святую троицу... И уже не идолослужителями зовемся, но христианами, уже не лишенными надежды, но уповающими на жизнь вечную. И уже не жертвенники бесам создаем, но христовы церкви возводим... Все страны благой бог наш помиловал и нас не отверг...Итак, чужими были, а людьми божьими назвались, врагами были, а сынами прозвались» [1: 53-54]. События становления древнерусской государственности и смены вер в связи с принятием христианства позволяют автору поднять ряд философско-исторических проблем: соотношение власти и закона, мудрости и власти, границ закона не только в религиозном, но и в конкретно-историческом плане.


Осмысление обозначенных и связанных с ними проблем обусловило появление в текстах «ранней» русской публицистики ключевых тем, объединяющих эти тексты.


Патриотическая тема - одна из наиболее популярных в русской публицистике, это обусловлено историческими причинами. С ее воплощением связано создание образа Русской земли. И если «Слово о Законе и Благодати» - это величание, восхваление Руси, после принятия христианства ставшей равноправным членом семьи европейских государств древности, то образ Родины, «светло светлой» и «украс- но украшенной», в «Слове о погибели Русской земли» (XIII в.) - это гимн ее прошлому величию и могуществу и жалоба на нынешнее бедственное состояние, причиной которого стал опустошительный разгром «языка немилостивого», «лютого» и «болезнь» княжеских усобиц. Возродить дух патриотизма в сложное для Руси время Батыева нашествия, вдохновить на борьбу против поработителей призваны «Слова» и «Поучения» Серапиона Владимирского (XIII в.): «пришел на нас ...народ безжалостный, народ лютый, народ, не щадящий красоты юных, немощи старых, младенчества детей; воздвигли мы на себя ярость Бога нашего.Разрушены Божьи церкви, осквернены сосуды священные, честные кресты и святые книги, затоптаны священные места, святители стали пищей меча, тела преподобных мучеников птицам брошены на съедение, кровь отцов и братьев наших, будто вода в изобилье, насытила землю, сила наших князей и воевод исчезла, воины наши, страха исполнясь, бежали, множество братии и чад наших в плен увели, многие города опустели, поля наши сорной травой поросли, и величие наше унизилось, великолепие наше сгинуло, богатство наше стало добычей врага, труд наш неверным достался в корысть, земля наша попала во власть иноземцам: в поношение мы были живущим окрест земли нашей, в посмех - для наших врагов, ибо познали, будто небесный дождь, на себе гнев Господень!... А в нашем народе чего не видали мы? войны, голод, и мор, и трясенье земли, и, наконец,- то, что отданы мы иноземцам не только на смерть и на плен, но и в горькое рабство. [2: 377, 381].


Образ Русской земли в «ранней» русской публицистике, безусловно, меняется не только в связи с событиями истории, но и в связи с осмыслением этих событий. Так, в «Повести о разорении Рязани Батыем» (XIII в.) представление о судьбе всей Русской земли в противостоянии татаро-монгольским ордам аккумулируется в описании сражений за конкретное княжество феодальной раздробленной Руси. И здесь возникает еще одна важнейшая тема всей русской публицистики - тема народного единства в противостоянии военному противнику: защита родной земли «всем миром», «единая смертная чаша», испитая всеми рязанцами, - вот та политическая идея, развитие которой в дальнейшем приведет к победе на Куликовом поле, к объединению княжеств вокруг Москвы и созданию новой Русской земли - Московского государства. Примечательно, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» образ Русской земли имеет специфическое воплощение: жена Федора Юрьевича Рязанского, узнав о смерти мужа, отказавшегося отдать ее на поругание Батыю, предпочитает добровольную смерть. И Рязанская земля оказалась во власти Батыя только после смерти ее защитников.


С раскрытием в текстах «ранней» русской публицистики патриотической темы связано создание образов защитников отечества. Традиции устного народного творчества оказали значительное влияние на древне- и старорусских авторов: не случайно курский князь Всеволод («Слово о полку Игореве»), рязанский вельможа Евпатий Коловрат («Повесть о разорении Рязани Батыем»), монахи Александр Пере- свет и Родион Ослябя («Сказание о Мамаевом побоище») и др. изображаются, как былинные богатыри: «...Евпатий, богатырь силою, рассек Хостоврула надвое до самого седла. И начал сечь войско татарское и многих известных богатырей Ба- тыевъх побил, одних надвое рассекая, а иных до седла раскроил. Татары перепугались, видя, что Евпатий богатырь-исполин. И навели на него бесчисленное множество стенобитных орудий, и начали по нему бить из них, и с трудом убили его» [3: 149].


Появление «коллективного» героя - защитников Москвы в «Повести о нашествии Тохтамыша» (XIV в.), с одной стороны, укрепляет мысль о том, что для успешной борьбы с поработителями необходимо уничтожить «рознь», «разделение» князей, с другой - отражает процессы, способствовавшие росту национального самосознания и политическому развитию русичей. Эта тема - народного единства в противостоянии военному противнику - остается актуальной и в дальнейшем, в частности в исторической Повести о Царьграде Нестора-Искандера (XV в.), в публицистическом комплексе сочинений И.С. Пересветова (XVI в.) и т. д.


Тема сильной княжеской (царской) власти сопряжена в древне- и старорусской публицистике с разработкой образа идеального правителя. Так, Даниил Заточник (XII в.) восхваляет, даже чрезмерно, сильную княжескую власть. Особенно ярко, проблемно тема сильной верховной власти раскрывается в сочинениях публицистов XVI в. - И. Пересветова, И. Грозного, А. Курбского и др.


Так, в Пересветовском комплексе изложена целая система взглядов публициста, отражающая его представления об идеальном правителе христианского государства - самодержце, философе и мудреце, храбром военачальнике, способном прислушиваться к советам, учитывать исторический опыт и править «грозно», но на основе «правды» и т.д. [4].


Примечательно, что при создании образа идеального правителя древнерусские публицисты довольно часто используют прием контраста. Так, в «Сказании о мамаевом побоище» упоминаются Ярослав Мудрый, Александр Невский, Борис и Глеб, Александр Македонский, Василий Великий и др., «положительные» персонажи русской и всемирной истории, и князь-предатель, вставший на сторону Мамая, Олег Рязанский, называющийся здесь «новым Святополком», «Иудой». Более сложное противопоставление при создании образа идеального правителя христианского государства наблюдаем у И. Пересветова: анализируя европейские исторические события середины XV в., публицист подводит своего адресата к заключению: царем, достойным подражания, был захвативший Константинополь Магмет-салтан, но он был мусульманин. Последний правитель Византии, православный царь Константин IX оказался слабым, не сумевшим удержать власть в своих руках и уберечь империю от завоевания.


Размышления на тему сильной власти предопределяет, на наш взгляд, создание в древне- и старорусской публицистике не только образа идеального правителя, но и собирательного образа идеального соратника (советника, члена «команды») идеального правителя. Так, в «Сказании о мамаевом побоище» в ситуации военного противостояния в «команде» московского князя и его брата выделяется опытный полководец-воевода Дмитрий Боброк (Волынец). Однако, как правило, идеал соратника создается «от противного»: восхваляя князя, в своем «Молении» Д. Заточник подвергает острой критике бояр. Вельможи не должны быть в числе соратников правителя, быть у власти вообще по своим нравственным качествам: «А Русь Бог да сохранит, - молится купец Афанасий Никитин, - Боже, сохрани ее! ... На этом свете нет страны, подобной ей, хотя эмиры (вельможи -С.Н.) Русской земли несправедливы» [5: 371, см. также: 4].


Мечтая «об устроении» жизни на родной земле, древне- и старорусские публицисты, обращаются в своих текстах к теме правды и социальной справедливости. Слово социальный в значении ‘относящийся к обществу, к общественным отношениям людей’ вошло в употребление в русском языке лишь в середине XIX в. [6: 191]. Однако публицисты говорят о справедливости как о желательных, иногда прогнозируемых, но не существующих в реальности условиях. «Правда необходима во всяком государственном деле и царстве к укреплению царства, согласно которой каждому человеку причитается заслуженное им, свято и праведно живется», - пишет Федор Карпов (XVI в.) [7: 353]. «Правда» - многозначное и при этом одно из ключевых понятий в текстах «Пересветовского комплекса»: публицист использует слово «правда» в значении "справедливость как соответствие действий и поступков требованиям морали и права" [8, 18:96]: породился от великия мудрости по небесному знамению на испольнение правды в его царстве (161) [9]. «Правда» у И.


Пересветова также означает "установление, правило, закон”: Правда богу сердечная радость: во царстве своем правду держати, а правда ввести во царство свое, ино любимаго своего не пощадити, нашед виноватаго (153), а также слово правда употреблено в значении "суд": будет у него (Ивана IV - С.Н.) в его царстве таковая великая мудрость и правда неправедным судиям от его мудрости великия, от бога прироженныя (174).


Приведем другие примеры: в «Повести о взятии Царьграда» Нестора- Искандера автор объясняет нашествие турок «неисчетными согрЬшЬньми и без- аконьми» жителей города. В своих сочинениях Ермолай-Еразм призывает царя к действиям на благо всего общества - «ко благополучию всем сущим под ним, не еди- нем волможами еже о управлении пещис, но и до последних» [10: 475].


Особое место в древне- и старорусской публицистике занимает тема взаимоотношений светской и духовной власти, места и роль монашества, их позиция в политических вопросах.


Так, «Притча о душе и теле» Кирилла Туровского (XII в.) имеет не просто злободневный, но даже памфлетный смысл. Содержание притчи (хозяин виноградника назначил сторожить его слепца и хромца, надеясь, что они не смогут украсть: хромец не убежит, слепец не увидит. Однако сторожа сговорились: хромец сел на слепца и указывал ему путь. Так согрешают в сговоре душа, не имеющая телесности, и тело) позволило автору выразить свое мнение о взаимоотношении церковной и светской власти своего времени. Слепец - аллегория души и одновременно намек на епископа Федора, Хромец - аллегория тела и в то же время намек на князя Андрея Боголюб- ского. Так, пытаясь учредить во Владимире независимую от киевского митрополита епископию, сговорилась и духовная власть со светской.


Иначе представлена роль духовенства в «Сказании о мамаевом побоище»: Сергий Радонежский, благословляя Дмитрия московского на битву, дает ему в помощь двух монахов-богатырей, которые на поле боя кладут «головы свои за святые церкви, за землю Русскую и за веру христианскую».


Константинопольский патриарх Анастасий («Повесть о Царьграде» Нестора- Искандера и затем Сочинения И. Пересветова) - тот представитель духовной власти, который не смог предотвратить нравственного кризиса в Византии: «Еще было мне того лютее от тебе и грузчая: что еси наместник престола моего святаго, божест- веннаго, в мое место Христово, пастырь веры християнъския и учитель царю и всему миру; царь сшед с праведнаго суда, и весь мир прельстился на нечистое собрание, суд был их лукав и слезен, слезы и кровь мира сего, рода християнскаго, неповинно осуждал и брызгали на образы моя святым нюдотворным. от лукавых судей и от неправеднаго суда их; а твоего поучения святителскаго к ним не было и на путь еси их мои свя- тый не правил» (150).


Тексты «ранней» русской публицистики отражают распространение гуманистических идей, в частности, одной из сквозных тем становятся взаимоотношения с военным противником. В ряде памятников XII-XIII вв. военный противник - это безусловный агрессор, грабитель и губитель.


Однако в «Повести о разорении Рязани Батыем» примечателен эпизод: тело убитого Евпатия Коловрата принесли Батыю, «и все стали дивиться храбрости, и силе, и мужеству рязанского воинства» И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, ни отцы наши не поведали нам о таких. Ибо это люди крылатые и не имеющие <страха> смерти. Так храбро и мужественно они сражались: один бился с тысячей, а два - со тьмою. Никто не смог уйти от них живым со сражения!».


Царь Батый, глядя на тело Евпатия, сказал: «О Евпатий Коловрат! Здорово ты меня попотчевал с малою своею дружиною! Многих богатырей сильной орды убил, и много войск пало. Если бы у меня такой служил, любил бы его всем сердцем». [3: 149]. Обратившись к рязанским воинам, сказал Батый, чтобы взяли тело господина своего и похоронили с воинскими почестями. Иными словами, военный противник, в иных ситуациях проявивший себя безнравственно, сумел оценить мужество русского богатыря.


В «Задонщине», памятнике Куликовского цикла, гуманистическая идея проявилась в том, что автор не только внимателен к изображению внутреннего состояния победивших, но и в традициях фольклорных «плачей» изображает побежденных врагов достойными жалости.


Примечательно, что в Сочинениях воинника И. Пересветова военный противник всегда называется «недругом», с ним ведется «смертная игра» в поле, в то же время для называния внутренних противников используется слово «враг».


Церковная полемика рубежа XV - XVI вв. также демонстрирует проникновение гуманистических идей в русскую публицистику. Отношение к еритикам - одна из тем полемики между представителями «иосифлян» и «нестяжателей». Показательны в этом плане «Слово об осуждении еритиков» Иосифа Волоцкого и «Ответ кирилловских старцев...» Вассиана Патрикеева: в ответ на инквизиторскую позицию «исосифлян» заволжские старцы отвечают: «нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших свое заблуждение еретиков божья церковь принимает в распростертые объятия» [11: 359]. .


Важное место в древне- и старорусской публицистике занимает тема ума (мудрости). Гордясь своей образованностью и своим умом, Даниил Заточник (ХП в.) рассчитывает на мудрость и дар художественного слова и претендует на роль княжеского советника, посла и ритора, и потому обращается к князю с просьбой помиловать его и вернуть в княжескую дружину. Развивая тему ума, Даниил в «Молении» высказывает также мысль о том, что человек ценен не только и даже не столько храбростью и силой, сколько разумом. Эту тему продолжает И. Пересветов, рассказывая о том, что и к Августу-кесарю, и к Александру Македонскому в «убогом образе» пришли воинники и «великие» мудрости принесли воинские.


С темой ума в сочинениях И. Пересветова связана тема книжной мудрости: христианские книги являются источником правды: А все то царь Магмет-салтан списал со христианских книг ту мудрость, таковому годится християнскому царю божию волю делати (157).


Для Пересветова книга - неоспоримый авторитет и источник мудрости, недаром одно из произведений комплекса - Сказание о книгах. Для публциста важно, что: 1) христианские книги воплощают кодекс общечеловеческой морали: А ту мудрость царь Магмет снял з греческих книг, образец - таковым было греком быти (154); 2) книга помогает осознанию прошлого и настоящего, поэтому может предсказать будущее: Да и то начитают в мудрых книгах своих, что введешь правду великую в царстве своем (172). В сочинениях Пересветова упоминаются и книги, имевшиеся в Турции: они тоже были источниками “мудрости”: Царь турской Магмет- салтан сам был философ мудрый по своим книгам по турским (151).


Заключение


В работе представлены результаты исследования проблемно-тематического своеобразия русской публицистики донационального периода: в текстах древне- и старорусской публицистики выделяются ключевые темы и образы, связывающие произведения разных периодов русской истории и культуры.


Список литературы


Слово о законе и благодати ... // Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси: Историко-философский очерк. Приложение!. - М.: Знание, 1988. - 63 с.


Слова и поучения Серапиона Владимирского // Памятники литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева. Вып. 3: XIII в. - М.: Худож. лит., 1981. - 620 с.


Повесть о разорении Рязани Батыем // Памятники литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева. Вып. 3: XIII в. - М.: Худож. лит., 1981. - 620 с.


См. подробнее: Нарожняя С.М. Публицистический комплекс сочинений И.С. Пере- светова: основные идеи // Журналистика и медиаобра-зование-2007: сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 1-3 октября 2007 г.): в 2 т. Т. I / под ред. проф. А.П. Короченско- го. - Белгород, 2007. - С. 132-139.


Никитин А. Хождение за три моря // Памятники литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева. Вып. 5: Вторая половина XV в. - М.: Худож. лит., 1984. - 570 с.


Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современный русского языка: 13 560 слов: В 2 тт. Т. 2.- М.: Рус. яз., 1993. - 560 с.


Карпов Ф. Послание митрополиту Даниилу // Памятники литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева. Вып.6: Конец XV - первая половина XVI вв. - М.: Худож. лит., 1985. - 584 с.


Словарь русского языка XI-XVII вв. - М., 1975 и сл. (по выпускам).


Сочинения И. Пересветова / Подготовил текст А.А.. Зимин. Под ред. Д.С. Лихачева. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 123-184. (Ссылки на это издание (полная редакция, музейный список) даются с сохранением орфографии и пунктуации; цифра, данная в скобках, указывает страницу).


Ермолай-Еразм. Правительница. Наставление в землемерии царям, если им угодно // Памятники литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева. Вып.6: Конец XV - первая половина XVI вв. - М.: Худож. лит., 1985. - 584 с.


Патрикеев Вассиан. Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еритиков // Памятники литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева. Вып.6: Конец XV - первая половина XVI вв. - М.: Худож. лит., 1985. - 584 с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.hi-edu.ru/


Дата добавления: 30.10.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация финансового планирования ЗАО "Алтайвитамины"
Реферат Pinksy On His Religious Background Essay Research
Реферат Органы управления финансами Российской Федерации
Реферат Органы налогового контроля
Реферат Оценка финансового состояния ООО "Легкпромторг"
Реферат Определение понятий "государство" и "гражданин" (Платон, Аристотель, Ксенофонт)
Реферат Особенности бюджетного процесса в Красноярском крае
Реферат Орендні операції
Реферат Основи розвитку регіону. Видатки місцевих органів влади
Реферат Субкультуры как способ межличностной и межкультурной коммуникации
Реферат Организационно-экономические отношения в сфере управления капиталом предприятий
Реферат Организация кассовых операций в кредитных организациях и порядок их учета
Реферат Организационная структура предприятия с позиций финансового контроллинга. Анализ финансовых индикаторов
Реферат Організація фінансового контролю в Україні
Реферат Организация денежного обращения в России