МАРКЕТИНГ (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства, сбыта продукции и оказания услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследований и прогнозирования рынка , изучения внутренней и внешней среды предприятия , разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
В этих программах заложены мероприятия по улучшению качества услуг , изучению потребителей , конкурентов и конкуренции , по обеспечению ценовой политики, формированию спроса , стимулированию сбыта и рекламе, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых услуг.
Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства и оказания услуг , полностью подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических политических , научно-технических и социальных факторов.
Предприятия рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам , с наивысшей экономической эффективностью.
Однако это становится реальным тогда , когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры , маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач , исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования деятельности предприятия , организации работы коллектива , а управление маркетингом становиться важнейшим элементом системы управления предприятием.
Маркетинг и менеджемент представляют собой две стороны управления предприятием . При этом маркетинг должен выступать в роли генератора идей, то есть обеспечивать предприятие новыми движущими идеями направления деятельности и высокоэффективного развития предприятия, а также вырабатывать стратегию и тактику воплощения и достижения этих идей , в то время как менеджемент призван обеспечить их достижение.
Осуществление маркетинговой деятельности на предприятии требует создания такой организационной структуры которая позволила бы реализовать весь комплекс маркетинга , обеспечивающего проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса , требований потребителей к качеству услуг , тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни.
Конечная цель функционирования маркетинговых служб - подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка . На сегодняшний день без хорошо налаженной системы маркетинговых служб предприятиям трудно, а порой невозможно выжить в конкурентной борьбе .
Муниципальное предприятие "Кировское Троллейбусное Управление", учреждено Комитетом по управлению имуществом при администрации г. Кирова 28.01.94 г., в целях осуществления пассажирских перевозок, других видов самостоятельной, производственной и социальной деятельности , на основе использования имущества и средств , находящихся в полном хозяйственном ведении предприятия.
Цели предприятия:
Задачи предприятия:
Виды деятельности предприятия:
Основным видом деятельности предприятия является оказание услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом. Услуги оказываются через специализированную сеть маршрутов движения троллейбусов.
МП "Кировское Троллейбусное Управление" самостоятельно по согласованию с учредителем планирует выпуск и режим работы подвижного состава на маршрутах. Тарифы на перевозки устанавливаются в соответствии с действующим законодательством. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей, направляется на его производственное и социальное развитие.
Решения о целевых направлениях и размерах использования прибыли принимается Советом предприятия.
отребителями услуг предприятия являются граждане г.Кирова и области осуществляющие перемещение по городу пассажирским транспортом.
Конкуренты предприятия:
Деятельностью предприятия руководит директор, назначаемый учредителем на контрактной основе с согласия Совета предприятия. Директор представляет интересы предприятия во всех предприятиях, учреждениях, организациях, заключает договоры, выдает доверенности, распоряжается денежными средствами, имеет право первой подписи на документах предприятия, принимает и увольняет в пределах своей компетенции работников и самостоятельно решает другие вопросы деятельности предприятия, не отнесенные Уставом к ведению конференции трудового коллектива и Совета предприятия. По вопросам деятельности предприятия директор издает приказы.
роизводственная и организационная структуры предприятия представлены на рис. 1, 2.
Рис. 1. Организационная структура управления МП "КТУ"
Рис.2 Организационная структура Депо
Согласно учредительному договору предприятие рассчитывает свои затраты за определенный период времени , умножает сумму затрат на коэффициент рентабельности и таким образом получает сумму необходимую к возмещению. Прибыль МП "КТУ" формирующаяся за счет продажи абонементных проездных билетов и билетов в троллейбусах компенсирует эти затраты примерно на 45 процентов, а остальная часть расходов - примерно 55 процентов должна компенсироваться за счет средств городского бюджета ( дотаций ).
К сожалению датирование предприятия средствами городского бюджета производится нерегулярно и с большими задержками. На сегодняшний день задержка средств за 1,25 года составляет 25659432000 руб. В таких условиях предприятие с трудом обеспечивает своих работников зарплатой ( в немалой степени за счет арендных троллейбусов). Ни о каком воспроизводстве основных производственных фондов - плановой покупке новых троллейбусов , речь не идет, не хватает средств даже на полный ремонт подвижного состава ( иногда троллейбусы вынуждены выходить на линию в неисправном состоянии).
Учитывая данные обстоятельства, при прогнозе на ближайшее будущее можно предположить , что с потерей качества основных фондов и , следовательно , увеличении времени простоев троллейбусов в ремонте , а также увеличении простоев троллейбусов на маршрутах и не выходов из-за различных видов поломок на маршруты МП "КТУ" может начать терять свое положение на рынке пассажирских перевозок и предпочтения потребителей.
В мае 1997 г. администрацией г. Кирова был уменьшен заказ на перевозки пассажиров Троллейбусным управлением. Заказ был уменьшен на 10 процентов , вследствие 10 процентов троллейбусов ( 12 шт. ) должны были простаивать. Директором МП "КТУ" Кошкиным П. В. было принято решение сдавать простаивающие троллейбусы в аренду работникам предприятия. Согласно Приказа от 23.05.97. работники ( водители и кондукторы ) имеющие статус частных предпринимателей могут заключать договор на аренду троллейбусов в свободное от работы время. Таким образом, появились арендные троллейбусы на маршрутах № 1, 3, 8, а также, специализированный маршрут № 10 .
Преимущества решения для МП "КТУ":
Через полгода работы арендных троллейбусов выявились следующие основные тенденции:
( см. Приложения ) Особо стоит отметить , что так как данные исследования и анализ проводились планово - экономическим отделом помимо выполнения этим отделом своих основных функций новый маршрут появился на улицах города Кирова лишь через полгода после введения маршрута № 10 .
Дополнительные факторы :
В результате анализа приведенных тенденций и результатов деятельности МП 'КТУ' можно сделать следующие выводы :
Рынок оказания пассажирских услуг на территории г. Кирова на сегодняшний
день является недостаточно изученным . Существуют неудовлетворенные потребности
пассажиров в перемещении по городу пассажирскими видами транспорта ;
Кроме того отдел маркетинга позволит осуществлять более тщательное и оправданное планирование движения основного состава плановым отделом т.к. сейчас существует проблема определения плановым отделом объема пассажиропотоков ( в различное время суток , по дням недели ).
Для того чтобы привести деятельность предприятия в области оказания дополнительных транспортно - пассажирских услуг в систему необходимо создать на уровне троллейбусного управления отдел Маркетинга подчиняющийся непосредственно директору МП "КТУ".
Основные направления деятельности которые на сегодняшний день можно рассмотреть как стимулирующие спрос потребителей на услуги предприятия :
функции этого отдела будет входить комплексное изучение рынка пассажирских услуг г. Кирова с выявлением потребностей в перемещениях пассажиров - граждан г. Кирова , по территории города в различное время.
Исследования будут проводиться :
Учитывая ограниченность свободы действий предприятия :
Можно сделать вывод о том , что деятельность отдела будет происходить в рамках условий которые определяются спецификой предприятия и , следовательно , набор функций выполняемых отделом маркетинга будет следующим :
Цели аналитического исследования :
1.1. Комплексное изучение рынка - изучение рынка как такового , это первый шаг к познанию внешней , окружающей среды маркетинга в которой намерено действовать предприятие .
В рамках реализации этой функции предлагаю ввести следующие новшества в существующую методику изучения рынка транспортных услуг г. Кирова :
1. Одним из прогрессивных методов получения конкретной и достоверной информации о пассажиропотоках могла бы стать почасовая сдача выручки целенаправленно проводимая в определенные дни (т.к. это достаточно трудоемкая операция, требующая оформления определенных документов и времени, а также требующая отдельного контроля, на сегодняшний день она не выполняется) , с анализом :
Для проведения таких исследований является получение достоверной и оперативной информации, которая позволит тщательно планировать (также с учетом информации поступающей от самих пассажиров в форме жалоб и предложений ) график движения троллейбусов в течение суток в соответствии с потребностями граждан. Анализировать работу существующих маршрутов с точки зрения их загруженности и , следовательно , необходимости.
2. Проводить систематическую работу по оповещению пассажиров на предмет расписания движения троллейбусов . На сегодняшний день аксиомой любого бизнеса является знание о том , что 80 процентов прибыли предприятию оказывающему услуги приносят 20 процентов его постоянных клиентов . Одним из необходимых условий постоянного пользования услугами троллейбусного парка пассажирами является элементарное расписание движения . Сегодня расписание работы троллейбусов можно встретить достаточно редко внутри самого салона и в лучшем случае это будет расписание выхода машин из парка . Время прибытия транспорта на определенную остановку людям приходиться рассчитывать самим или определять опытным путем , хотя эти данные существуют . Поэтому предлагаю размещать на троллейбусных остановках точное расписание движения троллейбусов чтобы исключить простаивание пассажиров на остановках , что особенно неприятно в холодное время года . Такое информирование людей позволит установить постоянные взаимоотношения предприятие - клиент , что помимо прочего будет стимулировать приобретение проездных билетов которые являются разновидностью заемного капитала , так как распространяются до оказания услуг .
1.2. Анализ внутренней среды предприятия - изучение организационной структуры предприятия с точки зрения ее жизнеспособности и конкурентоспособности. Анализ производственных, трудовых, кадровых и других ресурсов предприятия, то есть оценка самого предприятия сегодня и в будущем.
2. Функция управления :
2.1 . Планирование Маркетинга :
Одна из основных целей отдела - установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности предприятия . При этом главная управляющая задача - уменьшить степень неопределенности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных , приоритетных направлениях развития . На сегодняшний день как приоритетное рассматривается направление введения новых арендных маршрутов , поэтому планирование этой части деятельности в совокупности с выявлением резервов и возможностей предприятия и рынка является неотемлимой частью выработки стратегии выживания в условиях конкуренции .
2.2. Коммуникационное обеспечение управления маркетингом :
Для реализации данной функции прелагаю ввести следующее новшество :
отдел маркетинга с целью получения объективной информации о перспективах развития пассажиропотоков в нашем городе должен сотрудничать с органами государственной статистики , управлением архитектуры города , строительными организациями . В результате установления такой связи отдел будет располагать информацией :
2.3. Организационное обеспечение Маркетинга :
Основной источник маркетинговой информации на базе которой принимаются управленческие решения - внешняя среда предприятия .
Комплексное изучение факторов влияющих на состояние и развитие деятельности предприятия позволяет подразделить факторы внешней и внутренней среды на управляемые , полууправляемые и неуправляемые .
Это позволяет с некоторой точностью прогнозировать тенденции развития и динамики этих факторов и предугадать их влияние на будущую деятельность предприятия .
3.3.2. Место отдела Маркетинга в ОСУП предприятия . уже было указано, отдел Маркетинга планируется ввести на уровне троллейбусного управления и подчинить непосредственно директору предприятия (рис. 3).
Исходя из планируемого объема работ состав отдела :
Положение об отделе и должностные инструкции расположены в приложении . Взаимосвязи отдела с другими подразделениями предприятия указаны в положении об отделе.
Рис. 3. Измененная ОСУП МП "КТУ"
Результаты внедрения отдела Маркетинга на МП "Кировское троллейбусное
управление":
Выполнение всех вышеперечисленных условий позволит МП "Кировское троллейбусное управление" занять прочные позиции на рынке пассажирских услуг в г. Кирове и обеспечить хорошие перспективы предприятию и его работникам
1. Общие положения :
Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия, исходя из условий
и особенностей производства, а также объема работ, возложенных на отдел. 2.Задача : 2.1. Обеспечить прибыльную работу предприятия в современных рыночных условиях
3. Функции : 4.Взаимоотношения отдела маркетинга с другими подразделениями МП ' КТУ
' 1.С планово-экономическим отделом Получает: Представляет: 2. С бухгалтерией Получает: Представляет: 3.С отделом кадров Получает: Представляет: 4.С юрисконсультом Получает: Представляет: 5.Права Начальник отдела маркетинга имеет право: 6.Ответственность Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных
настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела маркетинга. Cтепень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями. 7.Должностные инструкции специалистов 2.Обязанности Проведение исследований, анализа и оценки нужд реальных и потенциальных потребителей
услуг предприятия . 3.Права Дополнительно к правам, установленным в положении об отделе маркетинга, начальник
отдела маркетинга имеет право: 4.Ответственность
1.Общие положения 2.Обязанности 3.Права 4.Ответственность Дата добавления: 31.01.2001
ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА
ЛИТЕРАТУРА
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |