Реферат по предмету "Финансы и кредит"


Банковская система Республики Таджикистан ее элементы и взамосвязи

СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 1. Сущность и понятие банковской системы 2. Главные составляющие банковской системы 3. Операции проводимые банками 11 ГЛАВА 2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН 1. Общая информация о банковской системе Республики Таджикистан 18 2.2.

Национальный банк Республики Таджикистан 3. Проблемы и перспективы развития банковской системы в Таджикистане 30 Решение задачи 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36 ВВЕДЕНИЕ Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении

капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения

к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства

самым эффективным образом. Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и так далее). Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в

Республике Таджикистан. Особенно важным видится развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков предопределяет становление современной отечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и, таким образом, обусловливает выход таджикских банков на мировой уровень, а значит восстановление и укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношению к нашей стране. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

На первой главе приведены общие концептуальные основы банковской системы. Вторая глава посвящена непосредственно нашей банковской системе ее элементам, взаимосвязям , проблемам и перспективам развития. Для написания данной курсовой работы были использованы книги известных авторов и новейшие данные из сайта Национального Банка Республики Таджикистан. ГЛАВА 1.КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ

СИСТЕМЫ 1. Сущность и понятие банковской системы Банки, как коммерческие предприятия, возникли в связи с потребностями воспроизводства, кругооборота промышленного и торгового капитала. Разложение натурального хозяйства, рост торговли и товарного обмена резко повысили значение денежных расчетов и кредита. Переход к наемному труду в широких масштабах приводил к тому, что все большая часть доходов выплачивалась

в денежной форме. Возник регулярный денежный оборот, организацию и техническое обслуживание которого банки взяли на себя. Банки сосредотачивают у себя огромные массы ссудного капитала путем привлечения свободных денежных средств фирм и правительственных учреждений, сбережений и доходов населения и предоставляют их в ссуду. По мере укрепления банков и превращения их в самостоятельную отрасль предпринимательства они выступают как совокупный кредитор Банки - это предприятия, присущие любой нормально функционирующей

экономической формации, занимаю­щиеся кредитованием и финансированием промышленности и торговли за счет денежных капиталов, привлеченных в виде вкладов и путем выпуска собственных акций и облигаций. Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. Банковская система включает Национальный банк, кредитные организации и их ассоциации. Такое толкование не случайно («система» от гр. system - целое, составленное из частей, соединение).

Из этого же предположения о содержании системы исходит и немецкое законодательство, а также некоторые немецкие авторы. В одном из лучших немецких учебников «Банковское дело» под редакцией проф. X. Е. Бюшгена отмечается, что банковская система состоит из универсальных и специализированных банков, эмиссионного банка. Национальный банк играет ведущую роль - роль банка банков. Вместе с тем термины «система» и «банковская система» определяют не только состав банков.

По содержанию понятие «банковская система» более широкое, оно включает: совокупность элементов; достаточность элементов, образующих определенную целостность; взаимодействие элементов. 2. Главные составляющие банковской системы Элементы банковской системы образуют единство, выражают при этом специфику целого и выступают носителями его свойств. Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие

банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов. По форме собственности выделяют - государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным (национальным) банкам. Так, например, Капитал Национального Банка Республики

Таджикистан принадлежит государству. Подобная ситуация сложилась у центральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия. Доля государства в капитале центрального банка Японии составляет 50%, остальная часть принадлежит банкам, в Швейцарии государству принадлежит. 47% капитала центрального банка (оставшиеся 53% принадлежат кантонам); в Австрии - 50% капитала Австрийского национального банка владеет государство, другой половиной - частные

лица. Коммерческие банки в рыночном хозяйстве чаще всего являются частными (по международной терминологии понятие частного банка относится не только и даже не столько к банкам, принадлежащим отдельным лицам, сколько к акционерным и кооперативным банкам). В централизованной системе хозяйства коммерческие банки, как правило, бывают государственными. По законодательству большинства стран на национальных банковских рынках допускается функционирование иностранных банков.

В ряде стран (во Франции и др.) деятельность иностранных банков не ограничивается. По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов ограниченной ответственности. По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие. Эмиссионными являются все центральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслуживанием индивидуальных клиентов.

Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией. Коммерческие банки заняты всеми операциями, дозволенными банковским законодательством. Коммерческие банки составляют основное ядро второго яруса банковской системы рыночного хозяйства. По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные.

Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, обслуживать клиентов независимо от направленности их деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и др. В отличие от универсальных банков специализированные банки специализируются на определенных видах операций. Идея универсальной банковской деятельности развивалась параллельно с развитием

специализации банковского хозяйства. Такова закономерность развития мирового банковского сообщества. Принято считать, что специализация позволяет банкам повышать качество обслуживания клиентов, снижать себестоимость банковского продукта. Идея специализации более характерна для банков США. Мировой опыт свидетельствует о том, что банки могут развиваться как по линии универсальности, так и по линии специализации. В том и в другом случаях банки могут получить хорошую прибыль, и лишь клиенты

могут ответить на вопрос о том, какая линия развития окажется более предпочтительной. Виды банков можно классифицировать и по обслуживаемым ими отраслям. Это могут быть банки многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышленность, сельское хозяйство). По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиальные и многофилиальные.

По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения. В ряде стран функционируют учреждения мелкого кредита. К ним относятся ссудосберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная кооперация и др. Наличие в составе коммерческих банков кредитных организаций с небольшим уставным капиталом не укрепляет

позиции банковской системы в целом. Практика показывает, что у банков с небольшой капитальной базой больше проблем с ликвидностью, развитием объема операций. Вместе с тем это не означает, что малые банки не должны работать на рынке. Напротив, мировая практика показывает, что малые банки могут успешно работать с малыми производственными структурами (чего избегают крупные банки, предпочитающие работать со средними и крупными клиентами).

Малые банки, создаваемые в «складчину» мелкими товаропроизводителями, способны аккумулировать ресурсы там, куда не проникают банки с большой капитальной базой, зачастую оказывают больше финансовой поддержки в развитии регионов, мелкого и среднего бизнеса. В банковской системе действуют также банки специального назначения и кредитные организации (не банки). Банки специального назначения выполняют основные операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, осуществляют финансирование

определенных государственных программ. Наряду с данными операциями уполномоченные банки выполняют и другие операции, вытекающие из их статуса как банка. Некоторые кредитные организации не имеют статуса банка, они выполняют лишь отдельные операции, в связи с чем не получают от Центрального банка лицензию на осуществление совокупной банковской деятельности. К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру.

В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др. В условиях рынка банки прежде всего нуждаются в широкой и оперативной информации о состоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими услугами.

Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, для консультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банки нуждаются в подробной информации. Информация, необходимая банкам, обычно предоставляется специальными агентствами - кредит-бюро, в ряде стран сведения, в которых нуждаются банки, можно почерпнуть в многочисленных справочниках (торговых и промышленных регистрах), журналах, специальных оперативных изданиях, а также запросить в центральном

банке, где ведется картотека клиентов. Необходимым компонентом банковской инфраструктуры выступает и методическое обеспечение. В силу переходного периода, когда старые инструкции бывшего Государственного банка СССР оказались неприемлемыми, полностью пакет новых положений и методических указаний еще не укомплектован. Не оформившимся блоком банковской инфраструктуры является также научное обеспечение. Оно затрагивает как функционирование банковской системы в целом, так и отдельных банков.

В структуре отдельных коммерческих банков, как правило, отсутствовали аналитические подразделения, осуществляющие исследование рынка банковских услуг, эффективность банковских операций. Важнейшим элементом банковской инфраструктуры выступает кадровое обеспечение. В Таджикистане существует сеть специальных высших учебных заведений, факультетов, техникумов, в которой подготавливаются кадры финансово-банковского профиля.

Переподготовка кадров, повышение их квалификации сосредоточены в различных специальных коммерческих школах, курсах, а также учебных центрах, создаваемых при крупных банках. Увеличение числа субъектов рыночного хозяйства, объема выполняемых банками операций поставили перед банками и задачи перехода на новые каналы связи, более высокого уровня технического обслуживания при совершении банковских операций. Постепенно таджикская банковская система оснащается новыми средствами

связи, обеспечивающими высокую скорость платежей и расчетов. Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в том числе кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др. Банковская система не может существовать без банковского

рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом. В условиях экономического кризиса и инфляции аккумулировать крупные ресурсы для значительных инвестиций не представляется возможным. Развитие новых видов услуг, связанных с кредитными карточками, электронными платежами, сдерживается недостаточно мощной технической базой таджикских банков. 1.3. Операции проводимые банками Банковские услуги прежде всего можно подразделить на специ­фические

и неспецифические услуги. Специфическими услугами яв­ляется все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся три вида .выполняемых ими операций: 1) депозитные операции; 2) кредитные операции; 3) расчетные операции. Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной опера­ции предшествовала сохранная операция, когда люди помещали свои ценности на

сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безо­пасность сбережений. В последующем сохранность денежных средств стала перерастать в сохранность от обесценения. Люди стали поме­щать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохране­ния от обесценения, инфляции. За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.

Кредитная операция является основной операцией банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. И это действительно так: в общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода. В современной структуре банковских операций кредитная операция однако не является основной.

В силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько други­ми более доходными и менее рискованными операциями (например, ва­лютными операциями). Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых произ­водятся платежи, связанные с покупкой или продажей товаро-материальных ценностей, выплатой

заработной платы, перечислением на­логов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, меж­ду предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное обо­рудование обеспечивающее быструю связь и техническую обработку документации поступающей в банк. Рассмотренные три типа банковских операций называют тради­ционными банковскими операциями.

Оттенок традиционности они приобретают прежде всего в том смысле, что исторически, на протя­жении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому. Можно сказать, что эти операции являются самыми древними: их выполняли "старые" банкирские дома, выпол­няют и современные большие и малые банки. Но дело не только в этом. Оттенок традиционности данные опе­рации приобретают и в том смысле, что создают

условия сохранения статуса банка. Банками являются не вообще те или иные предприя­тия или организации, которые принимают вклады, выдают кредиты, или совершают расчеты между различными юридическими и физически­ми лицами. На практике довольно часто можно встретить фонды, ко­торые принимают вклады на определенный срок и под определенный процент, но от этого они не становятся банками. Известно, напри­мер, что кредиты могут предоставляться также торговыми организа­циями, вообще всеми

субъектами, у которых есть свободные денежные средства, но от этого они также не превращаются в банки, а сохра­няют свой основной статус (положение). Почта проводит платежи по поручению клиента, но не смотря на расчетные операции, которые она выполняет, остается почтой, а не превращается в банк. К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включе­ны в состав базовых операций, из которых складывается

банк, одна­ко по своему назначению они отражают суть банковской деятельнос­ти. Трудно себе представить, что банк занимаясь депозитами, осу­ществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций. Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав вхо­дят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.

В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе: посреднические услуги; услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услу­ги и т. п.); предоставление гарантий и поручительств; доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента); бухгалтерская помощь предприятиям; представление клиентских интересов в судебных

органах; услуги по предоставлению сейфов; туристские услуги и др. Банкам запрещено заниматься производственной и торговой дея­тельностью, а также страхованием. В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимос­ти от субъектов получения услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор услуг тем и другим ли­цам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым мо­жет оказаться только их объем.

В сводном перечне услуг таджикских коммерческих банков услуги, предоставляемые населению, занимают пока незначительный удельный вес, им еще предстоит увеличить ко­личество видов операций для физических лиц (в том числе по совер­шению платежей, кредитованию производственных и потребительских нужд, приему вкладов и др.). Поскольку банки аккумулируют свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться

в форме как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы (напри­мер, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов, получен­ных у других банков, и т.п.). Осуществляя активные операции, бан­ки размещают привлеченные и собственные ресурсы на нужды различных хозяйственных организаций и населения. В зависимости от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это однако не оз­начает, что какой-то определенный тип услуг полностью

является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновид­ность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать. По ряду соображе­ний отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозит­ных могут осуществляться бесплатно. По отношению к плате за услуги и, следовательно, к доходам банка могут быть применены и другие, более детальные признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский

доход, дорогостоящие и дешевые услуги. Так, большин­ство активных операций позволяет банку получить доход, в то вре­мя как его пассивные операции предполагают выплату процентов по определенным видам вкладов. Некоторые банковские услуги требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например, обработ­ка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента. В зависимости от связи с движением материального продукта банковские услуги подразделяются

на два вида: 1) услуги связанные с его движением; 2) чистые услуги. Поскольку банки своими денежными операциями обслуживают главным образом движение материального продукта, их основная часть бесспорно относится к первому виду услуг. Способствуя прод­вижению товаров, данные услуги банка (такие как, например, услу­ги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую допол­нительную стоимость.

Чистые услуги предоставляются организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также от­дельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей. Как отмечалось, продуктом банка являются различного рода ус­луги. В отличие, к примеру, от продукта промышленного предприя­тия банковский продукт не выглядит зачастую как нечто мате­риальное, вещественное. Кредиты и расчеты совершаются в порядке записей по счетам, в

безналичной денежной форме. Поэтому в отли­чие от отраслей материального производства, где продукт приобре­тает конкретную товарную форму, банковский продукт нельзя склади­ровать, производить про запас. Важнейшим свойством банковских услуг является их производительный характер. Уже в такой простейшей Форме, как прием от населения и предприятий во вклады, заключен огромный производительный смысл. Банк просто собирает деньги - он превращает "неработающие", неиспользуемые денежные

ресурсы в работающие активы. В равной степени это относится к кредитам, предоставляемым пред­приятиям и организациям на развитие своей производственной и фи­нансовой деятельности. Так или иначе банковские операции обслуживая хозяйственную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и ускорению производства. Характерным свойством банковских услуг является и то, что их объектом выступают не просто деньги, перемещаемые в огромных суммах с помощью каналов банковской связи с одного

счета на другой, из одного региона (предприятия, сектора экономики) в другой. Движение по счетам предприятий - это преимущественно движение капиталов в денежной форме. Свойство банковских услуг состоит и в том, что они охваты­вают как активные, так и пассивные операции. Принимая вклады и "осуществляя тем самым пассивные операции, банки дают возможность своим клиентам не только хранить денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход в виде процентов

по депо­зитам. Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают существен­ные услуги хозяйствам, способствуют продвижению товарных масс, купле-продаже товаров, экономии общественных затрат. Операции, выполняемые банками, могут осуществлять и другие предприятия и организации. Они не являются монополией только бан­ка. Это относится не только к традиционным банковским операциям, но и особенно к другим услугам.

Известно, например, что бухгал­терскую помощь, консультации, различные посреднические услуги, аренду сейфов и другие услуги могут оказывать специальные предприятия и агентства. Можно поэтому также заметить, что банки, бу­дучи крупными кредитными институтами, могут выполнять небанков­ские операции - операции, которые традиционно выполняют другие хозяйствующие субъекты. Такое положение связано с тем, что на рынке банковских ус­луг в условиях рыночного хозяйства возникает

серьезная конкурен­ция. Появление на рынке новых продавцов банковских услуг (торго­вые организации, финансово-промышленные компании, различные агентства и т.д.), зачастую сокращает возможность расширения наи­более прибыльных операций, вынуждает банки искать новые источни­ки доходов. Именно поэтому особенно быстро за последние годы ста­ли развиваться не чисто банковские операции, а другие нетрадиционные для банка услуги. Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно

под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков. Еще несколько лет тому назад отечественные банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент,

опцион, банкомат и др. И это по­нятно, так как банки работали в условиям централизованной распре­делительной системы, когда ряд услуг был просто не нужен. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденны­ми осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. К сожалению, сразу освоить все эти услуги не могут. Прош­ло не так мало времени, банки еще не накопили достаточного опыта.

Ряд операций не получает развития из-за сильной инфляции недоста­точности современных средств связи. Нельзя не учитывать и того, что банки еще не обладают необходимыми знаниями о новейших услу­гах, им еще предстоит обучить свой персонал технике их предостав­ления. Постепенно, однако, новейшие технологии новые операции ста­новятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских опера­ций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг.

В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики намети­лась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг. Комплексное банковское обслуживание может, однако, прийти не сразу. Для этого банкам предстоит решить ряд проблем, которые бы­ли упомянуты выше. Важно, чтобы банки правильно определили свое место на рынке, оценили свои финансовые, кадровые и производ­ственные возможности. Иногда не обязательно стремиться к предос­тавлению всего набора услуг.

Напротив, для того или иного банка окажется более рациональным сконцентрированным на каких-то опре­деленных операциях. Специализация банка на их выполнении может оказаться для него более эффективным направлением развития, поз­волит сократить затраты на проведение операций и, в конечном сче­те, увеличить их доходность. ГЛАВА 2. БАНКОВКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН 2.1. Общая информация о банковской системе Республики Таджикистан

В Республике Таджикистан, по состоянию на 1 января 2004 года, функционируют 13 банков, один филиал иностранного банка и 4 небанковских финансовых организации. По сравнению с 1 января 2003 года количество действующих банков не изменилось, а небанковских финансовых организаций увеличилось на 1 единицу, в связи с началом деятельности КТОО “Финансирование торговли”. 2003 году Правление Национального банка Таджикистана дало разрешение на открытие двух банков и двух небанковских

финансовых организаций. ЗАО “Совместный Таджикско-Бахрейнский Инвестиционный банк” утвержден Постановлением Правления НБТ от 16.09.2003 года № 184 и стал функционировать с ноября 2003 года. ЗАО “Первый Микрофинансовый Банк” (Постановление Правления НБТ от 14.05.2003 г. № 67), а также две небанковские финансовые организации -

ЗАО НФО “КредитИнвест” (Постановление Правления НБТ от 13.06.2003 г. № 94-1) и ЗАО НФО “Зироат” (Постановление Правления НБТ от 10.09.2003 г. № 174), прошли регистрацию в Минюсте РТ, но в банковскую систему не были включены, из-за отсутствия проводимых ими банковских операций. Четыре банка - КБ “Текстинвест-банк”, КБ “Душанбе”, ККУБ “Айём” и ЗАО “Сомон-банк” - находятся на стадии ликвидации.

За отчетный период с 1 января 2003 года по 1 января 2004 года только у одного банка ЗАО “Сомон-банк” отозвана лицензия на проведение банковских операций, в связи с его добровольной ликвидацией (Постановление Правления НБТ от 29.12.2003 г. № 287). В течение отчетного года были открыты 3 филиала: по одному - у ОАО “Тоджиксодиротбонк”, у АОЗТ “Кафолатбанк” и у ТАК

ПБРР “Таджпромбанк”. Но по сравнению с 1 января 2003 года общее количество филиалов, у действующих банков, уменьшилось на 1 единицу, из-за ликвидации ЗАО “Сомон-банк”. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10 мая 2003 года № 200 внесены изменения и дополнения в Устав Государственного сберегательного банка Республики Таджикистан “Амонатбонк”, в частности, 69 уполномоченных пунктов должны быть преобразованы в филиалы,

а 5 филиалов в отделения. Данные изменения не отражены в банковской системе, так как филиалы и отделения до сих пор не прошли регистрацию в Минюсте РТ. 13 банков, действующих на территории Республики Таджикистан по состоянию на 1 января 2004 года, по характеру собственности подразделяются на: - 1 государственный банк; - 9 акционерных банков; - 3 совместных банка. Уставной капитал в целом, по 13 банкам, одному филиалу иностранного банка и 4-м

небанковским финансовым организациям, по состоянию на 1 января 2004 года по формам собственности выглядит следующим образом: 1. Государственная - 8 573 579 сомони или 11,9%, 2. Коммерческая - 21 142 193 сомони или 29,3%, 3. Физические лица - 38 526 694 сомони или 53,31%, 4. Прочие - 4 024 267 сомони или 5,57%. Следует отметить, что у

Государственного сберегательного банка Республики Таджикистан “Амонатбонк” и Филиала банка “Тиджорат” Исламской Республики Иран в г.Душанбе уставной капитал 100% принадлежит государству. За отчетный год возросла доля участия физических лиц в уставном капитале коммерческих банков на 30 482 298 сомони или на 42,2%. Увеличение произошло из-за легализации денежных средств населением

Республики Таджикистан (Закон Республики Таджикистан “Об амнистировании граждан Республики Таджикистан, в связи с легализацией ими денежных средств”). За отчетный год с 1 января 2003 года по 1 января 2004 года, все банки и небанковские финансовые организации соблюдали предельный размер не денежной части уставного капитала, который составляет 20% от уставного капитала банков. По состоянию на 1 января 2004 года денежная часть уставного капитала банков и небанковских

финансовых организаций составила 69 893 984 сомони, а не денежная часть – 2 372 749 сомони, или 96,7% и 3,3% соответственно. В целом, по банковской системе за прошедший год, денежная часть уставного капитала банков увеличилась, а не денежная часть, соответственно, уменьшилась, на 2,1%. Денежная часть уставного капитала банков пополнялась за счет взносов учредителей и акционеров банков и НФО, а также за счет реализации акций банков. За отчетный период с 1 января 2003 года по 1 января 2004

года, три коммерческих банка увеличили размер объявленного уставного капитала - ОАО “Агроинвестбанк” до 15 000 000 сомони, ОАО “Ориёнбанк” до 8 000 000 сомони, ОАО “Банк Эсхата” до 10 000 000 сомони, а два банка (ГСБ РТ “Амонатбонк” и Филиал банка “Тиджорат” ИРИ в г.Душанбе) увеличили свой капитал до минимального размера, установленного Национальным банком Таджикистана (4 140 000 сомони).

Группировка банков по сформированному уставному капиталу, с учетом филиала банка “Тиджорат” ИРИ в г.Душанбе и 4-х небанковских финансовых организаций, по состоянию на 1 января 2004 года, выглядит следующим образом: Таблица 2.1. 1. от 100 до 500 тыс. сомони - количество - удельный вес 270 410 1 0,4 % 2. от 500 тыс. до 1 млн.сомони - количество - удельный вес 2 085 389 3 2,9 % 3. от 1 до 2 млн.сомони - количество - удельный вес 1 039 073 1 1,4 % Продолжение таблицы 2.1. 4. от 2 до 3 млн.сомони - количество

- удельный вес 2 699 181 1 3,7% 5. от 3 до 4 млн.сомони - количество - удельный вес 20 452 479 6 28,3% 6. от 4 млн.сомони и выше - количество - удельный вес 45 720 201 6 63,3% Согласно пункта 1 Раздела I Инструкции № 79 “О порядке регулирования деятельности кредитных организаций”, для действующих банков минимальный размер общего капитала с 1 января 2003 года определен в сумме эквивалентной 1,5 млн.долларов США, что составило 4 140 000 сомони, который был соблюден со стороны 7 банков и 1 иностранного

филиала: ОАО “Агроинвестбанк”; ОАО “Ориёнбанк”; ГСБ РТ “Амонатбонк”; ОАО “Тољиксодиротбонк”; ТАК ПБРР “Таджпромбанк”; ОАО “Банк Эсхата”; ЗАО “СТБ-ИНВЕСТБАНК” и Филиала банка “Тиджорат” ИРИ в г.Душанбе, что на 2 единицы больше по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Данный норматив не выполнили следующие банки, т.е. оплаченный общий капитал составил по:

1. ОАО “Сохибкорбанк” - 772 038 сомони; 2. СИ “Центрально-Азиатский Банк” - 4 001 007 сомони; 3. АОЗТ “Кафолатбанк” - 3 878 620 сомони; 4. ОАО “Худжандбанк” - 1 078 619 сомони; 5. ЗАО “ИСТ-КРЕДИТ БАНК” - 4 043 608 сомони; 6. АОЗТ “Банк Олимп” - 2 953 975 сомони; 7. ЗАО “Сомон-банк” - 64 800 сомони.

Группировка банков по общему капиталу, с учетом филиала банка “Тиджорат” ИРИ в г.Душанбе и 4-х небанковских финансовых организаций, по состоянию на 1 января 2004 года, выглядит так: Таблица 2.2. 1. От 100 до 500 тыс. сомони - количество - удельный вес -103 976 938 2 -746,1 % 2. От 500 тыс. до 1 млн.сомони - количество - удельный вес 2 909 575 4 20,9 % 3. От 1 до 2 млн.сомони - количество - удельный вес 1 078 619 1 7,7% 4.

От 2 до 3 млн.сомони - количество - удельный вес 2 953 975 1 21, 2% 5. от 3 до 4 млн.сомони - количество - удельный вес 3 878 620 1 27,8 % 6. от 4 млн.сомони и выше - количество - удельный вес 79 220 241 9 568, 5% Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10 мая 2003 года № 206, был установлен размер участия иностранного капитала в банковской системе Республики Таджикистан - 35%, который соблюдался в течение всего отчетного года.

Одновременно с этим, в соответствии с пунктом 3 Матрицы мер в рамках программы Правительства Республики Таджикистан от 19 мая 2003 года, по механизму финансирования на цели сокращения бедности и содействию экономическому росту, Правление Национального банка Таджикистана своим решением от 12 июля 2003 года № 115, разрешило банкам и небанковским финансовым организациям формировать уставной капитал до 50%, за счет продажи своих акций в иностранной

валюте. За отчетный период с 1 января 2003 года по 1 января 2004 года, в группе банков, имеющих уставной капитал с участием иностранного капитала, состоящей из 6-ти банков и филиала иностранного банка, произошли изменения в составе группы. В данную группу вошли два новых банка: один совместный - ЗАО “Совместный Таджикско-Бахрейнский Инвестиционный банк” с удельным весом иностранного капитала - 7 570 500 сомони, или $2 450 000, что соответствует 81,6 процентам к уставному капиталу банка, и один

иностранный - ЗАО “Первый Микрофинансовый Банк”, который пока не функционирует. Одновременно с этим, из группы был исключен ОАО “Агроинвестбанк”, в связи с выходом из состава акционеров фирмы “Пауль Рейнхард-АГ”, со своим взносом 1 244 100 сомони или $1 650. По состоянию на 1 января 2004 года сформированный уставной капитал банков по банковской системе, в целом, составил 69 910 934 сомони, а удельный вес иностранного капитала в нем -

17 439 340 сомони, или 24,9%. По отношению к объявленному уставному капиталу банков – 128 663 440 сомони, удельный вес иностранного капитала, соответственно, составляет 13,6%. Таблица 2.3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ Наименование кредитных организаций Количество филиалов Количество отделений Объявленная сумма уставного капитала

Оплаченная сумма уставного капитала В % к объявленному капиталу Общий капитал Банки 1 2 3 4 5 6 7 ОАО "Агроинвестбанк" 4 57 15 000 000 15 000 000 100,0 22 025 253 ОАО "Ориёнбанк" 30 - 60 000 000 24 000 000 40,0 34 029 767 ГСБ РТ "Амонатбонк" 5 69 Cmin* 4 501 511 -

5 050 070 ОАО "Точиксодиротбонк" 7 - 14 912 600 11 729 517 78,7 18 610 609 ТАК ПБРР "Таджпромбанк" 11 - 300 000 300 000 100,0 23 547 452 ОАО "Сохибкорбанк" 1 - 10 250 000 4 113 363 40,1 5 426 947 АОЗТ "Кафолатбанк" 3 - 6 300 000 3 952 097 62,7 2 615 605 ОАО "Бонки Эсхата" 1 - 10 000 000 3 323 773 33,2 7 504 922

Филиал банка "Тиджорат" Исламской Республики Иран - - Cmin* 4 624 926 - 4 742 008 АОЗТ "Банк Олимп" 1 - 6 000 000 4 850 159 80,8 4 685 222 ЗАО "СТБ-ИНВЕСТБАНК" - - 15 450 000 9 312 161 60,3 9 255 009 Продолжение таблицы 2.3. 1 2 3 4 5 6 7 ЗАО "Первый

Микрофинансовый Банк" - - 10 000 000 10 000 000 100,0 9 084 094 Итого: 63 126 148 212 600 95 707 507 - 146 576 958               Кредитные товарищества             ЗАО "КО "Фонон"" - - 1 500 000 1 500 500 100,0 1 679 196 КТОО "Дехкон" - - 697 698 657 199 94,2 374 852

ЗАО КТ "Ганчина" - - 800 000 800 000 100,0 978 883 КТОО "Финансирование торговли" - - 804 000 671 282 83,5 743 646 ЗАКО "Капитал+" - - 2 000 000 980 575 49,0 958 568 Итого: - - 5 801 698 4 609 056 - 4 735 145               Банковские финансовые организации             ЗАО НФО "

КредитИнвест" - - 927 000 927 000 100,0 - ЗАО НФО "Зироат" - - 1 000 1 000 100,0 - ЗАО НФО "Бархак" - - 2 000 2 300 115,0 - ЗАО НФО "Умед-2004" - - 3 000 3 000 100,0 - ЗАО НФО "Омад-2004" - - 5 000 5 000 100,0 - ЗАО

НФО "Мададгор-2004" - - 5 000 5 000 100,0 - ЗАО НФО "Кишоварз-2004" - - 3 000 3 000 100,0 - Итого: - - 946 000 946 300 - - Всего: - - 154 960 298 101 262 863 - 151 312 103 Продолжение таблицы 2.3.  1 2 3 4 5 6 7 Кредитные организации на стадии ликвидации            

КБ "Текстинвест- банк" 3 - 100 000 250 232 2,5 раза 53 888 КБ "Душанбе" 1 - 100 000 183 050 1,8 раз 716 809 ККУБ "Айем" - - 754 000 580 099 76,9 162 267 ЗАО "Сомон- банк" 4 - 3 975 000 673 293 16,9 64 800 СИ "Центрально- Азиатский Банк" - - 28 720 000 3 456 697 7,5 4 418 480

АООТ "Худжанд-бонк" - - 4 465 000 4 404 302 98,6 1 130 720 ЗАО "Ист-кредит банк" - - 3 298 440 3 298 440 100,0 - ИТОГО 8 - 41 412 440 12 846 113 - 4 788 812 Всего: 71 126 196 372 738 114 108 976 - 156 100 915 2.2. Национальный Банк Республики Таджикистан Национальный банк

Таджикистана является центральным эмиссионным, резервным банком Республики Таджикистан, находится в собственности Республики Таджикистан и несет ответственность перед Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Национальный банк Таджикистана является самостоятельным юридическим лицом, и может создавать в целях выполнения своих

задач организации, обладающие правами юридического лица, приобретать здания, сооружения или другое имущество, необходимое для обеспечения своей деятельности. Национальный банк Таджикистана не несет ответственности по обязательствам Республики Таджикистан, принятым без согласия Национального банка Таджикистана. Государство гарантирует защиту имущественных прав

Национального банка Таджикистана и не может изъять его имущество, фонды, денежные средства или уменьшить уставной капитал. Национальный банк Таджикистана самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность и в пределах, предоставленных ему законом полномочий, независим в своей деятельности. Органы представительной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность Национального банка Таджикистана и его структурных подразделений по реализации его законодательно закрепленных

полномочий. Национальный банк Таджикистана может по своему усмотрению, открывать отделения и представительства в стране и за ее пределами. Национальный банк Таджикистана может предоставлять банковские услуги иностранным, правительственным, финансовым и банковским учреждениям, а также международным организациям, в которых участвует Национальный банк Таджикистана или Республика Таджикистан. В пределах своих полномочий Национальный банк

Таджикистана в качестве представителя Республики Таджикистан может принимать на себя обязательства и выполнять операции, связанные с участием Республики Таджикистан в международных организациях. Национальный банк Таджикистана подотчетен Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, который утверждает Указы

Президента Республики Таджикистан о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Национального банка Таджикистана и его заместителей, рассматривает представляемый Национальным банком Таджикистана годовой отчет и аудиторское заключение. Организационная структура Национального Банка РТ Национальный банк Таджикистана состоит из центрального аппарата и территориальных отделений.

В настоящее время в структуре центрального аппарата Национального банка Таджикистана функционируют 1 департамент, 15 управлений, 4 самостоятельных отдела и пресс-центр Территориальная структура Национального банка Таджикистана включает в себя 6 отделений. Управление Национальным банком Таджикистана осуществляют

Правление и Председатель Национального банка Таджикистана. Председатель Национального банка Таджикистана действует от имени Национального банка Таджикистана и представляет без доверенности его интересы в отношениях с третьими лицами, принимает решения по всем вопросам деятельности Национального банка Таджикистана, за исключением отнесенных к компетенции

Правления. Правление является высшим коллегиальным органом, определяющим основные направления деятельности Национального банка Таджикистана, осуществляющим руководство и управление Национальным банком Таджикистана. Правление состоит из Председателя Национального банка Таджикистана, его заместителей и трех членов, утверждаемых Президентом Республики Таджикистан по предложению Председателя

Национального банка Таджикистана. Председатель Национального банка Таджикистана и его заместители по должности входят в состав Правления. Заседание Правления созывается Председателем Правления или его заместителем не реже одного раза в месяц. Заседания могут быть созваны и по письменному заявлению трех членов

Правления. Цели, задачи и функции деятельности Национального Банка Таджикистана Основными целями деятельности Националього Банка Таджикистана (НБТ) являются: - защита и обеспечение устойчивости сомони, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; - развитие и укрепление банковской системы Республики Таджикистан; - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Основными целями НБТ являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. Получение прибыли не является целью деятельности НБТ. Функции НБТ: В соответствии со ст. 4 Закона Республики

Таджикистан "О Национальном банке Таджикистана " Национальный банк Таджикистана как резервный банк страны осуществляет следующие основные функции: разрабатывает и проводит денежно-кредитную и валютную политику государства; действует как банкир государства и его финансовый агент; проводит экономический и денежный анализ и на его основе вносит Правительству Республики Таджикистан свои предложения, доводит результаты анализа до сведения общественности;

лицензирует, осуществляет надзор и регулирование деятельности банков и других небанковских финансовых организаций; является кредитором последней инстанции для банков и других небанковских финансовых организаций; осуществляет надзор за системой платежей в республике и способствует эффективному функционированию системы межбанковских платежей; монопольно осуществляет эмиссию денег и организует их обращение; хранит валютные резервы государства и управляет ими; от имени

Республики Таджикистана принимает на себя обязательства, выполняет операции, вытекающие из участия Республики Таджикистан в деятельности международных организаций в банковской, кредитной и денежной сферах в соответствии с условиями международных договоров; составляет платежный баланс государства. 2.3. Проблемы и перспективы развития банковской системы в Таджикистане Вопрос о роли банков в развитии экономики неоднозначен.

Для таджискской банковской системы, строящей систему рыночного типа, он имеет особое значение. Идя от распределительной к рыночной модели необходимо понять, в чем состоит предназначение банка в экономике? Национальный банк сконцентрировался на темпах инфляции, валютном курсе, коммерческие банки долгое время были заняты лишь собственными проблемами. Интересы экономики - не их дело, главное - как можно больше заработать для себя.

Все рассуждения воспринимались как идея, далекая от реальности, и, что совсем недопустимо, некоторые банки стали "карманными" не только в экономическом, но и политическом отношениях. Роль банков не зависит от того, реализована она или нет в Таждикистане. Речь идет о назначении банка. Роль банка выражается в том, что он обеспечивает, во-первых, концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности ускорения производства;

во-вторых, упорядочение рационализации денежного оборота. Реализуя общественное назначение, банки посредством денежных монетарных инструментов оказывают существенное влияние на состояние экономики и финансов, производство и обращение товаров. Первейшим приоритетом в развитии банковской системы считается подготовка кадров с более высокими квалификацией, банковской культурой, представлением о бизнесе, организаторскими способностями.

Банкиры, слишком рано уверовавшие в профессиональную силу, нуждаются в серьезном изучении банковского дела. Вторым приоритетом следует признать формирование законодательного обеспечения банковской деятельности. Недостаток правил игры очевиден. Ярким примером этого является закон о гарантировании вкладов граждан в банке. На очереди должен быть закон о кредитном деле, в котором речь должна пойти об оздоровлении кредита в Таджикистане, восстановлении его производительных качеств и снижении инфляционных последствий

для экономики. Третьим приоритетом можно назвать формирование банковского сектора как системы, отрасли народного хозяйства. Сегодня в ней отсутствуют целые блоки: нет учреждений мелкого кредита, кредитной кооперации, банков развития, банковской инфраструктуры, информационного, полного методического, научного, кадрового обеспечения, без чего не обходится ни одна отрасль современной экономики. Четвертым приоритетом считаем необходимость скорректировать сложившиеся представления о связи банка

с производством, клиентами, ради которых они работают на рынке. У финансовых и банковских структур нет иного пути выживания кроме поворота в сторону реальной экономики. Яркое подтверждение тому состояние банковской системы в посткризисный период. Именно банки, инвестировавшие неоправданно большой объем заемных средств, в т.ч. вкладчиков в спекулятивные инструменты, и при этом не проводившие анализ кредитных рисков и ликвидности в погоне за сверхприбылями,

потерпели серьезное фиаско. Национальный банк выступает за повышение роли денег в экономике. В реальности налицо рост значимости в современном Таджикистане бартера, квазиденег, существенных денежных потоков, идущих мимо банков. С этим же связана проблема инфляции и поиска точки равновесия на денежном рынке. Глобальная задача экономической политики, ее важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит в стимулировании

роста потребительского спроса и обеспечение на этой основе устойчивого роста ВВП. Можно констатировать, что в последние годы произошла серьезная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики - от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода в стимулировании потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения. Преувеличение роли инфляции в системе индикаторов стало очевидным в 1998 г когда снижение инфляции

не смогло предотвратить финансовый кризис. Следует подчеркнуть, что наряду со снижением инфляции максимальные значения были достигнуты и по другому важнейшему параметру денежно-кредитной политики - золотовалютным резервам, увеличившимся до 24 млрд. долларов. И это тоже не спасло от кризиса. Большой проблемой для банков является проблема кредитоспособности предприятий. Существуют организации, которым нужны средства, но не у всех из них хорошая репутация.

Иногда трудно найти предприятие, пользующееся репутацией надежного плательщика. К ней же добавляется неэффективность юридической системы по защите прав заимодавцев, т.е. банков. Поэтому, выделяя ссуды, банки учитывают, что не существует законодательно установленных эффективных методов возврата ссуд в случае недобросовестности заемщика. В этой связи для обеспечения надежности вложения банкам необходимо решение ряда проблем.

Первая - закрепление гарантий инвестиций на законодательном уровне. Это не означает, что государство берет на себя материальную ответственность за инвестирование в промышленность. Прежде всего это подразумевает выработку такой правовой базы, в которой государство или частный инвестор, физическое или юридическое лицо нашли бы на законодательном уровне подробно прописанные правила защиты интересов против мошенничества и правила страхования риска.

Должна быть детально прописана договорно-правовая часть отношений, разработаны формы страхования инвестиций, а судебная защита должна стать общедоступной, действенной, менее коррумпированной. Понятно, что бюджет не может нести расходы по созданию такой системы, но это и не нужно. Во многих странах институт гарантирования инвестиций имеет собственные источники дохода, а судебная система окупается за счет всевозможных пошлин. Решение задачи

Задача № 14 Определить размер суммы идущей на погашение кредита, при получении кредита в 75000 сомони, процента 0,06 за месяц, если погашение осуществляется равными суммами выплат. Решение: Так как погашение кредита осуществляется равномерными суммами, то общий размер суммы идущей на погашение кредита в год составит: 75000*0,06 *12 = 54000 Если сумма погашения кредита выплачивается ежемесячно, то ежемесячная выплата составит:

75000*0,06 = 4500 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что коммерческие банки сегодня – основная составная часть кредитно-финансовой системы любой страны. Кредитные системы развитых стран имеют различную структуру, но характерно то, что есть и общие черты: во всех развитых странах существуют двухступенчатые банковские системы – Центральный (национальный) и коммерческие банки. Что касается коммерческих банков, то они занимают господствующее

положение на рынке ссудных капиталов. Масштабы их деятельности в экономике развитой страны поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков, проходящих через коммерческие банки Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в Таджикистане новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся

на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность. С начала 90-х Таджикистан с практически с чистого лиса начала построение своей банковской системы. Неизбежны были все сделанные ошибки, так как отсутствовал опыт банковской деятельноси в рыночной экономике.

Однако не стоит забывать, что не мы первые идем по этому пути. В мире уже достаточно примеров, чтобы присмотреться к ним и избезать хотя бы части ошибок. Важнейшими направлениями развития банковского сектора стали расширение сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с нестабильностью конъюнктуры кредитного

рынка, усилением межбанковской конкуренции, расслоением среди банковских учреждений. Банковское дело затрагивает в конечном счете ожидания, чувства и планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции должны стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе - духовной, нравственной, материальной. Надежность банка - главная из составляющих той основы, на которой сохраняются и приумножаются

средства акционеров и клиентов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебное пособие М.: Омега. 2003 440с. Казимагомедов А. А. Защита и страхование банковских депозитов в странах Западной Европы М.: Банковское дело. 1996. – 656с. Лаврушин И.О. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Финансы и статистика,

1998 380с. Матюхин Г. Г. Мировые финансовые центры М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1979 259с. Москвин В.А Банковская система - послекризисное развитие. – М.: Банковское дело, 1998. – 328с. Сайт в интернете: www.nbt.tj



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Mark Twain Essay Research Paper It is
Реферат Pop Culture Essay Research Paper Pop CultureFor
Реферат Кружок русского языка наиболее распространённый вид групповой внеклассной работы по русскому
Реферат Эпоха правления Никиты Сергеевича Хрущева
Реферат Предпринимательство бизнес как одна из форм хозяйственной деятельности в условиях рынка
Реферат 1. Приватизировать государственное имущество казны Республики Марий Эл: помещение, назначение нежилое, общая площадь 49 кв
Реферат Взаєморозуміння в Європі через культуру, освіту та спорт
Реферат Защита рабочих и служащих
Реферат Puritans
Реферат Пространственная ориентация живых организмов посредством зрительной сенсорной системы
Реферат Первісне суспільство економічна основа, організація влади та норми поведінки
Реферат Асыл ан ет бешбарма
Реферат Владимиро-Суздальское княжество
Реферат Abortion Essay Research Paper Wim Van de
Реферат Формування іміджу вищого навчального закладу