Курсовая работа по дисциплине «Аудит» на тему «Аудит основных средств» (на примере федерального государственного учреждения «Главное бюро ме-дико-социальной экспертизы по РБ) Содержание: Введение 1. Теоретические основы аудита основных средств 1. Теоретические основы аудита основных средств 2. Финансовый анализ федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы
по Республике Бурятия» 2. Аудит основных средств 1. Нормативные документы 2. План и программа аудиторской проверки основных средств 3. Аудиторские процедуры 3. Аудиторское заключение 32 Заключение 35 Список использованной литературы 36 Приложение…37 Введение Основные средства являются необходимым условием для работы предприятия, поскольку каждое предприятие
имеют здания, персональные компьютеры, оборудования и многое другое. И поэтому нужно правильно отражать на счетах покупку, списание и начисление амортизации. И для того, чтобы проверить правильность учета основных средств, можно использовать аудит. Целью аудита основных средств является составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации об основных средствах, фи-нансовой отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней, а также установления
соответствия применяемой к организации методики учета и налогообложения операций с основными средствами действующим на терри-тории Российской Федерации нормативными документами. Еще необходимо оценить законность и целесообразность капитальных вложений; оценить за-конность и правомочность операций с основными средствами; проверить правильность отражения в бухгалтерском учете операций с основными сред-ствами и капитальными вложениями. Задачи аудита основных средств:
1. изучение условий хранения и эксплуатации основных средств, состава и структуры; 2. подтверждение правильности оформления и отражения в учете опера-ций с основными средствами; 3. подтверждение расчетов начисления амортизации по основным средст-вам и достоверности отражения ее в учете; 4. установление объема выполняемых ремонтов основных средств и пра-вомерности отражения ремонтов по их проведению в учете в зависимо-сти от выбранного метода;
5. подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки ос-новных средств; 6. оценка качества проведенной перед составлением годового отчета ин-вентаризации основных средств. Предметом проверки является правильность оценки (переоценки) ос-новных средств и представления их в отчетности в соответствии с норматив-ными документами и четной политикой; правильность отражения движения основных средств и их аренды; правильность начисления износа; принад-лежность основных средств клиенту;
правильность отражения налогов и фи-нансовых результатов. В данной курсовой работе рассмотрен аудит основных средств на примере федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ». Также рассмотрены такие вопросы: как надо составлять план и программу аудита, какими процедурами можно воспользо-ваться при аудите основных средств, как писать аудиторское заключение, а также даны
рекомендации по устранению выявленных нарушений, если, ко-нечно, они будут. В первой главе рассмотрены теоретические основы аудита основных средств и анализ учреждения, на основе которого написана курсовая работа. Также рассмотрено понятие аудита, аудитора и аудируемого лица. Во второй главе рассмотрены основные нормативные документы, ко-торыми должен руководствоваться аудитор, план и программа аудита основ-ных средств и применяемые при аудите процедуры.
В третьей же главе – обобщение результатов аудита основных средств и рекомендации по устранению выявленных нарушений. 1. Теоретические основы аудита основных средств 1. Теоретические основы аудита основных средств Прежде чем рассматривать теоретические основы аудита основных средств, рассмотрим понятие основных средств, и что к ним относится. Основные средства – активы, в отношении которых одновременно вы-полняются следующие условия (согласно
п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»): а) они используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; б) они используются в течении длительного времени, т.е. срока полез-ного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; г) они способны приносить организации экономические выгоды (до-ход) в будущем.
Срок полезного использования – период, в течении которого использо-вание объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного исполь-зования определяется исходя из количества продукции (объема работ в нату-ральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и сило-вые машины и оборудования, измерительные
и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйст-венные дороги и прочие соответствующие объекты. В составе основных средств учитываются также: капитальные вложе-ния на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты ос-новных
средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, не-дра и другие природные ресурсы). Основные средства, предназначенные исключительно для предоставле-ния организацией за плату во временное владение и пользование или во вре-менное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в матери-альные ценности. Активы, в отношении которых соблюдены критерии отнесения к ос-новным средствам, но стоимостью в пределах
лимита, установленного в учетной политике, но не более 20 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 5/01). В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. Основные средства организации в целях систематизации их учета должны быть классифицированы по назначению
– на производственные и непроизводственные. Классификация по этому признаку необходима, т.к. она определяет, в частности, механизм отнесения амортизационных отчислений к расходам организации. По степени использования основные средства подразделяются на нахо-дящиеся: • в эксплуатации; • в запасе (резерве); • в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной лик-видации; • на консервации. В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства под-разделяются: • на объекты основных
средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду); • объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении; • объекты основных средств, полученные организацией в аренду. По признакам назначения, связанным с видами деятельности, осущест-вляемыми с использованием объектов основных средств и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами, основные средства
сгруппированы в Общероссийском классификаторе основных фондов ОС 013-94 (ОКОФ). Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентар-ный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктив-но обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое
целое, предназна-ченный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно со-члененных предметов – это один или несколько предметов одного или разно-го назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каж-дый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки
полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учи-тывается как самостоятельный инвентарный объект. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или не-скольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доли в общей собственности. Для каждого объекта определяется первоначальная, остаточная и вос-становительная стоимость, срок полезного использования. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому
учету, производится также в случаях модер-низации, достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации объектов основных средств – затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показате-ли функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.д.) объекта основных средств.
Организация может производить переоценку основных средств. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начис-ления амортизации. Задача начисления амортизации – создание фонда средств на полное восстановление объекта по истечении срока его полезного использования. Начисление амортизации проводится одним из способов: • линейный способ; • способ уменьшаемого остатка; • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использо-
вания; • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Для учета операций с основными средствами используются счета 01 «Основные средства» по субсчетам (например, 010 «Здания», 011 «Сооруже-ния», 015 «Транспортные средства» и т.д.), 02 «Износ основных средств» субсчет 020 «Износ основных средств», 25 «Фонд в основных средствах и нематериальных активах» субсчет 025 «Фонд в основных средствах».
Аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, ко-торое является, однако, необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого профессионального бухгалтера-аудитора о достоверности публичной бухгал-терской (финансовой) информации, и представление услуг, сопутствующих аудиту. Согласно правилу (стандарту) аудиторской деятельности в
Россий-ской Федерации «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгал-терской отчетности» под аудитом бухгалтерской отчетности понимается не-зависимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. А в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудит – предпринимательская деятельность по независимой
проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности ор-ганизаций и предпринимателей. Организации и предпринимателей принято называть аудируемыми лицами. Аудитор – лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитором может быть физическое лицо, прошедшее аттестацию на получение квалификационного аттестата. Он может заниматься профессиональной деятельностью в составе аудиторской фирмы или самостоятельно,
зарегистрировавшись в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Аудит включает в себя оказание иных аудиторских услуг: - постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; - анализ и экспертизу финансово-хозяйственной деятельности, состояние имущества, оценка активов и пассивов предприятия; - прогнозирование деятельности хозяйствующего субъекта; - консультирование по вопросам финансового, налогового,
банковского или другого законодательства РФ; - помощь в налоговом планировании расчете налогов; - разработка учредительных документов и др.; - предоставление информации о будущих партнерах; - разработка методических пособий по бухгалтерскому учету и налогооб-ложению; - информационное обслуживание клиентов и т.д. Основной целью аудита следует считать выражение мнения о досто-верности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соот-ветствия порядка бухгалтерского учета законодательству
Российской Феде-рации. Аудит сохранности, учета и использования основных средств требует выяснения: • обеспечения контроля за наличием и сохранностью основных средств; • правильности отнесения предметов к основным средствам, их группиров-ки по классификации, принадлежности и характеру участия в производст-венном процессе; • правильности оценки основных средств в учете; • правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств; • правильности начисления и отражения в
учете износа и ремонтов основ-ных средств; • правильности и эффективности использования основных средств; • правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности. Учитывая эти задачи, необходимо проверить: • приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств (назна-чены ли приказом руководителя материально ответственные лица, отве-чающие за сохранность основных средств; заключены ли с ними договора о полной индивидуальной материальной ответственности); • соответствуют
ли должности материально ответственных лиц Перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работ, с которыми предприятие может заключать письменные договора о полной индивиду-альной материальной ответственности, утвержденному Госкомтруда 28.12.1977 г. № 447/24; • созданы ли материально ответственным лицам условия для обеспечения сохранности материальных ценностей, имеются ли закрываемые и охра-няемые помещения для хранения, шкафы, сейфы и т.п.; • оборудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализацией; • организован
ли порядок оформления документов в случае вывоза матери-альных ценностей с территории предприятия; • назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия по операциям с основными средствами; • проводились ли инвентаризация и выборочные проверки, нанесены ли ин-вентарные номера на объекты основных средств (Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, приказ МФ РФ от 13.06.1995 № 49). При проведении аудита основных средств в первую очередь необхо-димо проверить
учетную политику, в которой предусмотрено, как начисляет-ся амортизация, по какой стоимости учитываются основные средства, в каких случаях основные средства переоценивают. 1.2. Финансовый анализ федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия» Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» расположено в г. Улан-Удэ по ул. Павлова. Сокращенное название учреждение –
ФГУ «ГБ МСЭ по РБ». У учреждения имеется тринадцать филиалов, разбросанных по всему городу. Чаще всего эти филиалы расположены в поликлиниках. Филиалы фе-дерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» занимаются определением степени трудоспособности граждан с ограниченными физическими способностями, т.е. определяет сте-пень инвалидности. В главном бюро все данные, которые передают филиалы, обрабатывают,
анализируют и сообщают в государственный комитет стати-стики. Также ФГУ «ГБ МСЭ по РБ» отправляет своих работников в районы для того, чтобы обследовать тех граждан, которые не могут приехать в город из-за ограниченных физических способностей, либо по какой то иной причи-не. Поскольку федеральное государственное учреждение является бюд-жетной организацией, то никакой себестоимости, прибыли и иных доходов от своей деятельности не имеет.
Все средства, имеющиеся на счетах учреж-дения, выделены из местного бюджета. Еще до 2004 года учреждение зани-малось продажей лекарственных средств, но потом в учреждении поменялась учетная политика, наименование учреждения и, согласно новой учетной по-литики, продажа лекарств прекратилась. В ФГУ «ГБ МСЭ по РБ» и его филиалах работает свыше 200 человек, из них около пятнадцати человек – совместители. В главном бюро имеются подразделения: администрация, специалисты, хозяйственный отдел и служа-щие,
большинство из которых являются водителями. Источники информации, используемые при аудите оценки и пере-оценки основных средств, зависят от принятой учетной политики. Это выра-жается в выборе методов начисления амортизационных отчис¬лений, ввода основных средств в эксплуатацию и др. Необходимо отметить, что операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными фор¬мами первичной учетной документации. Основными источниками информации, необходимы-ми для аудиторской
проверки, служат: • акт приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях — ф. ОС-1 бюдж.; • накладная на внутреннее перемещение основных средств – ф. ОС-2; • акт о списании основных средств в бюджетных учреждениях – ф. ОС-4 бюдж.; • акт о списании транспортных средств в бюджетных учреждениях — ф. ОС-4а бюдж.; • инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных учреждениях — ф.
ОС-6 бюдж.; • инвентарная карточка группового учета основных средств – ф. ОС-9; • опись инвентарных карточек по учету основных средств – ф. ОС-10; • инвентарный список основных средств – ф. ОС-13; • Оборотная ведомость по основным средствам – ф. 326. В ФГУ «ГБ МСЭ по РБ» весь учет основных средств ведется автома-тизировано, для этого установлена
программа «1С:Бухгалтерия 7.7 для бюд-жетных учреждений». При проведении аудиторской проверки учета основных средств пре-жде всего необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из кото-рых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. По-объектный учет ведется в инвентарных карточках или книгах.
Аудитору не-обходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных. Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки. Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации,
на складе, в ремонте и т.д.). Для это-го аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств, соответствие данных аналитического учета запи-сям на счете 01 “Основные средства”, регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета. При использовании ПК вместо инвентарных карточек или книг может вестись магнитотека основных средств, что значительно удобнее и позволяет сократить трудоемкость аналитического учета.
Однако для визуального кон-троля такая картотека должна быть распечатана и представлена в виде описи проверяющему. Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документа: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутренне перемещение и др. Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной. Важным моментом в организации аналитического учета является ка-чественное и своевременное проведение
их инвентаризации. Аудитор прове-ряет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск. Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в мемориальном ордере № 9 и 10 «Накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств и малоценных предметов»
(ф. 438), а при использовании ПК – в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01 и 02. Необходимо по эти регистрам сверить данные с балансом, книгой «Журнал-главная» (ф. 308) и расшифровкой к мемориальному ордеру (ф. 803). При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, оп-ределить последствия и внести предложения по устранению выявленных не-достатков.
Особо тщательно надо проверить полноту и своевременность проведе-ния инвентаризации основных средств, а также инвентаризационные описи и приложенные к ним протоколы заседания инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости результатов последней инвентаризации, решения руководства организации по итогам ее проведения и правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такая про-верка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам
внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и, соответственно, аудиторские процедуры. В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентари-зации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного или временного хранения). При проверке операций по поступлению основных средств необхо-димо установить, обоснованно ли экономически строительство тех или иных объектов, включено ли оно в план капитальных вложений, обеспечено ли не-обходимым
финансированием, имеется ли в полном объеме проектно-сметная документация. Необходимо также установить целесообразность и законность приобретения, выявить полноту и своевременность оприходова-ния поступивших в хозяйство основных средств, а также правильность доку-ментального оформления и реальность их оценки. Практика аудиторских проверок показывает, что основные нарушения и ошибки допускаются при оформлении движения основных средств. Поэто-му следует отметить, что в отличие от других материальных
ценностей, ос-новные средства требуют особого первичного учета. Например, при поступ-лении (приобретении) основных средств применяются накладные или счета-фактуры (товарные документы), но эти документы не могут служить основа-нием для оприходования и введения в эксплуатацию этих средств. Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должны быть оформлены актом приемки-передачи основных средств (форма ОС-1 бюдж.).
Только с этого момента начинается отсчет начисления износа и возмещения уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость по основным средствам. Разумеется, НДС должен быть выделен отдельной строкой в расчетно-платежных документах. Отсюда следует вывод, что не-своевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначис-ление износа, что приводит к искажению остаточной стоимости объектов, а также к увеличению платежей
в бюджет по НДС в данном периоде. Важной задачей контроля по учету основных средств является проверка пра-вильности начисления износа (амортизации). В ФГУ «ГБ МСЭ по РБ» амор-тизация начисляется линейным способом. Начисление износа не может про-изводиться свыше 100% стоимости основных средств. Если стоимость ос-новных средств до 1 тыс. руб то износ не начисляется.
Если стоимость от 1000 до 10 000 руб то износ начисляется линейным способом по норме амортизации. А если же стоимость основных средств свыше 10000 руб то износ начисляется 100%. Ежегодно с карточек сумма износа записывается в оборотную ведо-мость ф. 326, который применяется для аналитического учета основных средств. Записи в оборотной ведомости производятся путем отражения вхо-дящего сальдо по начисленному износу
в разрезе каждого объекта основных средств и движения сумм износа по его начислению и списанию. Вся теоретическая основа аудита рассмотрена так, как она должна проводиться на коммерческих предприятиях, поскольку аудит на всех пред-приятиях проводится одинаково. 2. Аудит основных средств 2.1. Нормативные документы В России система нормативного регулирования аудиторской деятель-ности представлена четырьмя уровнями:
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (ФЗ определяет ме-сто, цель и задачи аудиторской деятельности); 2. федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, устанавливают нормы аудита) и законодательные подзаконные акты (устанавливают об-щие правила (стандарты) по регулированию аудиторской деятельностью и индивидуальных аудиторов); 3. Правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений и нормативные документы
министерств и ведомств; 4. внутрифирменные аудиторские стандарты. Основные нормативные документы, которыми должен руководство-ваться аудитор при проведении аудита основных средств, рассмотрены ниже в таблице 1. Таблица 1 Основные нормативные документы Наименование норма-тивного документа Содержание норматив-ного документа Назначение норматив-ного документа Федеральный закон «Об аудиторской деятельно-сти в
РФ» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. В законе рассмотрены основы проведения ау-дита, предусмотрено, когда проводится аккре-дитация, аттестация ау-дитора, цели и задачи аудита, лицензирование аудиторской деятельно-сти Определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельно-сти Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. Единые правовые и ме-тодические основы ор-ганизации и ведения бухгалтерского учета в
РФ на любом не зави-симо от организацион-но-правовой формы собственности предпри-ятия Обеспечение единооб-разного ведения учета имущества, обяза-тельств и хозяйствен-ных операций, осущест-вляемых организация-ми; составление и пред-ставление сопоставимой и достоверной инфор-мации об имуществен-ном положении органи-зации и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгал-терской отчетности Гражданский кодекс РФ, части 1,2,3. В кодексе рассмотрены основные понятия соб-ственности, приобрете-
ние и прекращения прав собственности Устанавливает права собственности и другие вещные права План счетов бухгалтер-ского учета финансово-хозяйственной деятель-ности и инструкции по применению (приказ Минфина РФ № 94-н от 31.10.2000 г.) Система счетов по бух-галтерскому учету на промышленных пред-приятиях Порядок составления корреспонденции счетов на предприятии, кон-троль за использовани-ем средств Постановление Прави-тельства РФ № 696 от 23.09.2002 г. «Об ут-верждении федеральных правил (стандартов)
ау-диторской деятельно-сти» Содержит все федераль-ные правила (стандар-ты) аудиторской дея-тельности. Правила (стандарты) предусматривают цели, принципы аудита, до-кументирование, плани-рование аудита, ауди-торские доказательства и т.д. Положение по бухгал-терскому учету «Учет-ная политика организа-ции» ПБУ 1/98, утвер-жденный приказом МФ РФ № 60-н от 9 декабря 1998 г. Определение методов бухгалтерского учета, способы ведения учета основных средств
Контроль за ведением бухгалтерского учета Положение по бухгал-терскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утвержденный приказом МФ РФ № 26-н от 30 марта 2001 г.) Содержит понятие ос-новных средств, по ка-кой стоимости учиты-ваются основные сред-ства, способы начисле-ния амортизации, пере-оценка Устанавливает правила формирования в бухгал-терском учете информа-ции об основных сред-ствах организации Методические указания по бухгалтерскому уче-ту основных средств (утвержденные
прика-зом МФ РФ № 91-н от 13 октября 2003 г. с из-менениями и дополне-ниями) Содержит: общие поло-жения, первоначальная оценка, последующая оценка, амортизация, содержание и восста-новление, и выбытие основных средств Определяют порядок организации бухгалтер-ского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основ-ных средств» О классификации ос-новных средств, вклю-чаемых в амортизаци-онные группы (Поста-новление
Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1) Основные средства классифицируются в за-висимости от срока по-лезного использования Исходя из того, к какой амортизационной груп-пе относится те или иные основные средст-ва, начисляется аморти-зация 2.2. План и программа аудиторской проверки основных средств Основные направления аудита основных средств должны обеспечить: • контроль за наличием и сохранностью основных средств; • правильность отнесения предметов к основным средствам; • правильность оценки основных
средств в учете; • правильность оформления и отражения в учете операций по поступ-лению и выбытию основных средств; • правильность начисления и отражения в учете амортизации и ре-монта основных средств; • правильность отражения данных о наличии и движении ос¬новных средств в бухгалтерском учете и отчетности. В соответствии с основными направлениями и задачами аудита ос-новных средств можно выделить следующие направления проверки: 1) аудит наличия и сохранности основных средств;
2) аудит движения основных средств; 3) аудит правильности начисления амортизации; 4) аудит инвентаризации с целью переоценки основных средств; 5) проверка правильности налогообложения по основным средствам. Аудиторская проверка учета основных средств проводится на осно-вании общего плана (таблица 2) и программы аудита (таблица 3) основных средств. Таблица 2 Общий план аудита основных средств
Аудиторская организация ЗАО «Финкор - аудит» Период проведения аудита с 1.01. по 31.12.2007 год Руководитель аудиторской группы Полякова С.Т. Состав аудиторской группы Полякова С.Т Марков К.Л. № п/п Планируемые виды работ Период проведе-ния Исполнитель 1. Аудит наличия и сохранности ос-новных средств В течение отчет-ного периода Полякова С.Т Марков К.
Л. 2. Аудит движения основных средств В течение отчет-ного периода Марков К.Л. 3. Аудит инвентаризации В течение отчет-ного периода Полякова С.Т Марков К.Л. 4. Аудит правильности начисления износа В течение отчет-ного периода Полякова С.Т. 5 Проверка правильности налогооб-ложения по основным средствам В течение отчет-ного периода Полякова С.Т Марков К.
Л. Таблица 3 Программа аудита основных средств Аудиторская организация ЗАО «Финкор - аудит» Период проведения аудита с 1.01. по 31.12.2007 год Руководитель аудиторской группы Полякова С.Т. Состав аудиторской группы Полякова С.Т Марков К.Л. № п/п Планируемые работы Рабочие до-кументы Исполнитель Период проведения 1 Аудит наличия и со-хранности основных средств
Полякова С.Т Марков К.Л. В течение года 1.1 Проверка создания ко-миссии по приемке ос-новных средств Приказы, рас-поряжения Полякова С.Т. В течение года 1.2 Проверка оформления договоров купли-продажи основных средств Договоры, со-глашения Марков К.Л. В течение года 1.3 Проверка правильно-сти отражения перво-начальной стоимости в актах приемки-передачи основных средств
Акты прием-ки-передачи, инвентарные карточки, журналы ре-гистрации Полякова С.Т. В течение года 1.4 Оценка организации синтетического и ана-литического учета ос-новных средств в бух-галтерии учреждения и по материально-ответственным лицам в местах эксплуатации В течение года основных средств Первичные документы, учетные реги-стры, учетная политика Марков К.Л. В течение года 1.5 Проверка и оценка действующего на уч-реждении порядка уче-та затрат на
ремонт ос-новных средств Учетная поли-тика, приказы, сметы, отчеты Полякова С.Т. В течение года 1.6 Проверка результатов произведенной пере-оценки основных средств Приказы, ак-ты, инвента-ризационные документы, учетные реги-стры Марков К.Л. В течение года 1.7 Проверка результатов последней инвентари-зации основных средств Инвентариза-ционные до-кументы, пер-вичные доку-менты, учет-ные регистры
Полякова С.Т. В течение года 1.8 Ознакомление с поряд-ком ведения картотеки основных средств и инвентарных списков по конкретным мате-риально-ответственным лицам бухгалтерией учрежде-ния Картотека, инвентариза-ционные до-кументы, при-казы, догово-ры о матери-альной ответ-ственности Марков К.Л. В течение года 1.9 Проверка обеспеченно-сти бухгалтерии пред-приятия действующи-ми нормативными до-кументами Приказы, рас-поряжения Полякова С.Т. В течение года 2
Аудит движения ос-новных средств Марков К.Л. В течение года 2.1. Проверка фактического выбытия основных средств Протоколы, приказы, ре-гистры бух-галтерского учета, акты, баланс Марков К.Л. В течение года 2.2. Проверка отражения в отчетности движения основных средств Формы отчет-ности Марков К.Л. В течение года 3. Аудит проведения ин-вентаризации Акты, инвен-таризацион-ные описи, ве-домости, При-казы договора на материаль-ную ответст-венность
Полякова С.Т Марков К.Л. В течение года 3.1. Проверка последней инвентаризации и её результаты Акты, инвен-таризацион-ные описи, ве-домости, при-казы договора на материаль-ную ответст-венность Полякова С.Т. В течение года 3.2. Ознакомиться с мате-риалами переоценки основных средств и их отражение в учете Акты, инвен-таризацион-ные описи, ве-домости, при-казы договора на материаль-ную ответст-венность Марков К.Л. В течение года 3.3. Проверить наличие приказов о создании на учреждении постоянно действующей
комис-сии по списанию ос-новных средств; кто отвечает и заключены ли с ними договора о материальной ответст-венности. Акты, инвен-таризацион-ные описи, ве-домости, при-казы договора на материаль-ную ответст-венность Полякова С.Т. В течение года 4. Аудит правильности начисления износа Полякова С.Т. В течение года 4.1. Проверка правильно-сти ежемесячного на-числения амортизации по основным средствам в целях ведения бух-галтерского учета и налогообложения
Приказы, рас-поряжения Полякова С.Т. В течение года 4.2. Проверка объектов ос-новных средств, по ко-торым не начисляется амортизация Договоры, со-глашения Полякова С.Т. В течение года 4.3. Проверка объектов ос-новных средств, по ко-торым начисляется ус-коренная амортизация (если такие средства имеются) Протоколы, соглашения, приказы Полякова С.
Т. В течение года 4.4 Проверка срока, с ко-торого начинается и с которого заканчивается начисление амортиза-ции основных средств Проектно-сметная доку-ментация, приказы, акты инвентариза-ции Полякова С.Т. В течение года 4.5. Проверка отражения в отчетности начислен-ной амортизации ос-новных средств Первичные документы, учетные реги-стры, учетная политика Полякова С.Т. В течение года 5. Проверка правильно-сти налогообложения по основным средствам
Полякова С.Т Марков К.Л. По срокам налоговых платежей 5.1. Проверка правильно-сти расчетов по НДС Учетная поли-тика, приказы, сметы, отчеты Полякова С.Т. По срокам налоговых платежей 5.2 Проверка правильно-сти расчетов по налогу на доходы физических лиц Приказы, ак-ты, инвента-ризационные документы, учетные реги-стры Марков К.Л. По срокам налоговых платежей 5.3. Проверка правильно-сти расчетов по иным обязательным плате-
жам Картотека, инвентариза-ционные до-кументы, при-казы, догово-ры о матери-альной ответ-ственности Полякова С.Т. По срокам налоговых платежей 5.4. Проверка отражения в отчетности всех опера-ций по учету основных средств Формы отчет-ности Полякова С.Т Марков К.Л. По срокам налоговых платежей 2.3. Аудиторские процедуры Аудиторские процедуры – определенный порядок и последователь-ность действий аудитора для получения необходимых
аудиторских доказа-тельств на конкретном участке аудита. Аудиторские процедуры подразделяются: 1. на тесты средств контроля; 2. аудиторские процедуры по существу. Тесты средств контроля – аудиторские процедуры по проверке функ-ционирования и надежности конкретного средства контроля. Аудиторские процедуры по существу подразделяются: 1. детальные тесты оборотов и сальдо по счетам, которые
представляют со-бой проверку оборотов по счетам бухгалтерского учета; 2. аналитические процедуры, представляющие собой анализ и оценку полу-ченной информации, исследования финансовых и экономических показа-телей в целях выявления необычных или неверно отраженных в учете фактов хозяйственной деятельности, а также выявление причин этих ис-кажений. Аудиторские процедуры, применяемые при внешнем аудите:
1. проверка или пересчет арифметических расчетов клиента – заключается в проверке математической точности источников, документов и бухгалтер-ских записей и подсчетов; 2. проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций – позволяет аудитору осуществить контроль за учетными работами, выпол-няемые бухгалтерией; 3. подтверждение – используется для подтверждения информации о реаль-ности остатков на счетах учета
денежных средств, счетах расходов, счетах дебиторской и кредиторской задолженности. Аудиторская организация должна получить подтверждение от независимой третьей стороны; 4. устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и незави-симой стороны – используется на всех этапах аудиторской проверки. Ре-зультаты опросов должны записываться в виде протокола или краткого конспекта, в котором указывается фамилия аудитора и фамилия опрошен-ного лица.
Для быстроты вопросы готовятся заранее в перечне; 5. проверка документов – документарная проверка информации о совершен-ных хозяйственных операций. Информация может быть внутренней и внешней. Внутренняя информация составляется на основании документов внутри предприятия, и внешняя – на основе документов, подготовленных третьими лицами; 6. прослеживание – процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы и отражение данных первичных документов в ре-гистрах синтетического и
аналитического учета. Он находит заключи-тельную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что хозяйственные операции правильно отражены в бухгалтерском учете. Прослеживание по-зволяет изучить нетипичные отражения записей в документах клиента; 7. аналитические процедуры – анализ и оценка полученной аудитором ин-формации, исследование важнейших финансовых и экономических пока-зателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления не-верно
отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятель-ности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений; 8. подготовка альтернативного баланса – позволяет аудиторской организа-ции выявить отклонения фактических расходов от нормативных и тем са-мым убедиться в достоверности вычислений финансового результата; 9. рабочие гипотезы – предположения о реальности ситуации на основе ау-диторских доказательств; 10. инвентаризация – позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта
и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Аудиторские процедуры, применяемые при аудите основных средств в ФГУ «ГБ МСЭ по РБ» в соответствии с программой аудита, изложены в таблице 4. Таблица 4 Аудиторские процедуры № п/п Вопросы программы Аудиторские процедуры 1 Аудит наличия и сохранности основных средств 1.1
Проверка создания комиссии по приемке основных средств Опрос, проверка доку-ментов (приказов), на-блюдение 1.2 Проверка оформления договоров купли-продажи основных средств Проверка договоров ку-пли-продажи 1.3 Проверка правильности отражения перво-начальной стоимости в актах приемки-передачи основных средств Обследование, сравне-ние, проверка докумен-тов 1.4
Оценка организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии учреждения и по материаль-но-ответственным лицам в местах экс-плуатации основных средств Проверка документов, наблюдение 1.5 Проверка и оценка действующего на уч-реждении порядка учета затрат на ремонт основных средств Проверка документов, опрос 1.6 Проверка результатов произведенной пе-реоценки основных средств
Проверка документов, инвентаризация 1.7 Проверка результатов последней инвента-ризации основных средств Проверка документов (акта инвентаризации) 1.8 Ознакомление с порядком ведения карто-теки основных средств и инвентарных списков по конкретным материально-ответственным лицам бухгалтерией учре-ждения Проверка приказов 1.9 Проверка обеспеченности бухгалтерии предприятия действующими нормативны-ми документами Наблюдение, проверка документов 2 Аудит движения основных средств 2.1.
Проверка фактического выбытия основ-ных средств Обследование, проверка документов, инвентари-зация, арифметический пересчет, опрос 2.2. Проверка отражения в отчетности движе-ния основных средств Проверка документов, опрос, осмотр 3. Аудит проведения инвентаризации 3.1. Проверка последней инвентаризации и её результаты Проверка документов, арифметический пере-счет, сравнение и сопос-тавление с фактически-ми данными 3.2. Ознакомиться с материалами переоценки основных средств
и их отражение в учете Арифметический пере-счет, проверка докумен-тов, инвентаризация, прослеживание 3.3. Проверить наличие приказов о создании на учреждении постоянно действующей комиссии по списанию основных средств; кто отвечает и заключены ли с ними дого-вора о материальной ответственности. Проверка документов, опрос, анкетирование 4. Аудит правильности начисления износа 4.1. Проверка правильности ежемесячного на-числения амортизации по основным сред-ствам в целях ведения бухгалтерского
учета и налогообложения Арифметический пере-счет 4.2. Проверка объектов основных средств, по которым не начисляется амортизация Обследование, опрос, проверка документов 4.3. Проверка объектов основных средств, по которым начисляется ускоренная аморти-зация (если такие средства имеются) Обследование, опрос, анкетирование, провер-ка документов 4.4
Проверка срока, с которого начинается и с которого заканчивается начисление амор-тизации основных средств Проверка документов 4.5. Проверка отражения в отчетности начис-ленной амортизации основных средств Арифметический пере-счет, проверка докумен-тов 5. Проверка правильности налогообложения по основным средствам 5.1. Проверка правильности расчетов по НДС Арифметический пере-счет 5.2 Проверка правильности расчетов по нало-гу на доходы физических лиц
Арифметический пере-счет, опрос, подтвер-ждение 5.3. Проверка правильности расчетов по иным обязательным платежам Пересчет арифметиче-ских расчетов клиента 5.4. Проверка отражения в отчетности всех операций по учету основных средств Проверка документов, пересчет 3. Аудиторское заключение Нами (т.е. ЗАО «Финкор - аудит») проведен аудит основных средств в федеральном государственном учреждении
«Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия». Ответственность за формирование учетной политики, ведение бух-галтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер ФГУ «ГБ МСЭ по РБ» Жапова А.А. Обязанность аудитора заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соот-ветствии порядка ведения бухгалтерского учета
законодательству РФ на ос-нове проведенного аудита. Аудит проводился в соответствии с Федеральным законом от 07 авгу-ста 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в редакции после-дующих изменений и дополнений), федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в редакции последующих изменений и до-полнений) и другими
нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит су-щественных искажений. При проведении аудита основных средств могут быть выявлены сле-дующие типичные нарушения: 1. несвоевременное оприходование основных средств; 2. неправильное определение первоначальной стоимости объекта основных средств;
3. реконструкция основных средств отражена в качестве ремонта; 4. начисление износа по полностью амортизованным основным средствам; 5. некорректное отражение счетов по поступлению и выбытию основных средств; 6. неправильное исчисление налогооблагаемой базы при реализа-ции объектов основных средств; 7. формальное проведение инвентаризации основных средств;
8. переоценка основных средств без наличия документов, под-тверждающих рыночную цену; 9. начисление амортизации один раз в квартал; 10. неточности в определении сроков начала и окончания начисле-ния амортизационных отчислений; 11. несоответствие договора на капитальный ремонт и первичных документов; 12. несоблюдение порядка документирования хозяйственных опе-раций по основным средствам; 13. учет в составе основных средств объектов недвижимости, под-лежащих обязательной государственной
регистрации, но не прошедших ее; 14. неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ли-квидации объектов основных средств; 15. организация материальной ответственности лишь в отношении собственных основных средств (т.е. счет 01 «Основные средст-ва»); 16. не удержание НДФЛ при покупке основных средств у физиче-ских лиц; 17. неправильное ускоренное начисление амортизации основных средств.
По результатам аудита федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» можно сделать сле-дующие выводы: бухгалтерия до сих пор не перешла на новый план счетов, хотя приказ о переходе на двадцатизначный план счетов уже был; и самое большое нарушение – это то, что в ФГУ «ГБ МСЭ по РБ» отсутствовала учетная политика на отчетный год. Исходя из вышеперечисленных нарушений руководителю и главному бухгалтеру учреждения необходимо, в первую
очередь, разработать новую учетную политику и ежегодно ее либо обновлять в соответствии с постоянно меняющимися законами, либо заново ее разрабатывать. А также следует пе-рейти на новый план счетов. Также руководителю федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» следует назначить от-ветственного за подготовку к переходу на международные стандарты финан-совой отчетности и начать постепенную работу с бухгалтерами
по переходу на МСФО. Заключение В заключение можно сказать, что основные средства являются необ-ходимым условием функционирования любого предприятия. В данной курсовой работе рассмотрен аудит основных средств на примере федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ». В ходе аудита основных средств в ФГУ «ГБ МСЭ по РБ» выявлены два основных нарушения: во-первых, это то, что в бухгалтерии до сих пор не перешли на новый
план счетов, который состоит из двадцати чисел; а во-вторых отсутствует учетная политика на период проведения аудита. Исходя из этих двух нарушений, аудитор дал следующие рекоменда-ции по устранению выявленных нарушений: 1. перейти на новый двадцатизначный план счетов; 2. разработать учетную политику и ежегодно ее либо обновлять в случае изменения законов, либо заново разрабатывать; 3. начать подготовку по переходу на международные стандарты фи-нансовой отчетности.
Список использованной литературы 1. Гражданский кодекс РФ, ч. 1,2 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. 3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. 4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г.
N 119-ФЗ 5. Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Рос-сийской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н 6. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Планирование аудита" 7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утвержденный приказом МФ РФ № 26-н от 30 марта 2001 г.) 8.
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (ут-вержденные приказом МФ РФ № 91-н от 13 октября 2003 г. с измене-ниями и дополнениями) 9. Практический комментарий основный изменений налогового законода-тельства с 2006 года. – г. Барнаул: ООО «Акция-Информ-Плюс», 2006. 10. Аудит: учебник для вузов, под ред. Проф. В.И. Подольского. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАТА,
2004. 11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. М.: Перспектива, 2000 г. 12. Шеремет А.Д Суйц В.П. Аудит: Учебник. – 4-е изд перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004 13. Суйц В.П. Аудит: Практическое пособие для аудиторов, М.: АНКИЛ, 2000 г. 14. Планирование аудита. Российская коллегия аудиторов.
М.: Издательский дом «Аудитор», 2001 г. 15. Комышанов П.И. Практическая пособие по аудиту. М.: ИНФРА-М, 2002 г. 16. Андреев В.Д. Практический аудит: справочное пособие – М. «Экономи-ка», 1994. 17. Аудит. И.А. Филь, Приор-издат, 2004
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |