Реферат по предмету "Экономика"


Пути интеграции функциональной системы налогового менеджмента в организационную структуру коммерческих банков

А.А. Леушев


Игнорирование налоговых рисков может привести к существенным негативным последствиям как в виде прямых потерь по налоговым санкциям, так и в виде упущенной выгоды в результате принятия неэффективных управленческих решений.


Необходимость максимально экономичным образом снизить возможные налоговые последствия до минимально возможного уровня является основной причиной для внедрения налогового менеджмента в систему управления коммерческих банков. При этом корпоративный налоговый менеджмент следует рассматривать как подсистему менеджмента, охватывающую процессы налогообложения на корпоративном уровне, направленную на создание функционального налогового механизма и обеспечение его эффективной работы для достижения финансовых целей банка путем оптимизации способов использования предоставленных законом прав и исполнения своих налоговых обязанностей и обязательств.


Налоговый механизм на корпоративном уровне является совокупностью функциональных подсистем налогового менеджмента, которые выражают конкретную форму проявления его сущности. Функции налогового менеджмента представляют собой взаимосвязанные и взаимозависимые этапы управленческого цикла, соблюдение баланса между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового управления. Набор конкретных средств воздействия нужно определять исходя из сложившейся финансово-экономической ситуации, однако в качестве основных функций целесообразно выделять: 1. Организацию, координацию и регулирование. Организация — это в первую очередь выбор структуры управления и формирование системы подразделений, закрепление их задач и полномочий.


Координация внутренних связей призвана обеспечить целостность управленческого цикла, применение наиболее эффективных инструментов для решения конкретных задач, сокращение трудовых и временных затрат.


Регулирование необходимо для поддержания управляемых процессов в рамках заданных параметров путем использования средств воздействия для изменения количественных и качественных характеристик объекта налогового менеджмента.


2. Налоговый анализ, который можно разделить на два основных блока:


• анализ внешней правовой и экономической среды — тщательное изучение особенностей современного налогового законодательства, тенденций его изменения и законопроектов, а также исследование рыночной конъюнктуры;


• внутрибанковский анализ, базирующийся на отчетно-аналитической информации и необходимый для выявления приемов налоговой оптимизации, давших положительные результаты, причин неудач и зависимостей между положениями налогового законодательства и финансовыми результатами.


3. Налоговое прогнозирование — предвидение возможного налогового состояния дел банка. Как правило, прогноз составляется на долгосрочный или среднесрочный период и является важным источником информации для выработки стратегии налогового планирования.


4. Налоговое планирование в узком смысле — это деятельность, направленная на определение объемов конкретных налоговых обязательств на очередной период.


Однако налоговое планирование следует трактовать шире, оно должно включать разработку на основании прогнозов и аналитических данных вариантов осуществления банком коммерческой деятельности и, соответственно, моделей налогообложения, а также систематический анализ различных налоговых альтернатив для обеспечения выбора оптимальных из них, с точки зрения общих целевых установок.


5. Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ [1, С. 22].


6. Налоговый контроль, включающий проверку правильности ведения налогового учета и диагностику процессов достижения целей. В комплексе с регулированием контроль обеспечивает устойчивую обратную связь объекта и субъекта управления.


7. Взаимодействие с государственными органами, аудиторами и контрагентами, надежность и удобство которого позволяют достичь наиболее эффективной с точки зрения налогообложения деятельности банка.


Для эффективного улучшения финансовых результатов банка необходимо построение системы управления и принятия решений таким образом, чтобы оптимальной, с точки зрения налогообложения, была его организационная структура.


Каждый банк, формируя службу налогового менеджмента, должен исходить из объема средств, которые он может выделить на ее организацию, и стремиться к тому, чтобы деятельность такой службы была эффективна и производительна.


В небольших банках организация отдельного подразделения нецелесообразна, функции налогового менеджмента должны быть распределены между существующими работниками.


В то же время в крупных банках, в которых создана формализованная организационная структура, для эффективного осуществления налогового менеджмента специальная служба крайне необходима, при этом в крупнейших банках в обязательном порядке должны осуществляться все рассмотренные выше функции.


При организации налоговой службы очень важно определить принципы интеграции функциональной системы налогового менеджмента в действующую организационную структуру и провести разделение соответствующих полномочий и обязанностей между структурными подразделениями банка.


Для эффективного внедрения налогового менеджмента в банке необходимо сначала определить тип его организационной структуры, которая представляет собой совокупность подразделений и способов взаимодействия между ними, обеспечивающую достижение общих целей.


При этом специалисты считают, что все типы структуры работоспособны в любой организации [3]. Первый результат в деле улучшения структуры связан не с выбором типа структуры управления, а с систематизацией, налаживанием дел и доведением постановки той или иной структуры до логического конца — функции должны быть расписаны, иерархия определена, логика взаимоотношений задана. Если этого не будет, любой тип структуры будет работать плохо. В последние десятилетия произошел переход подавляющего большинства крупных компаний от функциональной структуры к дивизиональной, а в наиболее динамично развивающихся отраслях экономики также последующий переход к более сложным и современным моделям структур. Общий вектор развития затронул и российские банки, в которых довольно успешно применяется дивизиональная организационная структура, хотя ее применение в основном обусловлено наличием большого количества филиалов, расположенных на большом расстоянии друг от друга. В то же время при построении головных подразделений банков до сих пор господствует функциональная структура.


В наиболее общем виде организационную структуру крупных отечественных банков можно представить следующим образом (рис. 1).


В такой структуре в обязательном порядке присутствуют финансовое и юридическое подразделения, бухгалтерия, отдел внутреннего контроля и др., в которых работают квалифицированные специалисты определенного профиля (финансисты, экономисты, бухгалтеры, ревизоры, юристы).


Именно такие специалисты требуются для осуществления функций налогового менеджмента в полном объеме, но их объединение в рамках одного подразделения при функциональном структурировании остальных служб приведет к дублированию ряда функций, что снижает эффективность управления.


Учитывая, что банк располагает большим набором подразделений и соответствующими специалистами, представляется правильным закрепить часть функций налогового менеджмента за ними, и только специфические налоговые функции оставить за специализированным налоговым подразделением.


Для распределения полномочий и ответственности необходимо разработать дерево функций налогового менеджмента (рис. 2), которое представляет собой их иерархическую структуру.


Маркированные подфункции целесообразно закрепить за подразделениями, традиционно присутствующими в организационной структуре крупных банков. На первый взгляд, в общей массе таких подфункций не очень много, но именно они требуют применения специального инструментария и обладают большой трудоемкостью.


Таким образом, можно говорить о разделении функций с учетом принципа специализации, что позволяет достичь высоких результатов исполнения рабочих заданий. С усилением специализации отдельных операционных звеньев меняется и организационная структура, управление операциями основывается на более четком разделении функций и способов использования ресурсов.


При разделении функций в общей структуре налогового менеджмента появляются два типа подразделений:


1. Специализированные налоговые подразделения, выполняющие «штабные» и специфические функции налогового менеджмента. Они объединяются в отдельную налоговую службу, а их состав зависит от специфики деятельности и величины конкретного банка и может варьироваться от двух до шести подразделений, координирующих, соответственно, целые блоки или отдельные функции налогового менеджмента. На практике в российских коммерческих банках количество таких подразделений не превышает трех.


2. Линейные подразделения, выполняющие закрепленные за ними подфункции, такие как:


• финансово-экономическая служба, разрабатывающая общий финансовый прогноз банка, который является базой для прогнозирования величины налоговых платежей, и проводящая анализ эффективности и производительности налогового менеджмента;


• бухгалтерия, осуществляющая ведение налогового учета и оперативный налоговый контроль;


• юридическая служба, проводящая юридическую экспертизу разнообразных документов и координирующая процессы, связанные с арбитражным производством;


• служба внутреннего аудита, отвечающая за последующий контроль.


Учитывая то, что структура налогового менеджмента — это совокупность большого количества элементов, возрастает значение устойчивых и удобных связей между ними.


С вязи между подразделениями определяют возможность координации общей деятельности. Эффективная координация зависит от распределения полномочий по уровням иерархии и системы функционирования информации в банке.


Комплекс формальных задач и взаимоотношений формальной подотчетности определяет структуру вертикальной иерархии в банке — управленческую цепочку, которая является неразрывной линией властных полномочий, связывающей всех сотрудников и определяющей их подотчетность [2, С. 370].


В современных условиях эффективность традиционных вертикальных организационных структур снижается. Менеджеры ищут способы трансформации банков в более гибкие, отличающиеся высокой скоростью реакции и ориентацией на потребителя системы. В международной практике наблюдается тенденция к ликвидации границ и барьеров между подразделениями и установлению горизонтальных связей.


Горизонтальные связи — это связи между равными по статусу подразделениями банка. Их главное предназначение — способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей банка при решении возникающих проблем [4, С. 69].


Качество вертикальной координации зависит от квалификации руководства и сотрудников банка, а горизонтальной — от уровня корпоративной культуры и наличия специальных образований, таких как рабочие группы и команды.


Совокупность осуществляющих функции и подфункции налогового менеджмента подразделений, вертикальных и горизонтальных связей между ними образует объединенную единством поставленных целей организационную структуру, которую можно представить следующим образом (рис. 3).


Взаимодействие вертикальных и горизонтальных связей приводит к созданию неформализованных связей высшего уровня, по которым осуществляется движение информации на практике. Такие связи пронизывают всю организационную структуру и обеспечивают реализацию всех функций налогового менеджмента, поэтому их целесообразно называть функциональными.


При этом налоговая служба, являясь подразделением одного иерархического уровня с остальными, осуществляет общую координацию по всем направлениям, что позволяет говорить о ее более высоком фактическом статусе в процессе осуществления налогового менеджмента. Подводя итог рассмотрению структуры налогового менеджмента, следует отметить, что при условии правильной и целенаправленной интеграции функциональной системы налогового менеджмента в организационную структуру банка, предусматривающей формирование коллектива профессионалов, распределение и закрепление функций, разработку конкретных целей и задач, эффективность налогового менеджмента значительно повышается.


Список литературы


1. Белуза М. Я. О необходимости налогового учета // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2002 г., № 2.


2. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами / Пер. с англ.; гл. ред., серии Соколов Я. В. М.: Финансы и статистика, 2005.


3. Краснова В., Привалов А. Новое – это хорошо структурированное старое // Эксперт. 1996. № 12.


4. Лобанова Г.Н. Банки: организация и персонал: Практическое пособие. М. : Издательская группа «БДЦ-пресс» , 2004 .


Финансы и кредит 31 (271) - 2007 август


Дата добавления: 16.09.2007



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Еврейство Литвы и Польши
Реферат Формирование физической готовности детей старшего дошкольного возраста
Реферат Электрический ток и его воздействие на человека
Реферат Инвестиционная привлекательность предприятий Республики Башкортостан
Реферат Философия Гегеля и Фейербаха
Реферат Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
Реферат Grapes Of WrathSound And Fury Essay Research
Реферат 1 Древний Восток Основателем даосизма в Китае был Лао Цзы (б)
Реферат Религиозные реформы Эхнатона и Хатшепсут
Реферат В чем У. Петти видел богатство страны, как измеряет его и как решает проблему ценности хозяйственного блага
Реферат Особенности художественных произведений творчества Михаила Лермонтова
Реферат Заемные средства ОАО
Реферат Анализ работы районного методического объединения учителей математики, физики, информатики партизанского района на 2010- 2011 учебный год
Реферат Основные периоды Великой Отечественной войны
Реферат География национальных религий. Религиозная обстановка в России и Пермском крае