В Налоговом кодексе предусмотрен целый ряд прав, которые предоставлены налогоплательщику при проведении выездных и камеральных проверок, а также при принятии решений по их результатам. Информация об этих правах приведена в таблице.
Если права налогоплательщика нарушены. В этом случае на действия или бездействие должностных лиц налогоплательщик может подать жалобу руководителю проверяющей инспекции или в вышестоящий налоговый орган, а также обратиться в арбитражный суд (ст. 137 и 138 НК РФ).
Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать решение инспекции, вынесенное по итогам проверки. Но в судебном порядке это возможно только после обжалования решения в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Суд может отменить решение налоговиков, если в ходе проведения проверки и при рассмотрении ее результатов инспекция допустила существенные процедурные нарушения (п. 14 ст. 101 НК РФ). Причем к существенным НК РФ относит лишь нарушение права налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки и необеспечение ему права на дачу объяснений.
Из-за нарушения каких прав арбитражные суды отменяют решения налоговиков. Назовем наиболее распространенные нарушения, явившиеся основанием для отмены:
акт проверки был направлен налогоплательщику по почте, но он его не получил и при этом не уклонялся от получения акта лично — нарушено право на получение акта и право на подачу возражений (постановления ФАС Уральского от 24.01.11 № Ф09-10932/10-С2 и Московского от 23.11.10 № КА-А40/14436-10 округов);
решение по результатам проверки было принято до того, как истек срок, отведенный для представления возражений по акту проверки, — нарушено право на подачу возражений (постановления ФАС Московского от 29.12.10 № КА-А40/16633-10 и Восточно-Сибирского от 27.09.10 № А78-7297/2009 округов);
при рассмотрении материалов проверки не были учтены возражения налогоплательщика на акт проверки — нарушено право на подачу возражений (постановление ФАС Московского округа от 12.05.10 № КА-А40/4344-10);
по итогам камеральной проверки инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не истребовала пояснений, однако в акте проверки отразила нарушения — нарушено право на дачу пояснений (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.10 № А78-3250/2009);
инспекция не приняла во внимание заявление налогоплательщика о переносе даты рассмотрения материалов проверки в связи с болезнью руководителя и отсутствием других работников — нарушено право на участие в рассмотрении материалов проверки (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.05.10 № А19-14855/09);
инспекция продолжала проводить мероприятия налогового контроля после составления справки о проведенной проверке — нарушено право на соблюдение процедуры проведения мероприятий налогового контроля (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.12.10 № А63-16697/2008).
Как показывает судебная практика, следующие нарушения обычно не признаются основанием для отмены решения, вынесенного по результатам налоговой проверки:
превышение установленного срока рассмотрения материалов проверки (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.11 № А33-6907/2010);
нарушение инспекцией срока проведения камеральной проверки (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 19.05.11 № А33-6903/2010 и Московского от 14.05.10 № КА-А40/4445-10 округов).
Право налогоплательщика |
Норма НК РФ |
Комментарий |
Выездная налоговая проверка |
||
Право ознакомиться с решением о проведении выездной проверки |
Пункт 1 статьи 89 и пункт 1 статьи 91 |
Форма решения утверждена приказом ФНС России от 25.12.06 № САЭ-3-06/892@ (далее — приказ № САЭ-3-06/892@). Если налоговики не ознакомили налогоплательщика или его представителя с таким решением либо не предъявили служебные удостоверения, он вправе не допускать их на свою территорию и в помещения (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ) |
Право отказать в проведении выездной проверки в помещениях или на территории налогоплательщика. Тогда проверка должна проводиться по месту нахождения инспекции |
Пункт 1 статьи 89 |
Данным правом налогоплательщик может воспользоваться, если у него нет помещения для размещения инспекторов. В подобной ситуации необходимо подать в инспекцию письменное заявление |
Право на присутствие при проведении выездной проверки |
Подпункт 8 пункта 1 статьи 21 |
Присутствовать во время выездной проверки может руководитель организации, ее главный бухгалтер, а также любое иное лицо, имеющее доверенность от имени проверяемого юридического лица |
Право на соблюдение срока проведения выездной проверки* |
Пункты 6 и 9 статьи 89 |
Выездная проверка должна продолжаться не более двух месяцев. Срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести. Основания и порядок продления установлены в приложении № 2 к приказу № САЭ-3-06/892@. Кроме того, проверка может быть приостановлена не более чем на шесть месяцев для истребования документов, проведения экспертизы и т. п. А при истребовании документов от иностранных государственных органов допускается продление проверки максимум на девять месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, продолжительность выездной проверки в любом случае не может превышать один год и три месяца |
Право ознакомиться с решением налогового органа о продлении срока выездной проверки |
Подпункт 9 пункта 1 статьи 21 и пункт 6 статьи 89 |
Рекомендуемая форма решения о продлении срока проведения выездной проверки утверждена приказом ФНС России от 07.05.07 № ММ-3-06/281@ |
Право ознакомиться с решениями налогового органа о приостановлении и возобновлении выездной проверки |
Подпункт 9 пункта 1 статьи 21 и пункт 9 статьи 89 |
Формы соответствующих решений утверждены приказом ФНС России от 06.03.07 № ММ-3-06/106@ |
Право на получение от налоговиков подлинников всех истребованных документов на период приостановления выездной проверки |
Пункт 9 статьи 89 |
На время, на которое приостановлена выездная проверка, инспекция обязана вернуть налогоплательщику все подлинники, истребованные в рамках проверки. Она может не возвращать оригиналы лишь тех документов, которые были получены в ходе проведения выемки. Порядок выемки документов и предметов установлен статьей 94 НК РФ |
Право на соблюдение ограничения по продолжительности проверяемого периода |
Пункт 4 статьи 89 |
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о ее проведении. Например, в 2011 году для проверки доступны 2010, 2009 и 2008 годы включительно. Если во время выездной проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию или расчет по проверяемому налогу, налоговики вправе проверить период, за который она представлена. Даже если он находится за пределами трех календарных лет (п. 1 письма ФНС России от 03.09.10 № АС-37-2/10613@) |
Право на соблюдение ограничений на проведение повторных выездных налоговых проверок |
Абзац 1 пункта 5 и абзац 3 пункта 7 статьи 89 |
Нельзя проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период |
Право на соблюдение ограничений по количеству выездных налоговых проверок в течение календарного года |
Абзац 2 пункта 5 и абзац 4 пункта 7 статьи 89 |
Инспекторы не имеют права проводить в отношении одного налогоплательщика (одного его филиала или представительства) больше двух выездных проверок в течение календарного года. Исключения допускаются, если на это есть санкция руководителя ФНС России |
Право на подачу уточненной налоговой декларации или расчета во время выездной проверки |
Статья 81 и пункты 4 и 10 статьи 89 |
В этом случае в рамках выездной проверки налоговики проверяют период, за который представлена «уточненка». Кроме того, они вправе провести камеральную проверку этой декларации или расчета (п. 2 и 9.1 ст. 88 НК РФ). Если уточненная декларация подана после окончания выездной проверки и в ней указана сумма налога, меньшая ранее заявленной, могут назначить повторную выездную проверку (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ) |
Право на получение справки о проведенной выездной проверке |
Пункт 15 статьи 89 |
В последний день выездной проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю. Форма справки утверждена приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@ |
Камеральная налоговая проверка |
||
Право на соблюдение срока проведения камеральной проверки |
Пункт 2 статьи 88 |
На камеральную проверку налоговикам отводится три месяца со дня представления декларации или расчета. Продление этого срока, приостановление проверки и ее возобновление не предусмотрены |
Право на соблюдение ограничения по объему проверяемой отчетности |
Пункты 1 и 2 статьи 88 |
В рамках камеральной проверки инспекция может проверить правильность исчисления и уплаты только того налога и за тот период, в отношении которых представлена проверяемая декларация или расчет |
Право на соблюдение запрета на проведение повторных камеральных проверок |
— |
Нормами НК РФ такой запрет не установлен. Вместе с тем в НК РФ не содержится понятия «повторная камеральная проверка». Более того, суды обычно приходят к выводу, что положения статей 87 и 88 НК РФ не разрешают налоговым органам неоднократно проводить камеральные проверки одной и той же декларации или расчета за один и тот же период (постановления ФАС Северо-Западного от 15.11.10 № А56-2042/2010 и Поволжского от 02.02.10 № А12-10597/2009 округов) |
Право на получение от инспекции сообщения об ошибках, противоречиях и несоответствиях, выявленных в ходе камеральной проверки |
Пункт 3 статьи 88 |
Инспекторы обязаны проинформировать налогоплательщика об обнаруженных ими: — ошибках в проверяемой декларации или расчете; — противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах; — несоответствиях между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, имеющимися у инспекции |
Право на дачу пояснений по ошибкам, противоречиям и несоответствиям, выявленным в ходе камеральной проверки |
Пункты 3, 4 и 5 статьи 88 |
Такие пояснения налогоплательщик должен представить в течение пяти дней со дня получения от инспекции сообщения об обнаруженных ошибках, противоречиях или несоответствиях. Свои пояснения он может подкрепить выписками из регистров налогового и бухгалтерского учета и иными документами. В свою очередь налоговики обязаны рассмотреть эти пояснения и документы. Вместо дачи пояснений налогоплательщик вправе внести исправления и представить уточненную декларацию или расчет |
Право на подачу уточненной налоговой декларации или расчета |
Статья 81 и пункт 9.1 статьи 88 |
Налогоплательщик имеет право подать уточненную декларацию или расчет как во время камеральной проверки, так и после ее окончания. Если в ходе камеральной проверки налоговики выявили ошибки и потребовали представить «уточненку», это нужно сделать в течение пяти дней с момента получения такого требования (п. 3 ст. 88 НК РФ). Если «уточненка» подана во время камеральной проверки, налоговики прекращают проверять ранее сданную декларацию и начинают камеральную проверку уточненной отчетности. При этом они вправе использовать документы, которые получили от налогоплательщика в рамках прекращенной камеральной проверки |
Право не представлять документы, не предусмотренные НК РФ |
Пункты 6—9 статьи 88 |
В ходе камеральной проверки инспекторы не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Из этого правила есть четыре исключения. Налоговики могут запрашивать документы, которые: — подтверждают право налогоплательщика на использование налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ); — налогоплательщик должен был представить вместе с декларацией или расчетом, но не сделал этого, например документы, подтверждающие его право на применение нулевой ставки НДС (п. 7 ст. 88 НК РФ); — подтверждают правомерность применения вычетов НДС, указанных в декларации, по которой налог заявлен к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ); — являются основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ) |
Общие права налогоплательщика как при камеральной, так и при выездной проверке |
||
Право на передачу полномочий по взаимодействию с инспекцией своему уполномоченному представителю |
Подпункт 6 пункта 1 статьи 21, статьи 26 и 29 |
Полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью (п. 3 ст. 26 НК РФ). Вместе с тем наличие уполномоченного представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие во взаимоотношениях с налоговыми органами (п. 2 ст. 26 НК РФ) |
Право на соблюдение и сохранение налоговой тайны |
Подпункт 13 пункта 1 статьи 21 и статья 102 |
Понятие налоговой тайны приведено в статье 102 НК РФ. В ней же указаны сведения о налогоплательщике, не относящиеся к такой тайне. За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. 13.14 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ) |
Право на соблюдение процедуры проведения мероприятий налогового контроля во время проверки, в том числе процедур: — истребования документов; — осмотра территории и помещений налогоплательщика; — выемки документов и предметов; — опроса свидетелей; — привлечения экспертов, свидетелей, переводчиков и др.; — инвентаризации имущества налогоплательщика и др. |
Подпункт 10 пункта 1 статьи 21, пункт 13 статьи 89 и ста- тьи 90—99 |
Существенные нарушения (например, осмотр помещений налогоплательщика или выемка документов без понятых) могут привести к тому, что доказательства, полученные в ходе таких мероприятий, арбитражный суд признает недопустимыми (ч. 3 ст. 64 АПК РФ). А если у налоговиков не найдется других доказательств, суд может признать неправомерным доначисление налогов и привлечение налогоплательщика к ответственности |
Право на дачу пояснений по исчислению и уплате налогов |
Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 |
Пояснения могут даваться в устной или письменной форме |
Право не выполнять неправомерные акты налоговых органов и требования их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам |
Подпункт 11 пункта 1 статьи 21 |
Например, налогоплательщик вправе не представлять по требованию налоговиков документы, которые не относятся к проверяемому периоду или не касаются проверяемых налогов. Оштрафовать его за такой отказ нельзя |
Право на обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц |
Подпункт 12 пункта 1 статьи 21 и статьи 137—139 |
Указанные акты, действия или бездействие налогоплательщик может обжаловать (п. 1 ст. 138 НК РФ): — вышестоящему должностному лицу проверяющей инспекции; — в вышестоящий налоговый орган; — в арбитражный суд. Обжаловать можно документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо, акт и др.), подписанный руководителем налогового органа или его заместителем и касающийся конкретного налогоплательщика (п. 48 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5) |
Право на получение акта проверки и решений налоговых органов |
Подпункт 9 пункта 1 статьи 21 и пункт 5 статьи 100 |
Акт налоговой проверки должен быть вручен под расписку лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти дней со дня его составления. Формы актов выездной, повторной выездной и камеральной налоговых проверок утверждены приказом № САЭ-3-06/892@ |
Право на дачу пояснений налоговым органам и их должностным лицам по акту проведенной налоговой проверки |
Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 |
Пояснения могут даваться в устной или письменной форме |
Право на представление письменных возражений по акту проведенной налоговой проверки |
Пункт 6 статьи 100 |
Такие возражения подаются в проверявшую инспекцию в письменной форме в течение 15 дней со дня получения акта проверки. К возражениям можно приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений. Руководитель налогового органа или его заместитель обязан рассмотреть возражения и принять решение в течение 10 дней со дня окончания 15-дневного срока, отведенного на подачу возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ). Если налогоплательщик не представил письменные возражения в установленный срок, он не лишается права давать объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ) |
Право ознакомиться с материалами налоговой проверки |
Пункт 2 статьи 101 |
До принятия решения по результатам налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе знакомиться со всеми материалами дела. То есть оно имеет право ознакомиться также и с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, например с протоколами допроса свидетелей, заключениями экспертов, протоколами осмотра территории и помещений налогоплательщика |
Право ознакомиться с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля |
||
Право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки |
Подпункт 15 пункта 1 статьи 21 и статья 101 |
Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки установлена в статье 101 НК РФ. Нарушение ее существенных условий может привести к отмене решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности. Так, вышестоящий налоговый орган или арбитражный суд имеет право отменить указанное решение, если проверяемому лицу не была предоставлена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ) |
Право на получение разъяснений своих прав и обязанностей при рассмотрении материалов налоговой проверки |
Подпункт 4 пункта 3 статьи 101 |
Указанные права и обязанности руководитель инспекции или его заместитель должен разъяснить лицам, участвующим в рассмотрении материалов проверки, до начала этой процедуры |
Право на получение итогового решения налогового органа по результатам проверки |
Пункты 7 и 9 статьи 101 |
После рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции или его заместитель выносит одно из возможных решений: — о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; — об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Формы этих решений утверждены приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@. Принятое решение должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае направления решения по почте оно считается полученным по истечении шести дней со дня отправки его заказным письмом. Указанные решения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения. А если решение было обжаловано в вышестоящий налоговый орган, то оно вступает в силу со дня его утверждения (при условии, что решение не было отменено или изменено) |
Право на обжалование итогового решения, принятого по результатам налоговой проверки |
Статьи 101.2 и 137—139 |
Налогоплательщик может обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган в порядке, установленном статьей 101.2 НК РФ. Для этого необходимо подать апелляционную жалобу. Она подается до вступления итогового решения в силу (то есть в течение 10 дней с момента его получения). Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать уже вступившее в силу решение о привлечении его к ответственности (п. 3 ст. 101.2 НК РФ). Для этого он подает в вышестоящий налоговый орган обычную жалобу. Если налогоплательщик не согласен с решением, принятым вышестоящим налоговым органом по его жалобе (апелляционной жалобе), за защитой своих интересов он вправе обратиться в арбитражный суд (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) |
Право на получение дополнительных копий акта налоговой проверки и других решений инспекции, принятых в связи с проведением проверки |
Подпункт 9 пункта 1 статьи 21 |
Копии таких документов инспекторы обязаны выдать налогоплательщику по его заявлению (подп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ) |
Право на возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями либо бездействием их должностных лиц |
Подпункт 14 пункта 1 статьи 21 |
На практике добиться от налоговых органов возмещения указанных убытков очень сложно. Прежде всего налогоплательщику нужно доказать причинно-следственную связь между действиями или бездействием налоговиков и возникновением у него убытков. Кроме того, необходимо подтвердить размер убытка. А это удается далеко не всегда. Так что в большинстве случаев арбитражные суды отказывают во взыскании с налоговиков сумм убытков |
* Срок проведения выездной проверки считается со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). |
Источник "Российский Налоговый Курьер"
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pravcons.ru/
Дата добавления: 20.03.2012
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |