Н. Н. Колотова, И. М. Темкина
Главной стратегической задачей России в XXI в. является переход к модели инновационного развития. Основные условия ее решения — модернизация экономики и демократизация политической системы.
Переход на инновационное развитие в передовых странах мира начался со второй половины прошлого века. Лидеры этого процесса — государства Европы, Северной Америки, Япония — уже перешли к инновационной экономике. Другие страны переживают переходную фазу [14].
Современную Россию традиционно включают в число великих держав мира, главное преимущество которых — военная и промышленная мощь. Однако сейчас положение в мире кардинально изменилось. В современном мире Российская Федерация сохраняет конкурентное преимущество по природным ресурсам, передовые позиции по ряду наукоемких отраслей. Это в первую очередь ракетно-космические отрасли, военная авиация, ядерные технологии, технологические разработки новых материалов и некоторые другие [11]. Но в целом Россия с ее крайне неэффективной структурой экономики, серьезным отставанием по уровню благосостояния населения значительно уступает странам-лидерам инновационного развития. С каждым годом все нагляднее становится истина, что нельзя обеспечить долгосрочное развитие, конкурентоспособность страны на доходы от нефти и газа.
Для судьбы России отрицательное значение имеет одна из наиболее опасных тенденций последнего времени — сокращение численности населения. Надвигающийся дефицит рабочей силы грозит сокращением ВВП. Положение усугубляется продолжающимся экономическим кризисом. Замедлить или ликвидировать этот процесс может лишь рост производительности труда. А для этого необходима модернизация экономики, ее двигателем должны стать инновации.
Объективная необходимость модернизации всего общества в Российской Федерации обусловлена как внутренними потребностями страны, так и изменениями в мире; от ее успешной реализации зависят выход страны на новый технический уровень, выживание в современном мире, обеспечение лидирующих позиций [4].
В центре процесса инновационного развития находится человек, обладающий высоким творческим потенциалом, высококвалифицированный профессионал. От уровня его подготовки, развития творческих способностей, таланта в решающей степени зависят темпы и успех инновационного развития.
Следовательно, отрасли социальной сферы, обеспечивающие развитие человеческого капитала, приобретают в XXI в. приоритетное значение. Особая роль принадлежит образованию, которое можно рассматривать и как составную часть общего поля модернизации всех сфер и сторон общественной жизни, и одновременно как важнейший фактор ускорения, интенсификации процесса модернизации.
Сегодня и в перспективе российская система образования призвана решить две основные задачи: для всех граждан страны создать условия для их широкой образованности, культуры и квалификации, обеспечить формирование культурного слоя широких слоев населения и в то же время обеспечить выявление, отбор и подготовку наиболее талантливых людей, способных стать активными участниками и лидерами инновационного процесса.
Развитие творческих способностей обучаемых должно выступать одной из главных задач на всех уровнях образования: дошкольное образование, общее образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование и послевузовская профессиональная переподготовка. Процесс образования должен быть непрерывным, что особенно важно в условиях инновационной экономики, когда амортизация полученных знаний ускоряется. Все уровни образования должны быть взаимосвязаны, иметь общее направление и одновременно решать общие и специфические задачи. Если первые два уровня призваны создать в стране широкий слой образованных и культурных людей, то следующие три уровня — среднее, высшее образование и профессиональная переподготовка — должны обеспечивать кадровое сопровождение процесса создания инновационной экономики.
Объектом нашего исследования является высшее профессиональное образование в Российской Федерации: его содержание, динамика в наступившем столетии, пути его модернизации.
В процессе модернизации системы высшего профессионального образования в современной России необходима работа по следующим основным направлениям:
— разработка эффективной образовательной политики;
— создание надежной правовой основы;
— обеспечение научной базы;
— совершенствование системы финансирования;
— оптимизация организационной структуры;
— капитальное обновление технической базы;
— кардинальное совершенствование кадрового состава;
— информационное обеспечение процесса развития высшего образования.
Особое значение в процессе модернизации высшего образования имеют интеграция образования, науки и производства, а также подготовка квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики.
Небольшие рамки данной статьи не позволяют раскрыть все перечисленные направления, поэтому мы остановимся лишь на некоторых из них и проведем сравнительный анализ системы высшего образования на трех срезах (макро, мезо, микро): федеральном, региональном уровнях (Свердловская область) и на уровне отдельного университета — УрГУ.
В
современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования
нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния
человеческого капитала [12]. Российская система образования еще способна
конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы
широкая поддержка проводимой образовательной политики со стороны общественности,
восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая
и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого
ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. В. В. Путин в
Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая
В настоящее время сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с чем приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации в сфере образования являются прежде всего законодательное обеспечение модернизации российской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки контроля качества образования.
Правовую основу системы модернизации образования в Российской Федерации составляют:
—
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная
Постановлением Правительства РФ от 4 октября
—
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная
Приказом Минобразования РФ от 11 февраля
—
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг., утвержденная
Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября
—
Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 гг., утвержденная
Постановлением Правительства РФ от 23 декабря
—
Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренная
Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Все перечисленные законодательные акты имеют ряд серьезных недостатков: в них слишком много общих слов и мало конкретных рекомендаций. Кроме того, почти во всех перечисленных документах в основном речь идет об общем школьном образовании, и надо признать, что для совершенствования школьного образования и федеральные, и региональные органы управления в последние годы сделали много, хотя проблем в этой области еще больше.
Что
касается высшего образования, то о нем в перечисленных документах или не
сказано ничего, или, в редких случаях, очень мало. При этом практически во всех
документах содержатся ссылки на Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №
125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в послед. ред.
от 27 декабря
Модернизация образования — это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.
Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, соответствующей требованиям инновационной системы.
Для достижения указанной цели в Российской Федерации решаются в первоочередном порядке следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:
— обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
— достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
— формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
— повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
— развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.
Процесс модернизации образования так или иначе коснется практически каждой российской семьи. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.
Модернизация образования как приоритетная задача национальной экономики потребует от государства последовательного наращивания финансирования образовательной отрасли.
Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования являются следующие:
— разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;
— создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования;
— выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;
— достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;
— развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;
— обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней; стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;
— нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;
— последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;
— обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;
— создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;
— расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов;
— создание на базе образовательных учреждений культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;
— поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;
— предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений на условиях софинансирования из соответствующих бюджетов.
Система образования сориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг создает основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.
Финансирование модернизации образования производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов и иных источников.
В
целях поддержки усилий субъектов Российской Федерации по модернизации российского
образования Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря
Для того чтобы дать конкретные рекомендации по модернизации высшего образования в РФ, обратимся к статистике, рассмотрим основные показатели динамики высших учебных заведений в России, в частности, одного из старейших вузов России — Уральского государственного университета.
В
начале века, точнее в
Развитие высшего образования в современной России характеризует табл. 1.
Из таблицы видно, что с 2000–2001 по 2008–2009 гг. количество вузов в стране выросло почти в 2 раза — с 626 до 1134, а число негосударственных вузов увеличилось в 5, 5 раза. Удвоилась и общая численность студентов, а вот число профессорско-преподавательского состава в государственных вузах увеличилось незначительно — с 239, 8 тыс. до 341, 1 тыс. человек.
В XXI в. вырос авторитет высшего образования, о чем свидетельствует рост конкурса на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных вузах (см. рисунок).
Конкурс
на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных высших учебных
заведениях (диаграмма составлена авторами. Источник: Россия в цифрах-
Проявляет
интерес молодежь страны и к научной работе. Так, в
От
общего числа аспирантов в
Таблица 1
Высшие учебные заведения (на начало учебного года)* |
|||||||||
Показатели развития высшего образования в России |
1993/94 |
1995/96 |
2000/01 |
2003/04 |
2004/05 |
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
Число высших учебных заведений, всего |
626 |
762 |
965 |
1044 |
1071 |
1068 |
1090 |
1108 |
1134 |
В том числе: |
|||||||||
государственные и муниципальные |
548 |
569 |
607 |
652 |
662 |
655 |
660 |
658 |
660 |
негосударственные |
78 |
193 |
358 |
392 |
409 |
413 |
430 |
450 |
474 |
Численность студентов, всего, тыс. человек |
2613 |
2791 |
4741 |
6456 |
6884 |
7064 |
7310 |
7461 |
7513 |
В том числе в учебных заведениях: |
|||||||||
государственных и муниципальных |
2543 |
2655 |
4271 |
5596 |
5860 |
5985 |
6133 |
6208 |
6215 |
Из них обучалось на отделениях: |
|||||||||
очные |
1625 |
1700 |
2442 |
3010 |
3144 |
3195 |
3251 |
3241 |
3153 |
очно-заочные (вечерние) |
170 |
161 |
259 |
302 |
300 |
300 |
291 |
280 |
269 |
заочные |
748 |
795 |
1519 |
2165 |
2279 |
2348 |
2443 |
2532 |
2637 |
экстернат |
— |
0, 1 |
51 |
120 |
137 |
142 |
147 |
155 |
156 |
негосударственных |
70 |
136 |
471 |
860 |
1024 |
1079 |
1177 |
1253 |
1298 |
Из них обучалось на отделениях: |
|||||||||
очные |
37 |
53 |
183 |
267 |
290 |
313 |
331 |
331 |
304 |
очно-заочные (вечерние) |
5 |
14 |
44 |
50 |
61 |
71 |
81 |
72 |
74 |
заочные |
22 |
61 |
243 |
539 |
663 |
684 |
753 |
835 |
904 |
экстернат |
6 |
7 |
1 |
4 |
10 |
11 |
12 |
14 |
16 |
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек |
176 |
188 |
324 |
448 |
480 |
495 |
514 |
525 |
529 |
В том числе: |
|||||||||
государственных и муниципальных |
171 |
179 |
292 |
388 |
408 |
419 |
431 |
437 |
438 |
Из общей численности студентов женщин, тыс. человек |
1347 |
1517 |
2686 |
3745 |
4001 |
4114 |
4256 |
4345 |
4344 |
Численность профессорско- преподавательского состава в высших учебных заведениях, тыс. человек: |
|||||||||
государственных и муниципальных 1 |
239, 8 |
240, 2 |
265, 2 |
304, 0 |
313, 6 |
322, 1 |
334, 0 |
340, 4 |
341, 1 |
негосударственных 2 |
3, 8 |
13, 0 |
42, 2 |
50, 1 |
50, 7 |
65, 2 |
75, 0 |
78, 8 |
63, 4 |
*Таблица
составлена авторами. Источник: Россия в цифрах-
Таблица 2
Основные показатели деятельности аспирантуры* |
|||||
Год |
Число организаций, ведущих подготовку аспирантов |
Численность аспирантов (на конец года), чел. |
Прием в аспирантуру чел. |
Выпуск из аспирантуры, чел. |
|
Всего |
В том числе с защитой диссертации |
||||
1992 |
1296 |
51 915 |
13 865 |
14 857 |
3135 |
1995 |
1334 |
62 317 |
24 025 |
11 369 |
2609 |
2000 |
1362 |
117 714 |
43 100 |
24 828 |
7503 |
2001 |
1393 |
128 420 |
45 241 |
25 696 |
6172 |
2002 |
1416 |
136 242 |
46 935 |
28 101 |
7411 |
2003 |
1441 |
140 741 |
47 803 |
30 799 |
8378 |
2004 |
1452 |
142 662 |
47 687 |
32 595 |
10 256 |
2005 |
1473 |
142 899 |
46 896 |
33 561 |
10 650 |
2006 |
1493 |
146 111 |
50 462 |
35 530 |
11 893 |
2007 |
1490 |
147 719 |
51 633 |
35 747 |
10 970 |
2008 |
1529 |
147 674 |
49 638 |
33 670 |
8831 |
*Таблица
составлена авторами. Источник: Россия в цифрах-
Таблица 3
Численность организаций, выполнявших исследования и разработки* |
||||||||
Организации |
1992 |
1995 |
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Численность, всего |
45 555 |
4059 |
4099 |
3797 |
3656 |
3566 |
3622 |
3957 |
В том числе: |
||||||||
научно-исследовательские |
2077 |
2284 |
2686 |
2564 |
2464 |
2115 |
2049 |
2036 |
конструкторские бюро |
865 |
548 |
318 |
228 |
194 |
489 |
482 |
497 |
проектные и проектно- изыскательские |
495 |
207 |
85 |
68 |
63 |
61 |
58 |
49 |
опытные заводы |
29 |
23 |
33 |
28 |
31 |
30 |
49 |
60 |
высшие учебные заведения |
446 |
395 |
390 |
393 |
402 |
406 |
417 |
500 |
научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения в организациях |
340 |
325 |
284 |
248 |
244 |
231 |
255 |
265 |
прочие |
303 |
277 |
303 |
268 |
258 |
234 |
312 |
550 |
*Таблица
составлена авторами. Источник: Россия в цифрах-
Приведенные данные свидетельствуют о том, что результативность работ профессорско-преподавательского состава и аспирантов остается низкой, и этот значительный научный потенциал работает с незначительной отдачей.
Если
рассмотреть производственный сектор, инновационную активность его организаций
по видам экономической деятельности, то обнаруживается интересная картина:
число организаций, осуществляющих технологические инновации в
Общий вывод состоит в том, что в современной России значительный вузовский потенциал слабо используется в процессе инновационного развития. Недостаточную активность в этом направлении проявляют и наиболее прибыльные отрасли добывающей промышленности.
В
качестве главного условия процесса модернизации высшего образования выдвинута
интеграция образования, науки и производства. Одно из направлений реализации
этого условия — создание федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском,
Уральском и Дальневосточном федеральных округах. По этому вопросу опубликован
уже Указ Президента Российской Федерации Д. Медведева от 21 октября
Создается впечатление, что акцент делается на кратковременный эффект от экономии за счет сокращения вузовской администрации. А вот Министерство образования и науки Российской Федерации интересуют другие проблемы. Министр А. Фурсенко заявляет, что ключевыми являются три принципиальных момента: качество образования, его доступность и развитие системы контроля. Все эти рекомендации не вызывают никаких возражений, они действительны на все времена, но их явно недостаточно для модернизации системы образования. О высшем образовании министр мимоходом заявляет следующее: «В высшем образовании поддержаны инновационные программы научно-образовательных центров по всей стране. Это наиболее сильные вузы, тесно интегрированные с ведущими научными организациями. На следующем этапе мы предлагаем увеличить количество федеральных университетов, создать сеть национальных исследовательских университетов... Все необходимые нормативные документы внесены в Правительство» [13].
Из сказанного следует, что образование и наука уже интегрированы, а необходимые нормативные документы лишь внесены в Правительство. Уже не первый раз министр называет мифическую цифру зарплаты преподавателей вузов — 30 тыс. рублей.
Не совсем понятно, как министерство собирается решать грандиозную задачу по модернизации высшего образования в условиях сокращения финансирования. Министр заботится только о ведущих, наиболее сильных вузах Москвы, однако университеты есть и в других городах России.
Мы остановимся на Уральском государственном университете (табл. 4), одном из ведущих вузов Урала, отмечающем в этом году 90 лет со дня основания. Работа по модернизации вуза ведется уже несколько лет, она идет по разным направлениям деятельности. Рассмотрим научную работу Уральского государственного университета, его участие в процессе перевода экономики на инновационный путь развития.
Таблица 4
Общие данные об Уральском государственном университете* |
|||||||||
Наименование показателя |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Количество факультетов |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
14 |
14 |
14 |
14 |
Общая численность студентов по факультетам |
8437 |
14 554 |
16 050 |
14 930 |
12 911 |
14 771 |
16 141 |
15 758 |
14 740 |
В том числе: |
|||||||||
очная форма обучения |
2995 |
7319 |
8106 |
7909 |
8222 |
7757 |
8048 |
8726 |
8660 |
очно-заочная (вечерняя) форма обучения |
183 |
179 |
247 |
516 |
590 |
512 |
589 |
541 |
509 |
заочная форма обучения, экстернат |
5259 |
7056 |
7697 |
6505 |
4099 |
6502 |
7504 |
6491 |
5571 |
Общая численность профессорско-преподавательского состава |
745 |
745 |
904 |
850 |
887 |
894 |
778 |
826 |
788 |
В том числе: |
|||||||||
доктора |
77 |
81 |
104 |
123 |
126 |
121 |
118 |
129 |
114 |
кандидаты |
288 |
298 |
336 |
353 |
367 |
376 |
389 |
378 |
348 |
*Рассчитано авторами по отчетам о научной деятельности Уральского государственного университета за 2001–2009 гг.
Более подробно численность работников Уральского государственного университета характеризует табл. 5.
Кроме основных учебных подразделений (факультетов) в состав Уральского государственного университета входят другие структурные подразделения (табл. 6).
Таблица 5
Численность работников Уральского государственного университета* |
|||||||||
Группы работников |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Общая численность |
1106 |
1103 |
1215 |
1131 |
1196 |
1192 |
1027 |
1049 |
1210 |
В том числе: |
|||||||||
учебные подразделения |
|||||||||
руководящий состав вуза и структурных подразделений |
122 |
122 |
81 |
65 |
102 |
84 |
38 |
21 |
162 |
профессорско-преподавательский состав |
745 |
745 |
904 |
850 |
887 |
894 |
778 |
826 |
788 |
научные подразделения |
|||||||||
руководители научных подразделений |
35 |
35 |
19 |
29 |
33 |
32 |
33 |
19 |
30 |
научные сотрудники |
110 |
107 |
136 |
105 |
90 |
101 |
101 |
106 |
108 |
специалисты |
68 |
68 |
40 |
25 |
25 |
62 |
62 |
59 |
81 |
работники сферы научного обслуживания |
26 |
26 |
35 |
57 |
59 |
19 |
15 |
18 |
41 |
*Рассчитано авторами по отчетам о научной деятельности Уральского государственного университета за 2001–2009 гг.
Таблица 6
Иные структурные подразделения Уральского государственного университета* |
|||||||||
Подразделения |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Филиал |
— |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Институт |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
1 |
2 |
2 |
Кафедра |
73 |
84 |
89 |
89 |
89 |
99 |
99 |
100 |
102 |
Отдел аспирантуры и докторантуры |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Учебно-научные подразделения |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Базовая (проблемная, отраслевая) лаборатория |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
12 |
12 |
12 |
26 |
Научно-исследовательская часть |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Научно-исследовательский институт |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
— |
3 |
3 |
3 |
Научно-методический центр |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
1 |
1 |
1 |
Подразделение научно-технической информации |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
Патентно-лицензионное отделение |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
Бизнес-инкубатор |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
Центр коллективного пользования оборудованием и экспериментальными установками |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
Маркетинговое подразделение |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
Вспомогательное подразделение (мастерская, ремонтно-эксплуатационная служба, отдел материально-технического обеспечения) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
4 |
Другие структурные подразделения |
3 |
— |
— |
— |
— |
12 |
12 |
13 |
13 |
*Рассчитано авторами по отчетам о научной деятельности Уральского государственного университета за 2001—2009 гг.
Стоимость
материально-технической базы Уральского государственного университета в
В целях оптимизации главной функции Уральского государственного университета по подготовке высококвалифицированных, творческих специалистов, которые будут конкурентоспособны, востребованы обществом сегодня и в перспективе, смогут активно участвовать в инновационном развитии страны, необходимо сосредоточить работу на двух основных направлениях:
— повышении квалификации профессорско-преподавательского состава, его активном участии в развитии фундаментальной и прикладной науки, привлечении студентов к участию в научных исследованиях и дискуссиях;
— привлечении всех подразделений университета к исследованиям прикладного характера, НИИ — к научным исследованиям и разработкам. Заказчиками и финансистами НИИ должны выступать три уровня: Федерация, Свердловская область и хозяйствующие субъекты, исполнителями — подразделения Уральского государственного университета, профессорско-преподавательский состав, аспиранты, студенты. Второе направление сейчас приобретает приоритетное значение.
Рассмотрим,
каковы достижения в указанных направлениях Уральского государственного
университета в
В
Уральский государственный университет принял участие в выполнении федеральных целевых программ по линии Федерального агентства по науке и инновациям, была осуществлена 51 научно-исследовательская и опытно-конструкторская разработка с общим объемом финансирования более 47, 4 млн рублей.
Классификация НИР, выполненных по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009–2010), свидетельствует о том, что наибольшее количество НИР выполнено по естественным и точным наукам (20 из 29), на втором месте — общественные науки (7).
Количество НИР, финансируемых из бюджета Свердловской области, составило 35, а объем финансирования — 8992, 5 тыс. рублей (табл. 8).
Таблица 7
Общие сведения о НИР, выполненных в Уральском
государственном университете в |
||
Субъекты финансирования |
Количество НИР |
Объем финансирования, тыс. руб. |
Всего |
313 |
168 034, 8 |
В том числе: |
||
Российская Федерация |
102 |
100 544, 7 |
субъекты Российской Федерации |
35 |
8992, 5 |
хозяйствующие субъекты |
46 |
15 700, 9 |
грантодатели |
87 |
23 378, 6 |
зарубежные страны |
20 |
19 418, 1 |
*Рассчитано
авторами по отчету о научной деятельности Уральского государственного
университета за
Таблица 8
Сведения о целевых программах субъектов Федерации
(Свердловская область) в |
||
Целевая программа, научно-техническая программа, проект |
Количество НИР |
Объем финансирования НИР, тыс. руб. |
Всего |
23 |
4995, 0 |
В том числе: |
||
Российская Федерация |
102 |
100 544, 7 |
финансирование проектов Регионального конкурса РФФИ-Урал |
10 |
1520, 0 |
финансирование проектов Регионального конкурса РФФИ-Урал-ОФИ |
3 |
1140, 0 |
финансирование проектов Регионального конкурса РГНФ-Урал |
6 |
232, 0 |
Программа по развитию наноиндустрии в Свердловской области на 2008–2010 г. |
4 |
2103, 0 |
*Рассчитано
авторами по отчету о научной деятельности Уральского государственного
университета за
В прошедшем году Уральский государственный университет выполнил НИР по 87 грантам на сумму 23 378, 8 тыс. рублей.
Для различных хозяйствующих субъектов было выполнено за год 46 НИР на сумму 15 700, 9 тыс. рублей.
По контрактам с Евросоюзом и другими иностранными государствами (США, Германия, Франция, Бразилия, Швеция, Венгрия) выполнено 20 НИР.
Основные сведения по росту квалификации преподавателей и участию студентов в научной работе характеризуются следующими цифрами. За прошедший год в советах вуза было защищено 12 диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и 95 — на соискание ученой степени кандидата наук; издано 70 монографий, в том числе 3 — за рубежом, 277 учебников и учебных пособий; опубликовано 1716 статей, в том числе 231 — в зарубежных изданиях.
Получено 7 патентов России, 15 премий, дипломов, наград; организовано 36 выставок, 950 конференций.
Внедрение 19 НИР прикладного характера передано в отрасли экономики.
Большую научно-исследовательскую работу Уральский государственный университет проводит со студентами.
В
Общий
объем финансирования научных исследований в
В
Для
развития своей материально-технической базы в
Подводя общий итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Высшее образование Российской Федерации в настоящее время не в полной мере соответствует грандиозной задаче, поставленной перед страной, — модернизации всех сторон общественной жизни.
Являясь составной частью процесса модернизации, высшее образование призвано выполнить свою задачу — обеспечить все сферы жизни общества высококвалифицированными, конкурентоспособными, творческими кадрами, способными ускорить инновационное развитие страны.
Процесс модернизации самого высшего образования имеет две стороны — внешнюю и внутреннюю. Внешняя предполагает укрепление системы высшего образования в целом, совершенствование его содержания, структуры, усиление его роли в решении приоритетных задач страны. Первые шаги в этом плане уже определены, необходимо разработать механизм их реализации.
Внутренняя задача, более сложная, — модернизация деятельности первичного звена системы, каждого вуза; процессы модернизации в стенах каждого вуза определяют успех в решении общей проблемы модернизации высшего образования России.
Список литературы
1.
О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22
августа 1996 года № 125ФЗ (в послед. ред. от 27 декабря
2. О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Ураль-ском и Дальневосточном федеральных округах: Указ Президента РФ от 21 октября 2009 года № 1172 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 43. Ст. 5048.
3. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Россий-ской Федерации от 10 мая 2006 года // Российская газета. 2006. 11 мая.
4. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года // Там же. 2009. 13 нояб.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: одобрена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751 // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2000. № 11.
6. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы: Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 года № 803 (в послед. ред. от 24 марта 2008 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 2. Ст. 186; 2008. № 13. Ст. 1304.
7. О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 848 (в послед. ред. от 03 октября 2009 года) // Там же. 2007. № 1 (ч. 2). Ст. 299; 2009. № 41. Ст. 4784.
8. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы: Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 года № 1340р // Там же. 2005. № 37. Ст. 3752.
9. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 года № 393 // Модернизация российского образования : Вестн. образования. 2003. Март.
10. О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации: Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 года № 201 // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. 2006. № 11.
11. Бекетов Н. В. Основные направления государственной поддержки инновационного развития российской экономики // Инновации. 2008. № 1.
12. Каширина О. В., Козлова Н. В. Модернизация системы государственных научно-образовательных учреждений как средство обеспечения инновационного развития российского высшего профессионального образования // Законодательство. 2009. № 4.
13. Фурсенко А. О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг // Вестн. образования. 2009. № 11.
14. Ясин Е. Модернизация и общество // Вопр. экономики. 2005. № 7.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://proceedings.usu.ru
Дата добавления: 07.07.2012
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |