Реферат по предмету "Экономика"


Модернизация высшего образования — составная часть и фактор процесса инновационного развития

Н. Н. Колотова, И. М. Темкина


Главной стратегической задачей России в XXI в. является переход к модели инновационного развития. Основные условия ее решения — модернизация экономики и демократизация политической системы.


Переход на инновационное развитие в передовых странах мира начался со второй половины прошлого века. Лидеры этого процесса — государства Европы, Северной Америки, Япония — уже перешли к инновационной экономике. Другие страны переживают переходную фазу [14].


Современную Россию традиционно включают в число великих держав мира, главное преимущество которых — военная и промышленная мощь. Однако сейчас положение в мире кардинально изменилось. В современном мире Российская Федерация сохраняет конкурентное преимущество по природным ресурсам, передовые позиции по ряду наукоемких отраслей. Это в первую очередь ракетно-космические отрасли, военная авиация, ядерные технологии, технологические разработки новых материалов и некоторые другие [11]. Но в целом Россия с ее крайне неэффективной структурой экономики, серьезным отставанием по уровню благосостояния населения значительно уступает странам-лидерам инновационного развития. С каждым годом все нагляднее становится истина, что нельзя обеспечить долгосрочное развитие, конкурентоспособность страны на доходы от нефти и газа.


Для судьбы России отрицательное значение имеет одна из наиболее опасных тенденций последнего времени — сокращение численности населения. Надвигающийся дефицит рабочей силы грозит сокращением ВВП. Положение усугубляется продолжающимся экономическим кризисом. Замедлить или ликвидировать этот процесс может лишь рост производительности труда. А для этого необходима модернизация экономики, ее двигателем должны стать инновации.


Объективная необходимость модернизации всего общества в Российской Федерации обусловлена как внутренними потребностями страны, так и изменениями в мире; от ее успешной реализации зависят выход страны на новый технический уровень, выживание в современном мире, обеспечение лидирующих позиций [4].


В центре процесса инновационного развития находится человек, обладающий высоким творческим потенциалом, высококвалифицированный профессионал. От уровня его подготовки, развития творческих способностей, таланта в решающей степени зависят темпы и успех инновационного развития.


Следовательно, отрасли социальной сферы, обеспечивающие развитие человеческого капитала, приобретают в XXI в. приоритетное значение. Особая роль принадлежит образованию, которое можно рассматривать и как составную часть общего поля модернизации всех сфер и сторон общественной жизни, и одновременно как важнейший фактор ускорения, интенсификации процесса модернизации.


Сегодня и в перспективе российская система образования призвана решить две основные задачи: для всех граждан страны создать условия для их широкой образованности, культуры и квалификации, обеспечить формирование культурного слоя широких слоев населения и в то же время обеспечить выявление, отбор и подготовку наиболее талантливых людей, способных стать активными участниками и лидерами инновационного процесса.


Развитие творческих способностей обучаемых должно выступать одной из главных задач на всех уровнях образования: дошкольное образование, общее образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование и послевузовская профессиональная переподготовка. Процесс образования должен быть непрерывным, что особенно важно в условиях инновационной экономики, когда амортизация полученных знаний ускоряется. Все уровни образования должны быть взаимосвязаны, иметь общее направление и одновременно решать общие и специфические задачи. Если первые два уровня призваны создать в стране широкий слой образованных и культурных людей, то следующие три уровня — среднее, высшее образование и профессиональная переподготовка — должны обеспечивать кадровое сопровождение процесса создания инновационной экономики.


Объектом нашего исследования является высшее профессиональное образование в Российской Федерации: его содержание, динамика в наступившем столетии, пути его модернизации.


В процессе модернизации системы высшего профессионального образования в современной России необходима работа по следующим основным направлениям:


— разработка эффективной образовательной политики;


— создание надежной правовой основы;


— обеспечение научной базы;


— совершенствование системы финансирования;


— оптимизация организационной структуры;


— капитальное обновление технической базы;


— кардинальное совершенствование кадрового состава;


— информационное обеспечение процесса развития высшего образования.


Особое значение в процессе модернизации высшего образования имеют интеграция образования, науки и производства, а также подготовка квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики.


Небольшие рамки данной статьи не позволяют раскрыть все перечисленные направления, поэтому мы остановимся лишь на некоторых из них и проведем сравнительный анализ системы высшего образования на трех срезах (макро, мезо, микро): федеральном, региональном уровнях (Свердловская область) и на уровне отдельного университета — УрГУ.


В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала [12]. Российская система образования еще способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка проводимой образовательной политики со стороны общественности, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. отмечал: «России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований. Необходимо в первую очередь поддержать те высшие учебные заведения, которые реализуют инновационные программы...» [3].


В настоящее время сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с чем приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации в сфере образования являются прежде всего законодательное обеспечение модернизации российской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки контроля качества образования.


Правовую основу системы модернизации образования в Российской Федерации составляют:


— Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 [5];


— Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная Приказом Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [9];


— Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р [8];


— Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 (в послед. ред. от 24 марта 2008 г.) [6];


— Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренная Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. № 201 [10].


В соответствии с Концепцией модернизации российского образования главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.


Все перечисленные законодательные акты имеют ряд серьезных недостатков: в них слишком много общих слов и мало конкретных рекомендаций. Кроме того, почти во всех перечисленных документах в основном речь идет об общем школьном образовании, и надо признать, что для совершенствования школьного образования и федеральные, и региональные органы управления в последние годы сделали много, хотя проблем в этой области еще больше.


Что касается высшего образования, то о нем в перечисленных документах или не сказано ничего, или, в редких случаях, очень мало. При этом практически во всех документах содержатся ссылки на Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в послед. ред. от 27 декабря 2009 г.) [1]. К этому следует добавить, что и финансирование высшего образования только в 2009 г. сократилось на 20 млрд рублей.


Модернизация образования — это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.


Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.


Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, соответствующей требованиям инновационной системы.


Для достижения указанной цели в Российской Федерации решаются в первоочередном порядке следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:


— обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;


— достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;


— формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;


— повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;


— развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.


Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.


Процесс модернизации образования так или иначе коснется практически каждой российской семьи. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.


Модернизация образования как приоритетная задача национальной экономики потребует от государства последовательного наращивания финансирования образовательной отрасли.


Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования являются следующие:


— разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;


— создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования;


— выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;


— достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;


— развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;


— обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней; стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;


— нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;


— последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;


— обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;


— создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;


— расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов;


— создание на базе образовательных учреждений культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;


— поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;


— предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений на условиях софинансирования из соответствующих бюджетов.


Система образования сориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг создает основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.


Финансирование модернизации образования производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов и иных источников.


В целях поддержки усилий субъектов Российской Федерации по модернизации российского образования Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 848 «О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования» (в послед. ред. от 3 октября 2009 г.) утверждены Правила предоставления в 2008–2009 гг. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на внедрение комплексных проектов модернизации образования и Методика определения размера субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации — победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования [7].


Для того чтобы дать конкретные рекомендации по модернизации высшего образования в РФ, обратимся к статистике, рассмотрим основные показатели динамики высших учебных заведений в России, в частности, одного из старейших вузов России — Уральского государственного университета.


В начале века, точнее в 2002 г., уровень образования населения страны определяли следующие данные: число лиц, не имеющих начального общего образования, в расчете на 1000 человек населения сократилось по сравнению с 1989 г. в 6, 5 раза и составило 10 человек; в то же время наблюдалось значительное увеличение лиц, имеющих высшее образование: их число выросло со 113 до 160 человек.


Развитие высшего образования в современной России характеризует табл. 1.


Из таблицы видно, что с 2000–2001 по 2008–2009 гг. количество вузов в стране выросло почти в 2 раза — с 626 до 1134, а число негосударственных вузов увеличилось в 5, 5 раза. Удвоилась и общая численность студентов, а вот число профессорско-преподавательского состава в государственных вузах увеличилось незначительно — с 239, 8 тыс. до 341, 1 тыс. человек.


В XXI в. вырос авторитет высшего образования, о чем свидетельствует рост конкурса на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных вузах (см. рисунок).



Конкурс на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных высших учебных заведениях (диаграмма составлена авторами. Источник: Россия в цифрах-2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d01/0813.htm)


Проявляет интерес молодежь страны и к научной работе. Так, в 2008 г., по сравнению с 1992 г., количество аспирантов выросло почти в 3 раза. Наибольший интерес проявляется к техническим и экономическим специальностям. К сожалению, с защитой диссертации аспирантуру оканчивает лишь каждый шестнадцатый (табл. 2).


От общего числа аспирантов в 2008 г. (147 674 человека, т. е. основная часть) приходится на вузы — 130 253 человека, а остальные — на научно-исследовательские институты (НИИ). В то же время в числе организаций, выполняющих исследования и разработки, вузы составляют незначительную часть — 1/8 (500 от общего числа организаций 3957). Показательно и то, что общее число таких организаций с 1992 по 2007 г. сократилось на 598 (табл. 3).


Таблица 1


Высшие учебные заведения (на начало учебного года)*


Показатели развития высшего образования в России


1993/94


1995/96


2000/01


2003/04


2004/05


2005/06


2006/07


2007/08


2008/09


Число высших учебных


заведений, всего


626


762


965


1044


1071


1068


1090


1108


1134


В том числе:


государственные и


муниципальные


548


569


607


652


662


655


660


658


660


негосударственные


78


193


358


392


409


413


430


450


474


Численность студентов,


всего, тыс. человек


2613


2791


4741


6456


6884


7064


7310


7461


7513


В том числе


в учебных заведениях:


государственных и


муниципальных


2543


2655


4271


5596


5860


5985


6133


6208


6215


Из них обучалось


на отделениях:


очные


1625


1700


2442


3010


3144


3195


3251


3241


3153


очно-заочные (вечерние)


170


161


259


302


300


300


291


280


269


заочные


748


795


1519


2165


2279


2348


2443


2532


2637


экстернат



0, 1


51


120


137


142


147


155


156


негосударственных


70


136


471


860


1024


1079


1177


1253


1298


Из них обучалось


на отделениях:


очные


37


53


183


267


290


313


331


331


304


очно-заочные (вечерние)


5


14


44


50


61


71


81


72


74


заочные


22


61


243


539


663


684


753


835


904


экстернат


6


7


1


4


10


11


12


14


16


На 10 000 человек населения


приходилось студентов


высших учебных заведений,


человек


176


188


324


448


480


495


514


525


529


В том числе:


государственных


и муниципальных


171


179


292


388


408


419


431


437


438


Из общей численности


студентов женщин,


тыс. человек


1347


1517


2686


3745


4001


4114


4256


4345


4344


Численность профессорско-


преподавательского состава


в высших учебных


заведениях, тыс. человек:


государственных и


муниципальных 1


239, 8


240, 2


265, 2


304, 0


313, 6


322, 1


334, 0


340, 4


341, 1


негосударственных 2


3, 8


13, 0


42, 2


50, 1


50, 7


65, 2


75, 0


78, 8


63, 4


*Таблица составлена авторами. Источник: Россия в цифрах-2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d01/0810.htm


Таблица 2


Основные показатели деятельности аспирантуры*


Год


Число организаций, ведущих подготовку аспирантов


Численность аспирантов (на конец года), чел.


Прием в аспирантуру чел.


Выпуск из аспирантуры, чел.


Всего


В том числе с защитой диссертации


1992


1296


51 915


13 865


14 857


3135


1995


1334


62 317


24 025


11 369


2609


2000


1362


117 714


43 100


24 828


7503


2001


1393


128 420


45 241


25 696


6172


2002


1416


136 242


46 935


28 101


7411


2003


1441


140 741


47 803


30 799


8378


2004


1452


142 662


47 687


32 595


10 256


2005


1473


142 899


46 896


33 561


10 650


2006


1493


146 111


50 462


35 530


11 893


2007


1490


147 719


51 633


35 747


10 970


2008


1529


147 674


49 638


33 670


8831


*Таблица составлена авторами. Источник: Россия в цифрах-2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d01/2203.htm


Таблица 3


Численность организаций, выполнявших исследования и разработки*


Организации


1992


1995


2000


2003


2004


2005


2006


2007


Численность, всего


45 555


4059


4099


3797


3656


3566


3622


3957


В том числе:


научно-исследовательские


2077


2284


2686


2564


2464


2115


2049


2036


конструкторские бюро


865


548


318


228


194


489


482


497


проектные и проектно-


изыскательские


495


207


85


68


63


61


58


49


опытные заводы


29


23


33


28


31


30


49


60


высшие учебные заведения


446


395


390


393


402


406


417


500


научно-исследовательские,


проектно-конструкторские


подразделения


в организациях


340


325


284


248


244


231


255


265


прочие


303


277


303


268


258


234


312


550


*Таблица составлена авторами. Источник: Россия в цифрах-2009 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d01/2201.htm


Приведенные данные свидетельствуют о том, что результативность работ профессорско-преподавательского состава и аспирантов остается низкой, и этот значительный научный потенциал работает с незначительной отдачей.


Если рассмотреть производственный сектор, инновационную активность его организаций по видам экономической деятельности, то обнаруживается интересная картина: число организаций, осуществляющих технологические инновации в 2007 г. в добывающих отраслях, составило 28 тыс., а в отраслях обрабатывающей промышленности — более 170 тыс. (в 6 раз больше). Возникает законный вопрос: куда идут наши «нефтедоллары»?


Общий вывод состоит в том, что в современной России значительный вузовский потенциал слабо используется в процессе инновационного развития. Недостаточную активность в этом направлении проявляют и наиболее прибыльные отрасли добывающей промышленности.


В качестве главного условия процесса модернизации высшего образования выдвинута интеграция образования, науки и производства. Одно из направлений реализации этого условия — создание федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах. По этому вопросу опубликован уже Указ Президента Российской Федерации Д. Медведева от 21 октября 2009 г. [2]. Основная идея этого документа заслуживает всяческого одобрения, но вызывают сомнения и опасения предложенные сроки ее реализации — 6 месяцев. Кроме того, в Указе нет никакой конкретики, не указаны источники финансирования.


Создается впечатление, что акцент делается на кратковременный эффект от экономии за счет сокращения вузовской администрации. А вот Министерство образования и науки Российской Федерации интересуют другие проблемы. Министр А. Фурсенко заявляет, что ключевыми являются три принципиальных момента: качество образования, его доступность и развитие системы контроля. Все эти рекомендации не вызывают никаких возражений, они действительны на все времена, но их явно недостаточно для модернизации системы образования. О высшем образовании министр мимоходом заявляет следующее: «В высшем образовании поддержаны инновационные программы научно-образовательных центров по всей стране. Это наиболее сильные вузы, тесно интегрированные с ведущими научными организациями. На следующем этапе мы предлагаем увеличить количество федеральных университетов, создать сеть национальных исследовательских университетов... Все необходимые нормативные документы внесены в Правительство» [13].


Из сказанного следует, что образование и наука уже интегрированы, а необходимые нормативные документы лишь внесены в Правительство. Уже не первый раз министр называет мифическую цифру зарплаты преподавателей вузов — 30 тыс. рублей.


Не совсем понятно, как министерство собирается решать грандиозную задачу по модернизации высшего образования в условиях сокращения финансирования. Министр заботится только о ведущих, наиболее сильных вузах Москвы, однако университеты есть и в других городах России.


Мы остановимся на Уральском государственном университете (табл. 4), одном из ведущих вузов Урала, отмечающем в этом году 90 лет со дня основания. Работа по модернизации вуза ведется уже несколько лет, она идет по разным направлениям деятельности. Рассмотрим научную работу Уральского государственного университета, его участие в процессе перевода экономики на инновационный путь развития.


Таблица 4


Общие данные об Уральском государственном университете*


Наименование показателя


2001


2002


2003


2004


2005


2006


2007


2008


2009


Количество факультетов


13


13


13


13


13


14


14


14


14


Общая численность


студентов по факультетам


8437


14 554


16 050


14 930


12 911


14 771


16 141


15 758


14 740


В том числе:


очная форма обучения


2995


7319


8106


7909


8222


7757


8048


8726


8660


очно-заочная (вечерняя)


форма обучения


183


179


247


516


590


512


589


541


509


заочная форма обучения,


экстернат


5259


7056


7697


6505


4099


6502


7504


6491


5571


Общая численность


профессорско-преподавательского состава


745


745


904


850


887


894


778


826


788


В том числе:


доктора


77


81


104


123


126


121


118


129


114


кандидаты


288


298


336


353


367


376


389


378


348


*Рассчитано авторами по отчетам о научной деятельности Уральского государственного университета за 2001–2009 гг.


Более подробно численность работников Уральского государственного университета характеризует табл. 5.


Кроме основных учебных подразделений (факультетов) в состав Уральского государственного университета входят другие структурные подразделения (табл. 6).


Таблица 5


Численность работников Уральского государственного университета*


Группы работников


2001


2002


2003


2004


2005


2006


2007


2008


2009


Общая численность


1106


1103


1215


1131


1196


1192


1027


1049


1210


В том числе:


учебные подразделения


руководящий состав вуза


и структурных


подразделений


122


122


81


65


102


84


38


21


162


профессорско-преподавательский состав


745


745


904


850


887


894


778


826


788


научные подразделения


руководители научных


подразделений


35


35


19


29


33


32


33


19


30


научные сотрудники


110


107


136


105


90


101


101


106


108


специалисты


68


68


40


25


25


62


62


59


81


работники сферы


научного обслуживания


26


26


35


57


59


19


15


18


41


 


*Рассчитано авторами по отчетам о научной деятельности Уральского государственного университета за 2001–2009 гг.


Таблица 6


Иные структурные подразделения Уральского государственного университета*


Подразделения


2001


2002


2003


2004


2005


2006


2007


2008


2009


Филиал



2


2


3


3


3


2


2


3


Институт







1


1


2


2


Кафедра


73


84


89


89


89


99


99


100


102


Отдел аспирантуры


и докторантуры


1


1


1


1


1


1


1


1


1


Учебно-научные подразделения











Базовая (проблемная, отраслевая)


лаборатория


17


17


17


17


17


12


12


12


26


Научно-исследовательская часть


1


1


1


1


1


1


1


1


1


Научно-исследовательский


институт


2


2


2


2


2



3


3


3


Научно-методический центр







1


1


1


1


Подразделение научно-технической


информации










1


Патентно-лицензионное отделение










1


Бизнес-инкубатор










1


Центр коллективного пользования


оборудованием и экспериментальными установками










1


Маркетинговое подразделение










1


Вспомогательное подразделение


(мастерская, ремонтно-эксплуатационная служба, отдел материально-технического обеспечения)










4


Другие структурные подразделения


3






12


12


13


13


*Рассчитано авторами по отчетам о научной деятельности Уральского государственного университета за 2001—2009 гг.


Стоимость материально-технической базы Уральского государственного университета в 2009 г. составила 1 536, 8 млн рублей, за год ее пополнение превысило 90, 3 млн рублей. В целом рост и обновление материально-технической базы происходят недостаточно быстро.


В целях оптимизации главной функции Уральского государственного университета по подготовке высококвалифицированных, творческих специалистов, которые будут конкурентоспособны, востребованы обществом сегодня и в перспективе, смогут активно участвовать в инновационном развитии страны, необходимо сосредоточить работу на двух основных направлениях:


— повышении квалификации профессорско-преподавательского состава, его активном участии в развитии фундаментальной и прикладной науки, привлечении студентов к участию в научных исследованиях и дискуссиях;


— привлечении всех подразделений университета к исследованиям прикладного характера, НИИ — к научным исследованиям и разработкам. Заказчиками и финансистами НИИ должны выступать три уровня: Федерация, Свердловская область и хозяйствующие субъекты, исполнителями — подразделения Уральского государственного университета, профессорско-преподавательский состав, аспиранты, студенты. Второе направление сейчас приобретает приоритетное значение.


Рассмотрим, каковы достижения в указанных направлениях Уральского государственного университета в 2009 г.


В 2009 г. Уральский государственный университет выполнил 102 научно-исследовательские работы (НИР), для проведения которых из федерального бюджета было выделено более 74 млн рублей. Кроме того, было выполнено еще 210 НИР, они финансировались из других источников. Общее количество выполненных НИР составило 313 (табл. 7).


Уральский государственный университет принял участие в выполнении федеральных целевых программ по линии Федерального агентства по науке и инновациям, была осуществлена 51 научно-исследовательская и опытно-конструкторская разработка с общим объемом финансирования более 47, 4 млн рублей.


Классификация НИР, выполненных по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009–2010), свидетельствует о том, что наибольшее количество НИР выполнено по естественным и точным наукам (20 из 29), на втором месте — общественные науки (7).


Количество НИР, финансируемых из бюджета Свердловской области, составило 35, а объем финансирования — 8992, 5 тыс. рублей (табл. 8).


Таблица 7


Общие сведения о НИР, выполненных в Уральском государственном университете в 2009 г.*


Субъекты финансирования


Количество НИР


Объем финансирования, тыс. руб.


Всего


313


168 034, 8


В том числе:


Российская Федерация


102


100 544, 7


субъекты Российской Федерации


35


8992, 5


хозяйствующие субъекты


46


15 700, 9


грантодатели


87


23 378, 6


зарубежные страны


20


19 418, 1


*Рассчитано авторами по отчету о научной деятельности Уральского государственного университета за 2009 г.


Таблица 8


Сведения о целевых программах субъектов Федерации (Свердловская область) в 2009 г.*


Целевая программа, научно-техническая программа, проект


Количество НИР


Объем финансирования НИР, тыс. руб.


Всего


23


4995, 0


В том числе:


Российская Федерация


102


100 544, 7


финансирование проектов Регионального


конкурса РФФИ-Урал


10


1520, 0


финансирование проектов Регионального


конкурса РФФИ-Урал-ОФИ


3


1140, 0


финансирование проектов Регионального


конкурса РГНФ-Урал


6


232, 0


Программа по развитию наноиндустрии


в Свердловской области на 2008–2010 г.


4


2103, 0


*Рассчитано авторами по отчету о научной деятельности Уральского государственного университета за 2009 г.


В прошедшем году Уральский государственный университет выполнил НИР по 87 грантам на сумму 23 378, 8 тыс. рублей.


Для различных хозяйствующих субъектов было выполнено за год 46 НИР на сумму 15 700, 9 тыс. рублей.


По контрактам с Евросоюзом и другими иностранными государствами (США, Германия, Франция, Бразилия, Швеция, Венгрия) выполнено 20 НИР.


Основные сведения по росту квалификации преподавателей и участию студентов в научной работе характеризуются следующими цифрами. За прошедший год в советах вуза было защищено 12 диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и 95 — на соискание ученой степени кандидата наук; издано 70 монографий, в том числе 3 — за рубежом, 277 учебников и учебных пособий; опубликовано 1716 статей, в том числе 231 — в зарубежных изданиях.


Получено 7 патентов России, 15 премий, дипломов, наград; организовано 36 выставок, 950 конференций.


Внедрение 19 НИР прикладного характера передано в отрасли экономики.


Большую научно-исследовательскую работу Уральский государственный университет проводит со студентами.


В 2009 г. организованы 233 студенческие научные и научно-технические конференции, 24 конкурса, 10 выставок. Всего в НИР участвуют 2112 студентов при общей численности более 14, 7 тыс. студентов. 41 человек получил грамоты, медали, дипломы на конкурсах НИР, студенты выиграли 35 грантов.


Общий объем финансирования научных исследований в 2009 г. был на 68 % выше, чем в 2008-м, однако в наступившем 2010 г. объем финансирования сокращается на 4, 7 %.


В 2010 г. будет продолжена работа по двум комплексным проектам: «Уральский научно-образовательный центр “Перспективные материалы”» и «Уральский межрегиональный институт общественных наук».


Для развития своей материально-технической базы в 2010 г. Уральский государственный университет планирует использовать средства собственной инновационной образовательной программы и средства от договоров с хозяйствующими субъектами, а также получить финансирование за счет программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 гг.».


Подводя общий итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.


Высшее образование Российской Федерации в настоящее время не в полной мере соответствует грандиозной задаче, поставленной перед страной, — модернизации всех сторон общественной жизни.


Являясь составной частью процесса модернизации, высшее образование призвано выполнить свою задачу — обеспечить все сферы жизни общества высококвалифицированными, конкурентоспособными, творческими кадрами, способными ускорить инновационное развитие страны.


Процесс модернизации самого высшего образования имеет две стороны — внешнюю и внутреннюю. Внешняя предполагает укрепление системы высшего образования в целом, совершенствование его содержания, структуры, усиление его роли в решении приоритетных задач страны. Первые шаги в этом плане уже определены, необходимо разработать механизм их реализации.


Внутренняя задача, более сложная, — модернизация деятельности первичного звена системы, каждого вуза; процессы модернизации в стенах каждого вуза определяют успех в решении общей проблемы модернизации высшего образования России.


Список литературы


1. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125ФЗ (в послед. ред. от 27 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4135; 2009. № 52 (ч. 1). Ст. 6450.


2. О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Ураль-ском и Дальневосточном федеральных округах: Указ Президента РФ от 21 октября 2009 года № 1172 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 43. Ст. 5048.


3. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Россий-ской Федерации от 10 мая 2006 года // Российская газета. 2006. 11 мая.


4. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года // Там же. 2009. 13 нояб.


5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: одобрена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751 // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2000. № 11.


6. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы: Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 года № 803 (в послед. ред. от 24 марта 2008 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 2. Ст. 186; 2008. № 13. Ст. 1304.


7. О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 848 (в послед. ред. от 03 октября 2009 года) // Там же. 2007. № 1 (ч. 2). Ст. 299; 2009. № 41. Ст. 4784.


8. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы: Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 года № 1340р // Там же. 2005. № 37. Ст. 3752.


9. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 года № 393 // Модернизация российского образования : Вестн. образования. 2003. Март.


10. О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации: Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 года № 201 // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. 2006. № 11.


11. Бекетов Н. В. Основные направления государственной поддержки инновационного развития российской экономики // Инновации. 2008. № 1.


12. Каширина О. В., Козлова Н. В. Модернизация системы государственных научно-образовательных учреждений как средство обеспечения инновационного развития российского высшего профессионального образования // Законодательство. 2009. № 4.


13. Фурсенко А. О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг // Вестн. образования. 2009. № 11.


14. Ясин Е. Модернизация и общество // Вопр. экономики. 2005. № 7.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://proceedings.usu.ru


Дата добавления: 07.07.2012



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Как Старцев стал Ионычем по рассказу Антона Чехова Ионыч
Реферат Учетно-аналитическая система кредиторской задолженности
Реферат Plastic It
Реферат Политическое развитие СССР в 60-80 гг.
Реферат The Death Penalty Essay Research Paper Jay
Реферат Испытания РЭСИ на ударную прочность и устойчивость воздействие линейных нагрузок акустического
Реферат Karl Popper And Thomas Kuhn 2 Views
Реферат Комунікативна компетентність як засіб підвищення стресостійкості соціальних педагогів
Реферат Расчет эксплуатационных затрат и прибыли при эксплуатации грузовых судов смешаного река-море пла
Реферат Московские музеи
Реферат Андрей Кураев "Мастер и Маргарита"
Реферат Українська Православна Церква
Реферат Современные подходы к ценообразованию
Реферат Правовое регулирование и способы расчетов в предпринимательской деятельности
Реферат Аналитическое определение некоторых механических параметров конструкции электропривода протеза