1. |
ДТ 99998 |
Отражение суммы условного обязательства некредитного характера в соответствии с профессиональным мотивированным суждением. Аналитический учет счета 91318 ведется по каждому условному обязательству некредитного характера. |
|
КТ 91318 |
|
2. |
ДТ 91318 |
Списание с учета условного обязательства некредитного характера при отсутствии необходимости его исполнения по объективным причинам на основании профессионального мотивированного суждения. |
|
КТ 99998 |
|
3. |
ДТ 70606 (символ 27309) |
Отражение обязательства как «Резерва - оценочного обязательства» в соответствии с профессиональным мотивированным суждением. Аналитический учет счета 61501 должен обеспечить получение информации по каждому резерву - оценочному обязательству. |
|
КТ 61501 |
|
|
ДТ 91318 |
|
|
КТ 99998 |
|
4. |
ДТ 61501 |
Корректировка «Резервов - оценочных обязательств» на отчетную дату при наличии оснований, обоснованных профессиональным мотивированным суждением. |
|
КТ 70601 (символ 17307) |
|
|
или |
|
|
ДТ 70606 (символ 27309) |
|
|
КТ 61501 |
|
5. |
ДТ 61501 |
Отражение на балансе банка кредиторской задолженности или обязательства в установленной сумме на основании документа, подтверждающего появление реальной кредиторской задолженности (решение суда, соглашение и т.д.) |
|
КТ 603, 474 и т. д. |
|
6. |
ДТ 70606 (символ соответствующий экономическому содержанию обязательства)* |
Доначисление или списание суммы обязательства, если фактически установленная задолженность оказалась больше/ меньше, чем было отражено банком на счете 61501 |
|
КТ 603, 474 и т.д. |
|
|
или |
|
|
ДТ 61501 |
|
|
КТ 70601 (символ 17307) |
|
|
|
*Вариант предлагаемый в частных консультациях ЦБ, возможно другое решение, когда недостающая сумма доначисляется по символу 27309 и "прогоняется" через счет 61501.
Вопросы
До конца не урегулированы нижеследующие вопросы:
1. Необходимо ли отражать в учете резервы-оценочные обязательства, если их сумма не существенна?
По нашему мнению, поскольку нормативные акты не содержат прямого ответа, а также отсутствуют какие-либо разъяснения, то банк имеет право определить это в своих внутренних документах.
2. Может ли возможное обязательство быть отражено сразу как резервы - оценочные обязательства, если ранее оно не было отражено как условное обязательство некредитного характера?
По нашему мнению, это возможно, поскольку нормативными актами никакого запрета на это не установлено и, если возникла ситуация, когда возможное обязательство сразу соответствует установленным банком критериям резерва-оценочного обязательства, его следует отразить сразу на счете 61501.
Учитывая изложенное в данной статье мнение, Схема принятия решения, относительно отнесения возможного обязательства к условному или к резерву - оценочному обязательству, может иметь следующий вид:
документов (п.1.8.1.Раздела 1 Части3 Положения 385-П);
по ежедневному (текущему) последующему контролю всех операций, совершенных банком/филиалом за операционный день (п.3.1. Раздела 3 Части 3 Положения 385-П);
по сверке и формированию Документов дня банка/филиала (п.4.5.Раздела 4 Части 3 Положения 385-П);
по открытию/закрытию счетов клиентам банка, проверке принимаемых от клиентов документов на открытие/закрытие счетов, оформлению карточек с образцами подписей и оттисков печати и по заверке предоставленных клиентом документов на открытие счета (п.1.4., 1.11 Инструкции 28-И**). Помимо включение таких обязанностей в должностную инструкцию, необходимо также издание распорядительного документа (приказа/распоряжения) с возложением указанных обязанностей и ответственности на соответствующих сотрудников;
по хранению банковских карт (п.1.11 Положения 266-П****). (С сотрудниками, на которых возложены обязанности по хранению пласткарт, должны быть заключены Договора материальной ответственности).Обязанность и ответственность по хранению банковских карт устанавливается должностной инструкцией, а также распорядительным документом по банку/филиалу.
Рекомендуется разработать и утвердить типовую форму должностной инструкции для сотрудников бухгалтерского подразделения (или для сотрудников банка в целом).
3. Приказ/распоряжение о продолжительности операционного дня
В соответствии с п.1.3 Раздела 1 Части 3 Положения 385-П кредитная организация устанавливает продолжительность операционного дня и операционного времени.
Операционный день - период, в течение которого все совершенные за соответствующую календарную дату операции отражаются в бухгалтерском учете банка по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
Учитывая положения п.2.2.Раздела 2 Части 3 Положения 385-п, окончание операционного дня не может быть установлено позже времени, определенного для составления баланса за соответствующий день. А именно:
для кредитных организаций без филиалов и головных кредитных организаций - до 12 часов следующего рабочего дня;
для кредитных организаций, имеющих филиалы - до 12 часов рабочего дня, следующего за днем составления баланса головной кредитной организацией.
Операционного время - период (время начала и окончания) в течение соответствующего операционного дня, в который должны быть приняты к исполнению и проведены все банковские операции и сделки, относящиеся к данному календарному дню.
Документы - по собственным операциям банка или принятые от клиентов - поступившие по окончании установленного операционного времени, проводятся бухгалтерским подразделением следующим операционным днем. Причем, распорядительным документом на установление операционного дня и операционного времени необходимо также определить порядок приема документов, поступающих в послеоперационное время. Аналогичные положения необходимо включить в договора на расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка.
Учетной политикой необходимо предусмотреть порядок отражения в бухгалтерском учете операций, проводимых в выходные и праздничные дни. Установленный порядок отражения таких операций может предусматривать либо составление отдельного баланса и формирование документов за соответствующий выходной день либо отражение операций выходного дня в следующем за ним рабочем операционном дне.
4. Приказ/распоряжение о назначении контролирующих работников
Приложением 5 к Положению 385-П установлен перечень счетов, операции по которым должны проводиться только с дополнительной подписью контролирующего работника.
В связи с чем, необходимо подготовить распорядительный документ, устанавливающий должностных лиц, контролирующих операции, подлежащие дополнительному контролю и, соответственно, имеющих право контрольной подписи по данным операциям (п.1.9.8. Раздела 1 части 3 Положения 385-П).
Главный бухгалтер имеет неограниченное право контрольной подписи по всем операциям, подлежащим дополнительному контролю.
5. Приказ/распоряжение на предоставление ответственным исполнителям прав подписей расчетных и кассовых документов
Сотрудникам бухгалтерского подразделения предоставляется право подписи расчетных и/или кассовых документов, по операциям, проводимым ими в связи с выполнением своих обязанностей в соответствии с должностными инструкциями .
Предоставление права подписи ответственным исполнителям оформляется приказом/распоряжением по банку/филиалу (п.1.9.9. Раздела 1 части 3 Положения 385-П).
6. Образцы подписей
Главным бухгалтером должны быть оформлены образцы подписей всех сотрудников, имеющих право подписания расчетных и кассовых документов (п.1.9.9. Раздела 1 части 3 Положения 385-П).
Пример оформления образцов подписей
Должность сотрудника |
Ф.И.О. |
Перечень операций/первичных документов, по которым предоставлено право подписи (как ответственному исполнителю или контролирующему работнику) |
Образец подписи |
|
|
|
|
Образцы подписей под расписку передаются каждому кассиру, бухгалтерскому работнику и контролирующему работнику. Один экземпляр с расписками сотрудников хранится у главного бухгалтера. Главный бухгалтер обязан следить за своевременным обновлением образцов подписей.
Образцы подписей заверяются, как правило, руководителем банка, филиала или соответствующего подразделения.
7. Учет печатей и штампов
Учет печатей и угловых штампов банка/филиала должен вестись в специальной книге.
Приказом/распоряжением руководителя должен быть определен порядок ведения и хранения книги учета печатей и штампов. Она должна храниться в несгораемом шкафу под ответственностью руководителя либо главного бухгалтера (п.3.2., раздела 3 Части 3 Положения 385-П).
Следует учитывать, что регистрации в книге учета печатей и штампов подлежат все печати банка/филиала и штампы, попадающие под определение, данное п.3.2., раздела 3 Части 3 Положения 385-П.
«Под штампом понимается прямоугольная или иной формы печать, в которой в зависимости от назначения указываются полное или сокращенное фирменное наименование кредитной организации, ее адрес, телефоны или название структурного подразделения кредитной организации, номер БИК, а при необходимости - текстовое изображение совершаемой операции (принято, проведено и др.). В штамп можно включить фамилию и инициалы работника кредитной организации, подписывающего документы, и календарную дату.»
Печати и штампы, зарегистрированные в книге учета, выдаются лицам, ответственным за их хранение под расписку в книге.
Пример оформления Книги учета печатей и штампов
№ пп |
Оттиск печати/штампа |
Должностное лицо, ответственное за хранение |
Подпись в получении печати/штампа |
Сдал печать штамп |
8. Последующий контроль
Помимо ежедневного последующего контроля, осуществляемого специально назначенным сотрудником, в банке/филиале должны быть организованы постоянные и регулярные последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы. Организацию таких проверок осуществляет главный бухгалтер, в силу его ответственности за правильность ведения учета в целом.
Работа по организации последующих проверок состоит из следующих этапов:
Подготовка Планов последующих проверок.
Внутренними документами кредитной организации определяется период, на который составляются Планы последующих проверок. При этом, необходимо помнить, что в соответствии с требования Банка России, работа каждого бухгалтерского работника должна быть проверена не реже 1 раза в год (п.3.3.Раздела 3 Части 3 Положение 385-П).
Планом предусматривается так же состав должностных лиц (по усмотрению главного бухгалтера), привлекаемых к последующим проверкам.
Оформление результатов проведенных проверок справками.
Рассмотрение недостатков, отмеченных в справке о результатах последующей проверки и контроль их устранения.
Пример Плана последующих проверок и Справки по результатам проверки.
9. Приказ/распоряжение о хранении документов
Руководитель банка/филиала по согласованию с главным бухгалтером распорядительным документом должен определить места хранения бухгалтерских документов (п.4.1 Раздела 4 Части 3 Положения 385-П), а также документов, полученных при открытии, ведении и закрытии банковских счетов (юридических дел клиентов) (п.11.1 Инструкции 28-И**).
Данным распоряжением/приказом устанавливаются также лица, ответственные за хранение данных документов.
Этим же или отдельным распорядительным документов должен быть определен также порядок эвакуации документов в случае чрезвычайной ситуации.
!Следует отметить, что Центральный банк допускает хранение бухгалтерских документов в электронном виде. Перечень таких документов определен Приложением 1 Указания Банка России № 2346-У от 25.11.2009 г. Порядок хранения документов в электронном виде устанавливается внутренними документами банка с учетом положений данного Указания.
10. Распорядительные документы по внутренним операциям банка/филиала
Залогом организации качественного учета в банке в части организации работы внутренней бухгалтерии, помимо рационального распределения обязанностей, является наличие в банке разработанных методик и порядков:
по учету расчетов с сотрудниками ( в том числе, по зарплате, по подотчетным суммам, по командировкам, по представительским расходам, по предоставлению мобильной связи, по возмещению ущерба материально-ответственными лицами и т.д.);
по учету основных средств;
по учету материалов;
В целях организации налогового учета банком разрабатывается Учетная политика, для целей налогообложения, определяющая порядок расчета налогов и подготовки налоговой отчетности, в соответствии с налоговым законодательством РФ.
Кроме того, банком/филиалом обязательно издаются нижеследующие распорядительные документы (приказы/распоряжения):
1) О перечне должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет. Данным распорядительным документом определяются также максимальная сумма, которую может взять под отчет то или иное должностное лицо, максимальный срок, на который данные суммы берутся и цели получения денежных средств под отчет.Как правило, такие приказы/распоряжения издаются на текущий год.
Следует учесть, что если лицу, указанному в данном приказе или распоряжении, необходимы денежные средства на сумму или срок больше, чем установлено, или на иные цели, то издается отдельный приказ по конкретному случаю выплаты.
2) О сроках выплаты заработной платы сотрудникам.
3) О нормах ГСМ на служебные автомобили. Такой приказ/распоряжение издается два раза в год: при переходе на летние нормы ГСМ и при переходе на зимние нормы ГСМ.
4) О сроках отчетности. В целях своевременной подготовки отчетности в Центральный банк, налоговые органы и иные контролирующие ведомства, необходим распорядительный документ, устанавливающий для филиалов и иных подразделений банка состав отчетности и срок ее предоставления в соответствующие службы Головного банка.
Данной статьей определен обязательный минимум, без которого невозможна организация качественного учета в банке. Банком могут быть разработаны дополнительные методологии и порядки, в зависимости от проводимых операций и их объема.
Список литературы
*Положение Банка России № 242-П от 16.12.2003 «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (скачать)
** Инструкция Банка России№ 28-И от 14.09.2006 «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) (скачать)
***Положение Банка России № 383-П от 19.06.2012 «О правилах перевода денежных средств» (скачать)
****Положение Банка России №266-П от 24.12.2004 «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (скачать)
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.operbank.ru/
Дата добавления: 13.03.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |