Реферат по предмету "Москвоведение, краеведение"


Город и музей

Татьяна Владимировна Визбул, Александра Михайловна Алферова


К 40-летию Государственного Зеленоградского историко-краеведческого музея


Музеи - это не только культурно-просветительские учреждения в общепринятом понимании, но и научные центры изучения родного края. История Зеленограда заключена в фондах Государственного Зеленоградского историко-краеведческого музея (ГЗИКМ), которые сегодня имеют традиционную структуру, включающую коллекции: археологическую (каменный век и Средневековье), бытовую (XVIII - начало ХХI века), научно-техническую (посвященную развитию производства в городе, создававшемся как крупнейший центр микроэлектроники), военно-историческую, художественную, письменных источников. К рассказу о музее и о его месте в городском сообществе мы сейчас и обратимся. Но сначала - краткий экскурс в прошлое Зеленограда.


***


Современные «наукограды» представляют собой явление во многом уникальное - хотя бы потому, что несколько поколений сформировались в таких городах и, в свою очередь, сформировали их историко-культурную среду. Кстати, несмотря на то, что города «научного» типа, создававшиеся в середине ХХ века, еще довольно молоды, их нельзя считать «городами без прошлого» - и об этом тоже должны напоминать музеи...


Итак, Зеленоград: 10-й административный округ столицы, расположенный в 40 километрах от центра между Ленинградским шоссе и Октябрьской железной дорогой. Он возник в 1958 году в качестве города-спутника Москвы, а в 1962-м получил статус всесоюзного центра микроэлектроники. Зеленоград задумывался и созидался талантливыми архитекторами и строителями как «город будущего», «город-сад». Название он обрел в 1963 году одновременно с утверждением своего первого генерального плана.


Коллектив мастерской по проектированию Зеленограда, возглавляемой архитектором И. А. Покровским, стремился найти для нового города нетривиальные композиционные решения, избежать однообразия и монотонности массовой застройки. Следует отметить, что многие новые серии жилых домов возводились сначала в Зеленограде, далее, зачастую «исправленные и дополненные» практикой строительства и эксплуатации, - в других районах Москвы, а затем по всей стране. Зеленоград, таким образом, служил своего рода «всесоюзной экспериментальной стройплощадкой».


Украшением города являлась его «зеленая архитектура»: помимо максимального сохранения природной среды, здесь было создано множество парков, аллей, газонов и цветников. Зеленоград очень нравился как его жителям, так и приезжим.


С конца прошлого века в облике Зеленограда произошло немало изменений. В их числе - существенное расширение границ города за счет присоединения территорий за линией Октябрьской железной дороги (1987), комплексная реконструкция 4-5-этажной застройки. Новое строительство поставило перед архитекторами проблему сохранения исторически сложившегося архитектурного облика Зеленограда. С этой целью в планировке современных микрорайонов предусмотрены сквозные бульвары, выводящие в зону отдыха вдоль берега реки Горетовки, где спроектированы искусственные водоемы. Одновременно разрабатывались новые типы жилых домов из монолитного железобетона, что дало возможность добиться более гибкой планировки и разнообразия архитектурных решений. Появились в Зеленограде и храмы: возобновлен (1989) Никольский, построены деревянные церкви святителя Филарета, митрополита Московского, и преподобного Сергия Радонежского (авторы проектов И. А. Покровский и Ю. А. Сведловский), а также часовня праведного Лазаря Четверодневного на кладбище в Рожках.


Поначалу в Зеленограде, как и в любом новом городе, наблюдалась острая нехватка «наслоений прошлого». Перед архитекторами стояла непростая задача - сделать городскую среду не менее привлекательной, чем среда обитания старых городов, то есть усилиями людей заменить работу времени. Это отчасти достигалось насыщением центра - и функциональным, и эмоциональным, его «обживанием», художественно-пластическим осмыслением2. По общему признанию, хотя удалось не все, многие составляющие здешнего историко-культурного ландшафта гармонично вписались в современную городскую среду. Прежде всего это касается водоемов - как природных, так и искусственных, а также системы исторических дорог, направления которых были сохранены в генпланах Зеленограда.


***


Так или иначе Зеленоград, повторяем, - явление уникальное, среди многих своеобразных черт которого следует особо отметить историко-краеведческую и просветительскую деятельность городского музея. Сложившуюся систему нравственных ценностей населения и, следовательно, преобладающую идею создания музея во многом определил тот факт, что город возник на земле, где в ноябре - декабре 1941 года проходил последний рубеж обороны столицы3. В черте города и его ближайших окрестностях расположено около 20 братских воинских захоронений. 3 декабря 1966 года из братской могилы на 40-м километре Ленинградского шоссе был взят прах одного из воинов и торжественно перезахоронен в Александровском саду; 8 мая 1967 года там состоялось торжественное открытие памятника «Могила Неизвестного солдата». Все это обусловило первоначальный характер зарождающегося музея как воинско-мемориального.


Однако на территории Зеленограда есть немало памятных мест, связанных с куда более отдаленным прошлым: следы древних славянских курганных могильников, живописные окрестности деревни Кутузово с долиной реки Горетовки, земли не так давно исчезнувших деревень, колея первой в России Николаевской (сейчас Октябрьской) железной дороги... Еще один источник исторической памяти - топонимика. В Зеленограде на первых стадиях его существования местные топонимы имели хождение только в лексиконе старожилов, не получив отражения в названиях улиц, площадей, микрорайонов. В 1990-х годах общественность - не в последнюю очередь под воздействием деятельности музея - задумалась о возрождении ранее существовавших топонимов. Несколько лет назад районы и муниципальные образования получили наименования, соответствующие либо названиям деревень, располагавшихся ранее на их месте (Матушкино-Савелки, Крюково), либо героическим событиям ноября-декабря 1941 года (Панфиловский район). Нескольким объектам присвоили имена героев Великой Отечественной войны, проживавших в Зеленограде. Эта тенденция отнюдь не иссякла...


***


Однако вернемся немного назад. Как мы уже видели, создание историко-краеведческого музея в Зеленограде вовсе не являлось случайностью - скорее, насущной необходимостью. Кроме перечисленных обстоятельств, здесь сыграло свою роль и преобладание в городе высокообразованного населения, и высокий уровень развития военно-патриотической работы, и наличие среди местных старожилов немалого числа людей, неравнодушных к истории своего края. Все это в конце 1960-х годов привело к принятию зеленоградской общественностью и Советом ветеранов Великой Отечественной войны решения о необходимости организации в городе общественного музейного учреждения. Его первоначальный военно-исторический профиль (музей боевой славы) вскоре был расширен до историко-краеведческого. При музее образовался Совет, в который входили ветераны, старожилы, работники учреждений культуры и образования, научная интеллигенция, студенты и школьники. Членами Совета велась активная поисковая работа, осуществлялось комплектование музейного фонда, налаживались отношения с музеями и архивами Москвы и области. О том, как все это было, далее вспоминает нынешний директор ГЗИКМ Татьяна Владимировна Визбул.


***


«В марте 2009 года музею города Зеленограда исполнится 40 лет. Строгих документальных подтверждений этой даты нет, однако в наших фондах имеется запись, что 4 марта 1969 года одна из первых директоров музея Анна Александровна Уманская «приняла без акта от Павлова Н. М. и Солонникова помещение музея»4. Историк по образованию, участник Великой Отечественной войны, она определила для себя два главных направления: комплектование вещественных экспонатов и поиск людей, воевавших на нашей земле. Большую помощь оказал ей Аркадий Иванович Шишков - учитель физики крюковской школы, и его сестра Надежда Ивановна Шишкова, которая в 1964-1966 годах занялась как раз поисками участников сражений в районе станции Крюково - воинов 7-й и 8-й гвардейских дивизий. Она писала иногда до 100 открыток в день, отправляя их во все концы страны. И уже в 1965 году, к 25-летию битвы за Москву, эти люди были объединены в Совет музея. Происходили трогательные встречи на местах легендарных сражений - у Дубосеково, Истры, Волоколамска, Крюково. Надежда Ивановна собирала фотографии, книги с автографами, карты-схемы боев, воспоминания, выявляла новые адреса. Все это она передавала А. А. Уманской. Так постепенно пополнялся музейный фонд.


Музей располагался тогда в обычной трехкомнатной квартире жилого дома: в одной комнате - реликвии войны, в другой - экспонаты по истории деревень и сел, в третьей, самой маленькой, - современность молодого города, его панорамные фотографии, где на переднем плане были видны еще существовавшие на тот момент деревни Матушкино и Савелки. Вокруг Уманской сформировался коллектив единомышленников. В их числе был Игорь Васильевич Толстобров - краевед, археолог, реставратор по металлу, автор первых листовок-обращений к жителям с просьбой передавать в музей предметы труда и быта. Большую помощь оказали и жители бывших деревень. Анна Александровна объезжала окрестности и собирала этнографический материал. Шефскую помощь ей оказывало одно из предприятий Зеленограда - НИИ микроприборов (НИИМП), благодаря чему музей обзавелся столами, стульями, шкафами, пишущей машинкой и даже городским телефоном с выходом на Москву. Вся деятельность музея, естественно, курировалась Зеленоградским РК КПСС. Опека была жесткой, но, что называется, хозяйской.


Так продолжалось несколько лет, пока в трехкомнатной квартире не стало тесно. Музей посещали уже не только зеленоградцы. Встал вопрос о выделении ему новых площадей. 25 апреля 1975 года исполком Зеленоградского горсовета депутатов трудящихся постановил: «1. Перевести историко-краеведческий музей в новое помещение. 2. Просить руководство проектной мастерской № 3, а также различные предприятия города оказать шефскую помощь в проведении необходимых работ по открытию музея»


.


Нам предлагалось занять половину первого этажа жилого пятиэтажного дома. Но до переезда было еще далеко: предстояло освоить, отремонтировать, приспособить новое помещение. На это ушло три года. А летом 1977 года А. А. Уманская предложила возглавить музей мне, так как близился срок ее выхода на пенсию. Кроме директорской, у нас имелась еще ставка уборщицы - и все. Наконец мы переехали. В одном экспозиционном зале разместили предметы по истории Великой Отечественной войны, в другом - по истории края, в третьем, самом маленьком, - по истории Зеленограда (сделать этот зал по-настоящему содержательным тогда было невозможно из-за закрытости города). К осени 1978 года мы освоили все экспозиционные площади, и началось полноценное функционирование музея. Вскоре нам потребовался еще один сотрудник, так как число посетителей и объем культурно-массовой, фондовой и хозяйственной работы быстро возрастали. В конце концов мне дали ставку фондохранителя, и вскоре я нашла подходящего человека - Татьяну Георгиевну Краснову, бывшего сотрудника ГИМ.


Напомню, что музей с самого начала являлся общественным. Бюджетное финансирование отсутствовало. Мы существовали за счет шефствующих предприятий: НИИМП арендовал помещение, выделял средства на коммунальные услуги, установку и содержание сигнализации, оплачивал ставку директора и уборщицы; другие организации финансировали изготовление экспозиционного оборудования, оплачивали труд фондохранителя, предоставляли транспорт и так далее. Постепенно возникла необходимость дальнейшего расширения площадей. Горсовет выделил нам и вторую половину первого этажа жилого дома, которую до того занимало строительное управление. В начале 1980-х годов у нас появились два новых зала: Ленинский и выставочный, где устраивались сменные экспозиции зеленоградских и московских художников, выпускников художественных училищ, коллекционеров.


Музей немыслим без множества добровольных помощников. Расскажу здесь лишь о некоторых из них.


Борис Васильевич Ларин, автор макета деревни Матушкино, - коренной житель этих мест. Он изготовил макеты саней-розвальней, кареты и телеги с лошадью. Но на этом не успокоился и приступил к изготовлению диорамы с изображением боя 354-й стрелковой дивизии на перекрестке 40-го километра Ленинградского шоссе у деревни Матушкино. С помощью художника В. Киселева и ветеранов дивизии - участников боевых действий под Крюково - макет был успешно изготовлен.


Долгие годы с нами сотрудничал А. Н. Неклюдов. Он работал на одном из предприятий города и попутно, на общественных началах, занимался местной археологией. Вместе со специалистами из Института археологии АН СССР и местными школьниками-кружковцами проводил раскопки; археологические находки накапливались в нашем и солнечногорском музеях. Каждый год Александр Николаевич приносил в музей (первоначально А. А. Уманской, а потом и мне) памятники каменного века. Отчеты о своих экспедициях он сдавал в Институт археологии АН СССР, где получал открытый лист на проведение дальнейших раскопок. В 1992 году Александр Николаевич перешел на работу в наш музей и ныне возглавляет отдел археологии и краеведения.


Нельзя не сказать и о Екатерине Елисеевне Трошиной - впоследствии инокине Александре. Возглавив вновь образованный приходской совет, она много сделала для восстановления возвращенного верующим в конце 1980-х годов Никольского храма - самого старого здания на территории Зеленограда (1827). Сначала она приходила в музей с целью изучения истории храма, потом организовала трудовую бригаду добровольцев по расчистке храмовой территории.


Еще один преданный помощник - Федор Иванович Беляков. Он родился в деревне, и хотя долгое время прожил в городе, душой и сердцем тянулся к своему прошлому. Это и сблизило его с музеем. Он сам пришел к нам и предложил содействие. Собрал и наладил ткацкий стан, изготовил макеты курной избы, ветряной мельницы, различных сельскохозяйственных орудий и предметов быта.


Отдельная страница истории музея - дружба с замечательным миниатюристом Вячеславом Петровичем Филипповым (ныне покойным), изготавливавшим из пенопласта фигуры российских воинов, начиная с пехотинцев Петра I и кончая солдатами Великой Отечественной, - с точным воссозданием обмундирования и вооружения. В музее имеется уникальная коллекция филипповской военно-исторической миниатюры.


Интересные взаимоотношения сложились у нас с художниками города. Они часто выставляются в музее, дарят нам свои работы с видами Зеленограда и его окрестностей. Многим из них удалось запечатлеть на полотнах то, что к нашему времени уже ушло в прошлое: деревянные дома, сельские ландшафты, индустриальные пейзажи. Появились в музее и портреты зеленоградцев разных поколений. В 1992 году по нашей инициативе началось формирование картинной галереи. Сейчас в наших фондах хранится более 200 работ зеленоградских художников, в том числе и широко известных.


Чуть раньше, 21 августа 1990 года, Зеленоградский городской совет принял решение: «Историко-краеведческому музею, имеющему диплом Министерства культуры РСФСР о присвоении звания народного, придать статус городского историко-краеведческого музея, включив его настоящим решением в ряд объектов муниципальной собственности». А через два года постановлением Правительства Москвы музей был передан в ведение столичного Комитета по культуре и возведен в ранг государственного учреждения культуры.


Конечно же, мы считаем, что музею нужно новое, специально построенное здание - с большими залами и рекреациями. Мы мечтаем о просторном фондохранилище, где возможно было бы разместить специальное оборудование. Нам необходимы комнаты для занятий с детьми, киноконцертный зал, научная библиотека, реставрационная мастерская и так далее и так далее. Ибо музей - визитная карточка города.


Музей и город неразделимы и живут одной жизнью. Мы востребованы городом. Всего не перечислить. Скажу только, что мы регулярно общаемся с представителями зеленоградских СМИ, работаем в тесном контакте со школами, библиотеками, ветеранами Великой Отечественной войны, художниками, городским профессиональным театром «Ведогонь». Пространство музея - место общения историков, литераторов, музыкантов, живописцев. Мы ведем научно-исследовательскую работу, занимаемся издательской деятельностью - выпускаем сборники «Очерки истории края», буклеты, альбомы, каталоги. Музей учит, просвещает, воспитывает...»


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mosjour.ru/


Дата добавления: 25.03.2012



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналіз роману І. Багряного "Тигролови"
Реферат Расчет электрофизических воздействий на электрические аппараты высокого напряжения
Реферат Анализ рассказа "Трибунал" Л. Усыскина
Реферат I. Урок начинается с просмотра видеофильма «Красная книга»
Реферат Браузер Microsoft Internet Explorer
Реферат Античная комедия. Менандр
Реферат Native American Code Talkers (Used In Wwi
Реферат Automatic water and foam fire fighting sistems. Sprinklers, spray nozzles and water mist nozzles. General technical reguirements. Test methods москва 2001 Дата введения
Реферат Мода как совокупность групповых предпочтений
Реферат Реформы М.М. Сперанского
Реферат Теория инфляции
Реферат Влияние народного хозяйства на географическую оболочку
Реферат История русской письменности для школьников
Реферат Аналіз ліричного твору "Клён ты мой опавший…" Сергія Єсеніна
Реферат Анализ финансовой деятельности производственного предприятия на примере ООО Корпорация Кондор