Реферат по предмету "Москвоведение, краеведение"


Солотча

Александр Николаевич Потапов


Об этом богатом историей и природными красотами месте под Рязанью


Собственно, Солотча сегодня — это пригород Рязани, расположенный в 20 километрах от города на берегу старицы Оки при впадении в старицу реки Солотчи. Небольшой одноэтажный поселок, вытянутый в одну длинную улицу. Кругом — поля, перелески, сосновые боры. Дальше начинается Мещёра. Окрестности зачаровывают какой-то затаенно-задумчивой неброской красотой. Место волшебное. Конечно, курортное. И, как увидим ниже, — историческое.


* * *


Существует предание, что однажды Великий князь Рязанский Олег Иванович (?–1402) c супругой Евфросинией, проезжая берегом реки Солотчи, повстречали живших здесь отшельников — Василия и Евфимия. После беседы с ними князю пришло на ум построить в этом красивом месте монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что и было исполнено. Олег Иванович часто посещал новую обитель, «стараясь пещись о душе своей»1.


«Трудно сказать, чем руководствовался князь Олег, основав <…> в конце XIV века [Рождество-Богородицкий] монастырь. Со стороны Владимирских земель Рязани, кажется, ничто уже не угрожало. Разве заготавливал себе Олег своего рода тыловой рубеж на случай осады Рязани татарами? Возможно, что в связи с таким домыслом давно уже в Рязани бытует легенда об устройстве Олегом подземного хода из своего дворца прямо в Солотчинский монастырь»2.


Обитель пользовалась особым покровительством князя. Здесь он впоследствии принял монашеский постриг и был похоронен; здесь же спустя три года упокоилась его супруга. Предтеченская церковь, в которой находились гробницы княжеской четы, стояла на береговом обрыве. Постепенно берег осыпался, и в 1768 году храм обрушился (по другим сведениям, его разобрали из-за ветхости). Прах Олега и Евфросинии перенесли в церковь Рождества Пресвятой Богородицы3. В монастыре же хранилась боевая кольчуга князя. Ныне она находится в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике.


Уже в ХV веке солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь играл заметную роль в истории Русского государства. Как водилось в те времена, он был не только приютом для богомольцев, но и крепостью. Благодаря покровительству Рязанских князей монастырь год от года богател. «Обитель, состоявшая из четырех-пяти десятков братии, владела тысячами десятин пахотной земли, лесными и сенокосными угодьями. Тысячи крестьян находились в полном распоряжении настоятелей и соборных старцев»4.


В 1552 году монастырские насельники принимали участие в походе Ивана Грозного на Казань, который закончился падением татарского ханства. В память об этой победе в монастыре была построена Алексеевская церковь (разобрана в 1847 году).


Знавала обитель и скудные времена. В конце XVII века ее настоятель архимандрит Игнатий бил челом правительнице Софье: «Строения монастыря обветшали и развалились, потому и разное облачение за древностью многих лет поистлело. <…> Иконы позолотить <…> нечем. Государыня, смилуйся, пожалуй»5.


В 1688 году Софья пожаловала монастырю значительные средства. Архимандрит Игнатий приступил к масштабному строительству, длившемуся десять лет.


В 1698 году сюда доставили группу участников стрелецкого бунта. Вскоре архимандрита Игнатия из монастыря убрали: уж очень усердно он молился за здравие Софьи, оказавшейся в заточении.


Среди исследователей существует мнение, что храмы солотчинского Рождество-Богородицкого монастыря в конце ХVII века строил выдающийся архитектор, выходец из крепостных Яков Григорьевич Бухвостов — создатель Успенского собора в Рязани. «Сопоставление архитектурных приемов рязанских храмов: Воскресения Сгонного, Солотчинской трапезной и надвратного храма позволяет думать, что их авторами были не разные люди, а один зодчий, и что этим зодчим мог быть Бухвостов, так как ряд деталей этих памятников повторяется не только в рязанском соборе, но и в церкви села Уборы»6. Указанное мнение, однако, разделяется не всеми7.


Церковь Святого Духа с трапезной возводилась «на столичный лад. <...> Выложенные из красного кирпича стены <...> нарядно украшены резными белокаменными деталями, изразцовыми вставками с изображением херувимов. Затейливыми волнообразными парапетами оканчиваются второй ярус четверика и восьмерик церкви — церковь трехъярусная, на подклете»8.


В подобном же стиле построена и надвратная Предтеченская церковь, заложенная 4 июля 1696 года. Она оригинальна тем, что здесь на гранях главного восьмерика в особые обрамления вставлены изразцовые изображения четырех евангелистов, выполненные, как и другие изразцовые украшения, знаменитым ценинных дел мастером Степаном Полубесом.


«В ХVII веке монастырь превратился в выдающийся архитектурный ансамбль. Среди старого бора на живописном песчаном берегу старицы, за которой раскинулись цветущие луга, побеленные стены и здания монастыря вызывают образ града Китежа. <...> Два храма — Предтеченский (надвратный) и Св. Духа <...> (с трапезной палатой) — воплотили в себе всю изысканность архитектурной фантазии ХVII века»9.


Есть в монастыре и церковь ХVI столетия — Рождественская (более древние здания, в основном деревянные, не сохранились). Церковь уникальная: внутри нее не четыре столпа, как это практиковалось в древнерусской архитектуре, а только два. Она отличается строгостью форм, изяществом линий, отсутствием вычурных деталей.


В 1920-х годах монастырь был закрыт, в начале 1990-х — возобновлен как женский. В 2003-м на его территории велись земляные работы, во время которых рабочие обнаружили каменную плиту с надписью на церковнославянском языке. Обратились к специалистам. Оказалось, плита датируется первой половиной XVI века, а надпись сообщает о переносе в монастырь останков храброго воина, верного сподвижника князя Олега — татарского мурзы Салахмира (в крещении Ивана Мирославича). В 1371 году он прибыл со своей дружиной на службу к Рязанскому князю. Принял православие, женился на сестре Олега Анастасии и получил во владение несколько вотчин. Олег Иванович оказывал ему немалые почести. Некоторые княжеские грамоты начинаются так: «Поговоря с зятем своим с Иваном Мирославичем…» Благодаря находке выяснилось, что перенос праха Салахмира-Ивана состоялся примерно через полтора столетия после его смерти.


В последние годы в монастыре проведены большие реставрационные работы. Древняя обитель, приобретающая все более сказочный, «былинный» вид, высится на крутом берегу реки — утопающее в зелени белоснежное чудо, от которого невозможно оторвать зачарованного взгляда...


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mosjour.ru/


Дата добавления: 17.06.2012



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. предмет и методы изучения отечественной истории
Реферат Нефть происхождение, состав, методы и способы переработки
Реферат Оценка кредитоспособности заемщика на примере СПК Колхоз Восход
Реферат Системи і датчики для контролю параметрів зовнішнього середовища
Реферат Синтез управляющего устройства процессора в форме Автомата Мили
Реферат Система Тракт и система телеуправления малодеятельными станциями ТУМС
Реферат Синтез и анализ линейных систем автоматического управления
Реферат 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»)
Реферат Система автоматического управления регулируемым электроприводом
Реферат Порядок введения военного положения Система политических прав и сво
Реферат Классический психоанализ и неофрейдизм
Реферат История Российской культуры в XIX веке.
Реферат О перспективах революции в Китае И Сталин
Реферат Системы радиосвязи
Реферат Структурный синтез активных фильтров ВЧ и СВЧ диапазонов