М. С. Черкасова
Никольское, расположившееся в верховьях небольшой речки Сетуни, в нескольких километрах к северу от Кубинки, относится к числу древнейших подмосковных сел и прежде называлось Кляповское. Впервые Кляповское упоминается как княжеское село в духовной грамоте 1358 г. московского великого князя Ивана Красного и предназначалось в пожизненное владение его жене Александре. Село было очень крупным хозяйственным комплексом, к которому "тянули" многочисленные деревни, и являлось центром отдельной волости. Из деревень, когда-то входивших в это обширное владение, к настоящему времени сохранилась только деревня Часовня, в советское время из-за своего "церковного" названия переименованная в Чапаевку. В числе княжеских владений Кляпово оставалось на протяжении XIV-XVI вв., вплоть до 1584 г. когда после смерти царя Ивана IV его сын Федор передает село властям Троице-Сергиева монастыря.
Сначала, в сентябре 1584 г., местным крестьянам была направлена послушная грамота с требованием "архимандрита Митрофана слушать, пашню на них пахать и доход им платить". В этот период хозяйство вотчины находилось в хорошем состоянии: в нем было 24 деревни, один починок и шесть селищ, и 1630 четвертей крестьянской пашни. Спустя полтора года, 16 мая 1586 г., от имени царя Федора Ивановича была составлена жалованная несудимая грамота Троице-Сергиеву монастырю на село Кляпово с церковью Николы Чудотворца, отдававшееся обители в память по Иване IV, "иноке Ионе для вечного покоя". На доходы с этого села монастырь должен был "справлять кормы" по умершем царе как в самой Троицкой обители, так и в Пятницком монастырьке "на Подоле". В грамоте предусматривалась полная независимость монастырской администрации села в судебных делах, "опричь одного душегубства". Последующие цари подтверждали действие этой грамоты. В частности, на ней имеется подтверждение Бориса Годунова от 15 октября 1601 г. на имя архимандрита Кирилла.
Троицкие власти в Кляпове завели сначала, вероятно, господскую запашку, но затем, убедившись в ее невыгодности, в 1594 г. роздали 40 четвертей крестьянам на оброк. Писцовая книга 1594 г. отметила в селе монастырский двор и семь крестьянских, 4 двора церковного причта и 7 келий нищих. Всего же в кляповской вотчине в этот момент было 14 живущих деревень, починок и 18 пустошей. Помимо 73 дворов крестьян описание отмечает и 4 двора бобылей. Судя по монастырской оброчной книге 1595-1596 гг., кляповские крестьяне находились исключительно на оброке, причем его размер был едва ли не самым высоким из всех остальных сел Троицкого монастыря. Разъезжавший по селам дворцовый старец Иона Скобельцын собирал с 11 вытей (единица обложения) села Кляпова "за все про все" 50 рублей, а значит на каждую выть приходилось по 4, 5 рубля. Смутное время и связанные с ним события нанесли Кляпову огромный урон. В дозорной книге 1614 г. находим страшную картину полного запустения и разорения. Писцы отметили лишь 34 пустоши и 1895 четвертей запустевшей пашни. Но к концу XVII в., хотя и медленно, положение все-же поправилось: переписные книги 1678 г. зафиксировали в селе 41 крестьянский (154 человека) и восемь бобыльских (19 человек) дворов. В этот период по здешней Никольской церкви село получает второе название - Никольское, которое затем сменяет старое.
Судя по ревизии 1744 г, в Никольском-Кляпове имелось 215 душ мужского пола. Все крестьяне были разбиты на 11 тягловых единиц, которые назывались "осьмак" и охватывали по 19-20 душ. Денежный оброк в монастырь составлял немногим менее рубля, а точнее 98 копеек с четвертью, с осьмака. Но этим поборы с крестьян не ограничивались. Они платили духовному собственнику "за малину и за орехи, конюшенный припас, саженные дрова и за уголье". Облагались они также и хлебным оброком. Из документов выясняется, что эта "натуроплата" заключалась в довольно большом наборе культур - ржи, овса, ячменя, пшеницы, конопли, что говорит о том, что здесь уже существовал трехпольный севооборот. Сверх этих платежей на местных крестьян накладывалась и барщина в троицком же селе Андреевском, расположенном в двух десятках верст. Никольские крестьяне должны были косить сено на 21 десятине, а андреевские на девяти.
В собственности монастыря село находилось вплоть до 1764 г., когда церковные владения были секуляризованы, а крестьяне стали "экономическими".
По данным 1852 г. село находилось в ведомстве Государственных имуществ, в нем значится сохранившаяся до сих пор Никольская церковь, сооруженная в 1809 г. в стиле классицизма. В 68 дворах проживало 245 мужчин и 269 женщин. По сведениям 1890 г. в Никольском-Кляпове числилось 825 жителей и имелось церковно-приходское училище. Через тридцать с небольшим лет, по данным 1926 г. в 145 дворах Никольского проживало 715 жителей. В селе имелись школа первой ступени, больница, кооператив и сельсовет. Согласно переписи 1989 г. в Никольском значилось 126 хозяйств и 342 жителя.
Рядом с селом расположился небольшой поселок Криуши, возникший в годы столыпинской аграрной реформы, когда крестьяне выходили на хутора. Перепись 1926 г. застает тут 16 хозяйств и 46 жителей (14 мужчин и 32 женщины). По данным 1989 г. здесь было 7 хозяйств и 9 человек постоянного населения.
Список литературы
Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы... М., 1882. Вып. 2. С. 62-63.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.odintsovo.info
Дата добавления: 30.05.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |