Азартные игры были главной причиной возникновения и развития теории вероятностей. Эта теория, как и любая другая математическая теория, устанавливает свои законы и теоремы, которые приводят к некоторой путанице. Действительно, кажется странным, что случай может регулироваться законами, потому что если это так, и если мы знаем эти законы, мы можем выиграть в случайной игре — действительно несбыточная мечта. Первое, что нужно прояснить, это то, что случайной является игра, в которой игрок не может иметь никакого влияния на исход игры. Ни шахматы, ни спортивный бридж не являются случайными играми. А вот бросание монеты и рулетка — случайные игры.
Математическое ожидание
В некоторых играх, таких как обычная лотерея или бинго, игрок не принимает никакого участия, выходящего за рамки приобретения билета. Другие, такие как игры казино (рулетка и блэк джек), допускают более активное участие игрока, который может управлять ставками и выбирать тип игры. Вообще говоря, чем меньше участие, чем больше выигрыш. В любом случае, у нас есть четкое ощущение, что в выигрыше всегда оказывается казино. Это потому, что с математической точки зрения, игра не является справедливой. Понятие справедливой игры тесно связано с математическим ожиданием, которое впервые было введено голландским математиком Яном де Виттом (1625–1672) в трактате о пожизненной ренте (1671).
В игре, где известны вероятности событий, которые в
ней происходят, математическое ожидание, обозначаемое буквой ,
представляет собой средний выигрыш за игру. Игра считается справедливой, когда
математическое ожидание равно нулю. Посмотрим на примере, как найти
математическое ожидание. Предположим, что кто-то предлагает следующую игру: мы
бросаем кости, если выпадает
, то вы
платите €
, а
если что-то другое, то вы выигрываете €
.
Первое, что нужно сделать, это вычислить вероятность каждого события.
Вероятность
того,
что выпадет
, равна
(один
благоприятный случай из шести возможных), а вероятность выпадения любого
другого числа равна
.
Математическое ожидание рассчитывается как сумма всех вероятностей, умноженных
на соответствующие доходы или убытки, (доход берем со знаком “плюс’’, убыток —
со знаком “минус’’). В нашем случае математическое ожидание будет равно
евро.
Это сумма средней прибыли, которую получит наш
противник, если мы согласимся на игру. Эта игра будет справедливой, если при
выпадении чего-либо, отличного от , мы
будем получать
евро в
случае подвижного, поскольку:
В некоторых случаях интуиция может помочь определить,
является ли игра благоприятной, неблагоприятной или несправедливой, но
существует много ситуаций, в которых эта интуиция не является полезным
инструментом, и становится необходимым использовать карандаш и бумагу. Есть множество
примеров, которые показывают, как интуиция может ввести в заблуждение.
Например, на собрании, в котором участвуют человека,
вероятность встретить человека, день рождения которого в тот же день, что и у
вас, несколько выше, чем вероятность выпадения орла при бросании монеты.
Вот еще один пример. Предположим, что два игрока и
играют в
следующую игру. Игрок
случайным
образом берет одну карту из колоды в
карт.
Если у него валет, дама или король, игрок
должен
заплатить €
, если
туз, то игрок
платит
игроку
€, и
если любая другая карта, то также проигрывает
, который
должен заплатить игроку
€. Кто
выиграет? Сначала найдем вероятность каждого исхода. В колоде 36 карт, из
которых только
валетов,
королей и дам, поэтому вероятность вытянуть одну из этих карт:
Так как есть только туза, то
вероятность вытянуть один из них
Исключим валетов, дам, королей и тузов, оставшихся
карт в колоде, в общей сложности ,
поэтому вероятность вытянуть карту, отличную от перечисленных:
Теперь мы можем применить формулу для расчета математического ожидания игры.
€.
Это средняя прибыль игрока . Ясно,
что игра не является справедливой.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://hijos.ru/
Дата добавления: 30.08.2012