Реферат по предмету "Другое"


Паремии Корочанского района


Крюкова А.А.


Пословицы и поговорки - это памятник народного языка и народной мысли, это источник сведений о нравственных и моральных основах общества; это народная мудрость, которая позволяет вести ценный культурный диалог с разными поколениями.


«Пословица, по меткому выражению В.И. Даля, - суждение, приговор, 141 поучение, высказанное обиняком и пущенное в обиход под чеканом народности».


Н.В. Гоголь очень точно заметил: «Пословица - подведенный итог делу. Результат длительного наблюдения народа, его коллективный опыт». Таким образом, пословица - художественное произведение фольклора, которое в краткой и зачастую ритмизированной форме выражает народную мудрость, опыт и взгляды.


Народ сам разграничил пословицу и поговорку: Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка. Если пословица - это целое, не требующее дополнения суждение, то поговорка лишь его элемент. Или, как говорил В.И. Даль, «условный оборот речи, обычный способ выражаться».


Сущность пословиц и поговорок состоит в том, что в них соединились три стороны, три начала:


1) Пословица и поговорка - языковые явления, устойчивые словосочетания, во многом сходные с фразеологическими оборотами. 2) Пословица и поговорка - логические единицы, выражающие то или иное значение.


3) Это художественные миниатюры, в яркой, чеканной форме обобщающие факты действительности.


Лингвистикой паремий занимались отечественные ученые:


В.П. Аникин, Ф.И. Буслаев, М.А. Рыбникова, А.А. Потебня и другие. Они исследовали структурные, семантические особенности этого малого фольклорного жанра, указывали на его иносказательную образность, описывали особую ритмическую организацию паремий. В современной лингвистике в большей степени изучены метафорические и метонимические особенности пословиц и поговорок. Мы же обратимся к проблеме их классификации.


Многие ученые задумывались над этим вопросом, но до сих пор нет единой классификации паремий.


Приведем наиболее распространенные классификации пословиц и поговорок:


1) Алфавитная - классификация, располагающая пословицы и поговорки по алфавиту в зависимости от начальных букв первого слова. Примером может послужить любой старинный русский сборник. К достоинствам данной классификации можно причислить ее простоту. Но в то же время варианты одной и той же пословицы попадают в разные словарные статьи, такая же ситуация и с одинаковыми по смыслу пословицами.


2) Классификация по опорным словам (лексическая, энциклопедическая) распределяет изречения по узловым словам. Например, одну из пословиц Корочанского района - Смотрит как волк на теля - можно было бы отнести к группам волк и/или теленок.


Эта классификация удобна для отыскания уже известных пословиц. Но вот одинаковые по смыслу изречения, которые разнятся по лексическому составу, попадают в разные группы.


3) Тематическая классификация распределяет пословичные 142 изречения по темам высказывания, то есть по содержанию. Например, широко употребляемая в Корочанском районе половица - Богатому как хочется, бедному как можется - попадет в раздел «Богатство - бедность». Сейчас большинство сборников составляется именно по таким параметрам. Хороша эта классификация тем, что обращается к смыслу, содержанию пословицы, а не к каким-либо внешним элементам. Но большинство русских пословиц употребляется в переносном значении, а потому такие паремии отличаются многотемностью, так что уместить их в рамку одной темы довольно трудно. Кроме того, все тематические классы пересекаются, а потому не дают однозначного решения.


4) Генетическая классификация распределяет пословицы и поговорки по признаку происхождения (язык и народ). Сборник, составленный в соответствии с такой классификацией, позволяет изучить пословицы разных народов мира и сравнить их, но изречения, единые по теме или смыслу, опять же попадают в разные разделы.


5) Монографическая классификация в расположении паремий опирается на данные о месте, времени их собирания и собирателе. Классификация позволяет изучить историю жанра, но также не устраняет повторов и неупорядоченности;


6) Пермяков Г.Л. в своей книге «Основы структурной паремиологии» [3] предложил другую классификацию, которую назвал логико-тематической. Автор выделял в пословице прежде всего тему, смысл, а не красочную «отделку». При этом под темой пословицы он понимал «не то или иное слово и даже не смысл, ... а инвариантную пару противопоставляемых сущностей».


Пермяков Г.Л. предложил следующие логико-тематические классы пословиц: Содержание-форма. Целое-часть. Начало-конец. Началопродолжение. Вещь-признак. Большое-малое. Верх-низ. Слово-молчание. Знание-невежество. Труд-лень. Производитель-производимое....


Как видим, эта классификация удобна, проста, сходна с классификацией В.И. Даля.


На наш взгляд, для успешной работы, связанной с изучением пословиц и поговорок, одной классификации недостаточно. Поэтому нужно выбирать классификацию в соответствии с задачами сборника и его составом. Так, для изучения истории жанра можно использовать монографическую классификацию, а для составления сборника известных всем пословиц - алфавитную.


Изучая лексику Корочанского района, мы обратили внимание на употребление жителями сел этого района пословиц и поговорок. В них отражен длительный опыт исторической, социально-бытовой жизни народа, запечатлена народная мудрость.


Пословицы и поговорки, которые употребляют в речи жители Корочанского района, можно разделить на три группы:


1) общерусские, которые известны всем носителям языка (Даст Бог день, даст Бог и пищу);


143 2) паремии, в состав которых входит диалектное слово (Курчат (писклят) по осени считают);


3) контаминация первых двух видов: параллельно существует одна и та же пословица и с общерусским, и с диалектным словом. (Любишь кататься - люби и салазки (саночки) возить).


Речь жителей Корочанского района Белгородской области характеризуется лексико-семантическими, фонетико-морфологическими привнесениями из украинского языка. В этом регионе сохраняется деление жителей на хохлов и москалей или кацапов, то есть имеются как русскоязычные, так и украиноязычные диалекты. Фонетические, морфологические модификации речи мы не отражаем в собранном фактическом материале, так как нашей задачей является классификация паремий.


Для классификации пословиц Корочанского района мы будем использовать отдельные достоинства разных классификаций. Прежде всего распределим пословицы и поговорки по тематическим классам, внутри них распределим материал по группам в соответствии с характерными явлениями, качествами, а внутри групп расположим паремии по алфавиту:


I. Бог, религия.


1) Судьба, предопределение.


Бог дал, Бог взял.


Бог по силе крест налагает.


Бог с тобою.


Бог тебе судья.


Все мы под Богом ходим.


Даст Бог день, даст Бог и пищу.


На Бога надейся, а сам не плошай.


На все воля Божья.


На кого Бог пошлет.


Человек предполагает, а Бог располагает 2) Терпение.


Бог терпел и нам велел.


II. Грех, потусторонние силы.


А черт его знает.


Бога не гневи, а черта не смеши.


Всякая неправда - грех.


У черта на куличиках.


Черт попутал.


III.Беда, плохая жизнь.


Ваши пляшут, наши плачут.


Коли беде бывать, так ее не миновать.


Отвяжись, худая жизнь.


Охнешь, как издохнешь.


IV.Богатство - бедность.


1) Сословное и имущественное неравенство.


144 Богатому как хочется, бедному как можется.


Живется, у кого денежка ведется.


На одно солнышко глядим, да не одно едим.


С бедным не водись, с богатым не борись.


2) Бедность.


Звали гостей поглодать костей.


Квас пьет и квасом же запивает.


Некуда головы приклонить.


С корочки на корочку перебивается.


Хорош молодец: ни коз, ни овец.


Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.


3) Отношение к достатку.


Не хвались серебром, а хвались добром.


При сытости помни голод.


V. Бережливость, накопительство.


Бережливость лучше богатства.


В гроб смотрит, а денежку копит.


Деньги счетом крепки.


Собирай по ягодке - наберешь кузовок.


VI.Зависть, свое - чужое.


Свой хлеб лучше чужих пирогов.


Соседская курица всегда гусем кажется.


VII. Знания, воспитание.


Дитя надо учить, пока поперек лавки лежит, а вдоль ляжет - сам себя покажет.


VIII. Добро - зло.


Смотрит, как волк на теля.


Хорошая слава в коробочке лежит, а дурная по дорожке бежит.


IX.Осторожность.


Свои собаки грызутся - чужая не суйся.


Не лезь поперек батьки в пекло.


Скажешь гоп, когда перепрыгнешь.


При дальнейшей работе с пословицами и поговорками классификацию можно развить, добавить новые тематические классы. Но уже по представленному фактическому материалу видно богатство нашего фольклора, изучать и заново открывать для себя который можно бесконечно долго и с неугасающим интересом, так как, по меткому выражению М.А. Шолохова, пословицы и поговорки являются «сгустками разума и знания жизни»; в них формируется нравственный кодекс народа, в них философское осмысление жизни.


Литература 1. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. - М.: Высшая школа, 1981. - 221с. 2. Нагорный Г.П. Правда, сказанная пословицей. Народная мудрость о боге и религии. - 145 М.: Госполитиздат, 1964. - 102с.


3. Пермяков Г.Л. Основы структурной паремиологии. - М.: Наука, 1988. - 120с. 4. Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: В 2 т. Т. 1. - М.: Художественная литература, 1989. - 431 с.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru


Дата добавления: 27.03.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Адамова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы, моу «сош №11 с уиия» г. Ноябрьск янао тюменская обл урок
Реферат Роль информации в системе управления организацией
Реферат Бухгалтерская отчетность, ее виды, формы
Реферат Язычество и христианство на Руси
Реферат Міжнародне маркетингове середовище і його складові частини Порівняльна характеристика прямого і непрямого
Реферат Арвер, Алексис-Феликс
Реферат Анализ групп квалифицирующих признаков убийств
Реферат Особенности портретной живописи в творчестве К А Коровина на пример
Реферат Distribution Essay Research Paper DistributionIndirect ExportingAn Indirect
Реферат Банковская система как институт рыночной экономики
Реферат Конкуренция как внутренний регулятор рыночной экономики
Реферат Характеристика места обитания и пространственной организации популяции пищухи алтайской
Реферат Студенческая группа в зеркале социометрии
Реферат Бизнес-планирование процессов как фактор конкурентоспособности ОАО Балаковский завод запасных
Реферат Разработка программы для регистрации и учета автотранспортных средств в ГИБДД с помощью Microsoft Visual FoxPro 8.0