Драп Т.Г.
Множество тенденций, замеченных психологами в области межличностного взаимодействия и психологии семьи свидетельствуют об актуальности осмысления психологии семейных отношений, психологическое понимание которых будет иметь теоретическое и практическое значение в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений.
Семья является самым значимым фактором, который влияет на жизнь человека. Считается, что если партнеры несовместимы друг с другом в основных сферах жизни, они не смогут построить гармоничные и дающие радость отношения, несмотря на взаимную любовь в доме не будет согласия.
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют её как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальной необходимости, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.[ 1 j
Семья обладает сложным внутренним строением, определенной психологической структурой. Супружество понимается как личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Семье свойственен определенный характер отношений между ее членами; в ней вырабатывается определенная система взглядов, потребностей, интересов, установок. Психологическая структура семьи проявляется в динамике взаимодействия ее членов. Супружеская совместимость - это согласованность чувств, совместимость характеров, темпераментов, общность интересов, представлений, взглядов, привычек, поведения, которые будут проявляться через формы личностного поведения.
В исследовании под личностным мы понимается такое поведение, в основе которого лежат, с одной стороны, обращения одного субъекта к другому, являющиеся прямыми или опосредованными притязаниями и, с другой, ответы, являющиеся их прямым или опосредованным признанием (или непризнанием). В развитых формах сознания в качестве другого может выступить и «я сам». Исследование форм личностного поведения супругов проводилось по следующим параметрам: доминирование, подчинение, положительность, отрицательность, знаковость, активность, действенность, эмоциональность, рациональность.
Целью исследования выступило изучение согласованности форм личностного поведения супругов. Анкетирование проводилось среди семейных пар с различным стажем супружеской жизни., которые проживают в Витебской области. Для анализа были взяты результаты изучения девяти семейных пар. Супруги оценивали проявление различных поведенческих реакций у себя (самооценка) и своего (ей) супруга (ги) (оценка). При чем делали это изолированно, чтобы избежать сознательного согласования в оценке личностных поведенчсеких реакций.
В работе использовался метод диагностики личностного поведения Т. В. Сенько в виде анкеты. Исследование проводилось по следующим параметрам форм личностного поведения: подчинение, доминирование, положительность, отрицательность, знаковость, активность, действенность, эмоциональность, рациональность.[2]
В результате проведенного исследования, направленного на изучение согласованности форм личностного поведения супругов, и анализа полученных результатов было выявлено, что более высокой степенью согласованности обладают следующие показатели: эмоциональность, активность, положительность.
К числу наименее значимых относятся: отрицательное доминирование, положительное подчинение, отрицательное подчинение. Проанализировав протоколы форм личностного поведения, следует отметить, что наиболее характерными формами являются: подчинительная форма, доминирующая форма. В процессе анализа результатов было замечено, что у мужчин оценка и самооценка форм личностного поведения согласованы меньше, чем у женщин.
Список литературы
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под редакцией Е. Г. Селяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
Сенько Т. В. Психология взаимодействия: Часть вторая: Диагностика и коррекция личностного поведения: Учебное пособие. - Мн.: Карандашев, 1998. - 272 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://academicon.ru/
Дата добавления: 02.06.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |