Реферат по предмету "Другое"


Институт педагогического образования и образования взрослых РАО: становление и развитие


И. И. Соколова


(Санкт-Петербург)


5 марта 2008 года на базе Государственного научного учреждения «Институт профессионально-технического образования» Российской академии образования, основанного в 1963 году, Постановлением Президиума Российской академии образования было создано Учреждение РАО «Институт педагогического образования», переименованное в декабре 2011 года в Федеральное государственное научное учреждение «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования (ФГНУ ИПООВ РАО), которыми с марта 2007 года руководит директор Института Ирина Ивановна Соколова, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования.


24 октября 2013 года ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО как правопреемнику Института профессионально-технического образования РАО исполняется 50 лет со дня основания.


Необходимость создания данного научного учреждения была обусловлена влиянием и важнейшей ролью профессионального педагогического образования в социально-экономическом развитии общества, возросшими требованиями социального заказа на подготовку педагогических кадров нового социально-интегративного типа, обладающих высоким педагогическим профессионализмом и социально-личностными качествами, способствующими эффективному и качественному обучению, воспитанию и развитию обучающихся, формированию у них научного мировоззрения, активной жизненной позиции, развитию их творческого потенциала и ценностных ориентаций, а также необходимостью развития профессионального образования взрослого населения в условиях возрастающей значимости человеческого фактора в инновационной экономике страны.


Педагогическое образование и образование взрослых является социокультурным фактором развития и национальной безопасности страны, обеспечивает доступность качественного образования на протяжении всей жизни в соответствии с перспективными задачами развития российского общества и экономики, потребностями каждого гражданина. Педагогическое образование и образование взрослых тесными узами связано с динамично происходящими в социуме и общей системе образования процессами, что требует их опережающего развития, быстрого реагирования на происходящие изменения. Модернизация педагогического образования и образования взрослых прежде всего требует от фундаментальной науки обоснования создания гибкой системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал.


Исходя из современных мировых и отечественных тенденций, образовательных целей и задач государственной политики в области образования, вообще, и профессионального педагогического образования и образования взрослых, в частности, были определены основные цели деятельности ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО, актуальная проблематика фундаментальных и прикладных исследований в современных социально-экономических условиях инновационного развития Российской Федерации [1, 2, 3].


Основными целями деятельности Института являются: теоретико-методологическое, психолого-педагогическое, профессиологическое, технологическое и методическое обеспечение управления и развития непрерывного педагогического образования и образования взрослых в современных условиях интеграции российского и европейского образовательного пространства; взаимодействие с научными и образовательными организациями России и СНГ по проблемам непрерывного педагогического образования и образования взрослых; определение приоритетных направлений и тематики фундаментальных и прикладных научных исследований в области педагогического образования и образования взрослых; содействие образовательной, профессиональной и просветительской педагогической деятельности.


Основные темы и задачи научно-исследовательских и опытно-экспериментальных исследований Института были сформулированы на основе Государственного задания Российской академии образования и Программ фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы и на 2013-2020 годы [4, 5].


В 2012 году Институт завершил пятилетний цикл фундаментальных исследований по 20 темам НИР и 15 темам ОЭР по проектам: 6.3. «Социально-педагогические основы развития педагогического образования в интегрированном образовательном пространстве современного мира», 6.4. «Методология непрерывного образования взрослых как основа развития образовательного пространства стран СНГ», 6.5. «Методология, теория и практика педагогической поддержки социального и профессионального самоопределения учащейся молодежи и взрослого населения в условиях непрерывного образования» и 7.2. «Методология подготовки научно-педагогических кадров информатизации образования», - охватывающим актуальные проблемы развития педагогического образования и образования взрослых.


За прошедшие годы Институт провел научные исследования по проблемам методологии и теории прогнозирования развития непрерывного педагогического образования, разработки его терминологического аппарата; дидактики и профессиологии педагогического образования и обучения; психологии и акмеологии педагогического образования, развития ценностно-смыслового содержания деятельности современных педагогов, самореализации и воспитания личности педагога; проектирования и использования инновационных систем и процессов в педагогическом образовании; информатизации и дистанционного педагогического образования; мониторинга и оценки качества педагогического образования; развития систем последипломного и дополнительного профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; прогнозирования развития систем формального и неформального образования взрослых; содержания, форм, методов и технологий андрагогического обеспечения образования и воспитания взрослого человека и др.


Среди значимых для теории и практики результатов фундаментальных и прикладных исследований Института отметим следующие:


- обоснованы и раскрыты принципы прогнозирования развития педагогического образования; проведен сравнительный анализ теории и практики прогнозирования развития педагогического образования в России и за рубежом; разработан Тезаурус педагогического образования; определены методолого-теоретические основы прогнозирования и развития педагогического образования на региональном уровне; разработана концепция совершенствования этического образования педагогов [6, 7];


- обобщены и систематизированы технико-технологические основания, механизм, инструментарий и организационно-педагогические условия реализации комплексного мониторинга качества педагогического образования; разработаны методолого-теоретические основы оценки качества педагогического образования; установлены закономерности и принципы, механизмы взаимодействия формального и неформального дополнительного образования педагогических работников в контексте обучения через всю жизнь; обоснованы критерии и показатели качества содержания постдипломного педагогического образования на основе социокультурного, модульного, компетентностного и праксеологического подходов [8, 9];


- создана концепция, определены структура и содержание дидактики непрерывного многоуровневого педагогического образования и обоснованы ее направляющие идеи и закономерности; обобщены методолого-теоретические положения профессиональной дидактики и предложена технология дидактического обеспечения педагогического образования; разработан критериально-оценочный аппарат дидактического обеспечения педагогического образования;


- выполнен сравнительный анализ профессиональных квалификаций педагогов профессионального образования в России и за рубежом; разработана структура и содержание педагогических профессий; определена система критериев и показателей, процедур мониторинга оценивания деятельности педагогов с позиций теории профессиологии; выявлены общие педагогические требования к разработке учебных программ по педагогическим учебным дисциплинам; разработана интегративная методология и теория профессиологии педагогического образования [10, 11];


- разработана концепция, раскрыты тенденции и факторы культурологического, социологического и педагогического исследования развития ценностно-смыслового содержания деятельности современных педагогов; обосновано содержание психолого-педагогического потенциала личности педагога в аспекте его самореализации; выявлены особенности возрастных кризисов педагога, определены формы и методы психолого-педагогического сопровождения педагогов в процессе их самореализации; обоснованы структура, сущность, содержание и механизмы становления профессиональной зрелости педагога, и разработана акмеологическая концепция самореализации педагога; разработаны теоретические основы профессионального самоопределения будущего педагога и интегративная модель непрерывной самореализации личности педагога профессиональной школы [12, 13];


- обоснована система социально-педагогических условий эффективного формирования междисциплинарной системы гуманитарных и профессиональных компетенций современных педагогов; раскрыты сущность и механизмы интеграции организационных и воспитательных компонентов эффективного формирования современной профессиональной культуры педагогов [14];


- разработаны теоретические положения проектирования инновационных процессов; раскрыты сущность и структура современного инновационного потенциала педагогов профессиональных лицеев и колледжей как важнейшего фактора развития смыслового содержания их профессиональной деятельности; определены механизмы нивелирования негативных процессов ресоциализации инноваций [15];


- систематизированы дидактические механизмы интенсификации учебного процесса, разработана методика проектирования интенсивных методических систем; разработаны вариативные модели продуктивного обучения школьников, и определены организационно-педагогические условия развития профессиональных компетенций в процессе дидактического и методического сопровождения педагогов в продуктивном обучении; разработаны научно-методические основы подготовки педагогических кадров в области разработки и использования интенсивных методических систем, а также в области использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности на основе интегративно-модульного подхода [16, 17];


- разработаны научно-методические основы создания эффективной инфраструктуры системы образования взрослых; сформирован понятийно-категориальный аппарат, и определена общая структура программно-дидактического сопровождения непрерывного образования взрослых; обоснованы андрагогические и праксеологические подходы к информатизации открытого образования взрослых и дидактические условия их профессиональной подготовки на различных ступенях непрерывного образования; определены научные основы разработки стандартов качества профессионального образования специалистов [18, 19];


- в исследованиях, направленных на создание эффективной инфраструктуры систем образования взрослых в России и СНГ, разработаны научно-методические основы создания и механизм развития образовательного пространства при взаимодействии социокультурных институтов, определены условия реализации моделей их взаимодействия; разработаны теория и технология обеспечения внутри и межведомственного взаимодействия институтов в системе образования взрослых в России и СНГ; выявлены основные направления согласования управления педагогическим образованием в РФ и других государствах СНГ и ЕврАзЭС; разработана теория сложных методов управления педагогическим образованием [20].


В качестве важнейших достижений РАО, полученных Институтом в ходе исполнения Государственного задания Программы фундаментальных исследований государственных академий наук на 20082012 гг. признаны: профессиологическая теория педагогического образования; социально-педагогические условия формирования междисциплинарной системы гуманитарных и профессиональных компетенций личности как элементов подготовки молодых педагогов; теоретические основы междисциплинарного механизма интеграции организационных и воспитательных компонентов формирования современной культуры педагогов и студентов в условиях модернизации социально-педагогической среды; теоретико-технологические основания создания инструментария мониторинга качества педобразования; научно-методические основы создания эффективной инфраструктуры системы образования взрослых в России и СНГ; теоретические подходы к обеспечению внутри- и межведомственного взаимодействия, консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития системы образования взрослых; теория и технология андрагогического обеспечения инновационного развития профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; научная база разработки стандартов качества профессионального обучения специалистов с учетом требований реализации потенциала андрагогических технологий.


Полученные результаты нашли отражение в подготовленных и опубликованных 639 научных работах: 48 монографиях, 12 концепциях, 54 сборниках научных трудов и статей, более чем 300 научных статьях, в том числе в зарубежных изданиях и отечественных рецензируемых журналах, 72 учебных методических пособиях и рекомендациях, 6 словарях, 104 аналитических обзорах, докладах и научных отчетах, 14 образовательных программах и др., являющихся основными видами научной продукции Института, многие из них были внедрены в практику работы образовательных учреждений разного уровня.


В рецензируемом журнале «Человек и образование», входящем в список ВАК и издаваемом Институтом, публикуются материалы отечественных и зарубежных исследователей по проблемам педагогического образования и образования взрослых, развитию образовательного пространства государств-участников СНГ, просветительской деятельности.


Развитие Института невозможно без взаимодействия с отечественными и зарубежными организациями, без наличия экспериментальной базы.


Институт имеет широкую экспериментальную базу, включающую более 40 опытно-экспериментальных площадок (школы, колледжи, лицеи, университеты и вузы и др.) в различных регионах и городах России, где он проводит экспериментальную работу в соответствии с заключенными договорами о творческом сотрудничестве.


Институт осуществляет также широкое международное сотрудничество с зарубежными коллегами ближнего и дальнего зарубежья: из Армении, Беларуси, Украины, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, а также из Великобритании, Германии, Латвии, Польши, Финляндии, Хорватии и Эстонии. Институт как базовая организация МПА СНГ подготовил проекты модельных законов «О начальном и среднем профессиональном образовании», «Об образовании взрослых», «О просветительской деятельности», «О статусе работников образования», а также рекомендации «О правовом обеспечении образования взрослых в государствах-странах СНГ» и др. документы. Одним из значимых продуктов деятельности базовой организации является разработка Концепции развития образования взрослых в Российской Федерации и других государствах-участниках СНГ, а также Плана мероприятий по реализации данной Концепции.


Представители Института регулярно принимают участие в работе рабочих групп по подготовке и проведению заседаний Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ и конференций министров образования стран Содружества.


Из года в год расширяется сфера влияния и повышается статус Института, растет его научный и образовательный потенциал благодаря реализации научных программ, образовательной и экспертной деятельности, работе диссертационного совета, проведению различных научно-практических мероприятий, публикации научных трудов, развитию системы повышения квалификации педагогов.


Ученые Института принимали участие в реализации 38 федеральных целевых, региональных, ведомственных и других внеакадемических научных программ и грантов. Организовали и провели более 70 научно-практических конференций и форумов, круглых столов, методологических семинаров и мастер-классов международного, всероссийского и регионального уровней. Сотрудники Института сделали более 350 научных докладов на научно-практических мероприятиях. Кроме этого подготовили более 300 официальных экспертных заключений на различные нормативно-правовые документы, образовательные программы, научно-исследовательские проекты и отчеты, диссертационные работы, учебные и методические разработки в области педагогического образования и образования взрослых.


В Институте сохранена преемственность научных школ по проблемам профессионально-технического образования с развитием научных школ в области исследований по проблемам педагогического образования и образования взрослых, педагогической инноватики и др.


В Институте имеется аспирантура и функционирует Диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.


Подготовка аспирантов ведется по дневной и заочной формам на основе бюджетного финансирования, а также аспирантов и соискателей по договорам с физическими и юридическими лицами об оказании образовательных услуг на платной основе.


Институт организует и выполняет по договорам с заказчиками: фундаментальные и прикладные исследования; экспертизу педагогических проектов, образовательных программ, учебников, учебно-методических печатных и электронных пособий, контрольно-измерительных материалов; образовательную деятельность по подготовке и повышению квалификации преподавателей и руководителей учебных заведений на основе имеющейся лицензии и другие виды деятельности, которые Институт вправе оказывать сверх государственного задания за оплату для юридических и физических лиц, перечисленных в Уставе Института.


За прошедшие 5 лет Институтом проделана значительная работа по созданию необходимого нормативно-правового и научно-организационного обеспечения, позволившего активно приступить, развернуть и реализовать научные и экспериментальные исследования по Программе фундаментальных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы и Плану фундаментальных исследований РАО на 2008-2012 годы по проектам 6.3. и 6.4., где Институт выступал как головная научная организация РАО.


За сравнительно короткий срок Институт стал головным научно-исследовательским институтом в стране, занимающимся комплексными фундаментальными и прикладными исследованиями в области прогнозирования и развития непрерывного педагогического образования, общего и профессионального образования взрослых. Лидирующая роль Института определяется также его статусом базовой организации Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности.


В нём трудятся ученые разных отраслей научного знания: педагоги, философы, психологи, физиологи, социологи, экономисты, инженеры различных профилей. Такая междисциплинарность Института обусловлена многогранностью его предметной научной деятельности и исследуемого системного объекта.


Новым этапом в развитии Института является проведение в 2013-2020 годах приоритетных научных исследований по Программе фундаментальных исследований государственных академий наук на 2013-2020 гг. по направлению 9. «Научные основы инновационного развития педагогического образования в современной России» и его проектам: 9.1. «Теоретико-методологические основы развития системы непрерывного педагогического образования в условиях современного мира», 9.2. «Инновационные механизмы и организационно-педагогические условия повышения качества педагогического образования», 9.3. «Модели и механизмы сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования разных уровней в подготовке и переподготовке педагогических и управленческих кадров» и 9.4. «Профессиологические, психолого-педагогические и акмеологические основания развития профессиональной деятельности педагога», а также по направлению 12. «Теоретико-методологические основы структурирования и развития профессионального образования разных уровней» и его проекту 12.5. «Научное обеспечение инновационного развития образования и социализации взрослых в условиях социально-экономических перемен», по которым Институт назначен головной научной организацией.


Кроме этого Институт является соисполнителем в исследованиях по проекту 3.4. «Теоретико-методологические основания формирования социально-профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях непрерывного образования» и проекту 4.2. «Теоретико-методологические основания подготовки педагогических и управленческих кадров в области информационных и коммуникационных технологий».


В ходе реализации указанных проектов будут получены новые ожидаемые результаты, имеющие новизну, теоретическую и практическую значимость для инновационного развития российского непрерывного педагогического образования и образования взрослых, в том числе в государствах-участниках СНГ [6].


Институт сегодня - это современное, междисциплинарное научное учреждение, имеющее в своем арсенале хороший научно-исследовательский кадровый потенциал и нормативно-правовую основу деятельности. Коллектив Института видит задачу развития института в выстраивании такого сектора научных исследований и оказания образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования, которые соответствовали бы современному заказу общества российскому педагогическому образованию и образованию взрослых на подготовку современных педагогических кадров, с одной стороны, и индивидуальным потребностям педагогического роста и их развития, с другой.


Список литературы


1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года, № 1662-р).


2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г., № 61).


3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 года, № 2227-р).


4. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года, № 233-р).


5. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2012 года, № 2237-р).


6. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие образование на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 года, № 792-р).


7. Колесников А. С. Тезаурус педагогического образования. Т.1 : Философия и методология образования : компаративный аспект / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. - 166 с.


8. Научное и практическое обеспечение национальной инициативы «Наша новая школа» в педагогическом образовании : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб.: УРАО ИПО, 2011. - 320 с.


9. Шилова О. Н. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях сетевой распределенной системы повышения квалификации: монография. - СПб.: УРАО ИПО, 2008. - 148 с.


10. Александрова Н. М. Профессиология педагогического образования: концепция. - СПб.: УРАО «Институт педагогического образования», 2010. - 88 с.


11. Александрова Н. М., Ламанова Л. А., Мелехин В.А. [и др.]. Теория профессиологии педагогического образования: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 230 с.


12. Социально-профессиональный портрет педагога: научный доклад / И. И. Соколова, Н. М. Александрова, А. С. Мищенко [и др.]. - СПб.: УРАО ИПО, 2009. - 102 с.


13. Батаршев А. В. Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы : монография. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. - 192 с.


14. Успешный педагог: социокультурные аспекты его развития и исследования : монография / под общ. ред. И. И. Соколовой, О. Б. Даутовой. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. - 112 с.


15. Образование и современность : коллект. монография / под науч. ред. Н. Н. Суртаевой, О. В. Ройтблат. - СПб., Тюмень : ТОГИРРО, 2012. - 208 с.


16. Сопин В. И. Проектирование информационно-технологических методических систем личностно ориентированного предметного обучения: монография. - СПб.: УРАО ИПО, 2008. - 208 с.


17. Подготовка педагогических кадров в области использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности на основе интегративно-модульного подхода : монография / под общ. ред. М. Б. Лебедевой.- СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012.- 165 с.


18. Практическая андрагогика. Книга 4. Информатизация образования взрослых : монография / под ред. А. Е. Марона, Л. Ю. Монаховой. - СПб.: УРАО ИОВ, 2011. - 350 с.


19. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых: монография / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова [и др.]; под ред. А. Е. Марона. - СПб.: УРАО ИОВ, 2012. - 400 с.


20. Педагогическое образование в государствах-участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. - Ч. 1. - 356 с. ; Ч. 2. - 331 с.


Соколова И. И. Институт педагогического образования и образования взрослых РАО: становление и развитие // Человек и образование. - 2013. - № 3. - С. 4-9.-.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://obrazovanie21.narod.ru/


Дата добавления: 24.06.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация деятельности детей в летнем лагере
Реферат Анализ распределения прав собственности на примере госкорпорации "Росатом"
Реферат Перпендикуляр
Реферат Исследование статистических взаимосвязей показателей на предприятиях общественного питания на пр
Реферат «Завершение объединения Франции» Задачи
Реферат Адаптация как процесс и результат приспособления индивида к среде
Реферат Педагогическая оценка
Реферат Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского
Реферат Профессиональное развитие в период молодости
Реферат Педагогическое воздействие
Реферат Учет и операционная деятельность в банках
Реферат Берлюковская пустынь
Реферат Маскировка
Реферат Финансовые результаты деятельности организации, оказывающей платные услуги, и пути их увеличения (на материалах КТСУП "Отель")
Реферат 1. Понятие и значение римского частного права. (Рчп)