Андрей Марусов, руководитель коучинг-центра, член Международной Ассоциации Коучей
В переводе с английского coach означает «тренировать, воодушевлять». Ранее это слово было напрямую связано со спортивной тренерской деятельностью. Новое значение оно приобрело в конце прошлого, ХХ-го столетия, благодаря американцу Томасу Леонарду. Леонард ввел его в бизнес-терминологию, став первым коучем - персональным тренером для людей, не привыкших останавливаться на достигнутом и желающих постоянно добиваться большего. Он создал первый Университет коучинга и Высшую школу коучинга (Graduate School of Coaching), где студенты обучаются при нципиально новой профессии: коучи призваны помочь человеку раскрыть себя, чтобы реально улучшать свою жизнь в любых сферах - будь то семья, работа или собственный бизнес. Очень бурно коучинг развивается по всему миру последние 5-6 лет, в России он делает только первые шаги.
Коуч - это звучит!
Квалифицированный коуч специально подготовлен, как подготовлен спортивный тренер для содействия спортсмену в его достижениях. Он не будет вас учить как и что вам нужно делать.
Коуч, даже если и знает как решить вашу проблему, заинтересован в том, чтобы вы сами нашли решение. Поэтому советов давать он вам не будет, а вот вопросами буквально забросает. Отвечая на вопросы, вы сами будете видеть все четче и яснее ваши задачи - и что самое важное, вы сами сможете выбрать наилучшее для вас решение. Коуч, конечно, подкинет вам пару идей, когда ваши собственные закончатся. Однако на своем решении он настаивать не будет. Его цель - дать вам возможность сделать это самостоятельно, найти решение, анализируя свой опыт и свое видение ситуации.
Коуч не должен быть специалистом в вашей области бизнеса. Но он обязан быть экспертом в раскрытии потенциала человека, необходимого для достижения желаемых целей.
Психологическое образование и опыт психотерапии может стать дополнительным подспорьем для практикующего коуча. Особенно, это необходимо, если на пути к заветной цели, поставленной клиентом, встает неразрешенная ситуация из прошлого. Если такая проблема есть, а у коуча нет такой квалификации, то клиенту лучше обратиться к психотерапевту, а затем продолжить коучинг. Психотерапевт, как правило, работают с прошлым человека, ищет ответ там; коуч же работает над будущим, и путь к «светлому и прекрасному» должен быть расчищен от старых завалов. Это особенно актуально для русского человека, который вообще склонен к рефлексии, дотошному анализу своего прошлого и концентрации на своих ошибках.
Коуч - это призвание и профессия, требующая знаний и опыта в своем секторе. Так, например, психологи, практикующие коучинг, могут помочь клиенту гармонизировать сферу отношений с людьми. Я пришел в коучинг из бизнеса: имею за плечами более семи лет работы в крупнейшей японской компании и более десяти реализованных проектов, от идеи до акта сдачи. Поэтому моя эффективность наиболее высока в разрешении человеческих проблем в бизнесе. Сам Томас Леонард, перед тем как стать коучем, долгое время занимался финансовым планированием.
Основанная им Высшая школа коучинга включает в себя несколько школ: коучинг малого бизнеса, школа корпоративного коучинга, коучинг личностного роста, школа креативности и другие. Я обучался в этих школах и продолжаю учиться до сих пор, поскольку полагаю, что эту сферу очень сложно исчерпать. Ученики Леонарда, получив азы коучинга вживую, теперь постоянно общаются на телеконференциях: обучающиеся из разных стран собираются на телефонной линии. В процессе этого контакта мы не только обмениваемся опытом, но выполняем еще и очень большую практическую часть, сами выступая в роли коучащихся. Все, что мы даем нашим клиентам, мы прежде проделали на себе. Проходим программы, например, «Качество жизни», «Личный фундамент». В этих программах применяется общая схема коучинга: мы фиксируем текущее состояние в какой-то сфере жизни, определяем желаемое состояние и начинаем движение.
Российские коучи имеют возможность обмениваться опытом на ежемесячных встречах Коуч-клуба, которые проводятся с лета 2003 года. Причем на заседаниях клуба могут присутствовать не только профессионалы, но и те, кто хочет узнать побольше о коучинге перед тем, как «испробовать» его на себе.
Раскручиваем «колесо жизни»
Виды коучинга. Персональный лайф-коучинг, бизнес-коучинг, корпоративный
Персональный коучинг (лайф-коучинг) - содействие раскрытию потенциала клиента для достижения поставленных целей в любых областях жизни.
Бизнес-коучинг - совместная работа над достижениями профессиональных и личных целей клиента в контексте его бизнеса или организации.
Корпоративный коучинг - достижение ярких целей компании, взращивание перспективных сотрудников для решения сложных задач.
Технология работы во всех видах коучинга строится по одним и тем же принципам, которые мы рассмотрим на примере бизнес-коучинга, тем более, что сейчас это самое востребованное направление.
В бизнес-коучинге идет работа с человеческой составляющей бизнес-процессов. Услугами коуча, как правило, пользуются руководители, «первые лица» компаний. Работа проводится один на один, по часовой сессии в неделю.
На начальной стадии от клиента требуется одно: иметь запрос - яркую цель и, разумеется, сильное желание ее достичь. Первичная задача коуча - подвести человека к максимальному осознанию цели, результатов и последствий ее воплощения. Работа над прояснением цели может занять несколько сессий. Наиболее часто встречающиеся цели клиентов - заработать миллион долларов или увеличить прибыль компании - всегда требуют глубокой проработки. Для достижения поставленной цели очень важно понять, что вызвало эту цель, и что за ней стоит. Чего клиент хочет добиться в результате достижения цели? Что будет следующей целью? Эти вопросы и, главное, ответы на них помогают создать видение будущего результата.
В процессе работы над запросом клиента коуч может предложить различные ассессменты - процедуры оценки изменений, оценки состояний. Например, один из самых простых.
Графический ассессмент «Колесо жизни» как элемент лайф-коучинга
Все восемь секторов представляют сбалансированность вашей жизни.
Отметьте уровень удовлетворенности каждым сектором на Колесе от 0 (центр круга) до 10 и соедините отметки линией. Получившаяся линия - это ваше Колесо. Возможно, колесо у вас получилось не очень круглое. Представляете, каково на таком колесе двигаться по жизни.
Определите, какие сектора вам следует улучшить для продвижения к вашей цели или разрешения проблемы. Какие действия необходимо предпринять? Когда их нужно предпринять? Какая поддержка вам нужна для успешного осуществления действий?
Следующим этапом является проработка стратегий. Здесь важен запуск креативности в голове у клиента - ему нужно увидеть много способов достижения своей цели, и выбрать наиболее эффективный и лучший. Важно использовать все ресурсы, создать поддерживающие структуры для достижения цели.
На основе выработанной стратегии планируются и осуществляются конкретные действия. Действия осуществляются клиентом. Этот этап сложнее двух предыдущих. Коуч требует выполнения согласованного в срок. Здесь коуч осуществляет уже не поддержку, а контроль и способствует улучшению эффективности действий, не позволяя лениться или придумывать отговорки.
Индивидуальная коучинг-программа
Помимо индивидуальных сессий коучи предлагают специальные открытые программы, проводимые в небольших группах. Например, программа «Создание собственного бизнеса» предназначена для тех, кто понял, что дело, которым он занимается, не приносит радости и удовлетворения, что лучший способ стать финансово независимым - это работать на себя. И хочет создать дело жизни, соединив устремления своей души с четкой логикой бизнеса.
На коучинг-программу «Достичь максимума» люди приходят с тремя целями на год (личными, карьерными или бизнес-целями). И в первую очередь с каждым с помощью «сильных вопросов» прорабатывается истинность цели. Стратегии достижения цели нарабатываются в парах: сами участники «выжимают» друг из друга квинтэссенцию, понимание того, что человеку нужно, на что он способен, чтобы приблизиться к желаемому результату. Далее важно определить для себя три личных измерителя успеха, каждый участник тщательно прописывает их сам. Если не прописать, то мы будем считать измерителями успеха то, что принято в обществе, то есть - красный Мерседес, большую дачу, длинноногую любовницу и миллион долларов в банке. Каждый понимает, что хочет сделать что-то свое, но что и как? И я очень сильно докапываюсь, требую четких формулировок - не то, сколько денег нужно, - другое! Для чего ему эти деньги? Важно, чтобы у человека были твердые, осознанные, его личные ориентиры.
Работая по коучинг-программе, человек устраняет все отжившее и неработающее. Но этого мало. Нет движения, нет действия - нет и коучинга. Есть люди, которых потребность в развитии приводит на разные семинары, тренинги. Но это никак не сказывается на их жизни, самореализации, материальной стороне. А для чего тогда это развитие?
Итак, клиенты коучей - отнюдь не мечтатели, а люди действия, способные принимать решения и не отступать от них, уже достигшие определенных успехов, но в какой-то момент понявшие, что им этого мало. И работа с коучем сама становится «поддерживающей структурой», позволяющей достичь цели не усилием воли, а с легкостью и максимальной эффективностью. Индивидуальная программа часто называется лайф-коучинг.
Коучинг поднимает планку
Корпоративный коучинг менее востребован в России, чем персональный (лайф-коучинг) или бизнес-коучинг. Тому есть несколько причин: во-первых, коучинг - одна из самых дорогих корпоративных услуг, и многие руководители считают, что им невыгодно вкладывать деньги в персонал, кроме того, инициативные сотрудники, как показывает практика коучей, нужны далеко не всем. Сейчас готовы платить только за ключевых менеджеров. Так получилось, что у меня были какие-то иллюзии по поводу крупных нефтяных компаний.
Я полагал, что они готовы платить и за менеджеров среднего звена, но оказалось, что это не так. Нет у нас еще такого понимания - человек как сфера, в которую нужно вкладывать деньги. Обычно говорят: «У меня есть перспективные люди, я их обучу, но развивать - нет». В моей практике были случаи, когда человек уходил из компании после коучинга, сказав, что здесь ему не дают возможностей воплощать свои инициативы. Коучинг поднимает планку и позволяет видеть далеко вперед: много целей и способов; человек уже не просто исполнитель, он сам творец. А когда ему при этом директор говорит: «Нет, креатив мне не нужен, четко исполняй то, что приказано», конечно, он уйдет.
В результате внедрения корпоративного коучинга все оказываются в выигрыше: ведущие сотрудники получают осознание перспектив, ясность направления движения, большую самостоятельность, поддержку собственной инициативы. Глава компании получает лояльных, заинтересованных, эффективных соратников. Время, затрачиваемое им на продумывание их задач, сокращается. Он может гораздо больше концентрироваться на выполнении функций своего масштаба. Сбалансировать свое время на бизнес, отдых, семью. И получить самый осязаемый результат от внедрения корпоративного коучинга - увеличение прибыли компании. По данным Международной Федерации Коучинга, окупаемость затрат на коучинг (ROI) равна 5, 3 к 1.
Ценность корпоративного коучинга особенно велика для современного руководителя, рассматривающего своих людей как огромный творческий потенциал, раскрыть который в интересах осуществления его видения будущего компании. Поэтому за корпоративным коучингом - будущее.
Коучинг в России так и не стал массовым явлением, что объясняется недигитальным русским характером. Русская душа представляет из себя континуум, вселенную, не поддающуюся оцифровке. Коучинг же требует оценки степени свершений, что видно из круговой диаграммы лайф-ассесмента. В гораздо большей степени развит корпоративный коучинг, в основном, как стиль управления. Корпоративный коучинг позволяет простроить структуру, поддерживающую новичков вопреки российской традиции устраивать дедовщину - некий тип русской инициации новичков. Компании, находящиеся на стадии роста, что в кризисные годы является редкостью, будут успешнее с коучинговым стилем управления. Однако зависимость от коуча, от тренера, которая может возникнуть в процессе работы - дело нехорошее. При ее возникновении отношения коуч-клиент разрушаются: человек в конце концов начинает ненавидеть того, от кого зависит.
Умные коучи все равно приспосабливают западные программы на российский лад и таким образом достигают успеха.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popsy.ru/
Дата добавления: 29.05.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |