Реферат по предмету "Философия"


Философия буддизма

ПЛАН: 1.Введение 3стр. 2.Жизнь Будды Гаутамы 4стр. 3.Почему я несчастен? 7стр. 4.Как я могу найти счастье? 10стр. 5.Философия буддизма 13стр. 6.Заключение 15стр. 7.Список литературы 16стр. ВВЕДЕНИЕ Буддизм – распространенная во многих странах Востока одна из трех мировых религий, возникшая в Древней

Индии в 6-5 вв. до н.э. на основе культа Будды как воплощения наивысшего духовного развития. К началу к I тысячелетия до н.э. в Индии сложилась религия, получившая название ведизм (веда – знание). Уже тогда возникла вера в переселение душ и учение о карме (судьбе), которое освящало деление общества на касты. Эти идеи вошли в основу основ духовной жизни Индии, оказали влияние на социальную структуру цивилизации и проявили удивительную жизнестойкость, сохраняясь

на протяжении огромного периода индийской истории. Отчасти поэтому такой сложной оказалась судьба буддизма. Буддизм – древнейшая из мировых религий, сыгравшая важную роль в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации. До настоящего времени он оказывает огромное влияние на культурный облик и образ жизни значительной части населения Японии, Шри-Ланки, Бирмы, Таиланда,

Китая, Монголии и других стран Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. В мире, по разным подсчетам, насчитывается от 300 до 600 млн. буддистов. Приверженцами этой религии в России традиционно являются буряты, тувинцы и калмыки. По существу буддизм – это грандиозный социо-культурный комплекс, включающий как религиозное мировоззрение и культ, так и философские системы, этические взгляды, традиции и обычаи, специфические жанры искусства,

методы практической деятельности и отношение к миру. Эта мощная культурная традиция долгое время развивалась на собственной основе, в отрыве от христианской и мусульманской культур. Время жизни основателя этой религии Будды Гаутамы относят к VI в. до н.э. Самые ранние из дошедших до нас письменных источников, повествующих о нем (Палийский канон) датируется I в. до н.э. поэтому неудивительно, что описание жизни

Будды как исторического деятеля в значительной мере дополнено легендами и мифами, и отделить фактическое от легендарного достаточно сложно. За многие сотни лет своего существования буддизм разделился на множество школ, течений и направлений. Одни из них делают упор на практические аспекты учения, другие – на психологические, метафизические, этические. Но всегда остается нечто общее, присущее всем направлениям, что позволяет говорить о буддизме вообще. ЖИЗНЬ БУДДЫ ГАУТАМЫ Будущий

Будда был, очевидно, реальным историческим лицом. В буддистской исторической литературе подробно описано, как боги решили, что новому пророку и божеству необходимо явиться на землю. Будда избрал себе время появления, часть света – Индию, а также конкретную страну – маленькое княжество с главным городом Капилавасту. Будда избрал себе для появления на свет касту кшатриев, мать – добродетельную Майю, которой накануне рождения сына приснился вещий сон, будто в ее правый бок вошел белый слон, среди

Гималайских гор, куда Майю принесли небесные властители, в золотом гроте, украшенная цветами и красивыми одеждами, она приняла Будду в свою утробу. Будда родился в роще под деревом у селения Лумбини. Ему было дано имя Сиддхарта (выполнивший свое предназначение). Полное имя будущего Будды – Сиддхарта Гаутама Шакьямуни. Детство, юность и молодость Гаутама (родовое имя) провел в имении отца во дворцах и садах, окруженный

слугами и прекрасными девушками. Не имея ни в чем недостатка, он не задумывался о трудностях и печальной сторонах человеческой жизни. Женился на красивой девушке по имени Иасадхара, у них родился сын Рагул. Но счастливое и спокойное течение его жизни однажды было нарушено. Когда Гаутаме исполнилось 29 лет, боги устроили так, что во время увеселительных прогулок произошли 4 встречи: со стариком, покрытым язвами, с больными страшной болезнью – проказой, с мертвецом и монахом-

отшельником. Это буквально перевернуло его внутренний мир, заставило задуматься об иллюзорности и недолговечности счастья, о всепроникающей силе зла, царящего в мире, и подвигло к действиям, повлекшим за собой, как считают буддисты, кардинальное изменение судеб мира. Гаутама в сопровождении единственного слуги отправляется в странствие. Ангел вручил ему восемь вещей: три одежды (верхняя, нижняя и ряса желтого цвета), чашу (для того, чтобы

люди клали в нее добровольно подаяние), нож, иглу, пояс и сито (чтобы не проглотить с водой насекомое). Следуя широко распространенному в Индии обычаю, оставив дом и семью, Гаутама становится аскетом, надеясь изнурением плоти достичь духовного совершенства и найти выход из той суровой и непривлекательной ситуации, в которой, как оказалось, находится мир. Но семь долгих лет следования суровым монашеским обетам не привели его к желаемому результату.

Отвергнув как аскетизм, так и бездумное подчинение чувственным желаниям, Гаутама пытается идти серединным путем, который приводит его к событию, которое буддисты считают ключевым в нашей кальпе, равной 8 640 000 000 годам. Находясь в состоянии глубокой медитации под священным древом бодхи, Гаутама был осенен истиной. В этот момент он стал Буддой («просветленным», дословно – «пробужденным»).

Демон Мара подвергал его искушениям, предлагал все блага мира – золото, власть, славу. Но Будда усилием воли заставил демона отступить, после чего произнес в лесу у города Бенарес свою первую проповедь. Его слушателями были 5 монахов и 2 газели. Прежде всего, Будда сказал о «Четырех благородных истинах», с постижения которых начинаются для человека спасение и освобождение. Это истины о всеобщности страдания, о причине страданий, о возможности прекратить

страдания и о пути к этой цели. В течение сорока лет Будда Шакья-Муни проповедовал свое учение. Множество людей благодаря этому освободилось от страданий, органически присущих миру смертей – рождений (сансара – «колесо перерождений»). Затем пришел его срок, и Будда умер в восьмидесятилетнем возрасте, отведав недоброкачественной жареной свинины, чтобы никогда больше не рождаться. По существу, это была не смерть в обычном смысле слова,

а великий переход в нирвану (высшее состояние духа, освобождение от сансары). Будда знал, что он умрет, он считал свою миссию на земле законченной. Но семена учения были брошены на благодатную почву. Оно широко распространилось в Индии и вышло за ее пределы. Тело Будды, согласно обычаю буддистов, было сожжено, но останки сохранились в различных местах

Индии. Среди этих реликвий выделяется главная – зуб Будды, который хранится в Шри-Ланке в городе Канди. Этот зуб вырвал из погребального костра один из его учеников. В III в. до н.э. индийский царь Ашока объявил буддизм государственной религией Индии. При нем состоялся III Буддийский собор (один был собран, по преданию, сразу после смерти

Будды, а другой через 100 лет после этого события). На IV соборе было закреплено деление буддизма на два больших направления: хинаяну («малая колесница» - узкий путь спасения) и махаяну («великая колесница» - широкий путь спасения). Распространившись на Цейлоне, в Индокитае, Индонезии, Тибете, Средней Азии, Китае, а оттуда – в Корее, Японии, буддизм постепенно утратил влияние на своей

родине в Индии, где был вытеснен родственной религией необрахманизмом (индуизмом). ПОЧЕМУ Я НЕСЧАСТЕН? Будда предполагал: «Потому что вы наполняете себя желаниями до такой степени, что жажда исполнения желания не может быть утолена даже тем, к чему вы стремитесь». «Как я могу быть счастливым?» - Уменьшая желания. Когда вы справитесь с эгоизмом, с неразумными привычками и надеждами, придет ваше истинное счастье. Весь вклад Гаутамы в знания человечества сконцентрирован вокруг проблемы боли и несчастья.

Новое знание, было знанием о причине страданий и о том, как их превозмочь. Впервые он поведал эти знания в проповеди. В тот же день их назвали «Четырьмя Благородными Истинами». Первая истина – это факт страдания. Первая благородная истина «Рождение – страдание, болезнь – страдание, смерть… нахождение рядом с тем, что мы ненавидим,… разлука с тем, что мы любим… не достичь желанного – страдание.

Привязанность к существованию – страдание». Ясно, что Гаутама говорил о жизненном опыте каждого. Роды – это напряжение и для матери, и для ребенка. Рождение новой мысли может также происходить очень болезненно: трудно отбросить старые взгляды и привычки. Разрушение тоже болезненно – неважно, зуб разрушается или нравственность и доверие. Болезнь – это неприятность и физическая, и душевная.

И смерть, и страх смерти для нас и для других составляет страдание. Как присутствие объекта ненависти, так и отсутствие объекта любви доставляет боль. Понятие страдания, данное Гаутамой, шире понятия просто физической боли. Он особенно сосредоточил внимание на страдании ума и сердца. Гаутама полагал: «Если я несчастен, то это потому, что я не живу гармонично.

Если я не живу гармонично, то это потому, что я не научился принимать мир таким, какой он есть. Возможно, я ожидаю от мира чего-то, чего я не в праве ожидать. Возможно, я слишком сильно привязан к какой-то одной части моего мира, так что потерял связь с общей картиной». Гаутама пытался принять за отправную точку действительности факт, который ни у кого бы не вызвал сомнения и который для каждого был бы очевиден.

Вторая благородная истина Гаутама сказал: «Я учу только двум вещам – страданию и освобождению от страдания. Гаутама как хороший целитель развивает идею о причине страдания: «Вот Благородная Истина о происхождении страдания. Жажда физических ощущений служит причиной новых воплощений. Эта жажда сопровождается чувственными наслаждениями и ищет их удовлетворения то здесь, то там. Она принимает форму жажды чувственных удовольствий или жажды процветания».

Гаутама хотел, чтобы люди поняли, что тот, кто жаждет физических ощущений, не может быть свободен и поэтому не может быть счастлив по-настоящему. Можно было бы сказать, что удовлетворение всех страстных желаний тоже своего рода счастье. Но такого рода счастье быстро улетучивается, так как не дает той глубокой удовлетворенности, которая является истинной целью человека. Часто мы находим людей, все больше и больше зависящих от этих искусственных радостей, потому что в

действительности они просто боятся оказаться лицом к лицу с глубоким несчастьем и хаосом в душе. Гаутама советует каждому отыскать для себя разницу между этими двумя видами счастья. Страсть, ведущая к несчастью, возникает, когда мы игнорируем наши действительные потребности. Будда учил, что главным в жизни является то, что ведет к большему познанию себя, потому что это приносит счастье. Третья благородная истина Страдания прекращаются с полным прекращением страстей. «Человек не

должен оставаться рабом своих страстей». Он может сделать что-то со своим несчастьем. Каждый человек может сделать выбор, как жить. Он может заполнить простой, не вызывающей сомнения привычной деятельностью. Или он может самостоятельно принимать решения и делать выбор в тех ситуациях, в которые он попадает. В первом случае человек действует, исходя из поверхностных нужд, игнорируя свои подлинные потребности. Во втором случае человек делает возможной реализацию своего истинного потенциала.

Каждый имеет право выбора, и каждый сам будет пожинать его плоды. Человек, убегая от проблем, просто добавляет их, и он до краев наполнится ими, которые никогда не решаются. Сталкиваясь с новой трудностью и продолжая действовать так же неэффективно, человек сталкивается также и со старыми трудностями, совершая новые бесполезные действия и создавая вредные привычки. Это не может привести к продолжительному счастью.

Движение круга перевоплощений и несчастий может быть приостановлено, если человек перестает предаваться своим страстям. Алчность, ярость, слепая любовь – отличительные признаки страстей. Характер, который человек формирует сегодня, определяет, насколько он будет счастлив завтра. Мы делаем лучший выбор, говорит буддист, когда мы выбираем вдумчиво, преодолевая эгоизм и пересиливая страсти. Четвертая благородная истина КАК Я МОГУ НАЙТИ

СЧАСТЬЕ? Излагая Четвертую Благородную Истину, Гаутама описывал способ, с помощью которого человек может отказаться от страстей. Этот способ называется «Благородный Восьмеричный Путь Спасения». Эти восемь шагов составляют особый путь. 1.Правильная точка зрения Первый шаг к счастью в правильной точке зрения на несчастье. Прежде чем достичь какого-то успеха, человек должен увидеть свою проблему как она есть.

Когда он видит, что его игнорирование реальных фактов своей жизни и вызывает эту неприятность, и когда он примет на себя ответственность за эту неприятность, тогда он встанет на Путь. До тех пор, пока человек смотрит на жизнь с неправильной позиции, он будет подчиняться страстям, как будто это может сделать его счастливым. Это путь самообмана. Мы должны научиться понимать, почему это обман. Тогда мы готовы сделать второй шаг.

2.Правильное устремление Каждый к чему-то стремится. Беда в том, что многие из нас с путаницей в мыслях и эмоциях стремятся к неправильному. Мы не сосредоточиваем своих желаний и усилий на истинных ценностях. Будда указывал на доброту и любовь как на истинные ценности. Они могут быть приобретены только тогда, когда человек поднимается выше примитивных понятий «я», «мы»,

«мне», «мое». После отказа от сосредоточения на себе истинная доброта и любовь проявляется естественно и свободно. Следующие три шага связаны с образом действий, который должен вытекать из правильного отношения. 3.Правильная речь Человек, следующий Путем Будды, не может больше получать удовольствия от сплетен, клеветы, брани или праздной болтовни. Его речь будет контролируема, тактична, продуманна, потому что она исходит из доброго отношения к другим. Гаутама, как и современные психологи, признавал, что это

камень преткновения на пути к зрелости. 4.Правильное поведение Гаутама не описывал подробно границы этого понятия. Утверждается, что человек не должен убивать, красть, быть грязным, лгать, употреблять дурманящие вещества. Для Гаутамы правильное поведение означало любовь. Мы не должны быть вместилищем чувства возмущения или ненависти. «Ненависть никогда нельзя победить ненавистью,

ненависть побеждается любовью». Гаутама говорил, что люди не должны драться или возмущаться, если даже на них яростно нападают. «Вы должны подавить негодование и хранить в душе любовь без скрытой враждебности. 5.Правильный образ жизни Не следует заниматься никаким делом, связанным с разрушением жизни в любых ее проявлениях. Это включает для буддистов торговлю мясом, продажу ядов, наркотиков или работорговлю, рабовладение. Нельзя заниматься производством или распространением спиртного.

Так же не следует быть солдатом. 6.Правильное усилие Шестой шаг – это побуждение превысить существующий уровень. Правильное усилие означает, что каждый сам должен определить для себя подходящий темп продвижения по Благородному Восьмеричному пути к истинному счастью. Человек не должен двигаться слишком медленно или слишком быстро.

Каждый человек со своими собственными нуждами и собственным темпом. Одна из задач нашего познания самих себя – это научиться идти в наивысшем для нас темпе. 7.Правильное отношение Седьмой момент заявляет, что именно ум является тем, что приводит человека к большинству разладов в жизни. Физические желания могут сбивать с толку. Целью Будды было научить людей тому, что объекты, которые воздействуют на наши чувства, способны делать

несчастными потому, что они могут вызывать чрезмерные желания. Буддист старается постоянно помнить, что его чувства недолговечны, они приходят и уходят. Таким образом, он в состоянии оставаться неподвластным своим эмоциям, страстям или привязанностям. Человек, который может воспринимать свои чувства объективно, будет менее подвержен их влиянию. 8.Правильное созерцание Это заключительный шаг на

Пути. Гаутама высоко оценивал некоторые из йоговских практик. Они помогли ему «успокоить» ум. Йога преподавалась индивидуально. Она включала в себя обучение тому, как успокоить неуместные мысли, пока человек не сможет придти прямо к осознанию своих подлинных нужд. Путь познания – озарение или интуиция. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА Буддизму неведома идея Бога-творца мироздания и

Промыслителя мировых событий. Реальные вещи и события считаются в буддизме проявлением огромного количества дхарм – своеобразных элементов психофизического мира (термин дхарма имеет ряд других значений, в том числе «учение Будды»). «Успокоенные» дхармы представляют собой мир Абсолюта, нирвану; «волнующиеся» дхармы – сансару, мир, наполненный страданием. Согласно идее перерождения, после смерти живого существа происходит его новое рождение с новыми же

страданиями. Вместе с ним человек получает шанс достичь спасения собственными усилиями. Форма нового перерождения определяется кармой, своеобразным законом воздаяния. По этому закону любые поступки, слова, намерения и мысли человека имеют положительное или отрицательное моральное значение. Этому же закону подчинены животные, боги, асуры (демоны) и все другие существа. Однако будды (достигшие пробуждения) и бодхисатвы (достигшие пробуждения, но отказавшиеся от нирваны

во имя любви и сострадания к людям) уже не подчинены карме. Для буддизма характерна идея опоры человека на собственные усилия для достижения спасения, а так же идея равенства людей независимо от варны. Варны – четыре основные группы древнеиндийского общества, из которых впоследствии развилась кастовая система: брахманы – жрецы; кшатрии – воины; вайшьи – земледельцы, торговцы; шудры – слуги. Первые три варны считались «дважды рожденными».

Привилегированное положение в обществе занимала варна брахманов. Положение об опоре человека на собственные усилия в достижении спасения, а также о равенстве людей, независимо от их принадлежности к той или иной варне явные свидетельства первоначальной оппозиционности буддийского учения господствовавшей религии – брахманизму. Брахманизм учил, что главное лицо в достижении спасения – это брахман, но не сам индивид.

Будда же провозгласил равенство людей не только в страдании, но и в возможности освободиться от уз сансары собственной практикой. Буддийские представления о перерождении души западные исследователи иногда передают как «переселение души». Это не совсем точно. В буддизме и тело человека, и его духовные способности имеют мнимое существование, представляют собой поток «волнующихся» дхарм, непрерывно сменяющих друг друга психических состояний.

Личность воспринимается самим человеком как совокупность пяти групп элементов: материальные свойства; чувства, ощущения; восприятие, представление; волевые импульсы; сознание. Сами дхармы существуют, рождаясь и исчезая, в течение исключительно малых временных промежутков (0,0000135 секунды). Они многочисленны, мгновенны, безличны и взаимосвязаны в пространстве и времени в цепь причинности из 12 звеньев – нидан: неведения, характера, сознания, имени, шести органов ощущений, общения, чувства,

желания, привязанности, становления, рождения, старости и смерти. Две первые ниданы относят к предыдущей жизни, две последние – к будущей. Остальные описывают нынешнюю жизнь индивида. Каждое предыдущее звено является причиной последующего. Начальная же нидана не имеет причины. Неведение понимается буддистами этически как темнота в духовном смысле. Душа и сознание человека, обуреваемого желаниями, не знают причин нынешнего состояния, не помнят

о прошлых перерождениях. Только перед «просветленным» открывается вся истинная картина мира, бездонная глубина блуждания души, связанной оковами сансарического бытия. Просветление как противоположность неведению – это следствие мудрости, порожденной волей. Каждый последователь Будды должен приобрести собственный опыт просветления, а основное средство для этого – медитация. Существует пять начальных заповедей: не убивай никакого живого существа, не бери

тебе не принадлежащего, не говори неправды, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков. Сверх того для послушников и монахов обязательны еще 5 заповедей: не посещай зрелищ, не используй мазей, благовоний, украшений, не спи на широкой высокой постели, не имей золота и серебра, не ешь после полудня. Позднее в число моральных требований были включены доброжелательность, скромность, помощь, уважение, преодоление зависти и т.д. К числу пороков отнесены невежество, жадность, легкомыслие, оскорбление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В основе доктрины буддизма лежат важнейшие идеи Упанишад – сансара и карма. Вместе с тем буддизм разработал собственное учение. Оно включает как космологический, так и гносеологический компонент. Оба они в конечном счете работают на буддистскую этику и решают проблему спасения человека. Буддистская космология основана на учении о дхармах.

В общем виде дхармы представляют собой первоэлементы, своего рода атомы мироздания, образующие все проявления как физического, так и психического бытия. Круговращение дхарм и есть бытие. Признается разграничение бытия на «проявленное» и «непроявленное». Первое обозначается сансарой, второе – нирваной. Четыре благородные истины и основанный на них восьмеричный путь спасения является в буддизме одновременно и целью бытия человека и его средством.

Они универсальны в том смысле, что доступны каждому. Следование им ведет к уменьшению индивидуального зла и сокращению общего объема зла в мире. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Введение в философию. 1 ч М изд. Политической литературы, 1989г. 2.Религия в истории и культуре. М.Г. Писманик, М изд.«Юнити» 1996г. 3.Религии мира.

А.Е. Кулаков 4.Великие религии человечества. Ф.Росс и Т.Хиллс, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999г. 5.История мировых цивилизаций. В.М. Хачатурян, М «Дрофа», 1999г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.