Реферат по предмету "Философия"


Философское мировоззрение и его структурные компоненты

Философия. Философское мировоззрение и его структурные компоненты. Достаточно часто философию определяют как систему воззрений, которая должна найти себе подтверждение в жизненном опыте и проявить себя в реальных науках. И действительно, именно в том, что философия есть рациональное, научно обоснованное мировоззрение, усматривают е сущность многие исследователи. Но если суть философии в том, что она есть мировоззрение,

то как следует понимать последнее Мировоззрение традиционно понимается как система взглядов на мир в целом. При этом понятие мир в целом включает в себя мир сущного и должного, и Землю, и вселенную, и известные из физики микро макро- и мегамиры. Освальд Шпенглер, например, предлагает взглянуть на мир - как - историю. Его противоположность составляет мир - как - природа.

Можно ещ увидеть мир - как - действительность, который включает в себя Я - как - возможность. Мир в целом не мыслится как нечто завершнное, в котором вс давно уже известно и пережито если бы это было так, то к чему же тогда мои желания и стремления, да и я сам, готовый начать вс сызнова Мир - это вечно длящаяся, становящаяся и изменяющаяся бесконечность, открытая и неравновесная система. Взгляды и воззрения на мир в целом, которые в приведнном определении выступают в роли ключевого

понятия, по их смысловой нагруженности есть нечто большее, нежели просто информация, нейтральная осведомлнность либо безличные сведения. Это и видение, и понимание, и отношение, и оценка - т.е. некий синтез, включающий в себя обобщнный образ реальности, помноженный на знание и позицию личности. При их формировании осуществляется некий отбор представлений, приоритетов и предпочтений. Когда взгляды сформированы под воздействием сложившихся норм, эталонов и стереотипов, нивелирующих

своеобразие индивидуального видения мира, такая система взглядов предстат как казнное или официально-идеологическое образование, весьма далкое от мироощущения индивида. В нм личностный элемент оттеснн на второй план, хотя по логике вещей мировоззрение связано именно с личностно значимым способом мировосприятия. Следует заметить, что мировоззрение бывает не только философским, но и религиозным, мифологическим, обыденным, научным, прогрессивным и регрессивным.

В чм же специфика собственно философского мировоззрения, т.е. мировоззрения понятого в самом широком смысле слова Хотелось бы думать, что философское мировоззрение представлено стройной, научно обоснованной совокупностью воззрений, определяющих жизненные позиции, программы поведения действия людей. От религиозной формы оно отличается тем, что строит общую картину мира посредством понятий, теорий, логических аргументов и доказательств, в то время как для религии характерен примат веры над разумом,

логическая недоказуемость догматов. Одним из наиболее важных структурных компонентов философского мировоззрения становится устойчивая научная картина мира. Она ответственна за достоверность предлагаемых знаний о закономерностях развития мира, задат ориентиры научных изысканий. В не вписываются основные результаты научных исследований. Но именно потому, что философия есть нечто большее, чем знание причин и отражение закономерностей развития,

а сам мир - это не лишнный смысла анонимный процесс, а арена нашей жизнедеятельности, сфера, где субъект может жить и творить, преследуя свои цели, сугубо важен деятельностный аспект мировоззрения. По утверждению М. Хайдеггера, именно потому, что слово мировоззрение легко перетолковать в том смысле, будто речь идт о бездеятельном разглядывании мира, уже в 19 в. начали справедливо подчркивать, что мировоззренческая позиция означает в первую очередь жизненную позицию.

Слово мировоззрение предполагает появление человека среди сущего в качестве субъекта, который поднял свою жизнь до командного положения, всеобщей точки отсчта, который распознат меру и предписывает норму. Одновременно он вовлечн в жизненный процесс, соотнесн с ним и переживает его. Не следует сбрасывать со счетов историчность мировоззрения, подчркивающую конкретно-историческое видение мира и связанную с тем, что каждый человек рождается и бытийствует в определнное историческое время

в определнном историческом месте. Он помещн в лоно культурно-исторической традиции и во многом обусловлен приоритетом своей эпохи. Внимательный взор может прочитать в поступке и поведенческих реакциях каждого человека автограф духовной атмосферы своего века. Философское мировоззрение включает в себя и характерологические особенности этноса. Жизнь любого народа сопряжена с определнными идеалами и специфическими для его национальных предпочтений ориентациями. Названия греческая философия, немецкая философия или русская философия не

преследуют сугубо географической цели. Они свидетельствуют об особенностях интеллектуального мира, о стараниях национальной мысли овладеть измерениями универсума. Поэтому мировоззрение правомерно определять как проекцию человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени. К структурным компонентам мировоззрения помимо устойчивой картины мира относится также оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов, и целепоглощающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей.

Понимаемый таким образом мир, состоящий как бы из трх царств - действительности, ценности и смысла и есть основание философского мировоззрения. В мировоззрении следует различать его интеллектуальную и эмоциональную составляющие. Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается понятием миропонимание. Последнее достаточно устойчиво, так как включает в себя систему точных знаний о мире законы, теории, принципы, регулятивы. Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями мироощущение и мировосприятие.

Мироощущение является самым первоначальным элементом, соединяющим субъект человека и объект мир.Мироощущение свидетельствует о непосредственно чувственном контакте человека и мира. Оно представляет собой как бы превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Это тот мостик, благодаря которому данности окружающего мира проникают в человеческую субъективность. Мироощущение достаточно динамично, представлено многообразием и перепадом чувств и настроений.

Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций, событий в виде наглядных образов и представлений. Оно обеспечивает чувственную ориентировку человека в окружающем мире и очень зависимо от мотивационной сферы. Мировосприятие может наполнять себя из разных источников это впечатления от природы, произведений искусства, сферы общения, языковой среды, непосредственной жизнедеятельности. Мировосприятие имеет аффектную эмоциональную окраску и может быть в той или иной степени пристрастным.

В отличие от миропонимания мироощущение и мировосприятие достаточно подвижные образования. Чувства тревоги, неуверенности и подавленности при достижении поставленной цели могут достаточно быстро перейти в ощущение радостного и оптимистичного настроя. Многочисленные вариации в мироощущении и мировосприятии возможны вследствие того, что в этих структурах отражается качественное многообразие мира, помноженное на своеобразие и уникальность субъекта восприятия.

Так, мировосприятие молодого человека иное, чем у старого. У больного оно весьма отлично от восприятия здорового. Одно и то же событие принимает той или иной вид в зависимости от многих обстоятельств от особенностей индивидуальной психики, темперамента, склада характера, обычаев, нравов, предрассудков. Меланхолик видит трагедию там, где сангвиник усматривает просто происшествие, а флегматик - ничего

не значащий эпизод. На мировосприятие оказывает сво влияние так же тип национальной культуры, особенности этноса и социокультурные различия. Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений, а затем поступков и действий субъекта. Мировоззрение оказывается фоном и основой человека и человечества. Оно дат о себе знать не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности. У И.Канта есть понятие гражданин мира. Однако оно означает отнюдь не единомыслие, а причастность к

всеобщему порядку мироздания, возможность объединения и узнавания себя в другом. Оно выступает определнной гарантией постоянства собственного Я, его самоидентификации. Мировоззрение можно представить как многоуровневое образование, в котором наличествует житейское, обыденное мировоззрение с его рационально-иррациональными элементами, рассудком и предрассудками, мифологическое, религиозное, художественное, политическое, научное мировоззрения и

пр. Однако вход один и логика миропостижения напоминает собой не широкую лестницу с табличками на каждом этаже, а скорее запутанный лабиринт мироориентаций. И если теоретический уровень мировоззрения тесно связан с научной картиной мира и предполагает освоение определнной системы законов, знаний и принципов, то на практическом, как правило, стихийно формирующемся уровне мировоззрения огромную роль играет обобщение наиболее типичных представлений о жизни в повседневных

ситуациях, впитывание свойственных данной среде навыков, форм взаимодействий и привычек. Носитель обыденного мировоззрения, обобщая наиболее типичные для своей среды стереотипы мироотношения, кодирует их в определнную рецептуру действий и сплав убеждений, изменить которые нелегко. Однако не всегда следует трактовать обыденное и повседневное мировоззрение как ущербное. Еще Платон в диалоге Теэтет показывал, как справедливо молодая служанка посмеялась над мудрым философом

Фалесом, который засмотрелся на небесные светила и упал в колодец. Таким образом, обыденное мировоззрение, мировоззрение повседневности, хотя и представляет собой наиболее элементарный способ мироотношения, не лишено достаточной меры здравомыслия. Вместе с тем оно весьма прогнозируемо, так как инерционно и трудно манипулируемо в русле эклектичной постмодернистской чувствительности. Селянин в своих взглядах на жизнь всегда будет отличаться от урбаниста-

горожанина, а работник сферы торговли - от представителя духовенства. Каждодневный способ их поведения и самореализации будет насквозь пронизан мировоззренческими ориентациями и стереотипами, свойственными данной общности. Хуже, когда человек не поднимается до осознания своего мировоззрения, а живт, ориентируясь на мимолтность настроений, в потоке, в массе, в толпе. Великий гуманист А. Швейцер, упрекая нашего современника в его резко ослабленной потребности мыслить,

не без горечи замечает Современный человек - явление патологическое. Подобно безродным и никогда не трезвеющим намникам, мы бредм без мировоззрения во вс более ощущающемся мраке жизни, готовые одинаково преданно служить и возвышенному и низкому. Пагубность безмировоззренческого состояния велика. Когда нет определнных планов на будущее, принципов действия в настоящем и идеалов, пронизывающих ткань

прошлого и грядущего, человек находится в состоянии бездумия, а на место мировоззрения приходят неосознанные импульсы, непредсказуемые порывы и действия. Основной смысл подлинного мировоззрения состоит в переходе от неосмысленного бытия к осмысленному, в нахождении той степени разумности, которая освещает жизнь и мир жизнеутверждающим светом. Поскольку философия претендует на выражение фундаментальных принципов бытия и мышления, она является духовной основой всех форм осмысления мира.

Можно сказать, что современная систематическая философия - высший теоретический уровень мировоззрения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.