Реферат по предмету "Философия"


Феномен маргинальности в современном российском обществе

АВТОРЕФЕРАТ
диссертациина соискание учёной степени
кандидатафилософских наук
Феноменмаргинальности в современном российском обществе
Скорынин Сергей Леонидович
Волгоград –2009

Общая характеристикаработы
Актуальность темыисследования
Существует мнение, чтоизучение маргинальности в России уже исчерпало себя, поскольку огромный зарядинтереса к ней, созданный трансформацией страны в 1990-е годы, якобы иссяк.Действительно, потенциал новизны работ сугубо описательного характера сейчасуже отсутствует. Однако сегодня имеются основания для философского обобщенияфактов и процессов социальной реальности нашего недавнего прошлого, настоящегои ближайшего будущего. Кроме того, в истинно философской области темы –терминологии и теории состояний и процессов – остаётся не меньше вопросов, чембыло раньше. Сегодня весь мир и Россия находятся в переходном положении,поэтому осмысление феномена маргинальности важно для решения общемировыхпроблем, к чему всегда и стремилась социальная философия. Ещё одним мощнымфактором необходимости дальнейшего изучения маргинальности становитсяперманентное ускорение трансформационных процессов по времени и содержанию,диктующее необходимость постоянного осмысления нового материала уникальнойсоциальной реальности.
Актуальность темыисследования присутствует на трёх уровнях: общефилософском,историко-философском и ситуационном. В первом случае изучение феноменамаргинальности определяется его неизбежностью и перманентностью присутствия всоциальном бытии, как отдельного человека, так и всего общества. Историко-философскоеобоснование актуальности темы диссертации заключается в том, что, как и весьмир, Россия в конце XX – начале XXI вв. переживает глобальные изменения.Они преломляют абстрактные построения маргинальности в виде реального состоянияпограничности, резкого качественного изменения судеб целых народов. Кроме того,очевидна злободневность ситуации переходности от одного (сравнительнонебольшого) периода развития российской маргинальности к другому, котораяобусловлена глобальным экономическим кризисом.
В работе исследованосоциально-философское преломление феномена маргинальности и связанных с нимпроблем через вышеназванные аспекты: общетеоретический и концептуальный(осуществлена терминологическая рефлексия), историко-философский (дан детальныйсрез российской маргинальности) и ситуационный (дан анализ социальнойдействительности и возможных перспектив маргинальных элементов в меняющихсяобщественных условиях). Автором подчёркивается особая значимость и существенноевлияние маргинальных структур на современное российское общество.
Итак, перспективыглубокого изучения в современной России феномена маргинальности с точки зрениясоциально-философского подхода по-прежнему не исчерпаны, а его результаты –востребованы.
Степень научнойразработанности темы.
Феномен маргинальности исвязанные с ним различные социальные проблемы, а также жизнь российскогообщества новейшего времени по отдельности изучены достаточно основательно. Ноих сочетание и взаимовлияние в социально-философском ключе исследовано, навзгляд автора, недостаточно. В диссертации он опирался на две группы исследований.
К первой относятсяисследования социальной маргинальности в обществе в общефилософском ключе и врусле отдельных дисциплин. Данную группу источников можно условно разделить наработы зарубежных, советских и российских учёных.
Первоначально изучениемаргинальности осуществлялось американской социологией, культурологией исоциальной психологией (Г. Дики-Кларк,, Р. Мертон, Р. Парк, Э. Стоунквист, Т.Хьюз, Т. Шибутани), затем оно получило развитие в западноевропейских трудах Ж.Леви-Стрэнже, Д. Манчини, К. Рабана, А. Фаржа. Из западноевропейскихисследований последних 10–15 лет выделим работы Ч. Велена, Д. Гели, Д.Маршалла, Р. Минси.
К числу наиболее значимыхсоветских работ в данной группе относятся исследования Н.О. Навджавонова, М.И.Полякова, М.И. Семиряги, Е.Н. Старикова, М.В. Темкина, В.А. Шапинского и Е.М.Шапинской, Б.Н. Шапталова, а также ряд коллективных изданий.
Российские научные работыпо теме маргинальности 1990–2000-х годов представлены тремя направлениями. Висследованиях общего характера детально анализируются терминологиямаргиналистики, её история и концепции (исследования А.И. Атояна, С.П. Гурина,И.В. Зайцева, Т.А. Махмутова, А.С. Мигунова, Е.В. Покасовой, И.П. Поповой, И.П.Фроловой). В исследованиях маргинальности по различным сферам жизни отдельногочеловека и общества особое внимание уделяется ценностно-нормативнойсоставляющей культуры российского социума и личности, культурному подходувообще. К ним относятся исследования Н.Р. Акопян, Т.В. Вергун, С.И. Левиковой,С.М. Логачевой, Е.В. Покасовой, О.А. Сергеевой. В них делается акцент напереходности, внутреннем расколе культуры нашей страны, продуцирующем серьёзныевнутриличностные конфликты. Самым разработанным является социологическоенаправление, рассматривающее феномен маргинальности в социально-экономическом исоциоструктурном ключе. Это работы Е.С. Балабановой, З.Т. Голенковой, В.Н.Дахина, Е.Д. Игитханян, И.В. Казариновой, И. Картиковой, Л.А. Маслова, Ю.М. Плюснина,И.П. Поповой, Н.М. Римашевской, С.З. Савина. Отдельным аспектам маргинальностипосвящены работы по правовому, пространственному, личностному, политическомуподходам (Е.М. Аврамова, А.И. Атоян, С.П. Баньковская, В. Владимиров, Е.П.Ермолаева, Н.В. Иванова, В. Каганский, М. Рожанский, В.М. Розин, Е.В. Садков).При этом существует немного специальных трудов, раскрывающих характер именносовременной российской маргинальности – например, коллективная социологическаямонография «Маргинальность в современной России» (М., 2000).
Вторую группу составляютработы, связанные с исследованием маргинальности через изучениесоциально-философских проблем современного общества в общетеоретическом плане,которое применяется к конкретной ситуации в СССР и России. Можно выделить и рядспециальных социологических, исторических, культурологических, политологическихисследований позднего советского и современного российского социума. К нимотносятся работы М.К. Горшкова, Т.И. Заславской, К. Касьяновой по трансформациироссийского общества и его структуры.
Важна роль работ поотдельным проблемам, связанным с маргинальностью. В советской маргиналистикеони посвящались изучению отчуждения, деклассирования, социальных конфликтов,преступности, страха и одиночества, социализации и адаптации личности, общественныхдеформаций (работы В.С. Агеева, В.А. Андрусенко, Б.С. Братуся, А.А. Горелова, З.В.Коробкиной В.Н. Кудрявцева, А.П. Симонова). В исследованиях 1990–2000-х годовдоминировали проблемы положения молодёжи в обществе (Ю.А. Зубок, О.А.Раковская, В.И. Чупров), экстремизм (А.А. Козлов, В.Н. Томалинцев), личностно-психологическиепроблемы (А.В. Нечаев), пространственная сегрегация (О.Е. Трущенко, Т.Ю. Шманкевич),миграционные процессы (Е.С. Красинец, Е.С. Кубишин, Г.И. Солдатова, Е.В.Тюрюканова), бедность и бездомность (Т.Ю. Богомолова, Б.Д. Бреев, О.А. Лиходей,М.Б. Попова, Е.Г. Слуцкий, С.А. Стивенсон, В.С. Тамилина, Т.В. Ярыгина),преступность (Ю.М. Антонян, С.В. Бородкин, А.А. Тайбаков), алкоголизм инаркомания (В.В. Еременко), социальный антиномизм (В.В. Максимов, А.С. Васин),близкие к маргинальности понятия (Е.С. Балабанова, А.Ш. Жвитиашвили, С.А.Сидоренко, Н.Е. Тихонова).
Таким образом, существуетдовольно большое число высококачественных научных исследований феномена маргинальностикак общего плана, так и по её конкретным направлениям. Однако целостногосоциально-философского осмысления темы в теоретическом, конкретно-историческоми ситуативном смысле по-прежнему недостаточно.
Объект исследования –социальная реальность современной России.
Предмет исследования –феномен маргинальности в реальной жизни российского социума последних десятилетий.
Целью работы являетсяфилософская трактовка феномена маргинальности в контексте бытия современногороссийского общества.
Задачи исследования:
– выделить существенныепризнаки, определить понятия маргиналистики;
– проанализироватьизучение феномена маргинальности в России;
– выявить основныетеоретические проблемы в изучении маргинальности и возможные пути их преодоления;
– проанализироватьсоциально-философское позиционирование феномена маргинальности в контекстераспада СССР;
– вскрыть причины и ходпроцесса формирования и укрепления широких маргинальных групп в кризиснойРоссии;
– определить современноесостояние и специфику изменений российской маргинальности.
Методология исследования.
При анализемаргинальности как многогранного, противоречивого и перманентно развивающегосясоциокультурного явления использовались интегративный подход, сочетающий в себеразные методы исследования и достижения различных дисциплин, и тесная связьтеоретических представлений с конкретным социальным материалом жизнисовременной России.
Основой работы являлисьобщенаучные принципы объективности, конкретности, эвристичности, универсальныеметоды теоретического познания в виде анализа и синтеза, обобщения иограничения, абстрагирования, сравнения и моделирования. Особенно важен средиобщих методов структурно-функциональный метод, ведь анализ маргинальностинеотделим от рассмотрения структуры социальных систем и их элементов. В работешироко используются и сугубо философские методы: герменевтический (для анализаи понимания источников исследования) и диалектический (для осмысления социальногобытия человека и общества). Также использовались принцип историзма исравнительно-исторический метод, заключающиеся в рассмотрении процессов иявлений в их единстве, последовательности и развитии как атрибута определённогосоциального времени.
Основные положения,выносимые на защиту:
1. Понятия маргиналистикиявляются концептуальными, напрямую не соотносящимися с социальной реальностью.Маргинальность существует отдельно от её проявлений только как условныетеоретические установки общественного сознания, различные в разных социумах,причём на практике они всегда соотносятся с конкретными носителями – маргиналами.
2. Из-за подвижностипредставлений о маргинальности все люди потенциально маргинальны в социальномплане. Маргинальное перманентно присутствует в социальном бытии и маргинальныеситуации неизбежно присутствуют в жизни всех людей. Маргинальное положение имаргинальность также не являются исключением, уделом лишь незначительного меньшинства.
3. Маргинальность – этоцелый ряд социальных положений, представления о которых именно как омаргинальных существуют в общественном сознании, люди в них попадают намеренно,случайно или принудительно; а «маргинал» – это особая характеристика личности,от неё не отделимая.
4. Конкретно-историческаяситуация в России последних десятилетий подтвердила жизнеспособность и важностьтеоретических подходов и концепций маргиналистики. Маргинальные ситуации вразличных сферах жизни общества в этот период активно и во множестветрансформировались в маргинальные положения и состояние маргинальности.
5. Переход от советскогообщества к постсоветскому стал временем масштабной маргинализации на всехуровнях идентичности, но и в 1990-е годы маргиналы всё же не являлись основноймассой населения. Маргинальные элементы российского социума в последниедесятилетия резко активизировались. В начале XXI века, со стабилизацией ситуации в стране, сталаочевидной перманентность присутствия и значительная роль маргинальных людей игрупп в российском обществе. Научная новизна исследования заключается в синтезеконцепций маргиналистики и конкретного материала социального бытия современнойРоссии. Общетеоретический, дисциплинарный и конкретно-исторический уровниизучения феномена маргинальности в работе объединены.
В рамках диссертационногоисследования:
1. Последовательнопроанализировано развитие маргиналистики на Западе и в России, представлены еёосновные подходы и концепции.
2. Выделены основныепроблемы современного исследования феномена маргинальности и предложенывозможные пути их преодоления.
3. Проведён комплексныйанализ терминологии маргиналистики, уточнён её смысл, даны критерии и схемасоотношения понятий.
4. Концепциимаргинальности применены к российской действительности последних десятилетий.
5. Сделан анализсовременного состояния и даны прогнозы возможного развития российского социумав контексте феномена маргинальности.
Теоретическая ипрактическая значимость исследования.
Теоретическое значениеработы заключается в расширении научных представлений о маргинальности всовременном российском обществе, в уточнении терминологии по теме. Практическаязначимость исследования состоит в возможности использования его материалов вразработке и преподавании курсов социальной философии, социологии,культурологии, политологии, связанных с маргинальностью в современном мире вцелом и российском обществе в частности. Материалы диссертации также могут бытьиспользованы при конструировании социальных процессов для предупреждения угрозчрезмерной маргинализации в обществе и усиления её позитивного влияния.
Апробация исследования.
Главные положения ивыводы диссертации изложены автором в 13-ти публикациях (2 из них в журналах,рекомендованных ВАК) и представлены в выступлениях на IV Международной конференции «Человек в современных философскихконцепциях» (г. Волгоград, 2007 г.); IV, V и VI Международных конференциях «Наука и культура России» (г.Самара, 2007, 2008, 2009 гг.); V, VI и VII Международных конференциях «Ознобишинские чтения» (г.Инза, 2007, 2008, 2009 гг.); IIМеждународной конференции «Молодёжь и наука: реальность и будущее» (г. Невинномысск,2009 г.); Всероссийской конференции «Социологический диагноз культурыроссийского общества второй половины XIX – начала XX вв.» (г.Санкт-Петербург, 2008 г.); Всероссийском научном семинаре «Цивилизационнаяидентичность современного российского общества» (г. Санкт-Петербург, 2009 г.).
Структура диссертацииобусловлена её целью и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав (6параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Основное содержаниедиссертации
Во введении к работеобосновывается актуальность темы исследования, ставится проблема и определяетсястепень её научной разработанности, определяются объект и предмет, цель изадачи исследования, отмечается его научная новизна, обозначаютсяметодологические основы работы, её теоретическая и практическая значимость,выносимые на защиту основные положения, апробация и структура диссертации.
Первая глава«Маргинальность как проблема социальной философии» состоит из трёх параграфов,где анализируются теоретические аспекты прошлого и современного изученияфеномена маргинальности в пространственно-хронологическом идисциплинарно-концептуальном ключе.
В первом параграфе «Развитие концепций маргинальностив России» автором рассмотрен ряд современных определений маргинальности,проведено их краткое сравнение с понятиями «деклассированные элементы»,«лиминальность», «андекласс», «эксклюзия». Показана сложность и неоднозначностьтолкования понятий современной маргиналистики, неизбежно возникших из-зарасплывчатости объекта их описания.
Уже советской маргиналистикой1980-х годов феномен маргинальности рассматривался довольно подробно. При этомсоциальные проблемы, связанные с этим феноменом, разбирались не столько напрямуюс применением его терминологии и концепций, сколько косвенно. Исследованиячерез призму смешения западных концепций маргинальности с марксистскойтерминологией порождали крайне неоднозначные оценки. Отношение советскихисследователей к маргиналам было дуалистичным, с постепенным движением отоднозначно негативных до вполне взвешенных оценок, что было обусловленопроцессом глубинных изменений в стране.
Теоретическое ипрактическое изучение маргинальности в России 1990-х годов проходило вкачественно иной исторической ситуации, нежели в СССР. Оно носило открытый и признанныйхарактер, направлений данного изучения стало гораздо больше, осмыслениемаргиналистики шло по пути разделения подходов и концепций. Большое влияние наконцептуальное развитие российской маргиналистики оказалаконкретно-историческая ситуация в России того времени, особенно её глобальнаяпереходность и острая кризисность. В исследованиях 1990-х годов частосочетались внешне теоретически нейтральное отношение к феномену маргинальностикак таковому вообще и негативная оценка положения и перспектив страны с точкизрения его реальных проявлений. Центральным пунктом в смысловом определениипонятия «маргинальность» становился образ переходности, промежуточности, чтовполне отвечает специфике ситуации в России. Маргинализация признавалась нетолько широкомасштабным процессом, приводящим к тяжёлым последствиям длябольших масс людей, но одновременно и ресурсом формирования новых социальныхотношений.
В работах 2000-х годовбыл совершён переход на более высокий уровень изучения, соответствующийобобщённому социально-философскому, а не отдельно социологическому иликультурологическому анализу феномена. Но всё же некоторый разрыв междуизучением маргинальности как теоретической проблемы социальной философии иисследованием конкретно-исторических реалий, по мысли автора диссертации, в российскоймаргиналистике сохраняется. Кроме того, терминология маргиналистики оченьразноречива, фактически каждый крупный учёный понимает её по-своему. Во второмпараграфе «Методологический анализ феномена маргинальности» проведён анализподходов и концепций феномена. Автором условно выделены культурный(этнокультурный и социокультурный), социологический (социально-экономический исоциоструктурный), личностно-психологи-ческий, нормативно-правовой,политологический и пространственно-географический подходы к изучению итрактовке маргинальности.
Культурологическое направление маргиналистики зародилосьпервым и на Западе, и в СССР. При этом в этнокультурной версии данного подхода«привязка» осуществляется по национальному критерию культурной идентичности, ав социокультурной – по более широкому соответствию культуре. В первойанализируется совмещение одной и той же личностью и группой лиц различныхрасовых, этнических элементов. Во второй маргинальность выражается в различныхсубкультурах как периферийных видоизменениях, искажённых вариацияхгосподствующей культуры; а также в более выраженных контркультурах.«Маргинальная культура» является альтернативой или антиподом культурыофициальной.
Социологический подходанализирует маргинальность как окраину или переходность в социальной структуреи общественных изменениях. Концепции маргинальности в социологии теснопереплетаются с пониманием социальной структуры, социализации, адаптации,социальной мобильности, аномии, девиации, идентификации, ситуации, статуса,марксистской терминологией отчуждения и деклассирования. При этом применяютсятермины «маргинальная группа», «маргинальный статус», «маргинальная ситуация».В социально-экономи-ческой версии подхода маргиналами признаются членысоциальных групп, находящихся в состоянии хронической нищеты. Социоструктурноепонимание маргинальности рассматривает положение человека и групп в социальнойструктуре общества, где выделяются фундаментальные и периферийные элементы.Положение маргинальных людей определяется как «дно» общества, как промежуточныенесамостоятельные группы между основными элементами стратификации, как нетипичные,аномальные поведенческие модели внутри социальных общностей, как индивидуальноеаморфное расположение во всех структурах общества. Личностно-психологическийаспект феномена связан с осмыслением серьёзных проблем личности и их внешнихпроявлений, наиболее близко здесь понятие «маргинальная личность». Обычнопсихолого-поведенческая маргинальность понимается как выраженные отклонения науровне духовности и действий личности, её дезадаптированность, нарушения важныхтабу общества, ставшие следствием «сбоев» в социализации и стечения обстоятельств.Здесь важна теория аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона, где все неконформныемодели поведения объявляются девиантными. Одним из ярких проявлений личностноймаргинальности в современных условиях является одиночество.
Нормативно-правовое понимание маргинальности базируется наразделении нормы и отклонений от неё в различных сферах жизни человека. Какправило, в качестве критериев оценки берутся духовно-нравственные,поведенческие и юридические нормы. В последнем случае маргиналами считаются восновном преступники, явно выходящие за рамки правовых норм общества. Ноабстрактность и внешняя объективность нормативно-правового выделения маргинальности,как якобы всем понятной и очевидной «не-нормы», являются таковыми лишь условно,ведь демаркацию здесь проводят не какие-то объективные внешние силы, а живыелюди, которые своим коллективным мнением могут превращать или нет потенциюмаргинальности в её данность. Политологическая маргинальность рассматривает отношениечеловека к существующему порядку в обществе, к власти. Это пониманиемаргинальности как явно опасной или индифферентной периферии главныхполитических центров и процессов, в которые она включена явно недостаточно иливообще не включена. Здесь ясна связь феномена с абсентеизмом, протестнымповедением, экстремизмом, терроризмом. При этом есть существенное сходствохарактеристик политического поведения маргиналов и люмпенов в виде лёгкостинавязывания им взглядов, податливости внешнему влиянию, усиления ихдеструктивной политической роли во времена коренных перемен. Но нельзя отрицатьи прогрессивную роль маргиналов в развитии общества как новаторов и борцов, какочень важного фактора социальной эволюции вообще. Пространственно-географический подход связан с пространственным расположениемэлементов систем, их взаимным позиционированием. Тогда понятия центра ипериферии исполняют роль нормы и отклонения, а понятие границы приобретаетбуквальное значение. Примерами пространственно-географической маргинальностислужат сегрегация населения в городах, приграничные территории государств сосмешанным населением, окраины государств со слабой связью с их центрами,эксклавы стран на чужой территории. Объективный фактор пространства какфизического расположения объектов становится во многом субъективным и личностнымв социуме, где субъекты часто и быстро перемещаются в различных направлениях ис различной скоростью.
В третьем параграфе«Основные вопросы изучения маргинальности» анализируются сложности, которые, помысли автора диссертации, серьёзно мешают сегодня объективномусоциально-философскому осмыслению феномена маргинальности. К этим трудностямотносятся изначальная аморфность и многозначность понятийного аппаратамаргиналистики; междисциплинарное изучение со своими подходами и концепциями;сложности соединения маргинальности в теории и социальной практике;взаимовлияние понятий маргиналистики и смежных с ними; пренебрежение необходимостьюпостоянного развития, проверки и уточнения социально-философских понятий;популяризация терминов маргиналистики, обращение их в модные клише. Авторскоепонимание возможного пути смягчения этих трудностей сводится к следующему.Во-первых, необходимо сохранять смысл понятий маргиналистики в любом дисциплинарномконтексте как отражения пограничности, периферийности. Пограничностьравновероятно может являться здесь и как неравнозначная с ядром периферия однойсистемы, и как автономное поле между двумя и более системами, не принадлежащееопределённо ни одной из них. Осмысление маргинальности лишь в её первомварианте ведёт к «нормоцентризму», где она изначально лишёна признаковсоциального субъекта и предстаёт лишь негативным искажением должного. Во-вторых,необходимо акцентировать логико-семантические оттенки понятий «маргинальный»,«маргинальность» и «маргинал». Они различаются в приложении по смыслу кобезличенному положению субъекта, определённому социальному явлению и живомучеловеку, отражая общественную и личностную динамику и статику. Соединениемаргинальности как объективно существующих положений и маргинала какхарактеристики личности не является механическим и линейным, оно индивидуально.В-третьих, в проблеме демаркации с маргинализацией «абсолютная» маргинальностьимеется лишь в теории, в реальности она означает переход в социальное небытие.В-четвёртых, важно разделение проявлений маргинальности на личностном,групповом и общесоциальном уровнях идентичности человека. В каждом случаеприменения понятий маргиналистики необходимо определиться, о каком дисциплинарномподходе, статике или динамике, уровне идентичности идёт речь. Малопродуктивнорассуждать о маргинальности в том или ином социуме вообще, это делает еёосмысление очень аморфным. Ведь абстрактно, вне социальной реальности она существуетлишь как термин.
Рабочие определенияглавных понятий маргиналистики в диссертации.
– Маргинальное всоциальном бытии – это пограничное, промежуточное или переходное в самом широкомсмысле.
– Маргинальность – этоустойчивое и явно выраженное пограничное, промежуточное или переходноеположение отдельного человека и (или) социальной группы по отношению к другимлюдям и социальным общностям.
– Маргинализация – этообъективное или субъективное движение человека или социальной группы ксостоянию маргинальности.
– Маргинал – этопсихолого-поведенческая характеристика личности, находящейся в маргинальномположении и в состоянии маргинальности.
Понятия соотносятся междусобой в виде логических «кругов Эйлера», где собственно маргинальность будет наименеераспространена и расположена в центре: маргинальное в социальном бытии →маргинальная ситуация → маргинальное положение (маргинал) →состояние маргинальности (маргинал).
Вторая глава «Контурымаргинальной действительности в современной России» содержит три параграфа, гдефеномен маргинальности осмысливается применительно к конкретно-историческойситуации в России последних двух десятилетий, к современному российскомусоциуму.
В первом параграфе«Трансформация России в контексте маргиналистики» анализируется переходсоветского общества к постсоветскому, с точки зрения проявлений в нём феноменамаргинальности.
Данный периодхарактеризуется масштабным социокультурным кризисом, в который были вовлеченывсе основные социальные отношения, различные сферы жизни российского социума.Это породило распространение таких признаков, как расщеплённость личности,отсутствие её целостности и самоидентичности, что заметно способствовало маргинализации.Произошла синхронная активизация различных начал личности (разума, воли ичувств), разом заявивших претензии на право быть главным идентификатороммаргинальности. Характеристикой того времени автор диссертации считает трансформациювсех системообразующих элементов социума, во многом стихийным процессом.Трансформация малоуправляема и непредсказуема, растянута во времени иполивекторна. Она усиливала проявления маргинальности и как пограничности, икак вполне самостоятельного субъекта социального бытия. Особенно важным, придлительном пребывании в переходном состоянии, становилось именно второе еёпонимание. Маргинальные группы значительно увеличились численно и усилились вотношении их влияния на массу общества, шло развитие новых маргинальных категорийнаселения. Но большинство населения страны всё же не являлось маргиналами и ненаходилось в состоянии маргинальности.
Второй параграф«Маргинальность в социальном пространстве кризисной России» состоит изпоследовательного рассмотрения проявлений маргинальности в России 1990-х годовв соответствии с выделенными в главе 1 подходами и концепциями. При изученииэтого периода наглядно предстаёт сложность демаркации маргинализации имаргинальности, особенно когда последняя понимается как периферия системы, какнетипичное видоизменение основного варианта социального бытия. В анализируемыйпериод эклектично сочетались линии маргинализации и как перехода к качественноиной модели общественной жизни, и как постоянных изменений внутри одной еёмодели.
Положение страны вглобальном культурном понимании было маргинальным, она мучительно проходилафазу значительного изменения своего национального и духовного облика. Вэтнокультурном плане феномен маргинальности был связан с разрушением общности«советского человека» и обострением межнациональных конфликтов. В социокультурномплане проступило дробление россиян, примером которого стало их религиозноеразделение. Распад системы идентификации носил в России болезненный характер,создавая отсутствие единства высшего уровня. Ради реанимации своей культурнойбазы меньшинства шли по пути обособления и раздела социокультурногопространства. Серьёзным фактором маргинализации стала нараставшая иммиграция избывших советских республик обездоленных граждан и криминальных элементов,особенно нелегальная. Но в целом культурная маргинальность не сталакатастрофой, она лишь вышла на обычный для современных многонациональных,многоконфессиональных стран уровень.
В социологическом планепроисходила множественная дезинтеграция страны. Российский социум 1990-х годовбыл хаотичным, различные элементы в нём автономизировались и стихийноперемещались. Потеряв устойчивость и попав в такое состояние, социум началстихийную самоорганизацию на всех его уровнях. Наибольшая активность в этомплане проходила именно в маргинальных средах, маргиналы стали отражением поискановой организации общества. Примером социально-экономической маргинальностиявлялась нищета, захватившая немалую часть россиян в 1990-х гг., но не большинство.
Личностно-психологическийаспект маргинальности проявился в различных стратегиях поведения людей передлицом тотального кризиса. Здесь потенциально маргинальной становилась иноваторская гиперактивность, и апатичная пассивность, иагрессивно-разрушительный мятеж. Значительно распространились чувствафрустрации, пессимизма, унижения, беспомощности и беззащитности, ведшие кповеденческим девиациям. Так, резко увеличилось число суицидов, давнорассматривающихся как явное проявление аномии и маргинализации. Но большинствороссиян предпочли конформный путь приспособления к изменившимся условиям,доминирующей психолого-поведенческой моделью стала повседневная борьба за выживаниеи постоянное приспособление к окружающей среде. Переход на такой архаичныйпринцип был шагом назад, но он не был маргинальностью. И поэтому большинствонаселения России 1990-х годов маргиналами и с этой позиции не являлись.
В смысле ценностей и нормпостсоветское общество не имело, как иногда считают, «ценностного вакуума».Резкий рост численности и активности люмпенских и маргинальных групп привёл к тому,что ценности и нормы этих, ранее относительно малочисленных и закрытыхкатегорий населения, стали не менее влиятельными, чем официальные. Не произошлотакже и тотального разрушения прежних ценностей и норм общественного сознания.Российское общество стало в этом отношении переходным, особенно неопределённаянормативно-ценностная ситуация сложилась в молодёжной среде. При этомсоциальная реальность диктовала ей в основном асоциальные и антисоциальныеидеи, примером которых стали идеи преступности, когда маргинальность де-юре иде-факто не просто различались, а были подчас противоположны. Помимопреступности и алкоголизма настоящим бедствием страны стали проституция,наркомания, бродяжничество, беспризорность, охватывая до 15–20% населениякризисной России.
В политической сфере шлаочередная волна вестернизации России путём «шоковой терапии», установившей иновые критерии маргинальности, по которым все противники праволиберальногорежима конъюнктурно объявлялись маргиналами-антидемократами. Отсюда вытекалисубъективизм политической маргинальности и аморфность её сущности. На самом делеявными маргиналами были только экстремистские и антигосударственные группировки,выступавшие против будущего России как целостного и суверенного государства. Аподоплёкой политической маргинализации стало усиление отчуждения подавляющегобольшинства населения от власти как центра политики, периферийность поотношению к ней, что выражалось в аполитичности и апатии. В условияхплюрализации и децентрализации политики демаркация маргинального ине-маргинального наиболее явно проявлялась не в выступлениях pro et contra руководства страны, не в оппозиции «передовым» и«правильным» взглядам, а во включённости или невключённости в реальныеполитические процессы. А здесь масса россиян не имели статуса значимыхполитических субъектов даже местного уровня.
На постсоветскомпространстве проявилось определяющее значение государственных границ вхарактеристике человека. Актуализировались объективно пограничное ипериферийное положение некоторых регионов, а также отчуждённость междунаселением разных частей страны вследствие их локализации. Заметное снижениеуровня мобильности населения ввиду малых возможностей, «застывание» в неблагополучномместе проживания ускоряло переход маргинального положения в состояниемаргинальности. Территориальная целостность и самоидентичность страны во многомраспались, также разрушались представления людей о пространстве и времени. Всёболее актуализировалась та модель пространственной маргинальности, при которойона является не периферией Центра, а промежуточным полем между центрами. Вмаргинальном положении оказались жители старых и новых окраин страны, где связьс Центром ослабла, а давление соседей усилилось. В третьем параграфе «Положениеи тенденции российской маргинальности» анализируются основные характеристикироссийской маргинальности последних лет и некоторые тенденции её будущего.2000-е годы определяются в диссертации как время более выраженной модернизациироссийского общества, закрепления России в ряду стран мировой глобализации изначительной реализации в ней «постиндустриальной революции». В данномконтексте маргинальность как периферия ценностей и системообразующихкомпонентов эпохи противостоит глобализации и модели жизненного пути каккарьерного восхождения. Это соответствует «андеклассу», всё более отрывающемусяот магистрального развития общества и противостоящему представляющей его элите.Вхождение России в круг стран Запада определило во многом тот же смысл маргинальности.Культурная маргинальность продолжает проявляться в кризисе идентичностейвысокого порядка, хотя официальная власть и культура постепенно возвращают себеправо монопольно оценивать культурные аспекты жизни. Отношения в данной сферебыли во многом упорядочены, и демаркация маргинального и не-маргинальногообозначилась здесь чётче. Происходит консолидация некой новой культурной нормыи явно противостоящей ей маргинальности, борьба между которыми идёт спеременным успехом. В социологическом плане в последние годы проходил процесс отступленияэнтропии общества перед самоорганизующимся социальным порядком. Российскоеобщество стало чётче структурированным, самоидентификация большинства россиянстала явно склоняться к не-маргинальной, а отношения между маргиналами идругими членами общества стали нетерпимее. Особенно обострилась проблемавторого поколения маргиналов, изначально оторванных от большинства социумапредопределёнными циклами депривации, решать её предстоит долго и тяжело. Впсихологии и поведении личности окончательно утвердилось индивидуалистическоерационально-прагматичное отношение наиболее активного костяка общества ксоциальной реальности, эклектично смешавшееся с прежним иррациональным коммунитаризмом.В сознании большинства твёрдо доминирует утилитарно-достижительская модельжизненного пути, здесь разница между элитой, «средним классом» и «социальнымдном» малозаметна. Но маргинальные слои при этом объективно находятся в гораздоменее выгодном положении, их шансы на реализацию такого общего идеала крайнемалы, поэтому осознанное или стихийное стремление к нему вырождается вэкстремизм. Для россиян характерны кризис смыслов бытия, скука, смешениеприватной и публичной сфер в повседневной жизни и другие острыесоциально-философские проблемы современного социума, приводящие кпсихолого-поведенческой маргинализации. Нормы и ценности российского обществапретерпевают изменения, например, принадлежность к сексуальным меньшинствам,наркомании, проституции, бездомности, беспризорности, различного родасектантству и преступности снова всё больше характеризуется как явнаямаргинальность. Наряду с утверждением западных установок сознания и поведенияпроходит актуализацией и традиционных норм и ценностей народов России.Постепенное выстраивание в России новой политической структуры и её идеологиичётче обозначило политических маргиналов. Но пришло время нетрадиционныхоппозиционных партий и движений, использующих разные методы противостояния властями консолидирующих свои усилия в борьбе против них. Сказать о перспективах этихмаргинальных структур пока трудно.
Модельпространственно-географической маргинальности снова стала напоминатьклассическую радиально-кольцевую схему: центр – средняя зона – окраины.Укрепление территориальной целостности России вкупе с усилением контактов еёчастей с помощью транспорта и информационных технологий заметно сблизиликачественно центр и периферию. Маргинальное положение отдалённых регионов и ихжителей отчасти сгладилось. Но укреплению единства страны противостоят давлениеизвне и центробежная инерция 1990-х. В последние годы в Россииконтрмаргинальные тенденции были налицо, они усиливались и предотвратилипревращение кризиса социума в катастрофу. Но сила деструкции была настольковелика, что полностью преодолеть её не удалось, самые опасные и стойкие формымаргинальности продолжают воспроизводиться, хотя и в меньшей степени.Отчуждение маргинальных личностей, групп и слоёв усилилось, часть их членов«вернулась» в общество большинства. Рост числа маргиналов приостановился,усилилась их взаимная враждебность с другими. Это чётче обозначило границымаргинальности, несколько сжав их, но и показало невозможность её превращения внезначительный элемент социального бытия современной России. Перманентностьприсутствия маргиналов, их жизнеспособность и потенциал быстро усиливаться вудобных условиях стали очевидны. Схема расположения множественных проявлениймаргинальности в российском социуме всё более похожа на схему западных стран,где они в той или иной степени есть везде. В заключении подводятся итоги исследования,делается общий вывод о том, что маргинальность как социально-философскийфеномен имеет универсальные теоретические характеристики, неизбежно приобретающие,однако, явные различия в конкретных социальных условиях. Маргинальность всовременной России есть неотъемлемая часть маргинальности общемировой, но частьособая и требующая дальнейшего отдельного философского изучения.

Основные положениядиссертации отражены в публикациях
1. Скорынин, С.Л. К вопросу об изучении маргинальности/ С.Л. Скорынин // Вестник Волгоградского государственного университета. –Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. – 2008. – № 1(7). – С.172–174.
2. Скорынин, С.Л. ТрансформацияРоссии начала 1990-х годов в зеркале философской маргиналистики / С.Л. Скорынин// Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. – № 10(92). –С. 37–44.
3. Скорынин, С.Л. К вопросу опонятиях «маргинал» и «маргинальность» / С.Л. Скорынин // Вестник СГПУ. – Самара:Изд-во СГПУ, 2006. – С. 192–199.
4. Скорынин, С.Л. Социально-философскоевосприятие маргинальности и маргинальных групп в СССР в начале их изучения / С.Л.Скорынин // Наука и культура России. IV Международная научно-практическая конференция 24–25.05.2007. – Самара:СГАПС, 2007. – Ч. 1. – С. 133–137.
5. Скорынин, С.Л. Особенности ввода внауку понятий «маргинал» и «маргинальность» / С.Л. Скорынин // Человек всовременных философских концепциях: Материалы IV Международной конференции 28–31.05.2007. – Волгоград: Изд-воВГУ, 2007. – Т. 2. – С. 368–372.
6. Скорынин, С.Л. К вопросу оключевых теоретических сложностях маргиналистики / С.Л. Скорынин // Наука и культураРоссии. V Международная научно-практическая конференция26–27.05.2008. – Самара: СГУПС, 2008. – С. 115–118.
7. Скорынин, С.Л. К проблемемаргинальности и культуры в современной России / С.Л. Скорынин // Социологическийдиагноз культуры российского общества второй половины XIX – начала XX вв.: Материалы всероссийской научной конференции. – СПб.: Интерсоцис,2008. – С. 274–278.
8. Скорынин, С.Л. К вопросу осоотношении процессов коренных перемен и маргинализации в России в начале1990-х гг. / С.Л. Скорынин // VОзнобишинские чтения: Сборник материалов Международной научно-практическойконференции. – Инза-Самара: СГПУ, 2008. – С. 162–167.
9. Скорынин, С.Л. Связьмаргинальности и бедности в России первой половины 1990-х годов / С.Л. Скорынин// Научный молодёжный сборник. – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2008. – Вып. III. – Ч. 1. – С. 239–246.
10. Скорынин, С.Л. Главныенаправления возникновения советской маргиналистики в 1980-х гг. / С.Л. Скорынин// Вестник СГПУ: Кафедра философии, политологии и социологии. Вып. 3. – Самара:Изд-во СГПУ, 2008. – С. 137–142.
11. Скорынин, С.Л. Сравнение ключевыхподходов в понимании процессов деклассирования и маргинализации / С.Л. Скорынин// Вестник СГПУ: Кафедра философии, политологии и социологии. Вып. 3. – Самара:Изд-во СГПУ, 2008. – С. 143–152.
12. Скорынин, С.Л. Спецификанормативно-правового подхода к феномену маргинальности / С.Л. Скорынин //Молодёжь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции 03.03.2009. –Невинномысск: НИЭУП, 2009. – Т. III. –С. 422–423.
13. Скорынин, С.Л. Проявлениякультурной маргинальности в кризисной России конца ХХ века / С.Л. Скорынин //Наука и культура России: VIМеждународная научно-практическая конференция 26.05.2008. – Самара: СГУПС,2009. – С. 106–109.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.