Реферат по предмету "Другое"


Инновационные направления научных исследований в дзюдо


№ п/п


Соревнования


Место и время проведения


Завоевано медалей


Колич. участв. стран


Место команды России


«золото»


«серебро»


«бронза»


1


Чемпионат мира:


Мужчины


Женщины


Германия,


июль



3


-



-


-



-


-



88


88



1


б/м


Всего


3


-


-




2


Чемпионат Европы:


Мужчины


Женщины


Франция,


май



2


-



1


1



-


1



42


88



1


5


Всего


2


2


1



3


3


Первенство Европы:


Юниоры


Юниорки


Венгрия,


ноябрь



2


-



-


1



2


1



34


88



1


7


Всего


2


1


3



2


Таблица 2. Показатели результативности атакующих действий дзюдоистов различного возраста в соревнованиях в легкой весовой категории (до 73 кг)



Группы приемов


Результативность в одном поединке


Первенство РФ, юноши Москва, 2001


Первенство РФ, юниоры Пермь, 2001


Чемпионат РФ, дзюд-ты до 23 лет, Майкоп, 2000


Чемпионат РФ, взрослые, Пермь, 2000



TE-WAZA


6, 7


8, 47


4, 75


8, 64


28, 56


ASHI-WAZA


7, 08


7, 19


8, 26


5, 83


28, 36


KOSHI-WAZA


0, 1


2, 1


1, 87


2, 8


6, 87


MA-SUTEMI-WAZA


1, 49


0, 8


1, 71


0, 34


4, 34


YOKO-SUTEMI-WAZA


0, 62


-


1, 12


0, 22


1, 96


OSAE-KOMI-WAZA


-


1.3


1, 21


0, 62


3, 13


KANSETSU-WAZA


-


0, 4


0, 75


1, 24


2, 39


SHIME-WAZA


-


-


0, 12


-


0, 12



15, 99


20, 26


19, 79


19, 69


75, 73


Таблица 3. Показатели результативности атакующих действий призеров и аутсайдеров в соревнованиях (в легкой весовой категории, 73 кг)



Группы приемов


Результативность в одном поединке


Первенство РФ, юноши Москва, 2001


Первенство РФ, юниоры Пермь, 2001


Чемпионат РФ, дзюд-ты до 23 лет, Майкоп, 2000


Чемпионат РФ, взрослые, Пермь, 2000


приз.


аутс.


приз.


аутс.


приз.


аутс.


приз.


аутс.


TE-WAZA


2, 2


4, 48


3, 80


4, 67


1, 85


2, 9


4, 08


4, 56


ASHI-WAZA


2, 95


4, 13


1.9


5, 29


4, 76


3, 5


2, 83


3, 0


KOSHI-WAZA


0, 1


-


0, 1


2, 0


1, 27


0, 6


1, 4


1, 4


MA-SUTEMI-WAZA


0, 93


0, 56


0, 2


0, 6


0, 88


0, 83


-


0, 34


YOKO-SUTEMI-WAZA


-


0, 62


-


-


0, 63


0, 49


0, 06


0, 16


OSAE-KOMI-WAZA


-


-


0, 6


0, 7


0, 9


0, 31


0, 62


-


KANSETSU-WAZA


-


-


-


0, 6


-


0, 75


0, 62


0, 62


SHIME-WAZA


-


-


-


0, 12


-


-


-


-



6, 18


9, 79


6, 6


13, 9


10, 2


9, 38


9, 61


10, 08


Таким образом, при ориентации на показатели результативности выполнения атакующих действий дзюдоистами молодежной возрастной группы (до 23 лет) дзюдоистам- юношам следует увеличить работу по освоению техники выполнения атакующих действий из группы ASHI-WAZA и приемов борьбы лежа. Юниорам необходимо повысить результативность выполнения атакующих действий из групп YOKO-SUTEMI-WAZA, SHIME-WAZA. Взрослым дзюдоистам легкой весовой категории следует обратить внимание на методики освоения удушающих приемов (см. табл. 2).


Специфические тенденции к изменению результативности атакующих действий (АД) в легкой весовой категории. Рассмотрим технический арсенал группы дзюдоистов, завоевавших медали (призеров) в соревнованиях, и всех остальных дзюдоистов данной весовой категории (аутсайдеров). Призеры молодежного чемпионата России (до 23 лет) результативнее выполняли атакующие действия, чем аутсайдеры (10, 29 против 9, 38) (см. табл. 3).


В других возрастных группах, наоборот, результативность выполнения атакующих действий аутсайдерами выше, чем призерами. Наибольшая разница между показателями результативности призеров в отличие от аутсайдеров - в юниорской возрастной группе (6, 6 против 13, 98) (табл. 3).


Отношение результативности выполнения бросков к результативности приемов борьбы лежа дзюдоистов легкой


весовой категории составило:


- у юношей - нет соотношения;


- у юниоров-призеров - 10:1, у аутсайдеров - 9:1;


- у молодежи-призеров - 9:1, у аутсайдеров - 8:1;


- у взрослых-призеров - 8:1, у аутсайдеров - 15:1.


Таким образом, для того чтобы юношам более успешно перейти в юниорскую возрастную группу, необходимы разработки частных методик обучения их броскам из группы KOSHI-WAZA и приемов борьбы лежа. Юниорам при переходе в молодежную возрастную группу (в данной весовой категории) следует обратить внимание на освоение атакующих действий из классификационных групп YOKO-SUTEMI-WAZA, SHIME-WAZA. Дзюдоистам взрослой возрастной группы необходимо повысить результативность выполнения удушающих приемов.


2. Модель соревновательного поединка дзюдоистов. Протекание борцовского поединка имеет следующие закономерности. Прежде всего они объясняются наличием в дзюдо арбитра и двух борцов. Кроме того, поединок дзюдоистов начинается с команды арбитра голосом, затем происходит остановка по сигналу арбитра. Прошедший в поединке отрезок времени назовем эпизодом. После остановки и до возобновления поединка идет временной отрезок, который назовем паузой. Таким образом, поединок в дзюдо состоит из двух очень различных частей - эпизодов и пауз. Содержание эпизодов характеризуется интерактивными взаимодействиями противоборствующих сторон, а паузы - коммуникативными.


Фиксировались длительность эпизодов и пауз и их количество. Рассчитывалось количество эпизодов за весь поединок. Определялась средняя длительность эпизода и паузы.


Эпизод отмеривается от начала поединка по команде "хаджимэ" до команды "матэ". Пауза измеряется временем от команды "матэ" до команды "хаджимэ". В среднем поединок состоит из 12±3 эпизода [6].


Таблица 4. Количественные показатели соревновательного поединка в дзюдо



№ п/п


Длительность, с Количество



эпизодов


пауз


атакующих деист


вий


Х±


V, %


Х±


V, %


Х±


V, %


1


35, 0


3, 8


10, 7


8, 0


1, 0


12, 6


2, 1


0, 18


8, 6


2


31, 0


3, 4


11, 0


9, 0


1, 0


22, 3


1, 9


0, 14


7, 3


3


27, 0


2, 5


9, 1


12, 0


2, 0


16, 6


1, 8


0, 14


7, 4


4


31, 0


3, 0


9, 7


10, 0


1, 5


15, 2


1, 9


0, 15


7, 8


5


27, 0


2, 4


8, 0


12, 0


1, 5


12, 6


1, 7


0, 12


7, 1


6


23, 0


2, 0


8, 0


15, 0


2, 1


14, 1


1, 6


0, 14


8, 7


7


27, 0


2, 3


8, 1


13, 0


1, 4


10, 8


1, 7


0, 30


7, 5


8


23, 0


2, 1


9, 1


15, 0


1, 3


9, 3


1, 5


0, 12


8, 1


9


19, 0


2, 0


10, 4


17, 0


1, 5


8, 9


1, 4


0, 11


8, 0


10


23, 0


2, 1


9, 0


15, 0


2, 0


23, 4


1, 5


0, 14


9, 2


11


19, 0


2, 2


11, 5


14, 0


2, 2


15, 7


1, 3


0, 16


12, 4


12


15, 0


2, 0


13, 2


-


-


-


1, 0


0, 20


20, 1


Таблица 5. Тренировочная содержательно-временная модель ведения поединка И-вым (73 кг) с высококвалифицированными противниками




1 30


2 25


3 22


4 26


5 23


6 20


7 24


8 22


9 18


10 19


11 16


12 13


13 18


14 15


15 9


Пауз, с


5


7


8


6


8


9


7


10


12


9


12


10


13


15


-


Колич. атак


4 абвг


3 деж


3 абв


4 гдеж


3 абв


2 гд


3 аеж


2 бв


2 гд


3 аеж


1 б


2 вг


2 де


1 ж


1 а


Колич. оценок


2


1


1


2


1


1


2


-


1


1


-


1


1


-


1


Таблица 5. Тренировочная содержательно-временная модель ведения поединка И-вым (73 кг) с высококвалифицированными противниками




1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


Длительность


эпизодов, с


30


25


22


26


23


20


24


22


18


19


16


13


18


15


9


Пауз, с


5


7


8


6


8


9


7


10


12


9


12


10


13


15


-


Колич. атак


4 абвг


3 деж


3 абв


4 гдеж


3 абв


2 гд


3 аеж


2 бв


2 гд


3 аеж


1 б


2 вг


2 де


1 ж


1 а


Колич. оценок


2


1


1


2


1


1


2


-


1


1


-


1


1


-


1


Эффективность = 43, 3 %


Атакующие действия: а - подхват; 6 - зацеп изнутри; в - бросок захватом ног; г - бросок через спину; д - передняя подножка; е - задняя подножка; ж- удержание.


Таблица 6. Диапазоны ЧСС и показатели выполнения технико-тактических действий дзюдоистами в поединках



№ п/п


ЧСС, уд/мин


Колич. эпизодов


Активность


Эффективность


Результативность, баллы


атака


защита


атака


защита


атака


защита


1


130-135


1


1


2


0


0


0


0


2


135-140


0


0


0


0


0


0


0


3


140-145


0


0


0


0


0


0


0


4


145-150


1


0


2


0


2


0


8


5


150-155


0


0


0


0


0


0


0


6


155-160


3


5


5


0


1


0


1


7


160-165


3


7


5


0


0


0


0


8


165-170


6


11


7


0


0


0


0


9


170-175


19


27


18


2


1


15


5


10


175-180


13


10


12


0


2


0


8


11


180-185


25


23


30


1


3


3


18


12


185-190


31


27


29


2


4


11


33


13


190-195


11


12


12


0


1


0


10


14


195-200


7


5


9


2


1


4


5




120


128


131


7


15


33


88


Длительность эпизодов снижается от начала до конца поединка, а длительность пауз увеличивается.


В табл. 4 приводятся количественные показатели 12-эпизодного поединка дзюдоистов (мужчин). Выявлены отличия показателей длительности эпизодов поединка отечественных и зарубежных дзюдоистов, в частности японских. Так, у японских дзюдоистов длительность эпизодов почти в два раза короче и находится в диапазоне от 18 до 6 с, у отечественных борцов - от 35 до 15 с. Вероятно, японские спортсмены быстрее анализируют информацию в паузах, быстрее реализуют принятые решения.


Для совершенствования технико-тактических действий дзюдоистов в условиях поединка разрабатывались содержательно-временные модели (табл. 5).


В модели изложены параметры 15-эпизодного поединка дзюдоиста И-ва (73 кг), которые отражают длительность эпизодов, длительность пауз, количество атак, атакующие действия конкретного дзюдоиста.


Перед первым эпизодом тренер дает борцу задание: выполнить 4 атаки за 30 c приемами абвг (см. табл.5). После этого он дает команду "хаджимэ" и включает секундомер, а его помощник начинает фиксировать выполняемые дзюдоистом действия. Тренер через 30 с останавливает поединок и за 5-секундную паузу дает задание на следующий эпизод: попытаться выполнить приемы д еж д - передняя подножка, е - задняя подножка, ж - удержание за 25 с. Дается команда "хаджимэ". Помощник регистрирует выполняемые действия, и так до конца поединка. Затем записанные данные выполненных атакующих действий и их оценки пересчитываются в показатель эффективности (приведенный выше) и сравниваются с модельными. Если отклонения превышают или не достигают 20%, подбирают другого партнера и повторяют поединок.


Таблица 7. Основные диапазоны динамики ЧСС и показателей выполнения дзюдоистами технико-тактических действий в поединках



ЧСС,


уд/мин


Колич. эпизодов


Активность


Эффективность


Результативность, баллы


атаки


защиты


атаки


защиты


атаки


защиты


До 170


14 / 12%


24 / 19%


21 / 16%


0 / 0%


3 / 20%


0 /0%


9 / 10%


От 170 до 190


88 / 73%


87 / 68%


89 / 68%


5 / 71%


10 / 67%


29 / 88%


64 / 73%


Свыше 190


18 / 15%


17 / 13%


21 / 16%


2 / 29%


2 / 13%


4 /12%


15 / 17%



120


128


131


7


15


33


88


Интенсивность модельного поединка очень высокая, поэтому рекомендуется проводить 2-3 таких поединка в недельном микроцикле.


3. Закономерности эффективного выполнения дзюдоистом атакующих действий в зависимости от ЧСС. Длительность эпизодов снижается от начала к концу поединка, а длительность пауз увеличивается. Вероятно, длительность эпизодов снижается из-за нарастания степени утомления дзюдоистов от первых к последним эпизодам поединка, а длительность пауз увеличивается в связи с потребностью в восстановлении сил. Данная тенденция может повлиять на качество выполнения дзюдоистами технико-тактических действий на различных отрезках поединка, а также на изменение показателей ЧСС.


Методика исследования . В поединке определялись ЧСС и показатели технико-тактической подготовленности дзюдоистов (активность, эффективность, результативность). Были протестированы 10 спортсменов высших разрядов одной весовой категории (до 73 кг).


Поединок состоял из 12 эпизодов и 11 пауз (длительность 1-го эпизода - 35 с; 1-й паузы - 8 с; 2-го эпизода - 31 с; 2-й паузы - 9 с; 3-го эпизода - 27 с; 3-й паузы - 12 с; 4-го эпизода - 31 с; 4-й паузы - 10 с; 5-го эпизода - 27 с; 5-й паузы - 12 с; 6-го эпизода - 23 с; 6-й паузы - 15 с; 7-го эпизода - 27 с; 7-й паузы - 13 с; 8-го эпизода - 23 с; 8-й паузы - 15 с; 9-го эпизода - 19 с; 9-й паузы - 17 с; 10-го эпизода - 23 с; 10-й паузы - 15 с; 11-го эпизода - 19 с; 11-й паузы - 15 с; 12-го эпизода - 15 с).


Для выявления динамики ЧСС перед поединком обоим борцам прикреплялся спорттестер с интерфейсом "POLAR" (обхват в области грудной клетки, а часы обматывались эластичным бинтом и помещались в бандаж борца). После поединка через компьютер определялась ЧСС с 5-секундным интервалом времени.


Регистрировались время начала работы "POLAR", время начала и окончания поединка, время прекращения работы прибора на обычных часах. Одновременно с помощью символов регистрировались технико-тактические действия обоих дзюдоистов. Рассчитывались показатели активности, эффективности и результативности выполнения атакующих и защитных действий.


Определялись средние значения показателей ЧСС дзюдоистов в каждом эпизоде и в каждой паузе поединка.


Результаты исследования. Самым низким средним значением ЧСС в эпизоде стал показатель 131, 4 уд/мин, а самым высоким - 200 уд/мин. Выявлены 14 диапазонов распределения ЧСС (табл. 6).


Из табл. 7 видно, что наибольшее количество эпизодов (31) дзюдоисты провели в диапазоне 185-190 уд/мин, самые же малые значения (от 0 до 7 эпизодов) оказались при работе


в диапазоне до 170 уд/мин и свыше 190 уд/мин (см. рис.1). Наиболее высокие показатели активности в атаке (по 27) зарегистрированы в диапазоне ЧСС от 170 до 190 уд/мин (см. табл. 7).


Из данных таблицы видно, что в 73% эпизодов (от всего их количества) дзюдоисты реализуют свою двигательную активность в диапазоне ЧСС от 170 до 190 уд/мин; 12% - в диапазоне до 170 уд/мин; 15% - в диапазоне свыше 190 уд/мин.


Анализируя показатели технико-тактической подготовленности дзюдоистов, мы получили данные, свидетельствующие о том, что в диапазоне ЧСС от 170 до 190 уд/мин наблюдается резкий скачок показателей выполнения технико-тактических действий в атаке (см. табл. 7): активности (68%); эффективности (71%), результативности (78%).


4. Теоретико-методические аспекты организации дзюдоистом мыслительных операций в поединке. Каждый акт мышления представляет собой процесс решения конкретной задачи, возникающей в ходе спортивного поединка. При этом происходит поиск решения на основе выводов из данных наблюдений и проверки своих действий и действий противника. Акт мышления, в котором решается элементарная задача, неразложимая на более простые, - это мыслительная операция .


В связи с тем что поединок дзюдоистов состоит из двух различных по содержанию частей - эпизодов и пауз, появляется возможность в паузах анализировать, принимать решения и реализовывать их в эпизодах, т. е. тренировать дзюдоистов в решении мыслительных задач.


Мыслительная операция формируется поэтапно. На первом этапе ставится цель: 1) победить; 2) не дать победить противнику. На втором этапе происходит интеграция анализа и синтеза наблюдаемых действий в прошедшем эпизоде поединка, т. е. мыслительная операция расчленения и объединения содержания эпизода, а также сравнение своих возможностей с возможностями противника и выдвижение предположений по дальнейшему поведению в следующем эпизоде поединка и их мысленная проверка (процесс выработки решения в конкретных условиях). На третьем этапе осуществляется выбор решения, способов реализации и формирование уверенности в действиях в предстоящем эпизоде.


Две основные части акта выбора выделяет Б.М. Теплов [19]. Первая (подготовительная) - это "мысленное действие", приводящее к принятию решения. В нее включены обсуждение необходимости выполнения конкретных двигательных действий, решение, намерение, борьба мотивов, выбор способа и плана действий. Вторая часть (завершающая) акта выбора - "фактическое действие", в процессе которого осуществляется принятое решение [9].


Таким образом, в спортивной практике единоборств существует возможность формировать последовательность мыслительных операций как в эпизодах, так и в паузах поединка, а в теории отсутствуют подходы к разработке теоретических и методических средств для их освоения.


Обучение дзюдоиста организации мыслительных операций, включающей процесс поиска правильного решения в условиях спортивного поединка, характеризуется наличием конвергентного и дивергентного мышления. Конвергентное мышление - логическое, последовательное, однонаправленное. Проявляется в задачах, имеющих один правильный ответ. Дивергентное мышление - альтернативное, отступающее от логики. Предполагает множество правильных ответов в одной задаче.


Продуктивное мышление базируется на процессах понимания и включает в себя мыслительную модель, состоящую: 1) из функционального представления частей проблемной ситуации в рамках целостного видения ; 2) из средств решения [3].


Продуктивное мышление включает в свою структуру: 1) натуральное мышление, в основе которого - становление универсальных структур (механизмов, стадий, схем) на основе закономерностей, присущих мышлению как целому (Пиаже, 1969; Юнг, 1988; Вергеймер, 1987; Пономарев, 1987); 2) эвристическое мышление (культурно-творческое), в основе которого лежат механизмы присвоения субъектом культурно-детерминированных (искусственных) средств организации своей мыслительной активности (Выготский, 1983; Леонтьев, 1981; Лурия. 1974).


Специальное развитие мышления дзюдоиста - важная часть процесса обучения. Обучать следует не созданию мыслей, а мышлению.


Ключ к проблеме решения двигательных задач - выявление закономерностей противоборства. На основе закономерностей единоборства строится программа решения двигательных задач. Определяются требования к показателям, позволяющим обнаружить двигательные противоречия, как кондиционные, так и координационные.


Н.П. Бехтерева [1] указывает, что "...мыслительные процессы обеспечиваются мозговой системой, в которой есть звенья жесткие, постоянно участвующие в обеспечении данной деятельности (или даже разной мыслительной деятельности), и звенья гибкие, участвующие или не участвующие в зависимости от изменений, развивающихся в мозге, в связи с различными внутренними и внешними факторами. … Не исключено, что этот феномен наряду с другими лежит в основе информационной емкости мозга. Он может быть и физиологическим механизмом, определяющим возможность не только быстрого последовательного течения различных фаз одного и того же мыслительного процесса, но и переключения с одной деятельности на другую" [1].


В обучающей мыслительным действиям программе выделены особенности (типы переработки информации и сбивающие факторы как физической, так и психической природы):


1) деятельность мозга по переработке информации;


2) управление физическими и психическими факторами, прежде всего средствами активизации


воображения, средствами преодоления психической инерции, средствами преодоления неблагоприятных воздействий (ситуаций), возникающих в ходе поединка.


Процесс формирования способов решения двигательных задач у дзюдоиста состоит из двух видов деятельности: 1) мозговой; 2) психической.


Мозговая деятельность включает следующие компоненты: ситуацию, двигательную задачу, модель задачи. Мозговая деятельность дзюдоиста в поединке характеризуется: 1) регуляцией взаимоотношений организма и среды, т. е. отражательной деятельностью (мышлением, творчеством, обучением, памятью); 2) саморегуляцией, включающей адаптивные механизмы организма. Адаптивная роль обучения и памяти реализуется на основе интеграции информации, поступающей из внешней среды (от обстановки в поединке) и внутренней среды организма дзюдоиста, проводящего поединок с противником при постоянном отражении данной информации мозгом.


Деятельно осваивая содержание поединка на основе механизмов обучения и памяти, дзюдоист "внедряется" в поединок, регулирует его компоненты и в то же время "погружает" информацию о нем в себя.


Основной особенностью работы мозга как системы является переработка информации. В нашем случае работа мозга дзюдоиста осуществляется в различных фрагментах поединка согласно алгоритмам различных иерархических уровней (С.Н. Брайнев, А.В. Напалков, 1959; А.В. Напалков, Н.В. Целкова, 1974; Н.А. Амосов, 1979). Способности человека к обучению анализу, принятию решений, построению планов реализуются посредством определенных алгоритмов решения информационных задач (Л.Г. Воронин, 1979).


Интегративная деятельность мозга - это процессы обучения и памяти (от молекулярных основ нервной деятельности к интегративной (отражательной деятельности мозга). Память как аппарат выработки и закрепления временных связей всегда функционирует в интересах будущего (рефлекс - обучение - прогноз будущего) [4].


Обладая аппаратом усиления (эмоции, прогноз), субъект фиксирует значимые события, с тем чтобы в будущем адекватно реагировать на них.


Психическая деятельность обусловлена программой, информацией, управлением. Мышление и воля, по Гегелю, порождают единство субъективного и объективного. Различие между ними заключается в отношениях к внешнему миру. Мышление стремится наиболее адекватно познать внешний мир, а воля - преобразовать.


При детерминации поведения как "взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального мира и духовного " особую роль играет психика [2]. Л.С. Выготский [2] указывал, "что психику следует рассматривать не как особые процессы, добавочно существующие поверх и помимо мозговых процессов, где-то над или между ними, а как субъективное выражение тех же процессов, как особую сторону, особую качественную характеристику высших функций мозга [2].


М.Г. Ярошевский [11] считает, что "Принцип неотделимости психического от физиологического означает не механическое слитие одного с другим, а качественное различие между психическим и физиологическим.


…Источником психического является деятельно осваиваемый внешний мир, и психическое зиждется не на созерцательности, а на деятельности, включающей, естественно, информацию и от действующих исполнительных органов" [11].


Идеомоторный акт (от греч. idea - идея, образ и лат. motor - приводящий в движение), появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение при представлении об этом движении, - процесс перехода мысли о движении в реальное выполнение этого движения [7].


А.А. Ухтомский [10] показал, что понять поведение - это значит уметь детерминировать его. Детерминация при этом определяется как взаимосвязь и взаимообусловленность явления материального мира и духовного [10]. Но поведение - это внешнее отражение деятельности мозга. Следовательно, по утверждению Р.И. Кругликова [4], путь к пониманию деятельности мозга лежит через исследование детерминации мозговой деятельности [7].


С.Л. Рубинштейн [5] говорит о том, что человек может предусмотреть последствия своих действий, он самоопределяется во взаимодействии с действительностью. Вместе с тем действительность еще не реализованная детерминирует действие, посредством которого она реализуется [5].


Идеомоторный акт характеризуется натуральными и культурными (искусственными) особенностями. При этом натуральное обозначает не "врожденное", а развивающееся по собственным законам; "культурное" - связанное с той культурой, частью которой субъект является и сопровождающееся приобретением новообразований, изменяющих структуру психики субъекта.


Один из основных путей совершенствования идеомоторной подготовки дзюдоиста - не появление новых мыслительных механизмов, а становление специальных содержательных средств, которые делают доступным для воздействия субъекта его собственное творческое мышление при непосредственном анализе ситуаций, принятии решений, их реализации, т. е. в нашем случае разделов обучающей программы.


По утверждению В.Ф. Спиридонова [8], основной функциональной и структурной единицей культурного творческого мышления выступает эвристика (от греч. heurisko - нахожу, открываю). Основными характеристиками эвристики являются [8]:


1) универсальность (независимость от содержания решаемой задачи);


2) направленность на облегчение понимания субъектом проблемной ситуации;


3) отсутствие функции решения, т. е. с помощью только одних эвристик задачу решить невозможно [8].


Таким образом, структура поединка дзюдоистов позволяет выделять содержания эпизодов и пауз, в которых процесс мышления характеризуется как процесс интеграции мозговой и психической деятельности, что очень важно при совершенствовании тактической подготовки.


5. Особенности изменения функционального состояния мозга дзюдоиста после проведения стандартизированного поединка. Нагрузка соревновательного поединка в дзюдо оказывает значительное влияние на степень снижения надежности проявления технико-тактического мастерства борцов в ходе поединка. Мы предположили, что


экстремальные условия поединков вызывают у борцов разную напряженность функционального состояния мозга, которая оказывает неодинаковое влияние на состояние спортсменов.


Методика с использованием когнитивных вызванных потенциалов мозга (Р-300) в условиях обнаружения значимых стимулов при простом счете и моторной реакции (нажатие кнопки) позволяет объективно контролировать функциональное состояние мозга дзюдоиста после проведения стандартизированного поединка.


Для объективизации обнаруженных отклонений от нормы использовалась методика Р-300 с использованием многофункционального компьютерного комплекса "Нейро - МВП" (В.В. Гнездицкий, 1999).


В исследовании выявлялись изменения показателей когнитивных вызванных потенциалов мозга дзюдоистов высших разрядов после проведения стандартизированного поединка. При этом эффективность выполнения атакующих действий не превышала 30%.


В ходе поединка регистрировались технико-тактические действия обоих борцов и динамика ЧСС. Рассчитывались показатели активности, эффективности, результативности (в атаке и защите) и показатели ЧСС (с интервалом времени 5 с). После окончания стандартизированного поединка испытуемый помещался в кресло, установленное в помещении рядом с залом дзюдо, где ему прикреплялись 4 электрода на затылочную, височную и лобную области черепной коробки. Затем на него надевались наушники, в которые подавались звуковые сигналы в виде значимых (оба уха 70 дБ, 30 мс модулир., f =2000 Гц) и незначимых стимулов (оба уха 70 дБ, 30 мс модулир., f =1500 Гц) с разной периодичностью и количеством. В первой части тестирования испытуемый обнаруживал только значимый стимул при простом счете (распознавал его, оценивал и запоминал количество). Во второй - также обнаруживал значимый стимул, но фиксировал его не в памяти, а на специальном переключателе. В специальной программе от исходящих электродов регистрировались электрические колебания мозговых волн, а на мониторе компьютера высвечивались их показатели.


Условные обозначения:


P1; N1; P2 - сенсорные компоненты ответа (уровень внимания к стимулам).


N2; P3; N3 - когнитивные компоненты ответа.


N2 - дифференцировка и опознание стимула.


P3 - удержание в памяти стимула.


Р3 - N3 - принятие решения и быстрота реакции в момент нажатия на кнопку.


P3 А - автоматическое срабатывание в опознании стимула.


P3 В - присутствие внутреннего проговаривания.


Рассчитывались показатели латентности в миллисекундах, интервалов в миллисекундах и амплитуды в микровольтах.


Латентность - это время от подачи стимула до возникновения компонента ответа (временной интервал).


Амплитуда - это величина в микровольтах (мкВ) для данного компонента (выраженность).


Рассчитывался интегральный индекс в баллах по показателю Р-300. Считалось: чем ниже значение индекса, тем выше степень утомления дзюдоиста, что определялось не только данной методикой, но и данными проведенного опроса дзюдоистов.


Таблица 8. Характеристика группы спортсменов-дзюдоистов, обследованных методом когнитивных вызванных потенциалов (Р-300) в условиях обнаружения значимых стимулов при простом счете и моторной реакции




Фамилия


Возраст, лет


Р-300 счет Латентность, мс Амплитуда, мкВ


Р-300 счет Латентность, мс Амплитуда, мкВ


Примечание


Интегр.


индекс в


баллах по


показателю Р-300


Р3


N2


N3


Р3


N2


N3


1


Астахов Д.В.


27


329


8, 3


215


8, 7


420


4, 6


320


5, 2


261


1, 2


375


5, 2


Контроль



2


Богатырев М.Д.


23


350


6, 3


268


7, 7


436


4, 0


324


7, 2


196


1, 8


453


5, 0



3


3


Ветлов А.В.


18


301


11, 5


250


10, 1


365


4, 8


336


21, 4


238


12, 6


405


17, 4


Наличие Р3A и Р3B


(с проговариванием)


5


4


Гальцев А.И.


20


345


13, 0


248


5, 3


417


9, 5


365


17, 5


235


8, 4


436


13, 5



4


5


Зюзин А.А.


20


312


12, 3


172


6, 3


394


7, 4


310


20, 4


195


6, 2


359


11, 3



4


6


Ивлев А.Б.


19


447


14, 6


325


22, 4


573


3, 7


400


13, 3


252


24, 6


522


15, 6


ЭОГ, КГР


1


7


Касатов П.М.


24


364


10, 4


198


3, 8


517


9, 6


12, 0


147


1, 9


562


12, 3


ЭОГ


2


8


Леденев А.В.


22


366


9, 3


247


0, 7


517


9, 3


335


17, 4


143


3, 2


459


14, 0



2


9


Нагулин А.


21


335


18, 0


220


8, 0


485


, 0


298


16


138


10


488


15


Наличие Р3A и Р3B


(с проговариванием)


4, 5


10


Насыров Е.Г.


20


298


6, 5


242


7, 5


348


8, 6


327


10, 9


224


5, 6


417


9, 4


Снижена амплитуда, неустойчивый ответ


2


11


Стебнев А.В.


21


320


3, 7


268


1, 7


<1 м


336


8, 9


266


6, 7


плохо выра-


жена


Снижена амплитуда


1


Исследования выполнялись на дзюдоистах высших разрядов на кафедре борьбы РГАФК в январе 2002 г.


В табл. 8 приведены выявленные показатели и динамика функционального состояния мозга обследованных спортсменов.


Величины показателей 1, 2, 3 характеризуют отклонения от нормы, а индексы 4, 5 свидетельствуют о норме функционального состояния мозга испытуемого. У более половины обследованных спортсменов (60%) выявлены интегральные индексы в баллах по показателям Р-300 в пределах от 1 до 3 баллов, что свидетельствует об отклонении от нормы.


У испытуемых под номером 3 и 9 (см. табл. 8) при появлении показателя Р3 В с одновременным нажатием кнопки осуществлялось внутренее проговаривание (да - это значимый стимул). При этом значение интегрального индекса по показателям Р-300 у этих испытуемых имеет наивысшие показатели (см. табл. 8).


У двух спортсменов (под номерами 6, 7) обнаружена ЭОГ - электрооколограмма (выраженная глазодвигательная реакция), что свидетельствует о признаках утомления вегетативной системы. Кроме того, у спортсмена под номером 6 выявлен низкий показатель КГР (кожно-гальваническая реакция), что свидетельствует о высокой степени эмоционального напряжения, стресса).


Таким образом, по показателям функционального состояния мозга 60 % спортсменов данной выборки переутомлены и нуждаются в контроле и коррекции


подготовки. Оценки состояний испытуемых по методике когнитивных вызванных потенциалов мозга Р-300 после проведения стандартизированных поединков совпали с оценками опроса испытуемых (90%).


У одного спортсмена обнаружена КГР.


Установлено, что 60% обследованных спортсменов нуждаются в диагностике отклонений функционального состояния мозга, а также в постоянном контроле и коррекции вновь возникающих отклонений.


Таким образом, рассмотренные инновационные направления научных исследований в борьбе дзюдо позволят выработать более эффективные пути подготовки дзюдоистов для достижения высоких спортивных результатов.


Список литературы


1. Бехтерева Н.П. Материальные физиологические основы эмоциональной и мыслительной деятельности // Биология и медицина: философские и социальные проблемы взаимодействия. - М.: Наука. 1985, с. 114-115.


2. Выготский Л.С. Собр.соч. - М.: Педагогика. 1982, т. 1, с. 137-138.


3. Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления //Психология мышления. - М.: Прогресс. 1965, с. 21-85.


4. Кругликов Р.И. Принципы детерминации и деятельность мозга. - М.: Наука. 1988. - 224 с.


5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957, с. 284.


6 .Свищёв И.Д. с соавт. Моделирование соревновательного поединка дзюдоистов //Теория и практика физ. культуры. 1990, № 12, с. 37-41.


7. Современный словарь иностранных слов. - М.: Русский язык. 1993. - 740 с.


8. Спиридонов В.Ф. Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческой задачи // Вестн. Мос. ун-та. 1994, № 2, с. 13-25.


9. Теплов Б.М. Психология. М., 1952, с. 186-189.


10. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. - Л.: ЛГУ. 1950, т . 1, с. 308.


11. Ярошевский М.Г. Специфика детерминации психических процессов // Вопр. философии. 1972, № 1, с. 95-108.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/


Дата добавления: 29.07.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.