№ п/п |
Соревнования |
Место и время проведения |
Завоевано медалей |
Колич. участв. стран |
Место команды России |
||
«золото» |
«серебро» |
«бронза» |
|||||
1 |
Чемпионат мира: Мужчины Женщины |
Германия, июль |
3 - |
- - |
- - |
88 88 |
1 б/м |
Всего |
3 |
- |
- |
|
|
||
2 |
Чемпионат Европы: Мужчины Женщины |
Франция, май |
2 - |
1 1 |
- 1 |
42 88 |
1 5 |
Всего |
2 |
2 |
1 |
|
3 |
||
3 |
Первенство Европы: Юниоры Юниорки |
Венгрия, ноябрь |
2 - |
- 1 |
2 1 |
34 88 |
1 7 |
Всего |
2 |
1 |
3 |
|
2 |
Таблица 2. Показатели результативности атакующих действий дзюдоистов различного возраста в соревнованиях в легкой весовой категории (до 73 кг)
Группы приемов |
Результативность в одном поединке |
||||
Первенство РФ, юноши Москва, 2001 |
Первенство РФ, юниоры Пермь, 2001 |
Чемпионат РФ, дзюд-ты до 23 лет, Майкоп, 2000 |
Чемпионат РФ, взрослые, Пермь, 2000 |
|
|
TE-WAZA |
6, 7 |
8, 47 |
4, 75 |
8, 64 |
28, 56 |
ASHI-WAZA |
7, 08 |
7, 19 |
8, 26 |
5, 83 |
28, 36 |
KOSHI-WAZA |
0, 1 |
2, 1 |
1, 87 |
2, 8 |
6, 87 |
MA-SUTEMI-WAZA |
1, 49 |
0, 8 |
1, 71 |
0, 34 |
4, 34 |
YOKO-SUTEMI-WAZA |
0, 62 |
- |
1, 12 |
0, 22 |
1, 96 |
OSAE-KOMI-WAZA |
- |
1.3 |
1, 21 |
0, 62 |
3, 13 |
KANSETSU-WAZA |
- |
0, 4 |
0, 75 |
1, 24 |
2, 39 |
SHIME-WAZA |
- |
- |
0, 12 |
- |
0, 12 |
|
15, 99 |
20, 26 |
19, 79 |
19, 69 |
75, 73 |
Таблица 3. Показатели результативности атакующих действий призеров и аутсайдеров в соревнованиях (в легкой весовой категории, 73 кг)
Группы приемов |
Результативность в одном поединке |
|||||||
Первенство РФ, юноши Москва, 2001 |
Первенство РФ, юниоры Пермь, 2001 |
Чемпионат РФ, дзюд-ты до 23 лет, Майкоп, 2000 |
Чемпионат РФ, взрослые, Пермь, 2000 |
|||||
приз. |
аутс. |
приз. |
аутс. |
приз. |
аутс. |
приз. |
аутс. |
|
TE-WAZA |
2, 2 |
4, 48 |
3, 80 |
4, 67 |
1, 85 |
2, 9 |
4, 08 |
4, 56 |
ASHI-WAZA |
2, 95 |
4, 13 |
1.9 |
5, 29 |
4, 76 |
3, 5 |
2, 83 |
3, 0 |
KOSHI-WAZA |
0, 1 |
- |
0, 1 |
2, 0 |
1, 27 |
0, 6 |
1, 4 |
1, 4 |
MA-SUTEMI-WAZA |
0, 93 |
0, 56 |
0, 2 |
0, 6 |
0, 88 |
0, 83 |
- |
0, 34 |
YOKO-SUTEMI-WAZA |
- |
0, 62 |
- |
- |
0, 63 |
0, 49 |
0, 06 |
0, 16 |
OSAE-KOMI-WAZA |
- |
- |
0, 6 |
0, 7 |
0, 9 |
0, 31 |
0, 62 |
- |
KANSETSU-WAZA |
- |
- |
- |
0, 6 |
- |
0, 75 |
0, 62 |
0, 62 |
SHIME-WAZA |
- |
- |
- |
0, 12 |
- |
- |
- |
- |
|
6, 18 |
9, 79 |
6, 6 |
13, 9 |
10, 2 |
9, 38 |
9, 61 |
10, 08 |
Таким образом, при ориентации на показатели результативности выполнения атакующих действий дзюдоистами молодежной возрастной группы (до 23 лет) дзюдоистам- юношам следует увеличить работу по освоению техники выполнения атакующих действий из группы ASHI-WAZA и приемов борьбы лежа. Юниорам необходимо повысить результативность выполнения атакующих действий из групп YOKO-SUTEMI-WAZA, SHIME-WAZA. Взрослым дзюдоистам легкой весовой категории следует обратить внимание на методики освоения удушающих приемов (см. табл. 2).
Специфические тенденции к изменению результативности атакующих действий (АД) в легкой весовой категории. Рассмотрим технический арсенал группы дзюдоистов, завоевавших медали (призеров) в соревнованиях, и всех остальных дзюдоистов данной весовой категории (аутсайдеров). Призеры молодежного чемпионата России (до 23 лет) результативнее выполняли атакующие действия, чем аутсайдеры (10, 29 против 9, 38) (см. табл. 3).
В других возрастных группах, наоборот, результативность выполнения атакующих действий аутсайдерами выше, чем призерами. Наибольшая разница между показателями результативности призеров в отличие от аутсайдеров - в юниорской возрастной группе (6, 6 против 13, 98) (табл. 3).
Отношение результативности выполнения бросков к результативности приемов борьбы лежа дзюдоистов легкой
весовой категории составило:
- у юношей - нет соотношения;
- у юниоров-призеров - 10:1, у аутсайдеров - 9:1;
- у молодежи-призеров - 9:1, у аутсайдеров - 8:1;
- у взрослых-призеров - 8:1, у аутсайдеров - 15:1.
Таким образом, для того чтобы юношам более успешно перейти в юниорскую возрастную группу, необходимы разработки частных методик обучения их броскам из группы KOSHI-WAZA и приемов борьбы лежа. Юниорам при переходе в молодежную возрастную группу (в данной весовой категории) следует обратить внимание на освоение атакующих действий из классификационных групп YOKO-SUTEMI-WAZA, SHIME-WAZA. Дзюдоистам взрослой возрастной группы необходимо повысить результативность выполнения удушающих приемов.
2. Модель соревновательного поединка дзюдоистов. Протекание борцовского поединка имеет следующие закономерности. Прежде всего они объясняются наличием в дзюдо арбитра и двух борцов. Кроме того, поединок дзюдоистов начинается с команды арбитра голосом, затем происходит остановка по сигналу арбитра. Прошедший в поединке отрезок времени назовем эпизодом. После остановки и до возобновления поединка идет временной отрезок, который назовем паузой. Таким образом, поединок в дзюдо состоит из двух очень различных частей - эпизодов и пауз. Содержание эпизодов характеризуется интерактивными взаимодействиями противоборствующих сторон, а паузы - коммуникативными.
Фиксировались длительность эпизодов и пауз и их количество. Рассчитывалось количество эпизодов за весь поединок. Определялась средняя длительность эпизода и паузы.
Эпизод отмеривается от начала поединка по команде "хаджимэ" до команды "матэ". Пауза измеряется временем от команды "матэ" до команды "хаджимэ". В среднем поединок состоит из 12±3 эпизода [6].
Таблица 4. Количественные показатели соревновательного поединка в дзюдо
№ п/п |
Длительность, с Количество |
|
|||||||
эпизодов |
пауз |
атакующих деист |
вий |
||||||
Х± |
V, % |
Х± |
V, % |
Х± |
V, % |
||||
1 |
35, 0 |
3, 8 |
10, 7 |
8, 0 |
1, 0 |
12, 6 |
2, 1 |
0, 18 |
8, 6 |
2 |
31, 0 |
3, 4 |
11, 0 |
9, 0 |
1, 0 |
22, 3 |
1, 9 |
0, 14 |
7, 3 |
3 |
27, 0 |
2, 5 |
9, 1 |
12, 0 |
2, 0 |
16, 6 |
1, 8 |
0, 14 |
7, 4 |
4 |
31, 0 |
3, 0 |
9, 7 |
10, 0 |
1, 5 |
15, 2 |
1, 9 |
0, 15 |
7, 8 |
5 |
27, 0 |
2, 4 |
8, 0 |
12, 0 |
1, 5 |
12, 6 |
1, 7 |
0, 12 |
7, 1 |
6 |
23, 0 |
2, 0 |
8, 0 |
15, 0 |
2, 1 |
14, 1 |
1, 6 |
0, 14 |
8, 7 |
7 |
27, 0 |
2, 3 |
8, 1 |
13, 0 |
1, 4 |
10, 8 |
1, 7 |
0, 30 |
7, 5 |
8 |
23, 0 |
2, 1 |
9, 1 |
15, 0 |
1, 3 |
9, 3 |
1, 5 |
0, 12 |
8, 1 |
9 |
19, 0 |
2, 0 |
10, 4 |
17, 0 |
1, 5 |
8, 9 |
1, 4 |
0, 11 |
8, 0 |
10 |
23, 0 |
2, 1 |
9, 0 |
15, 0 |
2, 0 |
23, 4 |
1, 5 |
0, 14 |
9, 2 |
11 |
19, 0 |
2, 2 |
11, 5 |
14, 0 |
2, 2 |
15, 7 |
1, 3 |
0, 16 |
12, 4 |
12 |
15, 0 |
2, 0 |
13, 2 |
- |
- |
- |
1, 0 |
0, 20 |
20, 1 |
Таблица 5. Тренировочная содержательно-временная модель ведения поединка И-вым (73 кг) с высококвалифицированными противниками
|
1 30 |
2 25 |
3 22 |
4 26 |
5 23 |
6 20 |
7 24 |
8 22 |
9 18 |
10 19 |
11 16 |
12 13 |
13 18 |
14 15 |
15 9 |
Пауз, с |
5 |
7 |
8 |
6 |
8 |
9 |
7 |
10 |
12 |
9 |
12 |
10 |
13 |
15 |
- |
Колич. атак |
4 абвг |
3 деж |
3 абв |
4 гдеж |
3 абв |
2 гд |
3 аеж |
2 бв |
2 гд |
3 аеж |
1 б |
2 вг |
2 де |
1 ж |
1 а |
Колич. оценок |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
Таблица 5. Тренировочная содержательно-временная модель ведения поединка И-вым (73 кг) с высококвалифицированными противниками
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Длительность эпизодов, с |
30 |
25 |
22 |
26 |
23 |
20 |
24 |
22 |
18 |
19 |
16 |
13 |
18 |
15 |
9 |
Пауз, с |
5 |
7 |
8 |
6 |
8 |
9 |
7 |
10 |
12 |
9 |
12 |
10 |
13 |
15 |
- |
Колич. атак |
4 абвг |
3 деж |
3 абв |
4 гдеж |
3 абв |
2 гд |
3 аеж |
2 бв |
2 гд |
3 аеж |
1 б |
2 вг |
2 де |
1 ж |
1 а |
Колич. оценок |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
Эффективность = 43, 3 %
Атакующие действия: а - подхват; 6 - зацеп изнутри; в - бросок захватом ног; г - бросок через спину; д - передняя подножка; е - задняя подножка; ж- удержание.
Таблица 6. Диапазоны ЧСС и показатели выполнения технико-тактических действий дзюдоистами в поединках
№ п/п |
ЧСС, уд/мин |
Колич. эпизодов |
Активность |
Эффективность |
Результативность, баллы |
|||
атака |
защита |
атака |
защита |
атака |
защита |
|||
1 |
130-135 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
135-140 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
140-145 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
145-150 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
8 |
5 |
150-155 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
155-160 |
3 |
5 |
5 |
0 |
1 |
0 |
1 |
7 |
160-165 |
3 |
7 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
165-170 |
6 |
11 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
170-175 |
19 |
27 |
18 |
2 |
1 |
15 |
5 |
10 |
175-180 |
13 |
10 |
12 |
0 |
2 |
0 |
8 |
11 |
180-185 |
25 |
23 |
30 |
1 |
3 |
3 |
18 |
12 |
185-190 |
31 |
27 |
29 |
2 |
4 |
11 |
33 |
13 |
190-195 |
11 |
12 |
12 |
0 |
1 |
0 |
10 |
14 |
195-200 |
7 |
5 |
9 |
2 |
1 |
4 |
5 |
|
|
120 |
128 |
131 |
7 |
15 |
33 |
88 |
Длительность эпизодов снижается от начала до конца поединка, а длительность пауз увеличивается.
В табл. 4 приводятся количественные показатели 12-эпизодного поединка дзюдоистов (мужчин). Выявлены отличия показателей длительности эпизодов поединка отечественных и зарубежных дзюдоистов, в частности японских. Так, у японских дзюдоистов длительность эпизодов почти в два раза короче и находится в диапазоне от 18 до 6 с, у отечественных борцов - от 35 до 15 с. Вероятно, японские спортсмены быстрее анализируют информацию в паузах, быстрее реализуют принятые решения.
Для совершенствования технико-тактических действий дзюдоистов в условиях поединка разрабатывались содержательно-временные модели (табл. 5).
В модели изложены параметры 15-эпизодного поединка дзюдоиста И-ва (73 кг), которые отражают длительность эпизодов, длительность пауз, количество атак, атакующие действия конкретного дзюдоиста.
Перед первым эпизодом тренер дает борцу задание: выполнить 4 атаки за 30 c приемами абвг (см. табл.5). После этого он дает команду "хаджимэ" и включает секундомер, а его помощник начинает фиксировать выполняемые дзюдоистом действия. Тренер через 30 с останавливает поединок и за 5-секундную паузу дает задание на следующий эпизод: попытаться выполнить приемы д еж д - передняя подножка, е - задняя подножка, ж - удержание за 25 с. Дается команда "хаджимэ". Помощник регистрирует выполняемые действия, и так до конца поединка. Затем записанные данные выполненных атакующих действий и их оценки пересчитываются в показатель эффективности (приведенный выше) и сравниваются с модельными. Если отклонения превышают или не достигают 20%, подбирают другого партнера и повторяют поединок.
Таблица 7. Основные диапазоны динамики ЧСС и показателей выполнения дзюдоистами технико-тактических действий в поединках
ЧСС, уд/мин |
Колич. эпизодов |
Активность |
Эффективность |
Результативность, баллы |
|||
атаки |
защиты |
атаки |
защиты |
атаки |
защиты |
||
До 170 |
14 / 12% |
24 / 19% |
21 / 16% |
0 / 0% |
3 / 20% |
0 /0% |
9 / 10% |
От 170 до 190 |
88 / 73% |
87 / 68% |
89 / 68% |
5 / 71% |
10 / 67% |
29 / 88% |
64 / 73% |
Свыше 190 |
18 / 15% |
17 / 13% |
21 / 16% |
2 / 29% |
2 / 13% |
4 /12% |
15 / 17% |
|
120 |
128 |
131 |
7 |
15 |
33 |
88 |
Интенсивность модельного поединка очень высокая, поэтому рекомендуется проводить 2-3 таких поединка в недельном микроцикле.
3. Закономерности эффективного выполнения дзюдоистом атакующих действий в зависимости от ЧСС. Длительность эпизодов снижается от начала к концу поединка, а длительность пауз увеличивается. Вероятно, длительность эпизодов снижается из-за нарастания степени утомления дзюдоистов от первых к последним эпизодам поединка, а длительность пауз увеличивается в связи с потребностью в восстановлении сил. Данная тенденция может повлиять на качество выполнения дзюдоистами технико-тактических действий на различных отрезках поединка, а также на изменение показателей ЧСС.
Методика исследования . В поединке определялись ЧСС и показатели технико-тактической подготовленности дзюдоистов (активность, эффективность, результативность). Были протестированы 10 спортсменов высших разрядов одной весовой категории (до 73 кг).
Поединок состоял из 12 эпизодов и 11 пауз (длительность 1-го эпизода - 35 с; 1-й паузы - 8 с; 2-го эпизода - 31 с; 2-й паузы - 9 с; 3-го эпизода - 27 с; 3-й паузы - 12 с; 4-го эпизода - 31 с; 4-й паузы - 10 с; 5-го эпизода - 27 с; 5-й паузы - 12 с; 6-го эпизода - 23 с; 6-й паузы - 15 с; 7-го эпизода - 27 с; 7-й паузы - 13 с; 8-го эпизода - 23 с; 8-й паузы - 15 с; 9-го эпизода - 19 с; 9-й паузы - 17 с; 10-го эпизода - 23 с; 10-й паузы - 15 с; 11-го эпизода - 19 с; 11-й паузы - 15 с; 12-го эпизода - 15 с).
Для выявления динамики ЧСС перед поединком обоим борцам прикреплялся спорттестер с интерфейсом "POLAR" (обхват в области грудной клетки, а часы обматывались эластичным бинтом и помещались в бандаж борца). После поединка через компьютер определялась ЧСС с 5-секундным интервалом времени.
Регистрировались время начала работы "POLAR", время начала и окончания поединка, время прекращения работы прибора на обычных часах. Одновременно с помощью символов регистрировались технико-тактические действия обоих дзюдоистов. Рассчитывались показатели активности, эффективности и результативности выполнения атакующих и защитных действий.
Определялись средние значения показателей ЧСС дзюдоистов в каждом эпизоде и в каждой паузе поединка.
Результаты исследования. Самым низким средним значением ЧСС в эпизоде стал показатель 131, 4 уд/мин, а самым высоким - 200 уд/мин. Выявлены 14 диапазонов распределения ЧСС (табл. 6).
Из табл. 7 видно, что наибольшее количество эпизодов (31) дзюдоисты провели в диапазоне 185-190 уд/мин, самые же малые значения (от 0 до 7 эпизодов) оказались при работе
в диапазоне до 170 уд/мин и свыше 190 уд/мин (см. рис.1). Наиболее высокие показатели активности в атаке (по 27) зарегистрированы в диапазоне ЧСС от 170 до 190 уд/мин (см. табл. 7).
Из данных таблицы видно, что в 73% эпизодов (от всего их количества) дзюдоисты реализуют свою двигательную активность в диапазоне ЧСС от 170 до 190 уд/мин; 12% - в диапазоне до 170 уд/мин; 15% - в диапазоне свыше 190 уд/мин.
Анализируя показатели технико-тактической подготовленности дзюдоистов, мы получили данные, свидетельствующие о том, что в диапазоне ЧСС от 170 до 190 уд/мин наблюдается резкий скачок показателей выполнения технико-тактических действий в атаке (см. табл. 7): активности (68%); эффективности (71%), результативности (78%).
4. Теоретико-методические аспекты организации дзюдоистом мыслительных операций в поединке. Каждый акт мышления представляет собой процесс решения конкретной задачи, возникающей в ходе спортивного поединка. При этом происходит поиск решения на основе выводов из данных наблюдений и проверки своих действий и действий противника. Акт мышления, в котором решается элементарная задача, неразложимая на более простые, - это мыслительная операция .
В связи с тем что поединок дзюдоистов состоит из двух различных по содержанию частей - эпизодов и пауз, появляется возможность в паузах анализировать, принимать решения и реализовывать их в эпизодах, т. е. тренировать дзюдоистов в решении мыслительных задач.
Мыслительная операция формируется поэтапно. На первом этапе ставится цель: 1) победить; 2) не дать победить противнику. На втором этапе происходит интеграция анализа и синтеза наблюдаемых действий в прошедшем эпизоде поединка, т. е. мыслительная операция расчленения и объединения содержания эпизода, а также сравнение своих возможностей с возможностями противника и выдвижение предположений по дальнейшему поведению в следующем эпизоде поединка и их мысленная проверка (процесс выработки решения в конкретных условиях). На третьем этапе осуществляется выбор решения, способов реализации и формирование уверенности в действиях в предстоящем эпизоде.
Две основные части акта выбора выделяет Б.М. Теплов [19]. Первая (подготовительная) - это "мысленное действие", приводящее к принятию решения. В нее включены обсуждение необходимости выполнения конкретных двигательных действий, решение, намерение, борьба мотивов, выбор способа и плана действий. Вторая часть (завершающая) акта выбора - "фактическое действие", в процессе которого осуществляется принятое решение [9].
Таким образом, в спортивной практике единоборств существует возможность формировать последовательность мыслительных операций как в эпизодах, так и в паузах поединка, а в теории отсутствуют подходы к разработке теоретических и методических средств для их освоения.
Обучение дзюдоиста организации мыслительных операций, включающей процесс поиска правильного решения в условиях спортивного поединка, характеризуется наличием конвергентного и дивергентного мышления. Конвергентное мышление - логическое, последовательное, однонаправленное. Проявляется в задачах, имеющих один правильный ответ. Дивергентное мышление - альтернативное, отступающее от логики. Предполагает множество правильных ответов в одной задаче.
Продуктивное мышление базируется на процессах понимания и включает в себя мыслительную модель, состоящую: 1) из функционального представления частей проблемной ситуации в рамках целостного видения ; 2) из средств решения [3].
Продуктивное мышление включает в свою структуру: 1) натуральное мышление, в основе которого - становление универсальных структур (механизмов, стадий, схем) на основе закономерностей, присущих мышлению как целому (Пиаже, 1969; Юнг, 1988; Вергеймер, 1987; Пономарев, 1987); 2) эвристическое мышление (культурно-творческое), в основе которого лежат механизмы присвоения субъектом культурно-детерминированных (искусственных) средств организации своей мыслительной активности (Выготский, 1983; Леонтьев, 1981; Лурия. 1974).
Специальное развитие мышления дзюдоиста - важная часть процесса обучения. Обучать следует не созданию мыслей, а мышлению.
Ключ к проблеме решения двигательных задач - выявление закономерностей противоборства. На основе закономерностей единоборства строится программа решения двигательных задач. Определяются требования к показателям, позволяющим обнаружить двигательные противоречия, как кондиционные, так и координационные.
Н.П. Бехтерева [1] указывает, что "...мыслительные процессы обеспечиваются мозговой системой, в которой есть звенья жесткие, постоянно участвующие в обеспечении данной деятельности (или даже разной мыслительной деятельности), и звенья гибкие, участвующие или не участвующие в зависимости от изменений, развивающихся в мозге, в связи с различными внутренними и внешними факторами. … Не исключено, что этот феномен наряду с другими лежит в основе информационной емкости мозга. Он может быть и физиологическим механизмом, определяющим возможность не только быстрого последовательного течения различных фаз одного и того же мыслительного процесса, но и переключения с одной деятельности на другую" [1].
В обучающей мыслительным действиям программе выделены особенности (типы переработки информации и сбивающие факторы как физической, так и психической природы):
1) деятельность мозга по переработке информации;
2) управление физическими и психическими факторами, прежде всего средствами активизации
воображения, средствами преодоления психической инерции, средствами преодоления неблагоприятных воздействий (ситуаций), возникающих в ходе поединка.
Процесс формирования способов решения двигательных задач у дзюдоиста состоит из двух видов деятельности: 1) мозговой; 2) психической.
Мозговая деятельность включает следующие компоненты: ситуацию, двигательную задачу, модель задачи. Мозговая деятельность дзюдоиста в поединке характеризуется: 1) регуляцией взаимоотношений организма и среды, т. е. отражательной деятельностью (мышлением, творчеством, обучением, памятью); 2) саморегуляцией, включающей адаптивные механизмы организма. Адаптивная роль обучения и памяти реализуется на основе интеграции информации, поступающей из внешней среды (от обстановки в поединке) и внутренней среды организма дзюдоиста, проводящего поединок с противником при постоянном отражении данной информации мозгом.
Деятельно осваивая содержание поединка на основе механизмов обучения и памяти, дзюдоист "внедряется" в поединок, регулирует его компоненты и в то же время "погружает" информацию о нем в себя.
Основной особенностью работы мозга как системы является переработка информации. В нашем случае работа мозга дзюдоиста осуществляется в различных фрагментах поединка согласно алгоритмам различных иерархических уровней (С.Н. Брайнев, А.В. Напалков, 1959; А.В. Напалков, Н.В. Целкова, 1974; Н.А. Амосов, 1979). Способности человека к обучению анализу, принятию решений, построению планов реализуются посредством определенных алгоритмов решения информационных задач (Л.Г. Воронин, 1979).
Интегративная деятельность мозга - это процессы обучения и памяти (от молекулярных основ нервной деятельности к интегративной (отражательной деятельности мозга). Память как аппарат выработки и закрепления временных связей всегда функционирует в интересах будущего (рефлекс - обучение - прогноз будущего) [4].
Обладая аппаратом усиления (эмоции, прогноз), субъект фиксирует значимые события, с тем чтобы в будущем адекватно реагировать на них.
Психическая деятельность обусловлена программой, информацией, управлением. Мышление и воля, по Гегелю, порождают единство субъективного и объективного. Различие между ними заключается в отношениях к внешнему миру. Мышление стремится наиболее адекватно познать внешний мир, а воля - преобразовать.
При детерминации поведения как "взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального мира и духовного " особую роль играет психика [2]. Л.С. Выготский [2] указывал, "что психику следует рассматривать не как особые процессы, добавочно существующие поверх и помимо мозговых процессов, где-то над или между ними, а как субъективное выражение тех же процессов, как особую сторону, особую качественную характеристику высших функций мозга [2].
М.Г. Ярошевский [11] считает, что "Принцип неотделимости психического от физиологического означает не механическое слитие одного с другим, а качественное различие между психическим и физиологическим.
…Источником психического является деятельно осваиваемый внешний мир, и психическое зиждется не на созерцательности, а на деятельности, включающей, естественно, информацию и от действующих исполнительных органов" [11].
Идеомоторный акт (от греч. idea - идея, образ и лат. motor - приводящий в движение), появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение при представлении об этом движении, - процесс перехода мысли о движении в реальное выполнение этого движения [7].
А.А. Ухтомский [10] показал, что понять поведение - это значит уметь детерминировать его. Детерминация при этом определяется как взаимосвязь и взаимообусловленность явления материального мира и духовного [10]. Но поведение - это внешнее отражение деятельности мозга. Следовательно, по утверждению Р.И. Кругликова [4], путь к пониманию деятельности мозга лежит через исследование детерминации мозговой деятельности [7].
С.Л. Рубинштейн [5] говорит о том, что человек может предусмотреть последствия своих действий, он самоопределяется во взаимодействии с действительностью. Вместе с тем действительность еще не реализованная детерминирует действие, посредством которого она реализуется [5].
Идеомоторный акт характеризуется натуральными и культурными (искусственными) особенностями. При этом натуральное обозначает не "врожденное", а развивающееся по собственным законам; "культурное" - связанное с той культурой, частью которой субъект является и сопровождающееся приобретением новообразований, изменяющих структуру психики субъекта.
Один из основных путей совершенствования идеомоторной подготовки дзюдоиста - не появление новых мыслительных механизмов, а становление специальных содержательных средств, которые делают доступным для воздействия субъекта его собственное творческое мышление при непосредственном анализе ситуаций, принятии решений, их реализации, т. е. в нашем случае разделов обучающей программы.
По утверждению В.Ф. Спиридонова [8], основной функциональной и структурной единицей культурного творческого мышления выступает эвристика (от греч. heurisko - нахожу, открываю). Основными характеристиками эвристики являются [8]:
1) универсальность (независимость от содержания решаемой задачи);
2) направленность на облегчение понимания субъектом проблемной ситуации;
3) отсутствие функции решения, т. е. с помощью только одних эвристик задачу решить невозможно [8].
Таким образом, структура поединка дзюдоистов позволяет выделять содержания эпизодов и пауз, в которых процесс мышления характеризуется как процесс интеграции мозговой и психической деятельности, что очень важно при совершенствовании тактической подготовки.
5. Особенности изменения функционального состояния мозга дзюдоиста после проведения стандартизированного поединка. Нагрузка соревновательного поединка в дзюдо оказывает значительное влияние на степень снижения надежности проявления технико-тактического мастерства борцов в ходе поединка. Мы предположили, что
экстремальные условия поединков вызывают у борцов разную напряженность функционального состояния мозга, которая оказывает неодинаковое влияние на состояние спортсменов.
Методика с использованием когнитивных вызванных потенциалов мозга (Р-300) в условиях обнаружения значимых стимулов при простом счете и моторной реакции (нажатие кнопки) позволяет объективно контролировать функциональное состояние мозга дзюдоиста после проведения стандартизированного поединка.
Для объективизации обнаруженных отклонений от нормы использовалась методика Р-300 с использованием многофункционального компьютерного комплекса "Нейро - МВП" (В.В. Гнездицкий, 1999).
В исследовании выявлялись изменения показателей когнитивных вызванных потенциалов мозга дзюдоистов высших разрядов после проведения стандартизированного поединка. При этом эффективность выполнения атакующих действий не превышала 30%.
В ходе поединка регистрировались технико-тактические действия обоих борцов и динамика ЧСС. Рассчитывались показатели активности, эффективности, результативности (в атаке и защите) и показатели ЧСС (с интервалом времени 5 с). После окончания стандартизированного поединка испытуемый помещался в кресло, установленное в помещении рядом с залом дзюдо, где ему прикреплялись 4 электрода на затылочную, височную и лобную области черепной коробки. Затем на него надевались наушники, в которые подавались звуковые сигналы в виде значимых (оба уха 70 дБ, 30 мс модулир., f =2000 Гц) и незначимых стимулов (оба уха 70 дБ, 30 мс модулир., f =1500 Гц) с разной периодичностью и количеством. В первой части тестирования испытуемый обнаруживал только значимый стимул при простом счете (распознавал его, оценивал и запоминал количество). Во второй - также обнаруживал значимый стимул, но фиксировал его не в памяти, а на специальном переключателе. В специальной программе от исходящих электродов регистрировались электрические колебания мозговых волн, а на мониторе компьютера высвечивались их показатели.
Условные обозначения:
P1; N1; P2 - сенсорные компоненты ответа (уровень внимания к стимулам).
N2; P3; N3 - когнитивные компоненты ответа.
N2 - дифференцировка и опознание стимула.
P3 - удержание в памяти стимула.
Р3 - N3 - принятие решения и быстрота реакции в момент нажатия на кнопку.
P3 А - автоматическое срабатывание в опознании стимула.
P3 В - присутствие внутреннего проговаривания.
Рассчитывались показатели латентности в миллисекундах, интервалов в миллисекундах и амплитуды в микровольтах.
Латентность - это время от подачи стимула до возникновения компонента ответа (временной интервал).
Амплитуда - это величина в микровольтах (мкВ) для данного компонента (выраженность).
Рассчитывался интегральный индекс в баллах по показателю Р-300. Считалось: чем ниже значение индекса, тем выше степень утомления дзюдоиста, что определялось не только данной методикой, но и данными проведенного опроса дзюдоистов.
Таблица 8. Характеристика группы спортсменов-дзюдоистов, обследованных методом когнитивных вызванных потенциалов (Р-300) в условиях обнаружения значимых стимулов при простом счете и моторной реакции
№ |
Фамилия |
Возраст, лет |
Р-300 счет Латентность, мс Амплитуда, мкВ |
Р-300 счет Латентность, мс Амплитуда, мкВ |
Примечание |
Интегр. индекс в баллах по показателю Р-300 |
||||
Р3 |
N2 |
N3 |
Р3 |
N2 |
N3 |
|||||
1 |
Астахов Д.В. |
27 |
329 8, 3 |
215 8, 7 |
420 4, 6 |
320 5, 2 |
261 1, 2 |
375 5, 2 |
Контроль |
|
2 |
Богатырев М.Д. |
23 |
350 6, 3 |
268 7, 7 |
436 4, 0 |
324 7, 2 |
196 1, 8 |
453 5, 0 |
|
3 |
3 |
Ветлов А.В. |
18 |
301 11, 5 |
250 10, 1 |
365 4, 8 |
336 21, 4 |
238 12, 6 |
405 17, 4 |
Наличие Р3A и Р3B (с проговариванием) |
5 |
4 |
Гальцев А.И. |
20 |
345 13, 0 |
248 5, 3 |
417 9, 5 |
365 17, 5 |
235 8, 4 |
436 13, 5 |
|
4 |
5 |
Зюзин А.А. |
20 |
312 12, 3 |
172 6, 3 |
394 7, 4 |
310 20, 4 |
195 6, 2 |
359 11, 3 |
|
4 |
6 |
Ивлев А.Б. |
19 |
447 14, 6 |
325 22, 4 |
573 3, 7 |
400 13, 3 |
252 24, 6 |
522 15, 6 |
ЭОГ, КГР |
1 |
7 |
Касатов П.М. |
24 |
364 10, 4 |
198 3, 8 |
517 9, 6 |
12, 0 |
147 1, 9 |
562 12, 3 |
ЭОГ |
2 |
8 |
Леденев А.В. |
22 |
366 9, 3 |
247 0, 7 |
517 9, 3 |
335 17, 4 |
143 3, 2 |
459 14, 0 |
|
2 |
9 |
Нагулин А. |
21 |
335 18, 0 |
220 8, 0 |
485 , 0 |
298 16 |
138 10 |
488 15 |
Наличие Р3A и Р3B (с проговариванием) |
4, 5 |
10 |
Насыров Е.Г. |
20 |
298 6, 5 |
242 7, 5 |
348 8, 6 |
327 10, 9 |
224 5, 6 |
417 9, 4 |
Снижена амплитуда, неустойчивый ответ |
2 |
11 |
Стебнев А.В. |
21 |
320 3, 7 |
268 1, 7 |
<1 м |
336 8, 9 |
266 6, 7 |
плохо выра- жена |
Снижена амплитуда |
1 |
Исследования выполнялись на дзюдоистах высших разрядов на кафедре борьбы РГАФК в январе 2002 г.
В табл. 8 приведены выявленные показатели и динамика функционального состояния мозга обследованных спортсменов.
Величины показателей 1, 2, 3 характеризуют отклонения от нормы, а индексы 4, 5 свидетельствуют о норме функционального состояния мозга испытуемого. У более половины обследованных спортсменов (60%) выявлены интегральные индексы в баллах по показателям Р-300 в пределах от 1 до 3 баллов, что свидетельствует об отклонении от нормы.
У испытуемых под номером 3 и 9 (см. табл. 8) при появлении показателя Р3 В с одновременным нажатием кнопки осуществлялось внутренее проговаривание (да - это значимый стимул). При этом значение интегрального индекса по показателям Р-300 у этих испытуемых имеет наивысшие показатели (см. табл. 8).
У двух спортсменов (под номерами 6, 7) обнаружена ЭОГ - электрооколограмма (выраженная глазодвигательная реакция), что свидетельствует о признаках утомления вегетативной системы. Кроме того, у спортсмена под номером 6 выявлен низкий показатель КГР (кожно-гальваническая реакция), что свидетельствует о высокой степени эмоционального напряжения, стресса).
Таким образом, по показателям функционального состояния мозга 60 % спортсменов данной выборки переутомлены и нуждаются в контроле и коррекции
подготовки. Оценки состояний испытуемых по методике когнитивных вызванных потенциалов мозга Р-300 после проведения стандартизированных поединков совпали с оценками опроса испытуемых (90%).
У одного спортсмена обнаружена КГР.
Установлено, что 60% обследованных спортсменов нуждаются в диагностике отклонений функционального состояния мозга, а также в постоянном контроле и коррекции вновь возникающих отклонений.
Таким образом, рассмотренные инновационные направления научных исследований в борьбе дзюдо позволят выработать более эффективные пути подготовки дзюдоистов для достижения высоких спортивных результатов.
Список литературы
1. Бехтерева Н.П. Материальные физиологические основы эмоциональной и мыслительной деятельности // Биология и медицина: философские и социальные проблемы взаимодействия. - М.: Наука. 1985, с. 114-115.
2. Выготский Л.С. Собр.соч. - М.: Педагогика. 1982, т. 1, с. 137-138.
3. Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления //Психология мышления. - М.: Прогресс. 1965, с. 21-85.
4. Кругликов Р.И. Принципы детерминации и деятельность мозга. - М.: Наука. 1988. - 224 с.
5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957, с. 284.
6 .Свищёв И.Д. с соавт. Моделирование соревновательного поединка дзюдоистов //Теория и практика физ. культуры. 1990, № 12, с. 37-41.
7. Современный словарь иностранных слов. - М.: Русский язык. 1993. - 740 с.
8. Спиридонов В.Ф. Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческой задачи // Вестн. Мос. ун-та. 1994, № 2, с. 13-25.
9. Теплов Б.М. Психология. М., 1952, с. 186-189.
10. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. - Л.: ЛГУ. 1950, т . 1, с. 308.
11. Ярошевский М.Г. Специфика детерминации психических процессов // Вопр. философии. 1972, № 1, с. 95-108.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/
Дата добавления: 29.07.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |