Реферат по предмету "Другое"


Взаимосвязь сердечно-сосудистой и дыхательной систем как инновационный способ оценки функциональных возможностей организма спортсменов

(П.К.Анохин, 1980; К.В.Судаков, 1987; 1997) при мышечной деятельности происходит активное взаимо- содействие вегетативных функций конечному результату. В качестве полезного приспособительного результата в наших исследованиях выступает обеспечение организма кислородом. Для того, чтобы судить об эффективности кислородного обеспечения, основанном на принципе комплексного подхода, необходимо введение показателя, учитывающего реакцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, положительные сдвиги которых формируются в процессе спортивной тренировки. Можно предположить, что это происходит благодаря системе моторновисцеральных рефлексов. Сердечнососудистая система, как правило, выступает в роли лимитирующего звена в цепи транспорта кислорода к работающим мышцам, а дыхательная - в некоторых случаях может ее компенсировать. Это происходит в результате более низкой “пропускной способности” сердца, т.к. во время нагрузок субмакси- мальной и большой мощности МОК возрастает в 4-5 раз, а объем воздуха, перекачиваемый через легкие, в 15-20 раз. Поэтому за критерий оценки взаимодействия этих систем можно рекомендовать их кислород- транспортную эффективность, которая будет постепенно повышаться в связи с ростом мощности нагрузки динамического характера и может быть оценена как результат взаимодействия центральной гемодинамики, внешнего дыхания и газообмена. С этой целью нами был предложен коэффициент оценки кардиореспираторной системы на физическую нагрузку и представляющий собой отношение показателей сердечнососудистой и дыхательной систем. Данный коэффициент с увеличением мощности работы снижался и наиболее значительно в группах подростков и спортсменов 36-60 лет, что свидетельствует о ведущей роли у них дыхания в обеспечении организма кислородом. Это совпадает с мнением С.Н.Кучкина (1986), который пришел к выводу, что на начальном этапе учебнотренировочного процесса работоспособность в основном обеспечивается за счет аппарата внешнего дыхания. Но вентиляционные возможности выше в других группах испытуемых. Однако удовлетворение кислородного запроса у них происходит за счет показателей сердечно-сосудистой системы. А тот путь, по которому снабжается кислородом организм подростков и спортсменов 36-60 лет, считается малоэффективным, т.к. большая часть кислорода, доставляемая в организм, идет на удовлетворение энергетических потребностей мышц дыхательной системы.


Между группами подростков, спортсменов 36-60 лет и остальными группами испытуемых достоверные различия в отношении коэффициента комплексной оценки кардиореспираторной системы наиболее четко проявились с первой ступени нагрузки (табл. 1). Следовательно, даже небольшие по мощности нагрузки могут выявить по предлагаемому показателю различия между возрастными группами.


Включение механизмов адаптации к физическим нагрузкам происходит не одновременно, отражая сложную систему регуляции и взаимокомпенсации функций [3]. Это можно видеть на примере нагрузок повышающейся мощности. При нагрузке мощностью в 50 Вт во всех группах спортсменов доминирующее значение приобретает сердечно-сосудистая система. В этом случае помимо вполне естественной хронотропной реакции наблюдается увеличение насосной функции сердца. Нами было отмечено, что сердечный выброс в равной степени обеспечивался как за счет частоты сердечных сокращений (ЧСС), так и ударный объем крови (УОК) (табл. 2). В дальнейшем при повышении мощности нагрузки в группе подростков рост сердечного выброса в большей степени, чем в других группах происходил благодаря увеличению частоты сердцебиений, что является малоэффективным механизмом поддержания МОК на должном уровне, т.к. известно, что предельная хроно- тропная реакция сердца биологически детерминирована функциональными возможностями синусового узла [4]. Поэтому сердечный выброс в группе подростков даже при нагрузке мощностью в 200 Вт не превышал 12.90±0.87 л/мин, что на последних ступенях нагрузки компенсировалось за счет показателей легочной вентиляции и величин артерио-венозной разницы по кислороду (АВРО2). В других группах МОК обеспечивался как за счет ЧСС, так и ударного выброса. Однако и в этих группах роль часто - ты сердцебиений в процентном отношении больше, чем ударного выброса (табл. 2). Но при этом хронотропная реакция сердца не достигает своих предельных значений, т. е. сохраняется функциональный резерв, который может быть использован для улучшения спортивных результатов и повышения физической работоспособности.


При дальнейшем повышении мощности нагрузки в группах подростков и спортсменов 36-60 лет возрастает значение дыхательного компонента кардиореспираторной системы, т.е. аппарат внешнего дыхания приобретает значение ведущего фактора в обеспечении организма подростков кислородом. При этом компенсируется насосная функция сердца, т.к. не наблюдается рост величины УОК. Следовательно, компенсация производительности сердца в группе подростков и спортсменов 36-60 лет происходит по “дыхательному “ типу.


Таким образом, нами осуществлен количественный анализ параметров сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Он свидетельствует, что динамика кардиорес- пираторных показателей разная и поддержание задаваемой нагрузки обеспечивается различным сочетанием взаимодействия систем транспорта и утилизации кислорода, зависящего от возраста спортсменов. Так, в группе подростков и спортсменов 36-60 лет физическая нагрузка обеспечивалась большим напряжением кардиореспираторной системы. Об этом свидетельствовало значительное снижение коэффициента комплексной оценки по обеспечению организма подростков и спортсменов 36-60 лет кислородом. При этом предлагаемый нами коэффициент может быть использован для суждения о компенсаторных и адаптивных реакциях организма спортсменов при выполнении ими физических нагрузок повышающейся мощности.


Т а б л и ц а 1


Коэффициент комплексной оценки обеспечения организма кислородом в группах подростков (1), юношей (2) и взрослых спортсменов (3, 4) при нагрузке повышающейся мощности



Нагрузка


Группы спортсменов


1


2


3


4


Исходное состояние


178,36±30,75


303,33±23,53+


376,83±51,34*


283,21±21,83 v


50 Вт


92,00±11,57


180,51±10,66+


210,48±13,59*


141,97±7,93 vx'


100 Вт


55,01±7,13


134,12±7,14+


159,42±12,06*


116,24±5,71 v'


150 Вт


40,11±6,24


96,15±5,26+


114,15±10,06*


76,60±5,45 vx'


200 Вт


25,56±3,02


69,63±4,53+


82,99±5,63*


49,35±4,45 vx'


Т а б л и ц а 2


Увеличение частоты сердцебиений и ударного объема крови в % по сравнению с исходным уровнем в группах подростков (1), юношей (2) и взрослых спортсменов (3, 4) при нагрузке повышающейся мощности



Нагрузка


Показатели


Группы спортсменов


1


2


3


4


50 Вт


ЧСС


36,27


45,37


31,18


33,38


УОК


29,64


33,55


40,96


28,10


100 Вт


ЧСС


71,76


74,90


59,07


59,27


УОК


28,01


54,74


59,70


48,74


150 Вт


ЧСС


108,02


109,81


89,49


91,44


УОК


24,43


63,61


72,24


64,90


200 Вт


ЧСС


129,78


143,47


118,17


125,26


УОК


17,19


71,74


71,60


63,29


Список литературы


Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1980. - 197 с.


Ванюшин Ю.С. Компенсаторно-адаптационные реакции кардиореспираторной системы при различных видах мышечной деятельности / Ю.С. Ванюшин, Ф.Г. Ситдиков. - Казань, «Таглимат», 2003.- 128 с.


Граевская Н.Д. К вопросу об унификации оценки функционального состояния спортсменов / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова, Г.Е. Калугина и др. // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №2. - С.11-15.


Карпман В.Л. Динамика кровообращения у спортсменов / В.Л. Карпман, Б.Г. Любина. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 135 с.


Кучкин С.Н. Резервы дыхательной системы и аэробная производительность организма: Автореф. дисс. ...докт. мед. наук / С.Н. Кучкин. - Казань, 1986. - 48 с.


Судаков К.В. Рефлексы и функциональная система / К.В. Судаков. - Новгород, 1997. - 399 с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik-kazgau.com


Дата добавления: 24.11.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.