Реферат по предмету "Другое"


Глобализация и идентичность в архитектуре современных городов

«ХХ! век - это время городов», - такие слова прозвучали в 1999 г. в финальной версии решения конгресса Международного союза архитекторов в Пекине. Этот год стал важной вехой пространственного развития современной мировой цивилизации. Согласно подсчетам Союза архитекторов, на рубеже ХХ и ХХI вв. более половины населения Земли проживало на урбанизированных территориях. В будущем эта доля будет только расти за счет продолжающейся «взрывной» урбанизации развивающихся стран.


Переживающая бурные трансформации в крупных урбанизированных образованиях городская материальная культура в настоящее время демонстрирует противоречивые тенденции. С одной стороны, города продолжают оставаться вместилищем коллективного опыта пространственной деятельности и национального художественного, культурного колорита нации. С другой стороны, именно современные быстрорастущие города стали основой уничтожения уникальности национальной художественной культуры, воплощения в архитектуре и городском дизайне интернационального стиля и глобальных мотивов, которые стирают национальные и уникальные материально-пространственные черты в облике городов. Особенно быстро это происходит в развитых и развивающихся странах, где единый стиль жизни горожан отражается в типовой архитектуре (рис. 1).


Юрий Лотман описывал все культурные события, происходящие в мире, в категориях единого «облака семиосферы», для которой пространственный язык архитектуры и дизайна является одним из полноправных культурных языков. Этот язык несет огромный пласт информации, без которого невозможно поддержание «самоидентификации» общества и индивидуума [3]. Согласно такой концепции, архитектурное пространство представляет собой модель вселенной, модель мироздания, фрактальную структуру («матрицу»), пронизывающую все уровни культурного пространства - от целого города до самого малого жилища или храма. Эта «матрица» имеет свои особенности в каждой культуре, при сохранении в то же время архетипических черт [1]. Например, матрицу «идеального города», ориентированного по сторонам света, можно увидеть и в римском лагере, и в Императорском дворце в Пекине, и в планировке городов- заводов XVIII в. в России, в частности в планировке Екатеринбурга (рис. 2).


Городское архитектурное пространство - место пересечения культурных взаимодействий, «мест» и «рассказов (мифов)» в процессе развития поселения (по Х. Мунтаньола) [8]. В истории известны примеры уничтожения культур различых племен европейскими миссионерами «цивилизованным» бескровным путем, а именно путем разрушения структуры их поселения и перемещения всех жителей в дома европейского типа. Уже следующее поколение утрачивает всю уникальную культуру - живопись, мифологию, - основа которой кроется в образе жизни, сконцентрированном в городской пространственной матрице [1].




Рис. 1. Интернациональные города Пекин и Москва. Национальная идентичность в архитектуре жилых комплексов исчезает (источник: http://old.domus-finance.ru/realty/6162, http://www.inetrest.com/)



Рис. 2. План Екатеринбурга (завода), 1729 г. (источник: http://ustory.narod.ru/e/e18.html)


Современная цивилизация городов представляет собой арену борьбы «картин мира» в глобальном масштабе. Самой «эффективной» на сегодня является картина мира, созданная в США на основе моделей Западной Европы, но воплощенная в сверхмасштабной гиперурбанизированной и «плотной» среде города-мегаполиса.


Быстрорастущие города в развивающихся странах чаще всего берут за основу модель западноевропейских и американских деловых центров с интенсивным высотным развитием, сочетающих высокую плотность жилых районов с системой многоквартирных комплексов, использующих радиальную или прямоугольную систему улично-дорожной сети, и быстрое развитие малоэтажной застройки в городах-спутниках, и т. д. Эта пространственная модель развития города становится универсальной для многих стран [2].


В чем же опасность такого рода глобальных архитектурных ландшафтов? Эти универсальные города не могут восприниматься «своими» для всех населяющих город культурных идентичностей. Такие города не могут быть «все время живыми» и к тому же, как и все объекты «интернационального архитектурного стиля», не умеют «красиво» стареть (по Г. Ревзину) [4].


В отличие от ландшафта исторических европейских столиц (например, Праги), где наслоения только обогащают пространственный текст, старение объектов в новейших городах, таких как Бразилиа или Гонконг, ведет к утрате исторической ценности пространства для жителей. Оно вычеркивается из культурного общения [7].


Глобализация городской среды всегда идет «параллельно» с «мультинационализацией» современных городов. О какой культурной идентификации и культурных различиях можно говорить, если модель мира остется только одна, воплощенная в «технополисе», который маскируется под «экополис»? Если город пересекает определенный рубеж роста (территориального, политического, достигает рубежа по численности жителей), он становится претендентом на статус «глобального» города, участвующим в потоках и процессах более высокого порядка, чем региональные (рис. 3). К сожалению, для глобального города историческая застройка выступает помехой для развития, и многие исторические кварталы уничтожаются вместе с «населяющим» их национальным колоритом.


Глобальный город чаще всего приобретает следующие морфологические пространственные черты, вне зависимости от своей локализации:


становится основным объектом миграционного притяжения жителей соседних городов и территорий, что приводит к росту количества жилья, его стандартизации и потере его национальной идентичности;


в центре города возникает сверхкапитализация территории, что вызывает неадекватно завышенный уровень цен и слишком высокий темп жизни;


в городском пространстве создается высотный центр, сосредотачивающий деловую активность (совпадающий или не совпадающий с территориальным центром);


уровень локальных перемещений горожан порождает автомобильные пробки, несмотря на то, что как минимум 20 % территории занимает транспортная инфраструктура;


основой экономики города становятся сложные услуги: консалтинг, финансы, мультимедиа;


город транслирует свой «образ» на города-спутники.



Рис. 3. Сингапур. Быстрое развитие города и превращение его в «глобальный город» произошло на протяжении всего нескольких десятков лет (источник: http://hallpic.ru/wallpapers/)


Город становится центром воплощения типовых проектов и так называемых объектов «интернационального стиля» в архитектуре основных комплексов (торгово-развлекательных объектов, административно-деловых сооружений, жилых комплексов).


Истоки интернационального стиля современной архитектуры городов можно найти еще в начале ХХ в., в эпохе модернизма или конструктивизма, когда отказ от старого художественного-пластического и пространственного языка воспринимался (по крайней мере профессионалами) как нечто новое и современное (рис. 4).


Но по прошествии времени становится понятно, что интернациональная архитектура, очищенная от культурной символики, не всегда в состоянии сделать то, к чему стремится идеальная модель города, а именно создать комфортную среду для проживания горожан. Реминисценции архитектурного постмодернизма на шкале архитектурных парадигм стали только неясными попытками вернуть утерянный символизм в современный город - трогательными и увлекательными, но часто бесперспективными [7].



Рис. 4. План Вуазен по реконструкции Парижа, предполагавший глобальный снос или трансформацию квартальной застройки города, арх. Ле Корбюзье, 1925 г. (источник: http://brkthrough.wordpress.com/)


Практически все глобальные города идут по пути воплощения идеи «интернационального» пространства города как основы своего имиджа. Если мы возьмем Нью-Йорк и Гонконг, то в их отдельных чертах мы найдем больше общего, чем отличий. Париж, например, напротив, после хирургических операций на средневековой ткани, сделанных бароном Османном, законсервировал свой «самый дорогой в мире» на сегодняшний день облик городской ткани (если брать в расчет количество туристов, его посещающих) и сделал из него бренд, который в ближайшее время вряд ли удастся обойти какому-либо из новых городов. И, стоит заметить, это бренд, который со временем только дорожает (неизвестно, был бы Париж центром притяжения туристов, если воплотились бы некоторые концепции модернистов по его реконструкции) [1].


История как элемент городской пространственной культуры стала восприниматься как нечто ценное и нуждающееся в сохранении лишь в относительно недавнее время. Сегодня это то, что обладает не только культурной, но и, как оказалось, вполне материальной ценностью. Главная ценность исторических объектов в их аутентичности. Поддержание национальных и субкультурных пространственных черт городской застройки в целом имеет не меньшую ценность. Почему чашка кофе на площади Сан-Марко в Венеции стоит 20 евро? Потому, что прежде всего надо было построить Венецию и создать моду на кофе, и это заняло не один век (по С. Переслегину) [4].


При создании города на основе «интернационального» пространственного языка мы можем столкнуться в итоге с его парадоксальной пустотой. Это уже происходило в истории урбанизма с некоторыми городами, например с Бразилиа. Поэтому, может быть, «исторические» города Европы и Азии, такие как Париж, Прага или Шанхай, гораздо более похожи на идеальный город будущего, чем новые мегалополисы, такие как Дубай и Гуанчжоу. Быть может, в будущем люди будут ездить в интернациональные города и жить в них по необходимости, а стремиться туда, где остались следы национального колорита, где в архитектурном облике есть отличия и индивидуальность.


В свете критики глобализации в урбанизме и городского развития без учета локальных особенностей территории наиболее логичным выглядит подход, основанный на традиционных для данной территории структурах, но с новыми функциональными возможностями и технологическими улучшениями. Идентичность городского пространства кроется не только в традиционных архитектурных формах, но в геометрических и сомасштабных человеку конфигурациях пространства, в аспектах взаимодействия горожан с этим пространством [9].


Примером такого подхода к созданию пространства современного города может служить город Масдар в Эмиратах, здесь архитекторы опираются на исторические постройки в части материала, цветовых характеристик, декора и конфигураций, призванных бороться с негативным влиянием пустыни, а технологическая начинка его «городских интерьеров» создает необходимый комфорт, невозможный при чисто традиционном подходе, не подкрепленном новыми технологиями (рис. 5).


Новый урбанизм, приверженцами которого стали города-лидеры, трактует городское пространство не как место для проживания населения, основной целью которого является работа на градообразующих предприятиях. Современный город сам по себе является ценностью, и его пространство - основная ценность, незаметный, но влиятельный инструмент воспитания культурного сознания человека [9].



Рис. 5. «Интерьер» улицы города Масдар, арх. «Фостерс и партнеры» (источник: http/archiday.com)


Кроме уникальности пространственных черт, в современных городах существуют такие константы, как соотношение общей площади зданий и площади всего города, площади зданий и площади парков, объем транспортной инфраструктуры.


Немаловажным условием является наличие больших проектов освоения пространства, развитая структура общественного транспорта, баланс зеленых и открытых территорий, а также природных «горизонтов». Город с разнообразным пейзажем, имеющий камерные и открытые пространства, даже в неблагоприятных климатических условиях сможет сохранить уникальный и присущий ему «дух места», что, например, демонстрирует Хельсинки, ставший в 2012 г. «столицей мирового дизайна».


Выводы


Невозможно придумать универсальную формулу современного урбанизма. Что представляет из себя современных город, комфортный для проживания, привлекательный с точки зрения повседневной жизни? Мы всегда можем сказать, нравится нам в городе или нет, нравится там бывать, нравится жить или его улицы вызывают у нас негативные эмоции. Определяется это достаточно легко, но для того, чтобы создать город, привлекательный для жизни, требуются комплексные усилия множества городских служб и горожан, и на протяжении длительного времени.


Город постоянно в процессе своей жизнедеятельности творит собственную мифологию. В истории градостроительства и архитектуры ХХ в. характер городского пространства кардинально менялся. От классической концепции исторического «города-текста» мы перешли к новому «городу-метатексту» модернистов. Город превратился в набор функциональных объектов и зон. Затем, в конце ХХ в., в результате развития транспорта и установления новых коммуникационных связей была разрушена структура физического пространства, оно стало «виртуальным», превратив реальный архитектурный ландшафт города в набор узловых «точек-пространств» и связей между ними [5]. Городское пространство стало существовать в глобальной среде, где расстояние до другого континента может быть ближе, чем до соседнего района, «стоящего» в пробках.


Современный город, сохраняющий черты своей культурной идентичности и совмещающий их с передовыми технологиями организации жизни, имеет наибольшие шансы стать привлекательным местом для жизни человека и выиграть в конкурентной борьбе за лучший контингент горожан.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://urfu.ru/


Дата добавления: 30.11.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль самоконтролю у процесі удосконалення особистості спортсмена
Реферат Эволюция представлений о пространсте и времени
Реферат Secondhand Smoke And Its Effects Essay Research
Реферат Saint Catherine Of Alexandria Essay Research Paper
Реферат Автоматизация рабочего места кассира по продаже билетов на поезда
Реферат Организация работы магазина Colins
Реферат Эмоциональное развитие дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной лите
Реферат Галактики: основные сведения
Реферат Toxic Parents By Dr Susan Forward Essay
Реферат Статистика производства, реализации и себестоимости продукции на примере Республиканского унита
Реферат Жизнь и творчество Джека Лондона 2
Реферат Основные правила оформления управленческих организационно-распорядительных документов
Реферат Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации
Реферат Земская реформа в России
Реферат Виклифизм. — Гусситское движение. — Табориты