Реферат по предмету "Другое"


«Хованщина» М. П. Мусоргского. Грани образа святой руси


Е. А. Татаринцева


…Нам необходимо ощущать это недвижное спокойствие святыни над нашими страданиями и скорбью.


Кн. Евг. Трубецкой. Умозрение в красках.



Данный очерк не является строго научным и не ставит задачей полный и детальный анализ оперы либо выдвижение оригинальной «концепции». Цель его - высветить наличествующие в этом произведении парадигмы христианской культуры и древнерусской художественной логики. В подобном ключе рассматривали «Хованщину» ряд исследователей (В. В. Медушевский, И. Гура, и, с существенными отличиями, но сходно по методу - А. Парин1).


Одной из предпосылок настоящего наблюдения явилось утверждение самого М. П. Мусоргского: «Я вижу народ как единую личность, одушевленную великой идеею…» Стоит предположить, что эта идея вряд ли созвучна петровской - о могуществе и земной славе России (см. рассуждение об этом у Э. Фрид2). Если же принять утверждение (а автор данного очерка его принимает), что «русская идея» есть идея Святой Руси, то «Хованщина» - произведение, в котором показано с наибольшей убедительностью столкновение уходящей Святой Руси с возрастающей силой петровской империи.


Русь дореформенная именуется Святой Русью не потому, что все было в ней будто бы свято и безупречно, но потому, что святость была идеалом и нормой жизни - в масштабе целого народа. Историческая Русь (Россия) и Святая Русь соотносятся как портрет или фотография - и икона; как данное и зáданное. Можно также уподобить отношение Святой Руси и исторической Руси отношению духовного и душевно-телесного в человеке - как это понимается христианской антропологией.


Святая Русь - это «невидимый Китеж», идеальная Русь икон, летописей, сказаний, церковного пения и духовных стихов.


Если для Руси дореформенной идеалом было небо, то воцарение Петра I стало жестом «низведения небес на землю», в результате чего Святая Русь, хотя и осталась жива в некоторых её носителях - перестала быть актуальной в масштабе государства. Петровские преобразования предвосхитила реформа патриарха Никона (правка книг по греческим образцам, европеизация церковного пения и иконописи), которая столкнулась с готовностью «умереть за единый аз» и привела к расколу; при Петре I старообрядчество приобрело значение силы, противостоящей тотальной государственной секуляризации.


В «Хованщине» старообрядцы - главные поборники идеи Святой Руси; выражением движущей ими идеи и ключевой идеи оперы становится лейт-восклицание Досифея о «Святой Руси, ее же ищем». Старообрядцев поддерживают Хованские, имеющие отношение к Древней Руси как её порождение и её пародия, - и возглавляемые ими стрельцы. Эти силы выстраиваются, таким образом, наподобие концентрических кругов с Досифеем в центре.


«Сфера секуляризации» централизована значительно меньше. Это - набирающее силу окружение Петра, пока остающееся в основном «за кадром»; «просвещенный европеец» Голицын; самостоятельна линия заговора Шакловитого, также не принадлежащего Святой Руси.


Итак, центральный конфликт оперы заключен не столько во внешнем столкновении «сил действия и контрдействия» (старообрядцев, Хованских, стрельцов - с одной стороны, и петровского окружения - с другой), сколько в сопоставлении двух принципиально разных типов миросозерцания.


Этим отчасти объясняются: отказ от принципа направленного драматического развития, условность соединения исторических фактов в текстуально-событийное целое - качества, в силу которых «Хованщина» получила жанровое определение оперы-хроники. Быть может, более уместно назвать «Хованщину» не хроникой, а летописью - подчеркнув, что древнерусская летопись обязательно оценивала событие с точки зрения его над-исторического - духовного смысла. В некотором отношении летопись представляет аналог иконы с клеймами, где над событийным рядом возвышается центральный образ святого.


Подобным образом, пафос «Хованщины» состоит в выявлении над-исторического плана бытия. Автору настоящего очерка представляется, что Мусоргский уловил запечатленный в летописях, житиях и иконах древнерусский тип мирочувствия, которым и обусловлена двуплановая художественная логика «Хованщины».


Два лика Руси в «Хованщине»


Исторический план уже в экспозиции лишён точки опоры.


Действие открывается показом раздора на всех уровнях: внутрисемейном, любовном, государственно-политическом.


Кризис усугубляется, подводя к огненному апофеозу 5-го д. - видимому краху старообрядцев, носителей духовной точки опоры: строгая чинность их мира была единственным противовесом внешнему хаосу. Но главный контраст заключен между историческим планом и надмирно-идеальным ликом Руси, явление которого сосредоточено в музыке Вступления. Вне идеи Святой Руси - становятся необъяснимыми контрасты: Вступления («Рассвет на Москве-реке») и последующего развития событий; появление этой же темы в конце 2 д. - хитросплетенного «узла» политических интриг; наконец (в Ламмовской редакции) после раскольничьего костра. Объяснить их может идея, выраженная эпиграфом: образ Святой Руси становится наиболее ясным, жизненным именно в условиях исторического кризиса.


Музыку «Рассвета» можно назвать «явлением лика Святой Руси во славе». Не имея возможности привести полного анализа (см. об этом: В. Медушевский, указ. изд.) - отметим, что тема вступления родственна в равной мере протяжной лирической песне и знаменному распеву, а кульминация его звучит как гимнический отклик колокольному благовесту. Можно вспомнить деталь тембрового оформления: благовест, изображаемый pizzicato низких струнных, звучит несколько приглушённо, напоминая удары сердца - и так снимается преграда между внешним и внутренним, душа распахивается навстречу Богу и Божиему миру…


По отношению ко всей Руси - колокол, зовущий в храм, действительно звучит словно голос сердца. Пассажи струнных в кульминационной зоне знаменуют огненность воли, устремляющейся к Горнему. Кода - наступающее умиротворение после открывшейся красоты мира в Божием о нём замысле. Память об откровении ещё так свежа, и всё ж - увы - пора спуститься на грешную землю…


Но, пожалуй, ещё более разителен контраст между этой музыкой и действием при её появлении в конце 2 картины: когда действие повисает в момент наивысшей неопределённости - вдруг раздаются торжествующая музыка «Рассвета» - три строфы со всё возрастающим гимническим пафосом, словно напоминание о грядущем спасении.


Не меньший вес среди «эпизодов авторского обобщения» имеет ария Шакловитого («Ах ты, в судьбине злосчастная, родная Русь…»), в которой обозревается прежде всего историческая Русь в её драматической связи с идеальной Русью: драматизм заключается в том, что страдание оказывается неизбежно для Руси - но не бессмысленно: без него невозможно было бы и духовное напряжение, дающее проникновение в тайны Богопознания; не стал бы так ясен человеку промысел Божий, не дающий Руси погибнуть «от лихих наемников».3Рассмотрение этой арии непосредственно подводит к идее мученичества и крестоношения.


Но прежде, завершая разговор об иконно-двуплановой логике оперы, укажем важный момент: огненная гибель раскольников (результат отвержения Святой Руси, как государственного богоотступничества) становится символом-прообразом огня Апокалипсиса (результата богоотступничества глобального). Притом, если опера в редакции Римского-Корсакова оканчивается костром, что усиливает апокалиптическое наклонение оперы - то в финале Мусоргского / Ламма после сцены костра и хора пришлого люда (смысловая арка к арии Шакловитого) вновь звучит «Рассвет», вселяя надежду на конечное - возможно, вне-историческое - торжество Святой Руси (как прообраз торжества Царствия Божия).


Страдание. Мученичество. Крест


В христианском жизнеустроении страдание имеет два смысловых оттенка: как исповедание веры (греческое слово μάρτυρας, эквивалентное нашему «мученик», буквально означает «свидетель»); другая грань христианского мученичества, которой приобщается не только мученик за веру, но, в той или иной мере, всякий человек - это несение креста («Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» - Мф 10, 38): принятие выпавших на долю неизбежных страданий, смирение пред ними и готовность перенести всё до конца, «ради Господа».


Эта решимость подкрепляется сознанием заслуженности страданий - в сопоставлении себя со Христом, Который страдал безвинно. Такое принятие превращает человека из пассивной или глухо сопротивляющейся жертвы не только в сознательного со-участника страданий всего мира, «всей твари», которая «стенает и мучается» [Рим 8, 22] - но и соучастника крестной жертвы Самого Христа.


Идея крестоношения является одной из ключевых для русской культуры (замечателен феномен святых - страстотерпцев, не обязательно являющихся мучениками за веру). В «Хованщине» воплощены обе грани мученичества: несомненными мучениками - μαρτύρων - предстают в опере идущие на самосожжение раскольники;4сугубой страдалицей является Марфа: она не только готовится к подвигу, но уже находится в ситуации мученичества - от страсти к покинувшему возлюбленному, и эта страсть имеет все предпосылки к тому, чтобы стать для Марфы внутренним крестом. Такое - крестное - понимание обнаруживает Марфа в своей «апологии», обращенной к Сусанне: «Если б ты когда понять могла зазнобу сердца наболевшего, … много-много бы грехов простилося тебе…»


Роль Досифея, как духовника Марфы - в том, чтобы направить ее к сознательному и терпеливому несению скорби, именно как внутреннего креста. Он дважды повторяет ей (во 2 и 3 д.): «Терпи, голубушка, люби, как ты любила…», причем во второй раз дополнение к этой фразе - «и славы венцем покроется имя твое» - имеет особый оттенок: словно речь идёт не только о будущем действенном мученичестве, но и о придании мученического статуса внутреннему страданию.


Пребывая в этой «пытке», Марфе уже нетрудно решиться и на огненную смерть: она предстаёт ей как избавление от внутреннего мучения - в то же время, эта позиция Марфы указывает на то, что руководствуется она не духовными соображениями.5При этом, разумеется, было бы слишком плоско свести смысл любви Марфы, - как она показана в опере - только к страданию; речь об этом будет продолжена далее, при рассмотрении образа Марфы.


Иной характер у Досифеевского страдания. Разумеется, нет в его партии чувственного накала Марфы, но есть трагизм и высота подвига самоотвержения; его мелодия имеет «твёрдую почву под ногами» в виде опорного каркаса - тонической квинты; энергичная ритмоформула , заявленная в партии Марфы («Чует болящее сердце судьбы глагол») становится основой ритмического рисунка его арии «Приспело время» (см. слова «и гибели душевной») - рассуждая спекулятивно, в превращении ритмоформулы страдания в формулу «брани» можно было бы усмотреть указание на их сущностное единство. Интонации его предельно напряжены, сохраняя при этом ту же, что у Марфы, величавую стать.


Показательна роль, которую сыграло страдание в судьбе Голицына. Изначально он весь - какой-то «ненастоящий», внешний, двойственный: постоянно колеблется, изменяя сам себе (не верит любовным признаниям в письме; тяготеет к европейской образованности - при этом суеверен, сам стыдится этого и скрывает истинную цель прихода «колдовки» - Марфы); его европейское комильфо - также не более чем шелуха, которая слетает, стоит ему действительно рассердиться (в разговоре с пастором и Хованским).


Голицын «к старине не слишком прилежит»; его чуждость миру Древней Руси сказывается, прежде всего, в интонационном облике: мелодия русского песенного склада обряжена в европейское «платье» - изящный, но холодноватый хорал струнных с «реверансами». И в обращении к нему Марфы ощущается дистанция. Но что происходит, когда Марфа узнаёт его будущую судьбу - «опалу и заточенье»?


Монолог прорицательницы здесь сменяется арией-колыбельной (знак материнской любви и жалости), обращенной к Голицыну как к родному: «Узнаешь, мой (!) княже, нужду и лишенья, великую страду-печаль». Но Марфе ясен также и смысл грядущих испытаний Голицына, и утешением от неё звучит обещание прозрения, даруемого страданием: «В той страде, в горючих слезах - познаешь ты всю правду земли…» В сцене увоза на каторгу Голицын безмолвствует. Народ провожает его сочувственными взглядами и репликами.


Кем бы ни был Голицын до этого момента - опала и ссылка делают его сопричастным вечно страдающему народу, и это даёт ему право на народное сострадание.


Музыка сцены, связываемая, по ситуации, именно с Голицыным - начинается темой «предсказания Марфы» (знаменуя сбывшееся предсказание), её дополнение тематически самостоятельное, однако музыка его теперь до конца правдивая и русская. Такое развитие музыкальной мысли провоцирует на то, чтобы, дав свободу воображению, додумать оставшуюся за кадром судьбу Голицына: ему, который так не хотел страдать - пришлось пострадать и через это стать русским.


К подчинению интонационной сфере страдания направлена линия девальвации стрельцов, приобретающая смысл крестного пути: несчастье пробуждает воззвание к Богу (хор «Господи, не дай врагам в обиду»), которое обретает подлинно трагический накал перед казнью, выражаясь напряжённой хоровой псалмодией.


Суммируя музыкальный арсенал рассмотренных эпизодов, выделим интонационный комплекс страдания: его ладовый каркас - фригийский тетрахорд6и тоническая квинта с заполняющей ее четвертой и относительно устойчивой второй ступенью (см. фразы: 1-го - «Так, княже…» и 2-го ариозо Марфы - «Страшная пытка любовь моя»; Досифей: 1-е ариозо - «…и гибели душевной»; ария Шакловитого - «родная Русь»; дополнение к «теме предсказания» в сцене увоза Голицына); тритоновые обороты (2 ариозо Марфы и 1-е Досифея: «и ноет грудь…»); отклонения в тональность субдоминанты; дезальтерации септаккордов субдоминантовой группы; а также ритмоформула . Будучи первоначально сконцентрирован в партии Марфы, интонации страдания постепенно «затопляют» все сферы оперы (Голицына, Хованского, стрельцов), кроме сферы Петра I - словно все, кто был связан с уходящей Русью, вольно или против воли разделяют её крестный путь.


Мир древлего благочестия


После всего сказанного о «страдающем лике» России обратимся к светлому полюсу оперы - лику Святой Руси уходящей, от которого представительствует интонационный мир раскольничьего скита.


Как было сказано, в контексте оперы раскольники противостоят не столько обрядовым изменениям в православии, сколько общегосударственной секуляризации. Притом линия богословских прений тоже обозначена в опере (хор «Победихом, посрамихом» - так пели старообрядцы после спора 1682 года, организованного священником Никитой Добрыниным, на котором они одержали, по их мнению, победу). Однако эта музыка (синтез марша и распева), соответствующая видимому триумфу староверов и, несомненно, важная для создания их группового портрета, не является, пожалуй, наиболее весомой в смысловом плане. Их значимость определяет сфера Досифея - наставника и, в буквальном смысле, духовного руководителя.


Для Досифея всё вращается вокруг главного вопроса: «Отстоим ли веру святую?», - с ним он обращается к Хованским, об этом же размышляет, оставшись наедине с собой и с Богом (окончание 1 д.). Это сцена - экспозиция интонационной сферы Досифея; собственно, интонационной её трудно назвать, ибо она предельно звуково разрежена (тихое тремоло высоких струнных). Скорее, это сфера звучащей тишины - такая наполненная тишина бывает в монастыре…


Мерные удары колокола раздаются как голос этой тишины и как голос сердца (мы допустили такую образную параллель выше, говоря о колоколе в музыке Вступления). Один древний подвижник сказал своему ученику: «Постарайся войти во внутреннюю клеть твоего «я» и узришь клеть небесную». Для внимания своему сердцу тишина (внешняя, а паче внутренняя) есть необходимое условие: тишина внутренняя означает очищенность от страстей - только тогда сердце способно услышать голос Бога. Потому стоит ли говорить, что брань, на которую Досифей призывает братию - прежде всего брань духовная (хотя и не только в том значении, которое подразумевается в православной аскетике). Возвышенность этой сцены композитор сообщил посредством параллели с молитвой Христа на Тайной Вéчере («Отче! Заступи от лихих твое откровение на благо чадам твоим!..» // «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты мне дал… - Ин 17, 11) и в Гефсиманском саду («Братия, тяжко мне»; перед тем - «И ноет грудь, и сердце зябнет…» // «Душа Моя скорбит смертельно…» - Мф 26, 38).


Ответы хора на его возгласы вызывают прямую ассоциацию с антифоном священника и хора. Согласно авторской ремарке, руки Досифея подняты (воздеты), а это - жест священника в наиболее важные моменты богослужения, в том числе во время Евхаристического канона.


Три хоральных аккорда, завершающие сцену, звучат как разрешение тяжёлого сомнения, полученное в молитве. Возможно, они воссоздают гармонии секундово-переменного лада церковного обихода XIX века. Но сущностным прообразом этих звуков является вздох и связанное с ним внутреннее распрямление, освобождение («воссвобождение» - выражение В. В. Медушевского)


Полнота литургического облика достигается в 5 д., последней сцене раскольников, которая являет репризу к первой - и служит кульминацией раскольничьей линии. Здесь собраны все звуковые приметы этой сферы, прежде рассредоточенные по опере - унисон низких струнных, который должен указывать на древнерусскую монодию; удары колокола, натуральные и изображаемые; хоралы духовых, сопровождающие Досифея. В его ариозо «Облекайтесь в ризы светлые» впервые проявлены интонации знаменного распева на ритмоформуле «брани».


Не менее важен звуковой облик хоров, центральный из которых - «Враг человеков восста»: узкодиапазонная поступенная мелодия гармонизована подголосочно, с незаполненными квинтами, предвосхищая стиль Московской церковно-композиторской школы (Кастальский, Чесноков, Гречанинов). Участие в антифонном пении двух хоров, мужского и женского, с их последующим объединением, словно бы «на сходе»7- придаёт литургический облик этой сцене, весьма напоминающей Милость Мира (которая входит в Евхаристический канон Литургии Верных). Параллель это усилена звучанием мерного благовеста - такого же, который положен по Уставу во время этого песнопения. Я сознательно воздержусь здесь от разговора о богослужебном значении Милости Мира, чтобы не провоцировать читателя на чересчур конкретные и прямолинейные ассоциации. Ограничусь лишь указанием наиболее очевидной параллели (см. схему).




СВЯЩЕННИК:


Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое приношение в мире приносити.


ЛИК:


Милость мира, жертву хваления.


СВЯЩЕННИК:


Горé имаим сердца!


ЛИК:


Имамы ко Господу.


[1-е д. ДОСИФЕЙ (поднимая руки).


Отче! Сердце открыто тебе].


5-е д. ДОСИФЕЙ.


Братия! Внемлите гласу откровения во имя пресвятое Творца и Господа сил.


МУЖЧИНЫ.


Владыко, отче, света хранитель, Господу открыты вовек наши сердца.


ДОСИФЕЙ.


Аминь! (Женщинам) Сестры! Храните ли завет великий во имя пресвятое Творца и Господа сил?


ЖЕНЩИНЫ.


Не имамы страха, отче, завет наш пред Господом свят и непреложен.


Кроме того, в уста раскольников вложены слова: «Господь мой, защитник и покровитель, пасет той мя. Господа правды исповемы, ничтоже лишит нас» - парафраз псалма 22, входящего в правило ко Причащению (эту параллель отмечает также И. Гура [3, с. 9]). Слова Досифея «Да не в суд иль осужденье» взяты из молитвы, произносимой священником непосредственно перед Причащением. Совокупное использование всех этих богослужебных моделей уподобляет самосожжение старообрядцев евхаристической жертве (разумеется, в условном, художественном ключе), и если это уподобление совершено сознательно - нельзя не расценить его как великое дерзновение композитора.


Духовничество


Миру старообрядчества принадлежит область, овеянная покоем и степенностью - диалоги Досифея и Марфы. Их отношения, по всей видимости, есть послушание духовной дочери старцу, духовному отцу - и, кажется, это почти единственный в русской опере (если не в опере вообще) случай запечатления именно этого типа отношений.8


Каждая сценическая ситуация Досифея и Марфы добавляет к образу послушания новый лаконичный, но «говорящий» штрих. На указание старца «сведи-ко лютерку домой» Марфа отвечает только кротким: «Отче, благослови», - и берет на себя опеку над Эммой - заметьте, разлучницей, вдобавок, иноверной. Одно присутствие Досифея влияет на Марфу - безо всяких упреков с его стороны она осуждает себя («Видно, Господа завет небрегу, и греховна, преступна любовь моя»).


В 3 д. Досифей достаточно резко отрезвляет Марфу насчёт её мечтаний об огненной смерти вместе с Хованским.


Воздействие Досифея здесь ярко проявляется на интонационном уровне: песня Марфы «Словно свечи Божии, мы с ним скоро затеплимся…» экстатически «разливается» в насыщенных романтических гармониях и тремоло струнных, живописующих пламя - контрастно сопоставлена с ответом Досифея «Гореть - страшное дело» (суровая декламация со скупыми аккордами). Позже этот шаг Марфа предпримет уже по указанию Досифея.


Руководство Досифея - чуткое, не требующее от духовной дочери того, что она сейчас не в силах нести: так можно расценить его слова «Терпи, голубушка, люби, как ты любила…». Вместе с тем стоит отметить, что подобное мог бы сказать лишь оперный Досифей, но никак не реальный духовный наставник, который, стремясь и утешить и поддержать, всё же не стал бы давать позитивную оценку именно этой страсти. Возможно, Досифей в данном случае стал для Мусоргского носителем проекции его собственного отношения к Марфе.


Можно заметить, что духовничество Досифея действует на всём пространстве оперы: если скит послушается ему как настоятелю, то по отношению ко всем остальным он выступает, во всяком случае, авторитетом.


Досифей появляется в разгар конфликтов 1 и 2 дд. и разрешает их указанием на проблемы, перед лицом которых кипение амбиций и страстей просто неуместно: «Братья, други, время за веру стать православную». Сила Досифея - не в убедительности его аргументов и, уж конечно, не политическая. Но он являет людям присутствие духовного плана бытия, в котором он сам живёт, в котором сконцентрированы его ведущие побуждения, и потому его слова обретают сугубый вес.


Оба раза строгий хорал струнных, сопровождающий Досифея, переключает интонационность сцены совсем в иной план. Несмотря на отсутствие явных мелодических параллелей, интонационность его партии родственна древнерусскому распеву, и погруженные в неё речевые церковнославянизмы оказываются в родной среде - и потому не кажутся неестественно-выспренними. Напротив, всякий другой слог поразил бы здесь своей обыденностью.


Центральность фигуры Досифея Мусоргский высвечивает, поручая ему оценку всего происходящего: он изрекает резюме о судьбе Голицына и Хованского после их краха; он выносит осуждение Петру I, расценивая его как орудие «врага человеков, князя мира сего».9Фигура Досифея подводит к вопросу о проблеме истинного и ложного авторитета, истинной и ложной власти в опере.


Идеал священной державы и кризис власти


В парадигме древнерусской «священной государственности» власть была авторитетна не сама по себе, а лишь как представитель делегируемого ею Божьего закона и как защитница истинной веры.10В связи с этим возник и особый чин святости - «благоверный князь», прославленный за то, что достойно осуществил государственное служение в православном. В то же время идея священной власти в её русском варианте сплетается своими корнями с патриархальностью (которая так чувствуется в почтении стрельцов к своему военноначальнику).


Единственная сила в опере, которая сознательно наследует «святорусскую» парадигму государственности - Хованские. Однако они же, в силу внутреннего разложения, оказываются недостойны своего «священного статуса» (которым явно злоупотребляют) и потому не могут реально быть оплотом священной державы и противостоять государственной секуляризации - что и составляет сущность показанного в опере кризиса власти.


Нелепость властных претензий Хованского подчёркнута в опере неоднократно, со свойственным Мусоргскому сарказмом: так, можно ли подобрать для фигуры князя более несообразный эпитет, чем «лебедь», которым его величают; ирония заявлена и на интонационном уровне: музыка, подготавливающая выход князя, окружающая его - по масштабам и мелодической насыщенности на порядок превосходит тему самого Хованского.


Отношение народной среды к такой власти двояко: так, стрельцы демонстрируют свойственное патриархальному сознанию инфантильное доверие к начальнику (характерное обращение «батя»!). Раскольники же характеризуются именно критичным отношением к власти - новой, «отступившей от веры», или старой, несостоятельной; так в опере заявлена библейско-христианская позиция по отношению к власти: ей оказывается должное повиновение («Кесарю - кесарево»…), но оно не может выходить за пределы религиозной совести; важно и памятование о конечной относительности власти: «не надейтесь на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс 145; кстати, эпизод, когда Хованский предаёт свою «паству», выглядит словно прямая иллюстрация этой строки псалма).


Идея развенчания земной силы читается в девальвации стрельцов. Их тематический комплекс, в особенности тема «Гой вы, люди ратные», родственная темам опричнины Римского-Корсакова - соответствует собирательному образу военно-политической силы, упивающейся своей безнаказанностью («Нету вам препонушки, нет нигде запрета»). Моральный крах стрельцов приобретает смысл, близкий библейскому изречению: «Видел я нечестивца грозного… но он прошел, и вот, нет его» (Пс 36, 35).


Так прежним «носителям реальной власти», оказывающимся пассивными жертвами петровского режима, - противопоставляется реальный авторитет Досифея как носителя силы духовной; и совсем не голословным оказывается его утверждение о «силе веры святой», так созвучное русской пословице «Не в силе Бог, а в правде».


Тени древлего благочестия («…имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» - Тимофею 3, 5).


Древней Руси был присущ особый тип церемониальности, подобной поведению человека в храме - такой тип благочестия являют Досифей и старообрядцы, для которых церемониальные формы поведения естественны.


Однако в целом XVII век, эпоха «Хованщины» - время религиозного остывания жизни и фактического её расцерковления, когда от многих проявлений благочестия остаются лишь внешние формы, первоначальный смысл которых выветрился. Притом подобные формы являются характерными чертами портрета эпохи; юмор такого типа весьма импонировал.


Рукой щедрого на иронию композитора рассыпаны по полотну оперы пародийные моменты, типа приговорки «Спаси Бог», «Стрельцы - паства смиренная Хованских велемудрых» (паства - такая же смиренная, как Хованские велемудрые…); Эмму доставить в покои Хованского можно не иначе как «во имя великих государей…»; даже подьячий присутствует на работе исключительно «по долгу службы и честной клятве, <...> душу полагая за весь мир Божий и за православных». Часто реплики, подобные перечисленным, сопровождаются à-la-церковными хоральными аккордами; подьячему же присвоена «елейная» портретная тема в духе Варлаама и Мисаила.


Интересно, что откровенный сарказм этого же рода сквозит в «смиренных» репликах Марфы в ссоре с Сусанной («Мати Сусанна гневом воспылала»). Образ человеконенавистницы Сусанны являет собой сгущение всех возможных «теней благочестия» и ярче всего выявляет личное отношение Мусоргского к извращённой - фарисейской - религиозности, мало имеющей отношения к вере как таковой. Композитор разделывается с Сусанной от души: мало того, что он сообщает ей буквально инфернальную музыкальную характеристику - он ещё и вкладывает в уста Досифея словесные формулы экзорцизма, обращённые - неслыханное дело! - к самой Сусанне. В столь суровом авторском приговоре Сусанне: «исчадие ада», - трудно не увидеть и прямого сарказма.


Наш анализ будет неполон, если оставим без пристального рассмотрения в контексте идеи «двух ликов Руси» образ Марфы - наделенный предельной психологической убедительностью и в то же время самый загадочный.


Марфа причастна миру Древней Руси - своей принадлежностью к раскольникам, степенностью поведения - но и не так уж соответствует древнерусскому идеалу; насельница скита оказывается страстной женщиной в чёрной монашеской рясе. Меццо-сопрано Марфы свидетельствует о силе и зрелости: ведь именно в русском понимании женственность нёсет очень много материнских черт.


Материнское едва ли не господствует в облике Марфы: напомню об «арии-колыбельной» Голицыну, а по отношению к Андрею у неё - и снисходительное прощение, и повелительность, позволяющая ей в итоге возвести его на костер. В то же время Марфа ведома, принимает судьбу, уготованную ей возлюбленным и духовным отцом; и в этой парадоксальном сплаве силы и покорности она являет себя подлинной носительницей пассивно-воспринимающего женского начала. Марфе присуща и некая зловещая смертоносность (возвещает ссылку Голицыну и приводит Андрея приводит к костру, направляемая в итоге и на самоё себя. Сгущение всех этих черт придает образу Марфы емкость мифологического архетипа.


Гораздо труднее объяснить следующее: совмещение в ней веры, послушания старцу - и занятий гаданием. Иногда в этом склонны видеть проявление некоего «мистического полюса» ее души, непосредственно связанного с верой. Однако по существу это занятие Марфы несовместимо с христианской, тем более «древлеправославной» традицией. Христианская аскетика с величайшей осторожностью оценивает даже те мистические откровения, которые получены в молитве - в то время как «спиритический сеанс» Марфы подчёркнуто лишён какого бы то ни было светлого колорита: она общается с «душами утопшими, душами погибшими».


Магический колорит вокруг Марфы усиливается в 3 д., когда она обращается к Андрею: «Видно, ты не чуял, княже, что судьба тебе скажет», - властно, словно от лица самой «судьбы», вещает она. Однако категория «судьбы» для ортодоксального христианина весьма сомнительна.11Вера в «судьбу» - явный признак народно-языческого двоеверия, которое и сконцентрировано в Марфе; потому с её колдовством уживается мечта об «обители чудесной»: языческий магизм, мучительная страсть - все эти качества, по-видимому, умрут только вместе со своей носительницей.


Потому и мечтает Марфа об «огненном очищении»: этот подвиг должен «искупить» тёмные стороны её личности, став для Марфы заменой внутренней брани, которая представляется ей немыслимой.


При всей предельной «настоящести», психологической прорисованности, образа Марфы - крайне трудно представить, чтобы такая личность существовала на самом деле. Ещё можно предположить, что в раскольнице, живущей в скиту, жива любовная страсть - но ни в коем случае она не могла быть гадалкой; это никак не укладывалось бы в идиллическую картину ее отношений с духовным отцом.


Быть может, в Марфе со всеми её противоречиями - страдающей и страстной, ещё колдующей, почти язычнице - и уже готовой идти в огонь вместе с братьями по вере - можно увидеть не реальный персонаж, а женское олицетворение Руси в её драматической связи с Русью Святой; а концентрированность в партии Марфы интонационного комплекса страдания присваивает ей центральное значение в смысле женского воплощения русского страстотерпчества («Руси-страдалицы»).


В символической своей трактовке сопряжённость главных образов оперы - Марфы и Досифея - очень похоже на отношение ветхого и нового человека в парадигме христианской антропологии и аскетики: «ветхий человек» - это «естественное», телесно-душевное человеческое состояние; новый - его духовная ипостась, начало, которое руководит духовно подвизающимся человеком, подспудно вызревая в полную меру (см. Рим 6. 6). Если Досифей уже преображён духовным горением, то уровень Марфы - душевно-плотской (и именно поэтому её стихией является земная любовь).


Соотношение Досифей - Марфа, таким образом, участвует в раскрытии ключевой мысли оперы, имплицируя (разумеется, не буквально) идею или некую грань идеи отношения Святой Руси к Руси исторической.


Таковы, в самых общих чертах, увиденные в «Хованщине» категории христианского и именно русского мироощущения и, как одна из них, - летописная художественная логика.


«Хованщина» предстаёт уникальной оперой, выражающей понимание истории как динамического взаимодействия небесного и земного планов бытия, - и утверждающей мирочувствие в духе христианского эсхатологического оптимизма.


Разумеется, описанные смыслы несводимы к их вербальному изложению, а потому словесно выраженное видение произведения, или «концепция» - не может и не должно заменить чистого музыкального переживания, на основе которого возникают смыслы и складываются в «концепцию»; но анализ в силах указать источник этих смыслов, память о котором хранит культура.


Список литературы


* На момент написания статьи Е. Татаринцева - студенка 4-го курса теоретико-композиторского факультета НГК им. М. И. Глинки. - Ред.


1 Медушевский В. В. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке / Духовные акценты в содержании музыкального образования. // Теория и методика музыкального образования детей. - М.: «Флинта - Наука», 1999. - с. 261-328.


Гура И. С. М. П. Мусоргский: метафизика трагедийности: а-реф. дис. канд. ис. - Новосибирск, 2005.


Парин А. Хождение в невидимый град. - М., 2004.


2 Фрид Э. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского. - Л.: «Музыка», 1971. - с. 50, 124-127


3 Обострённо-личный и вдохновенный молитвенный пафос этой арии предвосхитил жанр духовных концертов для солиста с хором, которые появятся на рубеже XIX-ХХ веков у церковных композиторов московской традиции. По мелодическому облику к этой арии наиболее близки концерты Павла Чеснокова «Совет Превечный», «Да исправится», а по тембровому решению (баритон с хором) - «Блажен муж».


4 Конечно, если говорить не об оперном, а об историческом самосожжении, то мы не можем однозначно оценить этот поступок, являющийся, в свете христианских заповедей, самоубийством. Некоторые исторические сведения корректируют представление об этих событиях (раскольники лишь угрожали самосожжением; иногда в этом случае отряд, прибывший для ареста, уходил, и община оставалась в живых).


5 Бл. Диадох: «Есть некоторые неразумные люди, до того изнемогающие при случающихся скорбях, что они отказываются и от самой жизни и почитают сладкой смерть <...>, но это происходит от малодушия и многого неразумения, ибо таковые не знают той страшной нужды, которая встречает нас по исходе души из тела» (Добротолюбие: избранное для мирян. - М., 2002. - с. 111).


6 И. Гура - указ. изд., с. 8


7 Пение «на сходе» - объединение двух ликов посредине храма, в особо торжественные моменты богослужения.


Именно в старообрядческой традиции доныне строго сохраняется 2-хорное распределение.


8 Ещё одним подобным образцом могут быть отношения иезуита Рангони и Марины Мнишек в «Борисе Годунове» (у Мусоргского же!), но там, во-первых, это совсем не герои первого плана, во-вторых, духовничество Рангони едва ли не замещено его совместными с Мариной политическими интересами; там же точечно намечено послушание (точнее, не-послушание) Григория Пимену.


9 При этом не стоит преувеличивать склонность старообрядцев видеть в Петре I антихриста - если такие умонастроения и были в их среде, то на периферии.


10 Аверинцев С. София - Логос. Словарь / Под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Снегова. - К., 2006. - с. 491.


11 Это понятие выступает чаще как рудимент язычества, и если и привлекается христианином, то с поправкой на категории Божией воли и Божиего промысла, который осмыслен, не фатален и может быть изменён участием человека. В этой связи интересен смысловой оттенок резюме Досифея об участи Голицына («свершилось решение судьбы неумолимой и грозной, как Сам страшный Судия»): безличной «судьбе» все же противопоставляется решение личного Бога.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sibmus.info


Дата добавления: 19.01.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Agricultural Hemp Essay Research Paper THE NEW
Реферат Appraising My Test Taking Skills Essay Research
Реферат Густав Шпет: русская философия как показатель европеизации России
Реферат А.П. Чехов “Тоска”
Реферат Тридцатилетняя женщина
Реферат Финансовое право
Реферат 1 день. Суббота. Москва Римини Прибытие в аэропорт Римини. Встреча с сопровождающим группы с табличкой ics group. Трансфер в район Римини. Размещение в отеле
Реферат Формализация бизнес-процессов как платформа для качественного управления предприятием
Реферат Институт омбудсмана в области защиты прав несовершеннолетних
Реферат Нарушения в структуре речевого дефекта у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба
Реферат Автобиография Г. Спенсера. Его научные труды
Реферат Рационалистическая концепция естественного права Гюго Гроция
Реферат Анализ отрывка из рассказа А. П. Чехова Степь
Реферат Movie Tribute Essay Research Paper Interpersonal Communication
Реферат Чемериця лобелійова чемерник червонуватий череда трироздільна