Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Другое"


Теоретические основы формирования герменевтической компетентности будущих юристов


Балак А.М.


Происходящие изменения в области целей и ценностей образования, соотносимые, в частности, с глобальной идеей гуманизации, информатизации, социализации и компетентностного подхода вызывают необходимость постановки вопроса об обеспечении в образовании более полного, личностно и социально значимого результата. Конечным результатом образования, в том числе и высшего, является социально развитая, мобильная и конкурентоспособная личность, способная адаптироваться к социально-экономическим изменениям социума и найти свое место в современном обществе на основе ценностно-смысловых установок. В качестве общего определения такого интегрального феномена как «результата образования» выступило понятие «компетентность», объединив мотивационно-ценностные, когнитивные, рефлексивные, деятельностные составляющие развития личности в образовательной системе.


Теоретическое осмысление данной проблемы в контексте профессиональной подготовки будущих юристов вызвало необходимость рассмотрения сущностной характеристики таких понятий, как «компетентность» и «герменевтическая компетентность». В научной литературе рассматриваются два термина, этимологически связанных с английским словом «competence»: компетенция и компетентность. Логика нашего исследования предполагает разграничение данных понятий. Под компетентностью нами понимается совокупность личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций. На основе анализа психолого-педагогической литературы (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, А.В. Хуторской) можно сделать вывод: для различных интерпретаций понятия «компетентность» общим является то, что все ученые видят в его основе действие.


Понимание компетентности включает: а) помимо общей совокупности знаний еще и знание возможных последствий конкретного способа воздействия, уровень умения и опыт практического использования знаний; б) знания человека, которые выступают потенциалом, научно-практическим багажом, но привести их в действие могут лишь дополнительные факторы. Значит, компетентность - это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими при реализации своих функций; в) качества личности, позволяющие эффективно и адекватно ситуации осуществить реализацию своих знаний и умений [6]. Следовательно, компетентным будет тот, чья деятельность, действия, поведение адекватны появляющимся проблемам, в чьей деятельности реализуются соответствующие способности, наклонности индивида. Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта [5]. Такая характеристика компетентности органично связана с понятием «герменевтическая компетентность». В данном контексте важно остановиться на сущности герменевтики как учения о понимании и истолкованию.


Герменевтика (греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий) - учение об истолковании, теория интерпретации и понимания текстов [1]. Герменевтику в системе правовой деятельности будущих юристов мы рассматриваем как выявление и обоснование значимости истолкования и интерпретации представленной информации, понимания и постижение информационной реальности через рефлексивное осмысление богатейшего ценностноправового опыта социума [2]. С герменевтико-интерпретационных позиций понимание действительности носит эвристический и поливариативный характер, обусловленный помимо логико-научного бесконечным множеством субъективных факторов. Предмет интерпретации представляет собой интегративное образование, включающее в себя заданную содержательную правовую проблему или задачу (предмет познания) и рефлексивно с ними связанный субъективно-индивидуальный образ проблемной ситуации, складывающийся в сознании под воздействием профессиональных знаний, личного жизненного опыта и социального фона [7]. Герменевтическое направление в условиях профессиональной подготовки будущих юристов сегодня разрабатывается с целью определения методов и приёмов, способствующих приближению к наиболее полному и всестороннему постижению обучающихся социокультурной правовой реальности в целом в контексте взаимодействия аффективных и интеллектуальных начал деятельности на основе соединения рационального и иррационального в познаний и пониманий правовой информации в окружающей действительности. Значимость формирования герменевтической компетентности будущих юристов обусловлена тем обстоятельством, что в центре герменевтического учения находится проблема понимания, которая имеет уникальное значение, так как затрагивает интересы всех структур современного общества и объединяет в единой целевой установке всех субъектов правовой деятельности. Использование герменевтики в процессе профессиональной подготовки кадров в юриспруденции позволит актуализировать потенциал информационно-правовых ресурсов и решать следующие профессиональные задачи: умение находить в тексте главный элемент; развитие проблемного видения, самостоятельности суждений; умение концентрировать внимание и мыслительную активность; развитие потребности постичь источник поставленной проблемы, её суть; умение устанавливать структурные связи между элементами правовых знаний; умение проникать в противоречивую сущность постигаемых явлений, видеть отношения единства и противоположности их сторон [2; 4].


Процесс формирования герменевтической компетентности будущих юристов как совокупность средств преобразования исходной информации в ценностную, реализующую поставленные правовые цели, можно подразделить на три этапа: поиск необходимой информации; осознание ее смысловой и ценностно-правовой составляющей; представление результата и его правовая оценка [3]. Структуру герменевтической компетентности будущих юристов мы рассматриваем как единство следующих компонентов: когнитивного, ценностно-смыслового и деятельностно-операционного. Когнитивный компонент включает в себя знание различных источников информации, форм и методов работы с информацией, знание поисковых информационных систем, поиск и сбор образовательной информации, разработку творческого проекта, владение методами анализа, синтеза и обобщения информации, умение представлять, презентовать информацию, умение технологизировать работу с информацией, умение выбирать оптимальное решение. Ценностно-смысловой компонент включает в себя осознание будущим специалистом ценности работы с информацией, мотивацию на поиск значимой информации, понимание значения использования информационных технологий, стремление к самообразованию, ценностно-смысловую установку при работе с информацией. Деятельностно-операционный компонент включает в себя умение проводить самоконтроль, рефлексию результатов процесса работы с информацией, взаимодействие при передаче информации, коммуникацию и совместную деятельность, осознание и критический анализ информационной деятельности, создание творческих проектов.


Основываясь на вышеизложенном, герменевтическую компетентность будущих юристов можно рассмотреть как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности будущего специалиста к деятельности в информационно-правовой среде, основанной на интеграции знаний и опыта, а также ценностносмысловых установках, которые приобретаются в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и конструктивную информационно-аналитическую деятельность, направленную на анализ, трактовку, понимание и интерпретацию текста в социально-правовом контексте.


Список литературы


Абдуллин А.Р. Философская герменевтика: исходные принципы и онтологические основания. Уфа, 2000.


Голошумов А.Ю. Аксиологические аспекты информационной герменевтики// Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 6. С. 59- 61.


Голошумова Г. С. Возможности герменевтической технологии в процессе дистанционного обучения / Г. С. Голошумова, Д.М. Назаров//Дистанционное и виртуальное обучение. 2010. № 8. С. 119-129


4.Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: Монография. Тюмень, 2001.


5.Зеер Э.Ф. Компетентный подход к образованию//Образование и наука. 2005. №3. С. 27-35.


6.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.


Сулима И.И. Философская герменевтика и образование//Педагогика. 1999. № 1. С.36 - 42.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnikurao.ru/


Дата добавления: 18.02.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Возникновение марксистской философии и ее судьба в XX столетии
Реферат Управление персоналом в АПК
Реферат Целостный педагогический процесс: структура, движущие силы, принципы и закономерности
Реферат Философский анализ трансформаций свободы логико-исторический аспект
Реферат Иерархия и приоритеты целей преподавания курса "Основы аудита"
Реферат Южная Аравия
Реферат Логическое суждение
Реферат In Contempt Book Report Book Written By
Реферат Використання новітніх інформаційних технологій
Реферат Температурные поля, инициированные химическими реакциями в пористой среде
Реферат Внешние запоминающие устройства(ВЗУ)
Реферат Подготовка воды для производственных процессов. Изложение способов водоподготовки на предприятии
Реферат Украина в период перестройки и независимости. Первые президенты
Реферат Русская духовная культура - история, перспективы
Реферат Функции, полномочия и обязанности налоговых органов в области финансово экономического контроля