Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Иерархия и приоритеты целей преподавания курса "Основы аудита"

Министерство образования Российской ФедерацииРоссийская экономическая академия им. Г.В. Плеханова
Кафедра психологии ипедагогики
Экзаменационноеэссе
На тему: ИЕРАРХИЯ И ПРИОРИТЕТЫЦЕЛЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ АУДИТА»
 
Выполнил
аспирант кафедры «Аудит»
Каланов А.Н.
Москва 2003

ИЕРАРХИЯИ ПРИОРИТЕТЫ ЦЕЛЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
КУРСА«ОСНОВЫ АУДИТА»
В основелюбой образовательной технологии или концепции, любого подхода к преподаваниютой или иной учебной дисциплины лежит определенная цель или, вернее, комплексцелей с определенной их иерархией. Как говорил А.С. Макаренко, педагогика естьнаука целесообразная. Именно цель не столько оправдывает, сколько определяетсредства – только вслед за выделением той или иной педагогической цели вкачестве профилирующей определяются те или иные, наиболее сообразные этой цели,методы и средства, а также само содержание обучения.
Всовременной теории педагогики выделяются следующие основные целевые ориентациипедагогического процесса: формирование знаний, умений и навыков, формированиеспособов умственных действий, формирование эстетических и нравственныхотношений, формирование самоуправляемых механизмов личности, формированиедейственно-практической сферы и развитие творческих способностей. Необходимостькаждой из этих целей признается, как правило, любой педагогической технологиейи, соответственно, должна в той или иной степени учитываться в каждом учебномпредмете. При этом и каждая педагогическая технология, и каждый учебный предметмогут по-своему расставлять акценты в иерархии этих целей.
Своенепосредственное, практическое выражение педагогические цели находят приразработке учебных программ и преподавании конкретных учебных дисциплин: вобщем виде они ставятся государством, более подробно – учебными заведениями икафедрами (институтами), но все они остаются лишь номинальными, декларативными,и лишь на последнем этапе педагогические цели максимально конкретизируются, иосуществляются конкретные шаги по их достижению. Рассмотрим педагогическиецели, исходя из которых должна, на взгляд автора, строиться программа обученияпо дисциплине «Основы аудита», иерархию этих целей и способы их реализации.
Итак, перваяиз указанных общих целевых ориентаций — формирование знаний, умений и навыков.В традиционном подходе к обучению отдается приоритет именно передаче учащимсямаксимального объема знаний, умений и навыков. Предполагается, что в итоге этодолжно привести к развитию личности и формированию базы для саморазвития, хотяна практике эти цели и остаются второстепенными, побочными. Приоритет знаниям,умениям и навыкам отдается и многими более или менее современнымипедагогическими концепциями, такими как программированное обучение(П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.), технология укрупнения дидактических единиц(П.М.Эрдниев, Б.П.Эрдниев) и т.п. – представляющими собой, в конечном счете,усовершенствование методики преподавания и структуры учебного материала.
Приемлемы литакие технологии при преподавании основ аудита? Какая роль должна отдаватьсяцели формирования знаний, умений и навыков в этом курсе? И о каких именнознаниях, умениях и навыках идет речь? Прежде чем ответить на эти вопросы,уточним специфические особенности рассматриваемого курса, которые оказываютнепосредственное влияние на его содержание и на целеполагание в целом. Курсоснов аудита был введен к учебную программу уже на третьем году обучения наобщеэкономическом факультете, то есть до получения практических знаний и довыбора дальнейшей учебной надстройки. Лишь незначительное количество учащихся,проходящих этот курс, продолжают обучение по специальности «Бухгалтерский учети аудит» — возможно, лишь 10-15%. Еще меньшее количество учащихся собирается и(или) станет в будущем аудиторами – на взгляд автора, не более 3% (даже еслирассматривать профессию аудитора в общем, безотносительно требуемойаттестации).
Исходя изприведенных цифр, на взгляд автора, следует сделать вывод, что учебнаяпрограмма должна строиться на предпосылке, что учащиеся не станут аудиторами вбудущем. Здесь можно возразить, что в современной педагогике все большеутверждается принцип индивидуального подхода к ученику, из чего можно было бысделать вывод, что педагог должен обеспечить познавательные потребности и этогоменьшинства (3%). Но, на взгляд автора, это было бы нерационально. Во-первых,три процента представляют собой в среднем лишь одного ученика из целого класса.Теоретически для него можно было бы ввести свою, более подробную, учебнуюпрограмму. Но образовательная система не характеризуется большой гибкостью –уже в следующем году этому ученику придется изучать те же предметы уже нафакультете «Бухгалтерский учет и аудит». Поэтому в данном случае и в такомпонимании индивидуальный подход был бы нерационален и с точки зрения учителя, ис точки зрения ученика.
Следующийвывод, который можно сделать, заключается в том, что подробное изучениеметодики аудита в рамках рассматриваемой дисциплины не только не обязательно,но и не желательно – это учебное время может быть потрачено гораздо болееэффективно с точки зрения образования абсолютного большинства учащихся. Крометого, подробное изучение аудита уже на третьем курсе общеэкономическогофакультета и просто практически невозможно. Так, в этот период учащиеся владеютлишь основами знаний о налогообложении, причем больше в теоретическом плане(роль, функции налогов и т.п.), нежели в практическом (конкретные правила исчисленияконкретных налогов, особенности прав и обязанностей налогоплательщиков иналоговых органов и т.п.). Еще более важно то, что учащиеся в этот период имеютчрезвычайно поверхностные знания и о бухгалтерском учете. А ведь бухгалтерскийучет и налогообложение являются базой, принципиально необходимой для изученияаудита: без этой базы невозможно передать учащимся практически никаких знанийдаже об основах аудита, не говоря уж о практическом аудите. Разве можнообъяснить учащимся, что аудит представляет собой проверку бухгалтерскойотчетности, если учащиеся даже не представляют себе, что такое бухгалтерскаяотчетность? (по наблюдениям автора, достаточное представление о бухгалтерскойотчетности для изучения основ аудита на третьем курсе общеэкономического факультетаимеют не более одного ученика из пяти). По сути, и исторически, и логическиаудит является производным от бухгалтерского учета и, отчасти (на современномэтапе) от практического налогообложения.
В итоге, приподробном изучении аудита уже на третьем курсе, учащиеся способны толькозаучить предмет, не вникая в его смысл. Вследствие отсутствия связей с ужеимеющимися знаниями, получаемая информация выходит за границы «зоны ближайшегоразвития» (по Л.С. Выготскому), не образует фиксированного образа, «гештальта»(по М.Вертхеймеру). Поэтому, во-первых, для его изучения необходима организациямежпредметных связей с этими дисциплинами, основы которых должны изучатьсяраньше аудита. И, во-вторых, это неизбежно накладывает ограничения и на самосодержание аудита как изучаемой дисциплины.
Итак, какиеже знания, умения и навыки должен получить учащийся при изучении основ аудита?Исходя из вышеизложенного, очевидно, что не конкретные знания по методикеаудиторской деятельности. На взгляд автора, необходимо, чтобы у учащихсясформировались представления об аудите как деятельности (в предпринимательскоми общеэкономическом и социальном плане), о целях аудита, конкретном выражениирезультатов аудиторской деятельности и об общих теоретических и методическихподходах к организации аудита. То есть целевым субъектом обучения должен статьне аудитор, а пользователь аудиторских услуг как наиболее вероятный результатобучения студентов. В итоге, поскольку объем знаний, который необходимопередать учащимся в рамках этого курса, довольно небольшой, то, на взглядавтора, нецелесообразно применять указанные выше педагогические технологии,направленные на его эффективное усвоение: передача этих знаний должна в большейстепени служить другим педагогическим целям.
И еще одинважный аспект знаний, можно сказать, пропедевтическая цель курса: учащиесядолжны получить представление об аудиторе как профессии. Целью педагога вданном случае должно быть разрушение действующих стереотипов об аудите иаудиторах (а они существуют и являются довольно устойчивыми), раскрытиедействительной ситуации на рынке аудиторских услуг и рынке труда аудиторов,объяснение характеристик и особенностей аудита как профессии. Эта информацияимеет важное на данном этапе значение для самоопределения учащегося: изучениеаудита и бухгалтерского учета или выбор иных направлений дальнейшего обучения.
Умения инавыки, на взгляд автора, привить учащимся в рамках программ основ аудитадостаточно проблематично. Навыкам аудита, как уже отмечалось, обучать неследует. Речь может идти только о навыках сотрудничества с аудиторами иаудиторскими организациями: порядок выбора аудиторской организации, обеспечениеее деятельности, разрешение разногласий и конфликтных ситуаций в процессеаудита и т.п. Вместе с тем, как показывает практика, такие навыки учащимисятретьего курса дневного отделения усваиваются очень неэффективно. На взглядавтора, это связано с тем, что далеко не все учащиеся уже могут себяпозиционировать во взрослой профессиональной жизни, что препятствует персонализациисоответствующих знаний. В качестве методического решения данной проблемы можнопредложить использование проблемных и игровых методов обучения,зарекомендовавших себя в таких ситуациях. В качестве радикального решения,более на взгляд автора приемлемого, – перенести курс аудита на последующие годыучебы с необходимой его адаптацией к профессиональному направлению.
При этомавтором хотелось бы выделить один чрезвычайно важный навык, обязательный длядальнейшего обучения и профессиональной деятельности учащихся (в рамках любогонаправления). Это навык самостоятельной работы и, в первую очередь,самостоятельной работы с законодательством. В нашей отрасли в силу ее спецификитакой навык имеет определяющее значение. На современном этапе овладение им нетолько обязательно для обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет иаудит», но и существенно повышает потенциал и ценность учащихся по другимэкономическим специальностям: все они неизбежно будут встречаться снеобходимостью самостоятельного анализа той или иной отрасти законодательства.К сожалению, педагогическая практика автора примерно с двумя сотнями студентов(в т.ч. вечернего отделения и последних курсов других факультетов) показала,что этим навыком не владеет, наверное, ни один учащийся. А ведь его можно даженазвать предпосылкой для формирования культуры самостоятельной работы исамостоятельного обучения и, в определенной степени, правовой культурыличности.
Здесь мынепосредственно подошли еще к одной педагогической цели: формированиюэстетических и нравственных аспектов личности учащихся. Специфика этой целиотражается в методах ее достижения: что касается преподавания основ аудита, то,на взгляд автора, ее достижению может способствовать лишь личный примерпедагога. Только личным примером педагог может попытаться воспитать в учащихсятолерантность, уважение прав и свобод других индивидуумов, привить им правовойспособ решения конфликтов и правовую активность. Влиянию личности педагога наформирование личности учащихся посвящено немало педагогических работ и, какправило, в них признается важное социальное значение и высокая эффективностьтакого влияния. При этом необходимо отметить, что уровень влияния определяетсяне только и не столько профессиональными качествами педагога, но, по большейчасти, самими характеристиками его личностного развития и педагогическимталантом.
Присоблюдении этих условий ученик осознанно или неосознанно стремиться походить научителя и в перспективе может превзойти его. Раньше, при авторитарной системеобучения, предполагалось, что образование должно носить воспроизводящийхарактер: даже в Библии сказано, что «ученик не выше учителя, и слуга не вышегосподина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и дляслуги, чтобы он был, как господин его» (Мф 10:24-25). Однако же в историиизвестно много случаев, когда ученики превосходили своих учителей:Сократ-Платон, Фрейд-Юнг, а в советской и российской педагогике автор назвал быГальперин-Талызина. Современная система образования предполагает необходимостьрасширенного воспроизводства интеллектуального и личностного потенциалаучащихся, без чего проблематично дальнейшее общественное развитие.
Заметим, чторассматриваемая цель — формирование эстетических и нравственных аспектовличности учащихся — в большей степени характерна для начальных этаповобразования, свойственна семейному воспитанию, и в высшей школе, когда личностьучащегося уже, по большей части, сформирована, ее достижение объективнозатруднено. Однако это не значит, что оно не возможно. В рамках преподаванияоснов аудита акцент, на взгляд автора, может и должен быть сделан наформировании и развитии правового сознания учащихся. В современной теориигосударства и права и философии права признается, что правовое сознаниеявляется не только одним из факторов, влияющих на эффективность реализациипозитивного права (законодательства) — в конечном итоге оно определяетуспешность или безуспешность правовой реформы в целом. По большому счету,уровень развития права на конкретном этапе не может быть выше уровня развитияправовой культуры и общественного правосознания, поскольку они составляют егооснову. В качестве примера можно привести тот факт, что именно несоответствиесоветского правового сознания требовавшемуся в новых правовых условиях инедооценка важности этого фактора реформаторами, на взгляд автора, привели красколу общества и прочим негативным экономическим и правовым последствиям, вчастности росту правового нигилизма.
Важнейшимсредством формирования и моделирования правосознания граждан является правовоевоспитание, которое предполагает осуществление целого комплекса мероприятийвоспитательного, учебного и информационного характера и имеет богатыйинструментарий. Часть из них может быть использована и при преподавании основаудита. Однако здесь, на взгляд автора, необходимо обозначить одно важноеограничение: успешное правовое воспитание невозможно без наглядного примераправовой культуры со стороны самих государственных органов и должностных лиц.Вместе с тем, нарушение законодательства, игнорирование правовых и этическихнорм самими органами власти, демонстрация ими политики двойных стандартов (а врассматриваемой отрасли знаний этих примеров столько, что педагог просто неможет закрыть на них глаза), приводят обратно к правовому нигилизму, сводят нанет все усилия по правовому воспитанию общества, поскольку правосознаниерядовых граждан во многом определяется представляемым и действительнымправосознанием представителей органов государственной власти (какисполнительной, так и законодательной).
Следующая изосновных педагогических целей, которую необходимо рассмотреть в рамках даннойработы – развитие творческих способностей учащихся. Творческие способностиличности, если их понимать в широком смысле – как способности к нестандартномумышлению, – имеют принципиальное научное и общесоциальное значение. При такомпонимании творчества творческие способности, безусловно, требуются и отучащихся экономических специальностей.
Согласнобытовым представлениям, дидактическая цель развития творческих способностейучащихся несопоставима с обучением основам аудита. Однако, во-первых, этипредставления лишь выражают еще один стереотип об аудиторской и смежных с нейвидах деятельности, который педагогу следует развеять в процессе обучения: врамках этой отрасли творческое начало не только приветствуется, но иногда инеобходимо (не только в налоговом и бухгалтерском консультировании инепосредственно аудите, но даже в самом бухгалтерском учете с его понятиемпрофессионального суждения). И, во-вторых, можно утверждать, что развитиетворческих способностей возможно в рамках любого учебного предмета: не толькоэстетических и гуманитарных -  такое развитие достигается не содержаниемучебного процесса, а его методами. А в современной теории педагогики существуетмножество эффективных методик развития творческого мышления: от эвристических(А.В. Хуторской) и проблемных (М.И. Махмутов) методов обучения до диалогическоймодели обучения В.С. Библера и С.Ю. Курганова. Вместе с тем, очевидно, что дажеминимальное достижение данной цели в рамках одной лишь программы обученияосновам аудита (или какой бы то ни было другой учебной программы) невозможно.Такое развитие, безусловно, осуществляется комплексно, в течение оченьдлительного срока и не только в системе образования.
Известно,что основными препятствиями для развития творческого мышления являются,во-первых, страх («Успехи науки — дело времени и смелости ума» (Вольтер)) и,во-вторых, закомплексованность, инерционность мышления («Высочайшая опытность втом, чтобы уметь отметать всякий опыт» (М.Твен)). Первая проблема на практикевполне успешно решается дидактическими средствами в процессе педагогическогообщения. Решение второй, на взгляд автора, зависит от успешности достижения ещеодной педагогической цели — формирования эффективных способов умственныхдействий учащихся.
Эта цельдостаточно близка формированию знаний, умений и навыков в том смысле, что она,как правило, в теории и на практике достигается посредством реализации первойцели. Так, например, технологии развивающего обучения, как и традиционного,предполагают передачу учащимся значительного объема знаний, умений и навыков,но при этом они сместили образовательные акценты: знания являются не самоцелью,а средством: средством развития теоретического мышления (В.В.Давыдов,Д.Б.Эльконин), или всестороннего развитие ученика (Л.В.Занков). Аналогично, припроблемном обучении (М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин) в качестве задачи можетставиться развитие интеллекта учеников – за счет увеличения самостоятельностиучащихся при разрешении проблемных ситуаций учащимися не только эффективноусваиваются знания, но и формируется активная познавательная деятельность,достигается свобода и органичность применения способов умственных действий.
По мнениюавтора, при преподавании курса «Основы аудита» именно рассматриваемая цель, ане формирование знаний, умений и навыков, должна являться профилирующей (неединственной, но основной). Во-первых, как уже отмечалось, обучаемые вабсолютном большинстве не станут аудиторами, кроме того, следует признать, чтодалеко не все из них будут сталкиваться с аудитом в своей будущейпрофессиональной деятельности. Соответственно ценность конкретных знаний обаудите для этих учащихся достаточно условна – речь может идти лишь онеобходимом минимуме информации.
Во-вторых,знания в аудите имеют, к сожалению, крайне короткий срок годности. В качествепримера (а также примера актуальности рассмотренного выше навыкасамостоятельной работы с законодательством) проиллюстрируем сегодняшнююдинамику законодательства. В налоговой сфере возьмем для примера ситуацию сналогом на прибыль, правила исчисления которого были кардинально изменены всередине 2001 года, еще раз изменены до вступления в силу предыдущих изменений,а через несколько месяцев после их вступления в силу (в мае 2002 года) – вочередной раз было изменено до 80% текста, причем последним изменениям былапридана обратная сила (впрочем, и на этом законодатель не ограничился). Вбухгалтерском учете только с 2000 года по наши дни вступило в силу 15 положенийпо учету. И последний пример приведем в отношении аудита. В сентябре прошлогогода на одном из занятий со студентами автор изложил несколько теоретических ипрактических аспектов аудиторской деятельности и определил на следующий семинарнебольшой тест. Но уже в течение этой недели до следующего семинараПравительством были приняты новые стандарты по аудиторской деятельности,потребовавшие пересмотра учебного материала.
С однойстороны, это является еще одним аргументом против обучения студентов конкретнымметодикам аудита, правилам бухгалтерского учета и налогообложения – все этооказывается неэффективным в условиях столь динамично меняющегосязаконодательства. Поэтому, по убеждению автора, обучение, по крайней мере, втаких мобильных отраслях, как аудит, должно давать не столько знания, сколькоспособы самостоятельного получения, осмысления и освоения знаний. Если знаниядинамичны, то и обучение должно быть динамичным: не дать ученику наличныезнания, необходимые для практической работы на дату его выхода из учебного заведения,а подготовить его к работе такого типа, в частности, обеспечить ему базу дляустойчивого активного сознательного овладения профессиональным опытом.Все-таки, нельзя не согласиться, что «в любой науке, в любом искусстве лучшийучитель – опыт» (Сервантес).
А с другойстороны, отсюда следует необходимость и еще одной педагогической цели –формирование самоуправляемых механизмов личности.  Рассмотрим здесь эту цель вузком смысле – создать предпосылки для сознательного профессионального иинтеллектуального роста учащихся. Если Э.В. Ильенков, перефразируя древних,говорил, что ученик это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, которыйнужно зажечь, то мы, перефразируя в свою очередь Э.В. Ильенкова, заметим, чтообразование должно не вывести ученика на орбиту, а снабдить его двигателем длясамостоятельного движения.
Средства дляэтого в преподавании основ аудита те же, что и в других предметах: воспитаниесамостоятельности и инициативности дидактическими методами и формированиевнутренней мотивации учащихся. Именно внутренней мотивации – в традиционнойсистеме преподавания мотивация носит преимущественно внешний характер («знание– силой»), вследствие чего учебный процесс или теряет свою эффективность, илиприводит к значительному утомлению учащихся, их эмоциональным перегрузкам.После окончания учебного заведения образование происходит, как правило, врежиме самоподготовки, и в этих условиях значительное преимущество получаютименно лица с повышенной самомотивацией и познавательной активностью.
Педагогическиеисследования показывают, что в этой сфере существует значительный потенциал:даже развивающее обучение Эльконина и Давыдова обеспечивает почти в два разаболее высокий уровень внутренней мотивации учебной деятельности и развитияпознавательного интереса, чем традиционное. И это при том, что достижение этихцелей не является основополагающим в развивающем обучении, например, впроблемном обучении и технологии свободного воспитания им отдается большийприоритет. Таким образом, современная педагогика располагает достаточноэффективными средствами для достижения рассматриваемой цели и необходимо ихкомплексное использование в педагогическом процессе и, в частности, припреподавании основ аудита как в элементе образовательной программы.
Основыаудита – не самая сложная отрасль знаний. Для ее освоения достаточно знатьограниченный объем основополагающей информации, а все остальные составляющие,за редким исключением, могут быть получены путем логических рассуждений. Всвоей педагогической практике автор постоянно пытался задействовать этотмеханизм, сообщая учащимся только минимальный объем необходимой информации ипоощряя их самостоятельно давать ответы на вопросы, пользуясь только логикой.Однако, по наблюдениям автора, успешно справлялись с такой задачей лишь неболее 40% учащихся. Безусловно, отчасти это объясняется недостаткомпедагогического опыта автора (хотя этот опыт не ограничивается учебой васпирантуре). Вместе с тем, автор склонен считать, что у этой проблемы есть иболее серьезные причины. Речь идет о том, что у многих современных студентоввсе еще остается ориентация на репродуктивное обучение, лишь на воспроизведениеинформации, полученной ранее.
Подтверждениемтому не только публикации в педагогической литературе, выражающие сходныеопасения, но и наблюдения автора: уже такая форма учебного процесса изначальноприводила учащихся в замешательство. На взгляд автора, это замешательствосвидетельствует о преимущественно традиционном характере методов их предыдущегообразования. При этом автор хотел бы уточнить: у большинства учащихсяспособности к самостоятельному мышлению имеются, но, по всей видимости, системаобучения, все еще носящая в основе своей традиционный характер, не только недает ему раскрыться, но, возможно, и подавляет его. Элементы проблемногообучения, использовавшиеся автором, показывают, что у многих учащихся естьбольшой потенциал логического, теоретического, критического мышления.Большинство знаний может не пригодиться: или вследствие выбора бывшим учащимсяузкого сегмента профессиональной деятельности, или, как в случае с аудитом,вследствие высокого риска обесценивания информации, во многом основанного напостоянных изменениях в законодательстве. Поэтому, по убеждению автора,основной педагогической задачей в высшей школе на современном этапе следуетсчитать преодоление умственной закомплексованности, развитие самостоятельного,свободного, активного мышления учащихся. Соответственно, относительно целейизучения основ аудита можно говорить не столько об усвоении учащимися массиваконкретных знаний об аудите, сколько о развитии их интеллектуального потенциалаи интеллектуальной активности посредством такого обучения.
Итак, вданной работе автором были рассмотрены основные педагогические цели, определеноих значение и обозначены наиболее адекватные, на взгляд автора, средства ихдостижения применительно к программе курса «Основы аудита». Несомненно, что этицели значительно более конкретизированы, по сравнению, например, с национальнойдоктриной образования, утвержденной правительством, однако же, для формированияпрактической учебной программы этого недостаточно: необходимо дальнейшееуточнение педагогических целей через постановку диагностичных задач, то естьтаких конкретных задач, степень решения которых можно доподлинно оценить.Только в этом случае можно будет говорить о том, что эти цели являются недекларативными, а действительно определяют направленность педагогическогопроцесса, и только в этом случае можно будет оценить эффективность обученияотносительно поставленного перед ним комплекса целей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.