Малышева И.А.
Проблема социальной успешности - дефицитарная область отечественной психолого-педагогической науки. И каждое научное исследование по этой проблеме приближает нас к ответу на вопрос: что такое социальная успешность, каковы ее критерии и пути развития?
Успешность человека в обществе тесно связана с его социальной природой, с проявлением его сущностного начала. Нормальное психическое развитие личности возможно при динамическом равновесии двух взаимосвязанных сторон жизненного процесса, в которых проявляется взаимодействие личности с обществом: «включенность» в социум и «обособление» от него, то есть желание слиться с общностью, быть единым с нею, но в то же время необходимость выделиться, быть замеченным в своих действиях, быть признанным. Противоречие между этими тенденциями задает главные социально-психологические параметры социальной успешности личности.
Осмысление данной проблемы становится все более актуальным в современном мире рыночных отношений, где обязательными являются такие характеристики личности, как честолюбие, предприимчивость, прилежание, упорство в достижении цели, практицизм, расчетливость, и которые почти не оставляют шансов тем, кто такими качествами не обладает.
Исследования проблемы успешности чаще встречаются в социологических работах и в литературе, имеющей отношение к управленческой деятельности, психологии бизнеса и деловой культуры, формируя тем самым представление об успехе как сугубо экономическом понятии.
Сущностная природа успеха до сих пор не изучена, и, несмотря на «глобализацию» этого понятия, оно пересекается с целым рядом философских и психологических категорий, что делает дальнейшие исследования чрезвычайно востребованными.
Актуальность философского анализа проблемы успешности просматривается в трех основных направлениях. Во-первых, реконструкция исторически меняющегося содержания понятий «успех», «успешное действие», «успешная деятельность» имеет прямое отношение к формированию представлений о коллективном субъекте получения знания. Во-вторых, очевидна социокультурная значимость исследования понятия «успех», предполагающая взаимодействие социального и гносеологического анализа. Вопрос здесь состоит в том, какую теоретическую модель успеха избрать в качестве приоритетной, каков характер межсубъектной сферы коммуникации, легитимизирующей тот или иной образ успеха. В-третьих, понятие «успех», как правило, ассоциируется с его обыденными смыслами, в то время как философское обоснование этого феномена имеет прямое отношение к проблеме самоидентификации личности и ее самооценке.
Один из признаков жизненной философии современных людей и на Западе, и в России - это их стремление к успеху. Успех чаще всего понимается как достижения человека во внешнем мире, как успех материальный, денежный, карьерный, связанный со славой и получением земных удовольствий. Нынешняя эпоха характеризуется массовым устремлением людей к материальным ценностям и разнообразным видам комфорта. Отсюда проистекает культ внешнего успеха, стремление к обладанию большим количеством денег, достижению высоких постов, непрерывному получению удовольствий, наслаждений, реализующий господство принципа количества над принципом качества. Именно количество признается мерилом успеха и социальной успешности личности. Однако количество материальных благ на земле ограничено, поэтому возникает конкуренция, битвы и сражения, принимающие грубые, а порой и изощренные формы.
Несмотря на свое желание, огромное количество людей успеха не добиваются. А многие из тех, кто приходит к внешним достижениям, не испытывают при этом и малой доли ожидаемого удовлетворения или даже испытывают чувство разочарования. Объяснение этого феномена заключается в том, что люди эмпирически стремятся к успеху, зачастую не понимая, что такое успех, какова его природа и механизмы достижения. Между тем очевидно: чтобы достичь его, надо отчетливо понимать цель собственной деятельности.
Понять природу успеха и успешности - значит, в первую очередь, найти его основания, лежащие как в философии деятельности, так и вне ее: в сфере психологических, социально-психологических (коммуникативных) и обыденных смыслов. На наш взгляд, категория успеха с известными оговорками может быть отнесена к разряду общенаучных, поскольку ее понятийносмысловой каркас формируется в нескольких научных областях. Конкретное проявление этих аспектов можно обнаружить в категориях активности, личности, деятельности, коммуникации, самооценки.
Успех - это то, что человек завоевывает, добивается, потому он немыслим без активности человека. Человеческая активность, рассматриваемая в философии как особое личностное свойство, связанное с жизненным путем, самоорганизацией и самоосуществлением. Проблема активности субъекта в познании и деятельности давно была в центре внимания многих философов.
Теснейшим образом переплетается с успехом категория личности. В отечественной психолого-педагогической науке тема личности разрабатывалась в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева. Именно личность не только действует и достигает поставленной цели, но и оценивает собственную деятельность либо как успешную, либо как неуспешную. Поэтому возможна и необходима разработка личностной типологии индивидов с точки зрения их отношения к целеполаганию и успеху. Важной представляется задача выявить структуру успешной личности.
Понятие «успех» можно рассматривать в узком и широком значении. Узкое значение сводится к пониманию оценки конкретного результата, достижения, значимости для личности. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность, которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать собственный потенциал.
Успех личности в контексте жизнедеятельности может выступать формой самореализации и приводить к субъективной удовлетворенности процессом жизни. В том случае, если личность ощущает себя успешной, повышается осознание своей способности и компетентности в управлении собственной жизнедеятельностью, разрешении жизненных трудностей, реализации поставленных целей. Иными словами, успешная личность осознает свою самоэффективность.
Понятия «ответственность», «успех» и «самоэффективность» являются взаимозависимыми детерминантами. По мнению канадского психолога А. Бандуры, которое мы полностью разделяем, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие сомнения в своих возможностях [1]. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к получению желаемого результата.
В психологии проблема успеха и успешности личности в большей степени разрабатывалась зарубежными исследователями, которые в основном связывали ее с мотивацией достижения, с уровнем притязаний и самоэффективностью, с личностными детерминантами (самооценкой, локусом контроля).
Если рассматривать понятие «успешность личности», то, к сожалению, в доступной литературе сложно найти его определения. Как зарубежные, так и отечественные исследователи, говоря об успешности, используют понятие «успех». Есть ссылки на переживание успешности (А. Бандура, К.В. Солоед, Л.И. Дементий). В этом случае под успешностью подразумевается состояние, которое появляется в результате или в предвкушении достижения успеха. А.М. Федосеева, Л.А. Мальц к этому определению добавляют «владение способами, которые обеспечивают высокий результат в достижении поставленных целей». Именно владение способами деятельности, позволяет человеку перейти от единичного успеха к постоянному, обеспечивая ему успешность в том или ином деле [9].
Характер деятельности, и соответственно, целей может быть разным, а виды успешности - различными. В зависимости от той области, в которой человек задается самосовершенствованием и развитием, выделяют личностную, социальную, профессиональную, которые в совокупности образуют жизненную успешность.
Для человека важна не только внешняя оценка его успешности («он достиг своей цели, он успешен»), но и его внутренняя («я достиг, чего хотел, я успешен»). Если человек не оценивает себя как успешного, то его успешность, казалось бы, может стоять под вопросом. Но в процессе нашего исследования встречались такие интересные случаи, когда испытуемый оценивал себя как «неуспешную личность», а близкий к нему коллектив, наоборот - как «высоко успешную». Можно сделать предварительные выводы о том, что у такого человека может быть большое будущее при поддержке коллектива, внутренней активной позиции и уверенности в себе.
В рамках нашей работы мы пытались найти те независимые переменные, которые будут являться внешними и внутренними детерминантами социальной успешности, определить, в чем она проявляется и каковы ее критерии, для того чтобы ее можно было экспериментально изучить, а значит, попытаться предсказать будущее развитие личности.
В нашем исследовании группа испытуемых состоит из студентов педагогического факультета. В качестве критериев и приемлемых показателей социальной успешности могут выступать:
объективные показатели: успеваемость в профессионально ориентированных предметах; высокий статус в межличностных отношениях, в том числе среди взрослых; положительные отношения в коллективе; общественное признание; одобрение (принятие) со стороны коллектива учителей или референтных лиц;
субъективные показатели: активное отношение к деятельности; уверенность в своих силах; удовлетворенность социальным статусом, реализация значимых ценностей; творческая адаптивность (готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними).
С помощью таких методик, как тест ММРХ, тест Люшера, опросников, нацеленных на выявление самооценки и социального интеллекта, а также теста «Зеркало», мы собираем базу данных объективных и субъективных характеристик личности. А математическая статистика позволит выявить те независимые переменные, которые впоследствии помогут определить то или иное будущее социальное развитие личности.
О том, что самооценки весьма информативны во многих отношениях, говорят такие исследователи, как И.В. Егоров, Л.Б. Филонов, А.Н. Лебедев и др. Одной из задач нашего исследования является диагностика социальной успешности личности по самооценкам. В ее решении нам помогает тест «Зеркало», разработанный доктором биологических наук А.Н. Лебедевым и его коллегами [2, 3, 5]. Особенность теста состоит в том, что по небольшому набору самооценок возможно с довольно большой точностью выявлять предпосылки социальной успешности и профессиональных достижений личности (и многих иных особенностей развития личности).
Другая задача нашего исследования - найти диагностические уравнения, обеспечивающие диагностику социальной успешности и проверить точность диагностики психологических предикторов социальной успешности личности в контрольных измерениях.
На первом этапе нашей работы мы использовали данные полной выборки из 57-ми студентов 1-4 курсов педагогического факультета ГБОУ ВПО МГПУ в качестве основы для поиска уравнения множественной линейной регрессии, обеспечивающей прогноз социальной успешности по показателям теста «Зеркало».
На втором этапе исходную выборку разбили на две части. Студенты с четными порядковыми номерами образовали обучающую выборку, а с нечетными - контрольную. Обучающая выборка служила основой для поиска уравнения множественной линейной регрессии. Найденное уравнение мы использовали для прогноза «вслепую» социальной успешности студентов контрольной выборки. Результаты прогноза сравнили с реальными значениями самооценок собственной социальной успешности каждого студента.
Для расчета прогнозируемых значений (Pro) самооценок успешности каждым испытуемым мы использовали уравнения множественной линейной регрессии. Предикторами служили самооценки множества личностных особенностей по тесту «Зеркало». Число всех самооценок в тесте «Зеркало» равно 51. Из них автоматически выбирались пять самооценок, наиболее тесно связанных с самооценками собственной социальной успешности в группе из 57-ми испытуемых. В таблице 1 коэффициенты корреляции предикторов с социальной успешностью показаны в колонке «ВесКоррКод» в круглых скобках. Относительный вес предикторов размещается перед скобками. Уравнение для расчета выглядит так:
Код Своб. чл. k1 k2 k3 k4 k5 x1 x2 x3 x4 x5 SOC -85,5181,5210,809 0,891 -0,184 0,005 22G 27G 07G 24G 39G
Pro(i) = -85,518 + 1,521 x 22G + 0,809 x 27G + 0,891 x 07G - 0,184 x 24G + 0,005 x 39G, где индексом (i) отмечен порядковый номер конкретного испытуемого. Численные значения признаков 22G - 39G, выраженные в 5-балльной шкале, умножались, каждое на 10 перед включением в формулу для расчета.
Таблица 1
Предикторы социальной успешности, их вес и корреляция (Корр) с результативным признаком SOC - самооценкой собственной социальной успешности
SOC |
Социально-успешный |
ВесКоррКод |
GGGGG 22023 |
Уверенность Спокойствие Подтянутость Уравновешенность Целеустремленность |
C C C C C OOOOO 43333 42200 |
Отвечая на вопросы теста «Зеркало», испытуемым необходимо было оценить в себе различные психологические качества по 5-балльной шкале. Полученные числовые данные были умножены на 20 для удобства последующего расчета. На рисунке 1 результаты одной из групп испытуемых. Пунктирная линия отражает собственные самооценки социальной успешности испытуемых, а сплошная линия - оценки социальной успешности по уравнению множественной линейной регрессии, указанному выше.
Рис. 1. Оценки успешности
По горизонтальной оси - порядковый номер испытуемого, по вертикальной оси - численные значения реальных самооценок (прямые линии) и прогнозируемых по тесту «Зеркало» самооценок социальной успешности.
На данном рисунке показано: 1 человек оценил свою социальную успешность на 20 баллов, 10 человек - на 60 баллов, 33 человека - на 80 баллов и 13 - на 100 баллов (пунктирные линии). Так, например, испытуемый под номером 43 оценил свою успешность на 80 баллов (четыре балла по 5-балльной шкале), а по прогнозу компьютера его социальная успешность приближена к 100 баллам (пик на сплошной линии). И действительно, прогноз подтверждается: данный студент отличается большой активностью на факультете, хорошей академической успеваемостью и авторитетом в группе. И наоборот, следующий (рядом справа) испытуемый под номером 45, оценил свою успешность на 100 баллов, а по прогнозу компьютера он имеет низкий уровень социальной успешности (глубокая яма на сплошной линии), что и подтверждается в жизни.
Результаты контрольных измерений прогнозируемых значений социальной успешности в сравнении с ее реальными оценками отражены в таблицах 2-4.
Таблица 2
Параметры (k) уравнения, коды (x) предикторов и результата (SOB)
Код Своб.чл. k1 k2 k3 k4 k5 x1 x2 x3 x4 x5 SOB -19,908 -1,926 1,386 1,232 0,374 0,220 18G 27G 22G 07G 03G
Таблица 3
Предикторы, их вес и корреляция (Корр) с результативным признаком (SOB)
SOB |
Социально-успешный |
ВесКоррКод |
18G |
Податливость |
50(-47)SOB |
27G |
Спокойствие |
36(+40)SOB |
22G |
Уверенность |
11(+43)SOB |
07G |
Подтянутость |
02(+42)SOB |
03G |
Подвижность |
01(+39)SOB |
Таблица 4
Реальные (REA) и вычисленные (PRB) самооценки
Испытуемые (обучающая выборка) |
PRB (вычисленные самооценки) |
REA (реальные самооценки) |
Испытуемые (контрольная выборка) |
PRB (вычис ленные само оценки) |
REA (реальные самооценки) |
||
2nB. |
.и |
24 |
1 |
3ЬГ. |
..н’ |
2 |
1 |
2nC. |
.. и |
30 |
1 |
4dM. |
..а’ |
6 |
1 |
3ЬБ. |
.. у |
34 |
1 |
4dM. |
. .и+ |
9 |
1 |
3vM. |
.. н |
35 |
1 |
3vC. |
е’ |
13 |
1 |
4vБ. |
...в |
35 |
1 |
4d3. |
..а’ |
16 |
1 |
3vБ. |
...е |
37 |
1 |
4d4. |
о’ |
20 |
1 |
4vfr.. |
.. о |
42 |
1 |
4d3. |
в’ |
23 |
1 |
3vB. |
.. и |
42 |
1 |
3vП.. |
а’ |
27 |
1 |
3bY. |
.о. |
44 |
1 |
2пП. |
....ы’ |
30 |
1 |
3ЬП. |
..к |
46 |
1 |
3b3. |
..с’ |
33 |
1 |
3vC. |
..о |
48 |
1 |
2пП. |
|
37 |
1 |
3vA. |
..в |
49 |
1 |
Me. |
.. u |
40 |
1 |
2пГ. |
...р |
50 |
1 |
4dn. |
н’ |
44 |
1 |
3bC. |
...о |
50 |
1 |
3vK. |
..е+ |
47 |
1 |
4dT. |
...в |
51 |
1 |
3vK. |
..и’ |
51 |
1 |
3vK. |
.ль |
52 |
1 |
2nX. |
..в’ |
58 |
1 |
3bC. |
...е |
55 |
1 |
2пИ. |
а+ |
61 |
1 |
2nH. |
...ч |
55 |
1 |
4vC. |
,...е+ |
65 |
1 |
3vБ. |
...е |
56 |
1 |
2nC. |
..о+ |
71 |
1 |
4vP. |
..о |
57 |
1 |
4ад.. |
,...е+ |
75 |
1 |
3vБ. |
..и |
57 |
1 |
3ЬП. |
.на+ |
82 |
1 |
3ЬФ. |
A |
61 |
1 |
2пШ |
..kO’ |
96 |
1 |
4dT. |
.. в |
46 |
99 |
4d^. |
..н* |
54 |
99 |
4ад. |
.р |
50 |
99 |
3ЬП. |
п* |
68 |
99 |
3bP. |
.. к |
55 |
99 |
4dK. |
..и* |
78 |
99 |
2nH. |
.в |
57 |
99 |
3ЬБ. |
о* |
85 |
99 |
2nO. |
.. ч |
61 |
99 |
3bP. |
к* |
89 |
99 |
3bK. |
.. о |
64 |
99 |
4dC. |
..р* |
92 |
99 |
4dC. |
.. н |
72 |
99 |
2пШ |
.И* |
99 |
99 |
Из таблицы 3 следует, что социально успешные студенты считают себя неподатливыми, спокойными, уверенными в себе, подтянутыми и подвижными.
В таблице 4 приводятся значения реальных (REA) и предсказанных (PRB) оценок успешности в двух выборках: контрольной (прогноз «вслепую») и обучающей.
«Слепая» проверка точности прогноза выполнена успешно: высоким реальным значениям самооценок соответствуют высокие прогнозируемые значения.
Диапазон прогнозируемых оценок в обучающей выборке от 2 до 99-ти единиц, а в контрольной выборке - от 24 до 72-х единиц (в сотых долях). Значение, равное 50 %, соответствует полной неопределенности прогноза.
Таким образом, по личностным особенностям, выявленным тестом «Зеркало», удается выполнить достоверный прогноз социальной успешности испытуемых. Самооценки личности являются высоко прогностичными в определении социальной успешности. Математическая статистика помогает в определении точности данного утверждения. И это подтверждает практика: несмотря на то, что некоторые (немногие) оценивают себя низко по тем или иным характеристикам, тест им дает высокий прогноз и наоборот. Значит, нужна внешняя экспертиза социальной успешности, что и является задачей наших следующих исследований.
Список литературы
Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
Берестнева О.Г. Компьютерная психодиагностика:учеб. пособие /
О.Г. Берестнева, А.Н. Лебедев, Е.А. Муратова. - Томск.: Изд-во ТПУ, 2005. - С. 114-124 .
Бовин Б.Г. Информативность экспертных оценок и самооценок в задачах профессиональной диагностики / Б.Г. Бовин, А.Н. Лебедев, Т.И. Литвинова, А.М. Раков // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - Вып. 10 (73). - С. 81-88. - (Серия «Педагогика и психология»).
Дементий Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.И. Дементий. - Ташкент, 1990. - 25 с.
Егоров И.В. Основания и принципы создания техники «Таблица перевода фаз MMPI (миннесотского многофазового личностного перечня) в социально-психологические качества личности / И.В. Егоров // Ученые записки РГСУ. - 2006. - № 5 (спецвыпуск). - С. 128-136.
Егоров И.В. Динамика взаимосвязи выраженности некоторых самооценоч- ных социально-психологических качеств личности студентов педагогического вуза / И.В. Егоров // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». - 2007. - № 2 (17). - С. 38-50.
Лебедев А.Н. Предикторы профессионального роста / А.Н. Лебедев, Т.И. Литвинова, Д.А. Абрамов// Коллективные научно-исследовательские проекты «Учитель - ученики». 2006-2007 гг. / Отв. ред. А.А. Яковлев. - М.: ГУ-ВШЭ, 2007. - С. 257-274.
Солоед К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации: дис. ... канд. психол. наук / К.В. Солоед. - М., 1997. - 142 с.
Федосеева А.М. Проблема жизненной успешности и пути ее исследования / А.М. Федосеева, Л.А. Мальц // Человек в контексте эпохи: мат-лы регион. науч. конференции, посвященной 85-летию М.Е. Бударина (30 ноября 2005 г.) / Отв. ред. И.И. Кротт [и др.]. - Омск : ОмГПУ, 2005. - С. 235-240.
10. Филонов Л.Б. Принципы диагностики индивидуальности в психологической антропологии / Л.Б. Филонов, И.В. Егоров // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сб. науч. ст. / Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. - М.: Экон-Информ, 2010. - С. 58-63.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru
Дата добавления: 23.03.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |