Ф.А. Михайловский,С.Н. Новикова
Статья содержит методические рекомендации по составлению рабочих программ на основе требований ФГОС (авторы используют в качестве примеров различные типы уроков истории в 5-м классе).
В настоящее время важнейшим нормативным документом, содержащим совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, служит Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года за № 1897 (http://standart.edu.ru).
В документе указано, что современное информационное общество требует формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Последняя предполагает активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности. Для достижения указанной цели необходимо изменение роли участников образовательного процесса. Если традиционная система преподавания предполагала в качестве основной функции учителя трансляцию информации, а главной функцией ученика - ее репродукцию, то в инновационной системе функции участников учебного процесса меняются. Учитель превращается из источника информации в консультанта. Он должен организовывать деятельность обучающегося по работе с информацией на основе используемой модели урока, а ученик - осуществлять поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Задача учителя - научить ребенка учиться, то есть самостоятельно овладевать знаниями и применять их в практической деятельности.
Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования - воспитание на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями. Пункт II.2.4. ФГОС о содержательном разделе общей образовательной программы каждого учебного заведения включает рабочие программы по отдельным учебным предметам. Рабочая программа должна содержать:
пояснительную записку, конкретизирующую общие цели среднего (полного) общего образования с учетом специфики учебного предмета;
общую характеристику учебного предмета, курса;
обоснование места учебного предмета, курса в учебном плане;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Таким образом, рабочая программа по учебному предмету - это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, а также особенностей учащихся конкретного класса. Она также является индивидуальным инструментом учителя, позволяющим правильно определить наиболее эффективные для каждого класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
В свете сказанного рабочая программа по предмету играет значимую роль в реализации требований ФГОС. Различные специалисты (авторы учебников, методисты и учителя) предлагают свои варианты рабочих программ. Однако каждый учитель должен уметь составлять свою программу самостоятельно.
Наибольшие трудности возникают при определении планируемых результатов обучения на каждом уроке. Опытные учителя хорошо знают, какими должны быть предметные результаты обучения. Сложнее определить, какие метапредметные и личностные результаты должны быть достигнуты обучающимися на каждом занятии.
Рассмотрим этот вопрос на примере изучения истории Древнего мира в 5-м классе. Предварительно сформулируем ожидаемые результаты обучения пятиклассников, относящиеся ко всему курсу.
Предметные результаты:
знание основных исторических фактов эпохи Древнего мира, социально-экономического, политического и культурного аспектов развития древних обществ;
усвоение основного понятийного аппарата исторической науки и умение его применять для раскрытия сущности и значения исторических событий, явлений и процессов;
умение сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения;
умение применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век - с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до нашей эры, выявлять синхронность и диахронность событий;
умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;
способность оценивать вклад древних народов в мировую культуру.
Метапредметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:
умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель и задачи работы, определять последовательность действий, прогнозировать и оценивать результаты своей работы;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим;
умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира подразумевают:
формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры Древнего мира;
развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к фактам прошлого и бережного отношения к историческим памятникам, осознание необходимости их изучения и охраны.
Однако невозможно работать над достижением учащимися сразу всех этих результатов на каждом уроке. Для каждого урока в рабочей программе необходимо указывать планируемые результаты обучения, достижение которых возможно в рамках конкретного занятия.
Существуют разные типы уроков, и каждый из них позволяет учителю уделять внимание той или иной группе планируемых результатов в большей или меньшей степени. Рассмотрим несколько примеров.
«Увлекательный мир истории» - тема вводного занятия в 5-м классе. Целевая установка этого урока «Формирование представлений об истории как науке, изучающей жизнь и деятельность людей в прошлом, ее общественном значении, а также об исторических источниках как основе исторических знаний».
Предметными результатами обучения пятиклассников на первом уроке являются: усвоение понятия «всеобщая история», знание периодизации истории Древнего мира, первичные представления об археологии и вспомогательных исторических дисциплинах, умение различать письменные и вещественные исторические источники, знание структуры учебника и правил работы с ним.
Личностные результаты обучения: познавательный интерес к истории и понимание важности исторических исследований для жизни человека и общества.
Метапредметные результаты обучения подразумевают универсальные учебные действия (УУД), которыми должны овладеть школьники на занятии. Поскольку УУД суть действия универсальные, то они не связаны с конкретной учебной дисциплиной, носят надпредметный характер и формируются также на уроках по другим предметам. Формулируя метапредметные результаты, следует выделять познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
На рассматриваемом уроке можно выделить следующие УУД.
Познавательные: умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное, раскрывать значение терминов.
Личностные: соблюдение дисциплины на уроке, уважительное отношение к учителю и одноклассникам.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные: умение слушать учителя и участвовать в обсуждении вопросов.
Уже в 5-м классе могут быть предложены уроки, являющиеся, по сути, практическими занятиями по источникам. Например, урок, посвященный изучению законов Хаммурапи. Цель данного занятия состоит в формировании представлений об истории Древневавилонского царства, а также о Законах Хаммурапи как важнейшем историческом источнике, и в приобщении учащихся к интерпретации исторических источников.
Предметными результатами обучения учащихся на уроке являются: знание причин возвышения Вавилона, роли царя Хаммурапи в истории Древневавилонского царства, содержания судебника царя; умение давать характеристику правлению царя и его законодательству; высказывание аргументированного суждения о значении законов Хаммурапи; умение показывать на карте Вавилон и границы Древневавилонского царства, а также работать с историческими документами.
Личностные результаты обучения на данном занятии состоят в формировании познавательного интереса к изучению исторических источников и понимания роли личности в истории.
Метапредметные результаты обучения на практическом занятии определяются следующими УУД.
Познавательные: умение работать с различными источниками и преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую, отличать факты от мнений. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей между объектами и явлениями.
Личностные: применение полученных знаний в практической деятельности; потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение воспринимать устную и письменную информацию; работать в группах; аргументировать свою точку зрения.
Примером комбинированного урока может служить урок по теме «Пелопонесская война». Цель занятия состоит в формировании представлений о причинах, ходе, результатах и значении Пелопоннесской войны.
Предметными результатами обучения на данном уроке будут: знание причин, хода и итогов Пелопоннесской войны; оценка личности Алкивиада и его роли в войне; объяснение причин поражения Афин в войне и оценка последствий этого; умение показывать на карте места основных сражений войны.
Личностными результатами обучения назовем познавательный интерес к истории, процессу научного познания, а также представление о многофакторности исторического процесса, о сочетании объективных и субъективных причин, влияющих на течение и исход событий.
Метапредметные результаты обучения определяются следующими УУД.
Познавательные: умение выделять главное в тексте; грамотно формулировать вопросы; работать с различными источниками информации; готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.
Личностные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя и делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп; развитие навыков выступления перед аудиторией.
Наконец, приведем пример повторительно-обобщающего урока. Такие уроки проводятся после изучения некоторых тем и разделов учебника. Рассмотрим повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданские войны в период Римской республики». Цель занятия - обобщение и систематизация знаний учащихся.
Предметными результатами обучения на этом занятии будут: знание основных терминов, понятий и дат, причин гражданских войн в Риме и причин падения республики; умение давать характеристику периоду гражданских войн в Риме; описание личности деятелей римской истории периода гражданских войн; Знание и умение показывать на карте географические объекты, связанные с гражданскими войнами в Римской республике.
Личностные результаты обучения предполагают развитие познавательного интереса к истории и процессу научного познания; осознание неизбежности замены устаревшего государственного строя новым; понимание необходимости повторения для закрепления знаний.
Метапредметные результаты обучения на повторительно-обобщающем занятии определяются следующими УУД.
Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти; сравнивать и анализировать объекты; делать выводы на основании сравнений; давать определения понятиям; работать с тестами различного уровня сложности.
Личностные: уважительное отношение к учителю и одноклассникам; эстетическое восприятие объектов культуры; применение полученных знаний на практике.
Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; представлять результаты работы; развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения; развитие навыков выступления перед аудиторией.
Учителю важно помнить, что процесс формирования УУД требует времени, постоянной работы из урока в урок. Это необходимо учитывать при составлении рабочей программы по предмету. На каждом последующем уроке школьники должны осваивать все более сложные учебные действия и закреплять уже освоенные. Считаем, что предложенные структура и содержание рабочей программы способствуют реализации требований ФГОС и соответствуют новой дидактической модели образования, основанной на компетент- ностной образовательной парадигме.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru
Дата добавления: 08.04.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |