Реферат по предмету "Философия"


Философия насилия

Реферат по философии Тема: «Философия насилия» Введение Поскольку философия наука о Всеобщем, анализ любого явления она доводит до обнаружения исходного основания. Знание этого свойства позволяет давать описание свойств внешнего мира и с помощью этого изменять природу, общество и мышление. Это позволяет понять явление, то есть узнать то общее, что образует данное множество явлений, и как это общее организует бытие каждого проявления этого явления.

Так как философия доводит анализ любого явления до обнаружения предельно широких множеств, это множества объективного и субъективного, т.е. любую проблему философия начинает решать с анализа взаимоотношений объективного и субъективного в пределах существования данного явления. Таким образом, мы должны решить основной вопрос философии, отнеся данное явление к одному из предельно широких множеств: материального или идеального. Также мы можем сформировать определение понятия явления,

исходя из определения общества и человека. Кроме того, мы имеем возможность представить структуру явления, исходя из определения структуры. Также, философия даёт нам аппараты исследования – с помощью диалектического и метафизического подходов. И наконец, полученные знания формируют и изменяют наше мировоззрение и методы исследования и преобразования мира. 1. Понятие насилия Насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью

силы. Однако не всякое применение силы можно именовать насилием; совершенно очевидно, что таковыми не являются, например, действия штангиста, поднимающего тяжелые гири, или шахтера, прорубающего тоннель в скалах. О насилии можно говорить тогда, когда сила переламывает силу. Но и здесь требуется уточнение. Не принято считать насильственными действия волка задравшего овцу, или охотника, победившего в рукопашной схватке медведя.

Насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волей; оно в этом смысле есть общественное отношение. Насилие разрывает общественную коммуникацию, разрушает ее общепризнанные основания, получившие выражение в традициях, обычаях, праве, иных формах культуры. В этом смысле оно всегда представляет собой нарушение некоего договора, нормы, правила, односторонний выход за принятые рамки коммуникации. Совершающий насилие в отношениях с теми, на кого направлены его

насильственные действия, преступает некую черту, которую они ранее обязались не преступать. В процессе насилия одни индивиды (группы людей, сообщества) навязывают себя, свои цели и нормы другим, стремятся подчинить их себе. Насилие – не просто разрыв интер-субъективной коммуникации, а такой разрыв, который осуществляется как бы по ее собственным законам; оно оправдывает себя тем, что якобы задает более высокую коммуникативную основу. В этом смысле насилие есть феномен культуры и истории.

Так же насилие связано с объективными факторами, определяемыми в конечном счете уровнем развития производственных сил. Оно может являться одним из способов принуждения к труду. Итак, выделим, исходя из проведенного анализа, основные признаки: • Насилие представляет собой такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которого одни индивиды и группы людей подчиняют себе других, узурпируют их свободную волю. •

Насилие есть внешнее воздействие на человека, по преимуществу его физическое принуждение. • Насилие совершается человеком (группой людей) и может быть ответом на насилие. • Насилие всегда направлено на достижение какой-либо цели. • Мотивы и цели в понятии насилия играют большую роль. • Будучи навязыванием воли одних другим, насилие может быть интерпретировано как разновидность отношений

господства, власти. • Может являться одним из способов принуждения к труду. • Насилие может быть как физическим, так и психологическим. В нашем подходе, где мы идем от определения и человека, как существа, делающего сознательный вклад в общественное производство жизни, можно сделать вывод, что насилие мешает делать ему этот вклад. А мешать ему могут лишь 2 фактора: физический – как физическое подавление и лишение физической возможности

делать этот вклад, и психологический, как информационное подавление в сознании желания делать этот вклад. Тогда это всё что, что мешает нашему обществу развиваться. Психологическое насилие, отнимает, подавляет у человека желание понимать, а значит, его множество идеального в меньшей степени отражает множество материального, следовательно, он имеет меньше возможностей для работы с отражаемым миром, следовательно, он делает меньший вклад в развитие общества, чем мог бы.

Отсюда можно сделать вывод, что насилие – это то, что мешает человеку делать сознательный вклад в общественное производство жизни. 2. Структура насилия Анализ структуры явления начнем, прежде всего, с соотнесения материальной и идеальной сферы его существования. Насилие – явление материальное, т. к. носителем насилия является человек. Взаимодействие конкретных объектов окружающего мира (людей) происходит посредством этого явления. Насилие идеально в том смысле, что оно мешает пониманию, сужает возможности отражения

конкретного человека. На основе взаимодействия материального и идеального аспектов насилия проанализируем структуру насилия. Выделим субъект и объект насилия, т.е. носителя насилия и то, на что оно направлено. Субъектом насилия является человек, который его совершает. Объектом насилия является другой человек, а как результат насилия – помеха для вложения вклада этого человека в общественное производство жизни. Теперь выделим взаимосвязь элементов.

Взаимодействие между субъектом явления насилия и объектом есть реакция этого объекта на субъект. Структура явлений психологического и физического насилия незначительно различается. Таким образом, структура явления: Человек А совершает насилие над человеком B. Человек В делает меньший вклад в общественное производство жизни. С развитием общества происходит изменение структуры насилия: преобладающая роль переходит к психологическому

насилию. В настоящее время мы наблюдаем именно это: масс-медиа старается создать информационный хаос, скрывая от нас объективную действительность. Насилие в человеческом существовании – явление временное, т. к. если это не так, то в конце концов любое общество исчезнет, а чтобы выжить каждый в обществе должен быть человеком и делать как можно больший сознательный вклад в общественное производство жизни. 3. Диалектика насилия Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития и основанного на этом

метод познания и преобразования внешнего мира, т.е. диалектика – это наука о развитии. Подход к изучению явления диалектика выражает как его рассмотрение с точки зрения борьбы и единства противоположных сторон, т.е. явление есть результат взаимосвязи противоположностей. Форма насилия постоянно менялась – от первобытного до нашего времени. Другое дело форма насилия в разных социальных группах, будь то семья или школа.

В явлении насилия можно найти то исходное свойство, которое будет выстраивать взаимосвязь остальных. Рассмотрим с точки зрения взаимосвязи противоположностей. Основное противоречие содержится во взаимодействии. Исходя из определения, данного нами, то противоречием в явлении является взаимодействие того, что помогает делать человеку сознательный вклад в общественное производство жизни, и тем, что мешает делать ему этот

вклад. Это противоречие до сих пор движет развитием насилия. Выделим этапы развития насилия. В рабовладельческий период насилие преимущественно было одной из форм принуждения к труду. В средневековье насилие было распространено во всех сферах жизни, в отношениях феодалов и крестьян, между государствами, между приверженцами различных религий. В настоящее время насилие носит преимущественно психологический характер.

Но также можно выделить форму, которая появилась сравнительно недавно – это террор. Он является применением силы или угрозой её применения в политических целях. Таким образом, насилие прошло в своём развитии путь от физической помехи для совершения сознательного вклада в общественное производство жизни до психологического насилия, когда объект насилия даже не осознает самого факта совершения насилия. 4. Современная проблематика насилия

Как уже было отмечено выше, сегодня насилие приобрело массовый характер, причем в психологической форме. Процесс «промывания мозгов» – вот основной инструмент психологического насилия сегодня. Нескончаемый поток информации мешает делать сознательный вклад в общественное производство жизни, и в итоге мы делаем непонятно что. Человек не может понять, ГДЕ он и ЗАЧЕМ он! А раз так, то он не нужен! Но те же инструменты психологического насилия настолько

«засоряют» мозги, что об этом человек даже не задумывается. Итог – деградация производственных сил общества. Для России справедливо всё вышесказанное. Те, кто контролирует инструменты массового психологического насилия, наплевал на судьбу России, и лишь удовлетворяет свой коренной интерес. И пока до нас не дойдет, всё будет продолжаться в том же духе, а именно – будет продолжаться процесс

деградации производительных сил в России. Значит, нас ожидает качественный скачок - либо общество погибнет, либо до нас дойдет. И то и другое сулит революцией и сменой собственника. Заключение После написания данного реферата мое уважение к философии выросло. Я поняла, что из множества различных определений одного и того же явления можно выделить предельно общее определение, которое подходит под все случаи, т.е. характеризует любое проявление этого явления.

Я поняла, что если использовать такой подход к каждому явлению, понятию, вещи, т.е. находить исходное (всеобщее) свойство, то жить станет проще, все становится предельно просто. Окружающий мир существует вне и независимо от сознания. Я поняла, что его нельзя познать полностью, т.к. познание в человеческом существовании представлено наукой, которую человек сам и изучает и, учитывая, что знание бесконечно, ставить вопрос о полном познании

окружающего мира бессмысленно. Я поняла, что в современном мире нас кругом окружает явление насилия. Оно присутствует во всех взаимоотношения между людьми и окружающим миром. И, наконец, я понял, что философия – довольно интересная наука и, видимо, это наука обо мне.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :